На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Расследование налоговых преступлений

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?31
 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего   профессионального образования

Костромской государственный технологический университет

Юридический институт

 
 
 

Кафедра уголовного права и процесса

 
 
 
 

Курсовая работа

по криминалистике
 

 

Расследование налоговых преступлений
 
 
 
Выполнила:
 

 

 
 
 
 
Научный руководитель:
 

 

 

 

 

 

 
 
 

Оглавление

 
 
Введение…………………………………………………………………………3
             
Глава 1. Криминалистическая характеристика налоговых преступлений……………………………………………………………………5   
              1. 1. Типичные признаки преступлений в сфере налогообложения..5
1. 2. Выявление налоговых преступлений……………………………..7
 
Глава 2. Методика расследования налоговых преступлений……………10
       2. 1. Следственные версии, их отработка и проверка…………………10
       2.2. Основные следственные действия, проводимые при расследовании налоговых преступлений…………………………………………………...….12
     2. 3. Назначение и производство судебных экспертиз…………………19
 
Глава 3. Проблемы практики расследования налоговых преступлений…………………………………………………………………..23
 
Заключение……………………………………………………………………..27
Библиография………………………………………………………………….30
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Переход к многоукладной рыночной экономике, предполагающей широкое развитие предпринимательства, совершенствование организационных структур предприятий, многообразие форм собственности, связан с активным развитием налогового законодательства, формированием налоговых правоотношений. Налоги – обязательный атрибут любого государства. В условиях рыночной экономики они служат одним из основных рычагов государственного регулирования социальных и экономических процессов, происходящих в обществе. При этом обязателен контроль состояния дел всех субъектов хозяйственной деятельности в плане ведения бухгалтерской и статистической отчетности для целей налогообложения. Это очень важно, так как основу доходной части российского бюджета составляют налоговые поступления.
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время деловая активность организаций и индивидуальных предпринимателей, выражающаяся в совершении различных хозяйственных операций, стала приводить к весьма широкому распространению такого вида преступных посягательств, как уклонение от уплаты налогов или страховых взносов во внебюджетные фонды. Причиняемый ими ущерб превышает, по оценке специалистов, тот, что наносят все иные экономические преступления вместе взятые.
Цель работы состоит в рассмотрении программ раскрытия налоговых преступлений, механизма построения методик их расследования.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
-              дать криминалистическую характеристику преступлениям, совершаемым в сфере налогообложения;
-                     определить способы их выявления;
-                     рассмотреть основные следственные версии и действия, проводимые при расследовании налоговых преступлений;
- определить виды, порядок назначения и производства судебных экспертиз;
- исследовать проблемы практики расследования налоговых преступлений.
Предметом исследования данной курсовой работы является  сложная категория налоговых преступлений, тактика и методика их расследования.
Объектом исследования являются общественные отношения сфере расследования налоговых преступлений.
Нормативную базу курсовой работы составляют Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Закон «О милиции».
Методологическую основу составили такие методы исследования как функциональный подход, который дает возможность познать функции правоохранительных органов в сфере расследования налоговых преступлений, формально-юридический метод, который позволяет выявить признаки налоговых преступлений и провести их классификацию и др.
Научные труды, используемые при написании данной курсовой работы, принадлежат таким ученым как Ищенко Е.П., Яблоков Н.П., Гармаев Ю.П., Козлов В.А.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что ее положения могут быть использованы в разработке новых положений по методике расследования и раскрытия налоговых преступлений.
В структуру работы входят три главы. Первая глава состоит из двух параграфов, в которых раскрываются типичные признаки налоговых преступлений и способы их выявления. Вторая глава посвящена методике расследования данного вида преступлений и включает в себя рассмотрение следственных версий, следственных действий и назначение и проведение судебных экспертиз для расследования и раскрытия налоговых преступлений. В третьей главе исследуются проблемы практики расследования преступлений в сфере налогообложения.
 
