На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Культура советской России

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание
 

Введение

    Культура  России всего двадцатого века - неотъемлемая часть европейской и мировой  культуры. Этот период является одним  из наиболее сложных для изучения. Эти сложности обусловлены, прежде всего, общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в новейшее время. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.
    Сложность анализа культуры России в новейшее время состоит еще и в том, что всегда легче давать оценку эпохе, отстоящей от исследователя на много десятилетий, а еще лучше - веков. Современникам труднее разглядеть тенденции, которые станут очевидны позднее, окажутся более понятными для наших потомков.
    Историю и культуру советской эпохи необходимо рассмотреть в реальных противоречиях общественной жизни, социальной психологии масс, в сопоставлении со всей русской культурой «серебряного века» и Русского зарубежья - составной частью всей отечественной культуры текущего столетия.
    Социокультурная панорама советской эпохи - пестрая, сложная диалектическая целостность. Ей свойственна противоречивость и неоднозначность Духовное, человеческое в ней всегда с игнорированием интересов отдельной личности, с бездуховностью административно-командной системы власти, тоталитаризмом, а связь с многовековой историей народа сочеталась с официозным прославлением политической системы: существование фальшивых, «заказных» исследований и произведений в разных жанрах.
    Вместе  с тем культура советской эпохи  есть особое явление социокультурного мышления, массовой психологии, связанной с российским и русским менталитетом, с традицией беспримерной политизации и игнорирования запросов и прав конкретной личности, со верой масс в идеологические постулаты, с постоянной ориентацией на культ Государства, и лидера-вождя. Современные социологи отмечают, что для рассматриваемой эпохи типично известное состояние «зажатости» между прошлым и будущим, ориентации на «двоичности» (революция - контрреволюция, белые - красные, мы - они, наши - не наши и т.п.), с заявленной устремленностью вперед сочетается полное равнодушие к сиюминутному настоящему, к его важной роли в жизни любого конкретного человека.
 

1. Позитивное и негативное  в культуре советского  народа

    Культура  СССР - это сложное, противоречивое явление, обладающее внутренним единством. Октябрь 1917 г. выдвинул задачу осуществления культурной революции, включающую задачи создания нового типа культуры, социалистической по содержанию; приобщения миллионов людей к азам культуры; освоения мировой культуры, пропустив ее через цензуру. Это были реальные и демократические задачи, во многом выполненные Советским государством. В кратчайшие сроки были ликвидированы неграмотность, создана система образования, которой можно гордиться. Широкие народные массы приобщились к достижениям мировой культуры. Успехи советских ученых обеспечили многим отраслям науки передовые позиции. Художественная культура создала блестящие образцы литературы и искусства, признанные во всем мире.
    Культуре  советского общества присущи своеобразные черты, к которым можно отнести следующие: господство в культуре официальной идеологии марксизма- ленинизма; тотальный контроль государства над культурными учреждениями, творческими союзами; госбюджетное, остаточное содержание культуры.
    В 50-х гг. высокими темпами развивалось народное образование. Число средних школ в 1951-1958 гг. увеличилось и достигло 30,7 тыс., в них обучалось более 16 млн. учащихся. Возросло число учащихся старших классов. Однако в системе образования назрела необходимость серьезных нововведений, которые должны были привести школу в соответствие с тенденциями развития общества. В 1958 г. был принят закон, который был призван укрепить связь школы с жизнью. Вместо семилетнего образования вводилось всеобщее восьмилетнее образование. Срок обучения в средней школе был увеличен до 10 лет. Начиная с 9-го класса, учащиеся должны были осваивать производственные профессии. Этим делалась попытка соединения обучения с производительным трудом. Однако отсутствие материально-технической базы, недостаток в квалифицированных педагогических кадрах, а также обучение учащихся не по перспективным специальностям, возникающим в связи с начавшейся научно-технической революцией (НТР), не дали желаемого результата. Развертывающаяся НТР настоятельно требовала перехода ко всеобщему полному среднему образованию, главной задачей которого становилось вооружение учащихся прочными знаниями основ наук. В 1970/71 учебном году около 92% подростков продолжали обучение после окончания восьми классов.
