На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Ранние реалистические рассказы А.М. Горького:идейно тематическое содержание. Образы. Поэтика. Романтические тенденции

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Мурманский филиал НОУ ВПО  
«Санкт-Петербургский

Гуманитарный  университет Профсоюзов» 
 

Заочный факультет 

Контрольная работа 

По  дисциплине: литература
Тема: Ранние реалистические рассказы А.М. Горького:идейно – тематическое содержание. Образы. Поэтика. Романтические тенденции.
(«Челкаш», «Супруги Орловы», «Коновалов» и др.) 
 

Выполнила:
Студентка 3 курса
Факультета СКД
Группа СКД-6-09
Ковалева Ирина Владимировна
8-9217247513
Проверил:
Иванова Людмила Михайловна 
 

Мурманск 2012.
 

      
     СОДЕРЖАНИЕ 

Стр.
Введение 3
1. А.М.  Горький. Поэтика его творчества..……………………………...……....5
2. Ранние реалистические произведения. Образы. .8
Заключение ..…20
Список  используемых источников 23 

 

      
      ВВЕДЕНИЕ.
      Реали?зм  в литературе — правдивое изображение  реальной действительности.
      Во  всяком произведении изящной словесности  мы различаем два необходимых  элемента: объективный — воспроизведение  явлений, данных помимо художника, и  субъективный — нечто, вложенное  в произведение художником от себя. Останавливаясь на сравнительной оценке этих двух элементов, теория в различные  эпохи придаёт большее значение то одному, то другому из них (в связи  с ходом развития искусства, и  с иными обстоятельствами).
      Отсюда  два противоположных направления  в теории; одно — реализм — ставит перед искусством задачу верного воспроизведения действительности; другое — идеализм — видит назначение искусства в «пополнении действительности», в создании новых форм. Причём исходным пунктом служат не столько наличные факты, сколько идеальные представления.
      Эта терминология, заимствованная из философии, вносит иногда в оценку художественного  произведения моменты внеэстетические: Реализм совершенно неправильно  упрекают в отсутствии нравственного  идеализма. В расхожем употреблении термин «Реализм» означает точное копирование  деталей, по преимуществу внешних1.
      Несостоятельность этой точки зрения, естественным выводом  из которой служит предпочтение протокола  — роману и фотографии — картине, совершенно очевидна; достаточным опровержением  её служит наше эстетическое чувство, которое ни минуты не колеблется между  восковой фигурой, воспроизводящей  тончайшие оттенки живых красок, и мертвенно-белой мраморной статуей. Было бы бессмысленно и бесцельно  создавать ещё один мир, совершенно тождественный с существующим.
      Алексей Максимович Горький считается основоположником социалистического реализма. Творчество молодого Горького было проникнуто высокой идейностью, насыщено принципиальной и острой социальной проблематикой, в которой сочетались и гневное обличение, и страстный призыв к героическим подвигам. Горький создал образы, исполненные силы и мужества, страстного негодования и большой самоотверженной любви, жажды борьбы и гордого призыва к свободе.
      Копирование внешнего мира само по себе даже самой  резкой реалистической теории никогда  не представлялось целью искусства. В возможно верном воспроизведении  действительности усматривался лишь залог  творческой самобытности художника. В  теории реализму противополагается  идеализм, но на практике ему противостоит рутина, традиция, академический канон, обязательное подражание классикам  — другими словами, гибель самостоятельного творчества. Начинается искусство с  действительного воспроизведения  природы; но, раз даны популярные образцы  художественного мышления, появляется творчество из вторых рук, работа по шаблону. 

