На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Таможенная политика в допетровское время

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
                 ________________________________________________________________

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕХАНИКИ И ОПТИКИ
 
Институт международного бизнеса  и права
 
Таможенного дела и логистики
Реферат
по дисциплине «История таможенного дела»
на тему: «Таможенная политика в допетровское время».
                                                                            
 
 Выполнил: студент гр. 1440
Сидорович Н.В.                                                                                             
                                                         Проверила: Гокинаева И.А
                                                                Баллы:____________________                  
 
 
Санкт-Петербург.
2012 год

Содержание:

1.Таможенное дело и государство

2.Торговля и внешняя политика России

3.Таможенные органы в России в XII-XVII веках
 
 
 
 

1. Таможенное дело и государство

В ХII - начале ХIII века государство фактически распалось на отдельные земли, а их владельцы - феодалы на своих территориях стали изобретать
собственные системы таможенных пошлин, подчиненные целям личного обогащения. В это время применялись пошлины, которые обычно назывались проезжими  и торговыми.
Во время монголо-татарского ига  в русском языке появилось  слово "тамга", означающее клеймо, печать, тавро татар и башкир. Вскоре тамгой стали называть пошлину, взимаемую при торговле на рынках и ярмарках, а место ее уплаты - таможней. Постепенно за всеми сборами  с товаров, предназначенных для  продажи, закрепилось наименование таможенных. Но "это не были таможенные пошлины в настоящем смысле слова. Им не хватало одного - пограничного характера. Они взимались везде  где угодно: повсюду были заставы - в городах, селах и слободах, на рынках и у ворот". Некоторые  из указанных сборов, называемые "большой  тамгой", уплачивались на границе. Однако ни по размеру, ни по порядку взимания эти пошлины долгое время не отличались от прочих таможенных сборов.
Правовое регулирование торговли и таможенного дела составляла законодательную  основу торговой и таможенной деятельности в удельное время составляли грамоты  ( ярлыки) монгольских ханов на право свободной торговли в Северо-Восточной Руси, междукняжеские договоры ( договорные грамоты князей великих и удельных), духовные грамоты великих и удельных князей и т.д. Несмотря на то что удельный порядок ослабил и даже разрушил политическое (государственное) единство Русской земли, ханские ярлыки однозначно свидетельствуют о том, что в XIII-XV вв. Северо-Восточная Русь представляла собой единую в торговом и таможенном отношении территорию. В постоянный торговый и таможенный союз государств Северо – Восточной Руси входили Москва, Тверь, Рязань, Псков и Новгород, " так что в частный договор между двумя княжествами обычно включаются и все прочие". В таможенной практике господствовали " консервативные" начала. Так, вступая в договорные отношения с князьями Северо-Восточной Руси, новгородцы стремились оградить себя от появления в их земле новых штатных застав и постоянно добивались, чтобы с новгородских купцов в Суздальской земле взимались лишь мытные пошлины в размере двух (белок) с воза, ладьи, а также с короба хмеля и льна. Взаимные договорные грамоты с великими князьями тверскими и рязанскими также убедительно свидетельствуют в стремлении властей поддерживать прежний порядок в деле таможенного обложения и пресекать здесь любые возможные нововведения. В 1368 и 1375 гг. великим князем московским Дмитрием Ивановичем с великим князем тверским Михаилом Александровичем говорилось: " А мытов ти новых и пошлин не замышляти", "а мыта ти держати и пошлины имати по старой пошлине у наших гостей и у князей». Такие же условия были заключены в 1382 г. между Дмитрием Ивановичем и великим князем рязанским Олегом Ивановичем, а также в 1402 г. между великим князем московским Василием Дмитриевичем и великим князем рязанским Федором Олеговичем. Они повторялись