На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Политика и религия. Пути и формы развития в России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Министерство образования  и науки РФ
ФГБОУ ВПО Псковский государственный  университет


 
Контрольная работа:

“ Политика и религия: пути и формы взаимодействия в Росии”
 
 
 
Выполнил студент:
группы 613-1701, Санин Д.А.
Преподаватель:
Габдулова Н.Н.
 
 
 
 
 
 
Псков
2012
Содержание:
Введение …………………………….……………………………………..3
    Религиозные организации. Структура взаимоотношений
политики и религии……………………................................................................5
1.1 Религиозные организации. Типы религиозных организаций .....................5
1.2 Структура взаимоотношений политики и религии ...................................8
    Новые тенденции и перспективы взаимодействия
церкви и государства  в российском обществе XXI века…...............................12
Заключение…………………………………………………………….….19
Список литературы…………………………………………………….…20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
Исторические процессы, происходящие в России на рубеже веков (XX-XXI вв.), позволяют  заявить о глубокой трансформации  всех сторон общественной жизни: культурной, политической, экономической, социальной. Распад Советского Союза, крушение коммунистической идеологии, переход к иным формам хозяйствования и управления обществом  привели не только к ухудшению  материального положения российских граждан, но и к духовному кризису, побуждающему искать выход из него, в том числе обращаясь к  традиционным духовным ценностям. К  одной из таковых следует отнести  религию - будь то христианство, ислам, или буддизм.
Несомненную важность представляет проблема церковно-государственных  отношений в современном обществе, отсюда такое внимание со стороны  как политической власти, так и  общественности к законодательству, регулирующему эти отношения. Взаимодействие государства и церкви осуществляется в конституционных рамках и с  опорой на нормы права, в частности  на Федеральный закон «О свободе  совести и религиозных объединений». Тем не менее, в современной ситуации нередки случаи выхода за конституционные  рамки как со стороны государственных  чиновников, так и церковных деятелей.
Проблемная ситуация состоит  в том, что российское общество, пережив  периоды подавления религиозности  и религиозного ренессанса, стоит  перед сложным осознанием сущности взаимоотношений таких феноменов  бытия, как Церковь и Государство  и корректировкой выбора способов церковно-государственного взаимодействия.
У каждого, следящего за современной  мировой политикой и наблюдающего активную роль в ней религиозного фактора , могут возникнуть вопросы: насколько прочно сегодня сплетаются религия и политика, каковы объективные и субъективные основания этого симбиоза и сколь продолжительным будет это сосуществование?
Очевидно, ответы на эти вопросы  будут тем содержательнее, чем  глубже будут  раскрыты как общие  причины переплетения религии и  политики, так и исторические особенности, те конкретные условия, в рамках которых  наблюдается их взаимодействие.
Объект исследования:  церковно-государственные отношения
Предмет исследования: формы и модели церковно-государственных отношений в российском социуме.
Целью контрольной  работы является более подробное изучение материала по вопросу «Политика и религия: пути и формы взаимодействия в России». Контрольная работа заключается в раскрытии теоретического вопроса в форме реферата со списком используемой литературы.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- Изучить типы религиозных организаций
- Рассмотреть структуру взаимоотношений политики и религии
- Выявить перспективы  взаимодействия церкви и государства  в российском обществе XXI века.
 
 
 
 
 
