На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Развитие логического мышления детей 5 лет с использованием уголка занимательной математики

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?
Содержание
 
Введение                                                                                                                                                          3
Глава 1 Теоретические основы использования уголка
занимательной математики в детском саду                                                                      6
1.1             Необходимость создания уголка занимательной математики
в детском саду и задачи его организации                                                                                    6
1.2 Оформление уголка занимательной математики                                                        10
1.3 Подбор игрового материала                                                                                                  11
1.4 Руководство развитием самостоятельной деятельности
в уголке занимательной математики                                                                                    16
Глава 2 Теоретические основы развития логического мышления
у детей среднего дошкольного возраста                                                                                     21
2.1 Основная форма мышления детей пятого  года жизни                                          21
2.2 Методики развития логического мышления детей 4 – 5 лет                            35
Глава 3 Экспериментальные исследования возможности
использования уголка занимательной математики для развития
логического мышления детей 4 - 5 лет                                                                                    41
3.1 Выявление уровня логико-математического развития детей
средней группы                                                                                                                                            42
3.2 Разработка наиболее эффективного содержания уголка
занимательной математики и методика его использования                                          43
3.3 Основные результаты педагогического эксперимента                                          49
Заключение                                                                                                                                            50
Список используемой литературы                                                                                                  52
Приложения

Введение
 
 
В последние десятилетия возникли тревожные тенденции, связанные с тем, что в системе образовательной работы с дошкольниками стали во многом использоваться школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышенные требования к умственному развитию детей. Происходит искусственное ускорение темпов развития детей.
Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И, поскольку развитие современного общества носит перманентный и динамический характер, постольку ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. Поиск эффективных дидактических средств развития логического мышления дошкольников является неотъемлемой частью данной задачи.
Поэтому эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учётом сензитивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности.
Важнейшим средством интеллектуального развития ребенка-дошкольника является изучение математики в детском саду.
Н.Г. Белоус, Р.Л. Березина, Л.Н. Вахрушева, Е.П. Гуменникова, Т.И. Ерофеева, З.А. Михайлова, Е.В. Соловьева и др. отмечали, что успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью. Как известно, эмоции являются движущей силой, которая может активизировать или тормозить процесс познания.
Непременным условием развития детского математического творчества является обогащённая предметно-пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, а также занимательного математического материала. Основная цель использования занимательного материала – формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. При этом непременным условием является применение воспитателем игр и упражнений для активного проявления познавательной самостоятельности у детей (стремление и умение познавать, осуществлять результативные мыслительные операции). Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявление детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми.
Учитывая сказанное выше, можно сформулировать гипотезу исследования: наличие и использование уголка занимательной математики в группе будет способствовать развитию логического мышления детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: логическое мышление детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: возможности использования уголка занимательной математики.
Цель работы: изучить возможности использования уголка занимательной математики для развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1.                  Изучить теоретические основы использования уголка занимательной математики в детском саду.
2.                  Изучить теоретические основы развития логического мышления детей.
3.                  Экспериментально проверить возможности использования уголка занимательной математики для развития логического мышления детей.
4.                  Сделать выводы по проведённой работе.

1. Теоретические основы использования
уголка занимательной математики в детском саду
 
1.1             Необходимость создания уголка занимательной математики
в детском саду и задачи его организации
 
 
Познавательный интерес к математике – это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребёнка к ней, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать больше знаний по математике, использовать их в самостоятельной деятельности. Г.И. Щукина отмечала, что только деятельность, вызывающая активность, умственное напряжение и развивающая кругозор, ведёт к развитию познавательного интереса. По содержанию эта деятельность должна носить проблемный характер. Однако многие исследователи подчеркивали, что важно не только поставить перед ребёнком проблему, но и научить её решать, сформировав необходимые способы познавательной деятельности [16].
Непременным условием развития детского математического творчества является обогащённая предметно-пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, а также игры, занимательный математический материал. Основная цель использования занимательного материала – формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. При этом непременным условием является применение воспитателем игр и упражнений для активного проявления познавательной самостоятельности у детей (стремление и умение познавать, осуществлять результативные мыслительные операции). Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявление детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми.
Т.И. Ерофеева отмечала, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызывать заинтересованность и познавательную активность детей. Особое внимание следует уделить эмоциональному комфорту ребёнка в процессе познавательной деятельности. Положительное подкрепление успехов и достижений детей, эмоциональное невербальное общение взрослого с детьми – таков фон, на котором должно строиться обучение дошкольников [12].
Постоянное повышение заинтересованности детей мотивирует игровую деятельность, активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки, раскрытии секрета игры и создает положительный эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и повышающий её результативность [11]. Таким образом, развитию познавательного интереса к математике способствует такая организация обучения, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом.
Для того чтобы были реализованы задачи развития детей средствами занимательного материала, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно.
В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребёнка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребёнка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.
Для эффективного решения образовательных задач очень важно оснастить группу детей необходимыми игровыми пособиями. В игровой комнате отводится специальное место (стол, стулья, свободный доступ), где концентрируются все игры и пособия – «Уголок занимательной математики».
«Уголок» – это не только возможность обеспечения детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними, но и атмосфера в коллективе. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребёнок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми его творческих начинаний.
Задачи «Уголка занимательной математики»:
1.                  Целенаправленное формирование у детей 4 – 7 лет интереса к элементарной математической деятельности. Развитие качеств и свойств личности ребёнка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость, находчивость и самостоятельность.
2.                  Воспитание у детей потребности занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы должен стать средством организации полезного досуга, способствовать развитию творчества.
Успех игровой деятельности в организованном в группе уголке определяется интересом самого воспитателя к занимательным задачам для детей. Воспитатель должен владеть знаниями о характере, назначении, развивающем воздействии занимательного материала, приёмами руководства самостоятельной деятельностью с элементарным математическим материалом. Заинтересованность, увлечённость педагога – основа для проявления детьми интереса к математическим задачам и играм.
Таким образом, руководство самостоятельной математической деятельностью в уголке занимательной математики направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм. Всю работу в уголке педагог организует с учётом индивидуальных особенностей воспитанников. Он предлагает ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности, привлекает малоактивных детей, заинтересовывает их игрой и помогает освоить её. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит свои успехи. Тот, кто составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к новым достижениям. Руководство со стороны педагога направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.
 

