На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Культура Ингушетии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Содержание:
Введение
Глава 1. Религиозные воззрения
Глава 2. Общественный быт ингушей
Глава 3. Трудовая взаимопомощь «белхи»
Глава 4. Гостеприимство
Глава 5. Национальный характер ингушей
Глава 6. Материальная культура ингушей
   6.1. Архитектура
   6.2. Одежда. Сукноделие
   6.3. Национальная кухня
Глава 7. Духовная культура
    7.1. Устное народное творчество
    7.2. Народная медицина
    7.3. Музыкальное искусство
    7.4. Ловзар как социальный и духовный институт
    7.5. Театральное искусство
Глава 8. Семейный быт
Глава 9. Семейный этикет
Глава 10. Эздел. Традиции и обычаи
Глава 11. Уважение к старшим
Глава 12. Уважение к женщине
Глава 13. Интернациональный дух ингушей
Глава 14. Заключение
Список литературы
 

Введение.
      Ингуши  являются одним из древнейших народов Кавказа. Корни ингушского народа уходят вглубь веков. Ранние письменные известия о предках ингушей относят к первому тысячелетию до н.э. В «Географии» Страбона упоминается этноним «гаргареи»  -  « близкий, родственный», связываемый учеными с предками ингушей. Упоминания об ингушах встречаются в трудах Плутарха, Моисея Хоренского, Леонтия Мровели, Вахушти Багратиони и др. В древних грузинских письменных источниках предки ингушей известны под названием глигви, кавкасионы, дзурдзуки, кисты. На территории Ингушетии известны памятники куро-аракской, майкопской, северокавказской, кобанской культуры, потомками которой являются ингуши.
      О древности истории и культуры ингушского народа повествует нартский эпос, археологические и этнографические данные: остатки циклопической кладки, находки из склепов, относящиеся к III тыс. до н.э., традиции и обычаи. «Страной башен» называли Ингушетию в древности. Она «является одним из древнейших культурных очагов не только республики, но и всего северокавказского края,- писал Е.Крупнов,- ибо там находятся такие важные археологические объекты, историческая значимость которых оценивается только с общекавказских позиций».
      Ингушетия занимала уникальное положение среди  всех северокавказских народов. Через горную Ингушетию в средние века проходил из Европы в Азию шелковый путь. В Таргинском ущелье проводились ярмарки, на которые собирались, помимо ингушей, и представители живущих с ними по соседству народов. «Ингушетию связывали с Грузией вполне доступные перевальные тропы по рекам Армхи и Асса. Ингушетия имела широкие сношения с южной окраиной Древней Руси и с греческими колониями Причерноморья». О связях Древней Ингушетии и Древней Руси говорится в исследовании Д.Мальсагова «О некоторых непонятых местах  «Слове о полку Игореве». Все эти контакты оставили глубокий след в языке, в материальной культуре и быте горских народов. Центральное положение давало народу многие преимущества, благодаря которому он играл важную роль в политических и культурных движениях, охватывавших Северный Кавказ.
      Культурные  ценности и установки, сложившиеся на протяжении веков, входят в национальное сознание народа, образуя его основание. Особое место в национальном самосознание ингушей занимает тема любви к Родине. Ценность родной земли, культ предков и связанный с ним культ земли предков, родина, отцовский дом является для ингушского народа высшей духовной ценностью.
      Своеобразие национальной культуры ингушей проявляется  в материальной и духовной сферах жизни и деятельности народа, охватывающих «все предметное и духовное богатство, созданное народом и используемое им в своем национальном существовании».
       Глава 1. Религиозные воззрения
       Стержнем  сохранения любой национальной культуры является принятые религиозные воззрения. Средневековым ингушам были присущи  тотемизм, анимизм, фетишизм, магия, культ предков, культ очага, солнца и др. Тотемными животными считались олень, сокол, волк, медведь. Почитались туры, лошади. Анимистические представления были связаны с духами природы и стихии, среди которых: Хин-Нана (Мать воды), Дарз-Нана(Мать вьюги), Мих-Нана(Мать ветров) и другие. Почитались священные камни, родники, рощи и деревья(особенно грушевое дерево). Культ гор и горных вершин являлся яркой стороной религиозных верований. Для ингушей центром, вокруг которого слагали поэтические были, сказания, легенды о всемогущих богах и героях, были горы Баш-лоам (Казбек), Цай-лоам (Священная гора), и Маьт-лоам (Столовая гора). И в то же время можно утверждать, что предки ингушей пришли к монотеизму издревле. Обращение к Дяла стояло выше культовых наименований. «Религия ингушей очень проста: они почитают одного Бога, которого они называют Дяла, писал И.Бларамберг. Обращение к Дяла подразумевало обращение ко всем остальным значимым культам. В текстах молений предков ингушей мы видим обращение к единому Богу:
    «О-о  великий и могучий  Дяла,
    Фарал - благодать щедро даруй нам!
    Этот  год сделай мирным для нас,
    О-о  великий и могучий  Дяла!»
       Определенное  место в истории религиозных верований ингушей имело христианство, которое с эпоху средневековья приникало со стороны Грузии, позже - России. В настоящее время, в настоящее время в Ассинской котловине сохранился храм Тхаба-Ерды – один из первых  христианских храмов в России. Массовое распространение ислама среди ингушей началось с середины XIX века. Однако в этот период в сознании ингушей было относительное равновесие между тремя религиями: языческой, христианской  и мусульманской. По признанию А.Генко, «с конца XVIII века Ингушетия представляла собою необычную картину полнейшего религиозного хаоса, где воззрения различных эпох и разнообразных религиозных систем причудливо сочетались друг с другом». «Мулла свободно кричит при колокольном звоне, кистинский кумир Гальерд спокойно стоит в старой, оставленной церкви царицы Тамары», - писал А.Шегрен; в 1875 году ингуши – горцы, по свидетельству А.Базоркина, еще справляли языческо – христианских праздник и моления на Столовой горе: по свидетельству А.Тутаева, последнее языческое всенародное моление в Ингушетии было в 1881 году. Но уже с начала XX века ислам окончательно утверждается среди ингушей. В 1906 году в «Терских ведомостях» писали: « Последний жрец у ингушей из селения Шуан заменил жреческую белую одежду на зеленый халат и феску хаджи и спокойно доживает свои дни убежденным магометанином».
 

