На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Теоретические основы развития туризма

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



ВВЕДЕНИЕ
 
Актуальность работы. Последние десятилетия XX и XXI века характеризуются глубокими изменениями в мировой экономике. Происходит интенсивное расширение торговых, культурных, научно-технических связей и развитие туризма. Экономический и социальный прогресс во многих странах планеты приводит к расширению межгосударственных поездок с различными целями. Всё это  превращает контакты между деловыми людьми и большими группами населения в постоянный фактор экономического развития. На этой основе, свидетельствует статистика, чрезвычайно перспективным направлением экономической деятельности становится международный туризм. Он превратился в экономически прибыльную сферу деятельности. Естественно, что на этой основе развиваются и совершенствуются все формы планирования, организации, контроля и мотивации туристического менеджмента. В нём находят отражение в административный, финансовый, стратегический вид деятельности туристических фирм и предприятий.
Так как  туризм занимает важное место в экономике многих стран, то  проблемы совершенствования международного туризма являются актуальными. Над этими проблемами работают специалисты всех стран. Важная роль в решении названных проблем принадлежит финансовому менеджменту. Проекты развития отрасли предусматривают умелое планирование, организацию работы, усиление  мотивации работников и совершенствование  контроля. Поэтому достижения финансового менеджмента в области туристической деятельности следует изучать и распространять.
Исходя из понимания современных проблем международного туризма, выбрана тема дипломного проекта. Она предусматривает анализ теоретических проблем развития туризма и финансового менеджмента в этой сфере деятельности, разработку перспективных направлений и их использование.
Таким образом, актуальность работы выражается в том, что в проекте представлен теоретический и производственный аспект совершенствования менеджмента в туристических организациях России и Узбекистана.
         Цель дипломного проекта состоит в том, чтобы показать роль    международного туризма в экономике стран мира, становление этой отрасли хозяйства при переходе к рынку в странах СНГ и необходимость совершенствования финансового менеджмента в работе туристических фирм.
         Задачи исследования  состоят в изучении проблемы международного   туризма и финансового менеджмента в этой сфере деятельности, показать способность автора  анализировать и заниматься исследовательской работой.
     Объектом исследования   является анализ деятельности туристических фирм   в некоторых странах мира, а также в России и Узбекистане. С этой целью используются материалы по данной проблеме, опубликованные в открытой печати разных стран мира и особенно Узбекистана.
    Методика написания проекта базируется на конкретном применении базовых положений экономической теории применительно к изучаемой проблеме, а именно: метод анализа, синтеза, научной абстракции и т.д. Здесь применяется описательный метод, метод сравнительного анализа, статистические таблицы, схемы, графики.
    Литература. При подготовке дипломного проекта использованы учебники по     экономике предприятий и менеджменту, специальные монографии, статьи по проблеме, а также данные статистических справочников.
             Практическая значимость диплома состоит в сборе и анализе большого     фактического материала, который может быть использован в данной отрасли хозяйства.


ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
 
1.1  Проекты предприятий  и  их связь с  бизнес - планами
 
Поскольку к защите представлен дипломный проект  на тему «Международный туризм», то предварительно требуется  осветить такие  понятия как   проект и  проектирование. Следовательно, данный дипломный проект находится на стыке технических и организационно – экономических проблем.
В любом случае при организации туристических фирм и предприятий разного направления деятельности разрабатываются и утверждаются проекты.
Проект - это необходимая часть  хозяйственной деятельности, план развития и преобразований в масштабах  предприятия или целого региона. В проектах на уровне фирмы определяются цели развития создаваемого объекта, методов, способов и средств их осуществление, т.е. разрабатывается программа поэтапного осуществления  намеченной  цели на бли­жайшую и более далекую перспективу.
Непосредственный  процесс проектирования позволяет увидеть значительный комплекс буду­щих  работ деятельности туристической фирмы и предвосхитить то, что может случиться. Особенно важно проектирование  и планирование в коммер­ческой деятельности фирм, где требуется предвидение в долгосрочной перспективе и предварительные вариантные  разработки возможных последствий при завершении проекта. Это означает, что проект всегда ориентируется на  возможные изменения  внутренней и внешней среды деятельности предприятия.
При проектировании коммерческой деятельности фирм следует учитывать существующую экономическую ситуацию в стране и других регионах; какой рынок и какие законы действуют  в стране и за рубежем, имеется ли соответствующая рыночным условиям инфраструктура туризма, уровень доходов населения, менталитет нации и т.д.
Сейчас в странах СНГ делается акцент на совершенствование рыночной среды,  улучшение коммерческой деятельности туристических фирм. Есть определенные положительные сдвиги в этой области: растут потоки туризма, объемы ВВП, строятся  новые  туристические объекты, налаживаются связи между независимыми государствами ближнего и дальнего зарубежья и т.д. Это значит, что бизнесмены и государственные деятели постепенно осваивают  сложную науку  хозяйства туризма в мировом масштабе.
Следовательно, при проектировании туризма в стране порядок такой: сначала рассматривается и утверждается проект, затем идет его осуществление, и одновременно  для  каждой фирмы в отдельности разрабатывается бизнес- план. Иначе говоря, любой  коммерческий проект предусматривает разработку  бизнес  - плана фирмы. Без этого фирмы действуют вслепую и в огромной степени  рискуют разориться.
Большинство наших туристических фирм действуют, что ставит задачу увеличения масштабов деятельности, т. е. осуществления наступательной стратегии на рынке и желание осуществить вытеснение конкурентов.
Решение  поставленных задач требует  создания дополнительных  мини – проектов,  корректировку бизнес – планов и поисков новых источников  финансирования. Проекты нужно не только составлять, но  и управлять их исполнением. Управление проектами – синтетическая дисциплина, которая состоит из умения управлять рисками и другими параметрами хозяйствования.
К составлению и исполнению проектов подключаются все инженеры  и экономисты, осуществляется сбор разных точек зрения  и критериев, по которым можно оценить проект. Переход к рыночной экономике обострил проблему прибыльности  фирмы и сроков окупаемости затрат.
Методология управления проектом заключается в сосредоточении прав и ответственности за достижение целей проекта на проектном менеджере, который в основном концентрирует свои усилия на следующих функциях:
?      составление и контроль сметы расходов;
?    составление и контроль графиков работ;
?      распределение ресурсов;
?      управление качеством;
?      управление риском;
?      взаимоотношения и связи с окружающим миром.
Все это подчеркивает значимость  проектирования в области международного туризма.


1.2.  Анализ теоретических идей  международного туризма.
 