на протяжении XV в. во всех договорных грамотах великих князей московских с великими князьями тверскими и рязанскими. " Во всех этих грамотах,- указывал Е. Г. Осокин,- великие князья взаимно обязываются оставить таможенные пошлины в том виде, как они существовали при прадедах, делах и отцах"[38]. Таким образом по наследству передавались как доходная часть и владением "осмничим". По всей видимости, на рубеже XV- XVI вв. произошла коренная перемена в финансовом и политическом значении "московской тамги". Василий III присоединил к Москве Псков(1510), великое княжество Рязанское (1517), княжества Стародубское и Новгород-Северское (1517-1523) и Смоленск (1514), он завершил объединение Великороссии и превратил Московское княжество в единое Русское государство. Можно сказать что, по мере преодоления удельных порядков происходило постепенное обособление государственного права от права частного. В конце XV в. управление великокняжеским хозяйством все сильнее обособлялось от общегосударственного управления, занимая по сравнению с ним все менее значительное место.
Период раздробленности русского государства характеризовался успешным развитием торговых связей, особенно с западными странами. В так  называемые свободные города - Новгород, Псков, Смоленск и другие - иностранные  товары ввозились без уплаты пошлин и соблюдения таможенных обрядностей. Вопросы таможенного обложения  в это время регламентировались, главным образом, двусторонними  договорами между отдельными княжествами  и городами (договор Смоленска  с Ригой и Готландом 1229 г., договорная грамота Новгорода с тверским князем Ярославом и т. д.). Объединение  русских земель вокруг Москвы, образование  централизованного государства  сопровождалось разработкой и проведением  единой торговой и таможенной политики на его территории.
Географическое положение Москвы, сделав ее пунктом пересечения двух скрещивавшихся движений, переселенческого на северо-восток и торгово-транзитного  на юго-восток, доставляло московскому  князю важные экономические выгоды. Сгущенность населения в его  уделе увеличивался количество плательщиков прямых податей. Развитие торгового  транзитного движения по реке Москве оживляло промышленность края, втягивало  его в это торговое движение и  обогащало казну местного князя  торговыми пошлинами. Основным источником таможенного права становятся издаваемые великими князьями уставные грамоты, которые  адресовывались отдельным городам и содержали сведения о сборах, подлежащих взысканию, их размерах, порядке уплаты, санкциях за уклонение от таможенного обложения. Особыми тарханными грамотами освобождались от уплаты пошлин монастыри, с духовенство, люди, оказавшие услуги государству. В рассматриваемый период таможенные сборы носили исключительно фискальный характер. Нередко их взимание передавалось на откуп. Все внимание государственной власти при установлении пошлин было сосредоточено на субъекте торговли.
Объединение вокруг Москвы близлежащих  княжеств укрепило Русское государство. Иван III, Василий III, а затем Иван IV пытались в фискальных целях упорядочить  таможенные сборы, пошлины с иностранцев. Однако таможенное обложение оставалось чрезвычайно высоким. Так, по Новгородской таможенной грамоте 1571 г. с местных  горожан брали пошлину в размере 0,75% от стоимости товара, с жителей  пригородов Новгорода - 2 %, с торговцев  из других областей - 4%, а с иноземцев 7% [38].
Иван IV, реорганизуя местный аппарат, заменил систему кормлений земским самоуправлением и освободил от дорожных пошлин земских представителей при их поездках в Москву с денежным оброком. Таможенные служащие участвовали как свидетели в сделках феодалов по закабалению крестьянства в деревне. При покупке холопов составлялись грамоты и взыскивались пошлины.
Таким образом, мы можем сделать  выводы о том, что определяющими  направлениями развития государства  в рассматриваемый период были: экономическая  и политическая раздробленность  в период татаро-монгольских завоеваний, и последующее становление государства, централизация вокруг определенного  центра (Москвы), становление системы  государственной власти.  
 

