На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Взаимодействие России и АТЭС

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Всероссийская академия внешней торговли
Факультет экономистов-международников
КАФЕДРА МИРОВОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая работа
на тему:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И АТЭС
 
 
Работу выполнил:
Студентка II-го курса ФЭМ ДО
Строй Дарья
 
 
 
Научный руководитель:
Доцент Ахмадулина Т. В.
Работа сдана на кафедру
 
 
«____» ________________2011 г.
 
Оценка работы
 
 
«____» _________________ 2011 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
              Москва - 2011
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………...
 
Глава 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АТЭС.…………………………………………………………………..
 
1.1 История АТЭС……………………………………………………..
 
1.2 Принципы АТЭС.………………………………………………….
 
1.3 Цели и задачи АТЭС……………………………………………....
 
1.4 Структура АТЭС…………………………………………………..
 
Глава 2 РОЛЬ АТЭС В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………………………………
 
2.1 Основные экономические показатели.…………………………...
 
2.2 Объемы внешней торговли.………………………………………
 
2.3. Характеристики экономик АТЭС………………………………..
 
2.4 Результаты деятельности АТЭС…………………………………
 
Глава 3 АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И АТЭС……
 
3.1 Положительное влияние членства России в АТЭС……………..
 
3.2 Роль России в АТЭС………………………………………………
 
3.3 Основные проблемы и задачи на пути активизации участия России…………………………………………………………………..
 
3.4 Пути активизации деятельности России в АТЭС……………….
 
3.5 Необходимые шаги в процессе активизации деятельности России…………………………………………………………………..
 
3.6 Перспективные направления сотрудничества…………………...
 
Заключение ……………………………………………………….
 
Список использованной литературы ………………….
 
Приложения ……………………………………………………….
 
 
ВВЕДЕНИЕ.
Вторая половина XX и начало XXI веков характеризуются усилением развития интеграционных процессов во всех регионах мира. Одним из наиболее динамичных элементов интеграционных процессов является развитие стран АТЭС. В последние десятилетия АТЭС превратился в наиболее динамично развивающуюся часть мирового хозяйства. Ключевым звеном в механизме стремительного развития экономики восточно-азиатских стран стало активное использование внешнеэкономических факторов роста и политики экспортной ориентации. Благодаря международному сотрудничеству увеличиваются масштабы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через национальные границы, сближаются национальные экономики.
Россия, две трети территории которой находятся в Азии, является неотъемлемой частью Азиатско-Тихоокеанского региона, поэтому естественно, что происходящие здесь процессы непосредственно затрагивают российские интересы. Активное участие России в делах АТЭС, подключение к идущим интеграционным процессам обуславливают актуальность обращения к теме «Взаимодействие России и АТЭС».
Цель курсовой работы: провести анализ деятельности АТЭС, современного состояния отношений России и АТЭС и выявить возможные перспективы дальнейшего сотрудничества, с учетом национальных интересов России.
Задачи:
1)     Охарактеризовать деятельность АТЭС.
2)     Определить роль АТЭС в современной мировой экономике.
3)     Проанализировать взаимоотношения России и АТЭС.
ГЛАВА 1. Характеристика деятельности АТЭС.
1.1 История АТЭС.
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ ФОРУМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (АТЭС, Asia-Pacific Economic Cooperation Forum) — международная экономическая организация, созданная для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. Образована в 1989 в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. В настоящее время в АТЭС входит 19 стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) (Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Китайская народная республика (КНР), Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония) и две территории — Гонконг (Сянган, являющийся частью КНР) и Тайвань, поэтому официально его участники называются не странами-членами АТЭС, а экономиками АТЭС. В 1998, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов — России, Вьетнама и Перу — введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Россия участвует в АТЭС с ноября 1997 года. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия.
Созданию АТЭС предшествовало долгое развитие в 1960–1980-х в азиатско-тихоокеанском регионе более локальных экономических союзов – АСЕАН, Тихоокеанского экономического совета, Конференции по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, Южнотихоокеанского форума и т.д. Еще в 1965 японский экономист К. Кодзима предлагал создать Тихоокеанскую зону свободной торговли с участием промышленно развитых стран региона. Процесс взаимодействия активизировался в 1980-е, когда страны Дальнего Востока стали демонстрировать высокий и стабильный экономический рост.
Организация была основана как форум для обмена мнениями, но быстро превратилась в координатора экономической жизни региона. Среди направлений работы — проведение консультаций и семинаров по наиболее острым проблемам региона, управление процессами либерализации, выработка правил ведения бизнеса в Тихоокеанском бассейне, а так же ежегодным стало проведение саммитов (смотри приложение 1). 
Для взаимодействия очень разнородных стран-участниц АТЭС выработаны механизмы, гораздо менее формализованные, чем правила ЕС и НАФТА.
 
