На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конституционный суд РБ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

СОДЕРЖАНИЕ

 
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНСТИТУТА КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ 5
2. СОСТАВ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9
2.1 ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ  КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА 9
2.2 СУДЬЯ КОНСТИТУЦИОННОГО  СУДА, ЕГО ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 12
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ  КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16
3.1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16
3.2 КОМПЕТЕНЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО  СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18
4. ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ И РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ 22
4.1 ОРГАНЫ, ИМЕЮЩИЕ ПРАВО ОБРАТИТЬСЯ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 22
4.2 ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ 25
4.3 ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ  К РЕШЕНИЯМ КОНСТИТУЦИОННОГО  СУДА 29
5. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ БЕЛАРУСИ, ФРАНЦИИ, ИТАЛИИ, ПОЛЬШИ 33
5.1 ОРГАНЫ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ВО ФРАНЦИИ 33
5.2 КОНСТИТУЦИОННЫЙ  СУД ИТАЛИИ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
 


ВВЕДЕНИЕ

Институт конституционного правосудия существует в абсолютном большинстве современных демократических  государств. Реализация идеи правового  государства, где обеспечивается верховенство права, среди главных источников которого является Конституция, требует  наличия конституционного контроля.
Совершенствование института  судебного контроля, укрепление гарантий его независимости – необходимая  предпосылка формирования правового  государства.
Конституционный Суд Республики Беларусь – государственный орган, призванный осуществлять контроль за конституционностью нормативных актов, обеспечивать соответствие законодательства Конституции, её верховенство на всей территории государства. Особый интерес представляют вопросы правового положения Конституционного Суда в системе государственной власти, его роли в деле защиты государственного строя, прав и свобод человека. Только Конституционный Суд обладает специальной компетенцией по обеспечению конституционной законности, компетенцией разрешения конституционно-правовых коллизий. Исходя из этих положений, можно прийти к выводу, что выбранная мною тема исследования никогда не потеряет своей актуальности.
В ходе исследования данной темы мною также были рассмотрены  органы конституционного контроля в  зарубежных странах, выявлены их особенности.
Целью написания моей работы является выявление возможностей Конституционного Суда по укреплению конституционной  законности, а также выработка  предложений по совершенствованию  данного института.
При исследовании передо мной были поставлены следующие задачи: дать обзор литературы, посвященной  изучению института судебного контроля; исследовать основополагающие принципы деятельности Конституционного Суда; определить некоторые полномочия данного института контроля; выяснить место Конституционного Суда в системе органов государственной власти; охарактеризовать полномочия Конституционного Суда Республики Беларусь в вопросах обеспечения верховенства Конституции Республики Беларусь; выяснить возможности данного органа в обеспечении принципа разделения властей.
Объектом исследования является конституционный контроль в государстве. Предмет исследования составляют закономерности организации и деятельности данного  института, проблемы его компетенции, задачи и перспективы в решении вопросов обеспечения конституционной законности.
Методологическую основу составляют общие и частнонаучные  методы. В качестве общих использовались такие методы, как анализ, синтез, систематический подход, функциональный анализ. В качестве частнонаучных – сравнительное правоведение и формально-юридический методы.
 


    ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНСТИТУТА КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ


Идея конституционного контроля имеет давние корни, но реально она  стала широко воплощаться только в ХIХ веке (США) и ХХ столетии на европейском континенте. Можно выделить три главных модели конституционного контроля: английская, американская, европейская. Впервые в Европе Конституционный Суд был создан в Австрии в 1920 году. Причем европейская модель конституционного контроля оказалась более прагматичной, были созданы органы конституционного контроля – конституционные суды. Основными чертами европейской модели являются:
1) создание специального  судебного органа конституционного  контроля – Конституционного  Суда, не входящего в судебную  систему или занимающего в  ней автономное положение. Полномочия  в сфере конституционной юрисдикции  в концентрированной форме осуществляются  этим органом. В федеративных  государствах подобные органы  могут создаваться как на общефедеральном  уровне, так и в субъектах Федерации;
2) судебный конституционный  контроль для органов конституционного  правосудия – не одна из  побочных функций наряду с  другими, как у судов общей  юрисдикции в американской модели, а единственная;
3) конституционные суды, учитывая их функциональное предназначение, образуются способом, отличным от  формирования судов общей юрисдикции. Он предполагает участие государственных  органов, относящихся к различным  ветвям власти. В состав конституционных  судов избираются (назначаются), как  правило, профессора права, государственные  чиновники высокого ранга, другие  высоко – квалифицированные юристы;
4) особенности правового  положения конституционных судов  обусловливают процессуальный порядок  их деятельности, отличный от  всех иных судебных процедур, который именуется конституционным  судопроизводством;
5) конституции и законы  европейских стран предусматривают,  что решения органа конституционной  юрисдикции носят общеобязательный  характер. Они обязательны не  только для сторон по делу, как это свойственно американской  модели, но и для всех субъектов  права. Признание какого-либо  правового акта не соответствующим  Конституции непосредственно влечет  за собой утрату им юридической  силы.
Сегодня функция контроля за соблюдением конституционной  законности а зарубежных странах возлагаются на разные органы:
    На суды общей юрисдикции: США, Аргентина, Австралия, Дания, Мексика, Норвегия, Япония, Греция, Боливия, Ирландия, Индия, Канада, Филиппины, Швейцария, ЮАР, Исландия, Финляндия, Швеция и др.
    На особый совет несудебного характера. Например, на Конституционный Совет во Франции, созданный в 1985 г. Подобно французскому органу конституционного контроля Конституционный Совет существует в Казахстане.
    На Конституционные Суды: Германия, Австрия, Италия, Турция, Кипр, Российская Федерация, Республика Беларусь, Молдова, Армения, Узбекистан, Азербайджан и др.  [1, с. 146]
Каждое демократическое  государство считает необходимым  иметь этот орган государственной  власти. В настоящее время существует такая организация, как Конференция конституционных судов Европы,  в которой представлены 32 страны. Конституционный Суд Республики Беларусь является ассоциированным членом данной организации, и на протяжении последних лет его представители принимают регулярное участие в работе данной инстанции.
В Республике Беларусь и  после октября 1989 года, когда в  Конституцию была включена норма  о Комитете конституционного надзора, последний так и не был создан. Конституционный Суд Республики Беларусь был создан, как того и  требовала новая Конституция, 28 апреля 1994 года.
Как отметил заместитель  Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь В.Г. Тихиня в 1994 году, впервые в истории Беларуси был избран Конституционный Суд, призванный утверждать законность на всех этажах власти. Поэтому значение этого события было трудно переоценить. Это и было предпосылкой формирования правового государства в республике. Тихиня отметил, что учреждение Конституционного Суда должно способствовать укреплению конституционного строя в нашем государстве, где господствующей должна быть сила права, а не право силы. Конечно, в первые годы становления Конституционному Суду было действовать трудно. Главной задачей являлось обнаружение баланса между интересами государства, общества и человека. [2, с. 146]
Специализированные органы конституционного контроля, созданные  в европейских странах, являются важнейшими элементами всей системы  сдержек и противовесов, удерживающими  всю конструкцию государственно-правового  механизма. Эта же задача стоит и  перед Конституционным Судом  Республики Беларусь.
Полномочия, порядок образования  и деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь, а также его  цели, задачи и функции определяются Конституцией Республики Беларусь, Законом  Республики Беларусь «О Конституционном  Суде Республики Беларусь», Кодексом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе  судей» и другими актами законодательства.
Наличие Конституционного Суда и его деятельность по обеспечению  верховенства права свидетельствуют  о демократическом характере нашего государства, стремлении развивать такой государственный строй, который по своему содержанию отвечает международным стандартам, среди которых наиболее важным является признание прав и свобод человека высшей ценностью.
Важнейшим принципом правового  государства является независимость  судов при осуществлении правосудия. Конституционный Суд на протяжении 1997-1998 гг. принял серию решений, направленных на расширение судебной защиты и разъяснение  статей Конституции. [3, с. 37 - 38]
Конституционный контроль в  нашей республике может и должен получить и свое дальнейшее развитие.
 


    СОСТАВ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


      ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ  КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА


 
Согласно ст. 12 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь»  членами Конституционного Суда являются Председатель, заместитель Председателя Конституционного Суда и десять судей.
Конституционный Суд правомочен принимать решения и приступает к работе, когда в его состав назначено, избрано не менее восьми членов Конституционного Суда.
Конституционный Суд формируется  на паритетной основе: шесть судей  Конституционного Суда назначаются  Президентом, шесть судей избираются Советом Республики Национального  собрания Республики Беларусь.
Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь из числа судей Конституционного Суда сроком на пять лет. [4, с. 99]
Основные направления  его деятельности:
руководит работой Конституционного Суда, распределяет между его членами обязанности;
созывает Конституционный  Суд и председательствует на его заседаниях;
принимает меры поощрения  и налагает взыскания на судей Конституционного Суда в соответствии с Регламентом;
осуществляет общее руководство  работой Секретариата Конституционного Суда и обладает правом приема и увольнения его работников;
вправе в любое время  подать в отставку с занимаемой должности;
вносит Президенту Республики Беларусь и в Совет Республики Национального Собрания Республики Беларусь представления по вопросу  назначения судей Конституционного Суда Республики Беларусь, а также  предложения по совершенствованию  законодательства, об устранении нарушений  законодательства;
ведет личный прием граждан, организует работу Конституционного Суда Республики Беларусь по приему граждан  и рассмотрению обращений граждан.
Председатель Конституционного Суда издает распоряжения по вопросам внутренней деятельности Конституционного Суда, приказы по вопросам, относящимся к его компетенции, не связанным с осуществлением конституционного судопроизводства.
Председатель Конституционного Суда осуществляет другие полномочия в соответствии с  Законом «О Конституционном  Суде Республики Беларусь» и Регламентом  Конституционного Суда. Он также может  быть освобожден от своей должности  Президентом Республики Беларусь по основаниям, предусмотренным Законом  «О Конституционном Суде Республики Беларусь», с согласия Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь. Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь вправе принимать участие в заседаниях палат Национального Собрания Республики Беларусь, их комиссий, заседаниях Совета Министров Республики Беларусь, заседаниях иных государственных органов, заседаниях Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. [5, с. 262]
Заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь избирается Конституционным Судом Республики Беларусь из состава судей Конституционного Суда Республики Беларусь по представлению Председателя Конституционного Суда сроком на пять лет.
Согласно ст. 26 Кодекса  «О судоустройстве и статусе судей», заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь:
осуществляет полномочия Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь в его отсутствие или  в случае невозможности исполнения им своих обязанностей;
руководит работой структурных  подразделений Секретариата Конституционного Суда Республики Беларусь;
организует работу по повышению  квалификации работников Секретариата;
ведет личный прием граждан;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь вправе принимать  участие в заседаниях тех же органов, в которых имеет право принимать  участие Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь.
 


2.2 СУДЬЯ КОНСТИТУЦИОННОГО  СУДА, ЕГО ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

 
Судьей Конституционного Суда может быть назначен, избран гражданин  Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, являющийся высококвалифицированным специалистом в области права и имеющий, как правило, ученую степень, обладающий высокими моральными качествами. После  назначения, избрания на должность  судье Конституционного Суда Президентом  Республики Беларусь в установленном  порядке присваивается квалификационный класс судьи.
Предельный возраст членов Конституционного Суда -- 70 лет. Судьи  Конституционного Суда назначаются  или избираются на одиннадцать лет  и могут быть назначены или  избраны на новый срок.
Судьи Конституционного Суда не могут осуществлять предпринимательскую  деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской. Они не могут быть членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатами, а также членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.
Член Конституционного Суда вправе принимать участие в его  работе только после принесения присяги.
К присяге членов Конституционного Суда, как назначенных Президентом  Республики Беларусь, так и избранных  Советом Республики Национального  собрания Республики Беларусь, приводит Президент Республики Беларусь в  присутствии Председателя Палаты представителей и Председателя Совета Республики Национального  собрания Республики Беларусь. [6, с. 223]
Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть досрочно прекращены:
1) по его просьбе об  отставке;
2) в связи с утратой  судьей гражданства Республики  Беларусь;
3) в связи с достижением  предельного возраста пребывания  в должности судьи Конституционного  Суда;
4) в связи с продолжением  судьей, несмотря на предупреждение  со стороны Конституционного  Суда, деятельности, не совместимой  с должностью судьи;
5) в связи с совершением  судьей поступка, порочащего честь  и достоинство судьи, либо совершением  иных действий, дискредитирующих  Конституционный Суд;
6) в связи с вступившим  в отношении судьи в законную  силу обвинительным приговором;
7) в связи с признанием  судьи недееспособным решением  суда, вступившим в законную силу;
8) в связи с признанием  судьи безвестно отсутствующим  либо объявлением его умершим  решением суда, вступившим в законную  силу;
9) в связи с признанием  судьи в установленном порядке  нетрудоспособным либо неспособностью  судьи по состоянию здоровья  в течение длительного времени  (не менее одного года) исполнять  обязанности судьи;
10) в случае смерти судьи.
Прекращение полномочий судьи  Конституционного Суда осуществляется Президентом Республики Беларусь, в  том числе на основании представления  Конституционного Суда или личного  письменного заявления судьи  с уведомлением Совета Республики Национального  собрания Республики Беларусь. При  этом представление Конституционного Суда принимается большинством голосов  от полного состава судей Конституционного Суда.
Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть приостановлены в  случаях если:
1) дано согласие Президента  Республики Беларусь на арест  судьи или привлечение его  к уголовной ответственности;
2) судья Конституционного  Суда зарегистрирован в качестве  кандидата в депутаты Палаты  представителей, члены Совета Республики  Национального собрания Республики  Беларусь, депутаты местных Советов  депутатов.
Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется Президентом Республики Беларусь. Решение  о приостановлении полномочий судьи  Конституционного Суда принимается  безотлагательно при выявлении  оснований к их приостановлению.
Судья Конституционного Суда, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать в заседаниях Конституционного Суда, направлять в  государственные и другие органы, должностным лицам и гражданам  официальные документы, запрашивать  у них какие-либо документы и  иную информацию в соответствии с  настоящим Законом.
Восстановление полномочий судьи Конституционного Суда допускается  после отпадения оснований к  их приостановлению и осуществляется Президентом Республики Беларусь.
Закон «О Конституционном Суде Республики Беларусь» определяет порядок ухода в отставку судьи Конституционного Суда Республики Беларусь. Судья считается ушедшим в отставку, если его полномочия прекращены по тем же основаниям, по которым они могут быть приостановлены. Стаж работы судьи Конституционного Суда, дающий право на отставку и выплату ежемесячного пожизненного содержания, определяется в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При этом в стаж работы в должности судьи Конституционного Суда, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, засчитывается время предшествующей работы данного судьи по юридической специальности.
Порядок назначения и выплаты  ежемесячного пожизненного содержания судей устанавливается Президентом Республики Беларусь.
 

    ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


      ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


 
Контроль за конституционностью нормативных актов в Республике Беларусь осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь. Конституционный Суд учреждается для обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия актов государственных органов Конституции, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, решения иных вопросов, предусмотренных Конституцией.
Согласно ст. 2 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» основными принципами деятельности Конституционного Суда являются законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон. Остановимся подробнее на каждом из них.
Принцип законности означает, что Конституционный Суд, разрешая дела, руководствуется Конституцией Республики Беларусь, международно-правовыми  актами, ратифицированными Республикой  Беларусь, а также законами и другими  нормативными актами. При рассмотрении вопросов о соответствии нормативных  актов Конституции Республики Беларусь Конституционный Суд исходит  из презумпции их конституционности.
Независимость Конституционного Суда обеспечивается особым порядком назначения, избрания судей и их освобождения от должности, неприкосновенностью  судей, установленной процедурой рассмотрения дел и вопросов, относящихся к  компетенции Конституционного Суда, тайной совещания судей в совещательной  комнате, ответственностью за неуважение к Конституционному Суду или вмешательство  в его деятельность, созданием  надлежащих организационно-технических условий для его работы, а также материальным и социальным обеспечением судей, соответствующим их высокому статусу.
Принцип коллегиальности  находит свое отражение в том, что рассмотрение дел, относящихся  к компетенции Конституционного Суда, осуществляется коллегиально.
Принцип гласности означает то, что дела разрешаются Конституционным  Судом открыто, а решения во всех случаях оглашаются публично.
Принцип устности заключается  в том, что разбирательство в  заседаниях Конституционного Суда происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный  Суд заслушивает стороны, их представителей, экспертов, специалистов, свидетелей, оглашает имеющиеся в деле документы.
Равноправие и состязательность сторон в процессе подтверждается тем, что при рассмотрении дел Конституционным  Судом стороны пользуются равными  правами, а конституционное судопроизводство строится на началах состязательности сторон.
Конституционный Суд при  исполнении своих функций независим.
Какое бы то ни было воздействие  на Конституционный Суд или на его членов, связанное с деятельностью  по осуществлению конституционного контроля, недопустимо и влечет ответственность  по закону.
Эти принципы помогают Конституционному Суду осуществлять свою деятельность не только  в соответствии с законодательством, но и принимать во внимание моральные  установки.
Хочется также отметить, что большинство этих принципов  является основой деятельности любого из судов  нашей республики. Это  еще раз свидетельствует о том, что Конституционный Суд Республики Беларусь является неотъемлемой частью судебной системы республики. 