2 Торговля и внешняя  политика России

До середины XVI в. городское население  разделялось на две основные группы: гостей и посадских людей. При этом первая из них ранее далась на "меньших", "средних" и "больших" гостей, а вторая из "молодших", "средних" и "лучших" людей. Несмотря на существенные различия, все они образовывали единые городские общины, управление которыми находилось в руках купеческих старост. Затем в середине торговых людей произошла более глубокая дифференция: в столице обосновались гости, гостиная, суконная и черная сотни, а в других городах-посадские и слаботские люди, организованные в сотни. При этом каждая сотня разделялась на лучших, средних и меньших (молодых) членов. Критерием такого деления служила их зажиточность и общность торговых оборотов или капиталов.
В Судебнике 1550 г. предусматривались  таможенные сборы за клеймение лошадей, поскольку коневодство в условиях феодального государства было важнейшей  отраслью хозяйства.
В соответствии с Указом 1596 г. царя Федора Иоанновича и Бориса Годунова все частные мыты были переданы в ведение голов и целовальников, которые были обязаны давать половину мытных денег владельцам мыт, а вторую половину передавать в казну.
В период царствования Михаила Романова пошлины еще более дифференцировались, особенно на вывоз товаров из России. Хлеб, дорогие меха, персидский шелк, а также некоторые другие товары правительство объявило заповедными  и запретило торговать ими  частным лицам, сосредоточив в своих  руках всю выгоду от продажи этих товаров. Не разрешался ввоз в Россию табака, потребление которого строго преследовалось, а также хлебных  вин, бывших предметом государственной  монополии. Шведские послы утверждали, что Густав-Адольф с своим войском - передовая стена московского государства - передовой полк; бьющийся в Германии за русское царство. Вследствие этого уверения в дружбе и общности интересов шведам было позволено беспошлинно покупать в России хлеб, крупу, смолу, селитру. В 1631 году впервые явился при московском дворе шведский резидент.      
Дружественные отношения к Швеции были следствием Столбовского мира который был заключен при посредстве Англии. Но услуги Англии этим не ограничились: во время похода Владислава на Москву король Иаков прислал царю взаймы на военные издержки 20 000 рублей. Вследствие этого Джон Мерик приехавший опять в Москву в 1620 году, счел себя вправе просить дороги Волгою в Персию. Государь велел собрать знатнейших купцов московских и спросить их: "Если дать купцам английским дорогу в Персию, то не будет ли от этого вам убытка». Почти все отвечали, что им будет убыток, англичане отобьют у них всю торговлю, потому что им нельзя соперничать с богатыми англичанами; но если англичане будут платить большие пошлины или разом заплатят большие деньги в казну, оскудевшую от войны, то им на благо государственное на время и потерпеть можно. Но как скорее бояре намекнули Мерику о пошлинах, то он сейчас же прекратил дело, ибо англичанам хотелось беспошлинной торговли через Россию с Персией.
Кончились переговоры с англичанами, но на их место явились французы с теми же требованиями. Еще в 1615 году царь отправил во Францию своего посланника с объявлением о своем  восшествии на престол и просьбою о помощи против поляков и шведов. Король Людовик ХIII отпустил посланника ни с чем; но осень 1629 года приехал в Москву в первый раз французский посол Курменен с предложением союза и просьбою о дозволении французским посадским купцам ездить в Персию через Московское государство.
"Его царское величество, - говорил  Курменен, - есть начальник над восточною страною и над греческою верою, а Людовик ХIII, король французский, начальник в южной стороне, и когда царь будет с королем в дружбе и союзе, то у царских недругов много силы будет, ибо император немецкий с королем польским заодно, так и царю нужно быть заодно с королем французским; что король французский и его царское величество везде славны, изъявлял что таких великих и сильных государей нет; подданные их во всем им послушны, не так как англичане и брабантцы - что хотят, то и делают, покупают самые дешевые товары в испанской земле и продают русским дорогой ценой, чего не будут делать французы». Несмотря, однако, на эти обещания, бояре отказали послу в персидской торговле, говоря, что французы могут покупать персидские товары у русских купцов. Такой же отказ получили голландские и датские послы.
До конца XVI в. внутренний рынок Русского государства оставался слаборазвитым, товарность экономики отличался низким уровнем. Несмотря на определенные успехи в кожевенном деле, метало- и деревообработке и речном судостроении, в городах отсутствовал целый ряд промышленных отраслей: совершенно не развивалось сукноделие, отставало литейное производство. В хозяйственном отношении страна представляла как совокупность все еще недостаточно связанных между собой местных рынков и не испытывала значительной нужды в международном товарной обмене. Только небольшое число товаров, удовлетворявших требованиям привилегированных слоев населения или которые не могли быть на Руси за отсутствием материала (например, предметы из металла), в небольшом количестве ввозилось из-за границы.
Тем не менее во второй половине XVI в. заметно увеличилось число товарообменных операций, захвативших как землевладельческие верхи, и мелких производителей-крестьян. В сельской местности и не больших городах появились многочисленные торжки и ярмарки, которые обслуживали в первую очередь местные районы, страна покрывалась больших и мелких рынков сырья и деревенских ремесленных дел.