Глава 1. Криминалистическая характеристика налоговых преступлений.
1. 1. Типичные признаки преступлений в сфере налогообложения.
Криминалистическая характеристика налоговых преступлений имеет свою структуру, отличную от иных экономических преступлений в силу специфики объекта и предмета преступного посягательства с учетом многообразия сфер экономической деятельности. В криминалистической литературе в одних случаях зауживают, а в других, наоборот, излишне расширяют содержательную часть криминалистической характеристики, что негативно отражается на методике расследования налоговых преступлений. Полнота оценки элементов криминалистической характеристики дает возможность охватить те особенности преступного деяния и личности преступника, которые наиболее значимы для его раскрытия, расследования и предупреждения.
Для выявления и раскрытия налогового преступления субъект оперативно-розыскной и процессуальной деятельности в первую очередь обращается к анализу состояния экономико-правовой характеристики исследуемого противоправного деликта, т.е. проводит изучение такого элемента, как типовые признаки данных налоговых преступлений.
Типичные признаки и свойства налоговых преступлений связаны с искажением значимой информации либо сокрытием тех фактов, о которых налогоплательщик обязан сообщать в налоговые органы. Тем самым преследуется цель снизить сумму налога или страхового взноса либо уклониться от их уплаты путем преднамеренного сокрытия от налоговых органов сведений о полученных доходах.
Признаки налогового преступления могут быть достаточно очевидными, носить явный характер, но могут и не выделяться на общем фоне правомерной деятельности.
К числу явных признаков следует отнести:
1. полное несоответствие реальной хозяйственной деятельности ее документальному отражению;
2. несоответствие записей в бухгалтерских документах: первичных – учетным, учетных – отчетным;
3. наличие материальных подлогов в документах (дописки, исправления, подчистки, замена страниц и т.д.);
4. уничтожение бухгалтерских документов (первичных, учетных, отчетных);
5. инсценировка несчастного случая или банкротства.[1]
К неявным признакам относятся всякого рода нарушения, которые могут трактоваться как отсутствие профессионализма. К их числу относятся нарушения: правил ведения учета и отчетности, правил ведения кассовых операций, правил списания товарно-материальных ценностей, правил документооборота, технологической дисциплины.
Типичными признаками совершения налоговых преступлений являются: отсутствие в компетентных органах надлежащих регистрационных документов; несоответствие действительности юридического адреса; недекларирование доходов при наличии обязанности вносить налоговые платежи; отсутствие  официального бухгалтерского учета доходов или предпринимательской деятельности;  неправильное ведение бухгалтерских книг, «двойная» бухгалтерия, искажений бухгалтерского учета путем внесения изменений в документы; оформление в разных банках нескольких счетов, незарегистрированных в налоговой инспекции;  использование наличных денег, а не  банковских счетов при крупных закупках или других расчетах; наличие сведений о том, что ценные приобретения подозреваемого оформлены в собственность третьих лиц; искажение данных об удержаниях, кредитах и льготах и др.
 
