На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ,
МОЛОДЕЖИ  И СПОРТА УКРАИНЫ 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ М.П.ДРАГОМАНОВА
Крымский  гуманитарный факультет 

Кафедра психологии и практической психологии 

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕ 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине: «Социальная психология»
Специальность 6.030102 «Психология» 
 

  Выполнил: Щичко Павел Андреевич
          (фамилия, имя, отчество)
____________2ПС___________
                 (курс, группа)
___________________________
                 (подпись)  

Научный руководитель:
Рязанова  Г.А.______________
(фамилия, имя,  отчество)
_______________________
               (подпись) 

             Допущено к защите:                        Зав. кафедрой________________
«____»_____________________
                      Работа защищена:        «____»______________________
     с  оценкой_____________________
 
 
Гурзуф 2011
СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………3
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы рассмотрения особенностей личности подростков с аддиктивным поведением…………………………………………6
1.1. Понятия и типология девиантного поведения ………………………..……6
1.2. Особенности подросткового возраста ………………………………….…11
1.3. Специфика аддиктивного поведения в подростковом возрасте ………..15
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ…………………………………………18
РАЗДЕЛ 2. Эмпирическое исследование роли тренинга общения в стабилизации эмоциональной сферы личности аддиктивного подростка ……………………………………………………………………………….……20
2.1. Организация  исследования ………………………………….……………..20

2.2. Методы и методики исследования ……………………….…………..……22

2.3. Анализ  и интерпретация результатов  …………………………………..…25

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ……………………………………….…29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…31
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………33
ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

    Актуальность  темы исследования.Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.
    Кроме того, проблема аддиктивного поведения  мало изучена теоретически.
    Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой  алкоголизма, наркомании, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может.
    Вопросы, связанные с аддиктивным поведением подростков, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие  чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования аддиктивного поведения одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.
    В Украине наблюдается ежегодное  увеличение количества потребителей наркотических  веществ, которые состоят на диспансерном учёте; больше 90 % из них — потребители  инъекционных наркотиков (ПИН).
    Вряд  ли официальные данные отображают реальную ситуацию. В Украине, за подсчётами экспертов, не меньше 300—500 тысяч ПИН. Проблема нашего исследования очень серьезна. Поэтому мы попытаемся выявить те особенности личности подростков, приводящие к таким проблемам нашего общества.
    Алкоголизм, наркомания, токсикомания, а сейчас еще и интернет-зависимость формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы аддиктивного поведения подростков.
    Целью данной курсовой работы является выявление особенностей личности подростка с аддиктивным поведением.
    Задачи:
    - провести анализ литературы по проблеме девиантного поведения;
    - изучить психологические особенности  личности подростка;
-исследовать  особенности личности подростка  с аддиктивным поведением;
- определить  влияние тренинга на стабилизацию  эмоциональной сферы личности  аддиктивного подростка;
Объект исследования - личность подростка.
Предмет исследования - аддиктивное поведение подростков.
Гипотеза  исследования: Личностная сфера подростков с аддиктивным поведением отличается от подростков нормального поведения; подростки с аддиктивным поведение отличаются повышенным уровнем мотивации к достижению успеха.
Методологию исследования составляют:
    Концепция В.Т. Кондрашенко о том, что девиантное поведение – понятие социально-психологическое, обозначающее отклонение от принятых в конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья.
    Для исследования данной темы мы использовали следующие методы: на теоретическом уровне - анализ психологической, социологической, методической литературы, обобщение, сравнение; на эмпирическом – Шкала оценки потребности в достижении, метод исследования уровня субъективного контроля (УСК).
    Экспериментальное исследование: в исследовании принимали участие школьники 10 «А, Б, В» класса средней школы № 7 г.Симферополь.
 