 
    Религиозные организации. Структура взаимоотношений политики и религии
 
1.1 Религиозные организации. Типы религиозных организаций.
Важнейшей целью религиозных  организаций является нормативное  воздействие на их членов, формирование у них определённых целей, ценностей, идеалов. Осуществление этих целей  достигается посредством выполнения ряда функций:
1) Выработка систематизированного  вероучения;
2) Разработка систем его  защиты и оправдания;
3) Руководство и осуществление  культовой деятельности;
4) Контроль и осуществление  санкций за исполнением религиозных  норм;
5) Поддержка связей со  светскими организациями, государственным  аппаратом.
В развитой форме религиозные  организации представляют собой  сложный  социальный институт. Внутренняя структура такого института представляет собой организационно оформленное  взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием  социальных организаций, также имеющих  статус социальных институтов. В частности, на уровне церкви уже чётко разделяются  управляющая и управляемая подсистемы. Первая подсистема включает в себя группу людей, занимающихся  выработкой и переработкой религиозной информации, координацией собственно религиозной  деятельности и отношений, контролем  за поведением, включающим в себя разработку и применение санкций. Вторая, управляемая  подсистема включает в себя массу  верующих.  Между этими подсистемами существует система нормативно оформленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осуществлять управление  религиозной деятельностью.
Регулирование этих отношений  осуществляется при помощи так называемых организационно-институциональных  норм. Эти нормы содержаться в  различного рода уставах и положениях о конфессиональных организациях. Они  определяют структуру этих организаций, характер отношения между верующими, священнослужителями и руководящими органами религиозных объединений, между священнослужителями различных  рангов, между руководящими органами организаций и структурными подразделениями, регламентируют их деятельность, права  и обязанности.
Исследователи религии выделяют четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секту, харизматический культ  и деноминацию. Церковь - это тип религиозной организации со сложной строго централизованной и иерархизированной системой взаимодействия между священнослужителями и верующими, осуществляющей функции выработки, сохранения и передачи религиозной деятельности и контроля за поведением людей. Церковь, как правило, имеет большое количество последователей. Принадлежность к церкви определяется не свободным выбором индивида, а традицией. Фактом своего рождения в той или иной религиозной среде, на основе определённого обряда индивид автоматически включается в данную религиозную общность.
Секта же возникает в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей на основе изменения вероучения и культа. Характерными чертами секты являются: сравнительно небольшое количество последователей, добровольное постоянно контролируемое членство, стремление отгородиться от других религиозных объединений и изолироваться от мирской жизни, исключительность установок и ценностей, убеждение в “избранничестве Божьем”, проявление оппозиционности и непримиримости к инакомыслящим, отсутствие деления на священнослужителей и мирян, провозглашение равенства всех членов организации.
Харизматический культ - можно рассматривать в качестве одной из разновидностей секты. Он имеет те же основные характеристики. Особенность же харизматического культа связана с процессом его формирования. Данная религиозная организация создаётся на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личности, которая признаёт себя сама и признаётся другими в качестве носителя особых божественных качеств (харизмы). Основатель и руководитель такой религиозной организации объявляется либо самим Богом или представителем Бога или какой-либо сверхъестественной силы. Харизматический культ, как правило, малочислен, в нём в более яркой степени выражены претензии на исключительность, изоляционизм, фанатизм, мистицизм.
Деноминация это промежуточный тип религиозной организации, в зависимости от характера образования и тенденции эволюции соединяющей в себе черты церкви и секты. От церкви она заимствует относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, отказ от политики изоляционизма, признание возможности духовного возрождения, а следовательно и спасения души для всех верующих. С сектой же её сближает принцип добровольности, постоянства и строгой контролируемости членства, претензия на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранничества.
В обществе постоянно продолжают идти церковно-образовательные и  сектообразовательные процессы. Возникающие  харизматические культы, секты в  процессе своей эволюции могут превратится  в церкви. Так, например, возникли и  христианство, и ислам. В свою очередь  от церквей постоянно отделяются какие-то группы и образуют секты.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод , что развитые религии представляют собой довольно сложное структурированное образование, включающее в себя три основных элемента - религиозное сознание, культовую  деятельность и религиозные организации.Тесным образом связанные и взаимодействующие  друг с другом эти элементы образуют целостную религиозную систему.
1.2 Структура взаимоотношений  политики и религии
Политика — сфера отношений  между индивидами и социальными  группами по поводу государственной  власти, государственного устройства внутри общества и межгосударственных отношений, призванных выразить их общие  интересы. Разумная стратегия заключается  в том, чтобы принимать во внимание всякий феномен таким, какой он есть. Это относится и к религии, так как ее влияние на все стороны  жизни человека существует объективно, и поэтому ее необходимо принимать  во внимание, причем такой, какой она  является в собственном самосознании. Даже если смысл кажется непонятным или странным, необходимо принимать  его именно таким, делая скидку на его значение во внутреннем построении. Итак, что же религия говорит сама про себя:
Религия —  специфическая  форма общественного сознания, главными принципами которой является исповедание личного, духовного, совершенного надмирного начала — Бога, являющегося источником бытия всего сущего, и убеждения в том, что человек способен к общению, единению с Богом и вечной с Ним жизни. Без этих двух основополагающих принципов, или хотя бы одного из них религия вырождается в шаманство, оккультизм. В современном обществе религия реализуется в конкретной сфере общественных отношений, использующих и учитывающих специфические особенности религиозного сознания.
 