 
1. 2. Выявление налоговых преступлений.
Высокий уровень латентности налоговых преступлений диктует необходимость оптимизации способов их выявления, среди которых одним из основных стал анализ бухгалтерской документации. Перед проверкой достоверности отчетных данных, предоставляемых организациями и гражданами, нужно тщательно изучить всю информацию о налогоплательщике, имеющуюся в правоохранительных и налоговых органах: учредительные документы, отчеты, декларации, материалы предыдущих проверок. Важные данные могут содержаться в письмах  заявлениях граждан, в данных, полученных из органов управления и почерпнутых из средств массовой информации.
Для выявления налоговых преступлений весьма эффективны: встречная сверка документов и операций; анализ различных направлений  хозяйственной деятельности и балансовых счетов в их взаимосвязи; проверка контролирующих регистров одновременно с документами; динамический анализ хозяйственных процессов с сопоставлением однородных операций; проверка соответствия списания материальных ценностей нормам затрат; сравнение объяснений тех, кто осуществлял хозяйственные операции и др.[1]
По хозяйственным операциям, в которых задействовано несколько организаций, необходимо получить информацию обо всех партнерах. При анализе непроизводительных расходов нужно проверять всех контрагентов, оформлявших и производящих эти платежи.
Каждый хозяйствующий субъект обязан к установленному сроку представить в Федеральную налоговую службу России бухгалтерский отчет и расчеты по всем видам налогов. Налоговые органы убеждаются в наличии всех требуемых приложений к отчету, затем проверяет правильность их заполнения, корреляцию показателей, приведенных во всех формах отчетности и в налоговых расчетах, с показателями бухгалтерского отчета, выясняет причины неувязок, законность применения налоговых ставок и льгот.
Камеральная налоговая проверка включает изучение налоговых деклараций и годовых лицевых счетов, сравнение приведенных в них данных со сведениями предыдущих лет, анализ соотношения оценок и баланса. В результате выявляются искажения в отчетных документах, направленные на сокрытие или занижение прибыли либо иных объектов налогообложения. Такая проверка дает эффект в налоговых органах, имеющих компьютерную технику, на базе которой возможен детальный анализ отчетности.[1]
В ходе выездных проверок ведется углубленный анализ деятельности хозяйствующего субъекта на основе первичных бухгалтерских документов и учетных регистров, выявляются нарушения, приведшие к минимизации налоговых платежей. Обязательно выясняются  правильность отражения в бухгалтерском учете и отчетности прибыли и убытков от реализации продукции, прочей реализации и внереализационных операций, достоверность отражения учетных данных фактической себестоимости продукции, правильность расчетов по уплачиваемым налогам, в том числе правомерность применения различных льгот. Проверка первичных документов и записей в учетных регистрах бывает сплошной или выборочной, когда проверяется часть документов в каждом месяце проверяемого периода. Если обнаруживаются грубые нарушения налогового законодательства, дальнейшую проверку ведут сплошным методом с обязательным изъятием документов, содержащих искаженные данные, свидетельствующие об укрытии от уплаты налогов или страховых взносов.
При анализе каждого документа противоречия, скрытые в его содержании, обнаруживают путем формальной, арифметической или нормативной проверки. При формальной проверке анализируют соблюдение установленной формы документа и всех его реквизитов. Такая поверка может обнаружить использование в документообороте бланков ненадлежащей формы, отсутствие в них нужных реквизитов и наличие лишних.

Арифметическая проверка - контроль правильности подсчетов, произведенных при составлении конкретного учетного документа. С ее помощью обнаруживаются несоответствия, внесенные путем исправления, дописок, травления в первичные документы, учетные регистры и финансовую отчетность.