       Глава 2. Общественный быт ингушей
       Жизнь ингушей была строго регламентирована. Они подчинялись неписаным нормам и правилам горского обычного права (адата), о котором видные юристы и исследователи – собиратели норм обычного права горцев отзывались с большим восхищением. Адат имел в глазах горцев священное значение закона.
       Издревле  в ингушском обществе существовал  своеобразный орган управления, сочетавший в себе функции высшего органа законодательной и судебной власти – «Мехк – кхел (совет страны, парламент). Мехк – кхел обладал  высшей демократичностью. Советом страны решались вопросы войны и мира, вопросы взаимоотношений с соседними народами. « Судить по адату, обыкновенно, вверялось лицам, избранным свободным голосованием, из народа, известным своею честностью, безукоризненным поведением и знанием адатов. Все эти качества в судьях были необходимы особенно потому, что адаты сохранялись большею частью только в памяти народа и переходили от поколения к поколению путем устного предания». Исполнение решений совета было обязательным для всех ингушских обществ. « Ингуши некогда приблизились к тому идеалу правосудия, до которого не смогут мечтать дойти когда-либо цивилизованные народы мира» - писал об этом совете, как идеале правосудия Б.К.Далгат.
       Демократические формы правления и консолидации сохраняли ингушей как этнос. Старейшины, наиболее прославившиеся своею удачливостью или своей многочисленной родней, поддерживали единодушие в обществе. «Адамий барт кхерийла ч1оаг1аг1а ба» (Единство народа крепче камня), - говорили в народе.
       Тяжелая жизнь закаляла характер горцев, воспитывала в них качества, необходимые для выживания в этих географических условиях. Бывали в истории народа годы, когда горы становились защитой, крепостью и тюрьмой. «В течение многих столетий ингуши были буквально заперты в своих горных ущельях. Здесь, живя в очень трудных условиях, этот небольшой народ сохранил  свою самобытность». Народ соблюдал традиции и обычаи, в них черпал духовный потенциал жизнелюбия, жизнестойкости, толерантности, и уже в последующей истории народа ни условия крайнего малоземелья, ни попытки политического и духовного порабощения не могли разрушить их традиционную жизнеспособность. В памяти народной сохранялись имена мужественных и храбрых людей, отличавшихся мудростью и всенародным признанием: Ивизд Газд, Бархой Кант, Эжи Эхк, Мухлой Баашк, Ауша Эльмарз, Оарцхал Карцхал и мн. др. 

