На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Международная правовая помощь по уголовным делам

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Якутский экономико-правовой институт (филиал)
Академии труда и социальных отношений 

Юридический факультет
Кафедра «Конституционное и уголовное право» 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

На тему: «Международная правовая помощь по уголовным  делам» 
 
 
 

                                                                                                 Выполнил: студент
                                                                                   группы Ю-06-1
                                                                                   Данилова А.П.
                                                                     Научный руководитель:
                                                                     к.ю.н., доцент Семенова Е.С. 
       
       
       

                                                                                    

Якутск, 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Понятие, значение и нормативно-правовое регулирование международной правовой помощи по уголовным делам………………………6
1.1. Понятие  и значение международной правовой помощи по уголовным делам……………………………………………………………………………….6
1.2. Нормативно-правовое регулирование международной правовой помощи по уголовным делам………………………………………………………………9
ГЛАВА 2. Общий порядок и виды международной  правовой помощи по уголовным делам………………………………………………………………...14
2.1. Общий  порядок оказания международной правовой помощи по уголовным делам...................................................................................................14
2.2. Виды  международной правовой помощи по уголовным делам................20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В  современном  мире  границы  не  останавливают  лиц,  совершающих  противоправные деяния. Как показывает практика, развитие экономических и культурных  связей  между  народами  используют  в  своих  общественно опасных целях преступники. Каждое государство закономерно нуждается в правовой  помощи  другого  государства.  Возникает  необходимость сотрудничества. Имея единую функцию по защите общества от  противоправных посягательств, государства стали  объединять свои  усилия  с  целью  уменьшения  уровня  преступности.
    Оказание  государствами друг другу правовой помощи по уголовным делам занимает важное место в международном сотрудничестве в области борьбы с преступностью.
    Итак, международное сотрудничество государств в сфере уголовного судопроизводства имеет глубокие исторические корни  и неразрывно связано с эволюцией  государства и права. Общие взаимовыгодные интересы обязывали государства объединять свои усилия, оказывать друг другу помощь и содействие в борьбе с преступниками и преступностью в целом.
    Определение целей и задач, средств, форм и  методов совместной борьбы с преступностью  происходит на федеральном и региональном уровнях. Национальная уголовная политика государств должна строиться с учетом требований и рекомендаций международного права. Соотношение норм международного и национального права регулируется стандартами в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, разработанными организацией объединенных наций  и содержащимися в документах других международных организаций, таких как Совет Европы, Содружество Независимых Государств и др.
    Международная правовая помощь по уголовным делам — это основанная на внутреннем законодательстве деятельность компетентных органов запрашиваемого государства по исполнению, в соответствии с условиями международного договора или на основе принципа взаимности, запросов (поручений) судебных и иных компетентных органов запрашивающего государства о производстве на территории запрашиваемого государства процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий для получения доказательств по расследуемому в запрашивающем государстве уголовному делу
    Актуальностью данной курсовой работы являются глобальные процессы интеграции различных сфер жизнедеятельности общества, которые явились причиной не только значительного роста преступности, но и приобретения ею интернационального характера. В этих условиях борьба с ней становится важной социальной проблемой, как отдельных государств, так и всего мирового сообщества. Успешно решить эту проблему можно только путем оказания международной правовой помощи.
    Целью данной курсовой работы является исследование международной правовой помощи по уголовным делам внесение предложений по совершенствованию действующего законодательства в данной сфере.
    Для достижения поставленной цели в рамках настоящего исследования, необходимо решить следующие задачи:
1. определить понятие и значение международной правовой помощи по уголовным делам;
2. рассмотреть нормативно-правовое регулирование международной правовой помощи по уголовным делам;
3. раскрыть  общий порядок оказания международной правовой помощи по уголовным делам;
4. выявить  виды международной правовой помощи по уголовным делам.
     Поставленные  цель и задачи определили структуру  работы. Она состоит из введения, трех глав разделенных на параграфы, заключения и списка источников. Первая глава посвящена понятию, значению и нормативно-правовому регулированию международной правовой помощи по уголовным делам, вторая глава посвящена общему порядку и видам международной правовой помощи по уголовным делам.
      Нормативную базу исследования составили такие  нормативные акты как: Конституция  Российской Федерации,1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее УПК РФ), от 18 декабря 2001г. (в редакции от 27 июля 2010г.),2 Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ), от 13 июня 1996г. (в редакции от 30 июля 2010г.).3
      При подготовке работы большую помощь оказали труды таких авторов как Булатов Б.Б., Баранов А.М., Гуценко К.Ф., Петрухин И.Л., Рыжаков А.П., Химичева Г.П., Химичева О.В. и др.
        Практическая значимость курсовой работы определяется тем, что ее результаты и выводы могут явиться теоретико-методической основой для совершенствования законодательства в сфере международной помощи по уголовным делам. 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ 

