На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Закон спроса и предложения (на конкретном товаре)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
“РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ” (РГТЭУ)
Казанский институт (филиал)
Кафедра «Мировая экономика» 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине Экономическая теория
на тему: «Закон спроса и предложения (на конкретном товаре)» 
 

Выполнена студенткой
16 группы
очной формы  обучения
специальности: «Финансы и кредит»
Сабировой Алией Тагировной
Руководитель
Бурганов  Р. А., д.э.н., проф.
Отметка о допуске (недопуске) к защите __________
«____» __________ 2011 г.
________________________
                                                        
 
 

Казань 2011 г. 

Оглавление
                                                                                                                                 стр.
Введение…………..………………………………………………….................................3
1.   Определение спроса………………………………………………………….......5
1.1.  Виды спроса и элементы его формирования………..….……………….....5
1.2. Величина спроса. Закон спроса………..………........…..…………………..7
1.3.  Эффективность спроса ……………………….………..…………………..11
1.4. Эластичность  спроса………………..…………………………….................14
2.   Определение предложения………………………………………………………22
    2.1.  Величина предложения. Закон предложения…………….……………….22
    2.2.  Равновесная цена…………….………….…...……………....………………24
    2.3. Эластичность предложения…………………………………………………26
Заключение…………………………………………………………………………........28
Список  литературы……………………………………………………………………....29 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Представленная  работа посвящена теме "Закон спроса и   предложения". Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
      Тема "Закон спроса и предложения" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Закон спроса и предложения".
      Вопросам  исследования посвящено множество  работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Закон спроса и предложения". Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
      Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Закон  спроса и предложения" определяют несомненную новизну данного  исследования. Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Закон спроса и предложения" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.
      Актуальность  настоящей работы обусловлена, с  одной стороны, большим интересом  к теме "Закон спроса и предложения" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Результаты  могут быть использованы для разработки методики анализа "Закон спроса и  предложения". Теоретическое значение изучения проблемы "Закон спроса и предложения" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.
      Объектом  данного исследования является анализ условий "Закон спроса и предложения". При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования. 

      Целью исследования является изучение темы "Закон спроса и предложения" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
      В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения  следующие задачи:
1. Изучить  теоретические аспекты и выявить  природу "Закон спроса и  предложения";
2. Сказать  об актуальности проблемы "Закон спроса и предложения" в современных условиях;
3. Изложить  возможности решения тематики "Закон  спроса и предложения";
4. Обозначить  тенденции развития тематики "Закон  спроса и предложения";
Работа  имеет традиционную структуру и  включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и библиографический список.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.
 Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Закон спроса и предложения", круг вопросов и логическую схему ее построения.
      Источниками информации для написания работы по теме "Закон спроса и предложения" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, справочная литература, прочие актуальные источники информации. 
 
 
 
 

I. Определение спроса
1.1. Виды  спроса и элементы его формирования
      Спрос - это платежеспособная  потребность,  сумма   денег,   которую покупатели могут и намерены  заплатить  за  какие-то  нужные  им  изделия  и услуги. Спрос нельзя отождествлять с потребностью как таковой: если  человек нуждается в каком-то  благе,  но  у  него  нет  денег,  то  он  не  обладает покупательским спросом,  т.е.  совокупная  величина  потребностей  превышает платежеспособный   спрос,   и   потребности   не   могут   быть    полностью удовлетворены. Таким образом, платежный спрос-это спрос на товары и  услуги, подкрепленный денежными средствами  покупателей.  Он  отражает  обеспеченную деньгами часть потребностей населения в  конкретных  количествах  товаров  и объемах услуг определенного назначения.
      Спрос характеризуется количеством товаров  определенного вида,  которые потребитель хочет и в состоянии  купить  при  определенной  цене  на  них  в течение  определенного  периода  времени.  Именно  спрос   определяет,   что покупать на рынке и в каком количестве.  Спрос- это важнейший  ориентир  для предложения. И наоборот, предложение на рынке выступает с  такими  товарами, которые пользуются спросом.
      Соотношение спроса и предложения, в конечном счете, определяет  цены на  рынке  потребительских  товаров,  средств  производства,  ценных  бумаг, рабочей силы и других товаров.
        Различают  индивидуальный  спрос,  т.е.  платежеспособные  потребности отдельного покупателя в том или ином товаре, суммарный спрос  индивидуальных покупателей и совокупный спрос, выраженный в  деньгах,  который  формируется на национальном  уровне.  Он  представляет  собой  реальный  объем  товаров,  
 