1.2. Принципы АТЭС.
1) Сотрудничество только в экономической сфере.
С самого начала АТЭС рассматривал себя не как политически сплоченную группировку стран, а как свободную «совокупность экономик». Термин «экономика» подчеркивает, что эта организация обсуждает экономические, а не политические вопросы.
2) Почти полное отсутствие специального административного аппарата.
АТЭС образован как свободный консультативный форум без какой-либо жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата.
3) Отказ от принуждения, примат добровольности.
АТЭС не является организацией с полномочиями правопринуждения при разрешении конфликтов (как, например, ВТО). Напротив, АТЭС работает только на основе консультаций и достижения консенсуса. Главным движущим стимулом выступают позитивные примеры «соседей», стремление им следовать. Страны АТЭС официально демонстрируют приверженность принципу открытого регионализма, что обычно трактуют как свободу выбора членами АТЭС конкретных механизмов либерализации торговли.
4) Приоритетное внимание к информационному обмену.
Основным элементом процесса взаимодействия стран-членов АТЭС является открытый обмен информацией. Можно сказать, что ближайшей целью этого экономического объединения является не столько единое экономическое, сколько единое информационное пространство. Идет обмен, прежде всего, информацией о бизнес-проектах стран-участниц. Рост информационной открытости дает возможность бизнесменам каждой из стран включаться в предпринимательскую деятельность на всей территории АТЭС.
 
1.3. Цели и задачи АТЭС.
Ее главная долгосрочная цель — углубление внутрирегиональных экономических отношений путем устранения препятствий в торгово-инвестиционном и технологическом взаимодействии.
Цели деятельности Азиатско-Тихоокеанского Форума Экономического Сотрудничества были официально определены в 1991 в Сеульской декларации:
1) Поддержание экономического роста стран региона;
2) Укрепление взаимной торговли;
3) Обеспечение режима свободной открытой торговли согласно нормам                ГАТТ/ВТО и укрепление регионального сотрудничества.
В 1994 в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Наиболее развитые страны должны осуществить либерализацию к 2010. Каждая страна самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе индивидуальных планов действий.
                   Богорская декларация 1994 – программная цель АТЭС
     Формирование в регионе системы свободной и открытой торговли и инвестиций к 2010 году для развитых и к 2020 году для развивающихся стран.
Осакский план действий 1995 – три основные приоритета
?      Либерализация и упрощение процедур в области торговли и инвестиций.
?      Содействие развитию бизнеса.
?      Экономическое и техническое сотрудничество (ЭКОТЭК).
Индивидуальные планы действий
?            тарифы
?            нетарифные меры
?            услуги
?            инвестиции
?            стандарты и соответствие
?            таможенные процедуры
?            права интеллектуальной собственности
?            конкурентная политика
?            государственный заказ
Деятельность в АТЭС направлена на обсуждение и поиск согласованных решений по следующим направлениям:
1. Достижение выгод от глобализации и новой экономики. Ведется работа по расширению экономического и технологического сотрудничества путем принятия индивидуальных планов действий в этой сфере, изучаются возможности расширения применения цифровых технологий и обеспечения их доступности для всех стран, развития человеческого потенциала, внедрения новейших методов корпоративного управления.
2. Продвижение либерализации торговли и инвестиций. Расширяется применение методов упрощения торговых процедур для повышения эффективности торговли, ведется работа по улучшению инвестиционного климата в регионе, принимаются меры по поддержке многосторонней торговой системы и подготовке нового раунда торговых переговоров в рамках Всемирной торговой организации, сокращению сроков достижения целей Богорской декларации по либерализации торговли к 2010 и 2020 годам.
3.Поддержание устойчивого экономического роста. Предусматривается расширение сотрудничества в финансовой сфере, проведение диалога по макроэкономической политике для обеспечения большей предсказуемости экономического развития стран региона, содействие структурным реформам в интересах развития конкурентоспособных отраслей промышленности.
 