Главное средоточение русской внутренней и внешней торговли в XVI в. находилось в Москве, по-прежнему поражавшей иностранцев обилием и разнообразием привозимых товаров. Самое торговое время в русской столице приходилось на зиму, в особенности для тех, кто приезжал из Литвы, потому что в летние месяцы техническое состояние торгового пути через Смоленск было просто ужасным. Торговля в Москве была в основном сосредоточена в Китай-городе где издавна находился городской торг. Вдоль Красной площади перед Кремлем тянулись ряды, в каждом из которых торговали каким- нибуть одним товаром. Основные магистральные улицы Китай-города (Никольская, Ильинка и Варварка) были заполнены торговыми помещениями. Здесь же находились Гостиные и Купецкий дворы для приезжих купцов а неподалеку от них- Устюжские,Английские, Армянский и Литовский гостиные дворы.
Постоянный торг (или ярмарка) был  в Белоозере- перевалочным торговом пункте между Новгородом и Северо-Востоком России. Туда съезжались купцы из Твери, Новгорода и других городов, а также из окрестных монастырей, имевшие в то время значительные обороны. В свою очередь белозерские торговцы производили значительные закупки беломорской соли, которую перепродавали приезжим купцам. В XVI в. не только сам город, но и прилежащие к нему селения начала приобретать торговый характер.
Из городов Волжского бассейна крупнейшими торговыми центрами в первой половине XVI в. были Ярославль, Нижний Новгород и Балахна. В Ярославле широко торговали салом, хлебом, воском и кожами.
Во второй половине XVI в. Московская торговля выдвинула сравнительно немного крупных оптовых торговцев или заводчиков, специализировавшихся на каком нибуть одном торговом деле. "Даже очень крупный московский купец стремился захватить в свои руки самые разнообразные предметы торговли, старался закупать где можно было и что можно было повыгоднее, старался ничего не держать на складе, как можно скорее пускать в оборот. Оттого почти и не было фирм, торговавших тем или другим определенным товаром" .
Важно подчеркнуть, что в торговой деятельности принимало участие  не только городское население, но и  другие элементы общества: крестьяне, служилые люди, светские и церковные  землевладельцы и т.п. В каждом крупном  городе и даже во второстепенном торговом пункте непременно находился гостиный двор, а то и не один. На недолжны были останавливаться, складывать свои товары и торговать все приезжие торговцы, исключая тех, кто привозил незначительное количество товара. На гостином дворе всегда стояли избы, где за определенную плату купцы  могли получить ночлег и пользоваться столом; "размер платы, а иногда также  и обязательные для дворника кушанья  определялась особыми уставными  грамотами" . Сама торговля происходила в небольших помещениях: лавках (4-кв.саж.), полулавках, в четвертях лавок, даже в восьмых. Поэтому даже крупные оптовики отличались от мелких торговцев лишь тем, что имели в одном и том же городе иногда по 10-20 лавок. А.П. Пронштейн отмечал такую особенность русской отпускной торговли, как отсутствие специализации торговцев на определенных видах товаров.
В рассматриваемый период таможенные и кабацкие сборы были важнейшей  статьей денежных поступлений в  казну. В конце XVI в. казна составляла 1430000 р.(без учета дохода, вносимого в казну мехами из Сибири, Печоры и Перми). При этом Москва платила 12 000 р. пошлинных денег, Псков-12000, Казань-11000, Смоленск-8000, Нижний Новгород-7000, Новгород Великий-6000, Вологда-2000, Кострома-1800, Ярославль-1200, Торжок-800, Тверь-700 р.
Торговые отношения с европейскими странами -в начале XVI в. произошло оживление европейской торговли России, стремившейся к расширению прямых торговых контактов и созданию благоприятных условий для торговли с европейскими странами, минуя посредничество Ганзы.
В рассматриваемый период Россия продолжала вывозить воск и пушнину, однако в  структуре экспорта происходили  серьезные изменения. Традиционные экспортные товары постепенно вытеснялись  кожей, салом, ворванью, льном и пенькой- продуктами сельского хозяйства и поташом- продуктом лесопереработки. Одновременно в ливонские города из России вывозились ремесленные изделия: железные сошники, косы, топоры, гвозди, жесть, хомуты, рукавицы, свечи, синяя крашенина, мыло и т.д. Хлеб и лес еще не фигурировали в числе товаров свободного рынка и не продавались за границу.
В привозе фигурировали сукна фландрского, английского и немецкого происхождения, камка красная и лазоревая, бархат, атлас красный, бумага итальянского и французкого производства, сера, квасцы, нефть, краска, мыло, лекарства, сельдь, мед, вино, орехи, специи и т.д.
В 1514 г. Ганза и новгородские наместники Василия III подписали договор о  возобновлении торговых связей, содержавший  ряд взаимных уступок. В частности, снимались ограничения на поставку в Новгород серебра и военных  материалах: немецким купцам разрешалось  торговать. А также говорилось что во внутренних областях Русского государства почти не встречали иноземных конкурентов, везде пользовались большим доверием русских купцов, которые охотно предлагали им свои твары, "зная их как хороших покупателей и исправных плательщиков".
Таким образом, отмечаем что внешняя  политика России, направленная на расширение внешнеторговых связей, проводилась  в интересах отечественного купечества, причем активизировалась начиная с 16 века, когда происходит оживление европейской торговли, а также развивается внутренний рынок.
 
