На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Развитие отечественной педиатрии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИСТОРИЯ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДИАТРИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение
    Развитие отечественной педиатрии до XVIII века
    Развитие отечественной педиатрии с XIX века до 1917 года
    Развитие отечественной педиатрии с XX века до наших дней
Заключение
Список  использованной литературы: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Педиатрия - раздел медицины, изучающий анатомию и физиологию детского организма в различные возрастные периоды. Педиатрия рассматривает причины и механизмы развития детских болезней и разрабатывает методы их лечения.
    Первые  зачатки педиатрических знаний относятся  к глубокой древности. В трудах Гиппократа, в его "Афоризмах", в трудах Сорана, Галена можно найти интересные указания по уходу за новорожденными, по детской диететике. В сочинениях арабских врачей имеются уже описания отдельных заболеваний, свойственных только детскому возрасту. Однако ни греческая, ни римская, ни арабская медицина, несмотря на достаточно высокий для своего времени уровень развития, не оставила систематизированного изложения сведений о ребенке, так как наблюдения над детьми проводились попутно, при изучении взрослого организма.
    Медицинская помощь матери и ребенку у всех народов имела то существенное отличие  от других видов медицинской помощи, например от хирургии и терапии, что  она в течение тысячелетий оставалась в руках женщины - хранительницы и носительницы опыта, накапливавшегося и передававшегося из поколения в поколение.
    Заболеваемость  и смертность детей, особенно в раннем возрасте, были очень высокими. Здесь  в дополнение к общим социальным факторам, вызывающим большую заболеваемость и смертность всего населения, присоединялись еще антисанитарные обычаи по уходу за новорожденными, полное отсутствие медицинской помощи, результаты действия невежественных повитух и знахарок.
    Развитие педиатрии как медицинской науки можно разделить на три периода.
    Первый  период охватывает XVI, XVII и XVIII века. Второй период - от начала XIX века до 1917 г. Третий период развития педиатрии начинается после Великой Октябрьской социалистической революции, когда для развития всех отраслей знаний открылись исключительно широкие возможности. 
 
 
 
 
 
 

1. Развитие отечественной педиатрии до XVIII века 

    История отечественной педиатрии начинается в глубине веков в недрах народной и монастырской медицины. В 996 году был выпущен указ Киевского князя Владимира об открытии при церквях и монастырях богаделен, больниц для странствующих неимущих людей, сирот.
    Во  2 половине XVII века был выпущен первый памятник западно-европейской педагогической мысли, перевод сочинения Эразма Роттердамского, написанного в 1530 году, носящий название в русской книжности «Гражданство обычаев детских», переведенный Епифанием Славинецким. «Гражданство обычаев детских» обучение этике поведения и личной гигиене. Текст русского перевода, представленный в тезисной форме, включил 164 вопроса и ответа. Они касались внешнего вида (мимика, жестикуляция, осанка, правила ношения одежды), гигиенического состояния тела, сна детей, этических норм (поведение в церкви, училище, за столом во время еды, в гостях). Содержавшиеся в сочинении поведенческие нормы остаются общепринятыми. Правила поведения излагались в непринуждённой манере, с лёгким юмором и образными примерами, для подкрепления некоторых мыслей приводились высказывания писателей и философов античности. Светский характер памятника проявляется в нетрадиционной мотивации различных норм поведения, опирающейся на житейский опыт: одни поступки могут повредить здоровью, другие — неэстетичны, третьи — несовместимы с детским возрастом. Памятник описывает только внешнее поведение ребёнка и практически не затрагивает нравственную сторону, что не имело аналогов в древнерусской учительной литературере, направленной на воспитание христианина. В предваряющих текст виршах утверждалось единство трёх компонентов в воспитании: добродетель, мудрость и благонравие. Они конкретизировались в педагогической программе, предусматривавшей овладение нормами христианской морали, обучение «свободным мудростям» и нормам культурного поведения. Положение, имевшееся в оригинальном тексте, — «исполнение житейского долга» — оказалось не включённым в русский перевод.