Четыре основных типа взаимоотношений государства и религии.
1. Превращение государственной  власти в центр религии. Такое  положение было типично для  языческих государств, и ярким  примером может служить Римская  империя, где императору поклонялись  как Богу. Вообще, в различных  языческих государствах складывались  различные степени почитания  и обожествления верховного правителя. 
2. Подчинение государства  церковным учреждениям. Подобная  ситуация имела место в христианской  Европе средневековья. Папа, считавшийся  наместником Бога на земле,  по своему усмотрению раздавал  короны, полностью подчиняя государственную  власть церковной. 
3. Союз государства с  церковью, который был достигнут  в России подчинением монарха  религиозной идее и личной  его принадлежностью к церкви, при независимости от церкви  его государственной власти. 
4. Отделение государства  от церкви, крайняя форма которого  была обязательной частью внутренней  политики СССР, вплоть до полного  подчинения церкви государству.  В других государствах наблюдаются  более спокойные взаимонезависимые  отношения власти и церкви, хотя  полная независимость в чистом  виде отсутствует везде.
Хотелось бы обратить внимание на такой аспект, когда в развитии отношений церкви и государства  наступает момент его оцерковления, то есть перенятие некоторых функций  церкви. В таком случае, если перенятые  функции были или очень важными  или специфическими функциями церкви, то сама церковь как бы отходит  на второй план, и частично утрачивает свое влияние на жизнь общества.  Ситуации, когда, наоборот, церковь  стремится к доминированию, ведет  к неизбежной борьбе светской и церковной  власти за верховную роль. Именно такая  борьба имела место в средневековой  Европе, и окончилась победой национальной государственной политики над всеевропейским католическим владычеством.  Если уж рассматривать христианский подход к отношениям церкви и государства, то можно сказать, что согласно христианской позиции, церковь не должна заниматься управством гражданских дел, ибо подобные тенденции в целом могут привести к регрессу общественных отношений и негативно сказываться на самой церкви. Противоречие, заложенное в отношениях церкви и государства, может быть точно выражено вопросом: «Как же должны существовать государство и церковь: совокупно или раздельно; и кто кому в какой мере должен быть подчинен»?
Если принять за отправную  точку цепочки умозаключений  мнение, что для государства практическое значение имеет не непосредственно  религия, а порождаемый ею нравственный элемент общества, то можно сказать, что потребность государства  в этике приводит его к необходимости  уважать религию.  Для того, чтобы  нравственное начало могло оказывать  свое позитивное влияние на политические отношения, необходимо, чтобы религия  была независима от государства, ибо  религия может существовать только самостоятельно, так как без этого  она перестает быть самой собой  и перестает рождать ту высокую  этику, из-за которой она и дорога государству. Отсюда логически напрашивается вывод об отделении церкви от государства, но отделении не абсолютном, а о таком способе взаимоотношений церкви и государства, когда государство не берет на себя излишней и непосильной обузы руководить религиозными отношениями и снимает с себя ответственность за действия церкви. В свою очередь церковь тоже не вмешивается в государственную политику, занимаясь только выполнением своих специфических функций.Такое отделение подразумевает демократический союз церкви и государства, поскольку при этом церковь не исчезает, а продолжает действовать на общественное сознание, не вмешиваясь в систему управления государством. 
Наиболее полно это  реализовалось в последние годы существования самодержавной России, когда заимствованный ей византийский принцип равноправия двух властей вел к укреплению государства, так как они не боролись между собой, а создавали и укрепляли взаимный авторитет. Таким образом, подобные взаимоотношения позволяют реализовать идею господства нравственного идеала, так необходимого обеим сторонам, без каких-либо болезненных взаимных уступок.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Новые тенденции и перспективы взаимодействия церкви и государства в российском обществе XXI века
Уникальной особенностью современного положения церкви и  ее взаимодействия с государством является кардинальное изменение ее роли и  статуса в структуре современного российского общества.
Церковь изначально, с первых дней ее появления составляла с государством единую социальную систему. Церковь  всегда поддерживала власть монархов, взамен получая социальные гарантии, а христианство выступало в роли государственного мировоззрения, его  идеологии. В России, где проявила себя «симфония» властей, церковь рассматривалась  как «ведомство православного вероисповедания». Крушение самодержавия повлекло за собой  в пучину гибели и Православную Церковь.