    В 1956 г. государство отменило плату  за обучение в высшем учебном заведении, а в 1957 г. были изменены правила приема: правом преимущественного поступления пользовались лица, имеющие трудовой стаж после окончания средней школы и демобилизованные из рядов Советской Армии. Эта мера расширяла социальный источник пополнения интеллигенции. В 1970 г. в высших учебных заведениях обучалось 4,6 млн. студентов, что было в два раза больше, чем в 1958/59 учебном году. Возросло число вузов: в начале 80-х гг. насчитывалось 866 вузов, в которых обучалось 5 млн. студентов. По численности специалистов с высшим образованием СССР занимал одно из ведущих мест в мире. Вместе с тем, качество подготовки специалистов во многом не отвечало требованиям времени и мировому уровню.
    Государство оказывало поддержку и содействие развитию науки, в том числе разработкам оборонного значения и космическим исследованиям. Расширялась сеть научных учреждений. В системе АН СССР были созданы десятки научно- исследовательских институтов, возникли научные центры в союзных республиках: в 1951 г. созданы Академии наук в Таджикской и Туркменской СССР, в 1954 г. - в Киргизской СССР, в системе Академий наук Узбекистана и Казахстана начали функционировать институты ядерной физики. Научные центры оснащались новейшей исследовательской аппаратурой. Так, в распоряжение Объединенного института ядерных исследований в г. Дубне был предоставлен крупнейший в мире синхрофазотрон на 10 млрд. электрон-вольт для изучения атомного ядра. Были также созданы Уральский научный центр (г. Свердловск), Дальневосточный научный центр (г. Владивосток).
    В целях поощрения выдающихся работ  в области науки и техники  в 1950 г. было восстановлено ежегодное  присуждение Ленинских премий.
    Советские ученые добились выдающихся успехов  в области естественных наук. В  области физики атомного ядра трудились И. В. Курчатов (1903-1960), А. И. Алиханов (1904-1970), И. Е. Тамм (1895-1971), А. Д. Сахаров (1921- 1989) и др. Академики Л. А. Арцимович (1909-1973), М. А. Леонтович (1903- 1981) вели исследования по термоядерному управлению. Достижения ученых в области ядерной физики дали возможность стать СССР первой в мире страной, использующей атомную энергию в мирных целях, для получения промышленной энергии. Развитию естественных наук служили теоретические работы Н. Н. Боголюбова (1909-1992), Л. Д. Ландау (1908-1968), М. В. Келдыша (1911-1978), М. А. Лаврентьева (1900-1980), С. Л. Соболева (1908-1989).
    Огромны были достижения ученых в области  теории реактивного движения и создания реактивных двигателей. В 1957 г. ученые под руководством С. П. Королева (1906/07-1966) создали первую в мире межконтинентальную баллистическую ракету, а 12 апреля 1961 г. в космос поднялся первый человек - К). А. Гагарин (1934-1968). Была открыта эра освоения космоса. В 60-80-х гг. в СССР было произведено множество запусков пилотируемых космических кораблей.
    В 60-х гг. академики В. И. Векслер (1907-1960) и Г. И. Будкер (1918-1977) разработали  принципиально новые направления  ускорительной техники для использования  элементарных частиц. Группой ученых под руководством Г. Д. Флерова (1913-1990) был открыт 102-й трансурановый элемент и синтезирован 104-й элемент периодической системы Д. И. Менделеева. В области квантовой электроники Н. Г. Басов (р. 1922) и А. М. Прохоров (р. 1916) осуществили работы, которые позволили создать квантовые генераторы. За эти разработки они были удостоены Нобелевской премии в 1964 г. Теоретические и экспериментальные исследования физики нейтрино и слабых взаимодействий были выполнены академиком Б. М. Понтекорво (1913-1993). И. М. Лившиц со своими учениками создал новое направление в электронной теории металлов. Ученые Р. В. Хохлов (1926-1977) и С. А. Ахманов (1929-1991) внесли большой вклад в развитие нелинейной оптики, изучающей влияние среды на характер оптических явлений при высокой интенсивности света, а также топографии, позволяющей получить объемные изображения предмета.