    целенаправленная деятельность по призрению «государственных младенцев» начала осуществляться при Петре I, когда были изданы указы о запрете детоубийства незаконнорожденных (1712, 1715) и их воспитании.
    В 1712 году Петр I предпринял ряд мер к развитию «закрытого призрения». В 1706 году митрополит Иов открыл первый в стране приют для незаконнорожденных младенцев («зазорных»). Царь поддержал этот дом, определив на его содержание доходы с некоторых монастырских вотчин. Петр ввел детские приюты во всех губернских городах. Указ обещал анонимность и наказание за убийство «зазорных» детей. По достижении 10 лет этих детей передавали в богадельни или приемным родителям, а мальчиков старше 10 лет определяли в матросы, в «художественные ученики».
    В 1715 году Петр I приказал в крупнейших городах при церквях строить «гошпитали, чтобы зазорных младенцев в непристойные места не отметывали, а приносили и клали тайно в окно, дабы приносимых лиц не видно было.»
    В 1721 году был издан сенатский указ «О строении госпиталей для помещения незаконнорожденных младенцев и о даче им и их кормилицам денежного жалования».
    Смертность детей, особенно первых лет жизни, была чрезвычайно высокой. Первым из русских учёных, заговоривших о необходимости борьбы с высочайшей детской смертностью, был М.В. Ломоносов (1711-1765). В 1761 году в своем письме графу И. И. Шувалову "О размножении и сохранении российского народа" он предложил меры "по устранению этого зла". Намечая основные мероприятия по охране здоровья, населения, Ломоносов указывал, в частности, на необходимость государственной заботы о роженице и родильнице, борьбы с детской смертностью. В этом трактате говорилось о мерах, направленных на сохранение жизни новорожденных, о необходимости создания приютов для внебрачных детей.
    Следует сказать, что в те времена было распространено подкидывание детей, особенно незаконнорождённых. По инициативе одного из крупных государственных деятелей (И.И. Бецкого) и с согласия Екатерины II в Москве (1764) и Санкт-Петербурге (1771) были открыты специальные воспитательные дома для детей-подкидышей.
    В 1763 году, ссылаясь на пример Голландии, Франции и Италии, Бецкой и профессор Московского университета А.А.Барсов представили Екатерине II план школьной реформы – «Генеральное утверждение о воспитании обоего пола юношества», в котором использовали идеи Дж.Локка и Я.А.Коменского. Указав, насколько трудно преодолеть суеверие веков и дать народу новое воспитание, так сказать, новое порождение, Бецкой, разделяя взгляды Руссо, говорит, что корень всему добру и злу в человеке — воспитание, о котором необходимо неусыпно заботиться до 18—20 лет. Дети должны находиться в училищах безвыходно, так как общение с людьми без разбора весьма вредно. Должно возбудить в юношестве охоту к трудолюбию и страх к праздности, как источнику всякого зла, научить благопристойности, соболезнованию о бедных, несчастливых, словом — всем добродетелям и качествам, которые принадлежат к доброму воспитанию. Вместе с тем, в воспитательных заведениях должно обратить большое внимание на физическое воспитание .В числе прочего, план предусматривал открытие в обеих столицах двух больших заведений для воспитания и надзора за незаконнорожденными детьми. Воспитанная на идеях французских просветителей императрица план Бецкого одобрила. Более того, в изданном ею 1 сентября 1763 года манифесте «Призрение бедных и попечение об умножении полезных обществу жителей» говорилось: «Надеемся, что … каждый по возможности своей потщится снабдевать Боголюбивым подаянием как на строение сего дома, так и содержание сего общего добродетельного дела, дабы и самые уже ближние наши потомки к славе нашего века, могли пользоваться из того действительными плодами».
    В 1763 году был открыт первый в России оспенный дом в Тобольске.
