На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие диалектики. Исторические формы диалектики

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Понятие диалектики. Исторические формы диалектики. 
Определение для нас диалектики – совсем простое и содержит «обратную связь» первообразов известных гегелевских определений «здесь» и «сейчас», но пока, до изложения положений Высшей диалектики, дадим следующее известное и достаточное определение диалектики.
Диалектика есть высшее разумное движение. Поэтому диалектика также есть действительное движение. 
    В первом понимании диалектика есть в себе деятельность самого себя в-себе-и-для-себя-сущего мышления, состоящая в познавании абсолютной сущности в движении чистых понятий. 
    Во втором – действительное развитие.  
    В тождестве в силу вообщности самого развития, диалектика – в-себе-и-для-себя-сущее мышление, являющее действительное развитие. Тогда для нас диалектика в различии указанного тождества – внеположенность, относящаяся к бытию.
Поэтому, по Гегелю, диалектика, например, «проявляется во всех частных  областях и образованиях мира природы и духа», она объективна и вне человеческого сознания (даже материалист Ленин признал, что «диалектика не в рассудке человека, а в «идее», т.е. в объективной действительности»), хотя может быть существенным диалектическим моментом обычных наук. 
Диалектика действительна, в ее сферу входят глобальные и  истинностные процессы (поэтому диалектическая философия актуализируется всегда и по-новому). 
    Диалектика – объективна, сама и вне человеческого сознания. Диалектика сверхчувственна, но не абсолютна. Она не охватывает идею, Логику, сознание, Мир и дух, но соотносится с ними. Она охватывает бытие, но в нем существенны также и недиалектичные моменты и процессы и аспекты.
В частности, диалектика –  объективная эволюция некоторого в  единстве различностей или разумное развитие.
Следует отметить, что диалектика определяет развитие бытия, проявляясь в конкретном случае в том или  ином (себя-) обозначении, например, как отрицание отрицания, иливлиянии. Или же, то, что называется законами философии, есть либо конкретно проявленные обозначения диалектики, либо, в том числе для наук, устойчивые явления влияний диалектики в бытии (напр., закон всемирного тяготения). 

Диалектика имеет ряд положений – учения и практика, явно обозначенные в Новейшей философии.
Корректным обычным значением  термина «диалектика» является не «диалектический  метод» и не теория познания (тем  более, материалистическая теория познания), а непосредственно диалектическое познание в его собственном движении.
Сначала понимание диалектики сводилось к диалогу, который, в переводе с греческого – беседа или разговор между людьми, движение слов, движущаяся мысль, движение мысли к пониманию познаваемого.  
    Обычно философское осмысление термина «диалектика» связывают с Сократом; для него целью познания было понимание идеи, в первую очередь, добра, которое он понимал как красоту и истину (при этом красота, по Сократу, есть добро и истина). Сократ гениально предвосхитил утверждение о движении познания, более того, определил, что поиск истины на поле философских изысканий связан с нравственным и эстетическим идеалами.  
    Но первая диалектика - это диалектика Платона.
До появления философии Гегеля 1) диалектика имела субъективное значение – путь познания нечто или поиск истины в представлениях, пусть всеобщих, и, понятно, что в силу различных толкований своего существа и путей реализации познания, 2) диалектика имела относительное значение. 
    Гегель дал всеобщее понимание диалектики – высшее разумное движение, которое, несомненно, может преобразоваться, например, в субъективном духе в истинное познание – в диалектическое познание, что наглядно доказано наличием философии Гегеля.  
    Элементы диалектического познания могут быть присущи и иным системам познания и учениям, но не диалектика.
Следует отметить, хотя это имеет смысл, но очень  часто диалектику путают с диалектичекой философией или диалектическим познанием, история которого - отдельный вопрос.
Основным камнем преткновения в понимании диалектики является то, что она объективна, т.е. также реальна и вне человеческого сознания, как и материя: можно сказать, что диалектика – объективна, объективно реальная, а материя – материальна, материально реальная.
Как определил В.И. Ленин, «диалектика не в рассудке человека, а в «идее», т.е. в объективной действительности». Если иметь в виду известное определение Гегеля: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно», то, получается, что диалектика – это, некоторым образом, объективная разумность. А это – не так уж и далеко от существа приведенного гегелевского утверждения. Но о том и другом марксисты и диалектический материализм умалчивали.
Следует учитывать, что объективное само (по себе, как таковое) – вне материалистических представлений, поэтому в их рамках оно даже не было определено как таковое и вне привязанности к материи: все нематериальное считалось идеальным или идеалистическим, но еще существенно идеализованное (которые в диалектической философии относятся к бытию,объективному, сознанию или человеческому сознанию).  
(Однако время и пространство в материализме признаются как основные формы бытия, т.е. как объективные формы, по материализму, хотя являются лишь чисто качественными определениями, вне-бытия категориями. Более того, согласно диалектическому материализму, сама материя есть объективная реальность. Поэтому следует понимать 1) отличие трактовок термина «объективность» в материализме и в диалектической философии и 2) то, что эквилибристика терминами – золотая жила советского диалектического материализма и современного образования.)
В диалектическом материализме есть понимание того, что «Диалектика и есть теория познания (Гегеля) и марксизма» , т.е. диалектика не понималась в собственном смысле, объективно, более того, признавалась единственность рационально-материалистического представления диалектики, определенного К. Марксом. В этом смысле она понималась как материалистическая теория познания, но потом, с течением времени даже эта теория была выхолощена (см.: «Диалектика в устаревающей философии»).  
    А о том, что сталось с диалектикой в советском диалектическом материализме, страшно подумать…
И каких только представлений  о диалектике и о ее методах  нет в современных философских  науках: и искусство диалога, и  учение о развитии, и учение о  борьбе противоположностей, и метод  «тезис-антитезис-синтез», и метод  отрицания отрицания… Много чего было придумано (в т.ч. для обоснования деградирующего диалектического материализма, для диссертаций и рефератов), ибо не было понимания диалектики (см. «Диалектика в устаревающей философии»)… 
     
