На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формирование личности подростка

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


АКАДЕМИЯ  СФЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 
 
 
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА
На  тему:
«Формирование личности подростка»
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                             Студентка 
                                                             Руководитель 
                                                             Группа 04-09П
 
 
 
 
                                                    Москва 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА личности
1.1 Понятие  личности ……………………………………………………. 5 стр.
1.2 Структура  личности и её особенности ……………………………... 8 стр.
1.3 Развитие личности …………………………………………………… 10 стр.
2. ОСОБЕННОСТИ формирования личности В подросткОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Подростковый возраст и его специфика ………………………….. 16 стр.
2.2 Формирование  самосознания и самооценки ……………………... 21 стр.
2.3 Формирование чувства взрослости ………………………………. 22 стр.
2.4 Формирование «Я-концепции», или становление идентичности подростков ……………………………………………………………… 25 стр.
2.5 Общение с родителями и его влияние на становление личности подростка
2.6 Общение со сверстниками и субкультура ……………………….. 35 стр.
2.7 Влияние  школьного обучения и общения  с педагогами на развитие личности  подростка ……………………………………………………. 39 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА 
Введение
Подростковый  возраст – важнейший этап в  жизни, во многом определяющий судьбу человека. Это один из самых сложных  и важных периодов – пора поиска и постижения себя, экспериментирования  в разных ролях, это отчаянное  желание доказать свою взрослость и  независимость от родителей. Это время, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость во взрослой жизни, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность.
Эти важные качества личности не развиваются спонтанно, а постепенно формируются в определённых социальных условиях: выраженной родительской любви, участия педагогов, общения со сверстниками и под влиянием благоприятной окружающей среды, когда у ребенка окончательно формируется потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, а также стремление научиться многому.
В разные возрастные периоды количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, и их воспитательное значение различны. В процессе развития от рождения до трех лет доминирует семья, и основные личностные новообразования ребёнка связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела. Дополнительно расширяется сфера контактов со средствами массовой информации за счет чтения, резко возрастает поток информации воспитательного плана, достигающий ребенка и оказывающий на него определенное воздействие.
Подростковый  возраст характеризуется специалистами  как переходный, сложный, трудный, критический, и имеет важнейшее значение в становлении личности человека: значительно расширяется объем деятельности, качественно меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, формируются основные принципы нравственности и основы мировоззрения, что тесно связано с интеллектуальным развитием.
Но особенно трудно приходится подростку, когда  его взросление проходит в условиях нестабильности в экономической  и культурно-ценностной сферах развития современного общества, кризиса института  семьи. Период, в который подросток впервые серьёзно сталкивается с реалиями взрослого мира, и который по содержанию приближается к возрастному кризису, переживается ими очень остро: они становятся агрессивными, непослушными в общении с родителями и учителями, а некоторые начинают употреблять алкоголь и наркотики. В такой ситуации самые заботливые родители и педагоги оказываются беспомощными. Не понимая, что происходит с подростками, они совершают поступки, усугубляющие кризисное состояние детей. При этом часто сами родители находятся в стрессовом состоянии, неблагоприятно сказывающемся на их эмоциональном и физическом благополучии.
Таким образом, на очерченную проблему формирования и становления здоровой, активной, адаптированной и целеустремлённой личности влияет множество факторов: отношения подростков с родителями и сверстниками, социальный статус в коллективе ровесников, академическая успешность, развитость познавательной сферы, развитие творческих интересов, формирование «Я-концепции», а также физиологические особенности.
И поэтому, актуальность данной работы обусловлена важностью формирования полноценной, всесторонне развитой и социально зрелой личности в подростковом возрасте для дальнейшей счастливой и плодотворной жизнедеятельности человека, и как следствие, малой вероятности развития девиантного поведения личности в обществе.
Основной целью работы явилось изучение и анализ факторов развития и становления личности подростка.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
  - определить  основное понятие личности в  психологии, её структуру и развитие;
- исследовать особенности формирования личности в подростковом возрасте;
- рассмотреть особенности общения подростков с родителями и его влияние на становление личности подростка;
- изучить особенности общения подростков со сверстниками;
- выявить степень влияния школьного обучения и общения с педагогами на развитие личности подростка.
- выявить условия, способствующие успешному развитию подростка.
Предметом выступили условия и факторы, способствующие успешному формированию личности подростка.
Структурно работа представлена введением, двумя главами основной части, выводами по главам и заключением.
Глава I. Общая характеристика личности.
 