1.4. Структура АТЭС.
Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-члены АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников. Главной формой организационной деятельности Форума с 1993 являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров стран АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. Чаще проходят встречи министров иностранных дел и внешней торговли стран-участниц. Главными рабочими органами АТЭС являются Деловой консультационный совет (автономный бизнес-форум (действует с 1996 г.), объединяющий в своих рядах представителей бизнеса, которые выражают точку зрения делового мира в форуме АТЭС, непосредственно участвуя в его работе), три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики:
      1.  РГ по агротехническому сотрудничеству.
Компетенция группы распространяется на следующие сферы: развитие биотехнологий в сельском хозяйстве; производство, переработка, реализация и потребление сельскохозяйственной продукции; передача сельскохозяйственных технологий.
      2.  РГ по энергетическому сотрудничеству.
Создана в 1990 году для сбора и анализа данных об энергетических ресурсах участников АТЭС, выявления факторов, замедляющих поступление инвестиций в сферу энергетики, и для выработки рекомендаций, содействующих привлечению инвестиций. Ставит перед собой цель максимизировать вклад энергетического комплекса в экономическое и социальное развитие региона, снижая при этом вредные для окружающей среды последствия от поставки и использования энергии.
      3.  РГ по рыболовству.
Создана в 1991 году для изучения действующих соглашений по вопросам международного сотрудничества в области рыболовства, нацелена на максимизацию экономических выгод от использования рыбных ресурсов и поддержание устойчивости рыбных запасов. В рамках группы осуществляется несколько проектов по развитию аквакультуры. Рабочая группа также проводит исследования по торговой и инвестиционной либерализации в рыбной отрасли.
      4.  РГ по развитию людских ресурсов.
Создана в 1990 году. Является самой крупной по численности рабочей группой АТЭС. В ее задачи входит выявление основных тенденций рынка рабочей силы в странах АТЭС, регулирование спроса и предложения рабочей силы в этих странах, подготовки и переподготовки специалистов и эффективного использования людских ресурсов во всех сферах занятости.
В составе рабочей группы функционируют пять крупных подгрупп: по проблемам делового менеджмента, проблемам образования, менеджмента по вопросам экономического развития, по подготовке специалистов в вопросах промышленной технологии и по сбору информации о рынке труда.
      5.  РГ по промышленной науке и технологиям.
Создана в 1991 году. Отвечает за международное сотрудничество в научно-технической и инновационной сфере. Заседания рабочей группы проводятся дважды в год и в них, помимо представителей АТЭС, как правило, участвуют представители Всемирного совета путешествий и туризма.
      6.  РГ по рациональному использованию морских ресурсов.
Создана в 1990 году. Занимается продвижением среди участников АТЭС инициатив, направленных на защиту морской среды и морских ресурсов, выступает за то, чтобы обеспечивать такую эксплуатацию морских ресурсов участниками АТЭС, которая сделала бы выгодной поддержание чистоты акватории моря.
      7.  РГ по проблемам малого и среднего бизнеса.
Контролирует работу всех форумов, входящих в АТЭС, в данной области. В 1996 г. группа определила пять приоритетных направлений в развитии малых и средних предприятий: развитие людских ресурсов, доступ к информации, обмен технологиями, доступ к рынкам, финансирование. В рамках рабочей группы создается подгруппа по микропредприятиям.
      8.  РГ по телекоммуникациям и информации.
Создана в 1990 году для того, чтобы обеспечить сравнимость опубликованных участниками АТЭС статистических данных о торговле. Отдает приоритет следующим направлениям деятельности: развитие людских ресурсов, передача технологий, стандартизация в сфере телекоммуникаций.
      9.  РГ по туризму.
Призвана содействовать поддержанию устойчивости туристского сектора экономики. С этой целью рабочая группа организует различные мероприятия с участием туристских компаний для обмена информацией, мнениями и определения областей сотрудничества. При участии рабочей группы были реализованы, в частности, такие проекты, как создание Информационной туристской сети, Международного центра АТЭС по развитию устойчивого туризма.
     10. РГ по стимулированию торговли.
Нацеливает свою деятельность на разъяснение роли и функций правительственных агентств по развитию торговли. Группа сконцентрировала работу в таких областях, как финансирование торговли, выполнение образовательных программ, предоставление информации о торговле, поощрение сотрудничества между предпринимателями и правительственными агентствами по содействию торговле. Особое внимание рабочая группа уделяет развитию электронной коммерции и логистики в современной торговле.
     11. РГ по транспорту.
Создана в 1990 году с учетом необходимости обеспечения транспортных перевозок в обширном пространстве АТР, направляет свою работу на увеличение эффективности, устойчивости и безопасности региональной транспортной системы. Рабочая группа состоит из трех направляющих комитетов, действующих в следующих сферах: развитие конкурентной транспортной системы (включая развитие транспортной инфраструктуры), развитие безопасной и экологичной транспортной системы (в том числе, посредством внедрения новых технологий), развитие людских ресурсов.
Секретариат (административный орган форума АТЭС) был создан в соответствии с декларацией по институциональной организации АТЭС, принятой в Бангкоке в 1992 г., как механизм для содействия и координации деятельности АТЭС, выполнения работ в области логистики и оказания технической поддержки, а также для управления финансовыми делами на основании указаний Старших должностных лиц АТЭС.
Таким образом, форум АТЭС представляет собой организацию со сложной структурой и  строго определенными целями и задачами, которым он неукоснительно следует.
ГЛАВА 2. Роль АТЭС в современной мировой экономике.
2.1. Основные экономические показатели на 2010 год.   Таблица 2.1
Страна
Площадь
(тыс. км кв.)
Численность населения
(млн. чел.)
ВВП по ППС (млрд. долл. США)
ВВП на душу населения     (долл. США)
Рост ВВП (%)
Австралия
7741
21
889,6
39900
3,3
Бруней
6
0,4
19,88
49900
1
Вьетнам
331
89
278,1
2900
6,8
Гонконг
1
7
323,3
42700
5,7
Канада
9985
33
1335
38100
3
КНР
9597
1339
9854
6700
10,1
Индонезия
1905
240
1033
4000
6
Малайзия
330
26
416,4
13800
7,1
Мексика
1964
111
1560
13200
5
Новая Зеландия
268
4
119,2
27300
2,1
Папуа-Новая Гвинея
463
6
14,93
2300
6,2
Перу
1285
30
274,7
8500
7,8
Россия
17098
140
2229
15100
3,8
Сингапур
0,7
5
292,2
53900
14,6
США
9827
307
14720
46000
2,8
Таиланд
513
66
580,3
8100
7,6
Тайвань
36
23
807,2
32000
8,3
Чили
756
17
260
14700
5,3
Филиппины
300
98
351,2
3300
6,7
Южная Корея
100
49
1467
28100
6,1
Япония
378
127
4338
32600
3
Всего
62884,7
2738,4
41163
-
-
В мире
510072
6852
74430
10800
4,6
Доля АТЭС в мировых показателях (%)
12,33
40
55,3
-
-