Теперь многие видят фактический бег на месте современной российской философии...
 В философии Гегеля  и в Новейшей философии отрицается единственность рационально-материалистического представления диалектики. Но и только-идеалистические представления также отрицаются. 
    Принимается лишь истинностное представление о ней, данное Гегелем, из которого легко выводятся все разумные, из имеющихся, определения о ней. 
    Но для понимания Гегеля необходимо различать 
  1) идею и сознание, которые виртуозно были смешаны К. Марксом в связи с совсем очевидными целями, 
  2) диалектику, ее значения и положения (проявления). 
    В Новейшей философии к пониманию диалектики применен утвержденный Гегелем подход: рассмотрение через всеобщее, особенное и единичное, один из аспектов которого приводится в настоящем Разделе (см.: «Диалектика в Новейшей философии»). Только при таком подходе ясным выступает разделение Философии на теоретическую и практическую и обозначаются пути к определению системы философии Гегеля (системы диалектической философии) и Метода.
В истории философии сложились  три основных формы диалектики: а) античная, которая была наивной и  стихийной, поскольку опиралась  на житейский опыт и отдельные  наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон); б) немецкая классическая, которая  была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом  и особенно глубоко Гегелем, но на идеалистической основе; в) материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом  и Ф. Энгельсом.
Объективная диалектика —  это развитие реального мира (природы  и общества). Субъективная диалектика — это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий) — отражение  диалектического движения (развития) объективного мира; во-вторых, теория диалектики, т. е. учение о всеобщих законах развития как внешнего мира, так и самого мышления.
Существует и так называемая «субъективистская диалектика» (особенно характерная для софистики и  эклектики) — что, по справедливому  замечанию Гегеля, «внешняя, пустая диалектика», не доходящая до диалектики самих реальных предметов, не отражающая их, а есть «гибкость понятий» (т. е. их текучесть, изменяемость), примененная  чисто субъективистски, а не объективно.
Познание, диалектика понятий (субъективная диалектика), будучи отражением объективного мира, не может осуществляться по законам, принципиально отличным от законов развития реальной действительности, диалектики бытия (объективной диалектики). Тем самым объективный мир  и человеческое мышление подчинены одним и тем же всеобщим законам — законам диалектики. Это значит, что они не могут противоречить друг другу в своих результатах, а должны согласовываться между собой.
Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение  длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях  философов Древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно  выделить три ее исторические формы  — стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.
Стихийная диалектика древних. В наиболее ясной форме она  была выражена в философии Древней  Греции, в рассуждениях Гераклита  из Эфеса.
Согласно Гераклиту все  течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение  вещей в их собственную противоположность. Вот один из фрагментов рассуждений  Гераклита: "Одно и то же в нас  — живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно  то, изменившись, есть это".
Ряд диалектических проблем  поставил в свое время Зенон из Элей. Аристотель даже называл Зенона "изобретателем диалектики".
На идеалистической основе стихийная диалектика развивалась  в школах Сократа и Платона. Сократ рассматривал диалектику как искусство  обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Он же первым и ввел термин "диалектика". Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего — идей, движения мысли от низших понятий к высшим.
Элементы диалектического  мышления можно найти в философких учениях многих представителей античного материализма и идеализма, последующих за ними философских учений и школ, но все они были стихийными диалектиками.
Идеалистическая диалектика немецкой классической философии. В  разработке диалектического взгляда  на мир большую роль сыграли представители  немецкой классической философии: Кант, Шеллинг, Гегель. Высшей ступени развития идеалистическая диалектика достигла в философской системе Гегеля.
Под диалектикой Гегель понимал  не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него — это метод  познания действительности, который  учитывает противоречивость мира, его  изменение, взаимосвязи явлений, вещей  и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему, через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего.
Однако диалектика Гегеля разрабатывалась на идеалистическом  решении основного вопроса философии  и не могла быть до конца последовательной. В диалектике идей Гегель лишь угадал диалектику вещей. По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием  абсолютной идеи, мистического мирового разума в процессе рассуждения о  самом себе.
За идеализм Гегеле, его мистику резко критиковали русские революционеры-демократы XIX в. — А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский. Они высказали ряд глубоких суждений о диалектике природы и общества. Диалектика рассматривалась ими как лучший способ познания мира, а по Герцену, диалектика — алгебра революции, т.е. теоретическое обоснование революционно-демократической борьбы.
Материалистическая диалектика современности. Высшей формой диалектики явилась ее марксистская модель. Исследуя и материалистически перерабатывая  идеалистическую диалектику Гегеля, К.Маркс освободил ее от идеализма  и элементов мистики. Он создал диалектику, не только отличную от гегелевской, но и прямо противоположную ей. Сам К.Маркс писал по этому поводу так: "У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно".
 