    Получила  дальнейшее развитие биологическая  наука, хотя ей был нанесен серьезный  ущерб «исследованиями» Т. Д. Лысенко (1898-1976). П. П. Лукьяненко (1901-1973) создал перспективный сорт озимой пшеницы «Безостая- 11»; В. С. Пустовойт (1896-1971) - сорт подсолнечника, отличающийся высокой масличностью; М. И. Вольский открыл свойство животных и растений усваивать азот из атмосферы; за работу по развитию хромосомной теории мутаций был удостоен Ленинской премии академик Н. П. Дубинин.
    Крупных успехов достигли ученые в медицине: хирургическое лечение сердечно-сосудистой системы - А. А. Вишневский (1906-1975), А. М. Амосов (р. 1913), К. Н. Куприянов (1893-1963); лечение  туберкулеза - Л. К. Богуш, получение препарата для лечения полиомиелита - А. А. Смородинцев (1901- 1986), М. П. Чумаков (1909-1973). Все это подтверждает, что в 50-х - первой половине 80-х гг. советские ученые занимали передовые позиции по многим направлениям теоретических и экспериментальных исследований в физике, математике, естествознании и других науках.
    В конце 50-х гг. произошло некоторое  раскрепощение в исторической науке, выразившееся в отходе от догм краткого курса истории ВКП(б), разоблачении культа личности И. В. Сталина, реабилитации незаконно репрессированных в период сталинизма. Это означало наступление «оттепели» в политической и духовной жизни советского общества. В этот период получили философское освещение глобальные социально-политические катастрофы XX в. В художественной культуре возникла тема ответственности за злодеяния перед человечеством.
    В 40-х - начале 50-х гг. в различных  точках Москвы впервые в стране были возведены высотные здания: административное здание на Смоленской площади, жилые здания на Котельнической набережной и площади Восстания, Московский государственный университет.
    Дальнейшее  развитие советского общества во второй половине 50-х гг. потребовало перевода строительства на индустриальную основу, широкого внедрения типовых проектов и стандартов. Однако наряду с достижениями в архитектуре проявились отрицательные моменты. Однообразие жилых комплексов преодолевалось увеличением числа типовых зданий, их расположением в пространстве и применением смешанной застройки домами различной этажности, утверждением принципа микрорайонирования.
    Однако  отрицательные явления не были преодолены в жилищно-гражданском строительстве: сохранялось однообразие застройки, отставало развитие инфраструктуры.
    Об  оживлении в художественной культуре говорило также возрастание сети культурно-просветительских учреждений, увеличение количества издаваемых книг, газет, журналов и их тиражей. К концу 50-х гг. в стране было издано 63..3 тыс. книг общим тиражом ПОЗ млн. экз., 3824 журнала и другой периодики, 10463 газеты разовым тиражом 59 млн. экз. (в 1940 г. было издано 45,8 тыс. книг тиражом 462 млн. экз., 8806 газет тиражом 38 млн. экз). Тенденция роста числа изданий и их тиражей сохранилась и в последующие десятилетия. Появились новые литературно-художественные журналы: «'Молодая гвардия», «Юность», «Москва», «Наш современник», возродилось издание журнала «Иностранная литература», который давал возможность советским читателям знакомиться с произведениями зарубежных авторов.
    В литературной и общественной жизни  большую роль играл журнал «Новый мир», которым руководил замечательный поэт А.Т. Твардовский (1910- 1971), автор поэм «Страна Муравия», «Василий Теркин», «Теркин на том свете», «Дом у дороги», прозы «Родина и чужбина». Страницы журнала предоставлялись литературе демократического характера. Впервые на страницах журнала была опубликована повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
    В литературе появились значительные произведения, в которых советская  действительность находила правдивое  отражение: «Русский лес» Л. Леонова, «Районные будни» В. Овечкина, «Судьба человека» М. Шолохова.
    Развитие  поэзии 50-бО-х гг. было связано с  именами Р. Гамзатова, Б. Ахмадулиной, Е. Евтушенко, Р. Рождественского.
    Между тем духовная жизнь советского общества была сложна и противоречива. Контроль партийного аппарата за деятельностью художественной интеллигенции не ослабел. Плохо разбирающийся в вопросах культуры
    Н. С. Хрущев (1894- 1971) считал возможным учить  писателей, художников, как им работать. «Разоблачение отступления» (роман «Не хлебом единым» В. Д. Дудинцева, 1956) и Б. Л. Пастернака (роман «Доктор Живаго», опубликован за рубежом в 1957, Нобелевская премия 1958 г.) от социалистического реализма отразило стремление консервативных сил не допустить инакомыслия, сохранить диктат административно-бюрократического руководства над культурой и искусством.