 
АТЭС - самый динамично развивающийся регион в мире, на который за последние 10 лет приходится 70% мирового экономического роста. На его долю приходится 40% населения, более половины мирового ВВП, площадь экономик-членов АТЭС занимают одну десятую часть Земли, к тому же эти территории развиваются наиболее быстрыми темпами.
 
2.2. Объемы внешней торговли на 2010 год, (млрд. долл.).                  Таблица 2.2.
Страна
Экспорт
Импорт
Сальдо платежного баланса
Австралия
210,7
200,4
10,3
Бруней
10,67
2,61
8,06
Вьетнам
70,76
81,73
-10,97
Гонконг
382,6
413
-30,4
Канада
406,8
406,4
0,4
КНР
1506
1307
199
Индонезия
146,3
111,1
35,2
Малайзия
192,8
149,2
43,6
Мексика
303
306
-3
Новая Зеландия
33,24
30,24
3
Папуа-Новая Гвинея
5,976
3,547
2,429
Перу
33,73
25,74
7,99
Россия
376,7
237,3
139,4
Сингапур
358,3
315,6
42,7
США
1270
1903
-633
Таиланд
191,3
156,9
34,4
Тайвань
277,6
250,2
27,4
Чили
64,28
54,23
10,05
Филиппины
45,89
57,24
-11,35
Южная Корея
466,3
417,9
48,4
Япония
735,8
636,8
99
Всего
7088,746
7066,137
22,609
В мире
14920
12647
2273
Доля АТЭС в мировых показателях (%)
47,5
55,9
-
Члены АТЭС  активно вовлечены в мировую торговлю. На долю группировки приходится почти половина мирового экспорта и более половины мирового импорта. Причем большинство экономик имеет положительное сальдо торгового баланса.
 