РАЗДЕЛ 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАССМОТРЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 

    1.1. Понятие и типология девиантного поведения 

    Обычно  под девиантным поведением понимают неадаптированное, отклоняющееся поведение, наблюдаемое часто в юношеском  возрасте и характеризуемое устойчивым повторяющимся нарушением соответствующих возрасту норм и социальных правил, а также прав других [16].
    Следует отметить, что уже в 30-е годы особенно успешно развивалось социально-педагогическое направление в профилактике девиантного  поведения, представленное такими талантливыми педагогами, как А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий. В своей опытно-экспериментальной работе они, по сути дела, заложили и развили основные принципы, методы и содержание социальной педагогики, социальной работы с подростками, в том числе с трудновоспитуемыми, где важнейшим фактором воспитательной работы выступает созданная и организованная педагогом воспитывающая среда. При этом С.Т. Шацкий создавал ее в открытом социуме по месту работы, а А.С. Макаренко - в детской колонии.
    В это же время в трудах выдающихся психологов Л.С. Выготского и П.П. Блонского и их последователей заложена основа возрастной психологии, позволяющая понять особенности психологического развития детей и подростков на разных этапах, включая кризисные периоды развития.
    Проблемы педагогической запущенности учащихся исследовались специальной лабораторией в Академии педагогических наук, возглавляемой М.А. Алемаскиным, позже - Лабораторией коррекционной педагогики под руководством Г.Ф. Кумариной; над этой проблемой активно работали отдельные вузовские кафедры педагогики и психологии: в Коломне - под руководством И.П. Башкатова, в Перми - А.С. Новоселовой, в Воронеже - И.Ф. Мягкова.
    Нарушения поведения, его отклонения от общепринятых норм встречаются среди молодых  людей довольно часто. Характер нарушений поведения может быть самым разнообразным. Чаще всего они выражаются в противоправных действиях игнорировании существующих требований и порядка, пьянстве, сексуальных девиациях, бродяжничестве, суицидальных тенденциях.
    При этом всякий раз встает вопрос: являются ли отклонения в поведении признаком психического заболевания или это психологическая особенность переходного возраста, дефект воспитания практически здорового человека. Ответить на этот вопрос однозначно бывает довольно трудно.
    Главная сложность проблемы заключается  в том, что она стоит на стыке  многих наук: социологии, психиатрии, психологии, педагогики, философии, права, каждая из которых имеет свои подходы к  ее изучению, свою терминологию.
    Прежде  всего, наблюдается разночтение в интерпретации понятий, отсутствует единое понимание соответствующей терминологии. Наряду с понятиями социальные отклонения, девиантное, отклоняющееся поведение, в литературе используются такие категории и словосочетания, как нарушение поведения, делинквентное, аномальное, патологическое и даже незаконное поведение. В психолого-педагогической литературе также используется такая категория, как трудный воспитанник.
    П.П.Блонский считал, что с объективной точки  зрения, трудный ученик - такой, по отношению к которому работа учителя оказывается малопроизводительной [6].
    Данная  позиция была конкретизирована А.С. Макаренко, который к числу основных признаков таких воспитанников  относил сопротивление воспитанию, неприятие общепринятых воспитательных воздействий, более или менее негативную реакцию на них [19].
    А.Е. Личко к делинквентному поведению  относит широкий круг антиобщественных форм поведения и противоправных действий, включая прогулы, мелкое воровство, хулиганские действия, угон транспортных средств и т.д. [18].
    При этом в понятиях девиантного поведения  и делинквентного поведения не усматривается  большой разницы.
    Иной  точки зрения придерживается В.В. Ковалев, считающий, что отождествление девиантного  и делинквентного поведения ведет  к стиранию граней между криминальными и некриминальными поступками, что может затруднить решение, как судебно-психиатрических, так и коррекционно-воспитательных вопросов [10].
    По  мнению В.В.Ковалева, понятие девиантного поведения является, прежде всего, социально-психологическим, поскольку обозначает отклонения от норм межличностного взаимоотношения, принятых в конкретно-исторческом обществе, то есть главным образом - отклонения от нравственных норм данного общества.
    Ряд ученых (Арзуманян С.Д., Беличева С.А.) применяют термины асоциального как синонима отклоняющегося поведения, под которым понимается поведение, в котором устойчиво проявляется отклонение от социальных норм, как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа [3].
    При этом С.А. Беличева к социальным отклонениям корыстной направленности относит правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищение, кражи, спекуляция, протекция и пр.). Среди молодых людей такого рода социальные отклонения могут проявляться как в виде преступных, уголовно-наказуемых действий, так и в виде правопроступков и аморального поведения.
