На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Мышление как психологический феномен

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
НОУ ВПО “УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА”
 
Кафедра теологии и гуманитарных дисциплин

 
Оценка работы____________________

 
 
 
 
По дисциплине
Психология и педагогика

 
 
 
МЫШЛЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
 
 
 
 
О. Р. Горинова
Группа
2010 ЗСПБ-1
    (подпись)
  (инициалы, фамилия)
             
Руководитель
         
ст. преподаватель
        Д. Б. Осипов
(уч. степень, звание)
    (подпись)
  (инициалы, фамилия)

 
 
 
 
 
 
 
 
Екатеринбург
2012
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
    Введение………………………………………………………………4
    Мышление …………………………………………………………...5
      Понятие мышления……………………………………………6
      Виды мышления……………………………………………….7
      Основные формы мышления…………………………………9
    Индивидуально-психологические особенности мышления………11 
     Заключение ……………………………………………………………..13
      Список литературы…………………………………………………….14
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Мышление - верх блаженства и радость
жизни, доблестнейшее занятие  человека.
Аристотель
     Термин "мышление" знаком каждому. Житейская мудрость отмечает, что каждый человек считает себя умным или достаточно умным. На этот счет существует известная поговорка: "Каждый жалуется на свою память, но никто не жалуется на свой ум".
     Ощущение и восприятие дают нам знание единичного – отдельных предметов и явлений реального мира.  Но такая информация не может рассматриваться как достаточная. Для того чтобы человек мог жить и нормально трудиться, ему необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действии. Знание единичного не является достаточным основанием для предвидения. Например, что будет, если к листу бумаги поднести зажженную спичку? Конечно, он загорится. Но почему мы знаем об этом? Скорее всего, потому, что имели собственный опыт и, исходя из имеющейся у нас информации, сделали логичный вывод. Однако для того, чтобы сделать данный вывод, мы должны были сопоставить свойства данного листа бумаги с другой бумагой, выявить то общее, что их характеризует, и только после этого сделать вывод о том, что будет с бумагой, если она соприкоснется с огнем. Следовательно, для того чтобы предвидеть, надо обобщать единичные предметы и факты и исходя из этих обобщений делать вывод относительно других единичных предметов и фактов такого же рода.
     Этот многоступенчатый  переход – от единичного к  общему и от общего опять  к единичному – осуществляется  благодаря особому психическому  процессу – мышлению.
     Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.
    
 
 
МЫШЛЕНИЕ
 
     Мышление является предметом изучения не только психологии, но также - и даже, прежде всего, - диалектической логики. Каждая из этих научных дисциплин, изучая мышление, имеет, однако, свою отличную проблематику или сферу исследования. Проблемой логики является вопрос об истине, о познавательном отношении мышления к бытию. Проблемой психологии является протекание мыслительного процесса, мыслительная деятельность индивида, в конкретной взаимосвязи мышления с другими сторонами сознания. Психология, так же как и теория познания, рассматривает мышление не в отрыве от бытия. Она изучает его как специальный предмет своего исследования. При этом психологическую науку интересует не отношение мышления к бытию, а строение и закономерность протекания мыслительной деятельности индивида в специфическом отличии мышления от других форм психической деятельности и в его взаимосвязи с ними.
          Отличаясь,  таким образом, друг от друга,  психология мышления и логика, или теория познания, вместе с  тем теснейшим образом связаны  друг с другом. И действительно,  психология мышления всегда исходит  и неизбежно должна исходить  из той или иной философской,  логической, методологической концепции.  Эта связь психологии с логикой,  теорией познания и с философией  отчетливо проявляется в истории  таких основных психологических  учений, изучавших мышление, как
     Мышление как феномен, обеспечивающий родовую особенность человека, в структуре психики человека относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности.
 
 
 
 
 
 
Понятие мышления
 
 
     Мышление - это высший, познавательный процесс, который представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Всякая мыслительная деятельность целенаправленна. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Также понятием "мышление" обозначается одна из фундаментальных и исключительно значимых для человека психологических способностей. Фундаментальной эта способность является в силу того, что в мышлении человек проявляется как родовое существо, разум является его отличительной чертой. Этот факт обуславливает социальную и личностную значимость для человека мышления.
     Традиционные в психологической науке определения мышления обычно фиксируют два его существенных признака: обобщенность и опосредствованность.
     Т.е. мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории. Суть мышления - в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира.
  
 
 
 
 
 
 
 
Виды мышления
 
 
          Мышление – это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды.
     Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное.
     Понятийное мышление  – это такое мышление, в котором  используются определенные понятия.  При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью специальных методов какой- либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений умозаключений.
     Образное мышление  – это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно  из памяти или воссоздаются  воображением. В ходе решения  мыслительных задач соответствующие  образы мысленно преобразуются  так, что в результате манипулирования  ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Чаще всего такой вид мышления присущ творческим людям.
     Наглядно-образное мышление  – это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно  при восприятии окружающей действительности  и без этого осуществляться  не может. Мысля наглядно-образно,  мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены  в кратковременной и оперативной  памяти. Данная форма мышления  является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
     Наглядно-действенное  мышление  - это особый вид мышления, суть которого заключается в  практической преобразовательной  деятельности, осуществляемой с  реальными предметами. Этот вид  мышления широко представлен  у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.
     Следует отметить, что все эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Основные формы мышления
 
