На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Предмет психологии развития и возрастной психологии

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Предмет психологии развития и возрастной психологии. 

    1.Психология развития человека связана с изучением возрастной динамики развития человеческой психики, особенностей онто- и микрогенеза психических процессов и психологических качеств личности качественно изменяющегося во времени человека в контексте разнообразных витальных и социокультурных процессов. 
    2. Как наука, психология развития выполняет функции описания объяснения, прогноза, коррекции процессов развития. 
    3. Теории развития используют в качестве отправного пункта систему «субъект—среда». Постулируемый автором характер отношений между субъектом и средой определяет содержание теории развития и ее теоретическую принадлежность (научное направление). 
    4. Практическое применение знаний по психологии развития связано с решением шести основных задач: ориентация в жизненном пути; определение условий развития и изменений; прогноз стабильности и изменчивости свойств личности; объяснение целей развития и коррекции; планирование коррекционных мероприятий; оценка коррекции развития.

    Итогом описания, объяснения, прогноза и коррекции  становится модель или теория развития. 
    5. В качестве основных методов психологии развития выступают наблюдение и эксперимент в их многочисленных разновидностях.

Предмет психологии развития — закономерные изменения человеческой психики во времени, влекущие за собой новые изменения, и связанные с этим факты и явления психической жизни.
Шесть основных задач, относящихся к сфере применения психологии развития на практике: ориентация на жизненном пути, определение условий развития и изменения, прогноз стабильности и изменчивости свойств личности, объяснение целей развития и коррекции, планирование коррекционных мероприятий, оценка коррекции развития.
Возрастная психология как отрасль психологических знаний изучает факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза.   Главный принцип – принцип развития психики в деятельности, следовательно, возрастную психологию нельзя представить вне развития (генезиса), вне развертывания.                              Предмет возрастной психологии –возрастная динамика, закономерности и ведущие факторы развития психических процессов и свойств личности человека на различных этапах его жизненного пути. Возрастная психология отмечает два вида изменений, происходящих в человеке: основательные, качественные и стабильные качественные характеристики (изменения), которые происходят в двух сферах – и в психике, и в поведении. Они зависят от постоянно действующих факторов:                                                                                                                                                          1) биологического созревания;                                                                                                                                                                             2) психофизиологического состояния организма;                                                                                                                                              3) места ребенка в системе человеческих социальных отношений;                                                                                                                  4) достигнутого уровня интеллектуального и мысленного развития.                                                                                               Медленные, количественные и качественные преобразования всегда связаны с эволюционными возрастными изменениями как в психологии, так и в поведении индивида.                                                                                                                                                    Второй составляющей предмета возрастной психологии является специфическое сочетание психологии и поведения, обозначенное понятием «возраст». В каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него сочетание психических и поведенческих особенностей, которое за пределами этого возраста уже никогда больше не повторяется. Понятие «возраст» в психологии ассоциируется исключительно с особенностями психологии и психики, а также поведения, но ни в коем случае не с количеством прожитых лет. Так, существует два вида возраста: паспортный и интеллектуальный. Третья (главная) составляющая предмета – движущие силы, условия и законы психологического и поведенческого развития человека. Движущие силы – это те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе энергетические побудительные источники развития и всегда направляют его (развитие) в нужное русло.
Основные  закономерности психического развития и развитие личности.
— переход от естественных, природных форм и способов поведения к более сложным, появившимся  в процессе социокультурного развития психических функций;  
— отношение между высшими психическими функциями реально отражает отношения между людьми. Социальные формы поведения в процессе развития становятся способами приспособления, поведения и мышления личности;  
— всякая внешняя функция в процессе развития личности интериоризуется, становится внутренней (Л.С. Выготский).