 

       Глава 3. Трудовая взаимопомощь «белхи»
       Ингушам по своей культуре характерна жизнь, полная труда и достатка, уверенности  в себе и в том, что могут  помочь другим морально и материально. Характер немещанской ментальности обуславливал готовность ингушей в любое время прийти на помощь к тому, кто оказался в беде, не требуя вознаграждения. Не случайно в формулах взаимоприветствий ингуши высказывают готовность помочь, оказать услугу, быть полезным в добром начинании. Это не просто формальное высказывание, это обязывающие установки долга.
      Понятие благодати ингуши связывают с  душевной щедростью, жизненной мудростью, трудолюбием, с умением быть полезным и нужным обществу. Отсюда и развитый институт «белхи». Обычай трудовой взаимопомощи «белхи» уходит корнями в глубокую старину. Коллективный труд «белхи» на разных исторических этапах поддерживал общество. В условиях горных склонов, чтобы выкосить на отвесном склоне траву, горцы связывались одной веревкой. Вместе строили мосты, дороги, собирались на сельскохозяйственные работы. Традиция «белхи» помогла в тяжелые годы трагической истории выжить ингушскому народу. Традиция взаимной поддержки выработала в народе отзывчивость на радость и чужое несчастье. В любом несчастье, особенно если семья теряла кормильца, горцы брали на себя заботу о потерпевших. Сельчане не садились к столу, пока часть еды не была отнесена в дом, где нет мужчины - кормильца. Если пожилой человек начинает какую – то работу по хозяйству, то, по правилам хорошего тона, соседи, друзья, юноши принимают в этом участие, и часто начатое дело заканчивают добровольные помощники.
      Если  у соседа, родственника, друга - свадьба  или другое мероприятие, то тут же собираются все вместе и организованно помогают хозяевам. На генетическом уровне зафиксирована у ингушей установка – быть рядом в горести и в радости с соседями. друзьями, родственниками. Если горе в доме, то все соседи открывают настежь ворота, показывая тем самым, что горе соседа – это и его горе. Все односельчане выражают соболезнование, оказывают моральную поддержку и материальную помощь. Хлопоты берут на себя полностью родственники и односельчане. Долгое время отсутствовавший в селе человек по возвращении узнает, все ли соседи и родственники в добром здравии, и идет в первую очередь в семьи, где случилось горе, высказать соболезнование.
 

      Глава 4. Гостеприимство
      Согласно  вековым ингушским традициям, гостеприимство является священным законом, обязательным для всех. О гостеприимстве ингушей как отличительном свойстве их национальной души писали ученые и писатели XVIII – XIX веков, которые на своем опыте могли судить о щедрости и радушии ингушского характера. Забота о госте, как и семейный долг, входит в этический кодекс народа. «Для приема гостей мало – мальски зажиточный человек имеет особое помещение – кунацкую». И сегодня гостя принимают в лучшем помещении «х1аьша ц1а»(комната гостя), специально отведенной для него ,сохраняющем свое старое название. «Х1аша ца везар – Дала а везац», т.е. «Кто не привечает (любит гостей), того Бог не любит» - говорят в народе. Ингушам нравится приглашать к себе гостей. Любой сложный церемониал взаимной обходительности с людьми завершается у ингушей приглашением их к себе в гости. Уважительно относятся ингуши к гостеприимным людям. Одна из главных обязанностей хозяина, принявшего гостя, - это защита его жизни, чести и имущества от посягательств со стороны кого бы того ни было, иногда даже с риском для собственной жизни.
      В каждом доме принято отдельно хранить угощения для гостей – «хьаьша даар». Изысканный прием, оказываемый гостю, имеет самые разнообразные проявления. Нередко приглашают соседей, для общения с гостем. Готовя угощение. Причем, если в честь гостя режут барана, индюка, кур, это должно быть сделано незаметно, чтобы каждый гость насладился по возможности более и обслуживался, хорошо сыновьями, которые разрезали мясо на маленькие кусочки, с тем чтобы каждый мог с удобством» поесть вспоминал об ингушском гостеприимстве Фон Энгельгардт, побывавший на Кавказе в начале XIX века. В честь гостей в прошлом устраивались увеселительные мероприятия – ловзар.
      Покидая дом, гости выражают благопожелания: « Беркат ма эшалда укх фусаме» (Пусть изобилие не покидает этот дом).
 

