На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Искусство менеджмента в современных организациях

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Содержание
 

Введение……………………………………………………………………………...3

 

1. Содержание менеджмента………………………………………………………..5

                            1.1 Менеджмент как наука, практика и искусство………………………...5

                            1.2 Содержание менеджмента как искусства………………………………7

                            1.3 Требования к менеджеру………………………………………………13

 

2. Искусство менеджмента в современных организациях……………………….16

                            2.1 Творческий подход……………………………………………………..16

                            2.2 Инновационный тип мышления……………………………………….18

                            2.3 Творческое решение проблем…………………………………………20

                            2.4 Коммуникативные навыки и умения………………………………….22

 

3. Портрет современного менеджера……………………………………………...24

 

4. Портрет современного руководителя…………………………………………..27

 

5. Предприимчивый лидер…………………………………………………………31

                            5.1 Что нужно, чтобы стать лидером……………………………………...32
 

Заключение…………………………………………………………………………37

 
Список использованной литературы……………………………………………...40
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Введение

 
Для того, чтобы организация могла добиться своих целей, eё задачи должны быть скоординированы. Поэтому управление является важной деятельностью для организации. Оно представляет собой неотъемлемую часть любой человеческой деятельности, которая в той или иной степени нуждается в координации. В управлении нуждается не только производство, но и государства, города и территории, отрасли, больницы и университеты, церкви и агентства социального обеспечения.
На всех этапах становления общества проблема управления стояла довольно остро и многие люди пытались решить ее но их труды носили разрозненный характер и не составляли обобщенной теории.
Термин «менеджмент» был перенесен в сферу трудовой деятельности и обозначает область науки и практики управления людьми и организациями. Но многие люди «менеджмент» и «управление» рассматривают как тождественные друг другу понятия, взаимозаменяемые, что является не всегда оправданным. Но это мнение может подтверждаться наиболее часто используемыми подходами к определению их сущности и роли в обществе:
?      искусство (практика) выполнения работы;
?      наука (область человеческого знания);
?      функция (вид деятельности);
?      процесс;
?      люди, управляющие организацией;
?      орган или аппарат управления.
Сегодня организацию управления принято рассматривать как важнейшую характеристику любой системы, отличающейся внутренним распорядком ее составных частей. Разрозненная деятельность людей ограничивается личностными способностями, тогда как их взаимодействие благоприятствует установлению организации как единого целого, многократно умножающего ее творческий потенциал путем наилучшего использования имеющихся ресурсов. Не всякий лидер может стать эффективным руководителем, так как недостаточно иметь талант, нужны знания, накопленный опыт.
Субъектом исследования является источник управленческой активности, направленной на определенный объект управления, т.е. менеджер.
Объектом исследования является часть объективной действительности, на которую направлено управленческое воздействие, т.е. отдельный индивид или социальная группа.
Предметом курсовой работы, являются умения, творческие способности, практический опыт руководителя и инструменты, в соответствии с которыми осуществляется данное управление. 
Цель курсовой работы – дать охарактеризовать современного менеджера; определить, в чем заключается искусство управления для руководителя, человека, который руководит (управляет) кем-либо или чем-либо. Руководители выполняют определенные функции, играют определенные роли, многие используют одинаковые методы, принципы, приемы управления, однако, на практике добиваются зачастую различных результатов: одних ждет успех, других – провал.
В соответствии с данной целью  были поставлены следующие задачи:
?      определить, почему менеджмент называют искусством; как сочетаются между собой наука и искусство управления; является ли что-либо из них главнее, или они настолько тесно переплетены между собой, что находятся наравне и нельзя одно располагать выше другого. А также, рассмотреть, как на практике проявляется искусство менеджмента.
?      определить, что необходимо для овладения искусством  управления, и какие методы, принципы, подходы, стили для этого используются на сегодняшний день.
?      рассмотреть требования к менеджеру.
?      изучить тенденции современного управления.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Содержание менеджмента

 

1.1 Менеджмент как наука, практика и искусство

 
Управление – древнейшее искусство и новейшая наука. Понятие об управлении как искусстве, т.е. способности эффективно применять накопленный опыт на практике, сложилось еще в древности, когда границы искусства и науки не осознавались отчетливо. Современное понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации – это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями, - это  самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Чтобы они направляли свои усилия на достижение поставленных целей, менеджеры должны постоянно взаимодействовать с ними и создавать условия для наиболее полного раскрытия потенциала работников.
Каждый работник обладает своим особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к труду и т.д. Поэтому нередко менеджмент рассматривается как искусство, которое подобно медицине или инженерному делу должно опираться на лежащие в его основе концепции, теории, принципы, формы и методы. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способности применять знания в практической работе.
Менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, в науку, только в конце 19 в. Управление как наука основывается на собственных концепциях, принципах и методах, т.е. имеет серьезный научно-методический фундамент.
Во всех сферах человеческой деятельности наука и искусство не исключают, а дополняют друг друга. В управлении, когда любое решение отличается от альтернативных вариантов, умение найти разумный компромисс с минимальными потерями является проявлением искусства управляющего.
На самом деле, не каждому дано полностью овладеть искусством управления, так как для этого необходим в первую очередь талант, но  знать основы искусства управления, стараться применять его важнейшие принципы и методы должен каждый руководитель.  Но одного таланта недостаточно - необходимо знание науки управления, без которого добиться успеха невозможно.
Менеджер должен иметь острый, неординарный ум, эрудицию во всех сферах жизни и знаний, владеть искусством общения, убеждения диалога. Любой руководитель работает в первую очередь с людьми, он обязан владеть обширными гуманитарными знаниями.
Теория управления не может дать готовые рекомендации для конкретных жизненных ситуаций, и каждый человек принимает решения, основываясь на интуиции и собственном опыте. Но любая импровизация опирается на глубокое знание законов, научно-обоснованных и понятых человеком методов мастерства. Знания принципов управления делает выбор методов искусства управления более обоснованным и результативным.
Предприятие – это, прежде всего, люди. Поэтому менеджмент- это организация работы людей, сотрудников. Работа с людьми всегда очень сложна. Ведь каждый имеет свои психологические особенности, способности, недостатки, которые в разных конкретных ситуациях проявляются по - разному. Менеджер должен владеть научными знаниями, которые каждый раз в его практической работе будут получать новое «звучание». Творческое применение своих знаний в разных управленческих ситуациях требует и развития личностных качеств менеджера. Все это говорит о том, что менеджмент с полным правом можно считать не только наукой, но и искусством. Таким образом, менеджмент определяется как:
- вид деятельности;
- наука и искусство;
- категория людей
- орган или аппарат управления.
Теория, практика и искусство управления применяются руководителем для достижения цели своей деятельности и позволяют выработать стратегию, комплекс средств и методов для решения поставленных задач при персональной ответственности за принимаемые управленческие решения. Определение целей, стратегии управления и осуществление принятых решений с помощью производственного коллектива составляют основной комплекс функциональных обязанностей руководителя.
Таким образом, для эффективного управления необходимо знать его теоретические основы, иметь практический опыт и уметь творчески использовать теорию и практику, т.е. владеть искусством управления.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Содержание менеджмента как искусства

