На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Современные стратегии ТНК

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО  «Байкальский государственный университет экономики и права»
Кафедра мировой экономики и международного бизнеса
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Транснационализация российской экономики»
СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ тнк
Исполнитель
        Трайбер В. А.
Научный руководитель   канд. хим. наук, вед. доц.
 
        Хамаганова  Л. Д.
 
 
 
 
 
 
 
 
Иркутск, 2011 

 


Оглавление

Введение 3
Стратегии ТНК. Модели инвестирования 4
Современные стратегии ТНК  в условиях глобальной экономики 7
Перспективы формирования российских ТНК 13
Заключение 16
Список  использованной литературы 18 
 

 


Введение

     Основным  организующим началом современного этапа развития производительных сил, интенсификации и интернационализации  финансово-экономических и производственных связей выступают транснациональные  корпорации. ТНК превратились в наиболее активных участников мирового финансового  рынка, являются главными экспортерами и импортерами товаров и услуг  в мире, а также большими клиентами  на мировом валютном рынке.
     В мировом хозяйстве ТНК играют роль, которую трудно переоценить. Именно зарубежная деятельность ТНК ведущих  промышленно развитых стран определяет характер их внешнеэкономических связей. Активная производственная, инвестиционная, торговая деятельность ТНК позволяет  им выполнять функцию регулятора производства и распределения продукции и, как считают эксперты, содействовать экономической интеграции в мире.
     Каждая  ТНК начинала свою деятельность как  обычная компания, которая действует  в одной отрасли на внутреннем рынке. В этот период она использовала преимущественно внутриотраслевые стратегии, но конкуренция и стремление к расширению экономической власти толкали ее к освоению других отраслей. Корпорация диверсифицировала и  приобретала черты конгломерата, однако ее отделения и филиалы  оставались пока в одной стране. Наконец, дальнейшее развитие крупной  корпорации обычно связано с использованием преимуществ транснационализации и стратегий размещения прямых иностранных инвестиций (ПИИ-стратегий). Устойчивость ТНК в условиях нестабильной глобальной макросреды является источником их конкурентного преимущества, поэтому изучение стратегий их развития крайне важно.
     Объектом  данной работы является деятельность ТНК, а предметом – их стратегии. Целью данной научной работы является изучение различных современных стратегий деятельности ТНК. Задачи исследования: определить понятия «транснациональная корпорация» и «стратегии корпорации», рассмотреть существующие стратегии корпораций, уделив особое внимание стратегиям транснационализации, проанализировать современные стратегии ТНК в условиях глобальной конкуренции, выявить перспективы создания российских ТНК. Теоретической основой для написания реферата послужили публикации, разработки ведущих ученых по исследуемой теме. 
 

 