      Глава 5. Национальный характер ингушей.
        Константы национального характера и менталитета народа формировались издревле, представления о том, какие события в его истории были наиболее существенными, какие факторы более значимыми и ситуации наиболее типичными, передавались из поколения в поколение. Они концентрировали в себе исторический опыт, выражая устойчивые представления народа о себе, своей исторической судьбе. Суровый кавказский климат воспитывал в горцах выдержку, упорство, выносливость. Уважение к мужественности и стойкости духа, отсутствие малодушия становились чертами характера. «Высокие, с легкой походкой. Внешне они свободные, гордые и серьезные. В речи они пылкие, но очень быстро успокаиваются. Все их чувства проявляются искренне и открыто. Презрение к смерти считают они добродетелью, малейшее проявление страха – большим позором, поэтому они безрассудно отважны… их горячность очень быстро возбуждается и так же быстро утихает, и хладнокровие считается у них лучшим достоинством», - писал А.Штедер. « Храбрость воодушевляет их крепкие и энергичные тела; здравомыслие направляет их чувства; отсутствие наук, изящных искусств, роскоши, грубая нравственность – все это действительно глубоко запечатлено в их сердцах» - отмечал И.Бларамберг.
      В сознании ингуша заложен некий идеальный  образ, в стремлении к которому он поднимается в самосовершенствовании. собственное несоответствие идеальному вызывает массу порицаний в его сознании. «По их гостеприимству, по их коллективному пользованию своим имуществом, по справедливому распределению того, что дает счастье и случай, они…предстают более человечными …Их взгляд свободный и серьезный . В речах они жаркие, но тут же быстро успокаиваются, и все их страсти проявляются открыто и правдиво», - писал Ю.Клапрот. Каждый ингуш в нравственном ответе за взаимоотношения с людьми, он не замкнут в узком кругу своей малой общности, и не видит необходимости что – либо менять в сложившихся человеческих связях. Ингуши большое значение придают родственным связям. Каждый ингуш – одно целое в близкой системе фамильных родственников. Свою индивидуальность ингуш обязан был подтягивать до установок общества, которым следовать обязан каждый его представитель. Понятие «уйла – нигат ц1ена хила деза» (иметь чистые мысли и намерения) входит в кодекс ингушской чести и тем самым имеет статус этнической ценности, нравственного закона. Для ингушского кодекса чести традиционна установка – думать об этическом значении поступка. « Силовое поле» этических требований выводит любые проявления малодушия, горделивости за рамки достойного поведения.
      Верность данному слову и ответственность утверждались в сознании ингушей с раннего возраста. «Слово было камнем, и камень был словом», - пишет А.Танкиев. Верность слову понимается ингушами как высшая ценность. Эта черта сокровенна. «Ший деша да ва из», - говорят в народе, что в переводе означает: «Он хозяин своего слова», - в значении «надежный», «человек чести». Мудрость народа гласит: «Къонах волчун ди да, ди долчун дош да, дош дар – саг ва» (Силу духа имеет мужчина; волевой мужчина держит слово; Умеющий держать слово есть человек). Самым большим богатством и достоянием ингуши считают заслужить уважение обществом: «Наха везаш хилар доккха рузкъа да».
      В течение многих веков горцы выработали в себе эстетическое чувство прекрасного, благородного и бережного отношения к образу своей жизнедеятельности. к труду. «Ингуши все же славятся своим трудолюбием, об их усердии говорят достаточно хорошо возделанные, тщательно огороженные каменными насыпями пашни, на которых сеют пшеницу и ячмень, и маленькие канавки для орошения полей и лугов…», «…Всюду полоски вспаханной земли: на всех склонах, во всех впадинах, где только мог пройти человек», «Человеку, первый раз попавшему в горы, придется бесконечно удивляться тем нечеловеческим усилиям, которые употребляет горец для того, чтобы находящиеся в его распоряжении скудные клочки земли служили ему подмогою в средствах для жизни» - писали кавказоведы. 
 
 
 
 

 

      Глава 6. Материальная культура ингушей.
      Материальная  культура включает  в себя жилище, хозяйственные постройки, орудия труда, предметы домашнего обихода, средства передвижения, одежду, украшения, оружие пищу.
      Природное сырье (глина, шерсть, кожа, дерево, металлы), скотоводство. особенно овцеводство, коневодство, земледелие явились основой для  развития кустарных промыслов. По данным О.Маргграфа. кустарные промыслы на Северном Кавказе были известными предкам с незапамятных времен и находились на достаточно высоком уровне развития. Художественная обработка камня, дерева, кости и серебра свое развитие получила с древних времен. Об этом свидетельствуют археологические раскопки, произведенные известными исследователями В.Ф.Миллером, Е.И.Крупновым, Г.Н.Чубинашвили, В.Б.Виноградовым, М.Азиевым и многими другими. Более полное освещение ингушских кустарных промыслов мы находим у Г.К.Мартиросиана. 