 
После определения сущности и основных особенностей управленческой деятельности необходимо перейти к рассмотрению ее содержания.
Каждый руководитель в процессе управленческой  деятельности  выполняет свои обязанности в  свойственном только ему стиле.  Привычная манера поведения  руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние  и  побудить  их  к достижению целей организации определяется как стиль руководства.
Стиль руководства выражается в  том,  какими  приемами руководитель  побуждает коллектив  к инициативному  и  творческому подходу  к  выполнению  возложенных на него обязанностей,  как контролирует   результаты   деятельности   подчиненных.
Принятый стиль руководства может служить характеристикой   качества деятельности  руководителя, его способности обеспечивать   эффективную управленческую  деятельность, а  так  же  создавать  в  коллективе   особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных   взаимоотношений   и поведения.
Выбор руководителем того или иного стиля определяется рядом объективных (тип организации, специфика основной деятельности организации, специфика решаемых задач, условия выполнения задач, способы и средства деятельности организации, уровень развития организации, стиль руководства и методы работы вышестоящего руководителя, совпадение стиля руководства с теми ожиданиями, которые выказывают подчиненные и др.) и субъективных (индивидуально-психологические особенности личности руководителя, наличие у руководителя авторитета, уровень общей и управленческой культуры и образования, имеющийся общий и управленческий опыт и др.) факторов. Их много, все они тесно переплетены, поэтому нет единого правила, которое позволило бы выбрать единственно правильный стиль – все зависит от руководителя, его знаний, таланта, интуиции. Правильно выработанный стиль руководства, соответствующий  сложившийся ситуации, способен   преодолеть трудности и привести систему  к  неожиданно высоким конечным  результатам.
Четко классифицировать стили управле­ния весьма трудно, так как каждая организация имеет свои неповторимые специфические особенности, и каждый руководитель уникален, наделен своими неповторимыми способно­стями, талантами.
Искусство управления не может опираться только на интуицию, талант руководителя. Оно основывается на теоретической базе, накопленной за тысячи лет человеческой цивилизацией, - на принципах, законах управления.
Впервые принципы рационального управления были сформулированы в 1911 г. американским менеджером Ф. Тейлором. Он сформулировал четыре принципа научного менеджмента в своей  книге «Принципы и методы научного менеджмента», которые осуществлялись применительно к отдельному предприятию  и вся система была направлена на рационализацию труда. В 1912 г. американский менеджер Г. Эмерсон в книге «Двенадцать принципов производительности» сформулировал принципы рационального управления. Однако один из основоположников научной организации труда, создатель «теории администрирования» А. Файоль высказал мысль о том, что число принципов управления неограниченно, поскольку всякое правило занимает свое место среди принципов, во всяком случае на все то время, пока опыт подтверждает его эффективность. В начале 20-х годов Файоль выделил 14 принципов управления, которые глубоко изучаются специалистами (табл. 1).
 
Таблица 1. Принципы управления по А.Файолю
 
Принцип
Содержание принципа
1. Разделение труда
Специализация работ для эффективного использования труда работающего
2. Полномочия и ответственность
Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполненные работы
3. Дисциплина
Выполнение условий соглашения между рабочим и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины
4. Единоначалие
Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником
5. Единство действий
Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану
6. Подчиненность личных интересов
Преимущество интересов организации перед индивидуальными интересами
7. Вознаграждение
Получение работниками справедливого вознаграждения за работу
8. Централизация
Достижение лучших результатов при правильном соотношении между централизацией и децентрализацией
9. Скалярная цепь
Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии как непрерывная цепь команд («цепь начальников)
10. Порядок
Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте
11. Справедливость
Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи
12. Стабильность персонала
Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу
13. Инициатива
Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах их полномочий и работ
14. Корпоративный дух
Гармония интересов персонала и организации («в единении – сила»)
 