1.1             Оформление уголка занимательной математики
 
 
Уголок занимательной математики – это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, секретер и обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбирать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.
Художественное оформление уголков должно отвечать их назначению, привлекать и заинтересовывать детей. Для этого можно использовать геометрические орнаменты или сюжетные изображения из геометрических фигур. Приемлемы сюжеты, действующими лицами которых являются любимые герои детской литературы: Незнайка, Буратино, Карандаш идр. В оформлении можно использовать фотографии, увеличенные иллюстрации из книг по занимательной математике для дошкольников и родителей, детской художественной литературы.
Организация уголка осуществляется с посильным участием детей, что создаёт у них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть.
Таким образом, уголок математики должен стать неотъемлемой частью предметно-развивающей среды группового помещения.

1.2             Подбор игрового материала
 
 
Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголок помещается разнообразный занимательный материал, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат: «Лиса и гуси», «Мельница», «Волки и овцы»; головоломки (на палочках и механические); логические задачи и кубики, лабиринты; игры из специальных наборов фигур; игры на передвижение. Все они интересны и занимательны.
В настоящее время во многих детских журналах и газетах имеются рубрики, в которых сосредоточен занимательный материал. Выбрать его можно также из книг по занимательной математике, популярных сборников и других изданий. Необходимо накапливать, систематизировать его, помещать в специальные альбомы.
Ребёнка окружают игры, развивающие его мысль и приобщающие его к умственному труду. Например, игры из серии «Логические кубики», «Уголки», «Составь куб» и другие; из серии «Кубики и цвет», «Сложи узор», «Куб-хамелеон» и другие.
Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают ребёнку вычленить анализируемый объект, увидеть его во всём многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства и отличия. К дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции, относятся логические блоки Дьенеша, цветные счётные палочки (палочки Кюизенера), модели и другие.
Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципов доступности игр детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и игровые матеериалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. От усвоения заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых вариантов игр. Большие возможности для творчества имеются в играх «Танграм», «Волшебный круг», «Кубики для всех» и др. Дети могут придумывать новые, более сложные силуэты не только из одного, но и из 2 – 3 наборов к игре, один и тот же силуэт составлять из разных наборов.
Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности дошкольников необходимо использовать магнитные доски, фланелеграфы с набором фигур, счётных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составленных фигур.
В течение года по мере освоения детьми игр следует разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым занимательным материалом.
Любая логическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить её, найти пути решения, отгадать число – реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – даёт основание для их классификации. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и назначению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.
Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразный занимательный материал можно разделить на три группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения

                                                                                                                                            Таблица 1
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Развлечения
Математические (логические) игры, задачи, упражнения
Дидактические игры и
упражнения
Загадки, задачи-шутки, ребусы,
кроссворды, головоломки,
математические квадраты,
математические фокусы,
“Танграм”, “Стомахион”,
“Пентамино”,
“Гексатрион”,
“Пифагор”, “Колумбово яйцо”,
“Кубики для всех”
С блоками, кубиками на включение,
нахождение
Шашки, шахматы
Словесные
С наглядным материалом
Словесные
Исходя из классификации занимательного материала, можно выделить следующие необходимые средства реализации:
игры шашечного хода;
шашки, шахматы;
головоломки, головоломки с палочками;
разнообразные лото;
рамки-вкладыши;
блоки Дьенеша;
палочки Кьюзенера;
игры на классификацию;
мозаики;
строительные наборы;
игры на составление узоров;
лабиринты;
игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур и силуэтов;
игры для ориентировки на листе бумаги;
игры на передвижение;
игры В. Воскобовича;
настольно-печатные игры;
занимательные вопросы, загадки, считалки, задачи в стихотворной форме, стихи-шутки, задачи-шутки, головоломки;
математические сказки.
Одной из особенностей средней группы является яркое проявление разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют черты младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, «взрослеют» быстрее и уже со второй половины среднего дошкольного возраста всё отчетливее начинают проявлять черты более старшей возрастной ступени.
Исходя из этого, развивающая среда должна обязательно включать в себя игровой материал разного уровня сложности.
Для I уровня (младший – средний возраст) рекомендуется иметь лото, парные картинки, магнитную, крупную и гвоздиковую мозаики, набор кубиков из 4 – 9 штук, развивающие игры («Сложи узор», «Сложи квадрат»), игры с элементами моделирования и замещения, легкий модульный материал, строительные наборы (напольные, настольные).
Для развития мелкой моторики рук необходимы специальные дидактические игрушки: вкладыши, шнуровки (с «пришиванием», составлением узора). С этой же целью можно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров.
II уровень (средний – старший возраст). Среди дидактических игр прежде всего должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей («Танграм», пазлы), на сериацию по различным свойствам, игры на счёт. Важно, чтобы у ребёнка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняться (смена примерно 1 раз в 2 месяца).
15% игр должно быть предназначено для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность детям, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.
Для развития воображения будет лучше, если вместо некоторых реальных предметов предложить предметы-заместители, имеющие определенное сходство с оригиналом, например: геометрические объемные фигуры – «овощи», брусок – «утюг», палочка – «градусник», коробка – «телевизор».
Подбор и содержание игрового материала должны соответствовать возрасту и уровню развития детей, а также отвечать всем современным требованиям.