    21 апреля 1764 года в Москве был открыт Воспитательный дом (другое название - Сиропитательный дом). Воспитательный дом был объявлен государственным учреждением и получил целый ряд особых привилегий (он не был подчинен никакому ведомству, проступки служащих разбирались в нем самом, он был освобожден от уплаты судебных пошлин, от всяких полицейских должностей и постоя). Всякий мог принести в дом младенца во всякое время, не объясняя ничего, а только заявив, крещен ли младенец, или нет. Ребенка сдавали на руки кормилице или няньке, а через два года переводили в особый разряд, где дети обоего пола пребывали вместе. С седьмого года их разделяли и начинали обучать чтению, письму, первым основаниям веры, а также ручным легким работам. С 14—15 лет питомцев обучали различным мастерствам, смотря по склонности каждого. По прошествии 4—5 лет они могли вступать в брак и, пользуясь года три или четыре помещением в доме, работать на себя; при увольнении из дома они получали полное обмундирование и права вольных людей. Эти питомцы должны были, по мысли Бецкого, постепенно увеличивать "средний род людей", т. е. сословие городских обывателей, к которому они все причислялись. При воспитании должно было обходиться, по предписанию Бецкого, ласково и кротко: всякие телесные наказания строго воспрещались, не только над питомцами, но и над нижними служителями дома, дабы юношество не приобучить к суровости. Предписывалось детей стараться исправлять увещаниями. Обучать грамоте и мастерствам надлежало безусловно и лиц женского пола.
    В день открытия было принесено 19 младенцев. Это гуманное мероприятие приветствовали передовые люди России. М.В.Ломоносов писал по этому поводу: «Блаженство общества вседевно возрастает…».
    В 1766 году в особом "кратком наставлении, выбранном из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества" (приложено к генеральному учреждению и составлено преимущественно по Локку, Фенелону и Руссо) Бецкой подробно говорит сперва об обращении с грудными младенцами и детьми до шести лет. Он предлагает не внушать детям пустых страхов, удалять их от обхождения с невежами и злонравными людьми, не допускать видеть неблагоразумные поступки и, если придется делать детям выговоры, то поступать "без свирепства злобы, дабы большим страхом не повредить их природной остроты". В этом первом возрасте должно обучать детей всему "играючи" и, сколько возможно, без принуждения. В следующем возрасте, от 5 до 10 лет, надо развивать детей физически разными играми, не препятствовать им в увеселениях, "приводить к учению, подобно как в приятное и украшенное цветами поле, всемерно стараться вселить в детях любовь к учению, так чтобы оное награждением себе почитали". Особенно необходимо стараться, чтобы дети имели только здравый разум и доброе сердце. Не должно бить детей почти никогда и отнюдь не следовать в жестоких наказаниях безрассудным и свирепым школьным учителям. Всякие побои, по всем физическим правилам, без сомнения вредны здоровью. В третьем возрасте детей, от 12 до 15 и 16 лет, следует всячески удалять от них людей жестоких, злых и с физическими пороками. Должно приучать их сносить разные тягости и лишения, не допускать, чтобы в юношах усиливалась какая-либо одна страсть, в особенности к карточной и другим играм, удалять их от худых разговоров, от чтения вредных книг и т. д., не упуская из виду поговорки, что случай делает вора. Необходимо приучать юношество к чистоте во всем, к учтивости, благопристойности и т. д. Это первое систематическое изложение взглядов русского правительства при Екатерине II на воспитание было распубликовано как бы для общего руководства всем родителям при воспитании детей и вместе с тем применялось Бецким в уставах учебных заведений, составляемых им по поручению Императрицы.
    В 1768 году произошло открытие первого в России оспенного дома в Санкт-Петербурге.
    Также в 1768 году был выпущен трактат С. Г. Зыбелина "Слово о пользе прививания оспы и преимуществе оной пред естественной с моральными и физическими возражениями против неправомыслящих." "Слово" С.Г.Зыбелина не были просто популярными санитарно-просветительными выступлениями, а становились фактически широкими обобщениями, в которых разбирались важнейшие вопросы здравоохранения, сообщались последние данные медицинской науки, формировались практические задачи.
    По  существу каждая такая речь была научным  трактатом и отражала его оригинальные взгляды и представления.