Этими принципами предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента.
В процессе управления используется множество разнообразных способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить, целенаправить и эффективно организовать выполнение функций, этапов, процедур и операций, необходимых для принятия решений. Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.
Под методами управления понимается совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей управленческой деятельности.
Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей. Использование системы методов при изучении новых проблем управления позволяет увеличивать знание об управлении и о закономерностях протекающих в нем процессов и явлений, способствуя этим развитию теории управления.
Основу системы методов составляет общенаучная методология, предусматривающая системный, комплексный подход к решению проблем, применение таких методов как моделирование, экспериментирование, конкретно-исторический подход, экономико-математические и социологические измерения и т.д.
Системный подход применяется как способ упорядочения управленческих проблем, благодаря которому осуществляется их структурирование, определяются цели решения, выбираются варианты, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов проблем, а также факторы и условия, оказывающие воздействие на их решение. При этом подходе эффективность управления рассматривается как результирующая всех его составляющих. Применение его к управлению позволяет руководителям увидеть всю организацию в единстве и взаимосвязи составляющих ее частей. Организация представляет собой открытую систему, то есть она взаимодействует с внешней средой.
Комплексный подход является специфической формой конкретизации системности, так как его основу составляет рассмотрение проблем управления в их связи и взаимозависимости с использованием методов исследований многих наук, изучающих эти же проблемы. Он является важнейшим условием эффективного решения проблем управления в многоцелевой открытой системе, активно взаимодействующей с внешней средой. Если системный подход представляет собой, в первую очередь, способ видения объекта или проблемы, то комплексность – это форма междисциплинарной интеграции и кооперации управленческой деятельности.
Также используется дименсиональный подход к анализу управленческой деятельности, разработанный Г. Юклом. Он предложил анализировать управленческую деятельность на основе специфических функциональных единиц — «измерений менеджерского поведения» («дименсий»). Содержание управленческой деятельности может быть описано посредством девятнадцати такого рода измерений:
1. Внимание к дисциплине: руководитель дисциплинирует подчиненных, характеризующихся плохим выполнением работы, стремлением не подчиняться принятым в организации правилам поведения, нарушениями установленного организационного порядка.
2. Содействие работе: руководитель стремится обеспечить подчиненных всеми необходимыми ресурсами для успешного выполнения заданий, устранять любые помехи и проблемы, порожденные условиями работы и мешающие их выполнению.
3. Решение проблем: руководитель проявляет инициативу, предлагая решение важных, относящихся к выполняемой работе проблем, и. действует энергично, принимая в связи с этим, когда это необходимо, незамедлительные решения.
4. Постановка целей: руководитель подчеркивает важность постановки перед подчиненными целей, отражающих специфику выполняемой ими работы, фиксирует успех в достижении этих целей и обеспечивает четкую обратную связь с подчиненными.
5. Ролевое уяснение: руководитель информирует подчиненных относительно их обязанностей и ответственности, определяя правила и линию поведения, которых подчиненные должны придерживаться, и сообщает им о том, что от них ожидается.
6. Акцентирование эффективности: руководитель подчеркивает важность эффективного и своевременного достижения подчиненными поставленных перед ними целей и доводит до них оценку, даваемую им их деятельности.
7. Планирование: руководитель определяет, как эффективнее спланировать и организовать выполнение работы, намечает, как достичь единых рабочих целей организации, набрасывает возможные варианты решения потенциальных проблем.
8. Координация: руководитель координирует работу подчиненных, подчеркивает важность координации и побуждает подчиненных координировать свои действия.
9. Делегирование автономии: руководитель делегирует подчиненным ответственность и власть и дает им свободу действий в выполнении рабочих заданий.
10. Подготовка: руководитель удовлетворяет потребность подчиненных в специальной подготовке, обеспечивает их необходимым инструктажем.
11. Воодушевление: руководитель побуждает подчиненных к трудовому энтузиазму и создает у них чувство уверенности в их способности успешно справиться с заданием и достичь групповых целей.
12. Внимание: руководитель проявляет дружелюбие, поддержку и симпатию в отношении к подчиненным, заботится об их благополучии и стремится быть справедливым по отношению к ним.
13. Участие в решении: руководитель консультируется с подчиненными прежде, чем принять решения, касающиеся работы, и позволяет им влиять на принимаемые решения.
14. Одобрение: руководитель выражает похвалу и признание подчиненным за эффективную работу и высказывает им особую признательность за исключительные усилия и вклад в достижение организационных целей.
15. Возможность варьирования вознаграждения: руководитель имеет возможность вознаграждать подчиненных за успешную работу такими ощутимыми ценностями, как повышение заработной платы, содействие в занятии более подходящей должности, предоставление лучшего рабочего графика, особых привилегий и др.
16. Содействие общению: руководитель побуждает подчиненных к установлению дружеских отношений, кооперации, обмену информацией и идеями, взаимопомощи.
17. Представительство: руководитель устанавливает контакты и поддерживает отношения с другими группами и авторитетными в организации людьми, старается убедить их и по достоинству оценить и поддержать возглавляемое им подразделение, использует влияние вышестоящих руководителей и других лиц в организации, чтобы содействовать защите и реализации интересов своего подразделения.
18. Распространение информации: руководитель информирует подчиненных о влиянии их работы на функционирование организации, включая информацию о событиях, происходящих в других подразделениях и вне организации; о прогрессе, достигнутом во встречах и переговорах с вышестоящими или находящимися вне организации лицами.
19. Управление конфликтами: руководитель удерживает подчиненных от ссор и столкновений друг с другом, побуждает их разрешать и помогает им улаживать конфликты конструктивным способом.
Таким образом, несмотря, быть может, на излишнюю детализацию и явное «перекрещивание», дублирование ряда «измерений», данный подход позволяет составить достаточно полное представление о содержании управленческой деятельности.
В изучении и решении проблем управления важная роль отводится конкретно-историческому подходу, в соответствии с которым каждое явление должно рассматриваться в динамике.
Классификация методов по трем основным направлениям выделяет методы:
- управления функциональными подсистемами (эти методы отражают специфику функциональных подсистем в постановке целей и определении состава работ, необходимых для их выполнения);
- выполнения функций управления (они связаны с выполнением функций, которые составляют содержание процесса управления; этот подход позволяет сгруппировать и создать фонды методов, используемых организацией для выполнения любой из функций менеджмента, вне зависимости от того в какой подсистеме она реализуется);
- методы принятия управленческих решений (это  направление классификации основывается на представлении процесса управления как совокупности этапов и процедур, необходимых для разрешения проблем; здесь выделяют методы: постановки проблем, решения проблем, выбора решений, организации выполнения принятых решений).
По направленности методов управления на людей (подчиненных), осуществляющих различные виды трудовой деятельности выделяют следующие методы управления:
-              организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;
-              экономические, обусловленные экономическими стимулами;
-              социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.
Общенаучная методология составляет фундамент, на котором располагаются все методы управления. На сегодняшний день существует множество методов менеджмента и разные подходы к их классификации, что усложняет задачу выбора тех из них, которые будут более эффективны при решении конкретных управленческих задач. В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания (комбинации). Руководитель должен уметь в зависимости от сложившейся ситуации правильно и творчески выбирать и применять методы управления.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Требования к менеджеру