    Все это вызывало непримиримое противостояние сторонников авторитаризма и  его противников, ставшее почвой диссидентского движения. Его подъем приходится на вторую половину 60-х гг. Ярким проявлением диссидентского движения стало правозащитное движение. Правозащитники, требовавшие соблюдения положений Конституции страны, организовывали различные акции в защиту прав человека: распространяли листовки, печатали «самиздатом» правозащитные издания, в которых раскрывались нарушения прав человека; оказывали помощь политзаключенным и т.д. В 1968 г. небольшая группа диссидентов вышла на Красную площадь с протестом против ввода войск на территорию Чехословакии. Этот акт явился поводом для усиления репрессий против диссидентства.
    Неравную  борьбу за духовное освобождение общества вел А. И. Солженицын, первые произведения которого («Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Случай на станции Кочетовка») вызвали широкий отклик общественности, стали началом переворота в сознании людей. (А.И. Солженицын - лауреат Нобелевской премии 1970 г. В лекции на церемонии вручения премии он сказал: «Спасение человечества должно стать долгом каждого; только тогда оно возможно».)
    Становились известными читателю произведения В. Шаламова (1907-1982) - «Колымские рассказы», сборники стихов «Огниво», «Дорога и судьба», Е. Гинзбург (1906-1977) - «Крутой маршрут», А. Т. Марченко (1938-1984) - «Мои показания», «От Тарусы до Чуны».
    Спектакли московских театров «Современник» и «Таганка» воспринимались как протест формирующемуся неосталинизму.
    Критерием диссидентства являлось неприятие, отрицание советской культуры, в  том числе позитивных процессов  в культуре. А это вело к активизации  маргинальных представлений о культуре, умалению значения всей культуры советского периода.
    Деятели культуры, выражавшие открыто протест  против казарменного строя, пытавшиеся заставить общество думать, оказывались  в тюрьмах или в эмиграции. Так, за пределами Родины в разные годы оказались писатели А. Солженицын, А. Зиновьев, В. Максимов, В. Некрасов, В. Аксенов, кинорежиссер А. Тарковский, поэт И. Бродский, музыкант М. Ростропович, певица Г. Вишневская и др.
    Советская культура 60-80-х годов, оставаясь сложной и противоречивой, приобретает черты разнообразия как по тематике, так и в художественных средствах. В литературе продолжали работать писатели, заявившие о себе в 50-60-х гг. Пришло и новое поколение писателей, чьи произведения быстро находили своего читателя: Ю. Бондарев («Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Тишина»), В. Распутин («Деньги для Марии», «Последний срок»), Ф. Абрамов (трилогия «Пряслины») В. Астафьев («Кража», «Царь-рыба», «Последний поклон», «Печальный детектив» и др.)
    Противоречивость, загадочность культуры советского общества 50-80-х гг., проявляются также в том, что в условиях цензуры, идеологического давления она давала замечательные, непревзойденные всходы во всех видах искусства.
    В 60-80-x гг. появляется новое поколение  художников со своими темами и художественными приемами: М. Савицкий, Т. Салахов, И. Глазунов, А. Шилов, братья А. и С. Ткачевы и др.
    Развивалось музыкальное искусство. Это были произведения различных жанров: симфонии, оратории, кантаты, инструментальные произведения, романсы, песни. Созданные оперно-балетные сочинения означали качественно новый этап в музыкальной культуре. Д. Кабалевским была написана опера «Тарас Бульба», С. Прокофьвым - «Война и мир», А. Петровым - «Петр Первый», Л. Жигановым - «Муса Джалиль». Балеты К. Караева «Семь красавиц», А. Хачатуряна «Спартак», Р. Глиэра «Медный всадник», В. Гаврилина «Анюта» стали классикой.