который  готовы  купить  при  определенном  уровне  цен  все   хозяйствующие субъекты.
      По  степени охвата товаров различают:  а) микроспрос,  т.е.  спрос  на отдельные виды товаров,  б) макроспрос,  т.е.  спрос  на  более  или  менее крупные группы товаров.
      По  степени удовлетворения спроса выделяют: а) реализованный спрос,  б)неудовлетворенный  спрос, который определяется количеством  денег, которые  не могут быть обменены на товары в силу их отсутствия  в  продаже,  в)  скрытый неудовлетворенный спрос, когда вместо  желаемого  товара,  отсутствующего  в продаже, приобретаются другие товары или его вид, худший по качеству.
      По  характеру спроса  различают:  а)  падающий  спрос,  б)  полноценный спрос, в) растущий спрос, г) чрезмерный спрос,  д) нерегулярный  спрос,  ж)нерациональный спрос.
      Элементы  формирования спроса. На размеры и  структуру спроса влияют: а)цена продукта или услуги, б) доходы  населения,  в)  число  покупателей,г)наличие товара, д) вкусы покупателей,  е)  мода,  ж)  реклама,  з)  цены  на сопряженные товары, и) система налогообложения,  к)  возможность  и  условия кредита, л) гарантийный и постгарантийный сервис,  м)  сезонный  фактор,  н)демографические факторы, о) географические особенности,  п)  национальные  и исторические  особенности,   р)   профессиональная   структура   работающего населения, с) имущественная дифференциация населения, т) валютный  курс, у) меры по стимулированию спроса и др.
      Для  стимулирования  спроса  можно  использовать  следующие меры:  а)демонстрация товаров,  б)  предложение о возврате  денег,  если  товар не понравился, г) удобство упаковки и доставка товара, д) премии и  конкурсы. 
 

1.2. Величина  спроса. Закон спроса
      Величиной спроса  называется  количество  товара,  которое  покупатели готовы (т.е. хотят, могут) купить при данной цене  в  течение  определенного периода: дня, недели и т.п.
      Величина  спроса находится в обратной зависимости  от  цены:  чем  выше цена товара, тем меньшее его количество люди готовы купить, и наоборот,  чем ниже  цена,  тем  большее  количество  товара  люди   готовы   купить.   Это соотношение называется законом спроса.
      Для того чтобы легче выявить зависимость  спроса  от  цены  рассмотрим шкалу  спроса,  которая  показывает,  сколько   товаров  можно   купить   по различным ценам за данный период. 

Цена 1 кг яблок, руб.       Покупатели готовы купить 

2                                                        25
5                                                        15
8                                                         9
10                                                       6
15                                                       4
20                                                       2 

      Закон спроса выражает следующую функциональную зависимость спроса  (С) от цены (Ц): С=F(Ц), где F- показатель количественной зависимости. Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны  покупателей.  Например,  в нашей стране повышение цен на подписные издания  в  1991-1998гг.  привело  к сокращению объема подписки.  Действует  и  обратная  зависимость:  чем  ниже цена, тем больше спрос. Математически  это  означает,  что  между  величиной спроса и ценой существует обратно пропорциональная  зависимость  (однако  не обязательно в виде гиперболической, представленной формулой y = а/x).
      Природа закона спроса по  существу  проста.  Если  у  покупателя  есть определенная сумма денег  на  приобретение  данного  товара,  то  он  сможет купить тем  меньше  товара,  чем  больше  его  цена,  и наоборот.  Конечно, реальная  картина  намного  сложнее,  так  как  покупатель  может   привлечь дополнительные средства, приобрети взамен данного  товара  иной,  заменяющий его. Но в целом закон  спроса  отражает  генеральную  тенденцию  свертывания объема закупок с ростом цен на товар в условиях, когда денежные  возможности покупателя ограничены определенным пределом.
      Графически  закон спроса  представлен  в  виде  так  называемых  кривых спроса, отражающих в форме графика связь, функциональную  зависимость  между величиной спроса и ценой, то есть шкалу спроса. 