    Социальные  отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях против личности (оскорбление, хулиганство, побои, а также тяжкие преступления, включая убийства).
    Отклонения  социально-пассивного типа выражаются в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских  обязанностей и долга, нежелании  решать как личные, так и социальные проблемы. К таким проявлениям можно отнести уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств, крайнее проявление социально-пассивной позиции – суицид [5].
    А.А. Александров нарушения поведения  делит на три группы: 1)реактивно обусловленные (побеги, суициды); 2)вызванные низким морально-этическим уровнем личности (употребление наркотиков, алкоголизация, правонарушения); 3)обусловленные патологией влечения (садизм и пр.). Причем, нарушения поведения первой группы вызваны, в основном, психотравмирующей ситуацией, второй - неправильным воспитанием, третьей - биологическими факторами [2].
    А.Г. Амбрумова, Л.Я. Жезлова, исходя из социально-психологических  критериев, выделяют четыре основных типа девиантного поведения: антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные (противоправные) и аутоагрессивные. При этом девиантное поведение определяется как нежелательное или опасное для общества, отклоняющееся поведение от принятых социальных норм. К девиантному поведению антидисциплинарного типа указанные авторы, а также В.В.Ковалев относят нарушение режима и дисциплины, срыв уроков, отказ от выполнения учебных заданий. К антидисциплинарному поведению относятся следующие поступки - непризнание или невыполнение нравственных норм поведения в обществе, неповиновение старшим, родителям, неуважение и грубость по отношению к ним, вызывающие манеры поведения, осуждаемые обществом, отказ от учебной и трудовой деятельности, бродяжничество, употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков и токсических веществ. К делинквентному поведению относятся лишь противоправные, преступные поступки [10].
    Свое  видение проблемы девиантного поведения  излагает В.Т. Кондрашенко. Нарушение  поведения, как считает В.Т. Кондрашенко - это отклонение от норм внешне наблюдаемых действий (поступков), в которых реализуются внутреннее побуждение человека, и проявляющихся как в практических действиях (реальное нарушение поведения), так и в высказываниях и суждениях (вербальное нарушение поведения). При этом нарушение поведения включает в себя отклонения в поведении здорового человека - собственно девиантное поведение и нарушение поведения при психических заболеваниях. Для характеристики первой группы расстройств необходимы социальные, психологически, педагогические и правовые критерии, для характеристики второй группы - медицинские.
    По  мнению В.Т. Кондрашенко, девиантное поведение  – понятие социально-психологическое, обозначающее отклонение от принятых в конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья[11].
    Таким образом, несмотря на разнообразие и  высокую частоту проявлений нарушений  поведения, побуждающих исследователей к их систематизации, в настоящее  время нет единой точки зрения ученых по данной проблеме, отсутствует четкое разграничение понятий, касающихся нарушений поведения, имеет место различные взгляды на формы девиантного поведения, что затрудняет такую систематизацию.
    На  наш взгляд, уместно предложить следующий вариант интерпретации категории девиантное поведение.
    По  существу термины социальные отклонения, асоциальное поведение и девиантное поведение идентичны, являются синонимами и служат для обозначения поведения  в котором устойчиво проявляются  отклонения от социальных норм. При этом девиантное поведение, различаясь как по содержанию и целевой направленности, так и по степени общественной опасности может проявляться в различных отклонениях, от нарушений норм морали и незначительных правопроступков до тяжких преступлений. Одновременно асоциальное поведение выражается не только во внешней, поведенческой стороне, но и свидетельствует о деформации ценностно-нормативных представлений, то есть деформации системы внутренней регуляции.
    Среди девиантных проявлений, на наш взгляд, уместно выделять, так называемый, докриминогенный уровень, когда молодой человек еще не стал субъектом преступления и его социальные отклонения выражаются в мелких проступках, нарушениях норм морали, не представляющих большой общественной опасности, а также уровень девиаций, выражающихся в преступных, уголовно наказуемых деяниях, когда юноша становится субъектом преступления. Этот уровень девиантного поведения на наш взгляд было бы целесообразно считать делинквентным поведением, хотя первоначально этот термин, предложенный в 1960 году T.Bennett, обозначал лишь патохарактерологические реакции у подростков, проявляющиеся в совершении проступков и мелких правонарушений [7]. 

