На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Место ДФО В России

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание
Введение
1. Место  ДФО в экономике России
2. Общая  характеристика хозяйства ДВ. Факторы размещения отраслей.
3. Изменение структуры промышленности за 1990-2008гг.: особенности и причины изменений. Сдвиги в развитии промышленного производства.
Заключение
Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Дальневосточный экономический район – один из самых больших регионов страны. Это район не только с большими запасами природных ископаемых, но и с уникальной природой и климатом. Он протянулся с севера на юг на огромное расстояние, омывается водами морей Тихого и Северного Ледовитого океанов и имеет самую большую береговую линию. Площадь района 6215,9 тыс. км2, или 36,4% территории России. [2]
     В состав Дальневосточного района входят Республика Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края, области – Магаданская, Камчатская с Корякским автономным округом. Сахалинская, Амурская, Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область.
     Существуют  два наиболее важных фактора, которые  определяют положение Дальнего Востока в системе российских регионов. Прежде всего – особое экономико-географическое положение региона. Для него характерны отдаленность от основных, наиболее обжитых и развитых районов страны, а так же окраинность и ограниченность контактов с единственным соседом – Восточной Сибирью.
     Второй  фактор – мощный ресурсный потенциал. Дальний Восток относится к числу  наиболее богатых регионов России. Это дает ему возможность занимать важное место в экономике страны по ряду сырьевых позиций. 
 

 

      1. Место ДФО в экономике России 

     Дальневосточный федеральный округ – один из самых больших регионов страны. Он протянулся с севера на юг на огромное расстояние, омывается водами морей Тихого и Северного Ледовитого океанов и имеет самую большую береговую линию. Площадь района – 6215,9 тыс. км2, или 36,4% территории России.
     В состав Дальневосточного федерального округа входят: Республика Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края; Магаданская, Камчатская, Сахалинская, Амурская области; Корякский и Чукотский автономные округа и Еврейская автономная область. Центр федерального округа – г. Хабаровск.
     Дальний Восток – богатейший район по разнообразию природных ресурсов. Здесь есть цветные и редкие металлы (олово, золото, вольфрам, полиметаллы), алмазы, графит, флюорит, уголь, нефть, газ, гидроэлектроресурсы, минеральные ресурсы, богатства океана, лес, пушнина. За исключением руд цветных и редких металлов ресурсы слабо изучены и требуют больших геологических работ для подготовки их промышленного освоения.
     Дальневосточный федеральный округ занимает лидирующие позиции по запасам и добыче ряда рудных полезных ископаемых и алмазов. Здесь сосредоточено около 81% общероссийских запасов и почти 100% добычи алмазов, почти 92% запасов и 100% добычи олова, около 40% запасов и более 55% добычи золота, около 23% запасов и 64% добычи вольфрама, а также 63% добычи свинца при запасах 20% и 17% добычи угля при запасах 14%. Весьма значительна в масштабах России также доля запасов урана, сурьмы и гелия. Подготовлены запасы железной руды, редких металлов, марганцевых и платиновых руд, калийных солей и некоторых других полезных ископаемых, которые в настоящее время пока не осваиваются. [5]
     Гидроэнергетический потенциал рек Дальнего Востока  составляет около 1/7 всех гидроресурсов  страны. На долю района приходится более 30% всех российских потенциальных ресурсов.
     Суда  Дальнего Востока ведут лов рыбы в 8 промысловых районах Мирового океана из 20, на долю которых приходится около половины всех биологических  ресурсов океанических водоёмов, при этом сырьевая база характеризуется большим разнообразием.
     С учётом природных условий и исстари  сложившихся производственных навыков  населения формируется хозяйственный  облик Дальнего Востока, структура  его экономики, развиваются основные отрасли, имеющие значение не только для района, но и для всей страны.
     Направления и темпы развития производительных сил Дальнего Востока определяются:
     – потребностью других районов страны в товарах, производство которых на Дальнем Востоке является уникальным или отличается более высокими технико-экономическими показателями.
     – возможностью и эффективностью поставок дальневосточных товаров на внешний рынок.
     – потребностью местного населения в малотранспортабельной и скоропортящейся продукции.
     – потребностью хозяйства Дальнего Востока в продукции, производство которой на месте экономичнее, чем её завоз из других районов страны.
     Основой современной экономики Дальнего Востока является промышленность, выпускающая  разнообразную продукцию В промышленности производится продукции в несколько раз больше, чем во всех остальных отраслях сферы материального производства.