Миграция людей и народов началась в глубокой древности. С годами она приобретала все более массовый характер. В прошлом миграция была связана с войнами, захватом чужих территорий и торговлей. С момента великих географических открытий  люди стали перемещаться на другие континенты в поисках лучших условий существования. Наконец, интересы определенных слоев населения к знаниям и новым впечатлениям возобладали над коммерческими целями. Сотни и тысячи исследователей отправлялись в другие страны с  целью знакомства с   особыми  условиями жизни и быта  народов,  их истории и культуры. Это направление получило большое развитие в ХХ веке.
Современный туризм – явление молодое, так как массовым он стал всего лишь после Второй мировой войны. На современном этапе развития путешествия в другие страны  приобрели форму туризма, отдыха и развлечений.
Сейчас туризм – это передвижение определенных слоев населения по странам с целью  отдыха и  поиска новых впечатлений. Термин «туризм» нельзя было найти ни в одном языке мира до середины XIX века. Но и тогда слово туризм, «tour» чаще всего ассоциировалось с поездкой, затем с фактом временного отсутствия человека в своем доме по делу или во имя приятного времяпрепровождения.  Таким образом, постепенно вырабатывалась современная интерпретация слова «tourism».
Словарь Вебстера поясняет слово «турист» как «кто-либо совершающий путешествие для удовольствия или из интереса»[1], другой словарь XIX века содержит более интересные значения: «люди, которые путешествуют для удовольствия, из любопытства и оттого, что им нечего делать» и даже «для удовольствия хвастаться этим потом».
Одно из первоначальных и наиболее точных определений туризма дано профессорами Бернского университета Гунзикером и Крапфом, которое позже было принято Международной ассоциацией научных экспертов туризма. Первоначально эти ученые были того же мнения, что туризм можно определить как ряд явлений и взаимоотношений, возникающих как результат путешествий людей, до тех пор, пока это приводит к постоянному пребыванию вне места постоянного проживания и не связано с получением какой-либо выгоды. Это определение не касается экскурсий, деловых путешествий, связанных с получением прибыли, даже когда прибыль не получена в стране пребывания.
Необходимо заметить, что трудно установить различия между деловыми путешествиями и теми, которые предпринимаются с целью развлечения, так как большинство путешествий являются комбинацией этих двух видов путешествий.
Со временем базовая концепция туризма расширилась и стала включать различные виды деловых путешествий, которые не приводят к постоянному пребыванию в стране и не подразумевают получение прибыли.
Периодизация развития туризма в Западной Европе очень подробно освещена В.Б.Сапруновой[2]. В ее основу положены следующие критерии: технико-экономические предпосылки и  социальные предпосылки. Согласно этой периодизации, в истории развития туризма различается 4 этапа:
1.     до начала XIX века – предыстория туризма;
2.     начало XIX века – начало XX века – элитарный туризм; зарождение специализированных предприятий по производству туристских услуг;
3.     начало XX века – до Второй мировой войны – начало становления социального туризма;
4.     после Второй мировой войны – современный этап – массовый туризм, формирование туристской индустрии, как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма. Именно в этот период туризм приобретает действительно массовый характер и  из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения высокоразвитых индустриальных стран. В определенной степени, этому способствовало сокращение рабочего времени, и, соответственно, рост свободного времени. При этом формируется мощная индустрия отдыха со своим продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством.
Итак, на определенном этапе развития экономики, когда потребность в путе­шествиях резко возросла, появились и производители услуг для путе­шествий. Это привело к формированию товара особого вида - туризма. Таким образом, туризм возник как товар, который можно купить и про­дать на потребительском рынке и который реализуется в форме материальных и нематериальных ус­луг. Своеобразным достоинством туристских услуг, как товара, является то, что значительная часть этих услуг производится с минимальными затратами на месте и, как правило, без использования иностранной валюты.
Туризм не явля­ется товаром первой жизненной необходимости, поэтому он становится на­сущной потребностью человека только при определенном уровне его дохо­да и определенном уровне богатства общества.
Существенное значение для развития международного туризма имело также стремление отдельных стран к увеличению валютных поступлений от туризма и создание с этой целью целой отрасли хозяйства — туристской индустрии. Под туристской индустрией понимается совокупность производственных, транспортных и торговых предприятий, производящих и реализующих туристские услуги и товары туристского спроса. Сюда относятся гостиницы и другие средства размещения, средства транспорта, предприятия общественного питания, предприятия, выпускающие сувениры и другие товары туристского спроса. В туристской индустрии во всем мире занято более 214 млн. человек.[3]
Туристская терминология претерпевает существенные изменения сообразно стремительному темпу развития и формирования, как общественных отношений, так и туризма, его отраслей и видов. Толкование туристских терминов – предмет ожесточенных дискуссий разработчиков теории туризма. Для того чтобы определить значение туризма и полнее описать сферу его деятельности, необходимо, в первую очередь, выделить различные группы субъектов, которые взаимодействуют в туризме:
1. Туристы. Это люди, которые испытывают различные психические и физические потребности, природа которых определяет направление и виды участия этих людей в туристской деятельности в качестве потребителей.
2. Организации, предоставляющие туристам товары и услуги. Это предприниматели, которые видят в туризме возможность получать прибыль посредством предоставления товаров и услуг с учетом спроса на туристском рынке.
3. Местные органы власти. Рассматривают туризм как важнейший фактор экономики, связанный с доходами, которые местные граждане могут получать от этого бизнеса в виде налогов, поступающих в местный бюджет.
4. Принимающая сторона. Местное население, воспринимающее туризм, в первую очередь, как фактор занятости населения. Для этой группы важным является результат взаимодействия с туристами, в том числе и с иностранными.
Таким образом, туризм может быть определен как совокупность явлений и взаимоотношений, возникающих при взаимодействии туристов, поставщиков, местных органов власти и местного населения в процессе туристской деятельности.
Путешествия, туризм – это комплекс родственных сфер бизнеса. Наиболее близкой к туризму профессией является распространение туров, то есть работа туристских агентств. К туризму непосредственно привлечены транспортные организации, предприятия общественного питания и учреждения размещения. К сопряженным видам бизнеса также можно отнести финансовые структуры, которые финансируют развитие сферы обслуживания.
Изучение туризма с научной точки зрения с недавних пор привлекло внимание ученых многих областей знаний. В связи с этим возникла необходимость в разработке точных и согласованных определений и терминов. Этой проблемой ежегодно занимаются различные организации, включая Организацию Объединенных Наций, Всемирную Туристскую Организацию, Организацию Экономического Сотрудничества и Развития.
Международные организации постоянно обращаются к теме туристской терминологии, в основном с целью согласования принципов международной статистики. Так, в 1937 году определение «международный турист» было дано на Конференции экспертов по статистике Лиги Наций. В 1950 году International Union of Official Travel Organization(IUOTO) – Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО), преобразованный в 1975 году во Всемирную Туристскую Организацию (ВТО), уточнил определение «турист», введя новые понятия: «экскурсант» и «транзитный путешественник». При этом было дано четкое разграничение этих категорий от категории «турист».
Приведем классическое определение туризма, данное В.А. Квартальновым: «Туризм – временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте»[4].
Изучение туризма осуществляется с помощью различных подходов и методов, в выборе которых нет единодушия среди специалистов. Например, авторитетные американские профессора Р. Макинтош, Ч. Голднер и Б. Ритчи рекомендуют следующие подходы[5]:
1. Институциональный подход к изучению туризма подразумевает изучение разных туристских институтов и посредников, таких, как отели, рестораны, туроператоры, турагенты и др. Этот метод требует исследования организационного процесса, операционных методов, экономической среды бизнеса и др.
2. Подход, основанный на изучении продукта, исследует различные туристские продукты во взаимосвязи с их производством, продвижением на рынке и реализацией. Однако, этот подход требует много времени для изучения и не позволяет исследователям быстро определить основы туризма.
3. Исторический подход включает в себя анализ деятельности туристских институтов в историческом ракурсе и влияние инноваций на их развитие. Такой эволюционный подход не получил широкого развития, поскольку туризм приобрел массовый характер сравнительно недавно.
4. Управленческий подход, по мнению специалистов, является самым важным и перспективным, так как ориентирован на отдельные туристские фирмы, то есть имеет микроэкономический характер. Этот подход сфокусирован на такие виды управленческой деятельности, необходимые для функционирования туристской организации, как планирование, контроль, ценообразование, реклама и др. Важность и перспективность данного подхода обусловлены тем, что институциональные изменения, изменения продукта и даже общества подразумевают, что именно управленческие цели и процедуры должны запустить механизм изменений с учетом перемен, происходящим в туристской среде.
5. Экономический подход из-за важности туризма, как для внутренней, так и для мировой экономики, активно изучается экономистами с точки зрения формирования спроса и предложения, его влияния на платежный баланс и обменный курс, занятость, экономическое развитие и другие экономические факторы. С помощью этого подхода можно разработать схему анализа туризма и его экономического воздействия на экономику страны. Однако он не уделяет должного внимания экологическому, социально-культурному, психологическому и антропологическому воздействию.
6. Социологический подход обусловлен тем, что туризм представляет собой социальную деятельность, поэтому внимание социологов направлено на изучение индивидуального и группового поведения туристов и влияния туризма на общество. При таком подходе рассматривают социальные группы, привычки и обычаи, как гостей, так и жителей принимающей стороны. Социальные аспекты туризма и отдыха пока недостаточно изучены, и это предсказывает более широкое применение социологического подхода.
7. Географический подход специализируется на изучении местности туристской зоны, ландшафта, климата, а также экономических и социально-культурных аспектов. Особую важность здесь приобретает курс рекреационной географии, так как туризм и рекреация тесно взаимосвязаны.
8. Междисциплинарный подход обусловлен, прежде всего, тем, что туризм охватывает практически все аспекты жизни общества. Поскольку путешественники имеют самые различные цели, необходимо использовать психологический подход при выполнении маркетинга и продвижении туристского продукта. При изучении культурного туризма, помимо прочего, целесообразно применять антропологический подход. Подключение политических институтов из-за пересечения государственных границ туристами и необходимости получения для этого паспорта и визы от соответствующих государственных органов, а также существование во многих государствах правительственных структур по развитию туризма требуют привлечения политических наук. Для того чтобы индустрия туризма функционировала, необходимо, чтобы законодательные органы обеспечивали соответствующую правовую базу в виде законов о туризме и других нормативных актов.
9. Системный подход к изучению туризма интегрирует другие подходы в единый комплексный подход, с помощью которого на микроуровне можно исследовать деятельность туристских фирм в конкурентной среде, их рынки, а также их взаимоотношения с другими системами, такими, как политическая, правовая, экономическая и социальная.
Международный туризм бывает выездной и въездной. Выездной туризм - это путе­шествия лиц, постоянно проживающих на данной территории, в другую страну. Въездной туризм - это путешествия в пределах данной страны лиц, не проживающих постоянно на территории этой страны.
В соответствии со спецификой отражения финансовых результатов в бюджете страны выделяют два вида туризма: активный и пассивный.
Приезд иностранных туристов в данную страну является активным туризмом. Активный туризм слу­жит фактором ввоза денег - валюты в данную страну. Выезд турис­тов из одной страны в другие государства является пассивным туризмом. Пассивный ту­ризм является фактором вывоза денег - валюты из данной страны.
В зависимости от главной цели путешествия выделяют следующие раз­новидности туризма: рекреационный, познавательный, научный и деловой.
Рекреационный туризм - это туризм с целью отдыха, оздоровления и лечения. При этом следует иметь в виду, что пребывание граждан в специальных санаториях не относится к туризму, так как в данном случае санаторий - это разновидность больницы.
Познавательный, или культурный, туризм - это путешествие в целях ознакомления с историко-культурными достопримечатель­ностями и уникальными природными объектами по определенной программе.
В научном туризме преобладает посещение конгрессов, симпозиумов и т.п., причем обычно с последующими экскурсионными поездками.
Деловой туризм - поездки бизнесменов с деловыми целями, представляет собой наиболее динамичный и доходный вид туризма.
По характеру организации путешествия выделяют индивидуальный, групповой, организованный и самодеятельный (неорганизованный), стаци­онарный и передвижной туризм.
По интенсивности туристских путевок различают постоянный и сезонный туризм. Круглогодичное и относительно равномерное посещение туристских регионов называется постоянным туризмом. Это характерно, прежде всего, для наиболее известных центров цивилизации, культуры, оздоровления: известных городов мира, курортов, мест, располагающих уникальными минеральными водами и грязями.
Некоторые регионы привлекают туристов преимущественно в определенное время года. Такой туризм является  сезонным.  Туристские регионы, посещаемые только в определенное время года (например, летом или зимой), характеризуются как одно-сезонные туристские регионы. Реги­оны, посещаемые в любое время года (и летом, и зимой), называются двух-сезонными. Сезоны в зависимости от степени интенсивности посещения туристами данного туристского региона делятся на: пиковый (т.е. наиболее загруженный), тихий (со средней степенью загрузки) и мертвый (незагру­женный, почти не посещаемый туристами) сезоны.
По продолжительности пребывания туристов в путешествии выделяют кратковременный и продолжительный туризм. Кратковременный туризм - это туризм, когда продолжительность путешествия не превыша­ет трех суток. Продолжительный туризм - это туризм, при котором срок путешествия более трех суток.
Исходя из используемых транспортных средств для передвижения турис­тов различают туризм с использованием личного транспорта туриста и обще­ственного транспорта, т.е. транспорта, принадлежащего или арендованного ту­ристским хозяйствующим субъектом. К этим разновидностям туризма относят­ся автотуризм, караванный круиз, морской и речной круизы и т.п.
Кроме того, туристу могут быть предоставлены либо определенные виды услуг по его выбору, либо полный комплекс услуг. Полный комплекс услуг может предоставляться путем продажи так называемых инклюзив-туров (inclusive tour) или пэкидж-туров (package tour).
Инклюзив - тур применяется чаще всего при авиационных перевозках, причем стоимость перевозки туриста к месту назначения и обратно определяется на основе специально разрабатываемых инклюзив-тарифов, которые иногда наполовину ниже обычных. Он включает также стоимость размещения туриста в гостинице, питание (полное или частичное) и другие услуги, предоставляемые на определенное число дней пребывания туриста в стране назначения. Общий уровень цены инклюзив-тура должен быть не ниже обычного тарифа (т.е. стоимости транспортировки) до данной страны. Клиенту сообщается полная цена инклюзив-тура без разбивки ее на отдельные виды услуг. Инклюзив-туры предполагается использовать как при групповых, так и при индивидуальных туристских поездках. Пэкидж-тур также предполагает предоставление клиенту полного комплекса услуг, который, однако, может и не включать транспортные расходы. Обычно пэкидж-туры организуются по определенной, заранее рекламируемой программе.
Принципиального различия между этими понятиями нет. В западноевропейских странах более распространен термин «инклюзив-тур», в США — «пэкидж-тур».
Структура этих туров в значительной степени варьируется в зависимости от страны, состава туристов, их покупательной способности, характера, ассортимента и качества предлагаемых услуг.
 