1.1. Понятие и значение  международной правовой помощи по уголовным делам 

     В законодательстве Российской Федерации понятие правовой помощи не раскрывается. В юридической науке выработано несколько подходов к ее определению. По мнению одних ученых, правовая помощь – это взаимодействие правоохранительных органов государств с целью отправления правосудия и решения других правовых вопросов в рамках национальных правовых систем, защиты законных интересов граждан и юридических лиц, осуществляемое в соответствии с нормами международного и внутригосударственного права или в порядке взаимности. «Конкретные действия, которые необходимо совершить в запрашиваемом государстве, являются предметом правовой помощи».4 Другие рассматривают правовую помощь как совокупность предусматриваемых международными договорами действий (обысков, выемок, передачу предметов, выдачу преступников и т.д.).5 Третьи разграничивают понятия «правовая помощь» и «сотрудничество». По их мнению, «правовая помощь предполагает выполнение отдельных действий. Они призваны лишь, содействовать решению определенных вопросов, связанных с расследованием, судебным рассмотрением и исполнением наказания по отдельным уголовным делам. А сотрудничество же означает целенаправленную и постоянную, совместную и согласованную, широкую по масштабам и разнообразную по формам и направлениям деятельность компетентных правоохранительных органов, затрагивающую общие интересы сотрудничающих государств и направленную к достижению единых целей в борьбе с преступностью».6 Наконец, имеется точка зрения, согласно которой правовая помощь не может касаться принятия процессуальных решений. Зарубежные учреждения юстиции, а равно и российские, вправе лишь исполнять решения, принятые другим государством, и по просьбе этой страны выполнить его путем производства следственных действий, регламентированных национальным законодательством.7
     Думается, что понятия «правовая помощь по уголовным делам» и «сотрудничество» нетождественны. «Правовая помощь» включает в себя только процессуальные действия, осуществляемые на основании просьб правоохранительных органов иностранных государств. Юридическим основанием правовой помощи являются поручения иностранных учреждений юстиции. Правовая помощь включает в себя целый комплекс элементов (порядок взаимодействия правоохранительных органов, реквизиты поручения, процедуру исполнения поручения и т.д.), регламентированных международными и внутригосударственными нормами. «Сотрудничество» охватывает оперативно-розыскные действия, а также те процессуальные действия, которые осуществляются без запроса, в связи с обнаружением лиц или признаков преступления, затрагивающих интересы другого государства. В частности, о «сотрудничестве» можно говорить в случае задержания лица, если имеются предусмотренные законодательством основания подозревать, что оно совершило на территории другой договаривающейся стороны преступление, влекущее выдачу.8
     Необходимость в международной правовой помощи возникает в случаях, когда обвиняемый или подозреваемый по уголовному делу, возбужденному на территории одного государства, скрывается на территории другого государства либо когда свидетели, потерпевшие или другие участники уголовного процесса, документы по уголовному делу, расследуемому или рассматриваемому в суде на территории одного государства, находятся на территории другого государства, а также в некоторых других случаях. В связи с этим и в целях выполнения задач уголовного процесса государства обращаются друг к другу за помощью о розыске обвиняемого или подозреваемого, его задержании либо заключении под стражу, а затем о его выдаче с целью привлечения к уголовной ответственности, а также о производстве следственных или других процессуальных действий, без которых невозможны успешное расследование, отправление правосудия по уголовному делу и исполнение решений суда.9
     Таким образом, оказание международной правовой помощи по уголовным делам есть выполнение на основании международных договоров и национальных нормативных правовых актов одним государством в интересах другого государства запросов о производстве процессуальных действий или о выдаче обвиняемого (подозреваемого) для привлечения его к уголовной ответственности по конкретному уголовному делу, расследуемому или рассматриваемому в суде запрашивающего государства, либо об исполнении приговоров или иных судебных решений, в том числе о передаче осужденного в одном государстве для отбывания наказания или принудительного лечения другому государству.10
     Международная правовая помощь по уголовным делам  – это регламентированная международными договорами, а также национальным законодательством государств или осуществляемая на основе принципа взаимности деятельность компетентных органов и должностных лиц по оказанию содействия в собирании доказательств на территории иностранного государства, производстве иных процессуальных действий, вызове участников уголовного судопроизводства, находящихся на территории иностранного государства, продолжении уголовного преследования и выдаче лица для уголовного преследования или исполнения приговора.11
     Оказание  правовой помощи по уголовным делам затрагивает интересы того государства, которое обратилось за помощью.
     Основной  задачей данного правового института  является объединение усилий государств в борьбе с преступностью, оказание друг другу содействия в раскрытии и расследовании преступлений, изобличении лиц, их совершивших, и вынесении в отношении них справедливого приговора, исполнении решений суда, а также возмещении ущерба потерпевшим независимо от территориальных границ, различий национального законодательства и правоприменительной практики государств. Названные задачи вполне согласуются с назначением уголовного судопроизводства по российскому уголовно-процессуальному законодательству.12
     Особенность института правовой помощи по уголовным  делам заключается в том, что он имеет смешанную отраслевую принадлежность, то есть регулируется как уголовно-процессуальным и уголовным, так и международным правом.
     Оказание  правовой помощи по уголовным делам  возможно только в отношении преступлений, наказание за которые на момент просьбы о помощи подпадает под юрисдикцию управомоченных органов запрашивающего государства.13 