     Сельское  хозяйство уступает ныне по своему значению не только промышленности, но и транспорту. В сельском хозяйстве  занято людей в 3 раза меньше, чем  в промышленности, и почти в 1.5 раза меньше, чем на транспорте. Темпы развития сельского хозяйства намного ниже, чем промышленности. И это не случайно, так как затраты на производство сельскохозяйственной продукции на Дальнем Востоке из-за неблагоприятных природных условий ещё очень высоки. Поэтому оказывается более выгодным завозить сюда некоторые продукты из других районов страны.
     Особую  роль в экономике района играет транспорт. Он связывает в единый хозяйственный  комплекс города, посёлки и предприятия, удалённые друг от друга на большие расстояния, способствует освоению новых территорий. О значении транспорта в хозяйстве Дальнего Востока свидетельствует тот факт, что доля занятых в этой отрасли на Дальнем Востоке значительно больше, чем в среднем по стране.
     Подытоживая все вышесказанное, можно предположить, что, значение индустрии Дальнего Востока в экономике Российской Федерации – в основном удовлетворение потребностей западной зоны России в некоторых видах сырья и полуфабрикатов. Это подтверждает также тот факт, что если в целом по Российской Федерации валовая продукция обрабатывающей промышленности в 9.3 раза превышает продукцию добывающей, то на Дальнем Востоке – лишь в 5.5 раза.
     Дальневосточный федеральный округ имеет развитые экономические связи со многими районами России и зарубежными странами. Основными предметами его вывоза являются концентраты цветных металлов, бумага, рыба и рыбопродукты. Ввозится на Дальний Восток продукция легкой промышленности – хлопчатобумажные ткани, кожаная и валяная обувь, шерстяные, шелковые и льняные ткани, трикотажные и швейные изделия. Ввозятся также продукты питания, машины и оборудование, нефть и нефтепродукты, прокат черных металлов и др. Несмотря на значительную отдаленность, Дальний Восток имеет тесные экономические связи с Центральным, Приволжским и Северо-Западным федеральными округами. Поволжье и Западная Сибирь снабжают Дальний Восток нефтью, хлебом, машинами; Северо-запад и Центр – электрооборудованием, станками, продукцией легкой промышленности. Однако в условиях становления рынка некоторые связи распались, что отрицательно сказалось на развитии всего хозяйственного комплекса Дальнего Востока. Восстановление и развитие экономических связей – одна из главных задач.
     Через Дальний Восток осуществляются экономические  связи России со многими зарубежными странами, особенно со страна ми, расположенными в бассейне Тихого и Индийского океаном (Япония, Китай, Южная Корея, страны Южной и Юго-Восточной Азии). Дальний Восток вывозит в эти страны лес и лесоматериалы, продукцию целлюлозно-бумажной промышленности, рыбу, цемент и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Общая характеристика хозяйства  ДВ. Факторы размещения отраслей 

     Отрасли рыночной специализации.
     Горнорудная промышленность района представляет собой добычу золота, алмазов, оловосодержащих, вольфрамовых, свинцово-цинковых и других руд, производство цветных металлов, а также передельную чёрную металлургию.
      Ведущее место  среди отраслей рыночной специализации  Дальневосточного округа принадлежит  цветной металлургии. Основные центры цветной металлургии размещаются в Якутии и Хабаровском крае. Цветная металлургия представлена добычей олова, ртути, полиметаллов, вольфрама, мышьяка.
     Очевидно, что горнорудная промышленность ориентируется на запасы сырья, следовательно центры горнорудной промышленности находятся вблизи богатых месторождений сырья. Также большое значение имеют 2 следующих фактора: фактор природных условий и экологический фактор.
     "Королевой Дальнего" Востока продолжает оставаться золотодобывающая промышленность, которая относится к старейшим отраслям народного хозяйства края. Предприятия этой отрасли размещены по всей территории Дальнего Востока. Она давно ведётся в бассейнах рек Зеи, Селемджи, Буреи, Амгуни, в горах Алданского нагорья, Хингана и Сихотэ-Алиня. Сейчас же районами золотодобычи стали новые районы – Колымо-Индигирский и Чукотский; в первом добыча золота была начата в 30-е годы, во втором – в 60-е. Магаданская область и Республика Саха дают 2/3 всего золота в России. Наиболее старый район добычи золота – Амурская область. Именно она в своё время создала мировую славу Дальнему Востоку как крупнейшему золотоносному району. И сегодня Амурская область даёт стране много золота. Основной способ добычи золота тут наиболее дешёвый, дражный. Колымо-Индигирский горнопромышленный район связан автострадой с Магаданом и Якутском, а морскими путями – с югом дальневосточного района. Размещение золотодобычи носит очаговый характер. Границы очагов определяются ареалами распространения рудных образований и россыпного золота разрабатываемых месторождений, созданием для определённой группы приисков единых сфер обслуживания и инфраструктуры: электростанций, строительных, ремонтных, снабженческих и торговых баз, школ с интернатами, лечебных учреждений и т.п. Такой очаговый характер горнорудной промышленности характерен, кстати, и для других северных районов Дальнего Востока.
