На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


научная работа Статистическое изучение уровня доходов населения

Информация:

Тип работы: научная работа. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВОЕННАЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ
 
Кафедра «бухгалтерского учета, анализа  и аудита» 
 
 

НАУЧНАЯ РАБОТА

Тема: «Статистическое  изучение уровня доходов  населения»

 
 
 
              Исполнитель: 
               

                          
               

  Ярославль 2009
Содержание

Введение………………………………………………………………………...

3

1.Социально- экономическая сущность доходов населения.

1.1Теоретические аспекты изучения категории дохода..…………………….
 
4
1.2 Источники сбора данных и поступления доходов. Структура доходов……………………………………………………………………….....
 
7
      Показатели концентрации и дифференциации доходов………………….

14

2. Статистическое изучение динамики денежных доходов населения России. 2.1 Состав и  структура денежных доходов населения РФ…………………..
 
 
 
18

2.2 Выявление  тенденции развития денежных доходов России за 2001 – 2006 года, с прогнозом на 2007-2010 года..…………………………………...

 
29

Заключение……………………………………………………………………...

35

Список  литературы ………………………………………………………….....

36

Введение

     Повышение благосостояния населения – важнейшая  задача экономической и социальной политики. В Российской Федерации требуется быстрее восстановить доходы населения и максимально стимулировать платежеспособный спрос населения. Это сложные задачи. У большинства населения снижение доходов продолжается длительное время. За годы реформ они упали примерно у 60% россиян. Реальные денежные доходы в семьях уменьшились более чем на 30%. Фонд оплаты труда сегодня составляет всего 37% к уровню 1990 года. Калорийность питания снизилась примерно на 10%, потребление белков – на 20%. Общая численность безработных выросла до 14% экономически активного населения. Не менее важным является и преодоление несправедливости в распределении доходов. Дифференциация денежных доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения составила 13,5 раз.
     Актуальность: на современном этапе развития экономики России проблемы доходов населения и факторы, определяющие их динамику становятся очень важными. Они определяют направленность и темпы дальнейших преобразований в стране, социальную и экономическую, а в конечном счете политическую стабильность в обществе. Именно поэтому все преобразования, которые так или иначе могут повлечь изменение благосостояния людей, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.
     Цель научной работы: изучение структуры и динамики  доходов населения России.
     Задачи  исследования: раскрыть понятие доходы населения, отобразить основные показатели доходов населения в России, а также определить уровень дифференциации доходов и бедности в России.
     Объект  исследования: доходы населения.
     Предмет исследования: дифференциация доходов населения.
    Социально- экономическая сущность доходов населения.
1.1 Теоретические аспекты изучения категории дохода.
     Методология изучения доходов в СНС по версии ООН – 1993 г. основана на концепции Дж. Хикса. В соответствии с ней под доходом понимается максимальное сумма средств, заработанная или полученная индивидом за определенный промежуток времени [5, с.354]. Специфика концепции Дж. Хикса состоит в том, что в ней, во-первых, четко разделены понятия "доход" и "актив". Поэтому не всякая сумма поступивших денег фиксируется как доход, а только та, которую можно израсходовать на потребление. При этом имеющийся капитал (актив) остается без изменения. Однако перемена актива, например, покупка на сбережения недвижимости не рассматривается как доход. Во-вторых, сумма сбережений не равна сумме прироста денежной наличности (акций, облигаций и депозитов в банке), т. е. финансовых активов, так как их увеличение может быть результатом смены формы активов. В-третьих, прирост капитала, вызываемый случайными причинами (инфляцией, ростом стоимости земли), не рассматривается как доход.
     В соответствии с концепцией выделяются два понятия дохода:
     1. ex ante — доход предвиденный, ожидаемый, т. е. количество средств, которое может быть потрачено; при этом предполагается, что положение останется столь же хорошим, как и в начале периода;
     2. ex post — доход, включающий непредвиденные поступления или убытки в связи с изменением условий.
     Для характеристики процессов формирования, распределения, перераспределения и использования доходов на макроуровне в СНС проводятся построение и анализ следующих счетов:
    первичного распределения доходов:
    счета образования доходов;
    счета распределения первичных доходов;
    перераспределения доходов:
    счета вторичного распределения доходов;