2.3. Характеристики экономик АТЭС на 2010 год.              Таблица 2.3.
Страна
ПИИ
(млрд. долл.)
Золотовалютные резервы(млрд.долл.)
Уровень безработицы
Австралия
329,1
38,62
4,6
Бруней
10,67
35
3,7
Вьетнам
77,95
16,3
6,4
Гонконг
962,2
262,7
4,6
Канада
528,7
43,87
8
КНР
574,3
2622
4,3
Индонезия
81,21
83,58
7,1
Малайзия
77,44
104,1
3,5
Мексика
328,4
116,4
5,6
Новая Зеландия
67,18
17,85
6,5
Папуа-Новая Гвинея
3
3,02
1,8
Перу
43,47
37,27
6,7
Россия
306,8
497,3
7,6
Сингапур
274,6
212,5
2,3
США
2581
130,8
9,6
Таиланд
117,9
176,1
1,2
Тайвань
111,1
382,8
5,2
Чили
136,3
26,08
8,7
Филиппины
24,5
49,74
7,5
Южная Корея
110,8
274,6
3,7
Япония
199,4
1019
5,2
Всего
6946
6135,43
В среднем: 5,4
В мире
16360
7 471
8,8
Доля АТЭС в мировых показателях (%)
42
82
-
 
Огромное количество, а именно 82% всех золотовалютных резервов приходится на долю АТЭС, а так же 42% мировых прямых иностранных инвестиций. Безработица в экономиках держится на сравнительно низком уровне по сравнению со средним мировым показателем.
2.4. Результаты деятельности Форума АТЭС.
1.       Тарифные барьеры в регионе АТЭС снизились с 16,6% в 1998 году до 6,4% в 2004 году
2.       Снизились инвестиционные барьеры.
3.       Объемы экспорта товаров и услуг выросли по сравнению с 1989 годом (13,8%) и составили 18, 5 процентов от ВВП в 2003 году
4.       Объем денежного оборота между странами АТЭС и остальной частью мирового сообщества вырос почти в 8 раз и составил 1, 4 триллиона долларов США.
5.       Объем ВВП на душу населения в экономиках АТЭС увеличился с 1998 года по 2003 год на 26 %.
ГЛАВА 3. Анализ взаимодействия России и АТЭС.
3.1. Положительное влияние членства России в АТЭС.
В настоящее время членство в АТЭС позволяет нашей стране подключиться к процессам формирования основных принципов международной экономической политики, правил торговли и механизмов инвестиций, влияя на них в соответствии с нашими национальными интересами.
Участие России в АТЭС способствует углублению взаимодействия со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и отвечает стратегическим интересам нашей страны, поскольку обеспечивает благоприятные внешние условия для развития отечественной экономики и повышения уровня жизни населения. Кроме того, членство в АТЭС создает условия для решения спорных вопросов и выявления общих интересов с другими государствами-участниками. Это способствует решению экономических задач, определяемых национальными приоритетами России, и позволяет выстроить новую систему партнерских отношений со странами АТР.
Важно, что принятые в АТЭС принципы добровольности, гибкости и равенства всех его членов на практике предполагают различные требования к различным экономическим системам, представленным на форуме. В значительной степени благодаря давлению его азиатских участников появилось общее понимание того, что развивающимся государствам, а также странам, переживающим процесс системной трансформации, в том числе России, должны быть обеспечены более мягкие условия членства в АТЭС. Благодаря этому они, выступая в форуме в качестве равноправных участников регионального экономического диалога и сотрудничества, избавлены от односторонней международной критики и патронирования.
Улучшение экономического положения, стабилизация внутренней жизни страны, продвижение по пути реформ, при всех значительных проблемах, которые предстоит решить, создают предпосылки для более активного участия России в интеграционном поле АТР, прежде всего, Северо-Восточной Азии. Все это открывает как новые возможности, так и ставит проблемы перед российской дипломатией.
Активная деятельность в рамках АТЭС не только уменьшит опасность выпадения России из тихоокеанского экономического пространства, но и позволит принимать деятельное участие в дальнейшей разработке основных принципов торгово-экономического сотрудничества в регионе с учетом собственных интересов, которые практически закладывают материально-экономические основы нового политического порядка в АТР.
В качестве членов рабочих органов АТЭС, российские эксперты получают возможность принимать участие в обсуждении и разработке рекомендаций по стратегическим проблемам экономического и социального становления стран Тихоокеанской Азии, в частности, узловым вопросам внешней торговли, инвестиционной деятельности, развитию трудовых ресурсов, что может создавать более благоприятные условия для российских участников внешнеэкономических процессов в регионе.