 
Практика показывает, что одни руководители умело ведут людей за собой, успешно преодолевая возникающие трудности, другие же  в подобных ситуациях вызывают лишь недоверие со стороны подчиненных и терпят неудачу. Неумение убедить, мотивировать действия подчиненных, наконец, повлиять на человека, чтобы он захотел выполнит решение, которое принял менеджер, - свидетельство того, что у лидера нет полного набора качеств, необходимых менеджеру. Возникает вопрос: какими чертами личности должен обладать руководитель?
Личность менеджера имеет большое значение в управлении. От нее  в значительной мере зависит своевременность и качество принимаемых управленческих решений. Конечно, решения разрабатываются группой специалистов, но большинство ключевых решений инициируются и принимаются в окончательном виде менеджером. Некоторые черты личности менеджера даются ему природой, но многие формируются в процессе образования, накопления опыта, как жизненного, так и профессионального.
Управление – совокупность функций, реализация которых превращается в воздействие, согласующее деятельность людей по общей цели. В процессе управления осуществляются разработка цели, различные виды планирования, регулирование, координирование, изучение ситуаций, выявление проблем и т.д. При этом используются различные коммуникации, информация, техника, технологии. Изыскиваются и приводятся в действие ресурсы. Справиться с таким огромным объемом разносторонней работы без специальных знаний нельзя. Вот  почему менеджер представляет собой профессионально подготовленного специалиста с широким диапазоном профессиональных качеств. Профессионализация менеджмента обусловлена возрастающей сложностью управления, которая определяется не столько увеличением  масштабов управления, сколько усложнением его структуры и технологии, усилением динамики, повышением социальной ответственности, обострением конкуренции. Современный менеджмент – это управление в условиях экономического риска и угрозы  банкротства. Профессионализация менеджмента определяется следующими факторами:
- профессиональной подготовкой самого менеджера;
- профессионализмом персонала управления;
- организационными и социально- экономическими условиями, в которых возможны появления профессионализма, его практическая реализация;
-стимулирование реализации потенциала менеджера и персонала управления в созидательном труде;
- духовностью, выдержкой;
- патриотизмом.
Потребность в профессиональном управлении обусловлена и разнообразными ролями менеджера как функционального работника: генератора идей; проводника концепции управления; защитника и организатора реализации инноваций; проектировщика организационных структур; главного лица в разрешении конфликтов; эксперта и консультанта.
Вполне очевидно, что чем сложнее управление, тем больше потребность в его профессиональном осуществлении. Таким образом, профессиональное управление для менеджера – это:
- необходимый объем и структура знаний;
- практические навыки решения проблем;
- интуиция, понимание обстановки;
-инновационный тип мышления, творческие подходы, оценки;
- искусство общения, влияния, понимания.
Труд менеджера должен быть производительным, т.е. созидающим  перераспределяющим общественные блага в пользу развития социальных установок и социальной справедливости общества. Иначе он может стать одним из источников усиления социального неравенства, социальных конфликтов и потрясений. Исходя из этого, менеджеру предъявляются требования:
- наличие общих знаний по управления предприятием;
- компетентность в вопросах технологии производства в той отрасли, к которой относится организация по виду и характеру своей деятельности;
- владение навыками предпринимательства, умение не только видеть, но и владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
- принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками, распределение участия каждого в их исполнении;
- наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках или их сегментах, на которых он уже работает или предполагает работать;
- умение анализировать деятельность и действия фирм- конкурентов;
- умение предвидеть тенденции развития.
Для успешного выполнения управленческих функций уже не достаточно знаний и логики, необходимы гибкость, интуиция, творчество. Необходима способность предвидеть изменения, управлять ими, изменяться самим.
Например, Г. Минтцберг сделал выводы, касающиеся основных умений и способностей лидера:
- искусство быть равным, т. е. способность уста­навливать и поддерживать систему отношений с равны­ми себе людьми.
- искусство быть лидером — способность руково­дить подчиненными, справляться со всеми сложностя­ми и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью.
- искусство разрешать конфликты — способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.
- искусство обрабатывать информацию — способ­ность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оце­нивать.
- искусство принимать нестандартные управленче­ские решения — способность находить проблемы и ре­шения в условиях, когда альтернативные варианты дей­ствий, информация и цели неясны или сомнительны.
- искусство распределять ресурсы в организации — способность выбрать нужную альтернативу, найти опти­мальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.
- дар предпринимателя — способность идти на оп­равданный риск и на внедрение нововведений в органи­зации.
- искусство самоанализа — способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение ви­деть то, какое влияние лидер оказывает на организа­цию.
Анализ «ролей по Минцбергу» показывает, что по своей идее роле­вая методология имеет смысл в том случае, если она может ка­ким-либо образом способство­вать совершенствованию практи­ческой деятельности конкретных руководителей (менеджеров), а не ограничивается «методологи­ей ради методологии»
Тем не менее руководящие должности подчас занимают работники, не обладающие высокой эффективностью, хотя среди них немало тех, кто имеет высокий интеллектуальный уровень и творческое воображение. Эти люди обычно хорошо информированы и обладают большими знаниями. Однако прямой связи между этими качествами руководителя и его эффективностью как работника не наблюдается. Даже самые одаренные люди могут быть на удивление неэффективными; они порой не понимают, что благодаря одним способностям нельзя добиться сколько-нибудь значительных успехов в работе. Они не осознают, что талант может способствовать эффективности только посредством целенаправленного труда. И наоборот, в каждой организации есть высокоэффективные работники, не имеющие особых талантов. В то время как одни лихорадочно мечутся, имитируя кипучую деятельность, которую порой другие принимают за "творческую искру", другие шаг за шагом, медленно движутся к намеченной цели и достигают ее первыми, подобно черепахе в известной старой басне.
Интеллект, воображение и информированность - безусловно, существенные качества, но только в сочетании с эффективностью они воплотятся в результатах. Взятые сами по себе, они лишь устанавливают планку возможных достижений.
Следует указать и на те качества менеджера, которые являются психологическими  противопоказаниями к этому виду деятельности:
- не может решать реально возникающие противоречия, связанные с достижением поставленных целей и взаимодействием людей;
- не имеет личного авторитета;
- совершает действия и поступки, снижающие уважение к своей личности;
- терзается внутренними сомнениями;
- проявляет большую тревожность;
- боится неудач и рискованных действий;
- непоследователен в своих поступках;
- недостаток творческого подхода.
Хороший менеджер должен уметь работать на фрагментированной, сложной арене никогда не заканчивающихся задач и бесконечного взаимодействия с другими людьми. Ему необходимы такие поведенческие характеристики, как экстраординар­ное терпение, выносливость и способность думать «на ногах» — заключать спонтан­ные компромиссы, переговариваться на пике момента и переориентировать мышле­ние от предмета к предмету по требованию момента.
 