 

      
    1. А.М. Горький. Поэтика его творчества.
      Макси?м Го?рький, также известный как  Алексе?й Макси?мович Го?рький (при  рождении Алексе?й Макси?мович Пешко?в; 16 (28) марта 1868, Нижний Новгород.
      Русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых популярных авторов рубежа XIX и XX веков, прославившийся изображением романтизированного деклассированного персонажа («босяка»), автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал-демократам, находившийся в оппозиции царскому режиму, Горький быстро получил мировую известность.
      Рано  осиротев, Горький провёл детские  годы в доме своего деда Каширина. С 11 лет вынужден был идти «в люди»: работал «мальчиком» при магазине, буфетным посудником на пароходе, пекарем, учился в иконописной мастерской и др.
      В юности попытался поступить в Казанский университет. Познакомился с марксистской литературой и пропагандистской работой.
      Первоначально Горький скептически отнёсся  к Октябрьской революции. Однако, после нескольких лет культурной работы в Советской России (в Петрограде руководил издательством «Всемирная литература», ходатайствовал перед  большевиками за арестованных) и жизни  за рубежом в 1920-е годы (Мариенбад, Сорренто), вернулся в СССР, где последние  годы жизни был окружён официальным  признанием как «буревестник революции» и «великий пролетарский писатель», основатель социалистического реализма.
        «Горького многие не считают поэтом, и совершенно зря. Например, „Валашская легенда“ (она же — „Легенда о Марко“). Мне довелось как-то слышать современную песню, написанную на это стихотворение. Мне сразу стало интересно, будет последняя строфа или нет. Как я и предполагал, её не было. За строкой „От Марко хоть песня осталась“ пошёл вокализ (явно имелась в виду упомянутая песня). А ведь ради этой последней, ницшеанской строфы Горький и писал свою основанную на довольно типичном фольклорном сюжете балладу»2.
      Вступление  в литературу и вместе в революционную  борьбу художника пролетариата, основоположника  социалистической литературы Горького совпало с началом третьего, пролетарского  периода освободительного движения в России, периода «движения самих  масс», с началом деятельности гениального  вождя пролетариата и создателя  его партии В. И. Ленина.
      Творчество  молодого Горького было проникнуто высокой  идейностью, насыщено принципиальной и острой социальной проблематикой, в которой сочетались и гневное  обличение, и страстный призыв к  героическим подвигам. Горький создал образы, исполненные силы и мужества, страстного негодования и большой  самоотверженной любви, жажды борьбы и гордого призыва к свободе.
      Горький начал свою литературную деятельность как поэт.
      О боевой, оптимистической, гражданской  направленности ранней поэзии Горького говорит одно из немногих дошедших до нас стихотворений, в котором  писатель декларирует свою позицию:
      Не  браните вы музу мою,
      Я другой и не знал, и не знаю,
      Не  минувшему песнь я слагаю,
      А грядущему гимны пою3.
      В ранней поэзии Горького звучали порой  нотки горечи и разочарования. Однако они не имели ничего общего с бескрылой  поэзией 80-х годов, поэзией безволия и пессимизма; они возникали вследствие действенной непримиримости юноши-поэта  с окружавшими его ложью и  злом, вследствие вражды его с буржуазно-мещанской  средой.
      Программные заявления поэта: «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться», «Я грядущему  гимны пою» — получили свое идейное  и художественное развитие в его  творчестве первой половины 90-х годов4.  

 