Нормативная проверка – глубокий анализ содержания отраженной в документе хозяйственной операции в плане соответствия действующим нормам, правилам, инструкциям. Она позволяет выявить правильно оформленные, но ложные по сути документы. Для их обнаружения используют такие приемы криминалистического анализа документов, как встречная проверка и взаимный контроль. Встречная проверка представляет собой сравнение разных экземпляров одного итого же документа, составленного в нескольких экземплярах. Это, в частности,  документы, отражающие получение или отгрузку товарно-материальных ценностей. Метод взаимного контроля состоит в сопоставлении нескольких документов, прямо или опосредованно отражающих проведение интересующей хозяйственной операции.[1]
Бухгалтерский анализ представляет собой системное исследование таких контрольных документов бухгалтерского учета, как баланс, счета и двойная запись, калькуляция и инвентаризация для выявления учетных несоответствий и отклонений в нормальном ходе хозяйственной деятельности.
Экономический анализ состоит в системном исследовании показателей, характеризующих различные стороны хозяйственной деятельности организаций. Он необходим для обнаружения несоответствий, которые отражают деструктивные изменения в ее работе.
Глава 2. Методика расследования налоговых преступлений.
2. 1. Следственные версии, их отработка и проверка.
В зависимости от вида налогового преступления, его криминалистической характеристики отрабатываются возможные следственные версии. Сопоставление исходной информации о налоговом преступлении с типовой криминалистической характеристикой позволяет выдвигать и отрабатывать общие и частные версии. При этом важное значение имеют полнота и степень разработанности элементов криминалистической характеристики налоговых преступлений.
Общие версии могут касаться события в налоговой сфере и в сфере экономической деятельности в целом, например:
-                     деяние содержит признаки налогового преступления;
- деяние содержит признаки налогового правонарушения и признаки иного экономического состава преступления и т.п.
Частные версии могут быть самыми разнообразными в зависимости от анализа исходной информации как по элементам криминалистической характеристики, так и по иным признакам, содержащим оперативно-значимую и процессуально перспективную логическую цепь событий, касающихся обстоятельств уклонения от уплаты налогов. Проверка версий позволяет следователю планировать работу по установлению истины событий, причастных лиц, способов, механизмов и схем по уходу от налогообложения, восстанавливать деяние путем сбора доказательств. Частные версии могут исходить из процессуальных и оперативных материалов и проверяются как следственными, так и оперативными действиями.
Примерами частных версий могут быть следующие варианты:
- преступление совершено путем неотражения хозяйственных операций и результатов по ним в бухгалтерских документах;
-                     сделки не просто не отражаются, а подменяются на иные;
-                     при совершении налогового преступления имеется сговор руководителя, главного бухгалтера и других работников;
-                     преступление совершено одним человеком, являющимся одновременно руководителем и главным бухгалтером  в организации.
При совершении нарушений налогового законодательства могут быть выдвинуты различные версии о способах уклонения от уплаты налогов, например:
-                     уклонение от уплаты или занижение налога на прибыль совершено за счет: занижения выручки от реализации продукции (работ, услуг); завышения затрат с целью уменьшения налогооблагаемой прибыли; неправомерного использования льгот и не соответствующих виду деятельности ставок налога;
-                     уклонение от уплаты или занижение подоходного налога с помощью: уменьшения совокупного дохода или завышения доходов, не подлежащих налогообложению.[1]
В свою очередь, версии о способах уклонения от уплаты налогов могут быть детализированы более частными версиями в зависимости от степени изученности криминалистической характеристики данного вида налоговых преступлений, что позволяет предметно планировать оперативно-розыскные и процессуальные мероприятия органов дознания и предварительного следствия. В частности, при проверке версии по уклонению от уплаты или занижению налога на прибыль путем занижения выручки от реализации продукции (работ, услуг) могут быть отработаны следующие частные версии:
- занижение выручки осуществлено за счет незаконного изменения учетной политики предприятия при выборе метода определения выручки;
- созданы коммерческие структуры на базе предприятий без разделения финансово-хозяйственной деятельности;
- существует использование для проведения финансовых операций  нескольких счетов в банках без уведомления налоговых органов;
- подделаны финансово-расчетные документы либо использованы подложные документы при осуществлении финансово-хозяйственных операций.[1]
При проверке версии по уклонению от уплаты или занижению подоходного налога частные версии могут быть сформированы по возможным способам и схемам уклонения от уплаты налогов физическими лицами, например:
- непредставление декларации о совокупном годовом доходе;
- искажение данных в декларации о совокупном годовом доходе;
- осуществление предпринимательской деятельности без регистрации в налоговых органах;
- расчет дохода не по совокупности, а по отдельным периодам;
- уплата налога за счет средств предприятий, учреждений, организаций.
При отработке версий особое внимание уделяется документальным источникам информации об уклонении от уплаты налогов, что отражается в последующих процессуальных действиях при расследовании налоговых преступлений (выемка и осмотр документов, назначение и проведение судебных экспертиз, проведение допросов и очных ставок).