    1.2. Особенности подросткового возраста 

    Границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением в 8-10 классах средней школы. За эти четыре года бывший ребенок становится почти взрослым человеком. Трудности этого периода развития отражены в названиях – «переходный», «трудный», «критический» возраст. Масштабы происходящих перестроек значительны и касаются организма, самосознания, способов социального взаимодействия, интересов, познавательной и учебной деятельности, нравственных позиций. Основным фактором развития личности подростка является его собственная социальная активность, направленная на вхождение в мир взрослых [1].
    Все происходящие изменения, их соответствие или несоответствие стандартам, принятым в данной возрастной группе и в  этот период, осознаются подростком и  глубоко переживаются. Это может  усугубить общую неуравновешенность и даже привести к психологическим травмам. Такие переживания могут обостряться в связи с возникновением интереса к другому полу, повышающего внимание к собственной внешности [9].
    Начало  полового созревания знаменует вступление в подростковый период. В это время осуществляется переход от детства к зрелости, сопровождающийся изменениями в психике и познавательной активности.
    Различия  в возрасте и продолжительности  полового созревания.
    1. Гормональные изменения, знаменующие начало половой зрелости, созревание гениталий и морфологические трансформации по-разному протекают у разных индивидов между 10 и 16 годами у девочек и между 12 и 17 годами у мальчиков.
    2.  При отсутствии каких-либо признаков сексуальной зрелости у девочек в 14 лет и у мальчиков в 15 можно говорить о задержке полового созревания. Некоторые психологические затруднения могут быть также обусловлены слишком большой разницей между нормой и индивидуальными изменениями. Слишком раннее созревание у девочек и слишком позднее у мальчиков может сказаться самым отрицательным образом на подростках.
    Развитие  мышления. От непосредственному  к возможному.
    1.  Когнитивное развитие подростков характеризуется становлением абстрактно-логического (гипотетико-дедуктивного) мышления, описанного Пиаже. В этом возрасте подростки начинают рассуждать исходя из абстрактных гипотез, а не как в детстве – исходя из непосредственно наблюдаемой ситуации. Они могут систематически проверять свои гипотезы. Однако не все подростки постоянно используют такой способ мышления.
    2.  Умение оперировать абстрактными понятиями способствуют развитию общей способности к рассуждениям на основе моральных и идеологических принципов, которые тем не менее не всегда претворяются в жизнь.
    Трудности привыкания к изменениям своего тела.
    Подростку приходится привыкать к своему новому облику в силу происходящих в этом возрасте физиологических изменений. Его рассуждения о значимости своей внешности для других и него самого сопровождаются сомнениями и страхами. Он старается одеваться так, чтобы быть похожим на своих сверстников и/или отличаться от них. Так, к примеру, он сможет следовать общей моде и при этом стремится к оригинальности.
    Сексуальные побуждения и состояние  напряженности.
    Сексуальное созревание приводит к тому, что  подросток начинает искать способы удовлетворения своих сексуальных побуждений и использует различные механизмы защиты от состояния напряженности, возникающего в случае неудовлетворенности его желаний.
    Подросток и его окружение.
    Подростковый  возраст – это период серьезных  изменений в отношениях с другими людьми. На первый план выходят друзья, сверстники, родители же отходят на второй. Первые любовные и сексуальные отношения также вносят изменения в отношения с родителями.
    1.  Подросток старается выйти из состояния зависимости от родителей, которых всегда считал всемогущими и способными защитить. Он может внезапно отдалиться от них, целиком посвятив себя своим друзьям. Предназначавшуюся родителям любовь подросток направляет на себя: нарциссизм необходим для развития самооценки.
    2.  Развенчание идеальности образов родителей приводит к появлению по отношению к ним агрессивного поведения, которое чередуется с просьбами о защите и предоставлении самостоятельности. Подросток может стремится стать объектом внимания для своих родителей и начать вести себя поэтому регрессивно (отказываться мыться, избирательно питаться и т.д.).
    Укрепление  отношений со сверстниками.
    1.  Подросток ищет среди своих друзей «другое Я», тех, с кем он мог бы делить свои трудности, заботы, стремления, идеалы. И таким человеком может стать для подростка человек как одного, так и другого с ним пола.
    2.   Подросток идеализирует узкий круг своих друзей, как в детстве идеализировал родителей. Потребность отождествления себя с другими особенно ярко проявляется в раннем подростковом возрасте. Она вытекает из стремления отождествлять себя с родителями в детстве, особенно с одним из родителей того же пола.
    3.   В более широких группах сверстников подросток сравнивает себя с другими, выполняя общие действия. С помощью этих же действий подросток может оценить себя, бросив вызов общественным запретам и совершив целый ряд нарушений, отбросив усвоенные в детстве нормы и ценности.
    Любовные  и сексуальные  отношения.
    1.  В современном обществе сексуальные отношения между подростками, как правило, допускаются. Приобретая опыт таких отношений с другим человеком – объектом своей любви и сексуальных желаний.
    2. Поведение родителей при этом иногда бывает неадекватным: они могут подталкивать подростка к сексуальным отношениям, которых он не желает, или, напротив, постоянно накладывать запреты в тревожных ситуациях, заметив, что ребенок становится слишком сексуально активен.
    Эта сексуальная активность обусловлена  психологической и социальной незрелостью  подростков. Вот почему так важно  информировать их о способах контрацепции и предупреждения заболеваний, передаваемых половым путем [4].
    Таким образом, можно утверждать, что подростки  с аддиктивным поведением склонны  перекладывать ответственности  за свое поведение на ближайшее окружение (экстернальность), однако считают, что неудачи являются следствием их собственной активности. По мнению Я.Л. Коломинского, такое состояние локуса субъективного контроля имеет негативный оттенок, поскольку фиксация на неудачах повышает уровень личностной тревожности и актуализирует психологические защиты личности. А это в свою очередь способно служить преградой адекватному осмыслению самого себя и собственных действий. По этим параметрам зависимые подростки в большей степени отличаются от своих социально адаптированных сверстников. 