 

2. Искусство менеджмента в современных организациях

 

2.1 Творческий подход

 
В развитии как общества в целом, так и конкретного производства  большую роль, с одной стороны, играет интеллектуальная деятельность, главной особенностью которой является то, что она требует вдохновения, творчества и определенного уровня образования и культуры. С другой же стороны, в управлении повышается роль интеллекта, и процесс управления в значительной степени зависит от углубления и овладения приемами интеллектуальной деятельности.
Все эти факторы находят отражение в креативном менеджменте, который представляет собой тип управления, опирающийся на заинтересованность персонала и предполагающий творческий подход менеджера в решении всех проблем. При этом творчество рассматривается как поиск неординарных, нестандартных подходов, раскрепощение интеллектуальной фантазии, стремление заглянуть в будущее, желание и возможность реализации индивидуальности.
Развитие современного менеджмента подтверждает то положение, что сегодня невозможно решать сложные проблемы, опираясь на рекомендованные и апробированные методики. В жизни происходят столь стремительные изменения, что учитывать их особенности становится все труднее и труднее. Требуются творческие подходы. Меняется и характер проблем, с которыми сталкивается менеджер, и человек, которым управляет менеджер, меняются интересы и ценности самого менеджера. Все это требует иного подхода к типу управления: от сугубо организационного к социально – психологическому и далее к креативному.
Повышение эффективности деятельности в современных условиях зависит от реализации и развития творческого потенциала. А это, в свою очередь, зависит от того, в какой мере менеджмент ориентирован на творчество.
Творчество становится реальной и острой потребностью практики развития, являясь антиподом бюрократизации, технократизма, излишней централизации управления, консерватизма, догматизма. В то же время оно способствует проявлению инициативности, самостоятельности, заинтересованности. Вот  почему будущее за креативным  менеджментом.
Как и любой тип управления, креативный менеджмент характеризуется, прежде всего, особенными чертами в системе, механизме и процессе управления.
В системе управления креативный менеджмент находит свое выражение, прежде всего, в высокой степени централизации управления. Он предполагает большую самостоятельность звеньев и, следовательно, сопровождается повышением значимости профессионализма и тщательным отбором персонала исходя из способностей к творческой деятельности.
Но способности индивида должны согласовываться с творческой атмосферой деятельности всей группы, поэтому особое  значение приобретает формирование группы, команды.
При распределении функций возможно «мягкое» закрепление их за отдельными звеньями. Допустимо переплетение функций, которое дает больший простор для интеллектуальной фантазии.
В системе креативного менеджмента повышается роль горизонтальных связей и общей целевой установки. Менеджер занимает позицию консультанта и инициатора, уделяя главное внимание мотивации творчества. При этом его полномочия не имеют решающего значения в принятии управленческих решений.
Креативный менеджмент существует не только там, где производится интеллектуальный продукт, но и там, где факторы интеллекта, вдохновения, творчества играют решающую роль в достижении цели.
В креативном менеджменте творчество выступает не только как объект управления, но и как средства повышения эффективности, источник инноваций, стиль управления, потенциал развития, человеческий фактор.
Механизм креативного менеджмента – это совокупность средств воздействия, используемых в достижении творческого подхода к деятельности, развитии индивидуальных способностей и  на этой основе повышении эффективности работы.
К таким средствам относятся проблемное задание, информационные ценности, поощрение индивидуальных позиций (самостоятельности), доверие, атмосфера креативной группы, ротация функций, позитивный эмоциональный настрой.
Главной особенностью такого типа мышления  является хорошо развитая интуиция, т.е. мыслительная дея­тельность, осуществляемая как бы "на краю" сознания. Хорошо развитая интуиция опирается на жизненный опыт человека и скла­дывается из разнообразной информации, поступающей зачастую из всех органов чувств, мгновенно сортируемой, анализируемой и обобщаемой в виде акта принятия решения. Часто человек затруд­няется объяснить, почему, по каким критериям принято это ре­шение, что повлияло на его интуитивные выводы: "Этому челове­ку доверять нельзя" или "Здесь стоит пойти на риск". Интуиция всегда входит важной составной частью в практику управления, и особенно важна ее роль в прогнозировании событий, в мыслитель­ном процессе от гипотезы до принятия решения.
С интуицией связан еще один немаловажный психологичес­кий феномен — рефлексия, взаимное реагирование и восприятие, одно из проявлений которой заключается в понимании хода мыс­лей собеседника или даже настроения группы лиц. Рефлексия ха­рактерна для труда руководителя, адвоката, педагога, полковод­ца, оратора, т.е. для всех профессионалов, осуществляющих ком­муникативную деятельность. Способность к творческому мышле­нию дает руководителю значительные преимущества перед колле­гами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Инновационный тип мышления

