На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Становление и развитие науки о болезненных состояниях организма (патологии)

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Рязанский  государственный медицинский университет
им. акад. И.П. Павлова
Федерального  агентства по здравоохранению и  социальному развитию» 
 

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом социальной гигиены социальной гигиены и организации и организации здравоохранения ФПДО 
 
 

Реферат 

на тему: « Становление и развитие науки  о болезненных состояниях организма (патологии». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Рязань, 2010 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 
 

     1. Введение. ……………………………………………………………….3
11. ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ЕЕ ИСТОРИЯ…………..3-6
111. ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ И ЕЕ ИСТОРИЯ ……………7-10
1V. Заключение……………………………….…………………………….10-11
 V. Библиография…………………………………………………………..11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ВВЕДЕНИЕ.  

     Становление и развитие науки о болезненных  состояниях организма имеет давнюю историю и подразделение на патологическую физиологию и патологическую анатомию.
     На  мой взгляд, обязательно нужно  знать историю возникновения и развития изучаемых наук, такие знания уберегут от ошибок в будущем и смогут помочь и направить в решении вопросов настоящего. 

     11. ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ЕЕ ИСТОРИЯ 

     ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ  ФИЗИОЛОГИЯ (патофизиология, физиология больного организма) -- наука о закономерностях возникновения, развития и исхода патологических процессов.
     Патологическая  физиология рассматривает патологические процессы как качественно новые (отличные от физиологических), специфические  биологические явления, в основе которых лежит одновременное сочетание явлений нарушения физиологических функций и явлений компенсаторно-восстановительных. Патологическая физиология распадается на общую и частную (специальную) патологическую физиологию.
     Наряду  с термином «патологическая физиология» существует и ряд других близких наименований, которые требуют объяснения. Часто применяется термин «общая патология», который в русской медицинской дореволюционной литературе широко употреблялся; он возник в 17 в., когда экспериментальный метод в патологии еще не получил развития и введен в обиход Франциско в 1618 г. Классики патологической физиологии В. В. Пашутин, В. В. Подвысоцкий и другие уже в 19 в. наряду с термином «общая патология» употребляли и термины «патологическая физиология» или «физиология больного организма» 1. 

     История. Патологическая физиология как самостоятельная экспериментальная наука стала оформляться с середины 19 в., но истоки ее в виде умозрительного учения о болезни можно проследить с древнейших времен.
     На  протяжении веков представления о болезни были чисто метафизическими. В них боролись два направления: виталистическое, рассматривающее болезнь как результат злой внешней силы, и стихийно-материалистическое, склонное трактовать болезнь как естественное явление.
__________________________________________________________________
1 Автандилов Г. Г., Морфометрия в патологии, М., 1973 
 
 