    1.3. Специфика аддиктивного поведения в подростковом возрасте 

    Проблема  предупреждения употребления несовершеннолетними  психотропных веществ не является лишь частью проблемы профилактики алкоголизма  и наркомании взрослых. Несмотря на то, что подростки и взрослые пьют одни и те же спиртные напитки и употребляют одни и те же наркотики, в психологическом смысле это разные явления. Попытка решить проблему алкоголизма и наркомании разом для подростков и взрослых, применяя одинаковые методы воздействия (причем в основном медицинские, юридические, как это делается сейчас), вряд ли даст положительный эффект.
    Это объясняется тем, что психика  подростка отличается от психики  взрослого человека. Жизнедеятельность  подростка во всех своих проявлениях (включая употребление психотропных веществ) развивается по своим специфическим закономерностям. Систематическое употребление психотропных веществ несовершеннолетними следует рассматривать, прежде всего, как психолого-педагогическую, а не медицинскую проблему. Это обусловлено тем, что пьянство подростков, наркомания или токсикомания всегда связаны с другими нарушениями поведения [20].
    Если  алкоголизм или наркомания у взрослого  человека долгое время может развиваться  скрыто, не отражаясь на трудовой деятельности, социальном статусе, то у несовершеннолетних, наоборот, сначала происходит социальная дезадаптация, а потом уже присоединяется употребление алкоголя или других психотропных веществ. Аддиктивное поведение является составным элементом отклоняющегося поведения, как бы наслаиваясь на социальную дезадаптацию подростка.
    Факторы аддиктивного поведения  в подростковом возрасте
    Главные факторы возникновения у несовершеннолетних потребности в употреблении психотропных веществ - возрастные особенности, неблагоприятная, микросоциальная ситуация развития, отклонения в функционировании высшей нервной деятельности. В случае, когда эти факторы, благодаря вмешательству взрослых, устраняются или компенсируются, злоупотребление прекращается без традиционного лечения, то есть без применения медикаментозных препаратов. И наоборот, никакие лекарства, никакие угрозы и наказания не помогут, если отсутствуют условия для удовлетворения жизненно важных социальных потребностей подростка, фрустрированных указанными факторами.
    Трудности и низкая эффективность преодоления и профилактики употребления психотропных средств несовершеннолетними объясняются, прежде всего, тем, что ответственные за это взрослые ошибочно полагают, что это проблема наркологии. На самом деле, в силу возрастных особенностей формирующейся личности, причины всех видов отклоняющегося поведения у подростков едины. Правонарушения, алкоголизм, наркомания и токсикомания, аффективные и невротические расстройства - звенья одной цепи [11].
    Детские психиатры считают, что у подростков практически невозможно разграничить ситуационные нарушения поведения и проявления начинающегося заболевания. Типичная ситуация, когда подросток «отбился от рук», перестал выполнять требования родителей, учителей, стал плохо учиться, пропускать уроки, грубить, проводить все время с компанией себе подобных, распивать спиртные напитки или экспериментировать с другими психотропными веществами, может быть следствием одного из названных выше факторов, либо их сочетанием. Во-первых, это может быть реакцией здорового подростка на сложную ситуацию в семье или школе. Во-вторых, влиянием чисто возрастной особенности - негативизма, как крайнего проявления реакции эмансипации или одной из форм поискового поведения[20].