 
Инновационный менеджмент-это своего рода философия современного управления. Инновационный потенциал менеджмента - это способность и возможность предвидеть необходимость нововведений и изменений инновационного типа, проектировать нововведения и успешно реализовывать их в практике управления.
Низкий инновационный потенциал характеризует консерватизм управления, боязнь изменений, реформ, модернизации.
Высокий инновационный потенциал  менеджмента в процессах управления характеризуется поощрением инициативы организационных преобразований, регулярной оценкой эффективности управления или мониторингом качества управления. При этом функции исследования отдается явный приоритет, а в коллективе царит атмосфера творчества, поиска и развития.
Инновационный потенциал менеджмента – это не только готовность персонала и менеджеров к инновациям, дух поиска и творчества, но и наличие необходимых для проведения инноваций ресурсов.
Существует несколько заповедей инноваций. Согласно им менеджер должен:
- Создать атмосферу творческого хаоса, чтобы дать толчок творческой активности людей и увеличить вероятность неожиданных открытий. Постараться найти правильный баланс между порядком и хаосом.
- Подвергать сомнению устоявшиеся предположения. Менеджер должен быть предприимчивым лидером инноваций. Мыслить нестандартно. Непрерывно задавать поисковые вопросы «Почему…?» и «А что если…?», чтобы обнаружить скрытые проблемы и возможности. Устраивать мозговые штурмы не раз в неделю, а каждый день, чтобы поддерживать эластичность мозгов людей и постоянно вдыхать новую жизнь в инновационный процесс.
- Устраивать перекрестное опыление идей. Менеджер должен стремиться соединить широкий спектр идей, взглядов, навыков и стилей работы. Поощрять комментарии и выдвижение идей. Призывать как адвокатов, так и критиков активно высказываться. Приглашать людей со стороны – экспертов, покупателей, поставщиков и партнеров. Менять углы зрения, чтобы оценивать идеи со всех сторон.
- Вознаграждать людей за генерацию идей. Людям необходимо знать, что их идеи позволяют изменить вещи к лучшему. Признание подбадривает людей активно делать качественный вклад.
- Экспериментировать, чтобы воспользоваться открывающимися возможностями, приобрестать новые навыки, узнавать что-то новое, анализировать, и обнаружить впоследствии новые возможности.
- Дать людям право на неудачу. Неудачи дают возможность многому научиться и должны рассматриваться как кровь и плоть инновационного процесса и ступеньки к успеху.
- Измерять достигнутый прогресс, чтобы скорректировать свои действия и ускорить реализацию идей.
- Превратить работу в удовольствие, чтобы люди были радостно возбуждены и от своей деятельности, и от работы в команде, и от дерзких проектов, за которые они берутся.
Таким образом, наращивание данного потенциала является одной из важнейших тенденций развития современного менеджмента.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Творческое решение проблем

 
"Каждая проблема скрывает в себе новые возможности." – Ричард Бах
"Невозможно решить проблему, используя те же принципы мышления, которые мы использовали при ее создании." – Альберт Эейнштейн
"Нетворческий ум сможет увидеть неправильные ответы, но только творческий ум сможет увидеть неправильные вопросы." – Энтони Джей.
Видные ученые генетики считают, что человек отличается от животного творчеством, своей способностью представить будущее и превратить эту мысль в реальность.
Человечество выжило, благодаря творчеству, когда примерно 60 тыс. лет назад было на грани вымирания вследствие климатической катастрофы. Наиболее сильные в умственном плане первобытные люди, члены одного африканского племени, тогда соединились вместе, ища пути к выживанию. Они научились говорить, они научились творчески решать проблемы, они научились думать о будущем, благодаря чему человечество выжило, и появился современный человек.
Эта же история постоянно повторяется и в бизнесе. Когда ухудшаются внешние условия, фирмы, развившие в себе способности к творческому решению проблем, начинают чахнуть и умирают. Фирмы же, научившиеся решать проблемы творчески, превращают проблемы в возможности и процветают. Искусство управления – способность менеджера принимать нетривиальные решения в условиях дефицита информации и времени. Он самостоятельно создает новые, ориги­нальные идеи и решения. Творческие способности менеджера проявляются в умении перенести оправдавшую себя идею или ме­тод из одной сферы деятельности или сре­ды в другую, умении заимствовать интерес­ные идеи и решения из окружающего мира и использовать их в управлении, умении генерировать оригинальные идеи.
Восприятие любой проблемы зависит от позиции, с которой человек на нее смотрит. Для того чтобы творчески решить проблему нужно сменить точку зрения и найти в проблеме возможности. Иначе говоря, спросить у самого себя: «Как еще я могу решить или взглянуть на эту проблему?»  Именно путем смены точки зрения на традиционные методы ведения бизнеса были совершены самые выдающиеся инновации. Чтобы лучше решить текущие проблемы, необходимо сформулировать их по-новому, разбить на отдельные компоненты и затем собрать эти компоненты по-другому. Во-первых, освободиться от старых стереотипов и взглядов, навязанных нынешней структурой личных знаний и ограничивающих гибкость собственного мышления. А во-вторых, изменить метод своего мышления. Следует представить себя в разных ролях, перевоплотиться поочередно в других людей, чтобы открыть новые способы решения проблемы.
Большую пользу может принести коллективное творческое мышление, известное под названием метода "мозговой атаки". Глав­ное в нем — добиться поставленной цели путем беспорядочного выдвижения самых неожиданных, "сумасшедших" идей, выска­зывать и развивать любой план, если его реализация может решить или помочь приблизиться к решению задачи. Этот метод дает возможность получить несколько вариантов решения проблемы, хотя некоторые из вариантов могут показаться вначале совершен­но фантастическими. Обычно коллектив единомышленников с хорошо развитым творческим мышлением в состоянии за полтора-два часа поисков предложить около сотни альтернативных вари­антов решения задачи, и руководитель имеет возможность оце­нить их и выбрать оптимальный. Умение раскрывать интеллекту­альный потенциал членов своего коллектива является высшим по­казателем управленческого мастерства, эффективность работы предприятия в итоге зависит не столько от руководителя, сколь­ко от подчиненных — если руководитель умеет руководить!
Существует неформальный – основанный на аналитических способностях и опыте руководителя. Это совокупность логических приемов и методов выбора оптимальных решений руководителям путем теоретического (мыслительного) сравнения альтернатив с учетом накопительного опыта, базирующихся на интуиции. Преимущество заключается в том, что решений, как правило, принимаются оперативно. Недостаток заключается в том, что данный метод базируются, как правило, на интуиции, которая не гарантирована от ошибок, т.е. довольно высока вероятность ошибок.
В практической деятельности управляющие находятся в постоянном контакте с изменяющейся средой и обязаны принимать решения с учетом случайных явлений и конкретных ситуаций, выбирать подходящие методы воздействия на объект управления, методы принятия решения, используемые ими принципы управления, основываясь на собственном опыте и интуиции. Творческие поиски оптимального, оригинального решения придают управлению характерные черты искусства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4 Коммуникативные навыки и умения

