На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Совершенствование организации страхования в РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Оглавление
 
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы страхового дела в РФ
1.1 Место страхования в финансовой системе государства………………….5
1.2 Участники  страхового рынка…………………………….…………………6
1.3 Государственное  регулирование страховой деятельности……………..10
Глава 2. Анализ организации страхования в РФ в 2008-2010 годах
2.1 Анализ состава и структуры страхового рынка ………….……………….12
2.2 Анализ премий и выплат ……………..……………………………………16
Глава 3. Совершенствование организации страхования в РФ
3.1 Проблемы развития страхования в РФ……………….…………………….21
3.2 Перспективы развития страхового дела в РФ……………………………26
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы………………………………………………………………33
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Страховой рынок – это особая социально-экономическая  среда, определенная сфера экономических  отношений, где объектом купли-продажи  выступает страховая защита, формируются  спрос и предложение на нее. Объективная  основа развития страхового рынка –  необходимость обеспечения бесперебойности  воспроизводственного процесса путем  оказания денежной помощи пострадавшим в случае непредвиденных неблагоприятных  обстоятельств. Страховой рынок  можно рассматривать также как  форму организации денежных отношений  по формированию и распределению  страхового фонда для обеспечения  страховой защиты общества, как совокупность страховых организаций (страховщиков), которые принимают участие в  оказании соответствующих услуг.
Обязательным  условием существования страхового рынка является наличие общественной потребности на страховые услуги и наличие страховщиков, способных  удовлетворить эти потребности. Переход отечественной экономики  к рынку существенно меняет роль и место страховщика в системе  экономических отношений. Страховые  компании превращаются в полноценных субъектов хозяйственной жизни.
Наиболее эффективной формой социальной защиты, успешно функционирующей  во многих странах, является страхование.
Актуальность изучения данной темы связано с тем, что эффективные  страховые отношения, стимулируя деловую  активность и уверенность субъектов  рынка, улучшая инвестиционный климат, являются важными условиями стабильности и экономического роста в стране. Степень развитости страхового рынка  отражает финансовый потенциал государства  и экономическую устойчивость системы  в целом.
Страхование играет ведущую роль в компенсации  ущербов, и потребность в его  развитии возрастает вместе с развитием  рыночной экономики. Страхование обеспечивает устойчивость хозяйственной деятельности предприятии и непрерывность общественного воспроизводства.
Целью курсовой работы является изучение страхование в России на современном этапе, выявить основные проблемы развития страхового рынка в России, обозначить основные тенденции его развития в последующие годы.
В связи  с выбранными целями, можно определить задачи:
    Изучить понятие страхования и участников страхового рынка;
    Провести анализ деятельности страховой организации и показателей деятельности страхового рынка РФ;
    Выявить проблемы и их решения;
    Проследить перспективы развития страхового рынка в России.
Структура данной работы следующая: введение; первая глава, в которой рассматриваются  основные понятия страхования, место  страхования в финансовой системе государства, участники страхования и государственное регулирование страховой деятельности; вторая глава, в ней анализируется деятельность страховой организации и показатели деятельности страхового рынка РФ, выделяются основные проблемы развития страхового рынка; третья глава, в которой выделяются направления развития страхового рынка, основные цели и задачи для развития и решения проблем страхования в РФ; заключение; список литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Теоретические основы страхового дела в РФ
 