В рабочих органах АТЭС исследуются актуальные для российских реформ и устойчивого развития проблемы, такие как управление макроэкономическими процессами и структурными преобразованиями в экономике, совершенствование налоговой и таможенной систем, оптимизация финансовых структур и систем социальной поддержки, рассматриваются проблемы сотрудничества в сферах энергетики, транспорта, информационных технологий и экологии, наращивания потенциала людских ресурсов, содействия предпринимательству, прежде всего, малому и среднему.
Следует отметить, что участие в рабочих группах и комитетах АТЭС позволит с небольшими затратами получить доступ к уникальной информации экономического и инженерного характера по всем отраслям и видам хозяйственной деятельности региона, технической, технологической, управленческой экспертизе, на сбор которой обычным порядком ушли бы годы и значительные средства.
Интенсификация участия России в интеграционных процессах в регионе может оказать определенное содействие социально-экономическому развитию регионов Дальнего Востока и Сибири, в том числе и на базе модели, рационально сочетающей импортозамещение с экспортной ориентацией при приоритетном значении участия во внутрироссийском разделении труда.
Во внешнеполитическом плане активизация участия в АТЭС является важным компонентом поворота в сторону АТР российской внешней политики. Активность в АТЭС увеличит весомость и вероятность участия России в решении основных политических проблем региона.
Участие в АТЭС создает более благоприятный климат для решения вопроса о вхождении России в ВТО.
Бюджет АТЭС может быть источником финансирования на состязательной основе проектов многостороннего сотрудничества России со странами АТР. В 2001 году были финансово поддержаны три проекта по проблемам инвестиций и загрязнения морских организмов.
Форум представляет также благоприятные возможности для продвижения интересов предпринимательского сообщества России в регионе, в том числе через налаживание деловых контактов, участие в выработке рекомендаций лидерам АТЭС, в диалогах Форума по автомобильной и химической промышленности, посредством выдвижения собственных инициатив.
 
3.2. Роль России в АТЭС.
Россия также играет немаловажную роль в деятельности АТЭС.
Сегодня это уникальный механизм диалога и согласования позиций стран-участниц по ключевым вопросам экономики, торговли и инвестиций, активизации экономического и технического сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Более 70% внешнеторгового оборота России с азиатскими странами приходится на государства Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Россия вносит свой реальный вклад в экономическое развитие этого региона - прирост ежегодного товарооборота нашей страны со странами-участницами АТЭС составляет более 20%.  В настоящее время страны АТР являются единственным регионом мира, с которым Россия стабильно увеличивает объем торговли: на его долю приходится до 22% экспорта и до 15% импорта внешнеторгового оборота России.
Наиболее крупными торговыми партнерами России в регионе являются Китай, Япония и Республика Корея (Южная Корея). Достаточно весом товарооборот России с Сингапуром и Таиландом. Объем торговли с другими странами региона заметно ниже.
Товарная структура российского вывоза в страны АТР имеет определенные позитивные отличия от структуры общероссийского экспорта. В этом экспорте гораздо ниже доля топливных товаров (последние представлены практически только каменным углем) и выше доля машин и оборудования. В нашем вывозе в страны АТР весомо представлены также химические товары (особенно удобрения), черные, цветные, редкие и драгоценные металлы, лесные товары, морепродукты.
Структура ввоза из этих стран мало отличается от общего импорта России: машины и оборудование, одежда, обувь, текстиль, бытовая электроника, продовольствие, хотя доли этих товаров в импорте заметно колеблются по странам.
Развитие совместного предпринимательства. По объему инвестиций — впереди Япония (немного меньше трети всех инвестиций стран АТР в России). Речь, таким образом, идет преимущественно о небольших предприятиях. За редким исключением все эти предприятия заняты в торгово-посреднической деятельности и сфере обслуживания. Лишь небольшая их часть функционирует в производственной сфере (добыча и переработка морепродуктов, лесная промышленность).
Туризм. В области делового туризма выделяются индустриально развитые страны – Япония, Китай, Сингапур, Тайвань. На купально-пляжном туризме специализируются Таиланд, Китай, Индонезия, Малайзия. Популярны у иностранных туристов поездки с посещением памятных мест России. Основными странами–поставщиками туристов в регион остаются КНР, Япония и Республика Корея.
 