      Понятие личности.
Изучая человека, в разных гуманитарных науках используют различные термины, в зависимости о цели и аспекта этого изучения. Если человек рассматривается просто как представитель человеческого рода, то используется термин индивид. Индивидом называют любого человека, новорожденного и взрослого, здорового и больного, независимо от его качеств и особенностей.
Когда индивид  сознательно и целенаправленно  выполняет определенную деятельность (умственную, физическую или практическую), познает и преобразует в процессе этой деятельности окружающий мир, то его уже называют субъектом.
Наконец, когда рассматривают человека как  члена определенного общества, как  субъекта человеческих отношений и  сознательной деятельности, то говорят  о его личности.
Личность – это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны его наиболее существенных, социально значимых свойств. Личность есть целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия.
Следовательно, человек является личностью в  той мере, в какой у него развиваются  социальные, приобретённые качества, в какой он становится сознательным субъектом своей личной и общественно  полезной деятельности, т.к. именно в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, определяющая все явления человеческого развития, включая природные особенности.
Общим объективным понятием личности является система общественных отношений. В этом смысле общество порождает личность. Личность и общество не противостоят друг другу как две разные взаимодействующие силы. Отношение “индивид – общество” есть отношение порождения, формирования личности обществом. И вместе с тем порождение, формирование и развитие личностей является необходимой составляющей самого процесса развития общества, поскольку без личностей ни этот процесс, ни само общество не могут существовать.
В эволюционном процессе личность характеризуется  в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды. При этом личность как таковая относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружающей обстановке.
О человеке как о личности можно говорить, лишь начиная с некоторого этапа  его жизнедеятельности. Иными словами, не всякий человеческий индивид со своей индивидуальностью является личностью. С. Л. Рубинштейн так характеризовал различия между этими понятиями: «Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, неповторимых свойств; человек есть личность в  силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему».
Каждый  человеческий индивид обладает неповторимым своеобразием физических и психических  особенностей (физической конституцией, типом нервной системы, характером, темпераментом, потребностями, способностями и т.д.), теми особыми качествами, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей. Рассматривая и изучая это своеобразие, психологи говорят об индивидуальности человека, которая формируется на основе унаследованных задатков в процессе воспитания и обучения, под влиянием социальных условий и общественной среды, в которой живет, воспитывается и работает человек, а также в процессе самовоспитания, играющего огромную роль в развитии индивидуальности человека. Изучение индивидуальных различий помогает выявить и понять,  какие специфические качества или их комбинации дифференцируют одну личность от другой.
Итак, когда человека можно считать личностью?
Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях  говорят, что субъект способен к  опосредованному поведению. При  этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они  социальны по своему происхождению  и смыслу, то есть заданы обществом, воспитаны в человеке. Это первый критерий личности.
Второй необходимый  критерий личности – способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов.
От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное  поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже “стихийную нравственность”: человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило поступить его определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.
Итак, что  же такое личность, если иметь в  виду указанные ограничения?
Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих .
 Заметим, что индивид, участвующий в некоторой деятельности, не всегда является субъектом этой деятельности. Так, например, когда ребенок манипулирует игрушками, то он еще не субъект этой деятельности, ибо это манипулирование производится им неосознанно и нецеленаправленно. Учащийся, выполняющий задание учителя в силу лишь внешних побуждений (по привычке подчиняться взрослым или в силу другого внешнего побуждения), также не является подлинным субъектом этой учебной деятельности. Пока он лишь объект учебно-воспитательных воздействий учителя, который в этом случае и является подлинным субъектом учебно-воспитательного процесса. Учащийся становится субъектом своей учебной деятельности лишь в меру того, в какой степени он осознает подлинные цели учения и целенаправленно выполняет учебную работу ради осуществления этих целей, принимаемых как личностно значимые.
Отсюда  следует закономерный вывод, что  личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы. Такой человек не просто выделяется благодаря тому впечатлению, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. Он проявляет самостоятельность мысли, небанальность чувств, какую-то собранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагает глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе.
Резюмируя сказанное, можно утверждать, что  личность — есть целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.
 
      Структура личности и ее особенности.
Личность  каждого человека представляет собой  очень сложное и зачастую весьма противоречивое сочетание различных  черт (качеств, свойств и особенностей). Это своеобразная совокупность различных  черт личности обладает следующими важнейшими особенностями:
1. Личность - есть единое целое всех ее различных черт. При этом каждая черта личности неразрывно связана с другими и поэтому она приобретает совершенно разное, порой прямо противоположное, значение в зависимости от сложившегося у этой личности сочетания ее черт.
Индивидуальность – совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого. Сюда входят как индивидуально неповторимые особенности функционирования организма, так и те, которые относятся к уникальным свойствам личности.
Направленность – важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как общественного существа, главные тенденции его поведения.
Потребность – испытываемая человеком нужда в определенных условиях жизни и развития.
Мотивы – связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос: «Ради чего она совершается?». Мотив предполагает знания о тех материальных и идеальных объектах, которые способны удовлетворить потребность, и в тех действиях, которые способны привести к ее удовлетворению.
Мотивация - относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов.
Темперамент - характеристика индивида со стороны нервно- динамических особенностей его психической деятельности.
Способности – психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.
Эмоциональность – совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям.
Активность – мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью; интенсивность, продолжительность и частота выполняемых действий или деятельности любого рода.
Саморегуляция – регуляция субъектом своего поведения и деятельности.
Побуждения – мотивационный компонент характера.
Волевые качества – потребность в преодолении препятствий; сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков.
Призвание – качество личности, в структуру которого входят способности к данной деятельности; оно соотносится и со склонностями и с характером.
Целеустремленность – направленность характера; объединяет понятие цели и понятие стремления.
Стремление – потребность в таких условиях существования и развития, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат специально организованной деятельности личности.
Следовательно, когда мы говорим о какой-то черте  личности (качестве, свойстве), то обычно нельзя сказать, положительна или отрицательна она сама по себе. Чтобы правильно оценить ту или иную черту личности, надо рассматривать её лишь в сочетании, в связи с другими чертами данной личности.
2. Хотя  черты (качества и свойства) личности  в процессе жизнедеятельности  человека все время меняются, трансформируются, они в совокупности  образуют целостную структуру  личности, обладающую относительным  постоянством, по крайней мере, на  некотором отрезке жизни. Только  поэтому можно говорить об устойчивости личности. Именно эта устойчивость позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации, при тех или иных обстоятельствах.
Поэтому имеет смысл глубоко изучать  личность каждого подростка, ибо  такое изучение поможет установить подлинные причины тех или  иных особенностей ребёнка, и предугадать, что можно ожидать от него в  будущем. В результате такого изучения личности можно вполне обоснованно  и правильно установить, в каком  направлении надо вести воспитательную работу по дальнейшему формированию личности каждого подростка, какие  стороны и черты личности надо укреплять и развивать, а какие  изменять.
3. Личность всегда активна. Активность личности проявляется в разнообразной и многогранной деятельности. Личность стремится к деятельности и вне деятельности она не может ни развиваться, ни существовать. Поэтому важно направить активность каждого подростка в нужном направлении, на познание окружающего мира, на общественно-полезную деятельность, на саморазвитие и самовоспитание.
4.  Личность может жить, существовать  лишь в общении с другими  личностями. Вне общения, в изоляции от общества, личность не может развиваться, не может существовать. Только в общении со взрослыми, со своими сверстниками формируется личность ребенка.
 