     Попытка применить экспериментальный метод  для изучения болезненных процессов  неоднократно делалась на протяжении веков, начиная с Галена, И. Ф. Альбертини, Дж. Гунтера и др. Но экспериментальные методы того времени были чрезвычайно грубы и примитивны, и полученные при их помощи данные об этиологии и патогенезе не сыграли большой роли в становлении патологической физиологии как науки.
     В 17 и 18 вв. был выпущен ряд трактатов по вопросам патологии, написанных Гаубием, Людвигом, Франком и другими учеными. Некоторые из этих работ были переведены на русский язык. В целом патология как наука в 17 и 18 вв. была чисто умозрительной.
     Ряд открытий в области естествознания и медицины в 16, 17 и 18 вв. подготовили почву для создания экспериментальной физиологии и экспериментальной патологии. Во Франции выдающуюся роль в создании патологической физиологии (экспериментальной патологии) сыграли: Мажанди и его выдающийся ученик К. Бернар, с именем которого связан ряд крупных открытий. К. Бернар был настойчивым и последовательным пропагандистом применения экспериментального метода для изучения патологических процессов. Его лекции по экспериментальной патологии, читанные, охватывали большое количество вопросов патологической физиологии (кровообращение, лихорадка, диабет, идиосинкразии), лекции, посвященные общим вопросам патологии, о значении экспериментального метода в медицине, о роли нервной системы и др. навсегда останутся в истории патологической физиологии как яркий пример зарождения и применения экспериментального метода для изучения патологических процессов. К. Бернар дал толчок к развитию патологической физиологии не только во Франции, но, бесспорно, оказал влияние на развитие патологической физиологии и в других странах. К. Бернар по праву может быть назван в развитии патологии было возникновение учения Р. Вирхова о целлюлярной патологии (1858). До его появления руководящей идеей в патологии была чисто метафизическая теория гуморальной патологии Ро-китанского. Учение Р. Вирхова полностью порывало со спекулятивными метафизическими концепциями и ставило представление о сущности болезней на твердую научную материалистическую базу. Появление учения Вирхова было исторически обусловлено, мысль связать проявления болезни с изменениями в клетках организма, в материальном субстрате,-- прогрессивная для своего времени идея -- быстро нашла широкое признание и стала основной теоретической концепцией патологии 19 в. Она вдохновила патологов и вызвала к жизни тысячи разнообразных исследований и способствовала поступательному движению медицинской науки. Но передовые физиологи и патофизиологи 19 в. (К. Бернар, И. М. Сеченов и др.), отдавая должное Р. Вирхову как реформатору патологии, видели ограниченность «морфологического направления». К. Бернар указывал, что на патологическую анатомию не надо смотреть как на единственный ключ к болезненным явлениям. Рассматриваемая сама по себе и изолированно, она не может открыть скрытые источники, и чисто анатомические исследования, сколь бы кропотливыми они ни были, останутся всегда недостаточными в этом отношении. Да и сам Р. Вирхов подчеркивал, что патологическую физиологию, т. е. физиологию больного человека, «никогда нельзя будет построить из патологической анатомии». Отсюда патофизиологи делали вывод о необходимости «делать анатомию на живом», широко экспериментировать, применять вивисекцию.
     Из  русских врачей, оставивших яркий  след в истории патологии России, следует назвать И. Е. Дядъковского и его ученика К. В. Лебедева. С их деятельностью связано зарождение материалистических идей в отечественной патологии.
     Книга К. В. Лебедева «Общая антропопатология» (1835) является оригинальным трудом, написанным в остро критическом стиле  в отношении разнообразных метафизических теорий болезни, имевших тогда широкое распространение.
     Зарождение  в России П. ф. связано с деятельностью  выдающегося отечественного физиолога  А. Филомафитского, который с 1835 по 1849 г. возглавлял кафедру «физиологии  и общей патологии» в Московском университете. А. Филомафитский впервые в России стал широко применять экспериментальный метод для изучения патогенеза заболеваний. Он настойчиво работал в области переливания крови, экспериментально изучал действие наркотических веществ (совместно с Н. И. Пироговым). С деятельностью А. Филомафиттия патологической физиологии в России. С 1869 г. в русских университетах была утверждена самостоятельная кафедра «Общей патологии».
     Большую роль в развитии патологической физиологии в России сыграли А. И. Полунин и М. М. Руднев. Хотя они и были патологоанатомами, но каждый из них читал курс общей патологии, первый в Московском университете, а второй в Медико-хирургической академии в Петербурге. Их научная, преподавательская и литературная деятельность способствовала распространению идей экспериментальной патологии в России.
     В отличие от Германии, уже со второй половины 19 в. патологическая физиология в России развивается как экспериментальная  наука. И этим она обязана, в первую очередь, деятельности В. В. Пагиутина, который первоначально в Казани (1874), а потом в Петербурге, в Медико-хирургической академии (1879) создал кафедры общей патологии с чисто экспериментальным направлением. В. В. Пашутиным была создана первая научная школа патофизиологов в России, из которой вышел целый ряд ученых-патофизиологов 19 -- начала 20 в.: П. М. Алъбицкий, А. В. Репрев, Е. А. Карташевский, П. П. Авроров, Н. В. Веселкин, С. Д. Кастюрин, СМ. Лукьянов, Н. Г. Ушинский 2.
__________________________________________________________________
2 Сорокина Т.С. , История медицины, в 2 т., т.2, М., 1990.  

     Основные  научные направления, в которых  работала школа В. В. Пашутина, в которых  рядом исследователей были сделаны  открытия, имеющие значение и в  наст, время: проблема голодания, проблема обмена веществ, газообмена, кислородного голодания. В школе Пашутина были разработаны методические приемы, которые позволили выполнить ряд глубоких исследований по этим проблемам (методика прямой калориметрии, определение газообмена у животных и др.). Выпущенный В. В. Пашутиным курс «Общей и экспериментальной патологии» (патологической физиологии), объединяющий огромный фактический материал, полученный В. В. Пашутиным и его учениками, имел большое значение в развитии патологической физиологии. Независимо от возникновения в Петербурге школы Пашутина в Москве возникла московская школа патофизиологов, созданная А. Б. Фохтом.
     Основные  проблемы этой школы: патология сердечно-сосудистой системы, экспериментальная эмболия  коронарных сосудов, эмболия легочной артерии, отек, водянка и др. Из московской школы патофизиологов вышел ряд профессоров, позднее возглавивших кафедры патологической физиологии в России: В. Линдеман (Киев), Г, П. Сахаров (Москва), А. И. Тальянцев (Москва), Ф. А. Андреев (Минск).
     Большую роль в истории отечественной патологической физиологии сыграл В. В. Подвысоцкий. Его исследования касались проблем регенерации железистой ткани, бластоматозного роста, действия холода.
     Выдающаяся  роль в истории патологической физиологии принадлежит великому русскому ученому И.И. Мечникову, который был основоположником эволюционной патологии и разрабатывал основные вопросы патологической физиологии: воспаления, иммунитета, защитных сил организма, вопросы геронтологии и др. Созданное им учение о фагоцитозе и иммунитете до наст, времени не потеряло своего огромного значения, являясь основой наших знаний в этой области.
     Для развития отечественной патологической физиологии имела большое значение деятельность отца русской физиологии И. М. Сеченова -- создателя монистической материалистической идеи единства физиологических и психических функций в организме. Открытые им факты центрального торможения используются в патологической физиологии для анализа патологических состояний, а высказанная идея о значении тонких молекулярных изменений для патологии (1860) как бы предвосхитила основную идею современной патологии. Учениками И. М. Сеченова были           В. В. Пашутин и Н. Г. Ушинский.
     В 19 в. техника экспериментирования  была еще примитивной, чаще всего  применялся острый опыт, выбор объектов для экспериментирования был также ограничен 3.
__________________________________________________________________
Казначеев В. П., Субботин М. Я., Этюды к теории общей патологии, Новосиб., 1971 
 