2. Принцип всеобщей связи и взаимной обусловленности.
 Исходными принципами диалектики являются: принцип развития и принцип всеобщей связи. Принцип развития – это главный принцип материалистической диалектики. Диалектика рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении. Изучение общей картины развития и составляет одну из важнейших задач диалектики
 
Как понимается в диалектике сам  процесс развития? Он рассматривается  как направленные, необратимые, качественные изменения системы. Причем, это движение совершается не по замкнутому кругу и не по прямой линий, а по спирали. Источник развития диалектика видит в противоречиях, присущих самим предметам и явлениям, то есть во внутренних противоречиях.
 
Только такой подход дает правильное, подлинно научное понимание процесса развития. Причем появление нового в процессе развития связано не с  разрушением, а с созданием не вниз, а вверх.
 
Развитие - есть  непрерывный процесс, причем разрушение и созидание –  это два взаимосвязанных компонента движения. В философии выделяют две  главные линии развития: прогресс и регресс.
 
Прогресс – направление развития, которое характеризуется переходом  от низшего к высшему; от простого к сложному, совершенному. Регресс – такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему.
 
Принцип всеобщей связи:
 
Окружающий нас мир состоит  не только из развивающихся материальных образований, но и из взаимосвязанных  предметов, явлений, процессов. Всеобщая связь и взаимообусловленность  предметов и явлений составляет существенную особенность материального  мира. Поскольку предметы и явления  материального мира многообразны, многообразны и их взаимосвязи, взаимодействия. Они  бывают общими и частными, необходимыми и случайными, главными и второстепенными  и т. п. Диалектика изучает не все, а только наиболее общие, существенные связи, то есть которые имеют место  во всех областях материального и  духовного мира.
 