1.3 Развитие личности
Проблема личности и её развития имеет различные аспекты и поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией.
Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.
Можно выделить физическое развитие (изменение роста, веса, силы, пропорций тела человека), физиологическое развитие (изменение функций организма в области сердечно-сосудистой системы, нервной системы, пищеварения, деторождения и пр.), психическое развитие (усложнение процессов отражения человеком действительности: чувств, ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения; а так же более сложных психических образований: потребностей, мотивов деятельности, способностей, интересов, ценностных ориентаций).
Социальное развитие человека состоит в его постепенном вхождении в общество, в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые и другие отношения. Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, психическое, социальное развитие, за свою жизнь и жизнь других людей. Духовное развитие все больше признается ядром становления личности человека.
Способность к развитию – важнейшее свойство личности на протяжении всей жизни человека. Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно происходит в процессе усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу на данном этапе развития.
Может показаться, что воспитание по отношению к  развитию вторично. Но на самом деле их отношения сложнее. Развитие человека обеспечивается непосредственно через воспитание, благодаря передаче своего собственного опыта и опыта предшествующих поколений. Именно в процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого за тем влияет на воспитание, изменяя его. На протяжении всей жизни человека воспитание и развитие взаимно обеспечивают друг друга.
Движущая сила развития – есть борьба противоречий, столкнувшихся в конфликте противоположных начал. Человеку не приходится ни искать, ни придумывать противоречия, они возникают на каждом шагу как диалектическое следствие изменения потребностей, порождаемых развитием и реальными возможностями их удовлетворения.
Удовлетворение  потребностей вновь и вновь воспроизводит  ситуацию, в которой обнаруживается противоречие между достигнутым  уровнем развития потребностей человека и реальным потенциалом их удовлетворения. Удовлетворение потребностей посредством активной деятельности закономерно порождает новую, более высокую по уровню потребность. Благодаря этому механизму, развивающаяся личность, постоянно воспроизводя новые и новые потребности, имеет разветвленную систему мотивации поведения.
Необходимо  отметить так же, что развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. Это обуславливается противоречивостью процесса развития. Именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности.
Согласно  концепции А.В.Петровского, развитие личности человека можно представить, как процесс вхождения в общественно-историческое бытие, представленное в жизни человека, его участие в деятельности и общении различных групп, в которых он осваивается и которые он активно осваивает, т.е. как процесс вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней.
В таблице  №1 показаны этапы развития личности на примере подростков. Они называются фазами развития личности.
 
 
 
1-я фаза - АДАПТАЦИЯ
Например, подросток, попавший в новую
Усвоение действующих
  для него компанию ребят, превоначально
в общности норм и овладение
  стремится ничем не выделяться, усваивает
соответствующими формами
  принятые в ней нормы общения, лексики,
и средствами деятельности
  стиль одежды, общепринятые интересы и  вкусы
     
    Справившись с трудностями адаптации, подросток
2- фаза - ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ
  начинает осознавать, что он как  личность утрачивает
Поиск средств и способов
  себя, так как другие не могут в  нём разглядеть
для обозначения своей
  индивидуальность. И подросток ищет средства и 
индивидуальности
  способы для обозначения своей  личности (спорт,
    успехи, опыт в отношении с противоположным
    полом, смелость и т.д.)
     
3-я фаза - ИНТЕГРАЦИЯ
   
Общность одобряет и культивирует
  Коллектив, присматриваясь к особенностям подростка,
лишь те индивидуальные особенности
  поддерживает лишь те, которые способствуют успеху
личности, которые соответствуют 
  совместной деятельности. Происходит интеграция
её ценностям
  личности в общении

 
Таблица №1. Этапы развития личности в относительно стабильной общности.
 