2. 2. Основные следственные действия, проводимые при расследовании налоговых преступлений.
При планировании расследования налоговых преступлений необходимо учитывать особенности возможного отображения следов преступной деятельности по уклонению от уплаты налогов как физическими, так и юридическими лицами. Наличие большого объема различного рода  документальных материалов при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности позволяет максимально скрывать налогоплательщикам возможные нарушения порядка ведения бухгалтерского учета. Поэтому документы являются основным средством доказывания по делам о налоговых преступлениях. Специфика обнаружения и изъятия документов, связанных с исчислением и уплатой налогов физическими и юридическими лицами, связана с особенностями проведения проверок налогоплательщиков федеральными налоговыми органами. Порядок проведения проверок налогоплательщиков и изъятия документов регламентируется  соответствующими ведомственными нормативными правовыми актами.
При расследовании фактов уклонения от уплаты налогов особое внимание уделяется такому следственному действию, как выемка, поскольку изъятие документов в подразделениях предприятий, учреждений и организаций позволяет своевременно предотвратить возможное их уничтожение с целью сокрытия от следствия следов преступной деятельности. Выемка производится по мотивированному постановлению следователя. Как правило, выемку производят в помещениях бухгалтерии, канцелярии, секретариата, архива, складов, в кабинетах руководителей, бухгалтеров предприятий и т.п. документы могут быть изъяты также при проведении выемов в филиалах или вышестоящей организации, в обслуживающих аудиторских фирмах, страховых компаниях, в транспортных агенствах, а также в банках и иных кредитно-финансовых организациях. В процессе выемки изымаются документы как официального, так и неофициального бухгалтерского учета и отчетности, а также компьютерные программы, если сведения о финансово-хозяйственной деятельности содержатся в памяти персональных компьютеров или хранятся на магнитных носителях. Важное доказательственное значение имеют такие документы, как:
-                     приказы и распоряжения проверяемой организации;
-                     регистрационные документы организации;
-                     документы бухгалтерского учета и отчетности;
-                     документы учета операций по расчетным счетам;
-                     первичные кассовые документы;
-                     служебная переписка, договоры, книга учета доверенностей;
-                     товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, приходно-расходные ордера, платежные поручения, кассовые ленты, договоры банковского счета.[1]
Опыт расследования по уголовным делам о налоговых преступлениях показывает, что только при наличии полной уверенности в том, что документы будут представлены налогоплательщиком, возможно вынести постановление о производстве выемки, т.к. в противном случае подозреваемые предпринимают меры к сокрытию уличающих документов. В таких случаях обнаружить и изъять документы и иные доказательства, свидетельствующие об уклонении от уплаты налогов или страховых взносов, а также имущества, подлежащего аресту в целях обеспечения возмещения причиненного государству материального ущерба, возможно при проведении обыска.
Проведение обыска при расследовании налоговых преступлений преследует своей целью обнаружение документов, свидетельствующих о нарушении финансово-хозяйственной деятельности, повлекших уклонение от уплаты налогов. При обыске изымается «черновая бухгалтерия» - (черновые записи, в том числе со схемами ухода от налогообложения, с номерами документов, подлежащих уничтожению, неофициальная учетная документация, различного рода подложные документы, составляемые для прикрытия реальных хозяйственных операций, неоформленных товаров, расписки в получении денег, товаров и продукции). Могут быть обнаружены подготовленные к использованию или разорванные документы, поддельные оттиски печатей, образцы поддельных подписей. Документы неофициального учета, как правило, содержат сведения о финансово-хозяйственных операциях, которые не нашли отражения в бухгалтерских документах, а также позволяют установить факты осуществления финансово-хозяйственной деятельности в случаях утраты бухгалтерских документов или когда бухгалтерский учет не велся.
При необходимости изымаются учетные документы налогоплательщика, хранящиеся в электронном виде. В этих случаях привлекается специалист в области информационных технологий.
Обыски, как и выемки, проводятся в производственных, складских, торговых и иных помещениях, зданиях, сооружениях, используемых налогоплательщиками для извлечения прибыли независимо от форм собственности и места их нахождения в присутствии специалиста, который производит осмотр и анализ документов, подлежащих исследованию в целях раскрытия преступления. При необходимости производится личный обыск подозреваемого, с целью которого также является отыскание и изъятие объектов, имеющих значение для дела. Место обыска устанавливается следователем с учетом имеющихся на данный момент фактических обстоятельств дела. Обыск должен проводиться одновременно по месту работы и жительства всех подозреваемых. Обыск производится по мотивированному постановлению следователя.
Обязательным процессуальным средством фиксации результатов обыска и выемки является соответствующий протокол. Он составляется вне зависимости от их результативности. Протокол подписывается следователем, понятыми и другими участниками обыска и выемки. Копия протокола вручается  под расписку лицу, у которого производилось данное следственное действие. Если при обыске (выемке) составлялась опись изъятых предметов, ценностей, документов, копия ее вручается под расписку лицам, получающим копию протокола.