1.3..Тенденции развития международного туризма
в отдельных регионах мира
 
Для изучения развития международного туризма и его воздействие на мировую экономику необходимо рассмотреть отдельные регионы мира. Всемирная туристская организация (ВТО), выделяет пять основных регионов мира:
?      Америка
?      Африка
?      Азиатско-Тихоокеанский регион
?      Ближний Восток
?      Европа
Международный туризм в мире крайне неравномерен, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится около 60% мирового туристического рынка и около 50% валютных поступлений. Свыше 18% мирового туристического рынка и 20% валютных поступлений приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион, менее 17% рынка и 24% валютных поступлений - на Америку, и около 8% рынка и 5% валютных поступлений на Африку и Ближний Восток вместе взятых.[6]
Международный туризм, для многих стран превратился в существенный источник увеличения доходов и роста национальной экономики. Такие высокоразвитые страны, как Швейцария, Австрия, Франция, значительную долю своего благосостояния построили на доходах от туризма.
Международный туризм стал важным источником валютных поступлений для многих развитых и развивающихся стран. Например, удельный вес доходов от иностранного туризма в общей сумме поступлений от экспорта товаров и услуг составляет: в Испании – 18,3%, Австрии — 11,8%, Греции — 33,6%, Португалии — 14,9%, на Кипре — 53%. В большинстве развивающихся стран на долю иностранного туризма приходится 10-15% доходов от экспорта товаров и услуг (Индия, Египет, Перу, Парагвай, Коста-Рика).
 
В классификации Всемирной туристской организации выделяются страны, являющиеся в первую очередь странами — поставщиками туристов, и страны, являющиеся в первую очередь принимающими. К странам — поставщикам туристов относятся: США, Бельгия, Дания, Германия, Голландия, Новая Зеландия, Швеция, Канада, Англия. К принимающим туристов странам относятся: Австралия, Италия, Швейцария, Франция, Кипр, Греция, Мексика, Португалия, Испания, Турция.
По количеству прибытий и доходам от международного туризма Всемирная туристская организация ежегодно составляет рейтинг десяти лидирующих стран.
        Среди них Франция и Испания лидируют по международным туристским прибытиям, составляя вместе более 18% всех международных прибытий. США занимает третье место. Несмотря на то, что Китай занимает пятое место в рейтинге, он подтверждает важность данной отрасли, с ежегодным приростом  в 5-6 %.
По доходам от международного туризма лидируют США, для которых этот показатель составляет 67 миллиардов долларов., несмотря на спад в 2001- 2004 гг. Доходы Испании, Франции и Италии колеблются от 34 до 27 миллиардов долларов.
С 60-x годов ХХ века международный туризм начал бурно развиваться. В это время феномен туризма приобретает широкий размах. (Таблица 1).
 
 
 
 
 
 
 
Таблица 1.
Динамика числа прибытий туристов и поступлений от туризма во всем мире за 1960-2002гг.
 
Число прибытий, млн. человек
Изменения, %
Поступления,
млрд. долл.
Изменения, %
1960
69,2
-
6,86
-
1970
159,6
130,4
17,9
163,2
1980
284,8
78,3
102,3
471,9
1990
459,2
61,2
264,7
158,5
2000
687,3
49,6
473,4
78,8
Источник: Всемирная Туристская Организация (ВТО)
 
 
Таким образом, число прибытий с 1960 по 2000 увеличилось почти в 10 раз (Диаграмма 1).
              Диаграмма 1 

 
Доходы стран от продажи услуг туризма выросли в этот период более чем в 69 раз, с 6,8 млрд. долл. до 473,4 млрд. долл. (Диаграмма 2).
              Диаграмма 2
   
Возрастающее значение туризма в экономическом развитии все большего числа стран подтверждает предположение, что доля поступления от международного туризма в ближайшее десятилетие будет расти.
Международный туризм оказывает значительное влияние на решение проблемы занятости населения, обеспечения рабочих мест на временной и постоянной основе. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, в 2004 году в мировом туризме было занято 8,1% всех работающих, то есть в сфере туризма был занят каждый двенадцатый работающий. Прогнозы показывают, что в 2014 году число работающих в туризме составит 8,6% всего занятого населения в мире. В США, согласно национальной статистике, туристская индустрия обеспечивает более 16,7 млн. рабочих мест, что составляет 11,9 % от общего количества рабочих мест в стране.[7]
Вклад туризма в занятость населения и открытие новых рабочих мест определяют социально-экономическое значение данного сектора.
Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие ключевые секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и, с учетом мультипликативного эффекта, составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.
Увеличение объемов капитальных инвестиций в туризм также свидетельствует об экономическом значении этой области на мировом уровне. Так, в 2004 г. доля туризма в общем объеме инвестиций в мире составляла 9,4% или 802,3 млрд. долларов.
В общем числе туристических поездок в мире, 60% составляют поездки в связи с отдыхом, 30% - деловые поездки.
В туризме обмен подобными продуктами также суще­ствует, например, в секторе культурного туризма. Как правило, происходят обмены традиционными видами туризма. Например, жители северных стран Европы в основном проводят отпуск на курортах стран Средиземноморья, а жители южных теплых стран отдают предпочтение отдыху на горнолыжных курортах.
Европа прочно удерживает первое место среди других регионов мира по числу принятых иностранных туристов. В 2002 году международные туристские прибытия составили  400 миллионов человек. Доходы от международного туризма возросли до 240 миллиардов долларов, что составляет цифру в 600 долларов за одно туристическое прибытие. Наиболее яркими лидерами в этом регионе являются Франция и Испания, которые показывают наилучшие результаты по числу принятых международных туристов и по доходам от международного туризма. Турция  лидирует  в этом регионе по объемам роста международного туризма, составляя 19%.  Российская Федерация, Украина и страны СНГ  развиваются довольно стабильно. Великобритания последние три года имеет отрицательный тренд развития. (Таблица 2)  Снижение доли европейского рынка в международном туризме происходит на фоне увеличения прибытий в регион и поступлений от туризма. Туристские потоки в основном направлены в центры отдыха Западной и Южной Европы. Эти зоны насчитывают 64,5% всех прибытий в Европу. Такая туристская концентрация - резуль­тат привычки проводить летние каникулы на пляжах.
Таблица 2
Международные прибытия и доходы от туризма в Европе.
Страна
Международные туристские прибытия
Доходы от международного туризма
1000
Изменение, %
Доля, %
Млн. долл.
Изменение, %
Доля, %
2002
01/00
02/01
2002
 