     Понятие, суждение, умозаключение - основные формы мышления.
     Наиболее простейшей в структурном отношении формой мысли выступает понятие.
     Понятие – это  отражение и существенных свойств предметов или явлений. В основе понятий лежат наши знания об этих предметах или явлениях. Принято различать общие и единичные понятия.
     Общими понятиями  называют те, которые охватывают  целый класс однородных предметов  или явлений, носящих одно и  то же название.
     Единичными называются  понятия, обозначающие какой-либо  один предмет.
     Следует отметить, что  любые общие понятия возникают  лишь на основе единичных   предметов и явлений. Поэтому  формирование понятия происходит  не только посредством уяснения  каких-либо общих свойств, но  в первую очередь через приобретение  знаний о свойствах и особенностях  единичных предметов. Закономерный  путь формирования понятий –  это движение от частного к  общему, т. е. через обобщение.
     Усвоение понятий – это достаточно сложный процесс, который имеет несколько этапов. На первых этапах формирования понятия не все существенные признаки воспринимаются нами как существенные ( это особенно характерно для детей). Очень часто, когда нам не хватает практического опыта, некоторые наши понятия имеют искаженный вид. Они могут быть необоснованно сужены или расширены. В первом случае понятие, сформированное нашим сознанием, не включает в себя то, что должно включать, а во втором случае, наоборот, объединяет в себе ряд признаков, совсем не свойственных отображаемому в понятии предмету.
     Усвоить понятие можно  двумя путями: либо нас специально учат чему-либо, на основе чего формируется понятие, либо мы в процессе деятельности самостоятельно формируем понятие, опираясь на собственный опыт.
     Одним из наиболее  важных моментов в усвоении  понятий является его осознание.  Иногда, используя понятие, мы  до конца не осознаем его  смысл. Поэтому осознание понятия  может рассматриваться как наивысшая  ступень в формировании понятий, как звено, соединяющее понятие и понимание.
     Существует несколько  видов понимания. Во-первых, это  непосредственное понимание. Для  него характерно то, что оно  достигается сразу, почти моментально,  не требуя значительных усилий. Во- вторых, это опосредованное, или  дискурсивное понимание.  Данный  вид понимания характеризуется  наличием значительных усилий, которые  мы прилагаем к тому, чтобы  достичь понимания какого-либо предмета или явления. Такой вид понимания предполагает наличие ряда умственных операций, в числе которых сравнение, анализ, синтез и т. д.
     Однако в процессе  нашего оперирования разнообразными  суждениями с использованием  определенных умственных операций  может возникнуть еще дна форма  мышления – умозаключение. Умозаключение  является высшей формой мышления, опирается на понятия и суждения  и чаще всего используется  в процессах теоретического мышления.
     Наряду с понятием и умозаключением к числу основных форм мышления относится суждение. Его определяют обычно как утверждение или отрицание чего-либо о чем-либо, хотя это определение относится лишь к особому виду суждений, а именно — к простым суждениям.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Индивидуально-психологические  особенности мышления
 
     Мышлению  конкретного  человека  присущи  индивидуальные  особенности.   Эти особенности у различных людей проявляются, прежде всего, в том,  что  у  них по-разному  складывается  соотношение   взаимодополняющих   видов   и  форм мыслительной   деятельности   (наглядно-действенного,    наглядно-образного, словесно-логического    и    абстрактно-логического).    Кроме    того,    к индивидуальным  особенностям  мышления  относятся  также  и  такие  качества познавательной деятельности как:
    продуктивность ума;
    самостоятельность;
    широта;
    глубина;
    гибкость;
    быстрота мысли;
    творчество;
    критичность;
    инициативность;
    сообразительность и т.д.
     При  этом  быстрота  мышления  -  это   скорость   протекания   мыслительных процессов.
     Самостоятельность мышления - умение увидеть и  поставить новый вопрос  или проблему, а  затем  решить  его  собственными  силами.  Творческий  характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.
     Гибкость мышления - способность  изменять  аспекты  рассмотрения  предметов, явлений, их свойств и отношений, умение  изменить  намеченный  путь  решения задачи,  если  он   не   удовлетворяет   изменившимся   условиям,   активное переструктурирование  исходных  данных,   понимание   и   использование   их относительности.
     Инертность мышления  -  качество  мышления,  проявляющееся  в  склонности  к шаблону, к привычному  ходу мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.
     Темп  развития  мыслительных  процессов  -  минимальное  число   упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.
     Экономичность мышления - число логических ходов  (рассуждений),  посредством которых усваивается новая закономерность.
     Широта ума - умение охватить широкий  круг  вопросов  в  различных  областях  знания и практики.
     Глубина мышления - умение вникать в  сущность,  вскрывать причины явлений, предвидеть последствия;  проявляется  в  степени  существенности  признаков, которые человек может абстрагировать при овладении  новым  материалом,  и  в уровне их обобщенности.
     Последовательность мышления - умение соблюдать строгий логический порядок  в рассмотрении того или иного вопроса.
     Критичность мышления - качество мышления, позволяющее  осуществлять  строгую оценку результатов мыслительной  деятельн
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.