      
      2.Ранние реалистические произведения. Образы.
      Ранние  произведения — «Девушка и Смерть», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе»  — идейно близки друг другу. Каждое из них является гимном героическому настоящему и светлому грядущему. Все  они проникнуты идеей утверждения  жизни, достойной человека, наполнены  призывом к действенной, мужественной борьбе за нее. Эти произведения —  манифесты истинного гуманизма  и демократизма.
      «Девушка  и Смерть» была отослана Горьким  в 1892 году в казанскую газету «Волжский  вестник», но редактор газеты Рейнгардт, боясь цензуры, отказался напечатать поэму5.
      Горький опубликовал это произведение лишь в 1917 году, незадолго до Великой Октябрьской  социалистической революции. Он предполагал, что «Девушка и Смерть» вызовет  отклики критики, но буржуазная критика  предпочла обойти молчанием поэму, утверждающую победу жизни над смертью.
      Идея  поэмы раскрыта И. В. Сталиным. 11 октября 1931 года он написал на тексте книги  Горького: «Эта штука сильнее, чем  „Фауст“ Гете (Любовь побеждает  смерть)»6
      В поэме «Девушка и Смерть» отчетливо  обозначился горьковский подход к освоению богатств русского народного  творчества. Горький развивает передовые  традиции русской литературы XIX века — Пушкина, Лермонтова, Некрасова, —  решительно выступая и против фольклорной  экзотики — распространенного в  реакционной литературе эстетского любования фольклором, и против этнографизма, т. е. использования фольклора с  целью придать произведению местный  колорит. Творчески перерабатывая  фольклор, Горький усиливает и  обогащает народнопоэтические мотивы и образы, заостряя их против враждебных народу социальных форм жизни, против реакционной эстетики. Борясь с реакционной фольклорной романтикой, Горький совершенно по-новому дает образ Смерти — он снижает, опрощает традиционный образ, переводя его в бытовой, житейский план7. Горький изображает Смерть в виде ворчливой, грубоватой старухи, одетой в лапти и простую деревенскую одежду; старуха-смерть любит подремать, грея на солнце старые кости. Рассказ о Каине и Иуде, вставленный в сказку в виде сна Смерти, представляет собою вариант духовного стиха, апокрифического сказания-легенды, близкого к тем сказам горьковской бабушки Акулины Ивановны про Иону, Ивана-воина, дьякона Евстигнея8, которые в творчески переработанном виде введены в повесть «Детство».
      В поэме «Девушка и Смерть» ярко выразился основной принцип всего  горьковского творчества: воспевание смелых и сильных духом борцов во имя жизни и разоблачение тех, кто исковеркал жизнь, поработил  человека и продолжает убивать его  физическую и духовную силу.
      Совершенствовался художественный талант Горького. В  таких произведениях, как «Коновалов», «Супруги Орловы», «Бывшие люди», «Скуки ради», «Кирилка», поставлены и разрешены  большие общественно-политические темы, созданы поистине классические образы, составившие в русской  литературе новую галерею социальных типов. Герои произведений Горького являются выходцами из разных социальных групп: это крестьяне, ремесленники, интеллигенты. Образ каждого героя, раскрывая общие, типические для  данной социальной группы черты, в то же время индивидуален.
      В Коновалове и Григории Орлове много  общего, свойственного им как рабочим  людям, любящим труд, но каждый из героев резко индивидуален и в этой своей  индивидуальности в то же время типичен. В неуспокоенности, неудовлетворенности Коновалова, в его скитаниях, в стихийном протесте отчетливо чувствуются отзвуки народного гнева, социальной ненависти. У Коновалова органичнее связь с народными массами, чем у Григория Орлова. В анархическом стихийном протесте Орлова неизмеримо больше мещанского индивидуализма.
      В ранних произведениях Горького образы природы проникнуты острой социальной тенденцией, чаще всего они содержат в себе символику революционной  борьбы, говорят о назревающей  революции. Таковы образы бури и грозы  в валашской сказке «О маленькой  фее и молодом чабане», весенней природы в рассказе «О чиже, который  лгал...», моря в «Песне о Соколе»  и «Коновалове», туч в «Бывших  людях», ледохода в «Кирилке», весеннего  солнца, побеждающего темные, холодные тучи в рассказе «На плотах».