01/00
02/01
2002
Европа
399,759
 
-0,5
2,3
100
240,490
-1,7
6,5
100
Австрия
18,611
1.1
2.4
4.7
11,237
1.9
11.1
4.7
Бельгия
6,724
-0.1
4.2
1.7
6,892
4.7
-0.2
2.9
Хорватия
6,944
12.2
6.1
1.7
3,811
20.9
14.3
1.6
Франция
77,012
-2.6
2.4
19.3
32,329
-2.5
7.8
13.4
Германия
17,969
-5.9
0.6
4.5
19,158
-0.3
4.0
8.0
Греция
14,180
7.3
0.9
3.5
9,741
2.4
3.1
4.1
Венгрия
15,870
-1.5
3.5
4.0
3,273
9.4
-13.2
1.4
Ирландия
6,476
-4.4
1.9
1.6
3,089
7.0
10.7
1.3
Италия
39,799
-3.9
0.6
10.0
26,915
-6.2
4.3
11.2
Нидерланды
9,595
-5.0
1.0
2.4
7,706
-6.8
14.6
3.2
Польша
13,980
-13.8
-6.8
3.5
4,500
-21.1
-6.5
1.9
Португалия
11,666
0.6
-4.1
2.9
5,919
4.2
7.5
2.5
Россия
7,943
5.3
7.3
2.0
4,188
3.8
17.6
1.7
Испания
51,748
4.6
3.3
12.9
33,609
4.5
2.2
14.0
Швейцария
10,000
-1.8
-7.4
2.5
7,628
-3.5
4.4
3.2
Турция
12,782
12.5
18.5
3.2
9,010
-3.3
22.0
3.7
Украина
6,326
31.4
9.2
1.6
2,992
23.5
9.8
1.2
Великобритания
24,180
-9.4
5.9
6.0
17,591
-16.7
8.0
7.3
Источник: Всемирная Туристская Организация (ВТО)
Сентябрь 2003г.
 
В Южной и Западной Европе Франция, Испания и Италия больше других стран выигрывают от турист­ских потоков в этот регион и являются главными туристскими центрами. Великобритания традиционно славится образовательным туризмом. Северные страны Европы, в частности Скандинав­ские страны и Ирландия, специализируются на экотуризме.
Азиатско-Тихоокеанский регион продолжает развиваться быстрыми темпами. Он сместил Американский регион на третье место и занимает почти 19% туристского рынка мира. Из-за неожиданной вспышки атипичной пневмонии устойчивый экономический рост в данном регионе на время застопорился, вследствие чего прибытия во многие турцентры этого региона сократились более чем вдвое от обычного уровня. Если прежние рекордсмены в лице Северо-Восточной Азии (-9%) и Юго-Восточной Азии (-16%) понесли значительные потери, то Южная Азия (+17%) после двух трудных лет убедительно восстановила свои позиции на гребне экономического подъема и политики либерализации торговли.
Ведущими странами в этом регионе являются Китай, Гонконг(Китай), Корея, Тайвань и Сингапур(Таблица 3).
Таблица  3
Международные прибытия и доходы от туризма в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Страна
Международные туристские прибытия
Доходы от международного туризма
1000
Изменение, %
Доля, %
Млн. долл.
Изменение, %
Доля, %
2002
01/00
02/01
2002
 
01/00
02/01
2002
Азиатско-Тихооке-
анский регион
131,295
5,1
8,4
100
94,697
1,2
7,7
100
Австралия
4,841
-1.5
-0.3
3.7
8,087
-9.8
6.1
8.5
Китай
36,803
6.2
11.0
28.0
20,385
9.7
14.6
21.5
Гонконг (Китай)
16,566
5.1
20.7
12.6
10,117
5.0
22.2
10.7
Индия
2,370
-4.2
-6.6
1.8
2,923
-4.0
-3.9
3.1
Индонезия
5,033
1.8
-2.3
3.8

-5.9


Япония
5,239
0.3
9.8
4.0
3,499
-2.1
6.0
3.7
Корея
5,347
-3.3
3.9
4.1
5,277
-6.4
-17.2
5.6
Макао (Китай)
6,565
12.4
12.4
5.0
4,415
16.8
17.9
4.7
Малайзия
13,292
25.0
4.0
10.1
6,785
39.7
6.4
7.2
Новая Зеландия
2,045
6.9
7.1
1.6
2,918
4.2
25.0
3.1
Филиппины
1,933
-9.8
7.6
1.5
1,741
-19.3
1.0
1.8
Сингапур
6,996
-2.8
4.0
5.3
4,932
-15.6
-2.9
5.2
Тайвань
2,726
-0.3
4.2
2.1
4,197
6.7
5.2
4.4
Таиланд
10,873
5.8
7.3
8.3
7,902
-5.5
11.7
8.3
Источник: Всемирная Туристская Организация (ВТО)
Сентябрь 2003г.
 
В этих стра­нах Азиатско-Тихоокеанского региона экспорт товаров и экспорт услуг взаимно допол­няют друг друга. Развитие этих секторов базируется на стремительном подъеме телекоммуникаций, меж­дународного транспорта, в частности воздушного транспорта, и банковской сферы. Так, экспорт това­ров приводит к увеличению деловых путешествий в эти страны, которые, в свою очередь, стимулируют развитие гостиничного бизнеса и индустрии развле­чений, одним словом - въездного туризма. Послед­ний увеличивает резервы иностранной валюты и стимулирует рост экономики.
Восточная Азия и Тихоокеанский регион привле­кают иностранных туристов, прежде всего своей уни­кальной природой, но и не только этим. Например, новые индустриальные страны притягательны для деловых путешествий.
Развлекательный туризм хо­рошо развит в Японии, Южной Корее и Тайване, причем японская индустрия развлечений занимает второе место в мире после США. Гонконг и Синга­пур предлагают отличный шоппинг-туризм. Одной из важных туристских стран в регионе стал Таиланд, особенно после того, как начал осваивать новые пля­жи на южном побережье страны и организовывать культурно-познавательные поездки на север страны.
Африканский регион стабильно развивается с ростом в 5%. Таким образом, рост числа международных туристских прибытий в 2003 году увеличился почти в два раза по сравнению с предыдущим годом и составил 9 миллионов человек. Доходы от международного туризма составили 12 миллиардов долларов или в среднем 405 долларов за туристическое прибытие.
Туристские потоки между африкан­скими странами все еще остаются очень слабыми и существенно сдерживают развитие туризма в регио­не. Главный туристообразующий регион – Европа.
Больше половины общего количества гостей в регион принимают страны Северной Африки, такие, как Марокко и Тунис. Доля прибытий в эти страны достигает 35% прибытий в Африку. В Вос­точной Африке лидируют Кения, Мавритания, Тан­зания,  Сейшельские острова и Зимбабве,  которые успешно используют свои природные ресурсы. Неко­торые из них, например Мавритания, Сейшельские острова, специализируются на превосходном пляж­ном  туризме  и  развивают  высококлассную  гости­ничную индустрию.
Ближний Восток не пострадал из-за неблагоприятной ситуации в мире и показал наилучшие результаты из всех регионов, добившись роста, который составил, по оценкам Всемирной туристской организации 10%. Число международных туристских прибытий составило 28 миллионов человек. Ведущие страны данного региона увеличили показали почти в два раза, так рост туристских прибытий в Иордании составил 10%, Объединенных Арабских Эмиратов 32%. Саудовская Аравия стала одной из ключевых стран ближневосточного региона, не только по прибытиям, но и по доходам от международного туризма. (Таблица 4).
 