Стратегии ТНК. Модели инвестирования

     Термин  «транснациональная корпорация (компания) – ТНК – можно определить, по меньшей мере, в трех аспектах: как экономическую категорию, как организационно-экономическое образование и как форму международного предпринимательства.
     Как экономическая категория на современном  этапе эволюции мировой экономики  ТНК отражает явления и процессы, свойственные постиндустриальному  этапу развития общественного товарного  производства в условиях частной  собственности на средства производства.
     Как организационно-экономическое образование  ТНК – это особого вида частные акционерные монополистические объединения головной компании и подразделений.
     Как форма международного предпринимательства (бизнеса) ТНК – это способ ведения бизнеса, основывающийся на международном производстве прибавочной стоимости и реализации ее в прибыль на мировых рынках в форме вывоза товара и (или) капитала.
     ТНК возникают под воздействием целого комплекса факторов, а именно:
    интернационализации производства и капитала на основе развития производительных сил;
    экспансии капитала за границей, создания собственных отделений;
    стремления к получению сверхприбылей;
    жесткой конкуренции, ведущей к концентрации производства и капитала в международном масштабе;
    снижения значения геоэкономических границ.
     Стратегия корпорации – это способ осуществления ее целей в меняющихся рыночных условиях. Прежде всего, на выработку стратегий влияет конкурентная среда, в которой действует компания. В случае ТНК конкурентная среда трансформируется в глобальную и имеет сложную структуру.
     Способом классификации стратегий ТНК является подразделение их на внутриотраслевые стратегии, стратегии диверсификации и транснационализации.
     Внутриотраслевые  стратегии делятся на операционные и стратегии позиционирования. Первая группа мер, направленная на завоевание и отстаивание своей доли рынка, связана с повышением операционной эффективности. Здесь основную роль играет ценовая конкуренция.
     Ценовые операционные стратегии:
     1. Стратегия снятия сливок, в основе  которой заложен принцип постепенного  снижения цены по мере удовлетворения  спроса на различных сегментах  рынка. Вначале устанавливают  максимально высокую цену на  товар (услугу), ориентируясь на  лиц с высоким уровнем доходов;  когда первоначальный спрос несколько  ослабеет, цена снижается до среднего  уровня, позволяя сделать доступным  товар лицам следующего сегмента (со средними доходами) и т.д., пока снижение цен не сделает товар доступным массовому потребителю. Эта стратегия рассчитана на быстрый финансовый успех и не годится для обеспечения такого успеха в будущем.
     2. Стратегия прочного внедрения  это сравнительно низкая цена  новинки в надежде на привлечение  большого числа покупателей и  завоевание большой доли рынка.  С ростом производства цену  продолжают постепенно снижать.  Стратегия целесообразна, если:
     3. Стратегия скользящей (падающей) цены  применяется, когда предприятие  надежно застраховано от конкуренции.  Суть этой стратегии заключается  в том, что цена последовательно  скользит по кривой спроса, т.е.  при снижении спроса она снижается,  а при росте спроса – растет.
     4. Стратегия преимущественной цены. Суть ее – в достижении преимущества над конкурентами либо за счет более низких издержек (цена устанавливается ниже цены конкурентов), либо за счет высокого качества (цена устанавливается выше цены конкурентов, чтобы товар оценивался как престижный, уникальный).
     5. Стратегия меняющейся (гибкой) цены, т.е. стратегия чуткого реагирования  на малейшие изменения конъюнктуры  рынка, спроса и предложения.
     6. Стратегия долговременной цены, при которой цена не подвергается  рыночным колебаниям, остается постоянной.
     7. Стратегия установления психологически  привлекательных цен, т.е. таких,  которые несколько ниже какой-либо  «крутой» суммы.