      Молодой Горький и своими рассказами, и  своими статьями призывал литературу и общество к борьбе с буржуазным искусством, щеголявшим своей мнимой «свободой», с искусством, оторванным от жизни, от интересов народа. Он выступал за искусство действенное, вторгающееся в жизнь, перестраивающее ее, за искусство, разоблачающее эксплуататоров, —  искусство реалистическое, доступное  массам.
      Горький поставил перед собой и перед  всей передовой литературой задачу: бороться за принципы воинствующего  истинного демократизма, за пропаганду идей гуманности, за воспитание в человеке ненависти ко всяческому насилию, угнетению, к пошлости и подлости в жизни.
      Начало  литературной деятельности Горького относится  к 1892 г. По паспорту "подмастерье  малярного цеха", по временному занятию  рабочий железнодорожных мастерских, Горький в то время был в  Тифлисе9. Он снес в редакцию "Кавказа" полусказочный очерк из знакомой ему по бессарабским странствованиям цыганской жизни "Макар Чудра", который и был напечатан в № от 12 сентября. Рассказ имел успех. Вернувшись в Нижний, Горький поместил несколько очерков в казанских и нижегородских газетах, а рассказ "Емельян Пыляй" был принят в "Русские Ведомости". В 1895 г. в "Русском Богатстве" помещен рассказ Горького "Челкаш"; затем в течение 1895, 1896 и 1897 годов появились рассказы: "Ошибка" и "Супруги Орловы" - в "Русской Мысли"; "Тоска", "Коновал", "Бывшие люди" - в "Новом Слове"; "Мальва" и "Озорник" - в "Северном Вестнике". В 1895 г. Горький напечатал в "Самарской Газете" ряд рассказов под заглавием "Теневые Картинки". В этой же газете появились рассказы Горького "Старуха Изергиль", "На плотах", "Скуки ради", "Однажды осенью" и "Песня о Соколе", ряд рассказов, не вошедших в собрание его сочинений ("На соли", "Сказка", "О маленькой Фее и молодом Чабане" и др.) и стихотворений.
      Успех заслужен им вполне законно. Он обусловлен прежде всего тем, что у Горького яркое, истинно-художественное дарование, которого не решаются отрицать самые  злые ненавистники его. Основные свойства его таланта: замечательная наблюдательность и колоритность, заражающая читателя свежесть восприятия, высокое развитие чувства природы, первостепенная меткость афоризма10. Наблюдательность Горького особого рода: он никогда не тонет в реалистических мелочах, схватывая немного, но зато самые основные черты.
      Общим для ранних произведений Горького («Девушка и Смерть», «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «О чиже, который  лгал, и о дятле — любителе истины», «О маленькой фее и молодом  чабане») является воспевание сильной  воли и страстного стремления к свободе, противопоставленных обывательской  морали, рабьей «философии» мещанства, с его инертностью, пошлостью, трусостью, боязнью нового. В «Макаре Чудре» и «Валашской сказке» воспроизведен  один и тот же пейзаж — бескрайняя степь и необъятный купол неба, показаны сильные волей, крепкие духом, бесстрашные свободолюбивые люди — Лойко, Радда, Чабан. В настроении Чабана, во всем его поведении в бурю и в самом характере изображенной бури-грозы есть нечто созвучное героическим Соколу и Буревестнику.
      Жизнеутверждающей идеей, пафосом борьбы света с  тьмой, передового, свободолюбивого  с инертным, реакционным проникнута песня Чижа в произведении «О чиже, который лгал...». Чиж зовет птиц лететь «туда — и страну счастья!.. Туда — в это чудное „вперед“!», где «вечный неиссякаемый свет», где жизнь исполнена достойных  человека деяний11. В этом произведении Горький использует традицию сатирических сказок Салтыкова-Щедрина.
      В рассказе «Старуха Изергиль», содержащем в себе знаменитую легенду о мужественном Данко, и в «Песне о Соколе»  Горький наиболее ярко выразил в  начальный период своей деятельности свои революционные настроения, свои не вполне еще осознанные предчувствия революции. Писатель противопоставил  в них революционно-гуманистические  идеи культу крайнего индивидуализма и антигуманизма в буржуазной литературе и философии, одним из представителей которой был Ф. Ницше.