 
Искусство руководителя состоит в том, чтобы правильно оценить ролевые типы и повлиять на их оптимальное сочетание в коллективе, что способствует повышению эффективности деятельности коллектива и самого руководителя. При этом надо стремиться, чтобы различные роли дополняли друг друга, и в их взаимодействии формировался гармоничный ансамбль. Ряд исследователей при этом уделяют особое внимание оптимальному сочетанию коммуникационных ролей.
В коллективе используются такие коммуникационные роли как:
- «Лидер» - Человек, обладающий в группе высоким личным и профессиональным авторитетом, оказывающий влияние на поведение группы в целом и отдельных ее членов.
- Важную рутинную работу по фиксации идей, справок, мнений и составлению итогового отчета группы выполняет «делопроизводитель».
- Связывает на неформальной межличностной основе членов группы, иногда конфликтующих между собой, обеспечивает внешние взаимосвязи группы - «связной».
-  «Координатор» осуществляет увязку действий отдельных членов группы с точки зрения достижения конкретной цели в контакте с лидером.
-  И, наконец, «проводник», как человек, хорошо знающий внешнюю среду района и внутреннюю структуру организации  обеспечивает связи группы с внешней средой.
В фундаменте коммуникации лежит общения – процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, понимание другого человека, выработку еденной стратегии и менее поведения.
Первый закон общения гласит «понять, не значит принять». Чужая позиция может быть понята тогда, когда:
- она не противоречит установкам того, кому предназначена информация;
- всякое последующее убеждение направленно  на устранения разногласий, а не повторение сказанного ранее.
- партнеру показывается его личный интерес, доказывается, что выполнение работы будет способствовать удовлетворению каких-то его потребностей.
Руководитель, который умеет убеждать, становится менеджером, специалистом по управленческому общению, достигающем высокого уровня исполнительной дисциплины не столько силовым заявлением, сколько знанием психологии людей. Распорядительная информация не может восприниматься абстрактно от личности того, кто является источником.
Второй закон общения гласит «при прочих равных условиях люди легче принимают и понимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное, положительное отношение.
Для того чтобы люди лучше воспринимали  позицию менеджера надо «перевести» в положительную часть, т.е. сформировать у них эмоционально-положительное отношение к менеджеру – аттракцию.
Аттракция (от лат. «привлекать», «притягивать») – формирование привлекательности одного человека от другого при общении или возникновения привлекательности при общении.
Аттракция формируется с помощью специальных приемов. Приемы аттракции не предназначены для того, чтобы что-то доказывать или в чем-то убедить, а только для того, чтобы добиться расположения собеседника.
Прием «имя собственное». Давно известно, что самая лучшая музыка для человека – это его собственное имя. Главная сложность как запомнить имя нового для вас партнера.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