Отражая эти связи в своем  сознании, человек открывает законы объективного мира, вырабатывает категории  познания. Знания же общих законов  составляет непременное условие  практической,  преобразующей деятельности человека. Взаимные и многосторонние связи вещей и предметов в при­роде существуют прежде всего потому, что всех их объединяет общая и единственная первооснова мира - материя. Связи в при­роде столь же объективны, как и сама природа.
Всеобщая связь и взаимная обусловленность  вещей и явлений составляет существен­ную особенность материального мира. Принцип всеобщей связи явлений по праву считается одним из главных принципов мате- териалистической диалектики. Не случайно поэтому Ф.Энгельс называл диалектику наукой о связях.
Связь - это такое отношение между  вещами и явлениями, при котором  те или иные изменения, происходящие с одними вещами и явлениями, влияют на состояния других вещей и явлений. В при­роде существуют многочисленные и объективные связи всех вещей, явлений и процессов. Повсеместное их наличие и функционирова­ние получило название принципа всеобщей связи явлений.
Связи бывают самые разнообразные. Они могут проявляться как  отношение исследуемого объекта  с любым предметом или вещью. Такой тип связей демонстрируют  Земля с искусственными спутниками и Луной. Связи могут возникать  между предметами и их свойствами, связи могут быть внутренними  и внешними, физи­ческими и химическими, сильными и слабыми, легко обнаружи­ваемыми и скрытыми, познанными и неизвестными, прямыми и обратными, постоянными, временными, мгновенными и т. д.
Наука располагает многочисленными  данными, которые под­тверждают взаимные связи и обусловленность явлений и процес­сов. В качестве примера можно привести многосторонние связи Солнца с земными объектами и явлениями. Так, луч света (цуг от­дельных фотонов), родившись на Солнце и отправившись в нап­равлении Земли, поглощается зеленым листом, содержащим хлоро­филловые зерна. Под воздействием энергии фотонов внутри хло­рофилловых зерен происходит разложение углекислого газа на уг­лерод и кислород. Кислород выделяется в атмосферу, а углерод усваивается растением и совместно с водой и минеральными со­лями, растворенными в ней, образуют различные органические соединения, в которых концентрируется солнечная энергия.
Дальнейшая цепь связей определяется тем, что органические соединения могут  служить пищей для животных и  человека. Эти соединения могут продолжать сложный путь превращений внутри живых организмов и в неживой  природе. Отмечая объективность, сложность  и всеобщность связей в природе  русский ученый К.А. Тимирязев (1843 - 1920) писал: "Зеленый лист является фоку­сом, точкой в мировом пространстве, в  которую с одного конца
 
поступает энергия Солнца, а с  другого берут начала все проявле­ния жизни на Земле. Растение - посредник между небом и Землей. Оно настоящий Прометей, который украл огонь неба. Украденный им луч Солнца горит и в мерцающей лучине, и в ослепляющей искре электричества. Луч Солнца движет и тяжелый маховик гиган­тской паровой машины, и кисть художника, и перо поэта".
Научный, материалистический подход к изучению явлений объясняет  природу из нее самой. Отсюда, поиск  и изучение свя­зей следует осуществлять, тщательно и всесторонне изучая как сами вещи и предметы, так и их связи во взаимодействии с окру­жающим миром. Относительно связей и с учетом тезиса "материя - причина самой себя" основоположники диалектического материализма К.Маркс и Ф.Энгельс [Соч. т. 20, с.370] писали: ".нельзя конструи­ровать связи и вносить их в факты, а надо извлекать их из фактов и, найдя доказывать их, насколько это возможно, опытным путем".
Чтобы полнее познать объект, надо охватить, изучить, иссле­довать все стороны объекта, все его связи и отношения. Получен­ная при изучении объекта разнообразная информация фиксиру­ется, и ее совокупность дает представление об объекте или пред­мете. Но так как связей, сторон и отношений в объекте очень много, то учесть их все невозможно. Поэтому приходится использовать лишь часть наличной информации о предмете исследования. От­сюда следует, что наши знания об объекте и о мире в целом приближенны, что естественно согласуется с понятиями относи­тельной и абсолютной истин. Согласование само по себе озна­чает обнаружение связей, но уже в области теории познания.
Из-за невозможности охватить все  стороны и связи исследу­емого объекта, представления о вещах и предметах у разных ис­следователей различаются. Отсюда возникает различное пони­мание вещей, явлений, процессов и мира в целом, неизбежно появляется различная полнота знаний и, как следствие, существо­вание различных научных школ и направлений.
При исследовании сложных объектов с многочисленными свя­зями и отношениями существует большая опасность того, что мо­гут быть не замечены, следовательно, не учтены очень важные связи и свойства исследуемого объекта. В этом случае может воз­никнуть искаженное понимание сущности предмета, появиться не­корректное или ложное знание, квалифицированное в теории поз­нания как заблуждение. Такие явления в процессе познания про­исходят гораздо чаще в том случае, когда игнорируются проверен­ные философские принципы и положения, или же когда не учиты­ваются предшествующие разработки и полезные эвристики.
 
