На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Филологический анализ стихотворения М. Цветаевой "Мне нравится, что Вы больны не мной..."

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Мне нравится, что  Вы больны не мной,
Мне нравится, что  я больна не Вами,
Что никогда  тяжёлый шар земной
Не уплывёт  под нашими ногами.
Мне нравится, что  можно быть смешной – 
Распущенной –  и не играть словами,
И не краснеть удушливой  волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами. 

Мне нравится ещё, что Вы при мне
Спокойно обнимаете  другую,
Не прочите  мне в адовом огне
Гореть за то, что я не Вас целую.
Что имя нежное моё, мой нежный, не
Упоминаете ни днём, ни ночью – всуе…
Что никогда  в церковной тишине
Не пропоют  над нами: аллилуйя! 

Спасибо Вам  и сердцем и рукой
За то, что  Вы меня – не зная сами! – 
Так любите: за мой  ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья  под Луной,
За Солнце, не у нас над головами, -
За то, что  Вы больны – увы! – не мной,
За то, что  я больна – увы! – не Вами! 

3 мая 1915 

Данное выступление – это попытка анализа художественного текста, поэтического произведения. 

Имя Марины Цветаевой  сегодня весьма известно, как и в начале 20 века. Её читают, ею восхищаются, на слова её произведений была положена музыка. Не сложно заметить, что не только искушённый в литературе человек имеет представление как о самой М. Цветаевой, её судьбе, так и о её творчестве. На мироощущение Цветаевой, несомненно, повлияла среда, в которой она жила, историческое время, люди, её окружавшие, события, происходившие в России в ту пору.
Марина Цветаева – очень чуткая женщина с невероятно открытой душой, живущая со свободным дыханием, полной грудью вдыхая воздух жизни. Как и любая творческая натура, она была очень влюбчива. Влюблялась Цветаева в красоту человека, в благородство его души, в его талант. Проявление такого чувства и нашло отражение, на мой взгляд, в стихотворении «Мне нравится, что Вы больны не мной…».
Итак, данный текст  – разновидность художественного текста, поэтическое произведение. 