    счета перераспределения доходов в натуральной форме;
    использования доходов:
    счета использования располагаемого дохода;
    счета использования скорректированного располагаемого дохода.
     Счет  образования доходов отражает выплату  первичных доходов институционными единицами-резидентами, непосредственно участвующими в производстве товаров и услуг. Первичные доходы включают:
     1. доходы, получаемые институционными единицами в результате их участия в процессе производства:
     - оплата труда наемных работников, поступающих в сектор домашних хозяйств,
     -налоги на производство и импорт, которые получают органы госуправления,
     -прибыль и смешанные доходы, которые получают домохозяйства, нефинансовые предприятия и финансовые учреждения;
     2. доходы, получаемые от предоставления в пользование другим институционным единицам финансовых активов, земли и других активов, т. е. доходы от собственности;
    3. распределенный доход предприятий (корпораций):
    - дивиденды,
     - реинвестируемые поступления от прямых иностранных инвестиций,
     - доход от собственности, вмененный держателям страховых полисов,
     - рента.
     В счете образования доходов показываются первичные доходы, выплачиваемые производителями-резидентами участниками производства (кроме доходов от собственности). В счете распределения первичных доходов отражается процесс получения первичных доходов участниками производства, а также получение и выплата доходов от собственности.
     В счетах вторичного перераспределения  доходов отражаются процессы изменения  первичных доходов и сальдо первичных  доходов от собственности под влиянием различных трансфертов в денежной форме (то, как происходит перераспределение доходов в соответствии с текущей социально-экономической политикой государства). Текущие трансферты в денежной форме представляют собой перераспределительные текущие платежи и поступления, не сопровождающиеся движением товаров. К ним относятся: текущий налог на доходы и собственность; выплата страховых премий и выплаты из госбюджета на социальные нужды (пенсий, стипендий, пособий).
     Первичные доходы, скорректированные на сальдо текущих трансфертов в денежной форме, образуют располагаемый доход
     РД = ПД ТТДЕН,
     где ПД  — первичные доходы; ТТДЕН  — сальдо текущих трансфертов  в денежной форме.
     Располагаемый доход представляет конечную сумму  доходов, которую владельцы могут направить на потребления и сбережений [10, с.31].
     Перераспределение социальных трансфертов в натуральной  форме отражается на отдельном счете, в котором выявляются те расходы, которые производят органы государственного управления и некоммерческие организации в пользу домашних хозяйств. Трансферты в натуральной форме представляют собой потребление бесплатных услуг образования, здравоохранения, культуры и других социальных отраслей. Располагаемые текущие трансферты в натуральной форме образуют скорректированный располагаемый доход
     СРД = РД + СТНАТ,
     где СТНАТ — социальные трансферты в  натуральной форме.
     В счетах использования располагаемого и скорректированного располагаемого доходов отражается конечное потребление доходов на удовлетворение потребностей домашних хозяйств, общего государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства и их сбережения. Для остальных секторов экономики сбережения равны располагаемому доходу.
      Источники сбора данных и поступления доходов. Структура доходов.
     Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведённых домашними хозяйствами за определённый промежуток времени [13, с.584]. Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависит от размера дохода.
     Основными источниками данных о доходах населения являются данные государственной и ведомственной статистики.
     Государственная статистика собирает информацию непосредственно  от
населения и домохозяйств при проведении выборочного  обследования
домашних  хозяйств и от крупных и средних  фирм, представляющих отчётность по труду и выплате заработной платы. Кроме того, проводятся
периодические обследования задержки выплат заработной платы по некоторым отраслям экономики, а также изучение дифференциации заработной платы по выборке фирм.
     Ведомственная статистика обобщает информацию о выплатах, произведённых населению, о платежах, от него полученных, на основе
ведомственной отчётности. К таким данным относятся:
     - баланс денежных доходов и расходов населения, который обобщает
информацию  от финансовых учреждений и строится Центральным банком РФ;
     - данные о размере выплаченных пенсий и пособий, предоставляемые
государственным пенсионным фондом;