Основные  пути, которыми может идти развитие личности, были выявлены в проведенном  на старших подростках исследовании Е.Р. Калитеевской.
Автономный  тип или путь развития личности был выявлен и у юношей и у девушек. Этот тип - единственный, где налицо все основания говорить о прохождении подросткового кризиса и о смене движущих сил личностного развития, выходе на уровень самодетерминации, основывающейся на свободе и ответственности. Люди, относящиеся к этому типу, отличаются устойчивым положительным самоотношением, опорой на внутренние ценностные критерии в ситуации принятия решения, ощущением своей личной ответственности за результаты своих действий. Родители предоставляли им самостоятельность, сохраняя эмоциональное принятие.
Симбиотический  тип или путь также выделился и у юношей и у девушек. Этот тип заключает в себе предпосылки невротического развития личности. Люди, отнесенные к этому типу, испытывали эмоциональное отвержение и контроль со стороны матери, отношение как к маленьким со стороны отца. Им присуще неустойчивое и в целом негативное самоотношение, зависящее от внешней, прежде всего родительской, оценки, чувство личной ответственности за результаты своих действий, но вместе с тем принятие решений на основе из заданных извне критериев. Несвобода сочетается здесь с извращенной формой ответственности – с "ответственностью" за реализацию не своих, а чужих ценностей. По-видимому, характерное для данного типа родительское отношение складывается в период взросления ребенка как реакция на это взросление. У родителей возникает страх самостоятельности ребенка, и они, чаще всего бессознательно, стремятся сохранить его зависимость от них, делая свою любовь условной наградой за желаемое поведение. Из страха потерять родительскую любовь подросток сохраняет ориентацию на родительские ценности – внешнюю опору в поведении. Родители пристально контролируют и оценивают поведение ребенка, не принимая его в целом как личность. Тем самым у него формируется ориентация на "заработанное" признание.
Импульсивный  тип или путь типичен для мальчиков, хотя возможны и исключения. Для людей, относящихся к этому типу, характерно не интегрированное, диффузное, неустойчивое самоотношение скорее с положительным, чем с отрицательным знаком, внутренние критерии принятия решения, но при этом ощущение независимости результатов действий от собственных усилий. Отношение родителей к ним противоречиво; в нем как бы подчеркивается несостоятельность ребенка без явного отвержения. Позитивное в целом самоотношение дает такому подростку внутреннее право на активность, однако неразвитая саморегуляция делает недостижимой подлинную свободу, место которой занимает импульсивный протест, противопоставление себя другим. Структура самоотношения свидетельствует, помимо его неустойчивости, о самопривязанности, нежелании меняться и отсутствии идеалов. Таким человеком очень легко манипулировать. Рано или поздно он падет жертвой своей импульсивности и, несмотря на внутреннюю опору, подчинится внешним воздействиям.
Конформный  тип, характерный, напротив, преимущественно для девочек, имеет общие черты с импульсивным. У людей, относящихся к этому типу, самоотношение неустойчиво, преобладает опора на внешние критерии принятия решения и чувство независимости результатов действий от собственных усилий. Для родителей таких детей характерно скрытое отвержение, выражающееся в формальном воспитании, формирующем ориентацию на внешние формальные стандарты "как все". Это же способствует формированию условно позитивного самоотношения, зависящего от внешней оценки, которую можно заслужить, ведя себя сообразно внешним требованиям. Такой человек может успешно адаптироваться к жизни ценой безоговорочного принятия внешних требований и оценок в качестве руководства к действию.
Автономный  путь или тип развития является единственным путем, ведущим к достижению личностной зрелости и полноценного человеческого существования. Остальные три из четырех описанных типов, моделей или путей развития личности ведут в тупик.
Отсюда видно, что личностная зрелость – это понятие не возрастное, а характеризующее путь, которым  движется человек. Если истинная свобода  постоянно порождает еще большую  свободу, то невроз порождает еще  больший невроз, конфронтация - еще  большую конфронтацию, а конформизм - еще больший конформизм. Вступив  на один из этих путей (а выбор его  во многом определяется особенностями  родительского отношения в подростковом и более раннем возрасте), мы попадаем на конвейер, влекущий нас по жизни  этим путем. Покинуть его возможно, однако, лишь ценой больших внутренних усилий. В частности, основная задача любой серьезной психотерапии, какими бы методами она ни пользовалась, –  направить человека по автономному  пути развития. Если эта задача будет  решена, он уже больше не будет нуждаться  в психотерапии.
Четыре описанных пути развития личности характеризуются разным отношением личности к собственной жизни, разной формой организации личностью собственной  жизни или жизненной позицией. Это отношение или позицию  можно охарактеризовать двумя параметрами: осознанностью и активностью. Осознанность характеризует степень выделения  личностью себя из потока своей жизни, осознания несовпадения своего "Я" и объективно разворачивающегося жизненного процесса; отсутствие осознанности характеризует  людей, для которых их "Я" неотделимо от того, что с ними происходит. "Осознание  жизни превращает ее в подлинное  бытие. Отсутствие осознания оставляет ее всего лишь существованием".
В заключении необходимо сказать, что  задержка развития – интеллектуального, физического, социального – в силу различных причин, может привести к возникновению переплетения разных видов деприваций – эмоциональной, сенсорной, социальной.
Делая вывод по первой главе, можно утверждать, что становление личности - есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми…
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава II. Особенности формирования личности
                   в подростковом возрасте.
 