1.2. Нормативно-правовое регулирование международной правовой помощи по уголовным делам 

      Основанием  для оказания правовой помощи является международный договор. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства как межотраслевой правовой институт регулируются нормами уголовно-процессуального, уголовного и международного права. При оказании международной правовой помощи важно определить правовую основу для обращения одного государства (запрашивающей стороны) к другому (запрашиваемой стороне) с просьбой (запросом, поручением, ходатайством, письмом) об оказании содействия при расследовании и завершении уголовных дел в суде, исполнении приговора.14
         К правовой основе взаимодействия России (правопреемника СССР) с компетентными органами иностранных государств следует отнести: общепризнанные принципы и нормы международного права; международные договоры (межгосударственные, межправительственные и межведомственные соглашения; как многосторонние, так и двусторонние); Конституцию РФ (ч. 4 ст. 15, ст. 61, 62, 63, п. «к» ст. 71, п. «о» ч. 1 ст. 72, ст.73, 79); разд. VIII УПК (ст. 453- 472), а также ч. 3 ст. 1, ст. 2, 3, ч. 1 и ч. 5 ст. 108, ч. 9 ст. 109, ч. 3 ст. 181 и некоторые другие нормы УПК.
         К правовой основе взаимодействия  в сфере уголовного судопроизводства  следует, кроме того, отнести УК (ст. 13 и ч. 4 ст. 72), а также иные  федеральные законы, подзаконные  акты по отдельным вопросам  международного сотрудничества.
        Международная правовая помощь  регламентируется соответствующим  международным договором. Если  оказание того или иного вида  правовой помощи договором не  предусмотрено, исполнение запроса  возможно на основе принципа  взаимности, обязательным условием реализации последнего является обязательство запрашивающей стороны об оказании правовой помощи в интересах запрашиваемой стороны.15                          Порядок применения международных договоров РФ предусмотрен Федеральным законом от 15.07.1995г. № 101- ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».
          Под международным договором понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или нескольких, связанных между собой, а также от его конкретного наименования (ст. 2 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»).
          Международные договоры могут  заключаться от имени Российской  Федерации, от имени Правительства РФ и от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры).
          Перечислим некоторые из важнейших  многосторонних договоров:
1. Европейская конвенция о взаимной правовой  помощи по уголовным делам 1959г. с дополнительным протоколом о правовой помощи 1959г. (далее- Европейская конвенция), ратифицирована Россией в 2000г. Участниками названной конвенции являются 41 государство- члены Совета Европы (Австрия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Испания, Литва, Латвия, Швейцария, Эстония и др.);
2. Европейская конвенция о выдаче 1957г. с дополнительными протоколами 1975 и 1978г., ратифицирована в 1999г.;
3. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988г.;
4. Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977г., ратифицирована Россией в 2000г.;
5. Конвенция  об отмывании, выявлении, изъятии  и конфискации доходов от преступной деятельности 1990г.
6. Конвенция  ООН против транснациональной  организованной преступности 2000г.