     8. Стратегия реализации товаров  по «ценовым ступенькам», когда  предприятие выпускает в ассортименте  товар и устанавливает цены  на отдельные марки в зависимости  от качества. При этом реализация  товаров происходит с ориентацией  на сегменты рынка в зависимости  от дохода потребителей каждого  сегмента: чем выше доход потребителей, тем выше цена и качество  товара.  
     Позиционирование  товара – это способ, в соответствии с которым потребители идентифицируют тот или иной товар по его важнейшим характеристикам. Позиционирование связано с формированием конкурентной позиции конкретного товара и созданием детализированного маркетингового комплекса для него. Стратегии позиционирования:
     1) Стратегия, ориентированная на  узкий сегмент рынка с широкой  номенклатурой.
     2) Стратегия позиционирования, ориентированная  на потребность.
     3) Стратегия позиционирования, ориентированного  на доступ к рынку.  Диверсификация является важнейшим стратегическим элементом корпораций, которым становиться тесно в рамках одного сегмента рынка и одной отрасли. Стратегии диверсификации:
    Диверсификация, связанная с развитием – освоение новых для фирмы технологий.
     2) Диверсификация по потребностям  клиентов, т.е. переход в новую  отрасль.
     3) Конгломерация диверсификации предполагает переход в область, не связанную с текущим бизнесом фирм.
     Еще одно, наиболее важное для ТНК, стратегическое направление – транснационализация бизнеса. Можно выделить несколько основных стратегий транснационализации:
     1) Ресурсоищущие стратегии. Для ТНК, занятых в добыче полезных ископаемых (минералы, нефть), решающим фактором при принятии решения о транснационализации является наличие сырьевых ресурсов, нехватка которых наблюдается на рынках их происхождения.
     2) Затратноориентированные стратегии ТНК могут строить заводы за рубежом с целью воспользоваться местными факторами, такими, как дешевая рабочая сила, для того, чтобы производить компоненты или собирать продукцию для материнской компании.
     3) Рыночноищущие стратегии. В сегодняшнем мире прогрессирующей глобализации и экономической интеграции ТНК должны обеспечить себе высокий уровень продаж и роста путем увеличения своей доли на рынках развитых стран и растущих экономик. Таким образом, рыночные мотивы становятся предпосылкой стратегий транснационализации.
     Для реализации стратегий транснационализации  ТНК используют разные способы инвестирования. Рассмотрим различные модели инвестирования ТНК на мировых рынках:
    инвестирование с «нуля» – создание за рубежом полностью нового предприятия, до 80-х гг. это была самая распространенная форма инвестирования;
    трансплантацию – вынесение в принимающую страну отдельных производств (чаще сборочных);
    стратегические альянсы – гибкие межфирменные союзы, создаваемые для совместного решения ориентированных на глобальный рынок конкурентных задач в той или иной области, но позволяющие продолжать соперничество в других сферах;
    стратегические семьи – являются обобщающей формой предпринимательства фирм, которые не конкурируют друг с другом, имеют взаимодополняющую стратегию, зависят друг от друга в процессе достижения успеха на рынке. В качестве примеров стратегических семей можно привести отношения «заказчик – поставщик» и связи между производящими компаниями и обслуживающими их банками;
    стратегические системы – кооперируется большое число предприятий (производящие компании, торговые фирмы, банки) на базе долгосрочной совместной работы, создаются общие условия кооперации и регулирования и через одну компанию;
    международные слияния и приобретения – финансовые операции, цель которых – объединение компаний, банков и т.п. в один хозяйствующий субъект для получения конкурентных преимуществ и максимизации стоимости этого субъекта в долгосрочном периоде. В случае слияния объединение происходит добровольно, а контроль над компанией или банком распределяется между участниками соглашения. Поглощение носит асимметричный характер. В этом случае контроль над активами и операциями полностью осуществляется одной из сторон;
    международные переплетения – совместное владение несколькими корпорациями ценными бумагами друг друга.