2.1. Подростковый возраст и его  специфика.
             …в структуре личности подростка нет ничего 
                  устойчивого, окончательного, неподвижного…

                                                                                           Л.С.Выготский

Главное содержание подросткового  возраста составляет его переход  от детства к взрослости. Этот переход  подразделяется на два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Процесс акселерации нарушил  привычные возрастные границы подросткового  возраста. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая  литература определяет разные границы  подросткового возраста:10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет.
На современном  этапе границы подросткового  возраста связаны с обучением детей в средних классах и отмечены возрастом от 11–12 лет до 15–16 лет. Но надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме. Наиболее существенным в подростковом возрасте является половое созревание. Показатели его и определяют границы подросткового периода. Начало постепенного увеличения секреции гормонов начинается в семь лет, но интенсивный подъем секреции происходит в подростковом возрасте. Это сопровождается внезапными увеличениями роста, возмужанием организма, развитием вторичных половых признаков.
О проблемности подростков, о том, что подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении в силу полового созревания, говорили такие педагоги-психологи, как Л.М.Фридман и Божович Л. И..
 В  ходе бурного роста и физиологической  перестройки организма у подростков  может возникнуть чувство тревоги,  повышенная возбудимость, сниженная  самооценка. В качестве общих  особенностей этого возраста  отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные   переходы от веселья к унынию  и пессимизму. Придирчивое отношение  к родным сочетается с острым  недовольством собой. И всему этому есть объективные причины.
Первая причина обусловлена значительными различиями между требованиями, предъявляемыми обществом к детям и взрослым, различия в их обязанностях и правах. Взрослая жизнь несравненно сложнее и подростку приходится в относительно короткий срок осваивать эту жизнь во всей её сложности. Причем чем выше ступень, на которой находится общество, тем эти различия, между группой детей и взрослых, становится существеннее.
Вторая причина трудностей подросткового возраста – исключительно быстрый темп происходящих физических и психических изменений подростка. За короткий период подросток очень сильно меняется физически, внешне, а так же психологически. Подростки особенно склонны к самоанализу, не могут сразу принять себя в новом качеств, стесняются своего нового облика. Для них часто оказывается непонятным смысл, а главное – необходимость перемен.
Третья причина сложностей подросткового возраста – накопление к этому возрасту дефектов воспитания. Ранее эти недостатки отчетливо не проявлялись в силу недостаточной самостоятельности ребенка и неширокой сферы его деятельности и общения.
Четвертая причина связана с психологическими сдвигами в ходе полового созревания, что выражается, прежде всего, в изменении самовосприятия. Причем самовосприятие меняется как в связи с интенсивным развитием и формированием нового облика, так и в силу изменившейся оценки со стороны окружающих. Еще вчера на девочку никто не обращал внимания, а сегодня взрослые мужчины не только снисходят до внимания к ней, но и начинают ухаживать. Одним это льстит, других пугает, но в любом случае самовосприятие и соответственно поведение их значительно меняется.
Пятая причина сложностей подросткового возраста связана с постепенным осознанием подростками различий их положения в семье. В каждой семье свой уклад, и ранее дети этих различий не замечали. В подростковом возрасте начинают осознаваться преимущества и недостатки их положения в различных семьях. Воспитателя, учителя, родители могут в значительной мере снизить остроту переходного возраста, если будут хорошо понимать сущность развития и изменений, происходящих у подростков.
Реакция взрослых, как и при всяком кризисе, должна сводиться к дифференциации ситуаций взаимодействия с ребёнком: при негативизме – твёрдый отпор и, если позволяют обстоятельства, обсуждение требования, включение его в более широкий контекст – личных, семейных, иногда даже национальных или религиозных ценностей. Необходимо осмысленно вести разговор с подростками и о правах родителей, о приоритете прав и обязанностей членов семьи и т.д.
Суть подросткового кризиса составляют свойственные этому возрасту поведенческие реакции. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби).
Реакция эмансипации. Это тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля и покровительства. Эта потребность связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль над поведением, наказание путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы занятий, уходы из школы и из дома, бродяжничество.

Реакция группирования со сверстниками. «Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус» - пишет И.С.Кон. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их  общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.

Реакция увлечения. Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляют весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, так как благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков. Они делятся на следующие виды:

- интеллектуальные - эстетические увлечения (музыка, рисование, радиотехника,  электроника, история).
- накопительные увлечения  (коллекционирование марок, пластинок, открыток).
- эксцентрические (желание подростка быть в центре внимания ведет к увлечению экстравагантной одеждой).
Знание подростковых увлечений  помогает лучше понять внутренний мир  и переживания подростков, улучшает взаимопонимание между подростками  и взрослыми. В подростковом возрасте весьма высокого уровня развитие достигают все без исключения познавательные процессы. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной деятельности.
Существенные  изменения претерпевает эмоциональная сфера подростков в силу гормональной перестройки. Прежде всего бросается в глаза их неуравновешенность и противоречивость чувств. Довольно часто можно заметить у них быстрый, почти мгновенный переход от возбуждения и хорошего настроения к депрессивному, от радости к слезам, и наоборот. Так же сильно возрастает эмоциональная чувствительность, поэтому достаточно слабый раздражитель нередко вызывает у них появление неадекватно сильных аффектов, т.е. реакций взрывного характера, сопровождающихся слезами либо критиками и грубостью, в которых подростки плохо контролируют себя.
Довольно  часто подросток склонен в отношениях «переходить на личности»: указывать взрослому на мелкие промахи, недочёты в работе, частая тема – необъективность или несправедливость отношения к нему. Эти особенности также характерны для периода особой чувствительности. Нарочитость поведения свидетельствует о стремлении привлечь к себе внимание, донести до взрослых тот факт, что он уже не ребёнок, узнать, что о нём думают, и в целом – составить представление о себе через взгляд окружающих.
Для подросткового возраста также  характерно развитие эмпатии - проявление эмоциональной восприимчивости, способности человека сопереживать, поставить себя на место другого, пережить его мысли и чувства, стремление разделить с другим человеком его волнения. Ни в какой другой период жизни подростки не будут обладать подобной отзывчивостью.
Подростки часто жалуются на то, что  их родители не слушают их, не интересуются их мыслями и мнениями, не хотят  знать их чувства и точку зрения. Некоторые родители, к сожалению, демонстрируют полнейшее равнодушие к переживаниям и настроению своих  детей-подростков. Они не понимают, а, следовательно, и никогда не принимают  во внимание мысли и чувства своих  детей. Одно из возможных последствий  подобной эмоциональной глухоты  заключается в том, что и дети в такой семье могут вырасти  столь же равнодушными к переживаниям других. Они ведь просто не знают, что  сопереживание - это совершенно необходимая  часть нормальных человеческих отношений.
Поскольку ведущая роль деятельности подростка в этот период принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими и социальной средой, то именно она и определяет направленность его психического развития. Так же этом возрасте создаются некоторые условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умение налаживать деловые контакты, договариваться о совместных планах, распределять между собой обязанности. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.
В социальной среде  различают следующие важные направленности личности:
- гуманистическая  направленность – когда отношение подростка к себе и обществу положительны;
- эгоистическая направленность - подросток сам считает себя более значимым, чем общество;
- депрессивная направленность - подросток не представляет сам для себя никакой ценности. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным;
- суицидальная направленность – когда ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности.
Важным моментом в формировании личности подростка является тип акцентуации характера. Это понятие ввёл немецкий психиатр К.Леонгард, рассматривая данное состояние, как усиление степени проявления определенной черты и как нечто промежуточное между психопатией и нормой. В зависимости от выраженности проявлений выделяют две степени акцентуации характера: явную и скрытую.
Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям.
Скрытая акцентуация. В обычных, привычных условиях черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем.
По мнению Леонгарда акцентуированные личности – это не больные люди, это здоровые люди со своими индивидуальными особенностями, обычными чертами, но с тенденцией к переходу в патологическое состояние. Акцентуированные характеры зависят не от природно-биологических свойств, а от факторов внешней среды, которые накладывают отпечаток на образ жизни данного человека.
Акцентуированные черты далеко не так многочисленны, как варьирующие  индивидуальные. При большей выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.
У подростков от типа акцентуации характера зависят многие особенности традиционных нарушений поведения, острых аффективных реакций и неврозов. Это служит одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций, для советов в отношении будущих профессий, указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации и девиантному поведению.
Подводя итоги, можно  сказать, что к основным особенностям личности подростка относятся следующие  факторы:
   1. Центральное новообразование подростка – чувство взрослости.      
      2. Развитие самосознания.
      3.Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.
  4.Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу.
  5.Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.
  6. Заметное развитие волевых качеств.
  7.Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.
 
2.2. Формирование самосознания и  самооценки.
Главная черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, -  более высокий уровень самосознания.
Личность весьма часто определяют как систему отношений человека к окружающему миру и к самому себе. Отношение человека к окружающему миру выражается в его взглядах, убеждениях, в его мировоззрении, в его отношениях с другими людьми, в его деятельности, а отношение человека к самому себе выражается в его представлении о самом себе, в его самооценке, в его идеалах, в том, каким бы он хотел себя видеть.
Подростковый  возраст характеризуется особым интересом взрослеющего человека к  себе, к своему внутреннему облику, происходит интенсивное самопознание. Ребёнок всё больше стремится выглядеть как взрослый, его поведение на виду окружающих, особенно на виду у сверстников, теряет непосредственность: появляется нарочитая независимость, псевдовзрослость. В общении с родителями может ещё некоторое время сохраняться детско-взрослый тип отношений, но вскоре и в этой сфере происходят нарушения.
Подросток начинает всматриваться  в самого себя, как открывает для  себя свое «Я», стремится познать  сильные и слабые стороны своей  личности. У него возникает интерес  к себе, к качествам собственной  личности, потребность сопоставления  себя с другими людьми, потребность  в самооценке, которая формируется в ходе общения с окружающими людьми, а прежде всего со сверстниками. Ориентация на сверстника, связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, приятнее, доступнее по сравнению со взрослым человеком.
Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения  со сверстниками, с классным коллективом.
 