Семантическое пространство стихотворения
Тема стихотворения  – платоническая любовь, которая  выше простого влечения плоти, скорее влечение духовное, эстетическое.  «Всё, что мне нужно – это любить». Цветаева не могла себе позволить гасить огонь любви, ибо огонь этот, полыхающий в душе, - условие высокого накала творчества. Это необходимое чувство для творческого человека, для поэта, ради развития творческой мысли, творчества в целом, и является основной темой стихотворения. В тексте нет лексем, которые бы прямо называли его. Общий смысл выражается всем стихотворением в целом. Лирическая героиня и адресат её взволнованного поэтического монолога называются личными местоимениями я и Вы. Доминантное слово (базовый концепт произведения) – эстетическое увлечение, платоническая любовь, которая не имеет перспективы в будущем, эта любовь невозможна между персонажами. Ключевыми словами можно считать следующие: «мне нравится», «больны не мной», «быть смешной», «быть распущенной», «никогда», «Спасибо Вам», «не зная сами!», «редкость встреч», «увы!», «больна не Вами».
Стихотворение начинается строками «Мне нравится, что Вы больны не мной, / Мне нравится, что я больна не Вами…», которые отражают отношение лирической героини к адресату своего поэтического монолога. Отношение это означает любовь, которая невозможна между двумя людьми, и лирическая героиня выражает на первый взгляд радость от того, что любовь, существующая в её сердце, не получает развития, не превращается в так называемую болезнь, с другой стороны, стихотворение выражает неприкрытую грусть, сожаление. Далее – описание того, что не происходит между двумя людьми: шар земной никогда не уплывёт под ними (нет головокружительных эмоций, которые вынуждали бы землю уходить из-под ног), героиня не краснеет, не ищет встреч, понимает, что в церковной тишине никогда не пропоют над ними «Аллилуйя!». Лирическая героиня благодарит предполагаемого любимого за то, что Он её «…так любит…», затем перечисляет, за какие качества Он испытывает к ней это чувство: она ненавязчива, за то, что она никогда не будет с ним, за то, что она не больна им, не ревнует, не целует, не встречается ни днём, ни ночью, спокойно спит, не думая о нём. И ей это нравится. Хотя последняя строка выдаёт, казалось бы, невозможную, не предполагаемую грусть, что всё не так, как обычно бывает, что нет встреч, что нет поцелуев, что не испытывает она страсти («…я больна – увы! – не Вами!»), ведь лирическая героиня, а точнее и сама поэтесса – пылкая душа, открытая навстречу жизни и людям, чувствам, эмоциям, творчеству. Здесь мы должны вспомнить, что Цветаева – максималист, максималист во всём. Если любовь, то настоящая, искренняя, с пылкостью и страстью. Иного она не принимает, не понимает, не готова понять.
Стихотворение начинается строками «Мне нравится…», Цветаевой нравится, что судьба преподносит ей возможность любить и ничего не требовать взамен, кроме вдохновения.
Анализ  художественного  времени и способов его текстового воплощения. В стихотворении используются глаголы в форме инфинитива и настоящего времени: нравится, не уплывёт, можно быть, не играть, не краснеть, обнимаете, не прочите, гореть, целую, не упоминаете, любите. В основном это глаголы несовершенного вида, но в тексте существуют и 2 глагола совершенного вида, будущего времени ( не уплывёт, не пропоют ), т.е. указание на будущее время, а частица не указывает на то, что это действие не происходит, а точнее не произойдёт в будущем. Стихотворение описывает чувства, живущие в настоящем времени, но автор также даёт понять, что чувства эти не имеют перспективы в будущем.
Автор показывает состояние души лирического героя. Цветаева описывает не то, какие  события сопровождают её душевное состояние, а какие не сопряжены с ним, то, что вполне могло бы происходить, но не происходит. Другими словами, в стихотворении нет указания на изменения в жизни лирического героя, на какие-либо действия
Анализ  художественного  пространства и языковых способов его текстового воплощения. В стихотворении литературно-художественное пространство замкнуто в субъекте, это его внутренний мир, мысли и переживания. Точка зрения при этом подвижна, передаёт динамику внутреннего мира субъекта. Также стоит отметить, что нет указания на географические координаты, пространство в данном случае открытое, безграничное. В стихотворении наблюдается совпадение пространственных позиций автора и лирического героя. Автор полностью сливается с персонажем, превращается в него, принимая его психологию, идеологию.
Анализ эмотивного пространства. Эмоциональность передаётся в стихотворении сильными позициями текста (первая и последняя строки), хотя между ними обнаруживается контраст:
первая строка – смирение, покой;
последняя строка – печаль, обречённость.
При восприятии целого текста можно сделать вывод, что само стихотворение эмоционально разнообразно. Но единственно доминирующее эмоциональное состояние – это печаль. Через всё стихотворение проходит мотив одиночества, еле уловимая грусть, сожаление, смирение.
… Мне нравится, что можно быть смешной –
Распущенной – и не играть словами.
Прослеживается  нрав самого автора, её характер, неординарность – смешной и распущенной – словно она с горечью смеётся над собой, словно в этих словах она повышает тон голоса, «бросает» этими словами в своего читателя, насмехается и над ним и над собой. Это своего рода ирония в собственный адрес. Быть распущенной и смешной и при этом радоваться, принимать себя такой – не это ли характеризует Цветаеву как необычную, смелую женщину? При этом не любит играть словами, говорит прямо, от сердца, искренне, открыто. Смелость, ирония, искренность и … радость.
И не краснеть удушливой волной,
Слегка  соприкоснувшись рукавами.
Смело смотреть Ему в глаза, не опуская глаз, не краснея, не смущаясь.
Спасибо Вам и сердцем и рукой
За то, что Вы меня – не зная сами! –
Так любите…
Любовь в стихотворении  указывается только в одной строчке, со стороны адресата этого поэтического монолога, во фразе «Так любите…». Эта  фраза исполнена теплотою чувств, добротою, воодушевлённостью. Лирическая героиня благодарит возлюбленного за то, что Он её так любит (спокойно обнимает при ней другую, её образ не мелькает в Его голове), за то, что Он не даёт развития чувствам. Любовь лирической героини невозможна, отсутствие встреч, поцелуев, страсти – всё указывает на то, что нет полноценных отношений, т.е. нет развития зарождающегося чувства.
Горечь, обречённость, печаль – эмоции итоговой строфы стихотворения, своеобразного вывода. А если вывод несёт это эмоциональное состояние, то этим состоянием пропитано всё стихотворение. Прослеживающаяся весёлость, радость – это эмоции, наполняющие текст, маскарадная маска, которую носит лирическая героиня: на первый взгляд, довольная своим положением женщина, но глубоко в сердце скрывающая грусть.
Метафоры служат средством обозначения тому, чему нет названия, это оригинальное, неповторимое явление формирует индивидуально- авторское представление, образы в сознании читателя, неповторимые, особенно у Цветаевой.
Итак, «…Вы больны не мной…» - основная метафора этого стихотворения, где болеть значит испытывать сильное чувство, не подвластное времени, месту, полностью охватившее сознание человека, руководившее его желаниями. Только в данном контексте слово «болезнь» означает «любовь», «страсть».
…никогда тяжёлый шар земной
Не уплывёт  под нашими ногами.
Этой метафорой  Цветаева показывает, что не теряет голову от предполагаемого любимого ею человека, и он в свою очередь – также.
Интонация в стихотворении передаётся пунктуационно. Тире во фразе «Мне нравится, что можно быть смешной – Распущенной – и не играть словами…» означает паузу, автор словно ставит ударение на слове Распущенной, акцентирует его. Восклицание присутствует в строке «За то, что Вы меня – не зная сами! – Так любите…». В последних строках Цветаева слово увы употребляет в тексте с восклицанием. 