 
3. Таможенные органы в XII-XVII веках
 
     Особенности развития в XII-XVII веках торговли и таможенного дела России определялись татаро-монгольскими завоеваниями на территории Руси и последующим формированием централизованного, служилого, самодержавного-бюрократического государства с его обширным казенным хозяйством, запутанной финансовой системой, включавшей множество различных податей и сборов, денежных и натуральных внешних и внутренних прямых и косвенных, с продажи товаров или только за их привоз. Аппарат по сбору пошлин становился все более централизованным, а таможенное уложение – регламентированным .
В XIV-XVII в. органами центрального управления выступали приказы (специально учрежденные). Казна могла состоять "из нескольких заведений, закрепленных, за соответствующих дьяками каждый из которых имел свой объект хранения и ответственность и подчинялись казначею, как главе ведомства». Именно казна силу своих функции стала колыбелью приказного аппарата нового русского государства. К хранению казны великого князя также были причастны Дворец и другие ведомства.
На рубеже XV-XVI в. "дворцовые" дьяки  отделились от "великокняжеских"и образовали дворцовое управление, переводившееся в состав казны. В него входили центральные финансовые подразделения. По дворцовому управлению (самостоятельное ведомство) проходил сбор оброчных денег, закупка у русских и иностранных товаров и т.д.. Казна контролировала многочисленные источники бюджетных поступлении: от эксплуатации частно владельческих и черных земель, казенных промышленностей и торговли, чеканки монет, таможенной деятельности (сбор торговых и проездных пошлин), здачи на откуп пятенной и амбарной пошлины и т.д. Здесь щадили сборщиков дани, откупщиков тамги, гостей, купцов гостиной и суконной сотен, торговых людей, сюда поступали судебные пошлины и штрафные деньги. Государевы вотчинники, городовые приказчики, дальщики, пошленники, таможенники, сдавали в казну собранные деньги, требуя взамен расписки с указанием вида, и размера вносимых платежей. Особенно казначеем и дьякам великого князя обязаны были в первую очередь являть свои привозные товары иностранные купцы.
В первой половине XVI в. возник Приказ Большого дворца (упоминается 1547 г.), ведавший всеми дворцовыми имениями и монастырскими  землями, а также ему были подчинены 36 городов с их уездами и множеством волостей и сел разных городов. В  управление дворцов включался и  сбор от сдачи отдельным лицам  в оброк великокняжеских кабаков, таможен, мельниц, рыбных промыслов.
1554-1555 г.г. из состава казны  выделился Приказ Большого прихода  (упоминается 1573г.). Ставший вскоре главным финансовым органом государства он осуществляет управление таможенным делом, ведал Московскую Большую таможню, наблюдал за правильностью мер и весов на всей территории Русского государства, отвечал за поступлением таможенных пошлин, мытов, переводов, мостовщин, денег ямских пищальных и приметных доходов, с гостиных дворов, лавок, погребов, ведал городовое, засечное и ямчужное дело, выступал в роли судебной инстанции при столкновениях таможенников и откупщиков с населением и т.д. Этот приказ отвечал не только за косвенные налоги.
От Большого Прихода отделились Новая четверть, Большая таможня, Померная изба, Мытная изба и др., составив особые ведомства. В 1665 г. из под опеки вышли таможни южных городов, которые стали подчинятся Разрядному приказу (разряду) – системе государственных учреждении и ведомств всех категорий службы и вооруженных сил. В начале XVII в. Большой приход сохранял свое значение центрального финансового учреждения.
В 1613 г. в Москве- образовалось особое ведомство- Денежный двор, который в 1625-1626 г. был подчинен Приказу Большой казны. В 1637 г. –был учрежден Сибирский приказ (с 1599 г. Сибирского управления Казанский дворец). В его праве было назначение и смена административной власти, также ведал обороной, финансами, фискальными таможенными вопросами, управлением всеми категориями населения; постановление ко двору меха, шелка и т.д.