Таблица 4
Международные прибытия и доходы от туризма на Ближнем Востоке
 
Страна
Международные туристские прибытия
Доходы от международного туризма
1000
Изменение, %
Доля, %
Млн. долл.
Изменение, %
Доля, %
2002
01/00
02/01
2002
 
01/00
02/01
2002
Ближний Восток
27,594
-1,3
16,7
100
12,963
-5,2
10,0
100
Бахрейн
3,167
15.2
13.6
11.5

9.9


Египет
4,906
-14.8
12.6
17.8
3,764
-12.5
-0.9
29.0
Иордания
1,622
3.6
9.8
5.9
786
-3.0
12.3
6.1
Ливан
956
12.9
14.2
3.5
956
12.8
14.2
7.4
Саудовская Аравия
7,511
2.1
11.7
27.2




Сирия
2,809
-6.9

10.2
1,366


10.5
ОАЭ
5,445
5.8
31.7
19.7
1,328
5.1
24.8
10.2
Источник: Всемирная Туристская Организация (ВТО)
Сентябрь 2003г.
 
В целом регион в 2002 году получил 13 миллиардов долларов от международного туризма, что составляет примерно 470 долларов за одно прибытие.
Постоянные колебания в развитии туризма регио­на можно объяснить политической нестабильностью, а общее сокращение притока туристов в этот регион за последние годы явилось следствием войны в Пер­сидском заливе, от которой пострадали не только Ирак, но и некоторые соседние страны.
Рассматривая страны с переходной экономикой можно отметить, что в настоящее время туристская индустрия в этих странах переживает период своего станов­ления как самостоятельного сектора хозяйствования.
Страны с переходной экономикой (страны бывшего СССР) занимают огромную территорию, шестую часть суши земного шара. Естествен­но, регион обладает огромнейшими природными и рекреационными ресурсами для развития индустрии туризма. Богатейшая природа, памятники культуры раз­личных народов, населяющих огромную территорию и исповедующих разные религии, исторические мес­та и монументы, созданные народами, жившими в древности, создают благоприятные условия для развития данной отрасли экономики.
В историческом плане, развитие туризма в бывшем СССР берет свое начало со дня основания государст­ва, когда идеологические догмы отделили его жите­лей от остального мира. В результате такой политики очень мало людей выезжало из страны, это были в основном дипломаты, люди, уезжающие по частным приглашениям к своим родственникам и друзьям, оставшимся за рубежом по разным причинам, и огра­ниченное число людей, выезжающих в составе тури­стских групп, как правило, в социалистические стра­ны. В СССР прибывало также ограниченное число зарубежных туристов (по некоторым оценкам, 80%) в составе организованных туристских групп. Однако необходимо заметить, что в СССР раз­вивался внутренний, социальный туризм по линии профсоюзов, стоимость которого составляла почти одну десятую часть цены, предлагаемой иностран­ным туристам.
Туризм в СССР не считался приоритетной сферой экономики, и ему была предназначена роль непроиз­водственной индустрии. Поэтому капиталовложения в инфраструктуру международного туризма были очень низкими, хотя государство субсидировало раз­витие внутреннего туризма, как части всей социаль­ной политики. Следствием такой политики было ограниченное число иностранных туристов, прибы­вавших в страну. Положение стало меняться с нача­лом перестройки в 1985 г. В 1986 г., уровень прибытий сократился по сравнению с 1985 г., из-за чернобыльской аварии. Од­нако рост прибытий в СССР продолжился до конца 80-х годов, а самое большое число иностранцев, по­сетивших страну, было  в 1989 г.
Вместе с тем ухудшение взаимодействия в области туризма вследствие общих дезинтеграционных процессов стало определенным стимулятором для возобновления и дальнейшего развития сотрудничества в данной сфере. У него появились определенные перспективы.
В 2003 году прибытие туристов из-за границы в страны с переходной экономикой составило 76,8 млн. человек, причем в государства СНГ составило более 21 млн. человек. Этот показатель заметно вырос с 2004 г., когда он составлял 43,8 млн. человек (в 1,7 раза) в странах с переходной экономикой и 5,9 млн. (в 3,4 раза) в странах СНГ соответственно (Таблица 5).
 
Таблица 5
Международные туристские прибытия.
 
 
Международные туристские прибытия
(миллионов человек)
Рост
(%)
Среднего-довой рост
(%)
 
1990
1995
2000
2001
2002
00/99
01/00
02/01
90-00
В мире
456,8
551,7
696,1
692,9
702,6
6,8
-0,5
3,1
4,3
Страны с переходной экономикой
43,8
67,1
76,8
78,0
81,1
4,1
1,6
3,9
5,8
Источник: Всемирная Туристская Организация (ВТО)
Данные по состоянию на январь 2003г.
 
Международные туристские прибытия по странам с переходной экономикой, в период с 2002 года по 2004 год, характеризуют значительный рост в индустрии туризма.


                                      ГЛАВА 2
АНАЛИЗ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ПО СРАВНЕНИЮ С ДРУГИМИ СУБЪЕКТАМИ РФ.
 