1.3             Руководство развитием самостоятельной деятельности
в уголке занимательной математики
 
 
В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам логического мышления. Именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их, поскольку, анализируя игровую ситуацию, дошкольник должен прибегнуть к логике, оперируя образными моделями. Игры позволяют организовать сложный процесс освоения знаний в интересной для ребёнка форме, придавая умственной деятельности увлекательный, занимательный характер. Именно поэтому в процессе игры ребёнок может решить даже те задачи, которые в других условиях кажутся невыполнимыми.
Исходя из вышесказанного, практическая организация образовательного процесса в дошкольном возрасте может базироваться на игре, как ведущем типе деятельности, и исходя из следующих психологических особенностей, обеспечивающих эффективность процесса обучения:
- обучение должно проходить совершено естественно в соответствии с развитием – ребёнок сам себя развивает;
- сознание ребёнка является «впитывающим», поэтому приоритет дидактики – организовать окружающую среду для такого «впитывания»;
- в разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувствах; сущность разума в упорядочении и сопоставлении;
- отказ от миссии обучать детей – вместо обучения предоставить им условия для самостоятельного развития и усвоения информации;
- мышление ребёнка должно проходить все необходимые стадии: от предметно-действенного к наглядно-образному, и только после этого достигается абстрактный уровень.
Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию у них умений и способностей:
- оперировать свойствами, отношениями объектов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине;
- сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;
- проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;
- рассказывать о выполняемом или выполненном действии, разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.
Принципы организации образовательного процесса в «Уголке занимательной матемтики»:
1.                  Принцип деятельности – включение ребёнка в учебно-игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
2.                  Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
3.                  Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном процессе.
4.                  Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствуют созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
5.                  Принцип доминирования интересов.
6.                  Принцип психофизической комфортности – заключается в снятии, по возможности, стрессовых факторов.
7.                  Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями и восприятием.
Планируя свою педагогическую деятельность на неделю, воспитатель может включить план-схему по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности (он может корректироваться педагогом в течение всего учебного года) (см. таблицу 2).
В нём можно предусмотреть следующие пункты:
?                  Переход одного вида деятельности (игры) из совместной в самостоятельную;
?                  Еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;
?                  Учитывание временных рамок (т.е., планируя небольшой по объёму материал, я тем самым не сделала ущербной столь важную для ребенка деятельность – сюжетно-ролевую игру).

                                                                                                                                            Таблица 2
 
 
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Понедельник
?      Настольно-печатные дидактические игры;
загадки (на закрепление изученной ранее темы)
Игры на развитие мелкой моторики:
?      мозаика;
?      шнуровка;
?      игры с пересыпным материалом.
Вторник
 
Блоки ДЬЕНЕША
Настольно-печатные
дидактические игры
 
Среда
Палочки Кюизенера
- Блоки ДЬЕНЕША;
- игры в экспериментальном уголке
Четверг
- работа со строительным материалом (по схеме и без);
- работа со счётными палочками.
- палочки Кюизенера;
- кубики «Сложи узор», «Уникуб».
Пятница
- игры на развитие творческого воображения (элементы методики ТРИЗ);
- внесение новой дидактической игры (развивающей)
- работа со строительным материалом (со схемой и без);
- работа со счётными палочками.
 
Указания к руководству самостоятельной деятельностью детей в уголке занимательной математики.
1.                  Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений. Стимулирование педагогом проявленной самостоятельности в играх. Поощрение стремления детей достичь результата.
2.                  Совместная игра воспитателя с ребёнком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия. У ребят вырабатывается уверенность в своих силах. Понимание необходимости сосредоточиваться, напряжённо думать в ходе поисков решения задач.
3.                  Создание элементарной проблемно-поисковой ситуации в совместной с ребёнком игровой деятельности. Воспитатель играет, составляет силуэт, отгадывает загадку, ходы лабиринта и в это же время привлекает ребёнка к оценке своих действий, просит его подсказать следующий ход, дать совет, высазать предположение. Ребёнок занимает активную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.
4.                  Объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших её, с тем, чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.
5.                  Организация разнообразных форм деятельности в уголке соревнований, конкурсов (на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру-силуэт), вечеров досуга, математических развлечений.
6.                  Обеспечение единства воспитательно-образовательных задач на занятиях по математике и вне их. Целенаправленная организация самостоятельной детской деятельности с целью обеспечить более прочное и глубокое усвоение дошкольниками программного учебного материала, использование его в других видах элементарной математической деятельности, играх. Осуществление всестороннего развития детей, индивидуальная работа с воспитанниками, отстающими от сверстников в развитии, и теми, кто проявляет повышенный интерес, склонность к занятиям математикой.
7.                  Пропаганда среди родителей занимательного математического материала для занятий с детьми в домашних условиях. Воспитатель рекомендует родителям собирать занимательный материал, организовывать совместные с детьми игры, постепенно создавать домашнюю игротеку. Единство в работе детского сада и семьи будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению их в школе.
Таким образом, если уголок занимательной математики соответствует всем требованиям, содержание его постоянно обновляется, он активно используется в организации самостоятельной деятельности детей, то он будет способствовать развитию логического мышления детей среднего дошкольного возраста.