1. Развитие характеризуется  неравномерностью и гетерохронностью. Неравномерность развития проявляется  в том, что различные психические  функции, свойства и образования  развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер.Этим объясняются резкие перепады в развитии, например, познавательных функций в подростковом и юношеском возрасте. Гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций. Значение и роль того или иного структурного образования или функции в жизнедеятельности человека: чем нужнее та или иная функция, чем важнее ее роль на данном этапе развития, тем раньше она развивается. Например, ребенок учится ориентироваться в пространстве быстрее, чем во времени.                                                                                                          2. Неустойчивость развития. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах детского развития. Таким образом, устойчивость возможна благодаря неустойчивости.                                                                                                             3. Сенситивность развития. Сенситивный период развития — это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания. Пример с изучением ин.языка детьми в возрасте 4-5 лет.                                                                                                                                                                                                                                    4. Кумулятивность психического развития. Кумулятивность психического развития означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь. Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии. Характерный пример — последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.                                                                                                                                         5. Дивергентность—конвергентность хода развития. Психическое развитие включает в себя две противоречивые и взаимосвязанные тенденции — дивергенцию и конвергенцию. В данном случае дивергенция — это повышение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенция — его свертывание, усиление избирательности.
Предпосылки и условия психического развития.
(По А.Н. Леонтьеву). В соответствии с этой позицией движущей силой психического развития выступила собственная деятельность ребенка, в которой он под руководством взрослых присваивает исторически сложившиеся человеческие способности. 
Факторы, которые способствуют психическому развитию человека: 
1. задатки, в виде анатомофизиологических особенностей головного мозга 
2. социум, культура 
3. взрослый, обучение 
4. активность личности, направляющая на присвоение культурно исторического опыта.  
К примеру, одаренные дети обладают огромным уровнем активности. Активность реализовывается через обучение, основана на индивидуальности каждого человека.
 
 

-Биологические предпосылки. Сформулированный Э. Геккелем биогенетический закон: в онтогенезе каждый индивидуальный организм непосредственно воспроизводит путь филогенетического развития, т.е. происходит повторение развития предков от общего корня, к которому данный организм относится.
-Социальные предпосылки. Историческое (культурное развитие).Человек может развиваться только в социуме. Пример с обезъяной, которую воспитывали люди. И с мальчиком-маугли.                                                                                                                       - Социальное наследование. Каждое поколение людей выражает свой опыт, свои знания, умения, психические качества в продуктах своего труда. К ним относятся как предметы материальной культуры (окружающие нас вещи, дома, машины), так и произведения духовной культуры (язык, наука, искусство). Каждое новое поколение получает от предыдущих все, что было создано раньше, вступает в мир, «впитавший» в себя деятельность человечества. Овладевая этим миром человеческой культуры, дети постепенно усваивают вложенный в нее общественный опыт, те знания, умения, психические качества, которые свойственны человеку.
- Социальные условия и возраст.(Пример- Данные о том, как проходит детство у народов, стоящих на разных ступенях общественного развития, показывают, что чем ниже эта ступень, тем раньше включается подрастающий человек во взрослые виды труда.) 

Внутренняя  позиция личности.
Человеческое  существо может подняться в своем развитии до уровня личности только в условиях социального окружения, через взаимодействие с этим окружением и присвоение того духовного опыта, который накоплен человечеством. Человек постепенно в процессе онтогенетического развития формирует свою собственную внутреннюю позицию через систему личностных смыслов. Исходным в каждой личности является уровень психического развития; сюда можно отнести умственное развитие и способность к самостоятельному построению ценностных ориентации, к выбору линии поведения, позволяющей отстаивать эти ориентации. Начало развития личности обусловлено тем, что первую очередь он выделяет себя как персону, как носителя определенного имени. Психологически «Я-образ» формируется с эмоционального (положительного или отрицательного) отношения к людям и с изъявления своей воли («Я хочу», «Я сам»), которая выступает как конкретная потребность ребенка. Очень скоро начинает проявляться притязание на признание (имеющее как позитивное направление, так и негативное). В то же время у ребенка формируется чувство половой принадлежности, что также определяет особенности развития личности. Далее, у ребенка возникает ощущение себя во времени, у него появляется психологическое прошлое, настоящее и будущее, он по-новому начинает относиться к самому себе - для него открывается перспектива его собственного развития. Важнейшее значение для формирования личности ребенка имеет понимание того, что человек среди людей должен иметь обязанности и права. 

Методы  возрастной психологии.  1. Метод срезов  - в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития (например уровень развития интеллекта). В результате получают данные, характерные для этой группы детей - детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе.
2. Сравнительный метод – сравниваются данные по каждой группе. 
3. Лонгитюдный  метод - здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени.                                                                                                                                                                   Наблюдение - незаменимый метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития человека любого возраста. Наблюдение - сложный метод, его использование должно отвечать ряду требований. Это четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений; объективность наблюдения, систематичность  наблюдений,   наблюдение за естественным поведением ребенка (ребенок не должен знать о том, что за ним наблюдает взрослый, иначе его поведение изменится).                                                                                                                                                                                                 Эксперимент  различают следующие виды эксперимента:                                                                                                            -констатирующий, определяется уровень развития на настоящее время.                                                                           -формирующий, создаются специальные условия, где прослеживаются развитие определенной психической функции. Проводится система развивающих заданий и игр. Различают лабораторный и естественный эксперимент.