     
      Кривые  D-D' на графике показывают: при повышении цен платежеспособная потребность людей сокращается, и наоборот, когда цена  снижается,  спрос  на продукты увеличивается.
      Кривые  спроса  позволяют   установить   не   только   объем   спроса, соответствующий  данной  цене  на  товар,  но  и  выявить   чувствительность величины спроса к изменению цены на товар.
      Смещение  кривых  спроса  происходит  под  влиянием  изменений  доходов людей. Когда доход возрастает, спрос на большинство  товаров  увеличивается, и наоборот, при уменьшении дохода спрос  снижается.  Эти  товары  экономисты называют  нормальными.  Но  есть   и   товары-исключения,   на   которые   с возрастанием дохода спрос падает, а с уменьшением - растет.
      Среди  товаров  низшей  категории  есть  такте  удивительные   товары, величина спроса на которые растет с увеличением  цены  (т.е.  кривая  спроса является растущей). Спрос на многие товары в экономике зависит  от ситуации на рынке других товаров. Например, если цена на зеленый салат  возрастет,  а на капусту останется  без  изменения,  потребители  перейдут  на  салаты  из свежей капусты и, соответственно, кривая спроса  на  нее  сдвинется  вправо. Такие салаты, как салат и капуста, называются  заменителями.  Есть  и  такие товары, на которые спрос растет одновременно, например, если  снизится  цена на лыжи, по всей вероятности, возрастет спрос на спортивную  зимнюю  одежду. Такие товары называют дополняющими.
      Итак, сдвиг кривой спроса может произойти в результате:
        1. изменения вкусов потребителей;
        2. изменения вкусов потребителей;
        3.  изменения  ситуации  (спроса,  предложения,  цены)   на   рынке
 заменителей  или дополняющих товаров.
      Теоретически вполне возможно существование товаров,  не  подчиняющихся закону спроса, величина спроса на которые возрастает  при  увеличении  цены. Их называют  товарами  Гиффена.   

 

      Предпринималось  много  попыток  обнаружить такие  товары. В реальной жизни нередки  случаи,  когда  рост  цен  на  товар увеличивает спрос на него, так как людям кажется,  что  рост  цены  отражает высокое качество товара. Но поскольку в данном  случае  проявилось  действие не собственно цены,  а  других  факторов,  то  подобные  товары  не  принято считать товарами Гиффена. Здесь вновь сказывается условность  предпосылок, заложенных в основу закона спроса.
     Эффект  Веблена. Таким термином X. Лейбенстайн называет престижное или демонстративное потребление, ярко описанное в книге «Теория праздного класса» (1899)  Т. Веблена, когда товары или приобретаются для того, что 
бы произвести неизгладимое впечатление на других. Цена товара в этом случае складывается из двух составных частей: его реальной стоимости и престижной.      Поэтому под эффектом Веблена понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену.

     Эффект  Веблена похож на эффект сноба. Однако принципиальное различие заключается  в том, что эффект сноба зависит от размеров потребления остальных, тогда как эффект Веблена зависит прежде всего от цены. В случае эффекта Веблена, кривая потребительского спроса менее эластична и имеет участки с положительным наклоном.
     Так, например, вещь от определенного дизайнера - престижна и стоит намного дороже сходной по качеству вещи, но «простого» производства.
Кроме того, в нефункциональном спросе Лейбенстайн  выделяет явления спекулятивного и  нерационального спроса.
     Спекулятивный спрос возникает в обществе с  высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность  повышения цен в будущем стимулирует дополнительное;  потребление (покупку) товаров в настоящем.
     Так, например, в начале девяностых годов  цены на сахар, муку или хлеб могли  вырасти за одну ночь, и потребители  скупали их килограммами, потому что опасались, что цены поднимутся еще выше.
     Нерациональный  спрос - это незапланированный спрос, возникший под влиянием «сиюминутного» желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который  нарушает предпосылку о рациональном поведении      потребителя.
     Следует все-таки заметить, что многие люди в большей или меньшей степени  подвержены вспышкам нерационального  спроса и часто совершают покупки, о которых нередко жалеют в  дальнейшем.
     Идете вы, например, в магазин за покупками, а на прилавке замечаете очаровательную вещицу, которая вам совершенно не нужна и потом вам не пригодится, но вы ее приобретаете, потому что она такая милая! 