    Смертность  детей в первые годы существования  Воспитательного дома была чрезвычайно высока. Поэтому с 1768 года было решено отдавать детей на воспитание в деревни. По примеру заграничных воспитательных домов, прибегнуть к отдаче детей на воспитание в крестьянские семьи сперва до 9-месячного возраста, а затем, при большом наплыве детей, до 5—7 лет, после чего дети возвращались обратно в воспитательный дом. Семья, принимавшая ребенка на воспитание, получала за это определенную плату. Для надзора за этими детьми были назначены особые объезжие надзиратели. Благодаря этой мере, смертность понизилась до 45—-50%, но зато в деревнях она достигала 75%. Тем не менее 26 августа 1770 года было принято решение об открытии Петербургского отделения Императорского Воспитательного дома.
    В «Слове о правильном воспитании с младенчества в рассуждении тела, служащем к размножению в обществе народа» (1775) С. Г. Зыбелин говорил о самых разных вещах, важных для правильного воспитания детей - о воспитании вообще, о разумном поведении родителей, особенно матери, и о приготовлении ее к родам и пр. В то же время он рекомендовал использовать целый ряд проверенных мер по уходу за младенцами, указывал на пользу движений для правильного развития детей, на необходимость соблюдения режима правильного питания.
    Характерно, что в своих речах Зыбелин  выступал как ученый и врач, обладавший широким кругозором и во многом опережавший  свою эпоху. Интересно его «Слово о способе, как предупреждать можно немаловажную между прочими медленного умножения народа причину, состоящую в неприличной пище, младенцам даваемой в первые месяцы их жизни» (1780). Демонстрируя хорошее знание предмета, он проанализировал материалы западноевропейской и русской демографии и пришел к заключению, что высокой смертности в городах способствуют, кроме других причин, «многолюдство жителей, улицы узкие, строения высокие, неимение внутрь города не только садов, но даже дворов». Указывая, что одной из причин медленного роста населения является безбрачие, он вскрывал социальные причины последнего: «чрезвычайные налоги и утеснения, кои заставляют больше воздыхать, нежели помышлять о браке». Он подчеркивал также особое значение ряда других факторов, препятствующих росту народонаселения, в особенности социальных бедствий, высокой смертности населения, прежде всего детей. В то же время анализ данных о рождаемости и смертности в России привел его к здравому выводу, что «медленность умножения народа, или великое оного уменьшение» зависит в основном от высокой смертности в раннем детском возрасте. В общем, считал он, в основе малого прироста населения лежат социальные причины, такие как «недород хлеба и голод, от чего не только многие лишаются жизни, однако же рождение детей в меньшем числе бывает». Зыбелин делал ряд практических выводов и, в частности, настаивал на необходимости грудного вскармливания младенцев.
    Интересно, как заканчивал Зыбелин эти свои две речи, посвященные здоровью детей и фактически представлявшие собой часть пособия по не существовавшей еще тогда педиатрии: «При окончании сего наставления для воспитания в младенчестве осмелюсь, почтеннейшие Слушатели, за верное утверждать, что ежели бы все оные предписанные правила и предосторожности, от начала рождения младенцев, по крайней мере, до восьми месяцев или до окончания года, с особливым рачением и верно были наблюдаемы, также бы и главнейшая причина их болезней в сие время прилежно была отвращаема, то бы совершенно самое искусство доказало, что, по меньшей мере, третья часть умирающих младенцев как в городах, так и в деревнях в живых истинно сохранилась. Если же бы к сему еще всегда присоединяемо было и предохранение от той пагубнейшей болезни, разумею оспу, наиполезнейшим прививанием оной, то бы всеконечно две части рода человеческого в младолетстве погибающего, в жизни совершенно сохранены были».
    В 1785 году вышел трактат С. Ели «Физико-медические примечания о вреде, происходящем от употребления рожков для кормления младенцев, по проистекающих от того частию весьма жестоких, частию же и смертоносных детских болезней».