Из истории науки известно, что  при исследовании гравита­ционного поля были проигнорированы положения материалисти­ческой философии. Отношение научного сообщества к материа­лизму выразилось в том, что оно не обратило внимания на извес­тный основополагающий принцип, фундаментальное положение, высказанное В.И. Лениным [95, с.263] накануне создания общей теории относительности (ОТО): "Мир есть движущаяся материя, которую мы познаем все глубже".
Основное ударение в приведенном  тезисе поставлено на по­нятии "движущаяся материя", являющемся своеобразным наме­ком, подсказкой о том, что в поле тяжести ключевая роль долж­на принадлежать движущейся материи. Однако в ОТО, поле тя­жести изображается в форме искривленного пространства. Грави­тационное поле оказалось нематериальным, бестелесным. Подсказка известного сторонника материалистической философии использо­вана не была.
Точно также не были использованы несколько аналогичных высказываний о природе гравитации, в том  числе мнений извест­ных ученых. Так, Р.Декарт совершенно однозначно выразил убеж­дение, что ".тяжесть заключатся не в чем ином, как в том, что земные тела толкаются к центру Земли тонкой материей". Ка­саясь природы гравитации, М.В. Ломоносов [100, с. 243] отме­чал : "Тяжесть покоящегося тела есть не что иное как задер­жанное движение". Поскольку движения без материи не бывает, то естественно, что поле тяжести у М.В. Ломоносова, несомнен­но, материально
Признания материальности поля тяжести, предшествовавшие появлению ОТО, на приведенных примерах не кончаются. Под­тверждением этому служит капитальная монография [218] нашего соотечественника И.О. Ярковского. Эта монография, появившаяся в конце XIX в. вполне могла бы стать основой для разработки истинно материалистической теории гравитации в XX в., но это­му помешали и неоправданные амбиции физиков, и идеалистичес­кая родословная науки, и склонность естествоиспытателей к фи­лософскому нигилизму.
Использовать идею материальности поля тяжести удалось лишь в конце XX в. [15], а включить ее в концепцию  развития Земли и небесных тел [19, 21] - в начале XXI в. Материалистический под­ход к решению проблемы гравитации оказался весьма плодотвор­ным, были обнаружены новые зависимости, неизвестные ранее связи. Для наук о Земле была предложена новая парадигма [141], предусматривающая рост земного шара. Обнаружение новых свя­зей не могло не сказаться на смежных естественных науках, на представлениях химии, физики, космогонии астрономии, биоло­гии, космологии, гносеологии, а также на понимании и трактов­ке многих природных явлений.
 