1.3. Эффективность  спроса
     В теории Кейнса центральное место  отводится принципу «эффективного спроса». Это диктуется тем, что одной из жизненно важных проблем высокоразвитой рыночной экономики является реализация товаров, выступающая основным средством обеспечения прибылей. Решение данной проблемы, считает Кейнс в отличие от неоклассиков, необходимо искать, прежде всего, на стороне совокупного спроса, обеспечивающего реализацию ресурсов и товаров и определяющего размеры общественного производства, занятость и их динамику, а не на стороне их предложения.
     Кейнс показывает, что кризисные процессы в экономике обусловлены общими условиями воспроизводства, которые характеризуются недостаточным эффективным спросом. В связи с этим он делает вывод о том, что условием обеспечения реализации произведенной продукции является достижение эффективного спроса, в том числе потребительского и инвестиционного, что возможно только при использовании различных рычагов государственного вмешательства, нацеленных на активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) и позволяющих регулировать условия реализации. Государство, отмечает Кейнс, должно выполнять компенсирующую функцию при недостатке спроса или его слабой эффективности.
     Кейнс раскладывает совокупный спрос на потребительский  спрос (С) и инвестиционный спрос (I). Объем потребительского спроса, по его мнению, зависит, с одной стороны, от размера, с другой стороны, от того, как расходуется совокупный денежный доход. Спрос растет при увеличении доходов, однако утверждает, что поскольку расходуются не все деньги, увеличение расходов не равно приросту дохода. Кейнс объясняет это тем, что при достижении определенного уровня благосостояния часть дохода откладывается в виде сбережений. В результате доход распадается на личное потребление (С) и сбережения (S), равняется сумме их затрат: С + S.
     В связи с этим Кейнс пишет, что  эффективный спрос представляет собой совокупный доход (выручку), который  предприниматели рассчитывают получить (включая суммы, которые они выплатят владельцам других факторов производства в качестве доходов) в соответствии с уровнем текущей занятости, который они решают предоставить. Он отождествляет эффективный спрос со всей выручкой, включающей прибыль, заработную плату, процент и ренту.
     Вместе  с тем Кейнс считает «эффективным»  такой спрос, который действительно  предъявляется, а не является потенциальным платежеспособным спросом, при котором достигается соотношение спроса и предложения, обеспечивающее получение максимальной прибыли. Поэтому, по его мнению, критерием повышения эффективности спроса является увеличение доли сбережений, реально помещаемой в производство в форме инвестиций, приносящих прибыль, по сравнению с размером сберегаемой доли.
     Здесь государство должно сыграть свою роль. Правительство с помощью  инструментов государственного регулирования, должно влиять на расширение инвестиционного процесса, что позволит активизировать и стимулировать совокупный спрос, воздействовать на производство и предложение товаров и услуг.
     Кейнс использует эффективный спрос в  качестве стимула и одновременно границы занятости и размеров всего производства. В 30-е годы в период экономического кризиса Кейнс признает, что в условиях рыночной экономики существование безработицы является закономерностью. В связи с этим в качестве одной из целей своего исследования он ставит: выяснение причин безработицы, факторов, влияющих на ее размеры; определение ее объема и средств для устранения.
     Кейнс приступает к исследованию проблемы занятости и показывает, что занятость  — это явление производное  от эффективного спроса, а поэтому  вопрос о занятости подчиняется также главной цели предпринимательской деятельности — получению максимальной прибыли. Он отмечает, что уровень занятости устанавливается предпринимателем под влиянием стремления довести до максимума его прибыль. Кроме того, Кейнс обосновывает положение о том, что существует зависимость уровня занятости от условий обеспеченности прибыли. Он отмечает: уровень занятости зависит от функции совокупного спроса, определяемой тем, как предприниматель расценивает перспективы выручки, складывающейся при различных соотношениях между потреблением и инвестициями. Кейнс разъясняет, что предприниматели увеличивают занятость рабочих, если прибыльный спрос превышает предложение и выручка растет.
     Это положение Кейнс подкрепляет  графическим построением и отмечает, что уровень занятости определяется точкой пересечения функции совокупного спроса и совокупного предложения. В этой точке ожидаемая предпринимателем прибыль будет наибольшей, а величина совокупного спроса будет являться эффективным спросом.
     Кейнс вводит понятие полная занятость, под которой понимает «нормальный» уровень безработицы, составляющий от 3 до 6 % безработных от общего числа занятых, который достаточен для давления на заработную плату рабочих и обеспечивает максимизацию прибыли.
     Кейнс считает, что достижение уровня «полной занятости» является условием равновесного состояния рыночной экономики, и допускает, что это возможно при условии, когда уровень потребления соответствует уровню предполагаемых инвестиций. Роль инвестиционного компонента в обеспечении полной занятости Кейнс объясняет тем, что при определенной величине склонности к потреблению равновесный уровень занятости зависит от величины текущих инвестиций.
     Кейнс проблему занятости переносит в  теорию рынка, считая, что уровень занятости зависит также от емкости рынка. Он рассматривает занятость как «зависимую» переменную, определяемую изменениями таких «независимых» переменных, как «склонность к потреблению», «предельная эффективность капитала», ставка процента. 

1.4. Эластичность спроса
      Эластичность  спроса - изменение спроса на данный товар под влиянием экономических  и социальных факторов, связанных  с изменением цен; спрос может 
быть  эластичным, если процентное изменение  его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.
Ценовая эластичность. Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту. Экономисты используют концепцию ценовой эластичности для определения чувствительности потребителей к изменению цены продукции. Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.