Соболиная казна- ведала приемом казенных товаров (пушнина, мамонтовая и моржовая кость, китайские товары) и продажей их за рубеж.
В конце XVI – начале XVII в. управление питейными сборами (доходы от кружечных  дворов) и суд по делам о тайной продажи вина и табака были изъяты из ведомства Большого прихода и переданы специальному приказу новой четверти, которая осуществлялась с 1597 г. а также к ней поступали таможенные сборы.
С конца 60 х г.г XVII в. функционировал Приказ городовой (Приказ купецких дел) в 1678 г. подчиненных к Сибирскому приказу, он помогал купцам.
В XVI-XVII в.в. в России не существовало единого финансового учреждения с общегосударственной компетенцией. Было 40 приказов, тут же разбирались и финансовые вопросы. В Москве были: Большая таможня, Посольская новая таможня(занималась оформлением иностранных товаров) мытная изба(сюда предъявлялись подлежащие пошлинному обложению скот, сено и другие "лесные товары", кроме хлеба), Померная изба(здесь собирали померную пошлину с привозного хлеба, огородных, культурных, грибов и ягод, Конюшенный приказ и т.д. С октября 1676 по май 1677 г. боярин И.М.Милославский и его ближайшие сподвижники возглавлявшие важнейшее финансовые приказы: Большой казны, Большого прихода, Новгородской, Владимирской, Новой и Галицкой четвертей.
До середины XVI в. местное управление и суд осуществлялся через  систему кормления, т.е. через наместников  и волостей с их штатом тиунов, доводчиков и праведников, власть которых ограничивалась и регламентировалась Судебником 1497 г. уставными грамотами, выдаваемыми  местному населению и доходными  списками, которые получали кормленщики. Назначение их нее зависело от воли (царя) государя. В состав корма входило  таможенные пошлины с иногородних  купцов, можно утверждать, что именно наместникам и волостелям в то время продолжало главенство в таможенном управлении на местах.
С 30-х г.г. XVI в. в стране параллельно развивалось губное управление (губных старост). В последствии- губные учреждения (губные избы) заменяли собою все областное управление. При отмене наместничьего управления в уездах вовсе не стало органов правительства, которое, не имея на кого возложить приказные дела (финансовые и административные) нередко обращалось к губным старостам. В некоторых городах до введения воеводского управления губные старосты правили на правах воевод.
До отмены кормления (в середине XVI в.) лишь в редких случаях сбор таможенных пошлин полностью или частично взимались из ведения наместников. Выборная власть сосредотачивалось в земской избе. Местное таможенное управление обычно соединялось с управлением питейных сборов, а должность таможенного головы соединялось с должностью головы кабацкой. Характерный документ: "Земский староста сзывает посадских людей в земскую избу: пришел царский указ, велено выбрать голову и целовальников к таможенному сбору; но кого выбрать? Надобно выбрать людей с состоянием, которые могли бы отвечать за недобор но таких нет, кто был побогаче, те выбраны на кружечный двор. Мир- решил слать челобитную к царю что выбирать некого, велел бы великий государь прислать голову из Москвы. Но из Москвы прислать некого здесь свои службы, и в город шлется другой указ : выбрать к таможенному сбору того же голову и целовальников которые выбраны к Кабацкому сбору" [38], таким образом, одни и те же посадские люди должны были нести две тяжелые службы.
Нередко таможенными головами поручали дела по финансовому управлению банями, сбору денег с лавок и шалашей, со сплава дров, с приготовления  кваса и другие заботы непосредственно  не относящиеся к таможенному  делу.