2. Теоретические основы развития логического мышления
у детей среднего дошкольного возраста
 
2.1 Основная форма мышления детей пятого  года жизни
 
 
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует [35].
В современной психологии мышление понимается как «процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности; высшая форма творческой активности» [25].
В кратком словаре системы психологических понятий логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики» [24]. Здесь имеется в виду классическая двузначная формальная логика, хотя мышление людей вовсе не обязано быть основано исключительно на ней.
Логическое мышление человека является важнейшим моментом в процессе познания. Все методы логического мышления неизбежно применяются человеческим индивидом в процессе познания окружающей действительности в повседневной жизни, с самого раннего возраста. Ф.Энгельс считал, что «по типу все эти методы, – стало быть, все, признаваемые обычной логикой средства научного исследования, совершенно одинаковы у человека и у высших животных. Только по степени, по развитию соответствующего метода они различны» [25]. Способность логически мыслить позволяет человеку понимать происходящее вокруг, вскрывать существенные стороны, связи в предметах и явлениях окружающей действительности, делать умозаключения, решать различные задачи, проверять эти решения, доказывать, опровергать – словом, всё то, что необходимо для жизни и успешной деятельности любого человека.
В современной психологии формы мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое –рассматриваются как последовательные стадии онтогенетического развития мышления ребёнка. Онтогенетическое развитие мышления ребёнка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в процессе освоения общественного опыта. Особую роль играют целенаправленные воздействия взрослого в форме воспитания и обучения.
Раскрывая взаимосвязь встречных переходов с процессом теоретического выведения конкретного, с процессом доказательства и дедукцией, С.Л. Рубинштейн пришёл к выводу о том, что разные уровни мышления характеризуются типами обобщения познавательного материала. Он пишет: «Можно различать разные уровни мысли в зависимости от того, насколько высок уровень её обобщений, насколько глубоко вместе с тем она переходит от явления к сущности... Такими разными уровнями мышления являются наглядное мышление в его элементарных формах и мышление отвлечённое, теоретическое» [35].
Исходя из этого, можно сказать, что развитие логического мышления ребёнка – это процесс перехода мышления с эмпирического уровня познания (наглядно-действенное мышление) на научно-теоретический уровень (логическое мышление), с последующим оформлением структуры взаимосвязных компонентов, где компонентами выступают приёмы логического мышления (логические умения), которые обеспечивают целостное функционирование логического мышления [24].
А.А.Люблинская доказала [36], что уже дошкольники владеют всеми операциями мышления, правда, в самой элементарной форме. Особое внимание, по её мнению, следует уделить порядку формирования логических операций.
Дошкольный возраст, по мнению психологов – это этап интенсивного психического развития. При этом особенностью данного периода является то, что прогрессивные изменения отмечаются во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований [36].
В результате исследований было выявлено, что мышление ребёнка зарождается уже в восприятии им действительности, выделяясь затем в особый психический процесс.
В своих работах З.А.Зак [42] подчёркивал, что усложнение и развитие ранней формы мыслительной деятельности ведёт к появлению у ребёнка образного мышления, интенсивно развивающегося в период дошкольного детства. Простейшие его проявления присутствуют уже в раннем детстве, однако задачи, решаемые малышом в плане представлений и образов, в большей степени примитивны. В период же дошкольного детства перед ребёнком встаёт проблема разрешения задач, требующих установления зависимостей между несколькими свойствами и явлениями.
По мнению В.В.Зеньковского [42], решение таких задач дети начинают искать преимущественно в плане представлений. Однако в дошкольном возрасте образное мышление характеризуется конкретностью образов.
Как показано Н.Н.Поддъяковым [40], в возрасте 4-5 лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов, воздействию на них с целью изменения. Этот уровень умственного развития – наглядно-действенное мышление – является подготовительным; он способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий, т.е. предваряет абстрактное, логическое мышление.
Кроме того, ребёнок этого возраста уверен, что «всё зависит от всего и что всё можно объяснить всем» [40]. Такой характер мышления указывает на тяготение детей к доказательству, к обоснованию, к нахождению причин. Именно эта особенность мышления, по мнению Ж.Пиаже, является причиной появления огромного количества детских вопросов [29].
В процессе наглядно-действенного мышления появляются предпосылки для формирования более сложной формы мышления – наглядно-образного, которая характеризуется тем, что разрешение проблемной ситуации может осуществляться ребёнком только в плане представлений, без применения практических действий.
Следует отметить ещё одну особенность мышления детей рассматриваемого периода. Дело в том, что огромное количество информации, которую ребёнок не может понять на основе вербального общения со взрослыми, он легко усваивает тогда, когда эти знания даются ему в виде действий с моделями. Это подтверждается исследованиями, проведёнными Е.Л.Яковлевой [40]. Она отмечала, что объяснение приведённого факта состоит в том, что слово, как таковое, ещё не используется ребёнком в качестве самостоятельного средства мышления, хотя у дошкольника и видны предпосылки для возникновения наглядно-образного мышления, ведь нередко дети справляются со стоящими перед ними задачами, не умея объяснить словами свои действия.