Беседа - эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы. 
Анкетирование - метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету                                                                                                                                                  Анализ продуктов деятельности - метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники);
Тестирование - диагностика личностных качеств с помощью тестов.                                                                 Проективные методики – перенесение на других людей своих потребностей  и отношений. Также в возрастной психологии используют рисуночные тесты, социометрические методики, методики незаконченных предложений и другие. 

Факторы, определяющие психическое  развитие.            — обучение и воспитание как специально организованные способы передачи общественно-исторического опыта, соотношение обучения и развития; Л.С. Выготский подчеркивал ведущую роль обучения и воспитания в развитии личности ребенка. Что обучение всегда должно идти впереди развития.  Л.С. Выготский выделил 2 уровня развития детей:
1. УРОВЕНЬ АКТУАЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ. Это те  наличные особенности  психических функций  ребенка, которые  сложились на сегодняшний день. Это то, чего ребенок уже достиг к моменту обучения.                                                                                                                                                                  2. ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ. Это то, что ребенок может сделать в условиях сотрудничества со взрослым, под его непосредственным руководством, с его помощью.  То есть — это разница между тем, что ребенок может сделать сам, и что — при помощи взрослого.
— активность самого ребенка и роль учителя в развитии познавательной, коммуникативной и моторной активности;  
— роль среды, социального окружения, особенностей воспитания и самовоспитания в психическом развитии человека. Влияние обедненной и обогащенной окружающей среды;  
— наследственность и прирожденные свойства организма как предпосылки психического развития.                                                                                                                                                          Все факторы психического развития выступают в органическом единстве, каждый из которых оказывает определенное влияние. В рассмотрении этапов возрастного развития подчеркивается роль кризисных периодов.
 
 