Современные стратегии ТНК  в условиях глобальной экономики

     Стратегии ТНК основаны на концентрации ресурсов (маркетинг, разработка услуг, повышающих лояльность потребителя и стоимость  продукта, НИОКР) в сфере собственных  стратегических преимуществ. Такая концентрация обеспечивается в значительной степени за счет прямых иностранных инвестиций (далее ПИИ), осуществляемых с целью приобретения стратегических, в первую очередь нематериальных, активов.
     По  данным ЮНКТАД, крупнейшие TНК оптимистически оценивают кратко- и среднесрочные перспективы ПИИ. В настоящее время наблюдаются следующие тенденции в стратегиях ТНК:
    Выбор места для ПИИ: наиболее привлекательной для вложения капитала страной считается Китай, за ним следуют Бразилия, Польша и Южная Африка.
    Перемещение корпоративных функций: наиболее вероятно перемещение за границу производства как главной функции корпорации. Вслед за производством туда же перемещаются распределение и продажи, услуги поддержки и материально-техническое обеспечение.
    Способы инвестирования: в глобальном плане ТНК будут одинаково интенсивно использовать три способа вложения капитала – слияние компаний и их приобретение, так называемые greenfield-инвестиции (т.е. создание предприятия «с нуля») и другие способы (типа лицензирования или заключения стратегических союзов). Стратегии ТНК будут варьироваться в зависимости от региона.
     Азия  и Тихоокеанский регион. ТНК особенно оптимистично настроены относительно перспектив этого региона. Китай рассматривается как страна, наиболее притягательная для ПИИ (в этом отношении он значительно опережает остальные страны). Индия занимает в рейтинге второе место, хотя ей предстоит стать главным получателем ПИИ в регионе, за ней следует Таиланд. Что касается прихода на рынок, то здесь компании, планирующие начать работу в Азии, склонны использовать выгоды, которые дают им greenfield-инвестиции.
     Латинскя Америка и Карибский бассейн. Бразилия, Мексика, Аргентина и Чили, традиционно привлекательные для иностранного капитала, останутся такими и далее. На пятом месте в рейтинге стоит Венесуэла. В этом регионе ТНК предпочитают использовать greenfield-инвестиции.
     Африка. Ожидается, что потоки ПИИ в странах континента останутся устойчивыми, поскольку Африка пока не входит в стратегические планы большинства крупнейших мировых ТНК. Иностранные компании работают здесь на условиях неравного партнерства, тем самым уменьшая риски для себя. Из государств, расположенных на юге от Сахары, только Южная Африка и Нигерия вошли в пятерку стран, наиболее популярных в инвестиционном отношении. Еще три страны находятся на Севере Африки.
     Центральная и Восточная Европа. Первое место по инвестиционной привлекательности занимает Польша. Частично это, а также высокие рейтинги Венгрии и Чешской Республики, объясняется вступлением упомянутых стран в ЕС. Слияния и поглощения, а также greenfieId- инвестиции, как ожидается, будут одинаково часто использоваться для капиталовложений в этом регионе.
     Развитые  страны. США считаются наиболее привлекательными для инвестирования. За ними следуют Великобритания, Канада, Германия и Япония. Предполагается, что трансграничные слияния и поглощения компаний останутся преобладающей формой международной экспансии в экономиках развитых странах.
     Эффективному  функционированию международных компаний способствует ряд характерных особенностей их стратегии. К последним относится в первую очередь гибкость инвестиционной политики, при которой наиболее важные решения в ТНК принимаются не в жестких рамках какой-то заранее спланированной региональной стратегии, а под воздействием складывающихся обстоятельств: политики правительств, конкурентной борьбы, доступа к передовым технологиям и маркетинговым сетям. В то же время сегодня имеет место известная тенденция: фактором, определяющим географию размещения зарубежных филиалов международных корпораций, становится не дешевое сырье или недорогая квалифицированная рабочая сила, а близость рынков сбыта. Это объясняется распространением трудосберегающего системного производства, экономичного с точки зрения потребления энергии и сырья, и протекционизма на мировых товарных рынках.
     К мероприятиям по повышению эффективности  производства на зарубежных предприятиях ТНК относятся:
     • постоянная модернизация оборудования и технологических процессов на основании непрерывного сопоставления показателей собственной деятельности с состоянием производства у конкурентов;
     • применение информационных систем для анализа функционирования всех звеньев производственного процесса;
     • создание временных многофункциональных групп экспертов из разных стран для «расшивки узких мест» в технологическом цикле;
     • периодическая перестановка руководителей всех рангов, привлечение в высшие эшелоны управления национальных специалистов принимающих стран.