      В «Старухе Изергиль»12 противопоставлены друг другу две сильные личности: Ларра и Данко. Ларра — это и есть «сверхчеловек» Ницше, эгоист, деспот, насильник; он проклят людьми, наказан вечным одиночеством, отчуждением. Данко — натура героическая, бесстрашная, самоотверженная. Он не пожалел своей жизни для спасения людей, вырвал свое сердце и, освещая им, как горящим факелом, дорогу, вывел людей из мрака лесной трущобы к свету, к свободе.
      В «Песне о Соколе», как и в легендах-рассказах  старухи Изергиль, Горький использовал  принцип идейного контраста: гордый, мужественный, самоотверженный Сокол  противопоставлен низменно эгоистическому и малодушному Ужу. Горький сочетает здесь сатиру с гимном мужеству и  бесстрашию.
      «Песня  о Соколе» проникнута страстным  революционным пафосом борьбы с  врагом, она — пламенный призыв к свободе, к свету, к героическим  подвигам.
      Для программных, революционных произведений Горького 90-х годов характерен аллегоризм, иносказательность. Аллегорию Горький  считал наиболее сильным средством  поэтического обобщения революционных  дум 
и настроений, действенной формой пропаганды их. Недаром «Песня о Соколе» и  «Песня о Буревестнике» распространялись как прокламации.
      В статье «О том, как я учился писать» (1928) Горький заметил: «...на вопрос: почему я стал писать? — отвечаю: по силе давления на меня „томительно бедной жизни“ и потому, что у меня было так много впечатлений, что „не  писать я не мог“. Первая причина  заставила меня попытаться внести в  „бедную“ жизнь такие вымыслы, „выдумки“, как „Сказка о соколе и уже“, „Легенда о горящем сердце“, „Буревестник“, а по силе второй причины я стал писать рассказы „реалистического“  характера — „Двадцать шесть  и одна“, „Супруги Орловы“, „Озорник“»13.
      Раннее  творчество красноречиво свидетельствует  о богатстве жизненных впечатлений  молодого Горького.
      Создав  героические образы Девушки, Данко, Сокола, Горький в своих рассказах, повестях, очерках и фельетонах коснулся также множества других, социальных тем. Он писал о рабочих людях  и об их эксплуатации в условиях капитализма, о жертвах капитализма  — босяках, об интеллигенции, мещанстве  и т. д.
      Главный герой большинства рассказов  Горького — это человек из народа, представитель трудовых слоев города и деревни.
      Горький хорошо знал русский народ, любил  его за высокие духовные, моральные  качества, восхищался его изумительной талантливостью, предсказывал ему великое  и светлое будущее и неустанно  боролся за это будущее.
      Со  всей суровой правдивостью Горький  пишет о том, как собственничество заражает своим ядом людей из народа, разобщает их, порождает эгоизм, индивидуализм, как они становятся рабами собственничества. Жаждой накопления одержим босяк Емельян Пиляй. Мечта Емельяна — добыть денег  и стать кабатчиком и тем самым  «независимым». Для достижения этой цели Пиляй оправдывает даже такое  средство, как убийство. Из-за денег  готов убить Челкаша крестьянин-бедняк Гаврила.
      Рассказ «Челкаш» свидетельствует о том, как правильно и глубоко оценивал молодой Горький всю враждебность, губительность для человечества капиталистической системы, в условиях которой рабочий народ, создающий все материальные и духовные ценности, сам лишен их; больше того, эти ценности, например машины, в руках капиталистов являются средством еще большего порабощения народа. В картине порта, которой начинается рассказ, Горький показывает, с одной стороны, гиганты-пароходы, могучие машины, созданные человеком, а с другой, — отупевших от усталости, оборванных, потных, грязных рабочих. «В этом сопоставлении, — пишет Горький, — была целая поэма жестокой иронии»14.
      Внешне  эта картина не связана с идущим вслед за ней повествованием «о маленькой  драме, разыгравшейся между двумя людьми», но она является ключом к пониманию идейного смысла происходящего, того, что описано далее. Картина порта говорит о капитализме и его волчьих законах, о порабощении одних другими во имя собственности. Эти волчьи законы выбросили Челкаша и Гаврилу из мирной трудовой жизни и поставили их во враждебные отношения друг к другу. Знаменательные слова автора: «...и все кругом — казалось напряженным, теряющим терпение, готовым разразиться какой-то грандиозной катастрофой, взрывом, за которым в освеженном им воздухе будет дышаться свободно и легко»15— ярко говорят о предчувствии им надвигающегося революционного взрыва. Следует отметить, однако, что Горький в ту пору еще не представлял себе, как произойдет революционный переворот.