     Добыча  и обогащение оловосодержащих руд  на Дальнем Востоке распространены также во многих местах. Значительные масштабы их добыча получила на юге Сихотэ-Алиня, в районе Дальнегорска-Кавалерово. Здесь сложился крупный комплекс разнообразной горной промышленности. Ещё до революции была начата добыча золота и разработка свинцово-цинковых руд, а за советские годы построено несколько оловодобывающих и обогатительных предприятий. Район имеет развитую транспортную сеть, единые базы ремонта горной техники.
     В Якутии осваивается крупнейшее Депутатское  месторождение оловянных руд. Действуют  рудники Фестивальный и Перевальный  и обогатительная фабрика в Горном, Хрустальненский оловянный комбинат (Приморский край) и комбинат «Солнечный» по добыче олова (Хабаровский край).
     С вводом в действие рудника «Пламенное» в Магаданской области на Дальнем Востоке появилась новая отрасль – добыча ртути. В 70-е годы были открыты новые месторождения ртути в Корякском нагорье. В 1959 году вошёл в строй горнорудный комбинат «Иультин» на Чукотке и этим было положено начало вольфрамовой промышленности Дальнего Востока.
     Получила  развитие свинцово – цинковая промышленность, сосредоточенная в Приморском крае, производящая свинцово-цинковые концентраты и свинец. Освоены крупные месторождении свинцово-цинковых руд – Вознесенское и Николаевское. В Магаданской области и Приморском крае добывается вольфрам. В Приморском крае на базе этого месторождения действует горно-обогатительный комбинат.
     Выделяется  на Дальнем Востоке алмазодобывающая промышленность. Построены три крупных горно-обогатительных комбината в Якутии «Мир» и «Айхал», «Удачная».
     К ведущим отраслям рыночной специализации  относится рыбная промышленность. По улову рыбы Дальнему Востоку принадлежит 1-е место среди других регионов страны. Основные промысловые рыбы: лососевые (кета, горбуша), сельдь, камбала, тунец, сайра, скумбрия, палтус, морской окунь и др. Важную роль играет район в китобойном и крабовом промыслах.
     Наиболее важный фактор ориентации рыбной промышленности – сырьевые ресурсы, то есть вся отрасль в целом ориентируется на побережье (это относится к береговому хозяйству).
     Главными  районами рыболовства и морского промысла являются Охотское, Японское и Берингово моря и восточная часть Тихого океана. В последние годы промысловые суда Дальнего Востока ведут добычу рыбы также в водах Индийского океана и южной части Тихого океана Действуют плавучие рыбоперерабатывающие заводы, китобойные флотилии. Крупные центры рыбопереработки – Петропавловск-Камчатский, Усть-Камчатск, Невельск, Холмск, Корсаков, Южно-Курильск, Находка, Николаевск-на-Амуре, Охотск и др. Имеются холодильные комбинаты, крупнейшие из них находятся в Петропавловске-Камчатском и в Комсомольске-на-Амуре.
     Отраслями рыночной специализации являются также лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленности. Федеральный округ занимает значительный удельный вес в общероссийской вывозке древесины, производстве пиломатериалов, бумаги, целлюлозы и древесноволокнистых плит. Лесная промышленность развита в основном в Хабаровском и Приморском краях и в Амурской области. Центры лесопиления – Иман, Лесозаводск, Благовещенск, Свободный, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Амурск, Хор, Бикин и др. Производства фанеры созданы во Владивостоке и Биробиджане, мебели – в Благовещенске, Хабаровске, Владивостоке, Биробиджане, спичек – в Благовещенске. Целлюлозно-бумажная промышленность развита на Сахалине (Углегорск, Поронайск и др.). Действует Амурский целлюлозно-картонный комбинат.