1.1 Место страхования в финансовой системе государства
 
 
Страхование – система экономических отношений, включающая образование специального фонда средств (страхового фонда) и  его использование (распределение  и перераспределение) для преодоления  и возмещения разного рода потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями (страховыми случаями) путем  выплаты страхового возмещения и  страховых сумм. [5, с. 864]
Страхование является неотъемлемой частью финансовой системы. «Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжений государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функции, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей». [4, с. 85]
В основу построения финансовой системы положены три основополагающих элемента:
    функциональное назначение, проявляющееся в том, что каждое звено системы выполняет свой задачи. Например, имущественное и личное страхование – это один из методов страховой защиты в случае недостаточных возможностей создания резервных фондов для граждан с целью самострахования от безработицы, старости, инвалидности;
    территориальность, проявляющаяся в том, что каждая область, республика имеет соответствующий аппарат финансовых и страховых органов;
    единство финансовой системы, которое предопределяется единой экономической и политической основой государства, обусловливающей единую финансовую политику, проводимую государством через центральные финансовые органы, имеющие единые цели. Управление всеми звеньями происходит на основе единых базовых законодательных и нормативных актов. [4, с. 86 - 87]
Каждое  звено финансовой системы определенным образом влияет на процесс воспроизводства, его различные стадий и фазы. Так, например, социальное страхование, осуществляемое посредством внебюджетных фондов, обеспечивает защиту личных интересов граждан  по инвалидности, старост, временной  нетрудоспособности.
Государственный кредит влияет на страховую систему, так как государство может  быть как заемщиком, так и кредитором страховых организаций. Государство  также может быть гарантом финансовой устойчивости страховых организаций.
Страхование транспортных, имущественных, финансовых и промышленных рисков коммерческих организаций, общественных организации  и фондов служит фактором обеспечения  непрерывности и стабильности экономических процессов и их финансовой устойчивости.
Таким образом, страхование – это очень важное звено финансовой системы, которое  выступает регулятором воспроизводственных  процессов на макро - и микроуровне. Оно является важным инструментом обеспечения  непрерывности, стабильности развития общественного производства и главным  образом средством защиты бизнеса  и благосостояния граждан, в этой взаимосвязи, взаимозависимости составных  звеньев финансовой системы проявляется  единая сущность финансовой и стратегическая, стабилизирующая и воспроизводственная  роль страхового сектора экономики. [4, с. 88]
 