Правоприменительная практика показывает, что по налоговым преступлениям полнее собрать и закрепить доказательственную базу позволяет проведение следственного осмотра, поскольку он осуществляется в отношении большого количества разного рода документов, в которых отражены финансово-хозяйственные операции. Следственный осмотр проводится, как правило, с участием специалистов. В ходе этого следственного действия проводится анализ содержания учредительных документов и устава; свидетельств о регистрации и документов о постановке на учет в налоговый орган; налоговых деклараций; документов бухгалтерской отчетности организации, договоров, банковских и кассовых документов, актов выполнения работ, счетов-фактур и других учетных документов, подтверждающих факты проведения налогоплательщиком хозяйственных операций, учетных регистров – главной книги, журналов-ордеров и др. При необходимости с учетом следственной ситуации наряду с осмотром документов может иметь значение  и осмотр помещений, а также  участков местности, где возможно обнаружение неучтенного сырья, продукции, товаров, оборудования и транспорта, не состоящего на балансе организации.[1]
По уголовным делам об уклонении от уплаты налогов или страховых взносов с организаций должны быть допрошены свидетели, которыми, как правило, являются сотрудники контролирующих органов, осуществлявшие проверку налогоплательщика и выявившие нарушения; руководители и бухгалтерские работники – главный либо иное лицо, отвечающее за ведение бухгалтерского учета; представители предприятий-контрагентов, экспедиторы, кассиры, товароведы, продавцы, которые знают об искажении сведений  финансово-хозяйственных операций, о сокрытии объекта налогообложения, а также лица, непосредственно участвовавшие в осуществлении данных операций.
При расследовании налоговых преступлений применяется и такое следственное действие как допрос. При организации и проведении допроса необходимо учитывать возможные ролевые функции допрашиваемых лиц в осуществлении финансово-хозяйственной операции, поскольку во многих коммерческих предприятиях одни и те же лица исполняют разного рода обязанности и в силу должностных обязанностей могут владеть информацией, необходимой для следствия. Получаемые в ходе допроса показания являются источниками доказательств, а содержащиеся в показаниях факты и фактические данные – доказательствами. Для подозреваемого и обвиняемого показания являются средством защиты от возникшего против них подозрения или предъявленного обвинения.
Таким образом, тактика допроса должна строиться в зависимости от процессуального положения допрашиваемого лица. При этом необходимо учитывать то обстоятельство, что по налоговым преступлениям следователю перед допросом необходимо проводить дополнительные подготовительные мероприятия по изучению документооборота предприятия и соответствующих нормативных правовых актов по вопросам налогообложения, а также особенности личности свидетелей, подозреваемых, которые, как правило, имеют высокую профессиональную, экономическую и юридическую подготовку. Подготовительным этапом является также изучение следователем принципа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его связей. Предварительно устанавливается, какие ключевые звенья  этой деятельности имеются и кто в них задействован. Практика расследования налоговых преступлений показывает, что перед допросом соответствующей категории лиц следователь должен изучить акт документальной проверки и приложения к нему, наметить круг вопросов, подлежащих выяснению.
Следователь должен выяснить сущность налогового правонарушения и способ его совершения; период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, к которому данное правонарушение относится; должностных лиц, причастных к совершению указанного правонарушения; наличие права у налогоплательщика на осуществление лицензируемых видов деятельности; документальное подтверждение фактически осуществляемых налогоплательщиком-организацией или физическим лицом видов деятельности, в том числе запрещенных действующим законодательством или осуществляемых без наличия необходимой лицензии; иные обстоятельства, достоверно подтверждающие наличие факта правонарушения. Проверяет оценку стоимостного расхождения между заявленными в налоговых декларациях налогоплательщиком данными, связанными с исчисление и уплатой налогов, и фактическими данными, установленными в ходе проверки. [1]
В зависимости от следственной ситуации определяется порядок и последовательность допросов причастных к делу лиц, отрабатывается соответствующая тактика и проведение очных ставок.
При осуществлении допроса и очных ставок необходимо использовать такой тактический прием, как предъявление документа, поскольку, как показывает практика, обычно с момента совершения налоговых правонарушений до момента его выявления контролирующими органами проходит длительный период. По этой причине допрашиваемые лишь приблизительно помнят обстоятельства совершения финансово-хозяйственной операции и причастных к ним лиц. Все факты предъявления на допросе документов должны обязательно быть зафиксированы в протоколе.
Очные ставки по делам о налоговых преступлениях позволяют устранять противоречия в показаниях проходивших по делу лиц.
Перед проведением очной ставки следователь должен получить достоверные данные из иных источников, которые будут способствовать устранению противоречий в показаниях допрашиваемых и изобличению во лжи. Обычно противоречия возникают в показаниях руководителя и бухгалтера, подозреваемых в совершении преступления, а также руководителей и представителей других предприятий, с которыми осуществлялись финансово-хозяйственные операции.
 