     На  размещение лесной промышленности решающее значение оказывает фактор сырьевых ресурсов и сильное значение – фактор районов потребления готовой продукции. На размещение деревообрабатывающей промышленности одинаково сильное значение оказывают 2 фактора: сырьевые ресурсы и районы потребления готовой продукции. На размещение целлюлозно-бумажной промышленности решающее значение оказывает фактор сырьевых ресурсов и одинаково слабое значение оказывают 2 фактора: топливно-энергетических ресурсов и районов потребления готовой продукции.
     Больше  всего древесины – свыше 40% – заготовляет Хабаровский край (он даёт более 40% пиломатериалов, 70% клееной фанеры и более 20% картона), почти 20% – Приморский и примерно по 10% – Сахалин, Амурская область и Якутия. Вырубаются главным образом лиственница, ель, кедр и пихта, а в Приамурье и Приуссурье – и широколиственные леса; крайне мало используются мелколиственные леса. [6]
     Из  хвойных деревьев к наиболее ценным относятся даурская лиственница, аянская  ель, сибирская и корейская пихты. Их древесина может быть использована для получения целлюлозы, лаков, красной краски, клеящих и дубильных веществ, а также как строевой лес. В Приморском и Хабаровском краях распространён корейский кедр. Его древесина легка, имеет красивый розоватый оттенок, достаточно прочна и легко поддаётся обработке. Она используется в лесохимической промышленности для получения скипидара, канифоли, ценного хвойного масла, из неё можно также изготовлять хорошую фанеру. Важное хозяйственное значение имеет чёрная пихта. Большую ценность представляют лиственные деревья – дуб, берёза, тополь и особенно липа и ясень. Древесина ясеня, отличающаяся прочностью и красотой рисунка, служит для производства высококачественной фанеры, используется она также в машино- и судостроении.
     Машиностроение имеет разнообразную структуру, однако ведущими отраслями, т.е. отраслями рыночной специализации, являются судоремонт и производство энергетического оборудования. Машиностроительные заводы производят рыболовные суда, дизели, мостовые краны, судовые механизмы, литейное оборудование, металлорежущие станки, приборы, инструменты и т.п. Один из крупнейших машиностроительных центров – Хабаровск. Здесь работает ряд заводов, выпускающих оборудование для многих отраслей промышленности. Судоремонтные заводы находятся в Николаевске-на-Амуре, Петропавловске-Камчатском, Владивостоке, Находке, а речное судостроение – в Благовещенске. Сельскохозяйственное машиностроение размещается в г. Свободном (Амурская область). В Благовещенске работает завод «Амурэлектроприбор», во Владивостоке – завод инструментов и другие заводы, в Хабаровске – завод «Дальдизель», в Комсомольске-на-Амуре – завод подъемно-транспортного оборудования, в Биробиджане – «Дальсельмаш».
     Отрасли, дополняющие территориальный комплекс.
     Отрасли представлены добычей угля, нефти, природного газа, электроэнергетикой и др. Однако энергетическая база не обеспечивает потребности округа. Регион испытывает острый энергетический кризис.
     Черная  металлургия пока еще развита недостаточно. Имеются лишь два небольших заводы передельной металлургии в Комсомольске-на-Амуре, работающих на металлоломе.
     Легкая  промышленность Дальнего Востока представлена текстильной, швейной, трикотажной, кожевенно-обувной и другими отраслями, предприятия которых размещены в основном в средних и крупных городах.
     Помимо  развития основной отрасли пищевой  промышленности – рыбной – на Дальнем Востоке созданы и другие отрасли: мукомольная, крупнейшим предприятием которой является Хабаровский мелькомбинат; мясная, в которой выделяются мясокомбинаты в Благовещенске, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Биробиджане; маслобойно-жировая, сырьем для которой служит соя, представлена масложирокомбинатами в Хабаровске и Уссурийске,
     Агропромышленный  комплекс.
     Важной  отраслью экономики Дальневосточного округа является сельское хозяйство. Ведущее место в сельском хозяйстве занимает производство зерна, сои, картофеля и овощей. Сельскохозяйственные угодья расположены преимущественно на юге (Амурская область, Хабаровский и Приморский края, южные районы Республики Саха).