Однако дети постепенно начинают использовать в процессе решения логические формы мышления – они усваивают простейшие понятия, учатся рассуждать, делать выводы. З.А.Зак [42], подчёркивал, что в этом возрасте развитие образного мышления позволяет ребёнку создавать представления, лежащие в основе абстрактных понятий. В этой связи он отмечает, что, «начиная устанавливать зависимость между объектами или явлениями, дошкольник постепенно приходит к способности осознавать ситуацию, требующую специального разрешения» [42]. Осознание ребёнком непонятности воспринимаемого создаёт потребность объяснения и понимания явления, создавая тем самым предпосылки развития у дошкольников новых форм мыслительной деятельности – он начинает использовать мышление для познания того, что выходит за пределы его собственной деятельности.
Развитие представлений во многом характеризует процесс формирования мышления, становление которого в этом возрасте связано в значительной степени с совершенствованием возможности оперировать представлениями на произвольном уровне. Эта возможность существенно повышается к 6 годам в связи с усвоением новых способов умственных действий с внешними предметами, которыми ребёнок овладевает в процессе развития и обучения. От этого обстоятельства зависит подвижность возрастных границ уровней умственного развития.
По мнению некоторых учёных, возможности усвоения знаний детьми дошкольного возраста значительно шире и многообразнее тех, на которые ориентируется ныне принятое традиционное содержание обучения. Так, например, в работе Х.М.Тепленькой [36] было установлено, что ребёнка в 5-7 лет можно обучить полноценным логическим действиям определения «принадлежности к классу» и «соотношения классов и подклассов».
Материалы исследований, проводившихся многими коллективами и отдельными исследователями [40], убедительно показали, что жизненный опыт и познавательные возможности дошкольников этого возраста в усвоении ими математических понятий, в их способностях к абстракции и обобщениям значительно богаче тех, которые предполагались ранее.
Е.Л.Агаева [42] отмечает, что использование таких наглядных моделей, как круги Эйлера и «классификационные деревья», является адекватным путём формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о логических отношениях.
Одним из условий формирования логического мышления у дошкольников является учёт особенностей психического развития детей данного возраста. Все психологические новообразования детей указанного периода отличаются незавершённостью. Это обусловливает особенности их обучения, которое должно сочетать в себе черты игры и направленного обучения, ориентируясь при этом на сложившиеся формы мышления: наглядно-действенное и наглядно-образное развитие новообразований, знаково-символической функции, элементов логического мышления.
Так, по мнению О.М.Анищенко [40], очень важной предпосылкой формирования логического мышления считается способность к самостоятельному нахождению способов решения задач. Большое значение при этом приобретает возможность контролировать и проверять правильность своих действий.
Интересной кажется позиция Н.П.Аникеевой [36] по поводу путей формирования логического мышления. Проведя ряд экспериментов, автор доказывает, что рассматриваемый вид мышления может быть сформирован через менее абстрактный вид, через образное мышление. Применительно к дошкольному периоду, предлагаемая стратегия осуществима в наиболее полной мере в рамках игровой деятельности, так как, анализируя игровую ситуацию, ребёнок должен прибегнуть к логике, оперируя образными моделями.
Период жизни между 3 и 7 годами является наиболее сензитивным для совершенствования мыслительной деятельности, так как характеризуется быстрым физическим развитием и является временем интенсивного совершенствования различных видов психогенной деятельности.
Основными посылками совершенствования и усложнения мыслительной деятельности в 4- 5 лет являются следующие моменты:
- появление произвольности в поведении и познавательных процессах;
- способность действовать по образцу и инструкции;
- умение оценить свою работу и работу других;
- способность подчиниться требованиям и правилам ситуации;
- способность к общему способу действия в условиях решения определённого типа задач;
- способность осуществлять контроль за собственными действиями.
Развитие мышления дошкольника происходит поэтапно: от наглядно-действенного к наглядно-образному, а от него через наглядно-схематическое к логическому мышлению.
Само по себе наглядно-схематическое мышление даёт большие возможности в освоении внешней среды, являясь средством для создания ребёнком обобщённой модели различных предметов и явлений. Приобретая «черты обобщённого, эта форма мышления остаётся образной», опирающейся на реальные действия с предметами или их заместителями.
Особое место в процессе формирования логического мышления отводится математике. Это обосновано тем, что ни одна другая наука не даёт возможность глубокого и осмысленного перехода от наглядно-действенного к образному, а затем и к логическому мышлению. Кроме того, математические знания предполагают изучение в чистом виде процессов анализа и синтеза через классификацию, группирование, сравнение, что даёт ребёнку возможность самому выводить новые знания из уже известных или вновь узнаваемых во всех существующих направлениях науки.
Исходя из вышесказанного, в дошкольном возрасте можно наблюдать тот факт, что предпосылки формирования логического мышления и сама основа этого мышления обусловлены и формируются посредством всех психических процессов и актуализируются в наиболее полной мере в игровой деятельности в процессе усвоения математических знаний.