2.1 Современное состояние туризма и отдыха в Краснодарском крае

 
Краснодарский край - субъект Российской Федерации. Территория составляет 76 тыс. квадратных километров с населением - почти 5 млн. человек. Уникально географическое положение края: два моря (Черное и Азовское), горы, равнины  и  леса.
Краснодарский край - развитый регион России. Ведущие отрасли: сельское хозяйство, промышленность, курортно-рекреационный комплекс. Край обладает развитой сетью железных и автомобильных дорог, имеются несколько аэропортов, в том числе международные, морские порты.
Курортно-туристский комплекс является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики Краснодарского края. Объем услуг курортно-туристской отрасли составляет третью часть от общего объема платных услуг населению в крае. Курортно-туристский комплекс Краснодарского края - это 1040 здравниц и более 400 туристских предприятий. Здравницы в период максимального развертывания могут принимать 220 тысяч отдыхающих (это треть емкости всех курортов России). Частный сектор в летнее время может принять около 200 тысяч неорганизованных (без путевок) отдыхающих.
В 2004 году в налоговых органах края зарегистрировано почти 20 000 частных квартиросдатчиков.
Развитие курортно-туристского комплекса является одним из приоритетных направлений развития края: создание условий для эффективного использования уникальных природно-климатических ресурсов края, расширение материально-технического потенциала курортно-туристских предприятий (таблица 6 )
 
 
 
 
Таблица 6.
Развитие курортно-туристского комплекса в Краснодарском крае за 1999 – 2001 годы.
№ п/п
Наименование показателей
1999г.
2000г.
2001г.
1.
Количество отдыхающих, млн. чел.
4,2
4,8
4,8
2.
Из них прибывших по путевкам, млн. чел.
1,7
2,8
2,3
3.
Количество штатных мест на предприятиях санаторно-курортного комплекса края, всего
170000
180000
195000
4.
Средняя заполняемость в период с 01.06 по 01.10, %
79
82
76
5.
Налоговые поступления от санаторно-курортной отрасли от учреждений отрасли туризма, млн. р.
483
677
865
 
Черноморское побережье Краснодарского края является одним из главных курортных районов России. Крупные курорты: Сочи, Анапа, Геленджик, имеются бальнеологические курорты Ейск на Азовском море, Горячий Ключ в предгорьях Западного Кавказа, а также горноклиматическая станция Красная Поляна. Вдоль побережья Чёрного моря и в прилегающих горных районах Западного Кавказа (в том числе по Кавказскому заповеднику) проходят всероссийские туристские маршруты.
На курортах Краснодарского края побывали в 2003 году почти 6 млн. человек, что составило прирост на 12% по сравнению с 2002 годом. Из них 2.2 млн. были организованные туристы. В период с мая по октябрь здравницы были заполнены на 74%. Среди курортных регионов особенно отличилась Анапа, где отдохнуло более миллиона человек. Тот самый миллион россиян, которым так гордится Турция, считая это достижением своей рекламной стратегии, а российский рынок - вторым по значимости приложения усилий. А в ряде других стран Средиземноморья уверены, что через несколько лет побережье Черного моря составит весьма ощутимую конкуренцию раскрученным европейским курортам. У Кубани есть все - великолепная природа, замечательные лечебные факторы, понимание значимости отрасли на административном уровне и развивающаяся инфраструктура.
В числе позитивных факторов является рекламная стратегия руководства края. Определив для себя целевые рынки – Москва с областью и субъекты ЮФАО и вложив деньги в интегрированную рекламу, Краснодарский край и получил свой прирост турпотока.
В 2003 на приобретение путевок и на здравницы выделено 4 миллиарда 900 миллионов рублей. Кроме того, государственную дотацию получает город Сочи.
В организации туризма на курорте Геленджик принимают участие администрация и все действующие субъекты туризма. Основная функция в организации туризма принадлежит администрации города-курорта в лице заместителя мэра по курортам и туризму, Управлению по курортам и туризму как основному исполнительному органу администрации, курирующему сферу туризма.
В организации туризма следует выделять два основных процесса:
1.   Организационные процессы, совершаемые, собственно, в здравницах и турбизнесе (санатории, пансионаты с лечением, гостиницы, кемпинги, дома и базы отдыха, летние детские лагеря отдыха, турфирмы и туристско-экскурсионные бюро). Такие организационные процессы как организация приема, размещения, питания, оздоровления и других видов обслуживания связаны с соблюдением соответствующих технологий. На этой стадии главными организаторами являются руководители здравниц. Я определил ее как внутреннюю организацию, которая зависит от типа здравницы, места ее размещения (Таблица  7).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Таблица 7
Сравнительные данные по размещению туристов в здравницах    курорта Геленджик с 1997 по 2001 гг
Тип здравниц
Количество койко-мест
1998
1999
2000
2001
2002
Санатории, профилактории
3520
3483
3378
3864
6868
Пансионаты
7583
7083
7590
10005
10169
Дома отдыха
1506
1506
1506
1450
1139
Турбазы
4192
3690
4070
3750
2380
Спортивно- и детско-оздоровительные лагеря
11825
10630
9835
9830
10133
Базы отдыха
13628
12290
10612
8670
6849
Кемпинги
980
980
980
980
575
Гостиницы
1090
1090
1090
1090
1686
Всего
44324
40752
39061
39500
38935
 
    Организационные процессы на курорте в целом и способы организационного упорядочения отношений между здравницами, сферой турбизнеса и администрацией курорта. Основная организационная работа выполняется органами самоуправления (из числа представительной и административной власти, муниципального унитарного предприятия "Геленджик-отдых") и различными органами исполнительной власти.
 
    В курортно-туристской отрасли занято около 13 тыс. человек. Официальная статистика санаторно-курортной сферы учитывает только сотрудников, непосредственно занятых в обслуживании туристов, туристов в здравницах: 11200 человек, что составляет 23,6% трудоспособного населения курорта
Основные ресурсы города-курорта Геленджик для устойчивого развития туризма определяются наличием уникальных природно-климатических условий, благоприятных для туризма, отдыха, лечения, реабилитации и оздоровления. К основным ресурсам относятся рекреационные, туристические ресурсы, наличие курортно-туристского комплекса (183 здравниц), профессиональные людские ресурсы, способные использовать имеющийся потенциал для приема и обслуживания гостей.
Рекреационные ресурсы включают: субтропический климат, горячее солнце, теплое море, горно-морской воздух, разнообразную живописную растительность, гидроминеральные и лечебные источники и грязи.
Туристические ресурсы - это объекты культурного, исторического, археологического и этнического показа, а также ландшафтные памятники природы.
Все это - главные ресурсы развития туризма как базового сектора экономики курорта, который привлекает в настоящее время на лечение и отдых свыше 1 млн. туристов в год.
Проведенный статистический анализ, а также аналитическая обработка всех документов администрации г. Геленджика за последние 3 года и полученные фактические данные о состоянии туризма в сезоне 2003 г. позволяют сделать вывод о том, что туризм на курорте Геленджик развивается стабильно и устойчиво. Из года в год увеличивается показатель прибытий (количество приезжающих на курорт туристов). Динамика их роста представлена в графике (График 3 ).
График 3

График загрузки туристами курорта Геленджик за период 1997 – 2002 г. В здравницах и частных секторах, тыс. человек
 
 
Проведенный опрос показал, что мотивация (цели) туристов, прибывших в Геленджик, зависит от сезона.
 