Революция 1917 года в России должна была вывести Россию на новый  виток общественных отношений, когда  общество - государство трансформируется в гражданское общество (так было в государствах Западной Европы). В  России этого не произошло: слишком  сильным оставались традиции государственности, слишком слабы (можно сказать, вообще отсутствовали) тенденции гражданского общества. Общественность была подавлена  новым государственным режимом. Это в полной мере отразилось и  на судьбе церкви.
Начавшийся в 90-е годы процесс перестройки привел к  крушению коммунистической идеологии, а экспансия ценностей западной культуры обернулась падением нравственности и ростом бездуховности отдельной  части молодежи. Кроме того, начавшийся процесс проникновения в российскую культуру «новых религий» на волне  демократизации общества создал явную  угрозу распада мировоззренческих  идеалов и ценностей российской культуры. Экономический, политический кризис, переживаемый Россией в начале 90-х годов, усугубился кризисом духовности. В этих условиях власти осознали необходимость консолидации с авторитетными общественными организациями российского общества, среди которых всегда была Русская Православная Церковь.
Принцип отделения церкви от государства остается основополагающим, однако меняется его содержание. Остались прежними конституционные рамки  церковно-государственных отношений, определяющие светский характер современного российского государства, провозглашающие  свободу совести и равенство  всех религиозных объединений1. Законом РФ гарантируется статус церкви как юридического лица, право на собственность; Законом разрешаются преподавание религиозных дисциплин на факультативной основе, совершение религиозных обрядов, миссионерская деятельность в больницах, домах престарелых, тюрьмах, лагерях. Законом ограничивается деятельность иностранных миссионеров.
Русская Православная Церковь  традиционно стремится отстоять свою автономию, но при этом в новых  условиях она не желает оставаться на окраине общественных процессов, быть всего лишь экзотическим украшением новой культуры, не желает ограничивать себя сугубо религиозной деятельностью, она все больше заявляет об особом статусе в государстве - быть духовной, скрепляющей, интегрирующей все  происходящие в обществе процессы силой. Заявляя о своем невмешательстве  в политические процессы, она, тем  не менее, предлагает свои идеологические разработки, а также и формы  взаимоотношений: сотрудничество, «соработничество», диалог, терпимость, ненасилие.
В каких же сферах церковь  определяет свое участие? В концепции  указывается: «Областями соработничества  Церкви и государства в нынешний исторический период являются:
а) миротворчество на международном, межэтническом и гражданском  уровнях, содействие взаимопониманию  и сотрудничеству между людьми, народами и государствами;
б) забота о сохранении нравственности в обществе;
в) духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и  воспитание;
г) дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ;
д) охрана, восстановление и  развитие исторического и культурного  наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры;
е) диалог с органами государственной  власти любых ветвей и уровней  по вопросам, значимым для Церкви и  общества, в том числе в связи  с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и  решений;
ж) попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание;
з) труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения  свободы;
и) наука, включая гуманитарные исследования;
к) здравоохранение;
л) культура и творческая деятельность;
м) работа церковных и  светских средств массовой информации;
н) деятельность по сохранению окружающей среды;
о) экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и  общества;
п) поддержка института  семьи, материнства и детства;
р) противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества.
В то же время существуют области, в которых священнослужители  и канонические церковные структуры  не могут оказывать помощь государству, сотрудничать с ним. Это:
а) политическая борьба, предвыборная агитация, кампании в поддержку тех  или иных политических партий, общественных и политических лидеров;
б) ведение гражданской  войны или агрессивной внешней  войны;
в) непосредственное участие  в разведывательной и любой иной деятельности, требующей в соответствии с государственным законом сохранения тайны даже на исповеди и при докладе  церковному Священноначалию.2
Столь широкий охват проблем  и готовность принимать участие, сотрудничать с государством в их разрешении, безусловно, свидетельствуют  о новом, ином, чем это было в  советское время, положении церкви в современном Российском государстве. Иерархи, идеологи церкви пытаются убедить  представителей власти и общественности в том, что расколотому обществу, лишившемуся правовых, нравственных ориентиров, низвергнутому в нищету, не найти выхода из экономического провала и социального тупика, не достигнуть духовного возрождения  без активного участия в этом процессе церкви как цементирующего и объединяющего все положительные силы фактора.