3.3. Основные проблемы и задачи на пути активизации участия России.
Главная проблема, стоящая на этой стезе — низкий уровень российской вовлеченности в международную экономическую жизнь региона, асимметрия в экономических отношениях России со странами-членами АТЭС. Доля России во внешнеторговых операциях стран АТР находится в районе 1%, ее инвестиции в эти государства незначительны. В связи с этим, подчас, нет почвы для обсуждения с российскими представителями в рабочих органах АТЭС конкретных, подчас технико-экономических вопросов в этой области, таких скажем, как тарифный режим в некоторых отраслях, конкретные положения регулирования торговли услугами, "электронной торговли", передвижения рабочей силы.
В то же время доля стран АТЭС во внешнеторговых, прежде всего, экспортных, операциях России относительно высока (свыше 15%), что превышает объем экспорта в страны СНГ и сопоставимо с аналогичными показателями для стран Центральной и Восточной Европы, которые сравнительно недавно были тесно интегрированы с экономикой России. Иными словами, Россия зависит в большей мере от торгово-экономических связей со странами АТЭС, чем последние от российских рынков и сфер приложения капитала.
До тех пор, пока российские компании, российский капитал во взаимодействии с государством не выйдет солидным образом на рынки и сферы приложения АТР, говорить будет трудно о реальных процессах интеграции России в экономическое пространство этого региона, равно как неуютным и неполноценным будет самочувствие российских представителей в рабочих органах АТЭС.
В последнее время можно говорить о некоторых позитивных, хотя и ограниченных, сдвигах в этом направлении. Российские транснациональные компании более внимательно смотрят в сторону азиатских рынков по ряду причин — насыщения товарами и услугами рынков Западной Европы, рост капитализации российских компаний, что расширяет потенциал зарубежного инвестирования, возросшее понимание возможностей предпринимательства в странах АТР.
Россия заинтересована развивать отношения с АТЭС, поскольку на них приходится около 20% российской внешней торговли и около 25% накопленных иностранных инвестиций в РФ. В ноябре 1998 по инициативе МИД России был сформирован «Деловой клуб АТЭС» – неформальное объединение представителей российских деловых кругов, ориентированных в своей деятельности на азиатско-тихоокеанский регион. В него входят более 70 крупных российских фирм и банков.
 
3.4. Пути активизации деятельности России в АТЭС.
К настоящему времени можно говорить о том, что создан политический фундамент и функциональная инфраструктура российского участия в АТЭС. Россия в качестве полноправного участника регулярно принимает участие в саммитах. Регулярным стало участие российских представителей в отраслевых министерских встречах по вопросам торговли, финансов, малого и среднего предпринимательства, образования и др., заседаниях комитетов и рабочих групп, различного рода форумах, выставках, семинарах.
К деловым саммитам АТЭС, которые сопутствует встречам в верхах, проявляют интерес российские предпринимательские круги, которые хотели бы оценить возможности для деловой деятельности в этом регионе.
Создан государственный механизм участия в работе АТЭС — Комиссия правительства по вопросам участия в форуме АТЭС, в состав которой входят представители федеральных органов исполнительной власти, ряда субъектов Федерации, науки. Под эгидой Комиссии действует Деловой клуб АТЭС, в который входят около 40 крупнейших компаний и банков России, занятых в широком круге областей — энергетике, телекоммуникациях, передовых технологиях, финансовых услугах, торговле. Три руководителя крупных российских компаний по утверждению Президентом представляют отечественный бизнес в Деловом консультативном совете АТЭС. В 2001 году впервые прошло его заседание в столице России.
Россия все более активно проводит атэсовские мероприятия на своей земле. В том же году в Москве был проведен Форум по деловому сотрудничеству в сфере инновационного предпринимательства и заседание рабочей группы по телекоммуникациям, а во Владивостоке прошли инвестиционный симпозиум и масштабная инвестиционная ярмарка, совещание по современным подходам к оценке влияния загрязняющих соединений на морские организмы. Там же в 2012 году пройдет саммит АТЭС.
Можно отметить возросшую активность российских представителей в отраслевых министерских встречах и заседаниях рабочих групп по вопросам торговли, финансов, науки и техники, информационных технологий, малого и среднего бизнеса, образования, рыболовства, стандартизации, равно как в совещаниях старших должностных лиц, семинарах и выставках.
 