Теперь, когда речь в основном сформирована, она может выполнять не только коммуникативную, как в 3-4 года, но и мыслительную функцию, выражать мысль ребёнка и стать опорой новой формы его мышления– рассуждения. Познавательная деятельность приобретает новую форму: ребёнок активно впитывает информацию, может её продуктивно усваивать, запоминать и оперировать ею. Мышление становится наглядно-образным.
Если в 3-4 года ребёнок имел потребность в уважении взрослым проявлений его воли, теперь ему необходимо уважение к его самостоятельной, делающей первые шаги мысли. Он стремится высказать свои суждения, идеи, нуждается во внимании к ним со стороны взрослого, в одобрении его стремления понять что-то, в поддержке. В данном случае нет необходимости стремиться немедленно дать ребёнку «правильные» ответы на все возникающие у него вопросы – гораздо полезнее создать условия для разворачивания его собственных размышлений.
По результатам исследований психологов выявлена следующая закономерность:
?                  дети 4-х лет лучше классифицируют предметы (чем картинки и слова);
?                  дети 5 лет лучше классифицируют картинки (чем предметы и слова);
?                  дети 6 лет дали наибольший процент классификации слов, нежели предметов и картинок.
В этой особенности мыслительного процесса классификации проявляются особенности мышления детей дошкольного возраста. Мышление младшего дошкольника настолько конкретно, что требует непосредственного восприятия предмета мысли и действия с ним. Старший же дошкольник способен мыслить не только при наличии предмета или его изображения, но и при полном отсутствии его.
Поэтому при обучении дошкольников умению классифицировать необходимо осуществлять постепенный переход от чувственного материала к словесному.
Работа над развитием мышления ребенка, начиная с раннего детства, будет эффективной тогда, когда воспитатель включит её в любой вид деятельности, в занятия и труд, в игры и наблюдения природы, в обсуждение поступка и в рисование с натуры или по представлению. Речь, очень рано включаясь в этот процесс, играет в нём всё большую роль, изменяя всю мыслительную деятельность. Она обнаруживается в любой работе ребенка, в том, как он рассуждает, как работает, как выполняет поручения взрослого.
Теперь от взрослых требуется:
- широко использовать иллюстрации к книгам, диафильмы, телепередачи познавательного направления и т.п.;
- как можно больше рассказывать детям о жизни в разных местах и в разные времена;
- внимательно и заинтересованно выслушивать рассуждения детей, никогда их не критикуя;
- ставить развивающие вопросы.
Носова Е.А. [26] говорит, что желательно, чтобы к концу 4 года дети могли:
1. различать и называть цвета и их оттенки, характеризовать светлоту;
2. различать геометрические формы: круг, треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т.д., различать прямую и кривую линию.
3. понимать превосходные формы прилагательных – выбирать из набора трёх предметов самый большой, самый длинный и т.п.
4. понимать слова, обозначающие взаимное расположение предметов: по картине отвечать на вопросы воспитателя, кто находится на (чём-либо), над, под, рядом, за, перед, между; что близко, что далеко; что впереди, что сзади; что внизу листа, что вверху, что в середине.
5. упорядочивать предметы и картинки в ряды:
- по возрастанию размера предметов (сначала подобных, затем разных);
- по убыванию размера предметов;
- по порядку следования дел ребёнка в течение дня;
- по порядку роста растения, животного, человека;
- продолжение ряда по образцу (например, последовательность выкладывания бусин: красная-зелёная-красная-зелёная-красная-...);
- иллюстрации к сказке ("Репка", "Колобок") в порядке разворачивания действия.
6. собирать пятиместные матрёшки и пирамидки из 7-8 колец.
7. собирать разрезные картинки из 4 частей.
8. считать наизусть до 10.
9. определять количество предметов в пределах 5 без пересчёта:
а) на какой карточке нарисовано 3...;
б) дай мне 3...;
в) сколько здесь?
10 .Сравнивать по количеству:
-                     поиск множеств с одинаковым количеством элементов, составленных:
а) из одинаковых предметов,
б) из разных предметов;
- поиск большего множества;
- поиск меньшего множества.
11. сравнивать непрерывные количества (воды, песка); поиск одинаковых, больших, меньших.
12. отмеривать непрерывные количества произвольной меркой («Дай мне 3 стаканчика риса»).
13. понимать слова «сначала-потом», «долго-скоро», «быстро-медлено», «сейчас».
14. классифицировать объекты по одному признаку.
15. различать цифры в пределах 10.
Пятилетки проявляют высокую познавательную активность, они буквально забрасывают старших разнообразными вопросами об окружающем мире. Исследуя предметы, их свойства и качества, дети пользуются разнообразными обследовательскими действиями: умеют группировать объекты по цвету, форме, величине, назначению, количеству; умеют составить целое из 4-6 частей; осваивают счёт.
Основные представления, познавательные и речевые умения, которые осваиваются детьми 4-5 лет в процессе овладения математическими представлениями:
– размер предметов: по длине (длинный, короткий); по высоте (высокий, низкий); по ширине (широкий, узкий); по толщине (толстый, тонкий) ; по массе (тяжёлый, лёгкий); по глубине (глубокий, мелкий); по объёму (большой, маленький);
– геометрические фигуры и тела: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, шар, куб, цилиндр;
– структурные элементы геометрических фигур: сторона, угол, их количество;
– форма предметов: круглый, треугольный, квадратный. Логические связи между группами величин, форм: низкие, но толстые; найти общее и различное в группах фигур круглой, квадратной, треугольной форм;