Таблица  8
Пребывание отдыхающих по сезонам.
Цель прибытия (причина)
Сезонный период, %
Внесезонный период, %
Лечение
24,4
48,8
Оздоровление
25,2
42,4
Отпуск (каникулы)
49,5
8,1
Деловые цели
0,3
0,2
Прочие причины
0,6
0,5
Всего
100,0
100,0
 
Из таблицы 8 видно, что в сезонный период основная масса туристов прибывает для оздоровления и лечения, которое приурочено к отпуску или каникулам. Во внесезонный период курорт посещают, главным образом, старики и люди преклонного возраста.  Молодые люди и дети в здравницах Геленджика вне сезона - это редкое явление, за исключением тех случаев, когда имеется специфическое заболевание или необходимость в реабилитации. В этот период преобладают «социальные» или дотированные туристы.
В летний курортный сезон в здравницах и частном секторе размещаются преимущественно дети, люди молодого и среднего возраста. Как правило, путевки они приобретают за полную цену (кроме отраслевых работников, имеющих свои здравницы), и их основная масса размещается в частном секторе. Все туристы, кроме части тех, кто занят серьезным лечением, - это пляжные туристы, проводящие свой отпуск с целью оздоровления и приятного времяпрепровождения. Неорганизованные туристы - это главные потребители услуг общественного питания.
Молодые люди и дети пытливы и подвижны, они чаще посещают концерты, фестивали, выставки, участвуют в экскурсиях и массово-фестивальных представлениях. Это категория туристов ориентирована на активные, познавательные виды туризма, является основным потребителем продуктов и товаров местного производства, сувениров, водных видов туризма и обеспечивает местному населению основную массу летнего дохода и тем самым пополняет бюджет курорта.
Полнота рыночных отношений характерна для частного сектора, который в тенденциях увеличения потока туристов опережает общественный сектор. Сплошная выборка картотек туристов за 2001 г., с нашей точки зрения, достаточно репрезентативна. Построенные диаграммы и графики выполнены для полного года и отдельно для сезонного периода. В расчет не принимались туристы из городов, численность которых в общем потоке не превышала 1 %. Они отнесены в графу «прочие». Этим объясняется большая доля прочих туристов - 25%.Основная география регионов-поставщиков туристов для Геленджика приходится на города, перечисленные в приложение А. Там же представлены данные по количеству прибытий, дней пребывания и по половому признаку, в процентном и абсолютном отношении. Наибольшее количество туристов прибывает из Москвы - 21,1 %, Санкт-Петербурга - 7,5%, Краснодара - 4,2%, Тюмени - 3,3%, Екатеринбурга - 3,8% (графическая интерпретация представлена в приложении Б) Средний возраст мужчин 33,2 года, средний возраст женщин в около 30 лет. Доходы и расходы отражены в приложении В.
Сегментировать туристский рынок Геленджика довольно сложно, так как 35% от общего числа туристов относятся к категории «дотированных». Они не несут бремя материальных затрат по отдыху и имеют льготы по проезду
(приложение Г).
Для более глубокого исследования взаимосвязи социально экономических явлений рассмотренные статистические методы часто оказываются недостаточными, ибо они не позволяют выразить имеющуюся связь в виде определенного математического уровня, характеризующего механизм взаимодействия факторных и результативных признаков. Это устраняет метод анализа регрессий и корреляций—регрессионно – корреляционный анализ, являющийся логическим продолжением, углублением более элементарных методов.
В таблице 9 нами проведен регрессионно-корелляционный анализ по показателям численность туристов и выручки (валовой доход) от реализации услуг (работ, продукции).
Таблица 9
        Корреляционно-регрессионный анализ численности туристов города – курорта Геленджик за период 1995 – 2002 гг
Года
Численность туристов, мил. человек (X)
Выручка, мил. рублей (Y)
X2
XY
YX
1995
0,0256
0,3710
0,0007
0,0095
0,2529
1996
0,3000
0,3900
0,0900
0,1170
0,3665
1997
0,7200
0,4150
0,5184
0,2988
0,5404
1998
0,7800
0,4500
0,6084
0,3510
0,5653
1999
1,5000
0,7450
2,2500
1,1175
0,8634
2000
1,5000
0,8310
2,2500
1,2465
0,8634
2001
1,5500
0,9560
2,4025
1,4818
0,8841
2002
1,6000
1,0830
2,5600
1,7328
0,9048
Итого
7,9756
5,2410
10,6800
6,3549
 
 
,
 
,
 

 
Теснота связи (по шкале Чердока) равна 45,38%, то есть она умеренная и связь прямая. Она показывает на сколько выручка зависит от численности туристов.
 
 
 
 
 
 
 
 
График 4.
Корреляционно-регрессионный анализ

 
 
Условное обозначение:
X – Численность туристов, мил. человек,
Y – Выручка, мил. Рублей
 
 
15% приобретающих путевки здравниц в турфирмах или непосредственно в здравницах - это граждане, имеющие годовой доход 150-200 тыс. руб. в год. Данный расчет вытекает из «Баланса денежных доходов и расходов населения», где дискреционный доход равен 6,8-10%. Это означает превышение доходов над расходами, которое человек может истратить на отдых стоимостью 50-60 тыс. за 14 дней (путевка и покупка, посещение ресторанов и культурных мероприятий). Такую категорию туристов можно отнести к предпринимателям среднего бизнеса.
8,8% туристов - это дети. Они также относятся к дотированным посетителям, так как социальные органы управления всех уровней выделяют дотации на приобретение путевок в детские оздоровительные и спортивные летние лагеря.
31,2% - это туристы, имеющие годовой доход на человека 90-150 тыс. руб. в год. Они способны оплатить отдых и питание в частном секторе. К ним относятся предприниматели малого бизнеса и высокооплачиваемые работники из регионов, где уровень доходов в 10-20 раз превышает средний российский. Это Москва, Тюмень, Надым и так далее.
10% региональных туристов выходного дня из южных областей России - люди среднего уровня достатка. Они размещаются во временных базах и кемпингах и прибывают на курорт своим личным транспортом.
В Геленджике подведены итоги 2003 года, курортно-оздоровительного сезона. Как сообщает администрация города-курорта, в этом году здесь отдохнуло 1150 тысяч человек, что на 20% больше аналогичного показателя 2002 года. Гостей принимали 150 учреждений санаторно-курортного комплекса и около 5 тысяч квартиросдатчиков, которых нынешним летом было зарегистрировано на 12% больше, чем в прошлом. Общее количество мест, предоставленных для отдыха курортникам, составило 55 тысяч (таблица 10).
Таблица 10
Число мест и численность отдыхавших
 

и т.д.................


Наименование
Число мест, тыс. единиц
Численность отдыхавших, тыс. человек
круглогодовых
в месяц максимального развертывания
Всего
в т. ч. по путевкам
2002
2001
2002
2001
2002
2001
2002
2001
Всего по краю из них
90,7
87,5
200,9
198,3
1889,1
1952,4
1496,2
1575,1
г. Анапа
14,3
14,9
29,9
35,4
252,7
311,0
246,0
287,4
г. Геленджик
11,2
10,1
28,1
31,1
248,5
293,0
212,8
255,0
г. Ейск
0,5
0,5
4,0
3,7
24,5
29,1
23,0
22,4
г. Новороссийск
0,4
0,4
6,4
6,2
29,8
43,6
28,3
40,0

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.