1.2 Участники страхового рынка
 
Отечественное страхование предполагает несколько  участников страховых отношений (субъектов  страхования) — это страховщики, страхователи, застрахованные лица и выгодоприобретатель.
Страховщиками страховое законодательство признает организацию (юридическое лицо), проводящую страхование, принимающее на себя обязательство  возместить ущерб или выплатить  страховую сумму, а также ведающую, вопросами создания и расходования страхового фонда. Страховщиком не может быть физическое лицо. В РФ страховщиками выступают хозяйственные товарищества и общества, общества взаимного страхования, государственные муниципальные унитарные предприятия, а также некоммерческие страховые организации. Каждое из них для проведения страховых операций должно получить лицензию в надзорных страховых органах и иметь уставный капитал, минимальную величину которого устанавливает страховое законодательство.
Страхователь  — это физическое или юридическое  лицо, уплачивающее денежные (страховые) взносы и имеющее право по закону или договору получить денежную сумму  при наступлении страхового случая. Страхователь обладает определенным страховым  интересом. Через страховой интерес  реализуются конкретные отношения, в которые вступают страхователь со страховщиком. Страхователь, выступающий  на международном страховом рынке, может называться полисодержателем.
Застрахованное  лицо — это физическое лицо, жизнь, здоровье и трудоспособность которого выступают объектом страховой защиты. Застрахованным является физическое лицо, в пользу которого заключается договор  страхования. На практике застрахованный может быть одновременно и страхователем, если он самостоятельно уплачивает страховые  взносы. Например, студенты вузов и  колледжей являются застрахованными  лицами по обязательному медицинскому страхованию, однако не считаются страхователями, поскольку взносы за них оплачивает учебное заведение.
Выгодоприобретатели — это лица, в пользу которых  выплачиваются страховые суммы  или страховые возмещения после  смерти завещателя, если он, в свою очередь, был страхователем. Выгодоприобретатель назначается страхователем (или застрахованным) на случай его смерти в результате страхового случая. Этот факт обязательно фиксируется в договоре страхования.
Помимо  основных участников страхового отношения (или правоотношения), на рынке, где  продаются, и покупаются страховые  продукты, имеется множество других субъектов, которые относятся к  участникам страхового рынка. Основными  из них являются страховые агенты и брокеры. Они выполняют посреднические функции между страхователями и  страховщиками. Их основной функцией является доведение до страхователей наиболее значимой информации об условиях страхования  и продажа страховых полисов (страховых  продуктов). Между страховым агентом  и брокером имеются существенные различия.
Страховым агентом является физическое или  юридическое лицо, которое от имени  и по поручению страховой компании занимается продажей страховых полисов (заключение договоров страхования), инкассирует страховую премию (взносы), оформляет документацию, и в отдельных  случаях выплачивает страховое  возмещение (в пределах установленных  лимитов). Взаимоотношения между  страховыми агентами — физическими  лицами и страховой компанией  строятся на контрактной основе, где  оговариваются права и обязанности  сторон. Страховыми агентами — юридическими лицами выступают обычно агентства  брачных знакомств, туристические  агентства, юридические консультации и нотариальные конторы, которые  наряду с услугами по основному профилю  своей деятельности предлагают оформить те или иные договоры страхования.
Страховым брокером может быть физическое или  юридическое лицо, выступающее в  роли консультанта страхователя при  заключении договора данного вида в  той или иной страховой компании, исходя из финансовой устойчивости ее операций, привлекательности условий  договора, для страхователя и других факторов. Деятельность брокеров обычно подлежит лицензированию в органе государственного страхового надзора. Российские страховые брокеры действуют в качестве предпринимателей, осуществляя посредническую деятельность от своего имени на основании поручений либо страховщика, либо страхователя.
Главное отличие брокеров от страховых агентов  заключается в том, что они  выступают в качестве независимых  посредников страховой компании или представителей страхователя. Если в результате профессиональных усилий брокера будет заключен договор  страхования со страховщиком, то последний  оплачивает труд брокера на комиссионных началах, и выплачивает ему дополнительные премии за улучшение условий сделки. Страховой брокер не может быть сотрудником  какой-либо страховой компании, не может  проводить самостоятельно страховые  операции. Помимо чисто посреднических услуг, брокеры могут осуществлять рекламную работу по страхованию, оказывать  услуги по урегулированию убытков, работать как эксперты при оценке ущербов.
На рынке  страховых услуг действуют и  такие участники, как оценщики страхового риска (андеррайтеры и сюрвейеры), разработчики страховых тарифов (актуарии), различные  организации страхового сервиса, которые  осуществляют услуги в сфере рекламы, консультирования, повышения квалификации, автоматизации и безопасности.
Участники страхового рынка могут объединяться в ассоциации. Например, сейчас в  России действует Всероссийский  союз страховщиков (ВСС). Его целью  является представительство во властных структурах интересов страховщиков и страхователей, разработка и предложение  на обсуждение законов, связанных с  реализацией страхового бизнеса  в стране. Подразделения ВСС разрабатывают  типовые страховые продукты по массовым видам страхования. Участниками  страхового рынка можно считать  и специализированные страховые  издательства. Подготовку кадров для  страхового дела осуществляют кафедры  страхования в вузах, школы страхового бизнеса. Важнейшие функции по организации  самого страхового рынка выполняют органы государственного регулирования страхования — учреждения законодательной и исполнительной власти (комитеты Федерального Собрания и законодательных органов власти субъектов РФ, Минфин РФ и его инспекции, налоговые и статистические органы государства) и судебной власти (гражданские и арбитражные суды). Кроме них могут действовать органы общественного регулирования страхования — общественные организации страховщиков и третейские суды.[6, с. 118 - 120]
 