Церковь в современных  условиях пытается обеспечить свое влияние  на общество в целом. Перспективным  направлением в этом отношении является возможность получить доступ к средствам  массовой информации, в первую очередь, к телевидению. Церковь неоднократно заявляла о необходимости установить на ТВ нравственную цензуру путем  создания наблюдательных советов с  участием представителей церкви. В  январе 2002 года на Рождественских чтениях  церковь заявила о необходимости  создать свой канал на телевидении. Так, протоиерей Владимир Соловьев заявил, что поскольку в России 70% населения - православные, то они должны иметь 70% эфирного времени на телевидении. Мы должны ставить перед депутатами задачу, чтобы они обещали, что  наших детей будут учить Закону Божию, а с экранов телевизоров  уберут все, что нам не нравится.
Несомненным успехом в  стремлении утвердиться в обществе является достижение взаимопонимания  церкви и государства в области  образования. Разрешено религиозное  образование в светской школе  в рамках факультативов, открыты  воскресные школы, специальные православные лицеи. Однако церковь считает необходимым, чтобы обучение религии стало  возможным в рамках стандартного образовательного процесса и осуществлялось за счет государства, в рамках вариативной  составляющей. В 90-е годы в ходе полемики по этому вопросу родилась идея преподавать  не Закон Божий, как это первоначально  предлагалось церковью, и не собственно православное учение, а «православную  культуру»: это не противоречит конституционному принципу отделения от церкви, привлекательнее  для учащихся и более соответствует  современному массовому пониманию  православия скорее как части  национальной культуры и истории, нежели как личного религиозного выбора.
Радикальный переход церкви из состояния безоговорочного подчинения государству, присущего ей в советский  период, к положению равноправных возможностей и «соработничества»  приводит к несостыковкам, к некоторым  противоречиям и осложнениям  в их отношениях, поскольку претензии  церкви противоречат положениям Конституции.
1.  Православная Церковь  настаивает (как указывалось выше) на первенствующем положении  по сравнению с другими религиями  в государстве и предлагает  православие сделать господствующей  идеологией, поскольку оно объявляется    «государствообразующей»,    «культурообразующей»   религией, стержнем «русской национальной  идеи», «основой русского национального  характера». Конституция, в частности,  ст. 13, гласит: «1. В Российской Федерации  признается идеологическое разнообразие. 2. Никакая идеология не может  устанавливаться в качестве государственной  или обязательной». 
2. РПЦ внедряется в  образование; существует договор  о сотрудничестве с Министерством  образования РФ и РПЦ, и на  сегодняшний день в учебные  планы средних образовательных  школ введена дисциплина «Православная  культура», которая является расширенным  вариантом Закона Божия и которая  считается основным учебным предметом.  Между тем, религиозные объединения,  согласно Конституции, отделены  у нас от государства, что  делает недопустимым введение  дисциплины «Православная культура»  в светской школе. Противоречит  это положение и п. 4 ст. 2 Закона  «Об образовании». Как РПЦ, так  и Министерство образования хорошо  об этом осведомлены.
3.  Как указывается  в «Основах социальной концепции  Русской Православной Церкви»,  светское государство «не связывает  себя какими-либо религиозными  обязательствами», а церковь подчиняется  общехристианскому требованию безоговорочного  подчинения любой власти. Вместе с тем в этом же документе заявляется, что в случае принуждения со стороны государства верующих к «греховным, душевредным деяниям» призовет их к гражданскому неповиновению. Но что есть греховное деяние, ни в каких законодательных документах не определено, а у существующих в России религий понятие греха разное, и потому отдать предпочтение православной трактовке понятия греха означало бы нарушение конституционного принципа равенства религиозных объединений перед законом и возможность заявления протестов представителей других религиозных конфессий.
4. Русская Православная  Церковь стремится подчинить  своему влиянию Вооруженные Силы  России. Руководство РПЦ договорилось  с Министерством обороны РФ  и получило право на религиозное  воспитание российских воинов. На  сегодняшний день стараниями  министерства в военных городках  и военных учебных заведениях  сооружаются православные храмы,  в то время как другим конфессиям  доступ ограничен либо вообще  запрещен. А между тем Закон  «О свободе совести и религиозных  объединениях» не предписывает  военному руководству мер. содействия  какой-либо религиозной конфессии,  но запрещает «использовать свое  служебное положение для формирования  того или иного отношения к  религии» (п. 4 ст. 4) и предписывает  препятствовать «участию военнослужащих  в богослужениях, других религиозных  обрядах и церемониях» (п. 4 ст. 16).
Какой можно сделать вывод? Отношения между государством и  церковью невозможно регулировать только законом; церковь - сфера духа, государство, закон - инструмент земного благополучия.
 