6.1. Архитектура.
      Обработка камня издревле была развитым ремеслом. Строительство башен, бытовых, погребальных и культовых памятников является сферой камнеобработки. Ингуши строили  жилые, полубоевые и боевые башни. Гала – называлась жилая башня. Воув – боевые башни. « Тойговзанче» - называли ингуши мастеров по камню, что в буквальном переводе означает «знающий хитрости камня». Знание камня и умение строить каменные сооружения давали им особый статус в обществе. «Тойговзанче, лор е, эшк пхар – пхийн вужац», т.е. строитель башен, лекарь и кузнец по обработке  металла не подпадали у ингушей даже под кровную месть. они считались значимыми для общества людьми – мехк нах. Их имена сохранялись в народной памяти. Это Дуго Ахриев из Фуртоуга, Дяци Льянов и Хазби Цуров из Джейраха, Барханоевы из Бархане, Янд из Эрзи, Ханой Хинг и Хани, Бятр Гадаборшев, Тэт – Батык из Таргима, Албаковы из Тумги и др. Ингушские мастера строили башни на территории, которая сегодня находится за пределами современной Ингушетии, строили у соседних народов, однако классические боевые башни, «воув», ингуши строили только для себя.
      На  территории горной Ингушетии сосредоточены  более сотни средневековых каменный башенных поселений, состоящих из боевых, полубоевых, жилых башен, остатков высоких заградительных стен, христианских храмов, языческих святилищ и древних кладбищ, состоящих из разнообразных склеповых, пещерных, грунтовых захоронений. Это такие, как Джейрах, Фуртоуг, Харпе, Эбан, Бейни, Духаргишт, Ляжги, Армхи, Фалхан, Мецхал, Гаракх, Морч, Эрзи, Эгенты, Тарш, Шоан, Белган, Хули, Салги, Маготе, Лялах, Хяни, Кязи, Бишт, Тумги, Кост, Дошхакле, Карт, Кели, Гадаборш, Нижний оздик, Средний Оздик, Лейми, Эгикал, Бархане, Тори, Гага – галаш, Таргим, Барах, Гирит, Хамхи, Пуй, Хайрах, Кяхк, Евли, Пялинг, Ний, Вовнушки, Цори, Цай – Пхеда, Гул и многие другие. Башенные комплексы символизировали род, его честь, силу, достоинство и сплоченность. Они «….являются в подлинном смысле вершиной архитектурного и строительного мастерства древнего населения края. Они поражают простотой формы, монументальностью и строгим изяществом. Особенно величественны башни с пирамидально – ступенчатой крышей. Соотношением высоты и основания ингушские башни резко отличаются от других кавказских башен», - писал А.И.Робакидзе. поселения и жилища располагались по берегам рек Фортанга, Асса, Терек, Армхи, Кистинка. Учитывалось и стратегическое расположение местности, все они расположены на уплощенных отрогах гор, в глубине ущелий и вписаны в горный ландшафт.
      Ингуши  создавали храмовые комплексы и святилища Маги – Ерды, Алби – Ерды. Таргимский, Тхаба – Ерды и др. На незначительном расстоянии от башенных комплексов создавались некрополи, состоявшие из каменных склепов. Их называют «солнечные могилы» (маьлхара кашамаш). Для ингушей трепетное отношение к умершим – показать не только духовности народа, но и внутреннее присущее ингушам уважение к своей истории, к своим корням. Осознание особой связи к между поколениями во времени обязывает каждого ингуша беречь память о прошлом и, как минимум, знать семь имен своих прямых предков. знать свою генеалогию, историю происхождения своей семьи и фамилии. Каждое  горное поселение ингушей, каждая башня, каждый склеп имеет фамильно-родовую принадлежность и пользуется до сих пор особой святостью у потомков. Прочная связь ингушей с предками, сохраняется в преданиях, в жизненных позициях, в поддержании привязанности к родным местам и поселениям. Отсюда и «территория в идеологическом и в гражданском сознании фигурирует как священное и неприкосновенное пространство, так же, как очаг и пространство «своего дома» на Северном Кавказе».
      Ореолом святости был окружен у ингушей  семейный очаг. Огонь в очаге, котел  и надочажная цепь являлись ценностями, на которых держалось благополучие семьи.
      Со  второй половины XIX века в архитектуре жилых домов ингушей стали происходить некоторые изменения. На плоскости ингуши сначала строили традиционные каменные башни, затем стали распространяться турлучные, саманные и каменные сакли с плоской земляной крышей. Поселения появились в основном вдоль рек Терек, Камбилеевка, Сунжа, Назранка. Стало происходить обновление интерьера ингушского жилища. Появились новые предметы: керосиновая лампа, фабричная посуда, металлические кровати, мебель и ковры.
 