1.3 Государственное регулирование страховой деятельности
 
Страховая деятельность во всех странах находится  под надзором государства. Это объясняет  значение страхования в экономической  и социальной жизни общества. Интересы общества в развитии страхования  предполагают прямое участие государства  в наблюдении за функционированием  этой сферы. Эта необходимость определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, страхование выполняет важные народнохозяйственные задачи, обеспечивая компенсацию  ущербов и пополняя инвестиционные ресурсы. Во-вторых, страхователи нуждаются  в защите, так как они доверяют страховым компаниям свои деньги, зачастую, не будучи в состоянии  сделать заключение о надежности своих вложений. Поэтому в каждой стране существует законодательство о  надзоре за страховыми организациями, в соответствии с которым строится система надзора.
Регулирующая  функция государства в страховой  деятельности может проявляться  в различных формах: принятие законодательных  актов, регулирующих страхование, установление в интересах общества и отдельных  категорий его граждан обязательного  страхования, проведение специальной  налоговой политики, установление различного рода деятельности, а также создание особого правового механизма, обеспечивающего  надзор за функционированием страховых  предприятий и организаций. Выполнение регулирующей функции государства, как правило, возлагается на специальный орган (специальную структуру) – государственный страховой надзор (контроль). Подобная структура существует во многих странах.
После принятия в 2003 году поправок в Закон о страховании  и проведения с 1994 года административной реформы произошли заметные изменения  в системе государственного регулирования  страховой деятельности. Существенно  стало разделение функций государственного регулирования и надзора, т.е. вновь  была образована служба страхового надзора  на федеральном уровне с представительствами  в регионах.
Таким образом, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию  в сфере страховой деятельности, является Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России), которое  с позиции Закона о страховании  является органом страхового регулирования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Анализ организации страхования в РФ в 2008-2010 годах
 
2.1 Анализ состава и структуры страхового рынка
 
В едином государственном  реестре субъектов страхового дела на 31.12.2008 зарегистрировано 786 страховых  организаций. Обобщены оперативные  данные, полученные в электронном  виде от 764 страховых организаций. 2 - не проводили страховые операции, 20 - не представили форму ведомственного государственного статистического  наблюдения.
Общая сумма страховой  премии (взносов) и страховых выплат по всем видам страхования за 2008 год составила соответственно 952,0 и 626,5 млрд. руб. или 122,7% и 130,0 % по сравнению  с 2007 годом. Из них сумма добровольного  страхования составила 467,2 и 195,8 млрд. руб. или 49,1% и 31,3% от общей суммы; а  на обязательное страхование пришлось – 484,8 и 430,7 млрд. руб. или 50,9% и 68,7% от общей суммы.
А по состоянию на 30 сентября 2009 в едином государственном реестре субъектов страхового дела зарегистрировано 722 страховые организации. Обобщены оперативные данные, полученные в электронном виде от 697 страховых организаций. 5 - не проводили страховые операции, 20 - не представили статистическую отчетность.
Общая сумма  страховых премий и выплат по всем видам страхования за 9 месяцев 2009 года составила соответственно 722,4 и 529,92 млрд. руб. или 101,5 и 121,9 % по сравнению  с аналогичным периодом 2008 года.
По данным Федеральной службы страхового надзора, общая сумма страховых премии по добровольному и личному страхованию по итогам 9 месяцев 2009 года составила 93,74 млрд. руб. Из них 83,24 млрд. руб. или 88,8% от общей суммы пришлось на личное страхование (кроме страхования жизни) и 10,5 млрд. руб. или 11,2% пришлось на страхование жизни. В общем, страховые премии по добровольному и личному страхованию выросли на 89,6 % по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.
Выплаты составили 53,36 млрд. руб. из них на личное страхование (кроме страхования  жизни) пришлось 49,2 млрд. руб. (92,2%), а  на страхование жизни – 4,16 млрд. руб. (7,8%). В общем, выплаты по добровольному  и личному страхованию выросли  на 11,9 % по сравнению с соответствующим  периодом предыдущего года.
По данным Федеральной службы страхового надзора  общая сумма страховых премии по добровольному страхованию имущества  за 9 месяцев 2009 года составила 203,96 млрд. руб. Из них больше всего пришлось на страхование наземного транспорта, кроме средств железнодорожного транспорта – 103,5 млрд. руб. (50,7 % от общей  суммы); страхование имущества юридических  лиц и граждан – 73,12 млрд. руб. (35,8% от общей суммы) и на страхование  грузов – 11,06 млрд. руб. (5,4 % от общей  суммы). В целом сумма страховых премии, по добровольному страхованию имущества выросла на 83,4 % по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.
Выплаты составили 110,0 млрд. руб. Из них больше всего пришлось на страхование наземного  транспорта, кроме средств железнодорожного транспорта – 88,62 млрд. руб. (80,6 %) и на страхование имущества юридических  лиц и граждан – 12,66 млрд. руб. (11,5 %). В целом сумма выплат по добровольному страхованию имущества  выросла на 129,7 % по сравнению с  соответствующим периодом предыдущего года.
 