 
 
Заключение
Несомненную важность представляет проблема церковно-государственных  отношений в современном обществе, отсюда такое внимание со стороны  как политической власти, так и  общественности к законодательству, регулирующему эти отношения.
В развитой форме религиозные  организации представляют собой  сложный  социальный институт. Внутренняя структура такого института представляет собой организационно оформленное  взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием  социальных организаций, также имеющих  статус социальных институтов.
Русская Православная Церковь  традиционно стремится отстоять свою автономию, но при этом в новых  условиях она не желает оставаться на окраине общественных процессов, быть всего лишь экзотическим украшением новой культуры, не желает ограничивать себя сугубо религиозной деятельностью, она все больше заявляет об особом статусе в государстве - быть духовной, скрепляющей, интегрирующей все  происходящие в обществе процессы силой.
Современная политика представляет собой сложное общественное явление, влияние которого на различные стороны  общественной жизни сложно оценить  однозначно.  Тем не менее, это  влияние существует, и представления  о нем являются частичкой знания об обществе. Чем больше человек  знает об обществе, в котором он живет, о взаимодействии его составных  частей и явлений, тем проще ему  в этом обществе жить.
Какой можно сделать вывод? Отношения между государством и  церковью невозможно регулировать только законом; церковь - сфера духа, государство, закон - инструмент земного благополучия.
 
Список литературы
    Конституция Российской Федерации 1993 г.;
    Федеральный закон о свободе совести 1997 года.
    Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ. - М.: ИНФРА-М, 2000.
    Баханов А.Н. Национальные корни и иностранные влияния в области культурного созидания (в первой половине XIX века) // Московский журнал. - 2004. - № 3.
    Бурьянов С. Государственно-церковные отношения против свободы совести и правового статуса // Отечественные записки. - 2002.-№ 7.
    Доусон К.Г. Религия и культура: Пер. с англ. Вступит. Слово и комментарий К.Я. Кожуркина. - СПб.: Алетейя, 2005.
    Щипков А. Регулирование государственно-церковных отношений: к симфонии через партнерство // Религия и СМИ. - 2002.
    Гараджа В. «Политика и религия». //Наука и религия.-2004.
    http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html
1 См.: Конституция Российской Федерации 1993 г.; Федеральный закон о свободе совести 1997 года.
2 http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.