Коммуникативная организация текста
Стихотворение состоит из 24 строк, 3 строф, каждая строфа – из 8 строк. В нём 5 предложений  и 143 слова: 35 местоимений, 20 существительных, 21 глагол, 11 прилагательных и т.д. Местоимений в произведении больше, все они несут основную семантическую нагрузку. Также семантическую нагрузку несёт глагол «нравится», который употребляется в стихотворении 4 раза. Местоимения «Вы», «Вам» употребляются в стихотворении с большой буквы, это лишний раз доказывает особую значимость предполагаемого субъекта для лирической героини, для самого автора.
 
Приёмы  актуализации смысла
    В тексте преобладают  синтаксические и лексические средства актуализации смысла, например, повтор значимых слов (Мне нравится, больны), синонимические и тематические повторы, полный тождественный повтор, частичный лексико-семантический повтор, антонимический повтор, дейктический повтор с целью создания определённой атмосферы:
    Синонимический повтор: редкость встреч – не-гулянья.
    Также: Мне нравится, что можно быть смешной - Распущенной, Мне нравится, что Вы при мне … обнимаете другую; я не Вас целую; Мне нравится, что никогда … не пропоют над нами: аллилуйа; Спасибо Вам … За то, что Вы меня … Так любите… Данные выражения передают эмоции своеобразного вызова человеку, которому посвящено стихотворение, выражают практически одно и то же значение, и используются как средство создания экспрессивности текста, как средство межфразовых связей. Это контекстуальные синонимы;
    тематический повтор: в данном тексте концептуально значимую группу составляют фразы, содержащие семы, указывающие на характер отношений между лирической героиней и её возлюбленного ( Мне нравится, смешной, распущенной, не краснеть, не целую, покой, редкость встреч, не-гулянья), на характер чувства адресата поэтического монолога (обнимаете другую, не упоминаете, не зная сами), на эмоциональное состояние, сопровождающее всё стихотворение (увы, Спасибо Вам, никогда);
    полный тождественный повтор: Мне нравится (в тексте употребляется 4 раза), никогда (2 раза);
    Частичный лексико-семантический повтор: нежный – нежное, больны – больна, мне – мной – меня – мой – моё – я, нашими – нами – наши – нас;
    Антонимический повтор:
                          За наши не-гулянья под Луной,
                          За Солнце, не у нас над головами… 

       Также: не больны – так любите
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.