      Большое место в ранних рассказах Горького занимает изображение буржуазной интеллигенции. В разработке этой темы у Горького много точек соприкосновения  с Чеховым. В горьковских рассказах  мы встречаем того же ничтожного, пошлого  человека с его скукой, духовной опустошенностью, мелким развратом, пошлыми  семейными ссорами («Несколько испорченных  минут», «Свободные дни», «Открытие», «Свадьба»). Неоднократно встречаемся в рассказах  Горького этих лет и с типом  одинокого человека, не заметившего, как прошла его жизнь, и только в старости увидевшего, что прошла она бесцельно, бесполезно («Одинокий», «За бортом» и др.).
      Типичная  для рассказов Чехова тема скуки, бездельной и бесцельной жизни, заполняемой  глупыми и грубыми, пошлыми развлечениями, получает в горьковском рассказе «Скуки ради» (1898) острое драматическое  развитие, трагическую развязку. Так  называемые образованные люди, пошляки-обыватели, развлекаясь от скуки, довели работницу  Арину до самоубийства — убили  человека. Рассказ вызывает в читателе протест, негодование против бездушного отношения «образованных» людей  к простому народу.
      Люди  труда, выходцы из трудового народа, обездоленные, босяки находятся в  центре внимания Горького. Писатель подчеркивает, что в характере этих людей  самое основное — человечность: уважение к человеку, сердечное, доброе без оскорбительной жалости отношение. Если и жалеют эти люди, то просто, задушевно, дружески. Как большой, доброй души человек, показана нищая бабушка Акулина в рассказе того же названия. «Филантропка Задней Мокрой улицы», она была матерью для бродяг, босяков; собирала милостыню и кормила их16. Поистине самоотверженным можно назвать поступок бабушки Акулины, когда она, умирая, отдает своим «деткам», обитателям ночлежки, последние три рубля, приготовленные ею на свои похороны.
      О самоотверженности, благородстве, высокой  человечности человека из народа говорит  Горький и в рассказе «Как поймали  Семагу». Босяк Семага жертвует своей  свободой ради младенца-подкидыша, которого он подобрал зимней ночью на улице. О большом, добром сердце простого человека, способного на подвиг, повествуется в  рассказах «Ма-аленькая!..», «Трубочист», «Ванька Мазин»17 и др.
      В раннем творчестве Горького уделено  много внимания детям улицы, детям  городской бедноты, брошенным на произвол судьбы, рано познавшим жестокую, полную «свинцовых мерзостей» жизнь.
      Грубовато, с солидностью взрослого поучает  Мишка свою товарку Катьку, как  ей вести себя, чтобы меньше получать побоев от тетки Анфисы; покровительственно, как старший и «взрослый», он угощает  Катьку в трактире («О мальчике и  девочке, которые не замерзли»). Мальчик-горбун, нищий, сирота, нещадно избиваемый своей  «теткой» за то, что мало приносит ей денег, отдал половину собранной  милостыни несчастному бродяге, пожалел его («Дележ»).
      В 1897—1899 годах Горький в значительной мере обобщает и углубляет основные социальные темы своих ранних произведений.
      Босяки  ранних рассказов Горького — вольные, смелые люди, неугомонные перелетные птицы, зараженные удалью, поисками опасных  дел. Они действуют на просторе вольной, свободной природы — в море, в степи; «бывшие люди» — в ночлежке, на грязной окраине, среди отбросов и нечистот.
      Горький в своих ранних рассказах никогда  не идеализировал босяка, не романтизировал его, как пыталась усердно доказать это буржуазная критика. Если Горький показывал такие черты босяка, как желание быть независимым, свободным, пренебрежение к собственности и собственникам, презрение к буржуазным порядкам и буржуазной морали, то это было лишь правдивым изображением людей, выбитых капиталистическими порядками из колеи жизни и стихийно протестующих против общественного строя. Но Горький убедительно показал, что протест босяков не является сколько-нибудь серьезной угрозой для буржуазии и самодержавия, что это анархический и потому бессильный бунт.
      В Челкаше, Маслове («Два босяка») и в  других образах босяков со всей убедительностью  показано, что эти жертвы капиталистического строя вместе с тем являются носителями буржуазного индивидуализма.