2.3 Формирование чувства взрослости.
Подростковый возраст – трудный  период не только психологического взросления и полового созревания ребёнка.  В его самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости – возникает страстное желание быть или хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идёт на конфликты с ними. В этот период подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Возникают сменяющие друг друга увлечения.
…Чувство взрослости проявляется в стремлении к самостоятельности, желания оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, ребёнок делает ещё один шаг в своём личностном развитии. После поисков себя, личной нестабильности, у него формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».( И.Ю.Кулагина)
Чувство взрослости проявляется в  желании, чтобы все – и взрослые, и сверстники – относились к нему не как к маленькому беспомощному ребёнку, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идёт на конфликты, защищая свою позицию.
Стремление подростков быть относительно независимыми от взрослых в наличии собственных взглядов и суждений, в подражании внешнему облику и в манере поведения взрослых порождает их чувствительность к оценке взрослых, их обидчивость, острую реакцию на попытки (действительные или кажущиеся) умалить их достоинства, принизить их взрослость. Подросток добивается того, чтобы взрослые считались с его мыслями, уважая их.
Но ряд  существенных моментов заставляет взрослого (сознательно или подсознательно) сдерживать перестройку на новый тип отношений:
- неизменность  общественного положения подростка  (он был и остаётся школьником)
- сохранение  детских черт в облике и  поведении подростка
- привычка  взрослого направлять и контролировать  ребёнка
- материальная  зависимость от родителей
- неумение  подростка действовать самостоятельно.
Сознание  собственной взрослости возникают  у подростка неслучайно. Он замечает, как быстро увеличивается его  рост, вес, физическая сила и выносливость, замечает у себя признаки наступающей  половой зрелости. Подросток начинает осознавать, что его знания, навыки и умения значительно расширяются, что кое в чем в этом отношении  он превосходит многих взрослых, например, своих родителей, а порой некоторых  учителей. Наконец, подросток чувствует, что его участие в жизни  взрослых людей становится значительно большим, он активно участвует в школьной общественной жизни. Переоценивая свои возросшие возможности, подростки нередко приходят к убеждению, что они уже мало чем отличаются от взрослых людей, и претендуют, чтобы и взрослые относились к ним как к равным. Возникает противоречие между потребностью подростков участвовать в жизни взрослых в качестве полноправных членов и несоответствием этому их реальных возможностей.
Ключевыми признаками проявления «чувства взрослости» можно считать следующее:
- Подражание внешним признакам взрослости: курение, игра в карты, употребление спиртных напитков, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика и украшения. Приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживаний. Это самые легкие пути достижения взрослости и самые опасные.
- Равнение подростков-мальчиков на качества «настоящего мужчины». Это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п. Средством самовоспитания становится занятие спортом. Интересно также отметить, что многие девушки в настоящее время так же хотят обладать качествами, которые всегда считались мужскими.
- Равнение подростков-девочек на качества «настоящей женщины». Это красота, модная одежда, образованность, культурность. Содержание идеала девочек определяется конкретными особенностями их воспитания и общения.
- Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого.
- Интеллектуальная зрелость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать, уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Значительный объем знаний у подростков - результат самостоятельной работы. Учение у таких школьников приобретает личный смысл и превращается в самообразование.
В силу того, что чувства подростка чрезвычайно напряжены, сотрудники Л.И. Божович описали характерный для подростка «аффект неадекватности» - бурную неуправляемую реакцию переживания мнимой несправедливости и обиды в ситуации неуспеха ребенка, не соответствующую по выраженности вызвавшему ее поводу. Их исследования показали, что в основе этого явления лежит несоответствие самооценки, как правило, низкой для подростков, высокому уровню притязаний.
 Подросткам значительно чаще, нежели младшим детям, кажется,  что родители, учителя и сверстники  о них дурного мнения, и порой  это вызывает депрессивное состояние.  С переходом из подростковой  фазы развития в юношескую положение улучшается.
Отрицательное проявление чувства взрослости выражается в том, что подростки склонны  сопротивляться влиянию старших, часто  не признают их авторитет, игнорируют предъявляемые им требования, критически относятся к словам и поступкам  родителей, учителей.
Взаимопонимание с подростками надо постепенно и  разумно перестраивать, признавая  их права на относительно большую  независимость и самостоятельность. Разумеется, все это должно быть в известных разумных пределах. Не может быть и речи о полной отмене руководства и контроля, так как  подросток очень нуждается  в  твердом и постоянном руководстве  со стороны взрослых. Подростков нужно  освобождать от мелочной опеки, излишнего контроля, навязчивой  заботливости, назойливого руководства – всего того, что в  какой-то мере было бы оправдано по отношению к дошкольнику или младшему школьнику. Надо отказаться от злоупотребления тоном категоричных распоряжений и приказов, безапелляционных требований. Речь идет не об отказе от твердых требований вообще, а об отказе от грубых и резких их форм, оскорбляющих чувство собственного достоинства, самоуважение подростка.
 