Механизмы психического развития. В различных концепциях психического развития существуют различные понимания механизмов развития.    1) Биогенетические теории. С.Холл, Бюллер – основныой механизм развития – созревание (изменение в соответствии с генетически заложенной программой)
2) Бихевиоризм  (Скиннер). Основной механизм развития – научение. Важным условием психического развития считает воздействия внешней среды, а движущей силой полагает связывание новых раздражителей с уже имеющимися у человека безусловными реакциями.                                                                                                                                                                              3) Социобихевиоризм (А.Бандура) – подражание                                                                                                                                              4) Когнитивная теория Ж..Пиаже связывает источники психического развития с врождёнными структурами, которые обрабатывают и организуют информацию, движущей силой развития является взаимодействие процессов аккомодации и ассимиляции по отношению к требованиям внешней среды.
4) Психоаналитическая  теория З.Фрейда рассматривает  врождённые сексуальные и агрессивные  влечения в качестве источников  психического развития, а движущей  силой развития является установление равновесия между угнетением и удовлетворением человеком своих потребностей.
5) Культурно-историческая  теория Л.С.Выготского, основной  механизм психического развития  – интериоризация (перевод внешнего  во внутреннее). Культурно-историческая  теория Л.С. Выготского называет источником психического развития ребёнка окружающую его социальную среду и соответствующую ей культуру; особым образом организованное общение взрослого с ребёнком и деятельность самого ребёнка являются движущими силами психического развития ребёнка. 
6) Развивая идеи  Л.С. Выготского о ведущем типе  деятельности, А.Н.Леонтьев показал,  что в основе развития сознания, поведения и в целом всей  личности ребёнка лежит как  общение языкового типа, так и  его предметная деятельность. Только, исходя из «анализа содержания самой развивающейся деятельности ребёнка, может быть правильно понята и ведущая роль воспитания, воздействующего именно на деятельность ребёнка, на его отношения к действительности и поэтому определяющего его психику, его сознание» . Благодаря работам А.Н.Леонтьева ведущая деятельность стала рассматриваться в качестве показателя психологического возраста ребёнка.
Стадии  развития в теории когнитивного развития Ж. Пиаже.  Теория когнитивного развития оперирует понятиями мышления, рассуждения и решения задач с акцентом на характер динамики этих процессов, начинающихся в младенчестве. С точки зрения Пиаже, интеллект не просто реагирует на раздражители: скорее он растет, меняется и адаптируется к миру .Пиаже и других когнитивных психологов интересует структура мышления и то, каким образом интеллект перерабатывает информацию. Ключевой чертой теории Пиаже являлось представление об активном участии психики, мышления человека в процессе научения. Если информация или некий опыт, с которым сталкивается человек, вписывается в существующие у него ментальные рамки, они ассимилируются. Если они не вписываются в эти рамки, мозг может либо просто отвергнуть их, либо совершить аккомодацию. Ассимиляция — это интерпретация нового опыта на основе существующих ментальных структур, называемых схемой или схемами, без значительного их изменения. Аккомодация, напротив, представляет собой изменение имеющихся схем для интеграции старого и нового опыта. Большинство ситуаций научения предполагают взаимодействие двух процессов: мы интерпретируем то, что переживаем, исходя из того, что уже знаем, и, поскольку новый опыт редко в точности соответствует старому, мы, кроме того, отмечаем и прорабатываем различия. Согласно Пиаже, научение детей происходит посредством их активного изучения того, что находится в окружающей среде.                                                                                                                                     Стадии развития:        Сенсомоторная (от рождения до 1,5-2 лет) Младенцы познают мир только посредством различных действий: рассматривания, хватания, кусания, сосания и т. д. Мыслительные функции основываются на органах чувств и движениях тела, начиная с простых рефлексов, которые дают начало более сложным, произвольным видам поведения.
Дооперациональная (от 2 приблизительно до 7 лет) Маленькие  дети формируют понятия и пользуются такими символами, как язык, для общения  с окружающими. Эти понятия ограничены их личным (эгоцентрическим) непосредственным опытом. На дооперациональной стадии дети имеют очень ограниченные, иногда «магические» представления о причинах и следствиях, испытывая существенные трудности при классификации объектов или событий. Они не поддерживают пространных, общих теорий, но используют свой повседневный опыт для выстраивания специфического знания. Дети, находящиеся на дооперациональной стадии, не делают обобщений о целых классах объектов (например, все бабушки) и не могут продумать последствия конкретной цепи событий.
Конкретных операций (от 7 до 11-12 лет) Дети начинают мыслить логически, классифицировать объекты по нескольким признакам и оперировать математическими понятиями при условии, что они могут применить все эти операции к реальным или, по меньшей мере, к воображаемым в конкретной форме объектам или событиям. В течение стадии конкретных операций дети начинают использовать логику в своем мышлении, но может быть еще затруднено понимание того, что данное животное может являться и «собакой», и «терьером». Они способны одновременно иметь дело только с одним классом понятий. И все же семилетние дети понимают, что «терьеры» — это подгруппа в группе более широкой группы «собак». Они могут видеть также и другие подгруппы, например подгруппу «маленьких собак», таких как терьеры и пудели, и подгруппу «больших собак», таких как золотые ретриверы и сенбернары. Размышляя таким образом, они демонстрируют понимание иерархии классов.
Формальных операций (от 11-12 лет и далее) Индивиды способны провести анализ решения логических задач как конкретного, так и  абстрактного содержания. Они могут систематически обдумывать все возможности, строить планы на будущее или вспоминать прошлое, а также рассуждать по аналогии и метафорически. Больше не требуется связь с физическими объектами или фактическими событиями. Оно позволяет подросткам «проникать в мысли» других людей и принимать в расчет их роли и идеалы.
Сущность  биогенетического подхода  в психологии. БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН - закономерность в живой природе, сформулированная в 1866 г. немецким ученым Э. Геккелем и состоящая в том, что индивидуальное развитие особи (онтогенез) является коротким и быстрым повторением (рекапитуляцией) важнейших этапов эволюции вида (филогенеза). Независимо от биогенетического закона Геккеля идея параллелизма между развитием ребенка и развитием человеческого рода была выражена в психологии и педагогике последователями И. Гербарта (Т. Циллер и др.) в теории культурных ступеней, требовавшей, чтобы этапы воспитания соответствовали этапам истории культуры. В связи с внедрением в психологию идей эволюционной биологии в конце XIX — начале XX вв. были предприняты попытки распространения биогенетического закона на психическое развитие ребенка. Психологи, стоявшие на этой точке зрения, утверждали, что имеется соответствие между эволюцией всего живого, в частности историческим развитием общества, и индивидуальным развитием ребенка. Были предложены несколько вариантов параллельной периодизации.