      6.2. Одежда. Сукноделие.
      Важным  материальным компонентом, несущим знаковую нагрузку, является одежда. Шили одежду вручную из домотканого сукна, из привозных тканей. Сукноделие было распространенным видом художественного творчества. Нитки готовили из дикой конопли, льна и шелка. Полотна ткани изготовлялись из растительного волокна и шерсти простым плетением. В эпоху поздней бронзы горцам Центрального Кавказа было хорошо известно ткачество. Они изготовляли шерстяную домашнюю ткань, из которой шили мужскую, женскую и детскую одежду. В изготовлении женских платков использовали тонкорунную шерсть (к1аьда тха), для верхней одежды – грубую шерсть (морса тха). Из тонкого шерстяного войлока делали шляпы, обувь. Шить умели в каждой семье. В каждом селении знали имена искусных мастериц. Одевались строго и скромно.
      Одежда  мужчин состояла из рубахи, бешмета, черкески с газырницами, ноговиц, сафьяновых чувяков, бурки, головного убора, обуви. На поясе с железными или бронзовыми пряжками носили кинжал, кисет из кожи с огнивом, кресалом и трутом, (к 19 в. Они превратились в декоративные подвески). Символом мужского костюма был пояс с кинжалом. Бурка-ферт являлась предметом особой гордости. Она была незаменима в любую погоду. Изготовлением бурок славились в Ингушетии мастерицыиз селений Базоркино и Яндиево. Важным дополнением к мужскому костюму был башлык-палчакх – шерстяной капюшон с длинными концами-лопастями. Башлык часто накидывался поверх черкески. Весь ансамбль мужского костюма отличался простотой и элегантсностью. В качестве головного убора мужчины носили шапку – элтар-кий, летом – шляпу – мангал-кий.
      Женская одежда состояла из длинного платья-рубахи, бешмета, платья-черкески, головного  убора, обуви, украшений. Талию опоясывали кушаком из шелка, бархата и т.п. Атрибутом женского костюма были кафтанчики. «Кафтанчик был предназначен для того, чтобы туго схватывать и стягивать фигуру от плеч до талии. Застежки представляли собой продолговатые, металлические, суженные к концам пластинки, одно из которых кончалась петлей, а другая - полушаровым выступом. При застегивании кафтанчик туго натягивался… Девичий кафтанчик шили по возможности из дорогих тканей – плотного шелка, бархата, атласа, фабричного тонкого сукна.… Предпочитались цвета черный, темно-красный, реже синий, голубой, зеленый…». В украшении платья основную роль играло шитье золотом. Вышивку располагали и по бокам выреза платья,  на груди о от талии до подола. Узор представлял собой ряд орнаментальных мотивов. Разнообразными были головные уборы женщин. Это платки, шали – кортали (шерстяные, шиифоновые), курхарс. Курхарс – это особого рода головной убор, в форме изогнутого рога, суживающегося к верху и сгибающегося спереди; делали его из тонкого войлока, обтягивали тканью, украшали. На Северном Кавказе курхарсы одевали только ингушские женщины. Традиционный свадебный костюм невесты шили из материи белого цвета. Он украшался серебряными застежками и серебряным нарядным поясом. На голову одевали шапку – усеченную форму кухарса и накрывали лицо и голову вуалью. Женщины любили украшения: сердоликовые и стеклянные бусы, бронзовые, медные и серебряные височные кольца и др. 