2.4 Формирование  «Я-концепции», или становление идентичности подростков
Важнейший вклад в развитие проблемы идентичности в целом и идентичности подростков в частности внёс Э.Эриксон.
В качестве основополагающего он использовал  понятие эго-идентичности, которое понимал как ощущение человеком собственной целостности и тождества, наличие веры в то, что внешние обстоятельства помогут ему, а присутствие некоторого напряжения заставит действовать. Следует особо отметить, что эго-идентичность предполагает доброжелательность мира по отношению к человеку и в то же время необходимость постоянного развития его самого.
Как считал Э.Эриксон, эго-идентичность развивается на протяжении всего жизненного пути человека, это непрекращающийся процесс. Особое значение для её развития имеют нормативные кризисы - их проживание необходимо для полноценного развития эго-идентичности, каждый из них вносит в него свой определённый вклад. Развитие идентичности понимается Эриксоном одновременно как интеграция и дифференциация различных взаимосвязанных элементов. И всякий раз, когда возникают какие-либо изменения в человеке, вызванные биологическими или социальными факторами, происходит некоторое разрушение имеющейся структуры идентичности, а затем последующая интеграция уже с включением появивишихся изменений.
Термин “кризис” употребляется в значении поворотной, критической точки развития, когда в равной степени обостряются как уязвимость, так и возрастающий потенциал личности, и она оказывается перед выбором между двумя альтернативными возможностями, одна из которых ведет к позитивному, а другая к негативному его направлениям. Слово “нормативный” имеет тот оттенок, что жизненный цикл человека рассматривается как ряд последовательных стадий, каждая из которых характеризуется специфическим кризисом в отношениях личности  с окружающим миром, а все вместе определяют развитие чувства идентичности.
По мнению Э.Эриксона, сущностью каждого кризиса является выбор, который должен сделать человек. Это относится не только к подростковому, но и ко всем возрастным кризисам. Выбор осуществляется между двумя альтернативными вариантами решения возрастных задач развития. Характер выбора сказывается на дальнейшей жизни человека – её успешности или неуспешности. Через кризисы и сопутствующие им выборы происходит развитие идентичности человека.
Таким образом, кризис, по Э.Эриксону, обозначает конфликт противоположных тенденций, возникающий как следствие достижения человеком определённого уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивиду. И он не является деструктивным. Наоборот, понятие «кризис» употребляется Э.Эриксоном, чтобы выделить не угрозу катастрофы, а момент изменения, критический период повышенной уязвимости и возросших потенций.
В поисках  личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности.
Важнейшим механизмом формирования идентичности по этой теории является последовательные идентификации ребенка со взрослым, которые составляют необходимую предпосылку развития психосоциальной идентичности в подростковом возрасте. Чувство идентичности формируется у подростка постепенно - его источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство. Подросток пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все ценности должны быть синтезированы. В ранней юности индивид стремится к переоценке самого себя в отношениях с близкими людьми, с обществом в целом - в физическом, социальном и эмоциональном планах. Он пытается обнаружить различные грани своей Я-концепции и стать, наконец, самим собой.
Поиск идентичности может решаться по-разному.  Один из способов решения проблемы идентичности заключается в испытании различных  ролей. Некоторые молодые люди после  ролевого экспериментирования и  моральных исканий начинают продвигаться в направлении той или иной цели.  Другие могут и вовсе  миновать кризис идентичности. К ним  относятся те, кто безоговорочно  принимает ценности своей семьи  и избирает поприще, предопределенное родителями. Некоторые молодые люди на пути длительных поисков идентичности сталкиваются со значительными трудностями. Нередко идентичность обретается лишь после мучительного периода проб и ошибок. В ряде случаев человеку так и не удается достичь прочного ощущения собственной идентичности.
Главной опасностью, которой, по мнению Эриксона, должен избежать молодой человек  в этот период, является размывание чувства своего “я”, вследствие растерянности, сомнений в возможности направить  свою жизнь в определенное русло.
Канадский психолог  Марше (1966)  выделил четыре стадии развития идентичности:
1.  Неопределенность идентичности.  Индивид еще не избрал для себя никаких определенных убеждений и никакого определенного профессионального направления. Он еще не столкнулся с кризисом идентичности.
2.  Предварительная идентификация.  Кризис еще не наступил, но индивид уже поставил для себя какие-то цели и выдвинул убеждение, которые в основном являются отражением выбора, сделанного другими.
3. Мораторий.  Стадия кризиса, в которой   индивид активно исследует возможные варианты идентичности в надежде отыскать тот единственный, который он может считать своим.
4. Достижение идентичности.  Индивид выходит из кризиса, находит свою вполне определенную идентичность, выбирая на этой основе для себя род занятий и мировоззренческую ориентацию.
Эти стадии отражают общую логическую последовательность формирования идентичности, однако это  не означает, что каждая из них является необходимым условием для последующей.  Лишь стадия моратория, по существу, неизбежно предшествует стадии достижения идентичности, поскольку происходящий в этот период поиск служит предпосылкой для решения проблемы самоопределения.
Состояние кризиса может быть трудным и  пугающим, но оно так же обладает целительным потенциалом, является путём более полной жизни. Правильно  понятый и рассматриваемый в  качестве трудной стадии естественного  развития духовный кризис может привести к спонтанному излечению различных  эмоциональных и психосоматических  расстройств, к благоприятным изменениям личности, к разрешению важных жизненных  проблем.
Что касается подросткового кризиса, то в это  время происходит поиск и выбор  новой взрослой идентичности, новой  целостности, нового отношения к  себе и миру. Завершения поиска себя, формирование идентичности свидетельствуют о позитивном завершении кризиса. Однако, так происходит не всегда.
Как отмечает Д.Марсия, работающий в русле концепции Э.Эриксона, помимо достижения идентичности возможны ещё 3 варианта развития:
1 вариант – предрешённость – это бескризисность и бесконфликтность развития подростков. В этом случае они выбирают профессию, жизненные ценности, основываясь не на самостоятельных решениях, а на предписаниях значимых взрослых, чаще всего, родителей.
2 вариант – диффузная идентичность – здесь кризис так же не испытывается из-за личностной незрелости, недостаточно развитой рефлексии. Подростки стремятся к проявлению внешних форм взрослости – сексуальным контактам, употреблению алкоголя, а также к вещественным атрибутам взрослости (обладание сотовым телефоном), - оставаясь внутренне инфантильными, т.е. не принимая ответственности за свои действия на самих себя.
3 вариант – мораторий – это излишне долгая задержка на кризисной стадии. В этом случае молодой человек более старшего возраста принимает решения и действует таким образом, как если бы был ещё подростком.
Основные поведенческие проявления свойственны как нормативному кризисному периоду поиска себя, так и кризисному по варианту диффузности или периоду моратория. В первом случае они желательны, поскольку свидетельствуют о том, что происходит определённая внутренняя работа, а в других случаях – свидетельствуют о наличии тех или иных внутренних трудностей подростка, которые не позволили ему завершить кризис. В этом случае иногда необходима внешняя помощь со стороны родителей, педагогов, психологов. Рассмотрим эти проявления.
1. Трудности вступления в эмоционально  близкие, дружеские или гетеросексуальные  отношения. Это может проявляться в самоизоляции и общение даже с родными людьми ограничивается формальными отношениями.
В противоположном  случае подросток пребывает в  лихорадочных поисках близости со всё новыми людьми, которые заканчиваются неудачами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.