Теории периодизации Например, согласно В. Штерну, в детстве выделяется 6 фаз, соответствующих 6 эпохам эволюции человечества:в первые полгода жизни ребенок стоит на ступени низших млекопитающих (преобладание рефлексов, элементарных психических функций);во вторые полгода — достигает ступени развития высших млекопитающих (хватание, подражание); со второго года он вступает в эру собственно человеческой истории, которую проходит по ступеням первобытной истории (2-7 лет - возраст игр и сказок), античности (младший школьный возраст), христианства (средний школьный возраст) и современности (этап полового созревания).

Существовала  также концепция различения этапов развития по историческому способу добывания пищи: период собирательства (до 5 лет), охоты (до 12 лет), пастушества (9-14 лет), земледелия (12-16 лет), торговли и промышленности (14-20 лет).
Среди попыток  создания на основе биогенетического закона научной теории выделяются следующие. Теория рекапитуляции (Г. С. Холл и его последователи) использовала прямую аналогию с биогенетическим законом Геккеля и рассматривала развитие ребенка как обусловленный наследственными причинами процесс, течение которого определено основной линией эволюционного развития; важнейшие стадии автоматически воспроизводятся в строго закономерной последовательности.
Теория  отбора (Э. Торндайк) объясняла наличие аналогии между развитием индивида и рода действием одинаково действующих сил - случайных вариаций и целесообразного отбора. Воспроизведение полезных свойств происходит в онтогенезе в последовательности, регулируемой требованиями приспособления к среде.                                                                                                     Теория соответствия (Э. Клапаред, К. Коффка, П. П. Блонский) объясняла параллелизм онто- и филогенеза общей логикой процесса развития - от примитивных и обобщенных форм к сложным и дифференцированным.
Стадии  развития личности в  теории Э.Эриксона
По мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап:
    Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;
    Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;
    Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;
    Четвёртый этап —конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;
    Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей;
    Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;
    Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;
    Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности.
Благоприятные разрешения конфликтов называются «Добродетелями». Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость. 
 

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского
20-30 гг. XX в. Следуя  идее общественно-исторической природы психики, Выготский совершает переход к трактовке социальной среды как "источника" развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении культурой, способами поведения и мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего истор. развития, являются системы знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления и др.).
Овладение ребенком связью между знаком и значением, использование речи в применении орудий знаменует возникновение новых психологических функций, систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые принципиально отличают поведение человека от поведения животного. Опосредованность развития человеческой психики "психологическими орудиями" характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму внешней деятельности, т. е. превращается из интерпсихической в интрапсихическую.
Это превращение  проходит несколько стадий. Начальная  связана с тем, что др. человек (взрослый) с помощью определенного  средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо "натуральной", непроизвольной функции. На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психологическое орудие, направляет поведение другого (полагая его объектом). На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он – к ним. Т. о., пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя "выходами" лежит процесс интериоризации, "вращивания" функции вовнутрь.
Интериоризуясь, "натуральные" психические функции  трансформируются и "сворачиваются", приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутренних преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс – процесс экстериоризации – вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане.
Выдвижение принципа "внешнее через внутреннее" в культурно-истрической теории расширяет понимание ведущей  роли субъекта в различных. видах  активности – прежде всего в ходе обучения и самообучения. Процесс  обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних индивид, свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми. Гениальная догадка Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.
В свете системного и смыслового строения сознания диалогичность  является основной характеристикой  сознания. Даже превращаясь во внутренние психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную природу – "человек и наедине с собой сохраняет функции общения". Согласно Выготскому, слово относится к сознанию как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. "Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания".
В воззрениях Выготского личность есть понятие социальное, в нем представлено надприродное, истор. в человеке. Оно не охватывает все признаки индивидуальности, но ставит знак равенства между личностью ребенка и его культур, развитием. Личность "не врожденна, но возникает в результате культур, развития" и "в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций". Развиваясь, человек осваивает собств. поведение. Однако необходимой предпосылкой этого процесса является образование личности, ибо "развитие той или иной функции всегда производно от развития личности в целом и обусловлено им".
В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих  стадиальную природу. Более или менее стабильные процессы развития вследствие литического накопления новых потенций, разрушения одной социальной ситуации развития и возникновения др. сменяются критическими периодами в жизни личности, во время которых идет бурное формирование психологических новообразований. Кризисы характеризуются единством негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка. Видимое поведенческое неблагополучие ребенка в критическом возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой педаг. системе, которая не поспевает за быстрым изменением личности ребенка.
Возникшие в  тот или иной период новообразования качественно меняют психологическое функционирование личности. Например, появление рефлек
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.