3.5. Необходимые шаги в процессе активизации деятельности России.
В новых геополитических условиях России требуется ясное и взвешенное понимание своих национальных интересов и угроз им в Азиатско-тихоокеанском регионе.
В настоящее время жизненно важным для России является обеспечение государственного суверенитета, территориальной целостности страны, преодоление дезинтеграционных тенденций.
В свете сказанного основные подходы к выработке стратегии России в АТР в XXI в. кратко можно было бы сформулировать в следующем виде:
- России важно активно и глубоко участвовать в процессах
Азиатско-тихоокеанской интеграции в интересах поднятия экономики Сибири, Дальнего Востока и России в целом;
- в целях обеспечения национальной и региональной безопасности России важно развивать военно-политические и стратегические отношения с партнерами по региону по принципу «безопасность через партнерство и соразвитие»;
- России необходимо адаптировать свою социально-экономическую и финансовую политику к параллельному сотрудничеству с двумя интеграционными группировками - Евросоюзом и формирующимися объединениями в Северо-восточной Азии и Азиатско-тихоокеанском регионе в целом;
- в стратегическом отношении России важно выполнить свою евразийскую функцию связующего и объединяющего экономического, финансового, информационно-культурного и цивилизационного пространства между Европой и Восточной Азией.
Главной стратегической целью России в АТР является превращение ее в связующее экономическое, финансовое коммуникационное, культурное, цивилизационное звено европейской и азиатской экономик и - шире - европейского и азиатского миров. Достижение этой цели предполагает участие России в создании в перспективе единого Азиатско-тихоокеанского экономического, а затем и политического дома, который живет на принципах единообразия закона при множественности культур и цивилизационно-страновых различий. Россия при этом должна стать органичной частью азиатско-тихоокеанской экономической интеграции.
3.6. Перспективные направления сотрудничества.
Регулярное участие российских президентов в саммитах, проведение мероприятий АТЭС на территории России свидетельствуют о приоритетности этого направления для высшего руководства страны. Еще одним подтверждением этого факта стало решение провести саммит АТЭС 2012 г. (в период председательства России в этой организации) во Владивостоке.
В настоящее время формируются основные направления, по которым российские компании во взаимодействии и поддержке государства могут внести реальный вклад в развитие многостороннего экономического сотрудничества в АТР — это область энергетики, использование геостратегического положения России как естественной транспортной, коммуникационной связующей между Западом и Востоком, весомый научный потенциал.
Поскольку Россия является важнейшим поставщиком леса, рыбы, морепродуктов, металлов и других ресурсов, зависящие от их бесперебойных поставок страны Восточной Азии (особенно Китай и Япония) заинтересованы в развитии регионального сотрудничества в области их защиты и сохранения. В перспективе эта зависимость будет только усиливаться (серьезной региональной проблемой может стать, к примеру, нехватка пресной воды в Китае). Недавние экологические катастрофы на заводах Северо-Восточного Китая, последствия которых ощутили на себе все страны Северо-Восточной Азии, свидетельствует об актуальности темы сотрудничества в таких сферах, как охрана окружающей среды и ресурсосбережение.
Россия может внести весомый вклад в обеспечение транспортного сообщения между Восточной Азией и Европой. В том числе путем соединения Транссибирской и Транскорейской железнодорожных магистралей. В связи с этим необходимо подготовить для обсуждения целый ряд проектов, направлен
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.