Рис. 1. Диаграмма «Динамика изменений  величины активов, 31.10.2008 –30.09.2009 гг.»
Из диаграммы  видно, что динамика изменений величины активов до августа 2009 года колебалась, сейчас имеет тенденцию к возрастанию. В период с 31.10.2008 до 30.09.2009 гг. самый  низкий показатель был в январе 2009 года, и составлял 241,5 млрд. руб., а  самый высокий в апреле 2009 года – 269,4 млрд. руб., и после резкого  снижения, в сентябре 2009 года вырос  до 279,7 млрд. руб.
 
Таблица 1
Основные  изменения в структуре активов, 31. 12. 2008 г., 30.09.2009 г.
Прирост, млрд. руб.
Наименование активов
31. 12. 2008 г.
30. 09. 2009 г.
Величина актива, млрд. руб.
Доля
Величина актива, млрд. руб.
Доля
Дебиторская задолженность страхователей  и перестрахователей по страховым премиям (взносам)
35,84
14,84%
46,72
16,70%
10,88
Доля перестраховщиков в страховых  резервах
25,89
10,72%
31,11
11,12%
5,22
Денежные средства – всего
23,89
9,89%
28,21
10,09%
4,33
Акции
11,46
4,74%
15,52
5,55%
4,06
Векселя организаций, не являющихся банками, дочерними или зависимыми обществами
7,38
3,06%
10,52
3,76%
3,14
Депозиты в банках, имеющих нормативно установленный рейтинг
54,61
22,61%
57,00
20,38%
2,39
Дебиторская задолженность страховых  агентов по страховым премиям (взносам)
1,05
0,44%
2,86
1,02%
1,81
Активы, необходимые для осуществления  финансово-хозяйственной деятельности (далее - ФХД), за исключением недвижимого  имущества, и дебиторская задолженность  организаций и физических лиц
17,03
7,05%
18,66
6,67%
1,63
Займы предоставленные
2,76
1,14%
3,85
1,38%
1,09
Депозиты в банках, не имеющих нормативно установленный рейтинг
8,25
3,42%
5,13
1,83%
-3,13
Облигации
21,43
8,87%
18,24
6,52%
-3,19

 
Из таблицы  видно, что в период с 31. 12. 2008 г. до 30.09.2009 г. прирост денежных средств  составил 4,33 млрд. руб. или 0,2 %. Больше всего  прирост составил дебиторской задолженности  страхователей и перестрахователей по страховым премиям (взносам) – 10,88 млрд. руб. или 1,86 %, а меньше всего облигации – величина уменьшилась на 3,19 млрд. руб. или на 20,5 %.
Таблица 2
Темпы прироста величины активов, 30.09.2008  – 30.09.2009 гг.
  Крупные страховщики
"Средние" страховщики
"Небольшие" страховщики
30. 09. 2008 г.
2,2%
13,6%
2,3%
31. 10. 2008 г.
-0,2%
-5,1%
-3,7%
30. 11. 2008 г.
0,4%
0,8%
-0,03%
31. 12. 2008 г.
-2,0%
0,1%
-0,8%
31. 01. 2009 г.
4,0%
-8,9%
1,6%
28. 02. 2009 г.
1,2%
-4,6%
1,0%
31. 03. 2009 г.
3,7%
1,7%
-1,2%
30. 04. 2009 г.
-4,1%
-7,0%
-12,4%
31. 05. 2009 г.
-0,7%
-0,8%
-3,2%
30. 06. 2009 г.
5,8%
12,6%
6,0%
31. 07. 2009 г.
-0,03%
-3,3%
0,3%
31. 08. 2009 г.
3,8%
-4,0%
-10,9%
30. 09. 2009 г.
1,6%
7,8%
1,0%
Итого за 2009 г.
15,8%
-8,1%
-17,8%
Итого
31. 08. 2008 г. - 30. 09. 2009 г.
16,2%
-0,1%
-19,6%