     111. ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ И ЕЕ ИСТОРИЯ. 

     Патологическая  анатомия (от греч. pathos —болезнь)—наука, изучающая структурные основы патологических процессов,— выделилась из анатомии в середине XVIII в. Ее развитие в новой истории условно делится на два периода: макроскопический (до середины XIX в.) и микроскопический, связанный с применением микроскопа.
     МАКРОСКОПИЧЕСКИЙ   ПЕРИОД
     О необходимости изучения анатомии не только здорового, но и больного организма писал еще Френсис Бэкон (Bacon, Francis, 156I — 1626) — выдающийся английский философ и государственный деятель, который, не будучи врачом, во многом определил пути дальнейшего развития медицины.
     Во  второй половине XVI в. в Риме Б. Евстахий первый ввел в римском госпитале систематическое вскрытие умерших и, таким образом, способствовал становлению патологической анатомии. Начало патологической анатомии как науки положил соотечественник       Евстахия — итальянский анатом и врач Джованни Батиста Морганьи (Morgagni, Giovanni Battista, 1682—1771). В возрасте 19 лет он стал доктором медицины, в 24 года возглавил кафедру анатомии Болонского университета, а через пять лет — кафедру практической медицины Падуанского университета. Производя вскрытия умерших, Дж. Б. Морганьи сопоставлял обнаруженные им изменения пораженных органов с симптомами заболеваний, которые он наблюдал как практикующий врач при жизни больного. Обобщив собранный таким образом огромный по тем временам материал —700 вскрытий и труды редшественников, в том числе и своего учителя —профессора анатомии и хирургии Болонского университета Антонио Вальсальвы (Valsalva, Antonio Maria, 1666—1723), Дж. Б. Морганьи опубликовал в 1761 г. классическое шеститомное исследование «О местонахождении и причинах болезней, открываемых посредством рассечения» («De sedibus et causis morborum per anatomen indagatis») . Дж. Б. Морганьи показал, что каждая болезнь вызывает определенные материальные изменения, в конкретном органе и определил орган как место локализации болезненного процесса (органопатология). Таким образом, понятие болезни было соединено с конкретным материальным субстратом, что нанесло мощный удар метафизическим, _ виталистическим теориям. Сблизив анатомию с клинической медициной, Морганьн положил начало клинико-анатомическому принципу и создал первую научно обоснованную классификацию болезней. Признанием заслуг Дж. Б. Морганьи явилось присуждение ему почетных дипломов академий наук Берлина, Парижа, Лондона и Петербурга.
     Важный  этап в развитии патологической  анатомии связан с деятельностью  французского анатома, физиолога и  врача Мари Франсуа Ксавье Бита   (Bichat, Marie    Francois    Xavier, 1771—1802).      Развивая      положения Морганьи, он впервые    показал,    что жизнедеятельность отдельного органа слагается из функций различных тканей, входящих в его состав, и что патологический     процесс     поражает   не весь орган, как полагал Морганьи, а только отдельные его ткани   (тканевая патология). Не используя микроскопическую    технику,    которая в то время была еще несовершенна, Бита заложил основы    учения о тканях — гистологии.
     Учение  Биша получило дальнейшее развитие в  трудах видных представителей школы  Ж- Н. Корвизара: Р. Т. Лаеннека (см. с. 266), Гаспара Лорана Бэйля (Bayle, Gaspard Laurent, 1774—1816), Ф. Мажанди (см. с. 251) и других ученых.
     МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ  ПЕРИОД
     В середине. XIX в. развитие патологии проходило  в  борьбе    двух направлений; гуморального (от лат. humor—влага, жидкость), уходящего корнями в философские учения древнего Востока и древней Греции, и появившегося позднее, солидарного (от лат. solidus — плотный, твердый), первые представления о котором развивались Эразистратом и Асклепиадом .
     Ведущим представителем гуморального направ
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.