Воеводское управление. В первой половине XVI в. в некоторые, главным образом, пограничные города назначались воеводы с властью военного управления, а так же дьяки для управления финансового. В результате осуществления административной реформы Ивана Грозного, воеводы укоренились в местном управлении. А так же бывшие наместники и волостей (кормленщики) нередко сами превращались в воевод.
Во второй половине XVII в. местное  управление (военное и гражданское) окончательно сосредоточилось в  руках воевод, действовавших по "наказам" (инструкциям) московских приказов, которым  они подчинялись. Воеводское управление с присущими ему приказными избами стало повсеместным явлением. Властью  воевод было обеспечить централизацию  государственного управления. А так  же они не могли сами назначать  на управленческие должности своих  людей: их помощником были государевы приказные люди, высший надзор за которыми принадлежал правительству.
Назначением воевод производилось  царскими Боярской думой на срок 1-2 года. В больших городах у воевод в друзьях водились дьяки или подьячие. Кроме подьячих в приказной избе были тиуны, праветчики, приставы, рассыльщики, сторожа и др. "приказные" люди, приводившие в исполнение приказания воеводы.
Воевода обязан был осуществлять надзор: за деятельностью, продажей товаров, а  так же утверждали на должность головы и целовальников, за сбор пошлин, заслуживали  финансовые отчеты присикали любые действия или бездействия таможенников, преследовать контрабандистов и другие нарушители таможенных правил и т.д. Сохранился документ 1613 г. свидетельствующий о том что архангельские воеводы не только выясняли через таможенного голову, целовальников и гостей о наличии привозных "узорочных" товаров и составляли им роспись, но так же отвечали за отбор и покупку дорогих тканей, драгоценных камней, золотой и серебряной посуды для государевой казны. Иностранные товары продавались по "прямой цене" английского рынка, без прибыли и без провозу.
В финансовом и экономическом отношении  земских и губных выборных органов  власти формально были независимы. Воеводский надзор (контроль) за перемещением товаров и людей, за всем процессом раскладки и взимания налогов, воеводский правеж (взыскание недоимок) открывали дорогу для больших злоупотреблений со стороны воеводской власти. Воеводы на местах обладали реальной административной и политической властью. Поневоле таможенникам приходилось считаться с этим обстоятельством и "с пониманием" относиться к злоупотреблениям со стороны органов местного управления. Действительно обязанные пресекать махинации таможенных голов и купцов при провозе обмере, оценке товаров, воеводы активно "корыстовались" при этом. Они подменяли таможенников при регистрации товаров, за взятки пропуская торговых людей без явки в таможню брали на себя сбор таможенных и кабацких пошлин, запускали руку о таможенных ларь, ссужали собранные таможенные и кабацкие деньги за проценты посадским людям, назначали в таможню угодные себе лиц, освобождали от службы за взятки и т.д.
Сотни рублей брали за незаконные сборы налогов. На Земском соборе 1642 г. гости, указывая на невыносимую тяжесть податей, на вред для государства от торговых привилегии, предоставленных иностранцам, жаловались и на то, что страдают от воевод, чинивших торговым людям задержание и насильства в проездах, и напоминали, что "при прежних государях в городах ведали (выборные) губные старосты, а посадские люди судились сами промеж себя, а воевод в городах не было" .
С 20-х г.г. XVII в. правительство пыталось упорядочить властные полномочия воевод. В 1620 г. им запрещено было не только участвовать в торговле продажи  что-либо покупать у посадских; кроме продовольственных товаров.
В наказе Сибирским там
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.