 
Из таблицы  видно, что крупные страховщики  самый низкий показатель темпа прироста величины активов имели на конец  апреля 2009 года, который составлял (-4,1%), а самый высокий – на конец  июня 2009 года - 5,8%. В основном тенденция  идет к увеличению темпа прироста величины активов. В сентябре 2009 года имел тенденцию к снижению.
"Средние"  страховщики самый низкий показатель  темпа прироста величины активов  имели на конец января 2009 года (-8,9%), а самый высокий – на  конец сентября 2008 года - 13,6%. В основном  тенденция идет к уменьшению  темпа прироста величины активов.  В сентябре 2009 года, после резкого  снижения вновь имел тенденцию  к увеличению.
"Небольшие"  страховщики самый низкий показатель  темпа прироста величины активов  имели на конец апреля 2009 года  – (-12,4%), а самый высокий –  на конец июня 2009 года - 6,0%. В основном  тенденция идет к уменьшению  темпа прироста величины активов.  В сентябре 2009 года, после резкого  снижения темп прироста величины  активов вновь имел тенденцию  к увеличению.
В целом  за 2009 год темпы прироста величины активов крупных страховщиков увеличились  на 15,8 %; «средних» страховщиков уменьшились  на 8,1 %; «небольших» страховщиков –  уменьшились на 17,8%.
В целом  за период с 30.09.2008  до 30.09.2009 гг. темпы  прироста величины активов крупных  страховщиков увеличились на 16,2%; «средних»  страховщиков уменьшились  на 0,1%; «небольших»  страховщиков – уменьшились на 19,6%. [12]
 
2.2 Анализ премий и  выплат
 
Увеличение  ВВП, расширение производства, рост торговли, деловой жизни общества влечет за собой расширение сферы страховых  услуг. Российский страховой рынок  в условиях кризиса не избежал  проблем мировых компаний, основными являются следующие: ожидаемый спад платежеспособного спроса на страховые услуги, повышение конкуренции, не всегда обоснованное снижение тарифов, несоблюдение минимально необходимого уровня капитала, недостаточная подготовленность к возможно более жестким требованиям государственных регулирующих органов.
 
  Таблица  3
Анализ динамики страховых премий
 
 
 Количество компаний
912
831
766
702
Премии, млрд. руб.
       
1. Среднее количество поступлений на одну страховую организацию
0,67
0,93
1,24
1,39
2. Итого премий по добровольным и обязательным видам страхования
610,6
776,0
952,0
977,53
2.1 по страхованию жизни
16,0
22,7
19,3
15,71
2.2 по личному (кроме страхования жизни)
77,0
90,0
108,0
101,67
2.3 по имущественному страхованию (кроме страхования ответственности)
227,9
274,3
317,4
269,33
2.4 по страхованию ответственности
16,5
20,3
22,5
26,04
2.5 по личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов)
0,5
0,6
0,6
0,52
2.6 по государственному личному страхованию сотрудников ГНС РФ
0,01
0,02
0,02
0,03
2.7 по государственному страхованию военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц
5,3
5,7
7,0
6,31
2.8 по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств
63,9
72,5
80,2
85,74
2.9 по обязательному медицинскому страхованию
203,5
289,9
397,0
464,35

 
Страховщики в условиях экономического кризиса, безусловно, потеряли часть рынка. Анализ динамики основных показателей деятельности рынка страховых услуг показал  снижение числа страховых организаций  за последние четыре года. Среднее  количество поступлений на одну страховую  организацию увеличивается в 2 раза. Страховые компании укрупняются. Объем  страховых премий по добровольному  и обязательному видам страхования  с 2006 по 2009 гг. возрастает. Наибольший прирост поступлений происходит за счет обязательного медицинского страхования.
Рынок страхования  вступил в кризис успешнее, чем  многие отрасли народного хозяйства. Но это не дает основания делать вывод, что и в последующем  положение на страховом рынке  улучшится. Рынок страхования может  остаться в кризисном состоянии  продолжительное время, что обусловлено  специфичностью данного бизнеса. Страховые  услуги рассредоточены во времени, поэтому  нынешние положительные результаты заложены в докризисный период.
Таблица 4
Анализ динамики страховых выплат
 