Исключительно материалистическая теория гравитации была названа кинетической, так как таинственная ньютоновская сила, как и ожидали материалисты, обусловлена движениями материи. При этом обнажились тысячи связей поля тяжести с множеством вещей, явлений и процессов. Причем все эти новые связи были подтверждены не теоретическими положениями, а эмпирическими сведениями наук о Земле и данными измерений межконтиненталь­ных расстояний. Среди новых связей оказались ранее неизвестные генетические связи между планетами и звездами. Планеты оказа­лись образованиями из материи, находящимися на младенческой стадии развития звезд [19, 21]. Генетические связи существуют по­тому, что малые небесные тела, накапливая массу и перерастая в массивные планеты, а затем в звезды, образуют естественный генетический ряд небесных тел.
Материалистическая философия  рассматривает обычно качес­твенный аспект самых различных связей. Происходит это потому, что естествознание не выработало общей меры для связей. В от­личие от этого отдельные дисциплины естественных наук, с целью более глубокого изучения связей и их отношений, используют ко- личетвенные оценки связей. Так, химические связи в веществе характеризуются энергией связи, а связи между отдельными точ­ками земной поверхности могут характеризоваться расстояниями между точками (станциями наблюдений). Для растущей Земли связи между точками земной поверхности характеризуются еще скоростью изменения расстояний. Расчетные величины скоростей изменения расстояний на увеличивающейся Земле приведены в прилож. 2.
Философские принципы расширяют кругозор исследователей, помогают осознать скрытую  сущность методов изучения природных  явлений. Принцип всеобщей связи  явлений помогает раскрыть су­щество так называемых "замкнутых систем"- понятия, широко ис­пользуемого в физике. По определению замкнутая система тел или материальных точек - это такая система, которая не взаимодейст­вует с окружающим миром вещей. По своей сущности определе­ние "замкнутой" системы противоречит принципу всеобщей связи явлений.
Чтобы согласовать понятие замкнутой  системы с принципом всеобщей связи явлений, необходимо подчеркнуть, что принцип всеобщей связи явлений  по своей природе имеет абсолютный ха­рактер, поэтому изолированных систем в природе не существует. Использование понятия "изолированная система" служит для уп­рощения рассматриваемых явлений и свидетельствует о прибли­женном характере наших знаний о природе и о существовании от­носительных истин. Это обстоятельство не позволяет называть фи-     § 2.5. Принцип всеобщей связи явлений                                         51
зику, как это часто делают, точной наукой, что согласуется с философским утверждением о том, что наши знания о мире в принципе приближенны. В ортодоксальной физике противоречие между принципом всеобщей связи явлений и понятием изолиро­ванная система обычно не подчеркивается и не объясняется.
С философской точки зрения противоречие между принци­пом всеобщей связи  явлений и .использованием замкнутых (изо­лированных систем) разрешается путем введения в систему зна­ний понятия об относительной истине. Относительная истина по своей природе приближенна. Поэтому, пользуясь относительными истинами (приближенным видением мира), мы сознательно рас­сматриваем картину природы как приближенное отражение реаль­ности в сознании человека. На этом фоне сознательное введение очередного приближенного рассмотрения явлений в изолирован­ных системах не противоречит генеральному подходу к изучению природы. Благодаря использованию приближенных приемов позна­ния, нам удается обходить непреодолимые трудности в ходе по­иска истины.
Однако упрощенное рассмотрение реальных явлений далеко не всегда оправдано. Поэтому искусственная элиминация, ограниче­ние числа реальных связей или же невозможность их учета, из-за труднностей выявления, приводят к ошибочным представлениям и заблуждениям.
В естествознании сложилась тенденция  исследовать непоред- ственно не связи, а взаимодействия тел и объектов. В данном слу­чае между философским и естественно-научным подходом разли­чие скорее терминологическое, ибо любое взаимодействие - это, по крайней мере, двухсторонняя связь. В физике, кроме макрос- коскопических взаимодействий тел, рассматривается еще четыре типа взаимодействий [61, с.111]: сильные, электромагнитные, сла­бые и гравитационные. Отношения интенсивностей взаимодейст­вий соответственно представлены величинами: ~ 1, ~10-3 , ~10-14, ~10-40
Гравитационные взаимодействия (связи) по соотношению ин­тенсивностей являются самыми слабыми. Но главное заключает­ся не в этом, а в том, что в физике элементарных частиц грави­тационные взаимодействия не рассматриваются [123, с.663]. Гра­витации в этой области науки как бы не существует. В этой свя­зи возникает вопрос: почему в такой серьезной науке не рассмат­риваются гравитационные взаимодействия и этим самым игнори­руется принцип всеобщей связи явлений?
Относительная слабость гравитационных взаимодействий не является оправданием  для нарушения принципа всеобщей связи явлений и игнорирования  сил тяжести. Причины в данном случае совершенно другие. Прежде всего - это идеалистическая родослов-
 
ная науки и молчаливая ориентация на философский нигилизм. Не меньшее значение имеет и метафизическое представление о грави­тационном поле, являющемся бестелесным искривленным прост­ранством, или же системой непостижимых ньютоновских сил. Как в таком случае представить связь материальной частицы с бесте­лесным полем тяжести? Ответ на эти вопросы может дать только материалистическая философия, успешно использованная в ра­ботах [19, 21].
В концепции растущей Земли было показано, что относитель­но слабые гравитационные силы действуют повсеместно и играют ключевую роль в эволюции небесных тел, поэтому их элиминация из микромира явлений является принципиальным заблуждением. Чтобы получить картину природы, адекватную самой природе, гравитационные силы, явления в поле тяжести необходимо обяза­тельно включить в теорию, а это возможно только в том случае, если мир рассматривать с позиций материалистической философии. При этом в физику необходимо будет ввести понятие о материи, без которого невозможно включить гравитационное поле в фи­зику элементарных частиц.
Наиболее полное использование  материалистических идей ви­дится в сближении и в объединении материалистической филосо­фии с таким же материалистическим естествознанием. Объедине­ние философии (материалистической диалектики) с естествознани­ем оказывается полезным тем, что философские законы и прин­ципы, в том числе принцип всеобщей связи явлений, показывают, где искать связи отдельных явлений, и стимулируют их поиск.

 

3.



и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.