    В 60-80-х гг. были созданы балетные спектакли, которые отличались глубоким воспроизведением образов героического и комедийного, лирического и драматического. Это «Легенда о любви» А. Меликова, «Спартак» А. Хачатуряна, «Иван Грозный» на музыку С. Прокофъева, «Макбет» К. Молчанова, «Икар» С. Слонимского. Молодые балетмейстеры Ю. Григорович, О. Виноградов, В. Васильев, Б. Эйфман и другие, развивая лучшие достижения предыдущих периодов, содержание и новые средства выражения, создали своеобразные неповторимые балетные спектакли.
    Огромную  популярность приобрели артисты  Е. Максимова, И. Колпакова, Н. Бессмертнова, В. Васильев, М. Лиепа, М. Сабирова, Н. Павлова и др. Владея современной техникой, высоким профессионализмом, они утверждали славу русского хореографического искусства.
    Яркие произведения создали Г. Свиридов (1919-1998), самобытно претворявший многовековые традиции русской певческой культуры, органично сочетая их с современной стилистикой («Курские песни», «Пушкинский венок», «Время, вперед!», «Метель»), Т. Хренников (оперы «Мать, «Фрол Скобеев», балеты «Любовью за любовь», «Гусарская баллада» и др.).
    Популярными стали песни В. Соловьева-Седого, А. Бабаджаняна, Д. Тухманова, А. Пахмутовой, Р. Паулса, Е. Мартынова. Для эстрады было характерно сочетание традиционной школы с утверждением культуры вокально-инструментальных ансамблей.
    Богата  тематика отечественной кинематографии: военно-патриотические, исторические фильмы Г. Чухрая, М. Калатозова, М. Хуциева, И. Хейфица,
    С. Бондарчука, успешная экранизация произведений Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, А. П. Чехова, А. С. Пушкина, М. К). Лермонтова, А. Н. Островского, А. М. Горького. Зрителям многих стран стали известны фильмы С. Ростоцкого, С. Герасимова, С. Бондарчука, Э. Рязанова, Н. Михалкова, Г. Данелии», С. Соловьева, С. Говорухина.
    Неблагоприятно  сказывалась на развитии искусства  практика государственных заказов  на кинофильмы, запретов на публикацию художественных и публицистических произведений, организаций художественных выставок, исполнения некоторых музыкальных произведений и т.д.
    Рассматривая  состояние культуры российского  общества в современных условиях, следует сказать, что процессы реформирования страны внесли в сферу духовной жизни как позитивные, так и негативные моменты. Нельзя не признать, что в области культуры свобода проявляется в большей степени, чем в других областях общественной жизни. Это просматривается и в многообразии тематики, и сюжетов, и идейного содержания художественных произведений. Происходит духовное раскрепощение общества. Вместе с тем эти процессы противоречивы. Возвращение обществу забытых, запрещенных имен (публикация произведений М. Булгакова, К. Паустовского, А. Платонова, Е. Замятина, Б. Пастернака, В. Гроссмана и др.) сопровождается изъятием других. Яростным атакам подвергается М. Горький за то, что он явился «основоположником метода социалистического реализма'», хотя подобные обвинения давно продемонстрировали свою несостоятельность. М. Шолохова обвиняют в присвоении чужого труда, хотя эта ложь убедительно отвергнута современными лингвистическими и техническими средствами.
    Происходит  размывание традиционных форм освоения культуры: посещаемость различных учреждений культуры резко сокращается. В то же время широкое распространение бытовой радиотехники приводит к освоению домашних форм досуга, носящих лишь развлекательный характер.
    Остаточный  принцип финансирования сферы культуры, наметившийся в начале 30-х гг., окончательно утвердившийся в 80-х гг., в настоящее время демонстрирует свои отрицательные результаты. На подготовку одного специалиста в 1990 г. расходовалось в США в 5,4 раза, в Японии - в 4,7, в Англии - в 5,8 раза больше средств, чем у нас. В 1985 г. наблюдается тенденция снижения числа юношей и девушек, получивших среднее образование. В 1988 г. их было 3,8 млн. чел., т. е. на 1,2 млн. меньше, чем в 1980.
    История показывает, что любая нация успешно развивается лишь тогда, когда она развивает свою национальную культуру, тогда, когда нация, вбирая культурные ценности других народов, сохраняет специфику своей культуры.
 

2. Периодизация культуры  России в советское  время, основные ее достижения

    В развитии культуры постреволюционной  России преобладало государственное начало. А тот социализм, который строился в стране, приобрёл облик «государственного социализма».