Выплаты, млрд. руб.
1. Среднее количество выплат на одну организацию
0,39
0,58
0,82
1,046
2. Итого выплат по  добровольным и обязательным видам страхования
352,8
481,9
626,5
734,45
2.1 по страхованию жизни
16,6
15,8
6,0
5,33
2.2 по личному (кроме страхования жизни)
42,0
49,5
61,6
68,56
2.3 по имущественному страхованию (кроме страхования ответственности)
64,6
91,4
125,6
150,43
2.4 по страхованию ответственности
1,4
1,6
2,6
2,99
2.5 по личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов)
0,003
0,003
0,003
0,001
2.6 по государственному личному страхованию сотрудников ГНС РФ
0,02
0,02
0,02
0,02
2.7 по государственному страхованию военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц
4,2
4,4
6,2
5,85
2.8 по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств
33,3
41,1
47,8
49,85
2.9  по обязательному медицинскому страхованию
190,7
278,1
376,6
449,32

 
Выплаты по добровольным и обязательным видам  страхования также увеличиваются. Основной прирост выплат произошел  за счет выплат по обязательному медицинскому страхованию. Если промышленные предприятия  и банки занимают средства для  развития, то страховщики,  как правило, сами выступают в роли инвестора  и приобретают достаточный доход  от инвестирования страховых взносов. Именно эта инвестиционная деятельность игроков страхового рынка в период мирового финансового кризиса понесла  значительный ущерб.
Если  в докризисный период страховщики  занижали цену полиса и за счет этого  увеличивали долю рынка, то использование  подобной политики в условиях кризиса  приведет к возникновению проблем  с ликвидностью.
 
Таблица 5
Соотношение страховых премий и  выплат
 
 
Итого соотношение премии и выплат по добровольным и обязательным видам страхования
1,731
1,610
1,520
1,331
1. по страхованию жизни
0,964
1,437
3,227
2,947
2. по личному (кроме страхования жизни)
1,833
1,818
1,752
1,483
3. по имущественному страхованию (кроме страхования ответственности)
3,528
3,001
2,528
1,790
4. по страхованию ответственности
11,786
12,688
8,608
8,709
5. по личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов)
166,67
200
224
520
6. по государственному личному страхованию сотрудников ГНС РФ
0,500
1,000
1,152
1,500
7. по государственному страхованию военнослужащих и приравненных к ним в обязательном гос.страховании лиц
1,262
1,295
1,132
1,079
8. по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств
1,919
1,764
1,677
1,720
9. по обязательному медицинскому страхованию
1,067
1,042
1,054
1,033
Премии - Выплаты
257,8
294,1
325,5
243,1
(Премии - Выплаты) / кол-во компаний
0,283
0,354
0,425
0,346

Динамика  соотношения доходов страховых  организаций к их выплатам по добровольному  и обязательному видам страхования  показывает снижение доходов в сравнении  с выплатами. В динамике соотношение  поступлений организаций к их выплатам снижается.
Если  в 2006 г. на 1 рубль выплаченных средств  поступило 1,73 руб., то в 2007 г. на 1 рубль  выплаченных средств поступило 1,61 руб. В 2008 г. на  1 руб. выплат  приходится 1,52 руб. премий. За 2009 г. на 1 рубль выплат поступило 1,33 руб. страховых премий. Если за 2007 г. на каждый рубль выплат потери по поступлениям составили 12 коп. на каждый рубль выплат, в 2008 г. они  составили 9 коп., то в 2009 г. на каждый рубль выплат потери составили уже 19 коп.  Это свидетельствует о том, что страховые организации с каждым годом выплачивают все больший объем средств.
Мировой кризис коснулся в первую очередь  застрахованных лиц, а затем только страховщиков. Наступление и тяжесть  страховых случаев в период кризиса  увеличиваются, и это приводит к увеличению выплат страховых организаций.
Можно предположить, что экономическая ситуация на страховом  рынке в 2010 г. ухудшится. Не будет  развития различных  видов страхования. Будет отмечаться уход с рынка  небольших компаний. Не исключается  возврат разнообразных «серых»  схем, дающих возможность предприятиям и компаниям све
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.