     Основное  место в посевах занимают зерновые культуры, прежде всего яровая пшеница, а также ячмень, озимая рожь, овес. На юге Приморского края значительны  посевы риса. Главная техническая культура – соя. Развивается овощеводство закрытого грунт, особенно на Камчатке, где для выращивания овощей используются горячие подземные воды. Большие площади отведены под кормовые культуры и многолетние травы, что создает устойчивую кормовую базу для животноводства. Развито животноводство, преимущественно на юге. Особое место принадлежит оленеводству. На севере, где расположены обширные пастбища, разводят северных оленей, а на юге, в Приморье, развито пантовое оленеводство. На долю Дальнего Востока приходится почти половина поголовья северных оленей страны. Большое значение приобрело пушное звероводство, созданы зверофермы, зверопитомники и совхозы. В лесах насчитывается более 40 видов ценных пушных зверей, ведется заготовка пушнины и ее экспорт.
     Транспорт.
     Хозяйственное развитие такого огромного по своей территории федерального округа зависит от наличия транспортных путей и взаимодействия разных видов транспорта. Существенное значение имеет железнодорожный транспорт. Особенно велика роль Транссибирской магистрали и не только для района, но и для всей России. Она играет и важнейшую транзитную роль, обеспечивая перевозки грузов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в европейские страны. На долю железнодорожного транспорта приходится до 80% перевозимых грузов. От Транссибирской магистрали отходит ряд ответвлений, одно из них от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани. Второй выход на Тихоокеанское побережье район получил с постройкой Байкало-Амурской магистрали, второй широтной магистрали. От Большого БАМа отходит Малый БАМ: Тында – Беркакит – Томмот – Якутск. Строительство БАМа привело к созданию ряда комплексов на трассе и особенно важного для района Дальнего Востока Южно-Якутского территориально-производственного комплекса. Исключительно велико значение для Дальнего Востока, имеющего такую большую береговую линию, морского транспорта. На побережье созданы крупные порты – Петропавловск-Камчатский, Нагаево (Магадан), Находка, Советская Гавань, порт Восточный, Владивосток. Велика роль морского транспорта в развитии экспортно-импортных связей со странами мира. Имеются автомагистрали, но их немного. Это тракты: Невер – Алдан – Якутск, Якутск – Магадан; Хабаровск – Владивосток, Хабаровск – Биробиджан, Колымский тракт и др. Во внутрирайонных связях велика роль авиационного транспорта, особенно с труднодоступными и малоосвоенными территориями. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Изменение структуры промышленности за 1990-2008гг.: особенности и причины изменений. Сдвиги в развитии промышленного производства. 

     С началом радикальной экономической  реформы политика государственного патронажа ушла в прошлое. Государство фактически отказалось и от регулирования региональных экономических отношений. Иллюзии относительно способности рынка автоматически обеспечить эффективное развитие дорого обошлись стране и Дальнему Востоку.
     Первым  и наиболее болезненным  ударом по экономике региона стало разрушение сложившейся системы государственных гарантий поддержания равных условий функционирования социально-экономической системы Дальнего Востока по сравнению с другими частями страны. Отказ от компенсации объективного увеличения затрат на энергетику, транспорт, заработную плату, инфраструктурное обустройство территории автоматически сделал продукцию дальневосточных производителей неконкурентоспособной на внутреннем рынке России и стран СНГ. При этом официальной статистикой не учитывается тот факт, что многие предприятия в силу катастрофического роста тарифов на энергию и транспортные услуги в 1992–1994 гг. не смогли выйти из кризиса позже, когда эти тарифы стали регулироваться государством. Воистину, «поезд ушел».
     Промышленная  структура региона сознательно  строилась с акцентом на добывающие сырьевые отрасли, которые стали  отраслями союзной специализации. Но они наиболее транспортоемки. Поэтому  ориентированные не на решение общественных и государственных стратегических задач, а на максимизацию отраслевой прибыли транспортные тарифы, по существу, превратились в запретительный барьер для производителей Дальнего Востока, которые оказались отрезанными от внутреннего рынка.