– связи между изменениями (сменой) основания классификации (группировки) и количеством полученных групп, объектов в них;
– умение целенаправленно зрительно и осязательно-двигательным способом обследовать геометрические фигуры, предметы с целью определения формы; попарно сравнивать геометрические фигуры с целью выделения структурных элементов: углов, сторон, их количества; самостоятельно находить и применять способ определения формы, размера предметов, геометрических фигур; самостоятельно называть свойства предметов, геометрических фигур; выражать в речи способ определения таких свойств, как форма, размер; группировать их по признакам;
– отношения групп предметов: по количеству, по размеру и т.д.; последовательное увеличение (уменьшение) 3-5 предметов.
– пространственные отношения в парных направлениях от себя, от других объектов, в движении в указанном направлении; временные – в последовательности частей суток, настоящем, прошедшем и будущем времени: сегодня, вчера и завтра;
– обобщение 3-5 предметов, звуков, движение по свойствам - размеру, количеству, форме и др.;
– сравнение предметов на глаз, путём наложения, приложения; умение выразить в речи количественные, пространственные, временные отношения между предметами, пояснить последовательное увеличение и уменьшение их по количеству, размеру;
– обозначение количества числом и цифрой в пределах 5-10; количественное и порядковое назначение числа; обобщение групп предметов, звуков и движений по числу; Связи между числом, цифрой и количеством: чем больше предметов, тем большим числом они обозначаются; сосчитывание как однородных, так и разнородных предметов, в разном расположении и т.д.;
– сосчитывание, сравнение по признакам, количеству и числу; воспроизведение количества по образцу и числу; отсчитывание;
– называние числа, согласование слов-числительных с существительными в роде, числе, падеже.
– понимание независимости количества числа предметов от их расположения в пространстве, сгруппированности;
– понимание неизменности размеров, объёма жидких и сыпучих тел, отсутствие или наличие зависимости от формы и размера сосуда;
– обобщение по размеру, числу, по уровню наполненности одинаковых по форме сосудов и т.д.;
– познавательные и речевые умения зрительно воспринимать величины, количества, свойства предметов, сосчитывать, сравнивать с целью доказательства равенства или неравенства;
– выражение в речи расположения предметов в пространстве; использование предлогов и наречий: справа, сверху, от..., рядом с..., около, в, на, за и др.; умение пояснить способ сопоставления, обнаружения соответствия;
– обозначение последовательности и этапности учебно-игрового действия, зависимости порядка следования объектов символом (стрелкой); использование простейших алгоритмов разных типов (линейных и разветвленных).
– зрительное восприятие и понимание последовательности развития, выполнения действия, ориентируясь на направление, указанное стрелкой;
– отражение в речи порядка выполнения действий: сначала; потом; раньше; позже; если..., то.
Дети радуются своим достижениям и новым возможностям. Они нацелены на творческие проявления и доброжелательное отношение к окружающим. Индивидуальный подход воспитателя поможет каждому ребёнку проявить свои умения и склонности в разнообразной увлекательной деятельности.
В этом возрасте детям доступны следующие логические операции.
Сравнение – относительно простая логическая операция, она заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам.
Анализ – логический приём, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.
Синтез – операция, которую можно охарактеризовать как мысленное соединение частей предмета в единое целое с учётом их правильного расположения в предмете. Игры: «Сложи фигуру», «Дострой домик» и др.
Упорядоченность действий – логический приём, формирующий навыки последовательных действий. Игры: «Продолжи ряд» (с чередованием фигур), «Что сначала, что потом?» и др.
Классификация – более сложная логическая операция: распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков. Этот навык очень  полезен при решении многих проблем, связанных с запоминанием, для развития творческого мышления.
Классификация включает 2 логических действия:
1.                  выделение общего признака – основание классификации;
2.                  деление на классы по основанию классификации.
Формирование логических приёмов является важным фактором, непосредственно способствующим развитию процесса мышления ребёнка. Практически все психологические исследования, посвященные анализу способов и условий развития мышления ребёнка, единодушны в том, что методическое руководство этим процессом не только возможно, но и является высокоэффективным, т. е. при организации специальной работы по формированию и развитию логических приёмов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребёнка [26].
При подборе материала для задания педагог должен следить за тем, чтобы не получился набор, ориентирующий детей на несущественные признаки объектов, что будет подталкивать к неверным обобщениям. Следует помнить, что при эмпирических обобщениях дети опираются на внешние, видимые признаки объектов, что не всегда помогает правильно раскрыть их сущность и определить понятие.
Формирование у детей способности самостоятельно делать обобщения является крайне важным с общеразвивающей точки зрения. В связи с изменениями в содержании и методике обучения математике в начальной школе, которые ставят своей целью развивать у учащихся способности к эмпирическому, а в перспективе и теоретическому обобщению, важно уже в детском саду обучать детей различным приёмам моделирующей деятельности с помощью вещественной, схематической и символической наглядности (В.В. Давыдов), учить ребенка сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.
 