    Не  менее важной особенностью культуры выступал её «социалистический» характер. Известно, что страна не готова была по материальным обстоятельствам к социалистическим преобразованиям: вплоть до ХХ века здесь проживали народы разных культурных типов. Часть из них жила ещё в условиях родоплеменной культуры, не имея опыта товарно-денежных отношений и национальной жизни. Это - большинство народов Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера. У них преобладала культура присвоения в виде охоты, собирательства, рыболовства. Другие совсем недавно вступили на путь развития товарного производства, промышленности и капитализма - их было большинство, производство у них преобладало аграрное. Некоторые из народов России уже имели опыт национальной жизни. У них были развиты буржуазные отношения, здесь закладывались основы промышленной, индустриальной культуры, но и для них говорить о переходе к социализму было ещё рано. Это - народы Прибалтики, Польши, Финляндии. Тем не менее, социалистическая форма развития получила распространение. И она вытекала не из готовых материальных форм, зрелых предпосылок социализма, а из чрезвычайной необходимости их создания. Социализм в культуре стал преобладающим в силу неизбежности сложившейся ситуации: альтернативы социалистической культуре не было.
    Государственное, «социалистическое» регулирование  культурного развития имело как  положительные, так и отрицательные  стороны. К числу положительных сторон, несомненно, следует отнести быстроту, динамизм преобразований: за десятилетия советская, социалистическая Россия и её культура прошли путь, который царская Россия не могла пройти за века. Ни один народ, ни одна цивилизация до сих пор не могут продемонстрировать такие темпы культурных преобразований: Сталин получил Россию с крестьянской сохой, а оставил её своим преемникам с атомной бомбой, ракетной техникой и самым читающим народом в мире. Тяга к культуре была поистине всенародной, всесторонней, всеобъемлющей. Но такой вариант развития имел свои издержки и недостатки. Прежде всего, произошли нарушения в духовном облике общества, деформации сознания.
    Резкие  перемены, сопровождавшие развитие культуры социалистической России, привели к  разрушению отношений собственности, потере чувства хозяина. Работник потерял  свою индивидуальную собственность, которая  была объявлена «частной» и огосударствлена, названа «общественной». Но он не приобрел и положения общественного собственника.
    Сложилась парадоксальная ситуация: революция, которая  должна была вернуть народу его собственность, экспроприированную, отторгнутую у  него капиталистом, и сделать всех собственниками, - отобрала в лице государства у населения право распоряжаться, пользоваться, владеть общественным достоянием. Это привело к тому, что собственность стала «ничьей», и чем дольше сохранялась эта ситуация, тем отчётливее это обнаруживалось: государство не способно было управлять общественной собственностью, народ отворачивался от неё как от «чужой», ему не принадлежащей. Произошло отчуждение собственности от народа, народа от власти. Социализм в своей государственной форме не смог преодолеть отчуждения культуры.
    Динамичные  изменения в культурном облике России подтолкнули всевозможные силы к  вхождению в политику, происходили  в острой идейной, политической, классовой  борьбе, сопровождались ошибками, а  подчас и преступлениями. В центре развернувшейся полемики оказались и вопросы культурного развития, того облика культуры, который предстояло сформировать.
    Весьма  сильны были настроения, связанные  с тотальным отрицанием всей культуры, доставшейся революции. Она многими  объявлялась «эксплуататорской», классовой, подлежащей искоренению. Предлагалось заменить её так называемой «пролетарской культурой». Сторонники «пролеткульта» объединились в рамках Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), которая занимала влиятельное положение в литературной жизни страны в 20е-30е годы. Её руководитель Леопольд Авербах под флагом создания пролетарской культуры организовал серию кампаний против русских писателей, поэтов, художников. В оценке их творчества у рапповцев преобладали односторонние, вульгарно-социологические мнения. Всех писателей, поэтов или художников они делили на категории – «союзник» или «враг». Мишенями нападок со стороны пролеткультовцев стали М. Булгаков, С. Есенин, В. Маяковский, А. Толстой и другие деятели культуры. Русский фольклор был объявлен явлением антинародным. Согласно рапповцам, он возник по заказу княжеской знати и в угоду ей. Русские богатыри былинного эпоса превратились в объект насмешек, откровенного издевательства над всем русским. Высмеивался акт принятия христианства на Руси. Он объяснялся пьяным загулом князя Владимира. Слова «родина», «отечество», «патриотизм» подвергались остракизму, осмеянию, им придавался уничижительный смысл, отвергалось величие и мировое значение русской классики. В 1931 г. ЦК ВКП(б) принял постановление о роспуске РАППа.