     Вторым  ударом по региону стало разрушение системы государственной поддержки социальной инфраструктуры и стандартов уровня жизни. Одномоментная потеря дальневосточниками десятилетиями создававшейся и ставшей неотъемлемой частью образа жизни системы льгот и привилегий, ощущения своей особой значимости для страны привела к острому психологическому шоку. Шок усугубился резким ростом стоимости жизни и снижением реальных доходов, особенно и северных районах, сильнейшей безработицей в связи с остановкой предприятий, оказавшихся отрезанными от рынков сбыта, а также предприятий, продукция которых перестала востребоваться государством как заказчиком и основным потребителем. Население отреагировало «ногами». Регион потерял 11% населения (Россия в целом -2%), то есть в демографическом отношении он отброшен на 20 лет назад. Причем уезжают наиболее мобильные и квалифицированные люди в лучших возрастах. За 1991–1999 гг. население Дальнего Востока сократилось на 897 тыс. человек, в том числе за счет миграции на 828.9 тыс., что составляет 92.4% от убыли. [5]
     Третьим ударом по экономике региона стал отказ государства от финансирования его развития, особенно развития инфраструктуры и поддержания запасов природных ресурсов. Капиталоемкость прироста экономики на Дальнем Востоке выше, чем в среднем по России в связи с объективными удорожаниями. Ее снижение в отдельные годы связано с процессом недоинвестирования и отрицательной динамикой государственных инвестиций, а увеличение в 1999–2000 гг. – вложениями в инфраструктуру из местных бюджетов.
     Потеря  гарантированных рынков сбыта в европейской России и странах СНГ, резкое сокращение государственного военного заказа и утрата позиций в распределении инвестиционных ресурсов обусловили существенное ухудшение социально-экономической ситуации на Дальнем Востоке в 90-е годы. К 2000 г. практически все экономические параметры оказались значительно хуже, чем в начале реформы. Это касается основных макропоказателей (рис. 1), а также выпуска некоторых продуктов в натуральном выражении. 

     
     Рис. 1. Динамика некоторых параметров социально-экономического развития на Дальнем Востоке, % к 1990 г. 

     Приходится  констатировать, что результатом  десятилетия рыночных преобразований является существенное ухудшение геостратегических позиций России на Тихом океане. Конечно, сами по себе рыночные методы ни при чем. Беда в том, что эти методы были навязаны экономике, которая не только еще не стала рыночной, но, по существу, не может функционировать как элемент национального хозяйства по рыночным критериям распределения ресурсов и ценообразования.
     В 1992 г. была разработана и в 1996 г. утверждена Президентом РФ программа социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья, реализация которой до 2005 г. должна была выправить ситуацию. Программа в определенной степени способствовала решению отдельных проблем, но существенно изменить ситуацию это не могло. Не оправдались расчеты на пополнение инвестиционных ресурсов региона за счет федерального бюджета. К 2000 г. инвестиционная часть программы была выполнена только на 9%. [3]
     Каковы  объективные возможности для  изменения ситуации, что нужно  сделать для решения двуединой  задачи оздоровления экономической  и социальной обстановки на Дальнем  Востоке и достижения геостратегических и экономических целей России в Тихоокеанском бассейне?
     Во-первых, сейчас развитие Дальнего Востока не сдерживается, как это было прежде, жесткими ограничениями, обусловленными недостатками производственной инфраструктуры. Создававшаяся в течение длительного времени инфраструктура (дороги, морские и речные порты, энергетические сети и генерирующие мощности, строительная база) к настоящему времени в определенной степени устарела физически и морально, однако ее мощность еще значительно превышает внутри- и межрегиональный спрос на подобные услуги. Кроме того, во второй половине 90-х годов в регионе были осуществлены значительные инвестиции в инфраструктурные проекты. Эффект от них пока проявился не в полной мере, но существенный качественный скачок в развитии дорог, трубопроводного транспорта, связи очевиден. В целом инфраструктура Дальнего Востока способна обеспечить как восстановление экономики в предкризисных объемах, так и ее рост в определенных пределах.
     Во-вторых, несмотря на изменение структуры природно-ресурсного потенциала (истощение одних видов ресурсов и вовлечение в хозяйственный оборот новых). Дальний Восток по-прежнему располагает значительными природными богатствами, которые являются базой для экономического роста в первичном секторе экономики региона.
     В-третьих, Дальний Восток обладает потенциальными сравнительными преимуществами в ресурсном секторе экономики, что обеспечивает и в настоящее время и в перспективе относительно стабильный внешний спрос, особенно на рынках стран Северо-Восточной Азии. Именно внешний спрос стал основным фактором оживления экономической динамики на Дальнем Востоке в 1999–2000 гг. Наличие относительно стабильного внешнего спроса подтверждает тот факт, что экспорт продукции – единственный показатель, который рос в 90-е годы.
     В-четвертых, несмотря на общий неблагоприятный инвестиционный климат и низкую привлекательность Дальнего Востока для отечественных предпринимателей, его позиции в области привлечения иностранных капиталов позволяют рассчитывать на реализацию эффективных проектов, направленных на эксплуатацию природных ресурсов и международное сотрудничество (рис. 2).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.