    Все это чаще всего с возрастом  проходит само собой, по мере общей стабилизации поведения. В-третьих, это может быть последствием психических расстройств или декомпенсацией акцентуации характера подростка.
    Негативные  формы поведения, довольно часто  встречающиеся у подростков, с  трудом поддаются однонаправленному анализу, поскольку социально- психологические и педагогические факторы здесь тесно переплетены с патологическими, касающимися психиатрии и наркологии.
    Поэтому считаем более продуктивным рассматривать  употребление несовершеннолетними  психотропных веществ не в рамках наркологических представлений, а с позиции междисциплинарного подхода, как одну из форм проявления специфически подростковых или ситуационно-личностных поведенческих реакции [10].
    Подтверждают  сказанное и многие исследования, доказавшие, что пьянство и наркомания несовершеннолетних — это, прежде всего проявления нарушений поведения, которые, в свою очередь, обусловлены социальной средой. Так, 75% подростков, поступающих на обследование в связи с употреблением психотропных веществ или на лечение от наркомании, росли в неблагополучных семьях, до 90% правонарушителей - тоже выходцы из неблагополучных семей, 76% пьющих подростков воспитывались в неблагополучных, а 59% - в неполных семьях [21].
    В плане возникновения и развития зависимости от психоактивных веществ семья и ближайшее окружение подростка играют иногда фатальную роль. В этом тоже качественное отличие подросткового алкоголизма или наркомании от взрослого. Так, если взрослый человек может сам выбрать себе микросоциальное окружение, противостоять пагубному влиянию, наконец, может просто уйти, уехать, то для подростка такая свобода действий чаще всего невозможна.
    Попадая в пьянствующую компанию, подросток  следует в русле ее обычаев, то есть пьет так, чтобы «не отставать  от других», а не в соответствии со своим самочувствием, как это делает взрослый человек.
    Поскольку в таких компаниях обычно принято  пить до отключения», то подросток, подражая уже сформировавшимся алкоголикам, употребляет большие дозы спиртного. Это приводит к тому, что контроль организма, за количеством выпитого подавляется с самого начала. Иными словами, стадии опьянения с самого начала извращаются, что ведет по кратчайшему пути от злоупотребления к болезни, причем признаки алкоголизма могут наблюдаться раньше, чем болезнь разовьется окончательно[12].
    Таким образом, изучение особенностей злоупотребления  несовершеннолетними алкоголем  показывает, что алкоголизм у подростков отличается от течения заболевания  у взрослых, описанного выше. Употребление алкоголя в раннем возрасте имеет гораздо более тяжкие последствия для развития психики. Тем не менее, до окончания подросткового возраста следует говорить не об алкоголизме, а об интоксикации организма, так называемой злокачественной алкоголизации.
    Аналогичное влияние оказывает возраст на стадии и формы употребления наркотиков и других психотропных веществ. В целом же можно утверждать, что и физиология подростка, и его психология, и социальный статус определяют иные, качественно отличные подходы к проблеме предупреждения и преодоления употребления психоактивных веществ несовершеннолетними. 

    ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ 

    Девиантное  поведение - неадаптированное, отклоняющееся поведение, наблюдаемое часто в юношеском возрасте и характеризуемое устойчивым повторяющимся нарушением соответствующих возрасту норм и социальных правил, а также прав других. Девиантное поведение изучали такие педагоги, как А.С.Макаренко, С.Т. Шацкий, психологи Л.С. Выготский и П.П. Блонский. Девиантное поведение – понятие социально-психологическое, обозначающее отклонение от принятых в конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья.
    Наиболее  актуальными формами отклоняющегося (девиантного) поведения подростков является аддиктивное, аутоагрессивное (суицидальное) и гетероагрессивное поведение. Понятие аддиктивного поведения обозначает донозологический этап формирования алкоголизма и наркомании и подразумевает наличие ситуационной психической зависимости и «поисковой активности» в отношении алкоголя и различных психоактивных веществ до того, как от них сформировалась физическая зависимость.
    Психика подростка отличается от психики  взрослого человека. Жизнедеятельность  подростка во всех своих проявлениях (включая употребление психотропных веществ) развивается по своим специфическим закономерностям. Главные факторы возникновения у несовершеннолетних потребности в употреблении психотропных веществ - возрастные особенности, неблагоприятная, микросоциальная ситуация развития, отклонения в функционировании высшей нервной деятельности.
 

 

РАЗДЕЛ 2
ЭМПИРИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ТРЕННИНГА  ОБЩЕНИЯ В СТАБИЛИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ  ЛИЧНОСТИ АДДИКТИВНОГО ПОДРОСТКА 

    2.1. Организация исследования 

    Современное общество характеризуется кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни. Трудные социально-экономические условия наряду с динамическими изменениями современного общества в значительной мере осложняют повседневную реальность. В особо сложном положении при этом оказываются подростки, которые и так в силу своих психологических особенностей находятся в переходном, кризисном состоянии.
    В ситуации нервного перенапряжения подростки  часто склонны избегать сложившуюся  жизненную ситуацию. При этом их «бегство от реальности» может выражаться в суицидальном или аддиктивном поведении. Суть аддиктивного поведения заключается в том, что, стремясь уйти от реальности, подростки пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, и это дает им иллюзию безопасности, восстановления психического равновесия [31].
    Современная цивилизация породила особый способ ухода от реальности как последствие  системы взаимодействия типа «компьютер – психика». Об его актуальности говорит тот факт, что в 1996 году в официальной американской классификации  психических болезней (DSM) появился новый раздел «кибернетические расстройства», которые вызываются переутомлением и стрессами в результате продолжительного пребывания в виртуальной реальности [35].
    Анализ  психологической литературы показывает, что для понимания закономерностей формирования зависимого поведения необходимо выявление индивидуально-психологических особенностей личности, способных спровоцировать такое поведение. Именно исследование личностных особенностей зависимых лиц позволяет выделить условия, затрудняющие либо облегчающие процесс аддиктивной реализации.
    Многие  исследователи [Валицкас Г.К., Гиппенрейтер Ю.Б., Курек Н.С., Соколова Е.Т., Толстых Н.Н., Кулаков С.А., Гриффитс М.] отмечают, что значительная часть подростков с аддиктивным поведением имеет серьезные личностные проблемы. Это нарушения психической активности, эмоционального тонуса, снижение самооценки, способностей к совладанию со стрессом и саморегуляции, низкие показатели интеллекта и личностные расстройства.
    Гипотеза  нашего исследования:  Личностная сфера подростков с аддиктивным поведением отличается от подростков нормального поведения; подростки с аддиктивным поведение отличаются повышенным уровнем мотивации к достижению успеха.
    Предметом нашего исследования выступили доминирующий тип мотивации, уровня самооценки и притязаний подростков с аддиктивным поведением. Исследование проводилось на базе средней школы № 7 г. Симферополя. В состав как экспериментальной, так и контрольной групп вошли 32 подростка, средний возраст которых составил 15-16 лет. На первом этапе мы отобрали группу подростков с аддиктивным поведением, а именно, подростков имеющие компьютерную зависимость. Для этого мы в классах данной школы провели анкетирование, где были заданы интересующие нас вопросы [Приложение А]. Для выяснения личностных особенностей нами был использован комплекс диагностических методик: Шкала оценки потребности в достижении; методика диагностики локализации внутреннего контроля личности (УСК).
 