      Уже в ранних рассказах «Емельян Пиляй» и «Два босяка» Горький убедительно  говорил о босячестве как о  явлении капиталистического бщества  и подчеркивал в своих героях анархический протест, бунт против этого  порядка, указывая одновременно и на всю бесплодность таких стихийных, индивидуалистических выступлений.
      Ярким обобщением размышлений Горького о  судьбах талантливого русского рабочего народа, поставленного капитализмом в невыносимые условия, являются повести «Коновалов» и «Супруги Орловы»18. Они рассказывают о большой человеческой трагедии, о мучительных и бесполезных исканиях недюжинными натурами достойного места на земле, надлежащего применения своих творческих сил, способностей.
      Коновалов — человек большого душевного  благородства, высоких гуманных чувств, одаренный тонким художественным вкусом и пытливым умом. Его подлинная  гуманность ярко раскрывается в его  отношении к женщине (Капитолине). Его тонкая художественная натура сказывается  в любви к природе, в понимании  ее красоты и силы. Его пытливый ум и большое, исполненное любви  к человеку сердце со всей полнотой проявляются и интересе к литературе. Неграмотный Коновалов очень  ценил литературу и по-своему разбирался в ней; например, он высоко оценил «Подлиповцев»  Решетникова, «Тараса Бульбу» Гоголя и забраковал «Бедных людей» Достоевского. «Телячий Макар», «не жалостно и  не смешно», — так отзывался он об этой повести. Рабочий человек, он был художником, артистом в труде и с восторгом любовался трудами своих рук. Выделяя эту черту в Коновалове как истинно народную, Горький с особенной резкостью показывает и вторую, бывшую всегда органической в народе, — гнев, протест против социального гнета. Духовное состояние Коновалова в тот момент, когда он слушал чтение о Степане Разине, страстно выражало могучую протестующую силу; образ Коновалова символизировал надвигающуюся революционную грозу. «Нечто львиное, огневое, — пишет Горький, — было в его сжатой в ком мускулов фигуре... Казалось, что какие-то узы крови, неразрывные, не остывшие за три столетия, до сей поры связывают этого босяка со Стенькой и босяк со всей силой живого, крепкого тела, со всей страстью тоскующего без „точки“ духа чувствует боль и гнев пойманного триста лет тому назад вольного сокола»19.
      «Коновалов» заканчивается «широкой картиной труда», описанием постройки мола на берегу Черного моря. Напрашивается сравнение  этой картины с описанием порта  в рассказе «Челкаш». В обеих картинах рабочие люди — рабы, но есть существенная разница в их характеристике, в определении их роли. В «Челкаше» рабочие подчеркнуто жалки, ничтожны, беспомощны и только, в «Коновалове» о них сказано иначе: «Они тоже стихия, и вот почему море не гневно, а ласково смотрит на их труд, от которого им нет пользы. Эти серые маленькие черви, так источившие гору, — то же самое, что и его капли, которые первыми идут на неприступные и холодные скалы берегов в вечном стремлении моря расширить свои пределы и первыми гибнут, разбиваясь о них. В массе эти капли тоже родственные ему, тогда они совсем как море, — так же мощны и так же склонны к разрушению, чуть только веяние бури пронесется над ними»20.
      В «Челкаше» упомянуто о возможном  взрыве, в «Коновалове» указание на взрыв как на революцию сделано  более определенно. Коновалов не босяк, хотя Горький и называет его  этим именем. С босяками ранних рассказов  его роднит главным образом одна черта — тяга к перемене мест. В этой страсти к бродяжничеству у Коновалова отчетливо выражен  протест против проклятых условий  жизни.
      Против  этих условий бунтует и Григорий Орлов («Супруги Орловы»). Он смутно чувствует, что его одаренной натуре нужно  какое-то другое применение, ему нужно  подвиги совершать, а он сапоги шьет. Мы видим, как преображается Григорий, став санитаром во время эпидемии холеры и получив возможность  с пользой для народа употребить свои силы. Он не хвастает, когда говорит, что мог бы вступить в поединок с самой смертью. Но бунт Орлова еще  более стихийный, чем у Коновалова; это типичный мелкобуржуазный бунт, анархический, слепой. Орлов не видит  подлинных своих врагов, гнев он обращает на своих друзей — на доктора, на жену.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.