3. Портрет современного менеджера

 
Для того чтобы выжить, а тем более успешно развиваться, современным организациям нужно уметь своевременно приспосабливаться к меняющейся внешней и внутренней среде. Особенно это актуально сегодня, когда усиливающаяся конкурентная борьба, предпочтения потребителей, развитие новых технологий и др. внешние факторы для менеджмента фирмы изменяются такими быстрыми темпами, что надеяться, что все «само рассосется» становится крайне опасным для организации.
Другая группа качеств, необходимых любому менеджеру - профессиональные. Это - компетентность, т.е. система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это культура - общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен и ряд других моментов. Прежде всего, современного руководителя отличает хорошее знание действительности как внутренней, так и внешней, понимание целей фирмы и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умением анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным.
Однако руководитель должен быть не только хорошо подготовленной и высоко образованной, но еще и творческой личностью. От него требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться. Творческий руководитель обычно работает с группами, используя метод мозговой атаки, поощряет свободное выражение эмоций и идей и непрестанно учится, в том числе и на собственных ошибках.
Творчество немыслимо без способности находить информацию и делиться ею с подчиненными, прислушиваться к окружающим независимо от того, кто они, держать себя откровенно с коллегами, добиваться обратных связей, не отгораживаться от того, что угрожает устоявшимся взглядам на мир, ставя при этом все под сомнение, понимать позицию других, везде находить людей, представляющих хоть какой-то интерес для фирмы.
Но наиболее важно для менеджера схватывать все на лету, увязывать вновь приобретаемые знания со старыми, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается.
К организаторским качествам нужно отнести, прежде всего, целеустремленность. Характер современной жизни требует от менеджера ясных и обоснованных целей. Без них он может испытывать недостаток твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки.
Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это и отличает менеджера от остальных работников.
Другим организаторским качеством, которое должно быть присуще менеджеру, является деловитость. Она заключается в умении четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках.
Важным организаторским качеством менеджера является энергичность, то есть способность заражать людей уверенностью, стремлением действовать путем логического внушения, личного примера, собственного оптимизма.
Менеджеру должна быть присуща дисциплина и контроль над собой. Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.
Отличительной чертой менеджера должна быть повышенная работоспособность, умение трудиться напряженно, не принося, однако, себя в жертву и не становясь работоманом.
Силы нужно беречь для главного, не растрачивать их по-пустому, уметь отдыхать, в том числе и во время командировок. Менеджер должен быть коммуникабельным,  контактным, иметь чувство юмора, т.е. общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте.
Важная черта менеджера - реализм. Он должен уметь правильно оценить свои возможности и возможности подчиненных, их поступки, не витать в облаках, тогда не так больно будет падать при неудаче.
Хороший менеджер характеризуется здоровым оптимизмом и уверенностью. Работа менеджера чрезвычайно тяжела, и поэтому одним из его важнейших личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, успешно справляться со стрессами. Для поддержания хорошего физического здоровья нужны постоянные тренировки, сбалансированные нагрузки, предполагающие смену видов деятельности - ведь отдых не в безделии, а в переключении на другую работу. Поэтому силы и энергию необходимо рационально распределять между всеми своими делами, чтобы в последствии в каждом добиться успеха, но нельзя приучать себя к постоянным стабильным нагрузкам и время от времени разрушать привычные образцы действий, ибо когда потребуется рывок, разомлевший руководитель на него уже не будет способен.
Руководить людьми без уверенности в себе невозможно. Уверенные люди знают, чего хотят. Они никогда не прибегают к обходным путям. Их взгляды на проблемы всегда четкие и ясные, и они стремятся к тому, чтобы все об этих взглядах знали, а поэтому высказывают свободно свою точку зрения, добиваясь, чтобы их услышали и поняли, но при этом уважают других людей и их мнения.
Хороший руководитель должен уметь обеспечивать сопричастность сотрудников к работе. Для этого необходимо правильно поощрять людей, превращать любую, даже самую нудную работу в увлекательную игру, отыскивая нестандартные подходы и неизвестные грани в деле решения проблемы, сдабривать свои действия известной долей авантюризма для большей привлекательности. Он должен считаться с желанием подчиненных добиться определенного положения в этом мире, знать их идеалы и способствовать реализации их в жизнь.
Но самое главное - менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от баласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не подминать под себя. Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач.
Нужно иметь в виду, что не существует и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.
Чтобы подчиненные шли за своим лидером, он должен понимать своих последователей, а они – понимать окружающий мир и ситуацию, в которой оказались. Поскольку и люди и ситуация постоянно меняются, менеджер должен быть достаточно гибким, чтобы приспособиться к непрекращающимся переменам, уметь обосновывать и принимать решения в динамичных условиях. Понимание ситуации и знание того, как управлять человеческими ресурсами, - важнейшие компоненты эффективного руководства. Все это свидетельствует о том, что управленческая работа относится к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной к управленческой деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4. Портрет современного руководителя
 
              В работе руководителя много привлекательных сторон: она предоставляет большие возможности для развития личности, придает человеку достоинство, является захватывающей и увлекательной. Менеджеру приходится часто решать сложнейшие задачи в условиях критических ситуаций и неопределенных перспектив.
              В прошлом на должность менеджеров старались подобрать людей с ярко выраженными диктаторскими замашками, поскольку рабочие были в большинстве своем покорной, малообразованной, безликой массой и наилучшим способом обращения с ними считалось принуждение.
              В этих условиях формула действий управляющего была: «бизнес - есть бизнес, работай, не рассуждая».
              С пониманием того, что рабочих нужно не принуждать к труду, а поощрять, изменились и требования к управляющим.. Главным их достоинством стала способность играть роль главы семьи, который по-отечески относится к подчиненным, действуя по формуле: «твердость, но справедливость».
              Все это, безусловно, помогло снять многие проблемы и, прежде всего, антагонизм между рабочими и менеджерами.
              Кризисные ситуации, все больше и больше потрясавшие западную экономику, потребовали от управляющих новых качеств. Просто ужиться с людьми было не достаточно — взаимодействие нужно было обеспечить надежной материальной базой, которую создавал надежный бесперебойный сбыт товаров. Это потребовало от менеджера еще и маклерских способностей.
              И, наконец, сегодня фирмы выросли настолько, что единоличное управление ими стало практически невозможным. Кроме того, у руководителей добавилось и много внешних функций, в том числе взаимодействие с партнерами, профсоюзом, государственными и политическими деятелями. Каждым направлением занимался самостоятельный управляющий, поэтому глава корпорации становился менеджером-организатором, основная обязанность которого – координировать деятельность группы менеджеров.
              Выполняя эту обязанность, современный менеджер выступает в нескольких ипостасях.
              Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий большим коллективом людей.
              Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.
              В-третьих, это — дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты.
              В-четвертых, это — воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло.
              В-пятых, это – ин новатор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство то или иное изобретение или рационализаторское предложение.
              В-шестых, это — просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих. В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций, среди которых: организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы; распределение заданий и инструктаж подчиненных; контроль за ними; подготовка и чтение отчетов; проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений; решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с текущей корреспонденцией; ответы на звонки и прием посетителей; проведение собраний и представительство; заполнение форм отчетности; ведение переговоров; повышение квалификации.
              Все эти работы характеризуются: высоким разнообразием (до 200 видов действий в день), разнообразием формы самих этих дейс
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.