2. 3. Назначение и производство судебных экспертиз.
Назначение и проведение судебных экспертиз по делам о налоговых преступлениях имеет важное доказательственное значение. Когда достоверность содержащихся в акте документальной проверки выводов вызывает сомнение или опротестовывается представителями предприятия, на котором выявлены нарушения налогового законодательства, а также, если в рамках повторной документальной проверки невозможно устранить содержащиеся в сведениях противоречия или получить ответы на отдельные вопросы, возникает необходимость в назначении судебно-экономической экспертизы.
В отличие от контрольных проверок экспертиза является исследованием материалов с целью установления фактических обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного решения дела, осуществляемым в рамках уголовного судопроизводства по заданию правоохранительных органов.[1]
Судебно-экономическую экспертизу можно определить как процессуальное действие, производимое в установленном законом порядке экспертом-экономистом и заключающееся в специализированном исследовании собранных документов хозяйственного учета и других материалов уголовного дела с целью установления выводным путем фактических данных о совершении хозяйственных операций, экономических показателей, наличии или отсутствии хозяйственных средств.
Предметом исследования судебно-экономической экспертизы являются результаты финансово-хозяйственной деятельности организации во взаимосвязи с действиями обвиняемого лица по руководству этой организацией, распоряжению ее денежными средствами.
Задачами судебно-экономических экспертиз являются:
- определение полученных организацией результатов финансово-хозяйственной деятельности или дохода в стоимостном выражении за период, когда этой организацией руководимо обвиняемое лицо;
- определение достоверности или недостоверности документов или бухгалтерской отчетности организации о результатах финансово-хозяйственной деятельности и прибыли;
- определение вреда, причиненного организациям и государству.
Объектом исследования данного рода экспертиз являются первичные распорядительные документы, платежные документы, регистры бухгалтерского учета, формы отчетности, расчеты налогов, представленные государству, сведения об их уплате в бюджет.
В соответствии с предметом судебно-экономической экспертизы на разрешение экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:
-  какие результаты финансово-хозяйственной деятельности были получены конкретной организацией в определенный период;
- соответствуют ли данные отчетности предприятия фактически полученным результатам финансово-хозяйственной деятельности за данный период;
- в чем заключается механизм несоответствия первичных документов, учета и отчетности сданной в налоговый орган, фактическим операциям и показателям реализации и прибыли организации;
- в какой сумме и какие налоги не исчислены и не уплачены предприятиям в бюджет за определенный период в связи с несоответствием первичных документов, учета и отчетности фактическим результатам финансово-хозяйственн
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.