6.3. Национальная кухня.
      Ингушская кухня – одна из древнейших. В  значительной степени пища ингушей  состояла из молочных, мучных и мясных блюд. Наиболее излюбленным и распространенным блюдом является мясо с галушками из пшеничной или кукурузной муки и обязательно с чесночной приправой. Острые приправы, лук, чеснок, перец, чабрец являются важными компонентами мясных блюд. Из мучных изделий распространенным блюдом был чурек из кукурузной муки – сыскал. Почитательным блюдом были и есть чаьпильгаш (тоненькие пироги) из пшеничной муки с начинкой из творога, картофеля, тыквы, черемши и крапивы. К сыскал и чаьпильгаш подают к1одар (соус из топленого масла и мелко натертого творога). В праздники и на поминках готовят сладкую халву – хьовла. Плоды и коренья растений, ежевика, земляника, смородина и другие ягоды занимали определенное место в питании. Много блюд готовилось из черемши, тыквы, кукурузы, крапивы. Разные виды трав с ранней весны до поздней осени сменяли друг друга. Их полезные свойства знали. Напитки из меда и трав являлись тонизирующими и целебными.
 

      Глава 7. Духовная культура
      Духовная  культура охватывает всю совокупность явлений, относящихся к умственной деятельности и мировоззрению людей. 

7.1. Устное народное творчество
      В устном народном творчестве ингушей  отражена многовековая история духовного  развития народ. Устное народное творчество ингушей изучали Ч.Э.Ахриев, А.О.Мальсагов, А.У.Мальсагов, А.Х.Танкиев, И.А.Дахкильгов, Д.Д.Мальсагов и др. Особое место в фольклоре ингушей занимает древнейший памятник поэтической культуры – «Нартский эпос». Нарты осознавались предками, объединенными свободолюбием, беззаветным героизмом и презрением к смерти, проявлением рыцарства в бою и быту. На этих образах воспитывались лучшие народные черты: трудолюбие, справедливость, сила, ум, гостеприимство, умение постоять за себя. Главными образами нартского эпоса ингушей являются Колой Кант, Сеска Солса, Села Сата, Малха Аза, Хамчи Патараз и др. 

7.2. Народная медицина
      Народная  медицина является неотъемлемой частью этнической культуры. Опыт народной медицины был предметом внимания исследователей-кавказоведов 18-19 вв. Искусство горцев-врачевателей отмечалось А.Омаровым, известным русским хирургом Н.И.Пироговым, В.Шведовым, Н.Ф.Дубровиным, А.К.Эфендинвым, Б.Х.Разгелишвитли и др. Долгое время народная медицина ингушей отличалась синкретизмом, т.е. неразрывной связью с сочетанием рациональных и иррациональных способов лечения. Первый метод опирался на реальные физические средства в виде трав и лекарств растительного и животного происхождения, второй метод ( заговоры, снятие сглаза, порчи) – на «силу» магического воздействия. ингушские лекари умели лечить инфекционные и кишечные заболевания, болезни головы, горла, носа, болезни суставов и нервно - психические заболевания и другие. лекари знали целебные свойства трав, лечебные средства животного происхождения и активно использовали их в своей практике. Лекари имели свой арсенал способов лечения. имена лекарей становились широко известными. Это Бурсак и Бунхо Бузуртановы, Берд Евлоев, Бунхо Точиев, Берд Дзейтов и другие. 

7.3. Музыкальное искусство
      В историческом контексте развитие музыки неотделимо от развития духовной культуры человека. Ни одно семейное или общественное празднество ингушей не обходилось без музыки и танцев. песни были обрядовые, культовые, свадебные, героические, лирические, трудовые, шуточные и др. Из тростника и кости готовили духовные инструменты. О развитии музыкального искусства у ингушей говорит название музыкальных инструментов, известные в прошлом ингушам: жирг1а – бубен, паьшк – волынка, т1аьраска – шарманка, зурма – зурна, фата – барабан, ч1ондарг – скрипка, дахчан пандар – двух – или трехструнная балалайка, каьхат пандар – гармошка и др. были распространены свирели, волынки и флейты. Славились умельцы по изготовлению музыкальных инструментов. Особой популярностью пользовалась у ингушей скрипка – чондырьг со смычком. В народе слыли имена исполнителей мелодий на скрипках: Осман Барахоев из Барахе, Хамид Андиевич Богатырев из Эгикала, Дзарахов Джохар Дударович из селения Фалхан, Заам Гогатарович и Тотарч Гогатарович Мерешковы из Ангушта, Эсмурза Куриев из Нэсаре, музыканты из селения Цори и многие другие.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.