3.2 КОМПЕТЕНЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В соответствии со ст. 5 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» Конституционный Суд Республики Беларусь рассматривает дела и дает заключения о:
соответствии законов, декретов, и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
соответствии актов межгосударственных образований, в которые входят Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;
соответствии постановлений  Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой  Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;
соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.
Ст. 112 Конституции Республики Беларусь закрепляет тот факт, что  предложения о проверке конституционности  нормативных правовых актов с  целью вынесения Конституционным  Судом заключения  могут направлять Президент, палаты Парламента, Правительство, Верховный Суд, Высший Хозяйственный  Суд.
Конституционный Суд вправе проверять на соответствие Конституции  не только акты общегосударственного уровня, в том числе законы о  ратификации международных договоров, регламенты палат Парламента, но и нормативные акты министерств, государственных комитетов, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов.
Конституционный Суд рассматривает  вопросы о конституционности  указанных актов как в целом, так и отдельных их положений.
Конституционный Суд не обладает правом законодательной инициативы, поскольку сам контролирует конституционность  нормативных актов. Однако, в соответствии с законодательством, Суд вправе вносить палатам Парламента, Президенту, Совету Министров Республики Беларуси в другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости  внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов. Эти  предложения подлежат обязательному  рассмотрению. Конституционный Суд  имеет право вносить в государственные  органы иные предложения, вытекающие из его компетенции. [7, с. 5 - 6]
Согласно ст. 38 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» заключения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.
Конституционный Суд Республики Беларусь включен в главу «Суд»  Конституции Республики Беларусь, чем  подчеркивается принадлежность Конституционного Суда к судебной власти – самостоятельной  ветви государственной власти. Г.А. Василевич утверждает, что можно  поспорить по данному поводу и  утверждать, что предпочтительнее было бы относить его к особой совокупности государственных структур – контрольно-надзорным  органам.
В юридической литературе уделено внимание анализу понятия  «контроль», часто сопоставляемому  с понятием «надзор». Однако эти  понятия  различаются. Надзорные органы сами обычно не обладают правом отмены правового акта, но путем соответствующего реагирования пытаются обеспечить законность на практике. Контролирующие же органы обладают не только правом отмены правовых актов, но и отличаются активным вмешательством в незаконную деятельность. Контрольная функция Конституционного Суда имеет свою специфику. Конституционный контроль охватывает сферу нормотворчества сверху донизу. При этом проблемы целесообразности не должны иметь решающего значения. Более того, принятие не самого удачного правового решения не означает его неконституционнность. В этом и заключается отличие конституционного контроля от контроля, проводимого другими государственными органами, включая и ведомственный контроль. [3, с. 47]
Конституционный Суд –  единственный орган  судебной власти, чьи основные положения, порядок  формирования и некоторые другие вопросы оговорены в Конституции. Относительно организации и деятельности других судов (общих, хозяйственных) в  Конституции сформулированы лишь общие  принципы и указана их основная функция  – осуществление правосудия. При  этом компетенция Конституционного Суда, как отмечено в ч. 7 ст. 116 Конституции, определяется специальным законом  о Конституционном Суде.
Отсюда нужно сделать  несколько выводов:
    конституционные положения могут быть развиты в законе (не посягая на юрисдикцию других органов);
    недопустимо «размывание» закона о Конституционном Суде, попытки закрепит нормы о статусе судей Конституционного Суда в других нормативных актах без их непосредственного закрепления в законе о Конституционном Суде;
    законом о Конституционном Суде предусмотрено, что порядок конституционного судопроизводства, правила процедуры и этикета регулируются принимаемым Конституционным Судом Регламентом, который должен быть основан на положениях названного закона. [8, с. 12]
Конституционный Суд –  единственный судебный орган, который  самостоятельно определяет порядок  судебного производства. В ст. 9 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» предусмотрено, что законы, декреты, международные договорные и иные обязательства Республики Беларусь, акты межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, постановления Правительства, акты Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора, акты других государственных органов, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции либо актам, обладающим большей юридической силой, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента, определяемого Конституционным Суд получил большую свободу действий, что налагает на него и дополнительную ответственность. [3, с. 49]
В связи с тем, что на Конституционный Суд возложена  обязанность осуществлять контроль за нормативностью актов в государстве, должна возрастать его активность по казуальному толкованию Конституции. Правовая позиция Конституционного Суда имеет принципиальное значение для развития правовой системы, в том числе правоприменительной практики.
 

    ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ И РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ


      ОРГАНЫ, ИМЕЮЩИЕ ПРАВО ОБРАТИТЬСЯ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


 
Согласно ст. 6 Закона «О Конституционном  Суде Республики Беларусь» предложения о проверке конституционности нормативных актов вправе вносить в Конституционный Суд Президент Республики Беларусь, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь.
В случае, предусмотренном  ст. 112 Конституции, если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и после вступления в законную силу судебного постановления ставит соответственно перед Верховным Судом
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.