2.2 Методики развития логического мышления детей 4 – 5 лет
 
 
Анализ научных работ позволил выделить следующие положения:
Проблема развития логического мышления ребёнка является одной из наиболее важных задач, от решения которых зависит совершенствование всего учебно-воспитательного процесса школы, направленного на формирование продуктивного мышления, внутренней потребности и способности к самостоятельному добыванию знаний, умения применять имеющийся багаж знаний на практике, в творческом преобразовании действительности.
С другой стороны, умение активно перерабатывать в уме информацию, использовать приёмы логического мышления, позволяет ребёнку получить более глубокие знания и понимание учебного материала в отличие от тех, кто, обладая невысоким уровнем развития логики, постигает образовательный курс, полагаясь лишь на память.
В современных условиях никакое расширение программного материала не способно охватить весь накопившийся и необходимый детям в их будущей жизни опыт современного общества. В связи с этим образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы помочь ребёнку овладеть высоким уровнем логики, т.е. приёмами мыслительной деятельности, позволяющими самостоятельно добывать необходимую информацию, понимать её, применять на практике, и таким образом самостоятельно продвигаться в выбранной области знаний.
Внедрение в дошкольную практику целенаправленного развития логического мышления – задача далеко не решённая. Она требует тщательного анализа научной литературы по проблеме развития мышления, основ современных наук, и на этой базе разработки программно-методического и дидактического и психологического обеспечения всей системы дошкольного образования.
Всю совокупность методик по формированию и развитию логического мышления у детей дошкольного возраста можно условно разделить на две группы: методики, формирующие логическое мышление в дошкольном возрасте при посещении детского сада, и методики интеллектуального тренинга, которые способствуют комплексному развитию мышления, в том числе и логического, у детей старшего дошкольного возраста, повышают уровень их готовности к обучению в начальной школе.
К первому подходу можно отнести следующие частные методики.
Авторским коллективом под руководством Л.А. Венгера в 1994 году была разработана специальная программа «Развитие» [27]. Её особенность заключалась в выраженной ориентации на развитие умственных способностей и творчества детей в дошкольном возрасте.
Согласно этой программе основной задачей развития умственных способностей, начиная со средней группы, является развитие у детей способности к наглядному моделированию. Эта задача решается путём формирования у детей действий по построению и использованию наглядных моделей разных типов.
Овладение наглядным моделированием в старшем дошкольном возрасте осуществляется по нескольким линиям. Первая линия – это расширение диапазона моделируемых отношений: пространственных, временных и логических. Вторая линия касается степени обобщённости моделируемых отношений внутри каждого типа. Третья линия состоит в изменении самих наглядных моделей, с которыми действуют дети.
Программа предусматривает проведение большинства занятий в подгруппах численностью 8-10 детей.
В русле программы развития и воспитания детей «Детство» (рук. Т.Н.Доронова и Л.И.Иванова [10]), разработанной коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, представляют интерес работы, посвященные введению детей в мир логики, математики, освоению ими отношений эквивалентности и порядка. В данных работах выделены и описаны содержание и методы подготовки мышления дошкольника, в том числе и предлогическая подготовка. Например, Е.А.Носовой [26] и Р.Л.Непомнящей [18] описаны методики использования логических блоков Дъёнеша и полочек Кюизенера, применение которых в работе с дошкольниками помогает развивать у них логико-математические представления и умения. В частности, логические блоки помогают ребёнку овладеть логическими операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств предметов, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а так же логические операции «не», «и», «или».
Овладевая вышеперечисленными логическими операциями в старшем дошкольном возрасте, дети учатся рассуждать, правильно строить высказывания, оперировать сразу тремя признаками объекта.
Ко второй группе методик можно отнести методики Дъёнеша, Кюизенера и М.Монтессори. Игры и упражнения с использованием блоков Дъёнеша и палочек Кюизенера и Монтессори-материал используются как на занятиях, так и в свободные часы, как в детском саду, так и дома.
Палочки Кюизенера как дидактическое средство соответствует особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям. Работа с палочками позволяет перевести практические действия во внутренний план, создать полное, и, в то же время, достаточно обобщённое представление о понятии.
С помощью палочек Кюизенера можно ещё в детском саду сформировать у детей такие логические умения, как умение выделять признаки предметов, умение сравнивать предметы по их свойствам, осознать смысл логических слов «не», «и», «или».
К проблеме введения элементов логики при обучении математике в детском саду относится также разработанный Е.А.Пономарёвой интеллектуальный тренинг, который способствует комплексному развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению в начальной школе.
Показателем (критерием) наличного уровня интеллектуального развития ребёнка старшего дошкольного возраста является степень овладения им основными видами мыслительных действий. Показателем сформированности наглядно-действенного мышления являются действие идентификации с эталоном (по форме, цвету, размеру) и создание образцов объектов; показателем сформированности наглядно-образного мышления – овладение схематизированными представлениями и действиями по выделению логических закономерностей; показателем сформированности словесно-логического мышления – действия по выделению признаков объе
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.