     Производственная  и коммерческая стратегия ТНК, имеющая  целью сохранение уровня конкурентоспособности, обычно включает:
    мероприятия по обеспечению лидерства на избранных рынках;
    стандартизацию продукции и унификацию компонентов;
    концентрацию производственных мощностей и НИОКР в странах – основных потребителях продукции;
    стремление к удовлетворению спроса в принимающих государствах с учетом его специфики;
    координацию действий всех зарубежных филиалов ТНК, нацеленных на сохранение уровня конкурентоспособности на мировом рынке.
     Стремление  к лидерству на избранных рынках заставляет ТНК непрерывно совершенствовать качество продукции и технологии удовлетворения возрастающих потребностей покупателей. С целью сохранения лидерства на мировом рынке и поддержания продукции и услуг на конкурентоспособном уровне крупнейшие ТНК концентрируют усилия на выпуске высококачественных изделий ограниченного ассортимента.
     В стратегии ТНК большое значение придается поддержанию определенного уровня экспортных поступлений. Если предприятия в стране базирования головной компании по каким-либо причинам снижают объем экспорта своих изделий, то незамедлительно принимаются меры по расширению экспорта изделий из зарубежных филиалов, что способствует вывозу продукции из принимающих стран. Такие меры обеспечивают постоянное присутствие и сохранение долей ТНК на мировом рынке.
     В последние годы широкое распространение  получило международное стратегическое партнерство или стратегические альянсы между ТНК. К середине 1990-х гг. их количество превысило четыре тысячи. Обычно цель альянсов – объединить научный потенциал, ускорить процесс внедрения в производство результатов НИОКР, снизить их стоимость и разделить риски освоения производства и сбыта новых сложных наукоемких изделий.
     Комбинация  альянсов и внутрифирменных связей международных компаний образует систему  горизонтальной и вертикальной интеграции производства и НИОКР, которая регулируется с применением информационных технологий. Некоторые виды стратегических альянсов рассчитаны на расширение ассортимента продукции и круга потребителей. Такие альянсы предусматривают совместные маркетинговые исследования, использование общих сбытовых каналов, источников информации и рекламных кампаний.  В то же время участники альянсов в сфере НИОКР конкурируют друг с другом на рынках готовой продукции.
     В структуре международного производства товаров и услуг предприятиями  ТНК следует отметить преимущественный рост капиталовложений в сферу услуг. По оценкам экспертов ЮКТАД, более 50% прямых иностранных направлялись в сектор услуг, включая НИОКР и маркетинговые исследования. На производственной и сбытовой стратегии многих ТНК отражается международная конвергенция производства и потребительского спроса. Совершенствование информационных технологий, средств связи и транспорта приводит к увеличению количества товаров и услуг с идентичными или похожими потребительскими свойствами, которые пользуются спросом на многих рынках.
     Одновременно  в соответствии со стратегией, нацеленной на производство товаров и услуг специально для рынка принимающей страны, многие головные компании ТНК контролируют и направляют деятельность своих зарубежных  филиалов, учитывая особенности их национальных рынков. Следовать такой стратегии международные компании вынуждены из-за социокультурных и природных различий, торговых (технических) барьеров, возводимых некоторыми принимающими странами, и их требований о закупках на местном рынке компонентов для готовой продукции, выпускаемой зарубежными филиалами ТНК. Такая стратегия характерна для ТНК, специализирующихся на производстве пищевых продуктов и готовой одежды.
     ТНК, работающие в различных отраслях международного предпринимательства, функционируют в соответствии со своей специфической стратегией. В то же время особенности отрасли определяют общие черты в стратегии международных компаний одной отрасли. Например, для рыночной стратегии ТНК, специализирующихся на производстве и сбыте на мировом рынке бытовых электротоваров, на данном этапе характерны следующие общие черты:
    Стремление к снижению издержек производства и сбыта за счет использования эффекта масштаба – получения выгод от широкомасштабного производства и сбыта товаров и услуг.
     2. Наряду с широким использованием завоеванной ранее репутации принимаются меры по постоянному улучшению качества продукции и сокращению сроков поставки.
     3. Выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью (стоимостью, созданной в процессе производства на данном предприятии и отражающей реальный вклад предприятия в создание стоимости конкретного выпускаемого продукта).
     4. Сбыт на рынках Центральной и Восточной Европы продукции невысокой стоимости.