    Значительный  вред развитию культуры нанесли и  концепции так называемой «школы Покровского». Историк М. Покровский и его сторонники рассматривали  всю историю России с точки  зрения «классового подхода», как  полосу непрерывной тирании князей и царей. Мысль о роли личности в истории изгонялась. Пётр I преподносился, как незрелый капиталист-промышленник. Ответственность за наполеоновскую агрессию против России в 1812 г. возлагалась не на Наполеона, а на русский торговый капитал. Под прикрытием лозунга «культурной революции» проводились академические «чистки», историки-русисты лишались работы. Им навешивался ярлык «классового врага». Под огонь критики попали видные историки Е. В. Тарле, С. Ф. Платонов и другие сотрудники исторического факультета ЛГУ. Закрыт был исторический факультет МГУ. Само понятие «русская история» исчезало.
    О титанах русской науки и искусства  до 1935 года в советской прессе говорилось и писалось без употребления слова  «русский»! Так, в 1934 году отмечалось 100-летие  со дня рождения Д. И. Менделеева, но без указания, что это - великий русский учёный. Не была названа национальная принадлежность Л. Н. Толстого, когда в том же 1934 году отмечалось 25-летие со дня его смерти. Только в декабре 1935 года А. С. Пушкин был назван великим русским поэтом. Постановление Совнаркома и ЦК ВКП(б) от 1934 года восстановило в правах историческую науку. Классовый метод остался в исторической науке как её ядро, но не абсолют, как то было у М. Покровского. История России в новых учебниках (1935-1936) предстала, как история формирования общенациональных ценностей, государственного патриотизма, а затем уже и классовых, выражающих пролетарскую солидарность. Русский патриотизм становился предтечей советского патриотизма. Таким образом, восстанавливалась историческая, культурная преемственность.
    Изменялось  отношение к религии и церкви. Сразу после революции, воспользовавшись недальновидной политикой ряда церковных  деятелей, объявивших советскую власть своим «врагом», церкви нанесли удар. Церковь отделялась от государства. Государство отказывало церкви в финансировании за счёт собираемых им налогов и государственной казны. Школа отделялась от церкви. Церковь призвана была осуществлять присущие ей функции, а не подменять собой систему образования. Были изъяты многие ценности из церковных хранилищ, закрыты церкви и монастыри во многих городах и сёлах. Репрессиям был подвергнут и ряд служителей церкви, видных религиозных деятелей. Широкое распространение получило движение «безбожников», по сути уничтожавших русскую культуру под флагом «воинствующего атеизма».
    Начиная с 1934 года, по мере оттеснения космополитической  части бывших революционеров, «троцкистов», от власти, политика партии и правительства  по отношению к религии и русской  православной церкви (РПЦ) начинает меняться. В 1939 году принимается закрытое постановление ЦК ВКП(б) (мало кому известное до сих пор), отменявшее все ранее принятые жёсткие меры, ограничивавшие деятельность РПЦ. И. В. Сталин делает решительный шаг к сотрудничеству с ней. «Воинствующий атеизм отступает», - свидетельствует Ю. Белов, - «Сталин отлично понимал, что воинствующий атеизм есть дань революционному романтизму, доведённому, может быть, и умышленно, троцкими и бухариными до абсурда - до отказа русскому человеку иметь национальное сознание. Это сознание (и самосознание) формировалось под более чем тысячелетним влиянием христианской (православной) религии. Движение к русскому народу обязывало отказаться от воинствующего атеизма. И в этом не было проявления великодержавного шовинизма, а была правда истории. Сталин, как никто, понимал великое историческое предназначение и тяжёлую миссию русского человека. И война, и последующее развитие это доказали. В этот период в духовной культуре России происходит соединение, синтез социализма, патриотизма и национальной идеи. В этом коренится причина динамического эпохального успеха, которого достигла социалистическая культура в пору её расцвета, в послевоенные годы».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.