     2.2. Методы и методики исследования 

    Шкала оценки потребности  в достижении
    Мотивация достижения – стремление к улучшению  результатов, неудовлетворенность  достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало – является одним из главных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.
    Многочисленные  исследования показали тесную связь  между уровнем мотивации достижения и успехом в жизнедеятельности. И это не случайно, ибо доказано, что люди, обладающие высоким уровнем  этой самой мотивации, ищут ситуации достижения, уверены в успешном исходе, ищут информацию для суждения о своих успехах, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении с препятствиями.
    Измерить  уровень мотивации достижения можно  с помощью разработанной шкалы  – небольшого теста-опросника. Шкала  состоит из 22 суждений, по поводу которых возможны 2 варианта ответов – «да» или «нет». Ответы, совпадающие с ключевыми (по коду), суммируются (по 1 баллу за каждый такой ответ) [29].
    Подробное описание методики в Приложении Б.
    Методика  диагностики локализации  внутреннего контроля личности (УСК)
    Данная  экспериментально-психологическая  методика позволяет сравнительно быстро и эффективно оценить сформированный у испытуемого уровень субъективного  контроля над разнообразными жизненными ситуациями и пригодна для применения в клинической психодиагностике, при профотборе, семейной консультации и т.д. Разработана в НИИ им. Бехтерева.
    Впервые подобные методы были апробированы в 60-х  годах в США. Наиболее известным  из них является шкала локус контроля Дж. Роттера. Эта шкала основана на двух принципиальных положениях.
    1. Люди различаются между собой  по тому, как и где они локализуют  контроль над значительными для  себя событиями. Возможны два  полярных типа такой локализации:  экстернальный и интернальный. В  первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил - случая, других людей и т.д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернальному к интернальному типу.
    2. Локус контроля, характерный для  индивида, универсален по отношению  к любым типам событий и  ситуациям, с которыми ему приходится  сталкиваться. Один и тот же  тип контроля характеризует поведение данной личности и в случае неудач, и в сфере достижений, причем это в разной степени касается различных областей социальной жизни.
    Экспериментальные работы установили связь разнообразных  форм поведения и параметров личности с экстернальностью-интернальностью. Конформное и уступчивое поведение в большей степени присуще людям с экстернальным локусом. Интерналы в отличие от экстерналов менее склонны подчиняться давлению других, сопротивляться, когда чувствуют, что ими манипулируют, они реагируют сильнее, чем экстерналы, на утрату личной свободы. Люди с интернальными локусами контроля лучше работают в одиночестве, чем под наблюдением или при видеозаписи. Для экстерналов характерно обратное.
    Интерналы и экстерналы различаются по способам интерпретации разных социальных ситуаций, в частности по способам получения информации и по механизмам их каузального объяснения. Интерналы более активно ищут информацию и обычно более осведомлены о ситуации, чем экстерналы. В одной и той же ситуации интерналы атрибутируют большую ответственность индивидам, участвующим в этой ситуации. Интерналы в большей степени избегают ситуационных объяснений поведения, чем экстерналы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.