     5. Повышение конкурентоспособности продукции не за счет снижения цен, а путем повышения уровня технических характеристик продукции, т.е. использование специфики неценовой конкуренции.
     6. Объединение усилий производственных и маркетинговых подразделений для сведения к минимуму интервала между разработкой конструкции, освоением производства и поставкой нового вида изделий в розничную сеть (стратегия ускоренного конструирования).
     7. Использование стратегических альянсов и слияний с целью расширения экспансии на мировом рынке путем тесного межфирменного сотрудничества в области маркетинга, разработки новых технологий, получения выгод от широкомасштабного производства и сбыта.
     По  мере интенсификации процессов и их усложнения происходит эволюция стратегий развития ТНК. Прогнозируя свое развитие, корпорации в современных условиях придерживаются глобальной стратегии, которая объединяет существовавшие до этого стратегии, но при этом является качественно иной. Глобальная стратегия носит сложносоставной характер, что подтверждается, в частности, совмещением многими ТНК вертикальной и горизонтальной стратегий в данном конкретном месте локализации инвестиций. В основе этого лежит стремление соединить доступ к рынку и аутсорсинг в едином региональном контексте, что позволяет повысить конкурентоспособность корпорации. Ключевой тезис здесь – региональный аспект, значение которого стало стремительно возрастать по мере глобализации экономики. Фактор региональной концентрации ТНК и созданных в том или ином регионе связей сам по себе часто является определяющим в выборе стратегии развития.
     Ключевыми элементами реализации успешной бизнес-стратегии ТНК могут быть следующие факторы: полезность продукта или услуги, постоянное обновление продуктов или услуг и бизнес-процессов, концентрация ресурсов компании на приоритетных направлениях (научные разработки и маркетинг), оперативность реагирования на требования рынка, развитие внутренних и внешних сетей. Стоит отметить, что все эти факторы взаимосвязаны. Так, компании, осуществляющие международные операции, развивают сетевые структуры посредством внутренней дифференциации и кооперации, что приводит к усилению взаимозависимости в условиях глобальной конкуренции. Компании более гибко подходят к вопросу организационных границ и не следуют классической традиции – «структура как результат стратегии», а выстраивают организационные формы на основных направлениях деятельности. Таким образом, стратегическое развитие ТНК в современном мире многовариантно, однако оно, безусловно, нацелено на успешное преодоление неопределенности бизнес-среды, максимальное снижение издержек ввиду обострения конкуренции и увеличения стоимости инноваций, а также достижение оперативной гибкости. При этом важно отметить, что общемировые стратегии ТНК реализуются при условии благоприятного национального режима для ПИИ.
     В заключение следует отметить, что  основополагающей стратегией развития крупных зарубежных компаний является стратегия «интернационализации»  деятельности, обеспечивающая их экспансию. Осуществление данной стратегии  зависит от выбора рынка и методов  вхождения компании на национальный рынок. Большое значение при выборе рынка приобретают такие факторы, как развитая инфраструктура, профессиональная подготовка местных кадров, наличие  агломерации эффективных поставщиков, смежных сервисных компаний и компаний сферы услуг.
     Стратегии входа крупных компаний на национальный рынок разнообразны: от greenfield-инвестиций до поглощения существующей национальной компании. В последнее десятилетие особое значение приобрели так называемые «промежуточные» формы вхождения крупных компаний на национальный рынок (brownfield investment), сочетающие элементы традиционных способов. Специфика выбора вариантов выхода крупных компаний на национальный рынок определяется отраслью, особенностями управленческих технологий в части контроля над новообразованной структурой. При этом контроль может осуществляться в неакционерной форме на основе субподрядных отношений, управленческих контрактов, франчайзинга, лицензирования. Основной тенденцией процесса интернационализации крупных компаний можно считать трансграничное размещение общекорпоративных функций как в форме внутренних подразделений, так и в виде внешнего аутсорсинга.
     Стратегия «единого аутсорсинга», подразумевающая  сокращение количества поставщиков  и их замену одним или несколькими  центрами поставок, формирует глобальные производственные сети, позволяя компаниям  сосредоточиться на маркетинге и  брендинге. Нередко при осуществлении аутсорсинга в менее развитых странах местные производители реализуют производственные процессы, которые признаны опасными в развитом мире. Аутсорсинг экологически опасного производства является одной из основных характеристик процесса интернационализации капитала.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.