7. Конвенция  о правовой помощи и правовых  отношениях по гражданским, семейным  и уголовным делам, принятая  государствами - членами СНГ в  1993г., с дополнительным протоколом 1997г. (далее - Минская конвенция).16
      Многосторонними договорами установлены основания, объем и порядок оказания международной  правовой помощи (форма запроса, субъекты его направления и исполнения, сроки исполнения, основания и условия отказа в исполнении запроса и т.п.). Двусторонние договоры о взаимной правовой помощи заключаются в целях развития и конкретизации тех предложений, которые являются основными положениями многосторонних международных договоров. Россия является субъектом более 40 двусторонних соглашений. В их числе договоры с Польшей, Румынией, Албанией, Монголией, Грецией, Кипром, Индией, США, Италией и другими государствами. 
      Межправительственные соглашения заключены по отдельным вопросам оказания правовой помощи в целях объединения усилий по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, террористическими актами и другим направлениям сотрудничества в борьбе с преступностью. Российская Федерация является участницей ряда соглашений, заключенных международными организациями, которые принимаются на основе Резолюции Генеральной Ассамблеи  ООН от 14 1990г. о взаимной помощи в области уголовного правосудия и протокола к ней.
      Оперативное уголовное преследование лиц, объявленных  в международный розыск, получение информации о розыске иных лиц, предметов, документов, транспорта; установление местонахождения юридических лиц и сведений о них, проверка лиц по дактилоскопическим учетам и получение любой другой справочной информации осуществляется также по линии Международной организации уголовной полиции (Интерпола). На основании Указа Президента РФ от 30.07.1996г. №1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции – Интерпола» и Положения о Национальном центральном бюро Интерпола, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.10.1996г. №1190, представительным органом России в Интерполе является Национальное бюро Интерпола (НЦБ). Участниками международной организации уголовной юстиции являются 174 государства.17
      В системе источников регулирования  международной правовой помощи приоритет  имеют общепризнанные принципы и  нормы международного права и  международные договоры. Если международным  договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора, независимо от того, приняты эти законы до заключения договора или после его.
      Если  имеет место конкуренция многосторонних и двусторонних договоров, то приоритетными  признаются положения многостороннего договора.
      В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.10. 2003г. №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов  и норм международного права и  международных договоров Российской Федерации»18
дается  понятие принципа международного права; определяется, что следует понимать под общепризнанной нормой международного права; указывается, в каких случаях международный договор применяется непосредственно; разъясняется, в каких случаях неправильное применение нормы международного права может являться основанием к отмене или изменению судебного акта. Рассматриваются и другие важнейшие для правоприменения вопросы.19  

ГЛАВА 2. ОБЩИЙ ПОРЯДОК И ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫИ ДЕЛАМ  