    Передовые ученые того времени С. Г. Зыбелин (1735— 1802), Н. М. Максимович-Амбодик (1744—1812) понимали, что важное значение для здоровья ребенка имеет уход за ним и питание. Они были горячими сторонниками грудного вскармливания, распространяли среди врачей и населения правила гигиены матери и ребенка.
    Н.М. Максимович-Амбодик работал в Петербургском воспитательном доме в течение многих лет. В своём оригинальном труде "Искусство в повивании, или наука о бабичьем деле" (1786) он посвятил несколько разделов вопросам ухода за ребёнком "от рождения до отроческого возраста", описанию детских болезней и способов их лечения. Пятая часть этого труда, «...содержащая краткое объяснение всего того, что воспитывающим детей ведать и делать должно — касательно их природных свойств, воспитания, попечения от самого рождения до отроческого возраста; описание болезней, младенца приключающихся; примечания и наставления о врачевании оных и надежные средства, к облегчению и предохранению детей от немочей способствующие», объемом 140 страниц, содержала три раздела:
      о новорожденных младенцах, их качествах, природных свойствах, со держании, попечении и воспитании.
      о причинах, препятствующих взращению и воспитанию младенцев.
      о болезнях младенческих вообще.
    В мыслях Н. М. Максимовича-Амбодика, изложенных в этом труде, можно найти многие характерные черты отечественной  медицины и педиатрии в частности. Это:
      Профилактическая направленность.
      Медицинское образование народа и этика.
      Безопасное (нетравматичное) акушерство.
      Естественное вскармливание.
      Оптимальная фармакотерапия.
      Любовь к больному — как необходимое условие врачебной профессии.
      Гражданственность.
    В 1794 году вышел русский перевод статьи Николая Розен фон Розенштейна «Руководство к познанию и врачеванию младенческих болезней».
    В 1799 году при воспитательном доме специального управления создана экспедиция «для наблюдения за питомцами», отданными на воспитание в крестьянские семьи. 
 
 
 

2. Развитие отечественной педиатрии с XIX века до 1917 года 

    Систематическое изучение детских болезней стало возможно только с открытием детских больниц. Россия была одним из первых Европейских государств, где были открыты детские больницы. Первая больница для детей 2—15 лет была открыта в Париже в 1802 году. Она стала центром подготовки специалистов по детским болезням в Европе. В 1834 году открыта детская больница в Петербурге, а в Москве в 1842 году.
    В 1835 году в программу обучения врачей в России введен специальный курс детских болезней.
    В России первым начал читать теоретический курс детских болезней с 1831 по 1847 год профессор кафедры акушерства Медико-хирургической академии в Петербурге Степан Фомич Хотовицкий (1796-1885).
    Хотовицкий Степан Фомич, профессор МХА, был избран заведующим кафедрой «акушерства и вообще учения о женских и детских болезнях» в 1836 году. Ему принадлежат замечательные слова: "...ребенок есть существо, которое растет и развивается только по присущим ему законам. Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого". С этого времени он начал впервые в высшей школе России читать систематический курс детских болезней, не ограничиваясь болезнями новорожденных и детей первого года жизни (как это обычно делали профессора акушерства), а как полный курс педиатрии, излагая физиологию и патологию детей всех возрастных периодов детства, а также детские инфекции.
    Лекционный  курс, читаемый С. Ф. Хотовицким, был  первым в мире курсом педиатрии, который  входил в число обязательных для  студента МХА дисциплин (за рубежом эти курсы читались как приватные лишь для врачей, желающих совершенствоваться в педиатрии).
    Главной заслугой С. Ф. Хотовицкого следует  считать то, что его научные  труды знаменовали возникновение  в России во второй четверти XIX века начало подлинно научной педиатрии. С. Ф. Хотовицкий ясно сформулировал право педиатрии на самостоятельное существование (как раздела медицины), а также — цели и задачи педиатрии. Это дает основание считать его первым русским педиатром. Свои научные взгляды С. Ф. Хотовицкий систематизировал в первом оригинальном русском руководстве по педиатрии «Педиятрика». Хотовицкий является автором работ по педиатрии: "Венерическая болезнь у новорожденного" (1834, часть 24), "Детская одышка" (1838, часть 31).