     - суммы декларируемых населением доходов и уплаченных с них налогов по данным Государственной налоговой службы РФ (ГНС РФ). В ГНС создаётся реестр налогоплательщиков, в котором накапливается и обобщается информация, характеризующая выплаченные доходы, удержанные налоги и крупные расходы, подлежащие декларированию в соответствии с законодательством.
     Однако  информация о доходах менее достоверна из-за многообразия
источников  доходов, наличия не учитываемых  доходов от ''теневой'' экономической деятельности, разрыва во времени между осуществлённой
деятельностью и её оплатой, а также наличие  не только денежной формы
доходов, но и натуральных поступлений  продуктов питания и предоставляемых льгот населению.
      Денежные  доходы населения включают [1, с.99]:
    доход, получаемый в виде оплаты за труд, принимающий форму заработной платы;
      Заработная  плата - это цена, выплачиваемая за использование труда наемными работниками [10, с. 36]. Термин «труд» часто применяется экономистами в широком смысле, т. е. включает в себя оплату труда:
      Хотя  на практике заработная плата может  принимать различную форму премий, гонораров, комиссионных вознаграждений, месячных окладов, обозначим все это одним термином «заработная плата», который будет означать ставки заработной платы в единицу времени - за час, день и т. д. Такое обозначение имеет определенные преимущество, потому что напоминает о том, что ставка заработной платы - это цена, выплачиваемая за использование единицы услуг труда.
      Необходимо  также различать  денежную номинальную, располагаемую и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата- это сумма денег, полученная работником за свой труд в соответствии с его количеством и качеством за определённый промежуток времени (час, день, неделю и т. д.) [10, с.42]. Располагаемая заработная плата – это сумма оплаты труда за вычетом подоходного налога и обязательных платежей.  Реальная заработная плата - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на располагаемую заработную плату [10, с.44]. Реальная заработная плата зависит от номинальной, располагаемой заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги. 
    доход, получаемый от предпринимательской деятельности, дивиденды по акциям, проценты по вкладам;
    Социальные трансфертные платежи;
     Трансферты- экономические операции, в результате которых одни институциональные единицы безвозмездно передают другим продукты, услуги, активы или права собственности [5, с. 369].
     В общем виде все социальные трансферты можно разделить на денежные выплаты и социальные трансферты в натуральном выражении. Денежные социальные трансферты являются важным источником доходов российских граждан и составляют 13-15% от денежных доходов, при этом 70-80% их общего объема приходится на выплату пенсий.
     Состав  и структура денежных  социальных трансфертов в Российской Федерации  представлена в таблице 1.
     Таблица 1.
     Состав  и структура денежных  социальных трансфертов  в РФ за 1992-2002 года.
  Показатели: 1992 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002
Доля  в ВВП, в % 5,3 7,5 8,8 9,9 8,7 8 7,8 8,9 9,6
Доля  в совокупных денежных доходах населения, в процентах 14,3 13,1 14,0 14,8 13,4 13,1 13,8 15,2 15,3
Из  них:
Пенсии 12,2 10,2 10,0 10,9 10,1 9,6 9,1 10,1 10,6
стипендии 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,1 0,1 0,1
пособия 1,2 2,4 3,2 3,1 2,3 1,9 2,0 1,8 1,9
Источник: www/gks.ru
     Наиболее  распространенными пособиями являются:
    - пособие по временной нетрудоспособности;
    - ежемесячное пособие на ребенка;
    - пособие по безработице.
     Ежемесячное пособие на ребенка входит в статью семейных и материнских пособий, на финансирование которой в настоящее время приходится треть общего объема средств, затрачиваемых на все социальные пособия.
     С 1 января 2005 года, согласно Федеральному закону №122, полномочия по финансированию пособий на детей переданы с федерального на региональный уровень, что, на наш взгляд, приведет практически к ликвидации данного вида социальной помощи. В контексте содействия сокращению бедности данное решение представляется достаточно противоречивым, поскольку именно семьи с детьми имеют повышенный риск бедности и сокращение социальных трансфертов, направляемых на их поддержку, будет способствовать увеличению глубины бедности. Следует отметить, что отмена данного пособия не влияет на масштабы бедности, поскольку размер данного пособия (70 рублей для полных бедных семей с детьми и 150 для одиноких матерей с доходами ниже прожиточного минимума), в несколько раз ниже дефицита доходов, но наличие данного ресурса в бедных семьях значимо сокращает глубину бедности.
     Социальные  трансферты, полученные в безналичной  и натуральной форме - суммы, полученные домохозяйством в виде льгот и дотаций на приобретение следующих видов товаров и оплату услуг:
    - жилье и коммунальные услуги;
    - услуги транспорта и связи;
    - содержание детей в детских дошкольных учреждениях;
    - оплата питания, в том числе детей в школе;
    - приобретение лекарств и зубопротезирование;
    - оплата отдыха и санаторно-курортного лечения (в т.ч. с оплатой проезда);
    - компенсация расходов на бензин и технический ремонт автотранспорта;
    - прочие натуральные поступления (социальные трансферты от предприятия, не вошедшие в выше перечисленные услуги, материальная, гуманитарная помощь и т.д.).
     В располагаемых доходах учитываются не все льготы, установленные для отдельных категорий граждан. Например, не учитываются такие виды льгот, как бесплатный медицинский патронаж, обслуживание социальным работником одиноко проживающих престарелых граждан, обучение безработных по линии службы занятости, обеспечение инвалидов транспортом, малообеспеченных домохозяйств бесплатным жильем и т.д. Эти льготы не поддаются корректному пересчету в денежный эквивалент.
    доходы, получаемые от занятости в неформальном секторе экономики. 
     Неформальный  сектор экономики оказывает заметное влияние на социально-экономическую ситуацию в целом, уровень жизни населения, состояние рынка труда. С точки зрения российской статистики  неформальным сектором экономики считаются предприятия домашних хозяйств или некорпоративные предприятия, принадлежащие домашним хозяйствам, которые осуществляют производство товаров и услуг для реализации на рынке и не имеют правового статуса юридического лица [13, c.2].
     Границы между понятиями теневой экономики  и неформального её сектора достаточно условны.
     Неформальный  сектор экономики рассматривается Международной организацией труда как совокупность очень мелких хозяйственных единиц, производящих и распределяющих товары и услуги. Они состоят в основном из независимых, самостоятельно занятых производителей. Некоторые из них используют также труд членов своей семьи, нескольких наёмных работников. При этом хозяйственные единицы являются предприятиями домашних хозяйств.
     Теневая экономика  - более широкое понятие. В неё включают всю экономическую деятельность, которая не регистрируется официальной статистикой и не  облагается налогами, то есть неформальный сектор и нелегальные виды деятельности [13, с.5].
     Предполагается, что предприятия «теневой экономики» крупнее предприятий неформального сектора и не являются предприятиями домашних хозяйств.
     Итак, к неформальному сектору относится  не зарегистрированная экономическая деятельность, осуществляемая гражданами, самостоятельно или в рамках мелких производственных единиц за собственный счёт или с использованием средств труда предприятий формального сектора.
     Наиболее  типичными видами неформальной деятельности являются: уличная торговля; услуги населению по строительству, ремонту, пошиву; частные услуги – уборка, приготовление пищи; репетиторство, частные уроки; а также брокерство и посредническая деятельность. Все эти виды деятельности в большинстве случаев осуществляются без патентов, контрактов, не декларируются в налоговой инспекции.
     Можно предположить, что значительная часть  людей, которые учитываются, как экономически неактивное население, на самом деле занята в неформальном секторе. Это вызвано либо сознательным переходом в неформальный сектор в поисках более высоких доходов, либо невозможностью найти работу в формальном секторе.
     В наибольшей степени в неформальный сектор вовлечена молодёжь и в  целом учащиеся. Имеющие дополнительный доход лица старших возрастов, особенно пенсионеры, как правило, получают его  от неформальной занятости. Люди с высоким уровнем образования реже других имеют дополнительные доходы в неформальном секторе.
     Масштабы  неформальной занятости в России значительно выше, чем в большинстве  развитых стран, и сопоставимы только с Италией, где до 30% ВНП производится «теневой экономикой». Общий уровень  вовлечённости населения России в неформальную занятость сопоставим с развивающимися странами. В первую очередь с латиноамериканскими  странами, где такая занятость составляет 25 – 45%.
     В соответствии с методикой СНС  расчета баланса денежных доходов  и расходов населения исчисляются  номинальные денежные доходы и располагаемые доходы домашних хозяйств.
     Номинальные денежные доходы рассчитываются в ценах  текущего периода. Они не определяют количества материальных благ и услуг, доступных населению при сложившемся уровне доходов. К ним относятся:
    оплата труда всех категорий населения;
    доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью;
    поступления от продажи сельскохозяйственных продуктов;
    пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты;
    страховые возмещения, кредиты и ссуды;
    доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов;
    доходы населения от продажи иностранной валюты;
    сальдо (деньги, полученные по переводам) и пр.
     В отличие от номинальных расходов располагаемые доходы домашних хозяйств являются суммой текущих доходов, используемых домашними хозяйствами для финансирования конечного потребления товаров и услуг. Это показатель объема экономических ресурсов, поступающих в распоряжение населения для удовлетворения потребностей граждан (максимальная сумма, которая может быть израсходована населением на потребление при условии, что за данный период население не привлекает накопленные финансовые и нефинансовые активы, не увеличивает обязательств по финансовой части)
     Располагаемый денежный доход W, который определяется путем вычета из номинальных денежных доходов НДД обязательных платежей и взносов ОПВ: 
     W= НДД – ОПВ
     Показатель  реального денежного  дохода населения G рассчитывается путем деления располагаемого денежного дохода W на индекс потребительских цен  :
G =
     Личные  располагаемые доходы - это общая сумма денежных доходов, которую их владельцы направляют на потребление и сбережение.
     Среднедушевые денежные доходы исчисляются как отношение общей суммы денежных доходов населения за год (или текущий период) к среднегодовой численности наличного населения.
     При исследовании уровня жизни важна  оценка и потенциальных возможностей населения пользоваться ресурсами для приобретения и потребления соответствующих благ и ресурсов. Для этого используется показатель покупательной способности (рассчитывается как для всего населения, так и для отдельных групп). Данный показатель характеризуется: а) заранее определенным количеством товаров и услуг, которые можно было бы приобрести на сумму среднедушевого денежного дохода; б) как товарный эквивалент в виде отдельных товаров или услуг.
     Уровень покупательной способности ПС исчисляется  как отношение среднедушевого денежного  дохода населения в целом (либо отдельной  группы) Д к средней цене покупки или услуги Р:
     ПС =
      Показатели концентрации и дифференциации доходов.
     Важным  направлением исследования доходов населения является анализ их концентрации и дифференциации.
     Концентрация  как экономическая категория  характеризует процесс сосредоточения денежных доходов. Исследование концентрации позволяет дать ответы на вопросы: кто, где и когда сосредотачивает доходы. В основе расчета показателей концентрации лежит распределение населения в зависимости от уровня душевого дохода. Однако охватить регулярным учетом доходы каждого из 147 миллионов россиян не представляет возможным. С целью выявления уровня доходов населения организуют выборочное обследование.
     Показатели, отражающие дифференциацию доходов  населения, важны:
     -для анализа и мониторинга реальных социально-экономических процессов;
     -при проведении активной социальной политики;
     -при составлении государственных программ социально-экономического развития.
     Уровень жизни характеризуется показателями дифференциации материальной обеспеченности населения (дифференциации населения по уровню дохода), среди которых можно выделить:
     - распределение населения по уровню среднедушевых денежных доходов;
     - коэффициент дифференциации доходов;
     - индекс концентрации доходов (коэффициент Джини);
     - коэффициент бедности.
     Важнейшим методом исследования дифференциации доходов населения является распределение населения по уровню среднедушевых денежных доходов на основе построения вариационных рядов. Эмпирические данные выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств ранжируются и группируются в определенных интервалах по величине дохода. Для статистических характеристик здесь используются: среднее значение душевого дохода; модальный доход (чаще всего встречающийся уровень дохода населения); медианный доход (показатель дохода, расположенный в середине ранжированного ряда распределения).
     Модальный и медианный доходы - это важные структурные показатели, которые характеризуют отклонение среднедушевого дохода от среднего значения для каждой группы. Как правило, результаты исследований свидетельствуют, что одна половина населения имеет доход ниже среднего, а вторая половина - выше среднего.
     Широко  распространен в статистических исследованиях по неравенству в распределении доходов децильный коэффициент дифференциации доходов, который исчисляется как отношение минимального дохода у 10% наиболее обеспеченных граждан к максимальному доходу 10% наименее обеспеченных граждан [10, с.13]. Коэффициент дифференциации доходов рассчитывается путем сопоставления девятого () и первого () дец
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.