2.1. Общий порядок  оказания международной  правовой помощи по уголовным делам 

      При характеристике порядка совершения действий по оказанию правовой помощи важно четко различать две группы правил:
- правила  обращения за помощью к правоохранительным  органам иностранных государств со стороны соответствующих российских органов;
- правила  обращения за помощью к российским правоохранительным органам со стороны соответствующих органов иностранных государств.20
      В первом случае правила определяются, прежде всего, предписаниями российского  уголовно-процессуального кодекса (ст. 453-456 УПК РФ),  иными актами, в том числе подзаконными, которые могут быть изданы на основе таких предписаний,21 а также международными соглашениями, а при их отсутствии – обязательствами, данными на основе принципа взаимности.
        В соответствии с этими правилами обращение за правовой помощью по конкретному уголовному делу  (как отмечено выше, в УПК РФ оно названо запросом о производстве процессуальных действий) должно быть оформлено с соблюдением требований, предусмотренных ч. 4 ст. 454 УПК РФ. В нем обязательно должны содержаться, как минимум, следующие сведения:
1. наименование органа, от которого исходит запрос;
2. наименование  и место нахождения органа, в  который направляется запрос;
3. наименование  уголовного дела и характер  запроса;
4. данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате  и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц – наименование и место нахождения;
5. изложения  подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств;
6. сведения  о фактических обстоятельствах  совершенного преступления, его  квалификация, текст соответствующей  статьи УК РФ, а при необходимости  - также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением.22
      Но  в ст. 454 УПК РФ  дан « типичный»  минимальный набор сведений, которые  должны содержаться в запросе. Между  тем договоры о правовой помощи по уголовным делам с конкретными  странами могут требовать и дополнительные сведения. Например, Договор между Российской Федерацией  и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам, вступивший в законную силу 31 января 2002г., предусматривает (ч.3 ст.5), что «в той мере, в какой это необходимо и возможно, запрос также содержит:
1. данные  о личности и предполагаемом  местонахождении разыскиваемого  лица;
2. данные  о личности и местонахождении  лица, которому необходимо вручить  документ, о связи этого лица  с проводимым разбирательством и порядке  вручения документа;
3. информацию  о личности и местонахождении  лица, от которого необходимо  получить доказательства;
4. перечень  вопросов, которые требуются задать  лицу, обозначенному в запросе;
5. точное  описание места или лица, подлежащих  к обыску, и предмета, подлежащего выемке;
6. описание  порядка исполнения запроса;
7. информацию  о выплатах и возмещении расходов, на которые будет иметь право  лицо, вызываемое на территорию  запрашивающей стороны;
8. любую  иную информацию, которая может  быть доведена до сведения центрального органа запрашиваемой стороны для облегчения исполнения запроса».
      Запрос  естественно, составляется в письменном виде, подписываются должностным  лицом, направляющим его, заверяется печатью  и переводиться на официальный язык того государства, где он должен исполняться (переводятся и все документы, прилагаемые к запросу).23
      Направляется  он непосредственно в тот зарубежный орган, который должен выполнить  просьбу, содержащуюся в запросе, а  в один из следующих российских органов:
- в Верховный  Суд Российской Федерации- по  вопросам его судебной деятельности;
- в Минюст  Российской Федерации- по вопросам, связанным с судебной деятельности  всех судов, за исключением  Верховного Суда Российской Федерации;
- в Министерстве  внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации - в отношении следственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора;
- в Генеральную прокуратуру Российской Федерации - в остальных случаях.
      Последние и определяют дальнейшее продвижение  запроса и приложенных к нему документов в соответствии с процедурами, установленными соглашением с государством, где он (запрос) должен исполняться, или обязательством, данным на основе принципа взаимности.24
      Доказательства, полученными иностранными органами, исполняющими запросы, и оформленные ими надлежащим образом, как безоговорочно предусмотрено ст. 455 УПК РФ, «пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в полном соответствии с требованиями уголовно – процессуального кодекса Российской Федерации.25
      Ряд специфических правил предусмотрен в УПК РФ для случаев, когда запрос направляется с целью обеспечения вызова свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, находящихся за пределами территории Российской Федерации, для выполнения с их участием следственных действий на территории Российской Федерации. Специфика эта в основном обусловлена стремлением оградить вызываемых лиц от необоснованного привлечения к уголовной ответственности.
      Именно  таким стремлением можно было, бы объяснить положение, предусмотренное ч. 4 ст.456 УПК РФ, где сказано в частности, что «явившиеся по вызову лица не могут быть на территории Российской Федерации привлечены в качестве обвиняемых, взяты под стражу или подвергнуты другим ограничением личной свободы за деяния или на основании приговоров, которые имели место до пресечения указанными лицами Государственной границы  Российской Федерации». Не может быть ухудшено положение находящихся под стражей лиц, которых доставили в Российскую Федерации для участия  в следственных или судебных действиях (ч.5 ст. 456 УПК РФ).
      В соответствии со ст.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.