    В 1836 году при кафедре терапии Медико-хирургической академии был открыт амбулаторный прием детей. С. Ф. Хотовицкий постоянно стремился к созданию акушерской и детской клиник и довел этот вопрос до реального осуществления в 1842 году, когда детская клиника (10 коек для детей до 3лет) женской и акушерской клиники (на 34 койки) была повторно открыта в МХА. Таким образом, уже на первых этапах становления педиатрии, как самостоятельной учебной дисциплины появились отечественные традиции в методике преподавания — единение теоретического и практического обучения студентов у постели больного.
    Однако систематическое преподавание детских болезней в Москве и Петербурге началось лишь в 60-е годы XIX века.
    С февраля 1861 году детское отделение расширили до 20 коек (2 палаты) и заведование клиникой, чтение лекционного курса, руководство практическими занятиями студентов было поручено Радецкому Ивану Ивановичу (1835 - 1904), который в том же году после успешной защиты диссертации (Патология катарального воспаления легких у новорожденных и грудных детей) был избран приват - доцентом, то есть в 1861 году была создана первая в России клиническая доцентура по курсу детских болезней.
    С весны 1862 года преподавание педиатрии в МХА было передано приват - доценту Зеленскому Михаилу Самуиловичу (1829 - 1890), который начал свой курс с изложения гигиены детского возраста, диететики, ухода за новорожденными, подробного ознакомления с естественным и искусственным вскармливанием ребенка, особенностями женского молока и его количественными и качественными изменениями и зависимости от различных физиологических и патологических состояний. Раздел «Болезни нервной системы» разработан в программе М. С. Зеленского с исчерпывающей на то время полнотой, и его по праву считают первым в России педиатром-неврологом.
    В первой половине XIX века вопросами детского здравоохранения в России занималось Вольно-экономическое общество. Оно изучало детскую заболеваемость и смертность, издавало популярные брошюры. К. Груш написал «Руководство по воспитанию, образованию и охранению здоровья детей» (1843—1848).
    Дальнейшее  развитие педиатрии связано с созданием в 1865 году кафедры детских болезней, которую возглавил В. М. Флоринский (1834—1899), в Петербургской медико-хирургической академии.
    Флоринский Василий Маркович, профессор МХА (акушер-гинеколог), с сентября 1865 году приступил к чтению систематической курса педиатрии, объединив теоретический курс педиатрии с заведованием клиникой детских болезней в одних руках. В связи с тем, что в 1865 году в МХА было организовано систематическое клиническое преподавание педиатрии, этот год в отечественной литературе считают годом основания первой в России кафедры детских болезней.
    В Москве на медицинском факультете Московского университета с 1861 года - доцент акушерской клиники Николай Алексеевич Тольский.
    С этого времени на протяжении 30 лет Н.А. Тольский развивал новую дисциплину - педиатрию. Именно он основал кафедру и клинику детских болезней. Сначала на базе факультетской терапевтической клиники ему было выделено 11 коек с отдельной амбулаторией, а затем, после выделения земли Государственной думой под строительство клиник на Девичьем поле для медицинского факультета Московского университета, Н.А. Тольский разработал план строительства инфекционных бараков и клиники. Инфекционные бараки были государственными, клиника была частной благотворительной, построена на средства фабриканта М.А. Хлудова и открыта 23 мая 1891 года. Хлудовская больница соответствовала всем требованиям науки и гигиены того времени и вызывала восхищение как организацией, так и внешним видом. Клиника была рассчитана на 25 коек и включала амбулаторию, где помимо педиатров работали хирурги, ортопеды и отоларингологи. Кафедра детских болезней Н.А. Тольского воспитала выдающихся педиатров - Н.С. Корсакова, Н.П. Гундобина, Н.Ф. Филатова. За три месяца до открытия клиники профессор Н.А. Тольский скоропостижно скончался. Руководителем кафедры и клиники стал выдающийся российский педиатр, прекрасный врач и блестящий педагог Н.Ф. Филатов.
    Н. И. Быстров (1841 —1906) организовал первое в России общество детских врачей в Петербурге (1885). Он подготовил много учеников, основавших другие кафедры педиатрии в стране, которые очень многое сделали в вопросе лечения детей и в снижении в деле высокой смертности детей.
    Быстров Николай Иванович, первый в России профессор-педиатр, докторскую диссертацию на тему «Действие бромистого аммония на животный организм и терапевтическое употребление его в детской практике» защитил 11 января 1869 года. Осенью 1870 года Н. И. Быстрой после возвращения из заграничной командировки по поручению Конференции Академии приступил к чтению курса педиатрии и заведованию клиникой детских болезней. В 1874 году кафедра детских болезней МХА получила постоянную базу (где и размещается по настоящее время) и официальный статус. Заслугой Н. И. Быстрова является и то, что он впервые в России вводит в свое изложение вопросы детского здравоохранения и организации детских лечебных учреждений. Соответствующий пункт программы гласил: «Смертность детей первого возраста в России и других странах. Критический разбор условий, увеличивающих и уменьшающих смертность детей, устройство воспитательных домов, детских больниц, приютов, школ». 
В ноябре 1879 года по инициативе Н. И. Быстрова Конференция МХА, «имея в виду важное значение обязательного изучения детских болезней», постановила ввести в экзамен лекаря и испытание по детским болезням.

    В 1885 году по инициативе и под руководством Н. И. Быстрова в Петербурге было организовано первое в России (и второе в мире) Общество детских врачей.
    Большой вклад в организацию педиатрической помощи в России внес К. А. Раухфус (1835—1915). По его планам были построены две детские больницы — одна в Петербурге, которая носит имя Раухфуса, другая в Москве — больница имени Русакова, а также первый санаторий для детей. Раухфус был не только организатором здравоохранения, но и крупным ученым. Ему принадлежат исследования о гнойных поражениях суставов у грудных детей, врожденных пороках сердца, выпотных плевритах и т. д. Им описан клинический симптом при плевритах — «треугольник Раухфуса», обоснована необходимость второго (санаторного) этапа лечения детей.
    При сооружении и внутреннем устройстве Детской больницы принца Петра Ольденбургского  им впервые была применена система  временной карантинной изоляции сомнительных в смысле заразительности случаев; в большем совершенстве ему удалось провести приемы изоляции и всего устройства детской больницы при вверенном его руководству сооружении детской больницы Св. Владимира в Москве (1874—1876), которая считается образцовым типом современных детских больниц. При детской больнице принца Петра Ольденбургского Раухфус ввел впервые в России больничную ассистентуру для систематического совершенствования молодых врачей под руководством заведующих отделениями старших врачей.
    Раухфус Карл Андреевич — выдающийся отечественный  педиатр, был первым в России детским  патологоанатомом; первым в России отоларингологом (создал гортанное  зеркало и еще 17 усовершенствований для диагностики и лечения  ЛОР-патологии); первым в России детским кардиологом, так как уже его докторская диссертация была посвящена врожденным порокам сердца у детей, и в дальнейшем его больница была местом оказания наиболее квалифицированной помощи детям с врожденными пороками сердца; первым из творцов отечественной системы образования и воспитания педиатрических кадров (врачей — первый ввел институт врачей-ассистентов, фельдшериц, нянь), воспитавшим целую плеяду крупных русских педиатров.
    Основоположником  отечественной клинической педиатрии  является Н. Ф. Филатов (1847—1902). Он описал неизвестное до того времени острое инфекционное заболевание детского возраста — «скарлатинозную краснуху», идиопатическое воспаление шейных лимфатических желез (железистая лихорадка Филатова — инфекционный моно-нуклеоз), ранний признак кори — отрубевидное шелушение эпителия на слизистой оболочке губ и щек (симптом Филатова). В 1887
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.