На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Система безналичных расчетов и перспектива ее развития в Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки Российской Федерации
Федеральная служба по надзору  в сфере образования  и науки
НОУ Сибирская академия права, экономики  и управления 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
«Система  безналичных расчетов и перспектива  ее развития в Российской Федерации» 
 
 
 
 
 

                                                                                     
 
 
 
 
 
 
 

Иркутск, 2009
СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
1.1.Виды безналичных расчетов…………………………………………………5
1.2.Разработка системы безналичных расчетов………………………………..21
1.3.Внедрение  безналичных расчетов………………………………………….23
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА В СИСТЕМЕ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ И ПЕРСПЕКТИВА ЕЕ РАЗВИТИЯ В РФ
2.1.Общая  характеристика РайффайзенБанка…………………………………25
2.2.Система безналичных расчетов и перспектива ее развития в РФ………..28
2.3.Методы  направленные на развитие безналичных  расчетов……………....46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Формирование  платежных систем на российском финансовом рынке связано, прежде всего, с функционированием банковского сектора. Важным условием эффективного функционирования экономики является быстрота осуществления расчетов с организациями по купле-продаже товаров и оказанию услуг, финансовыми органами по уплате налогов, банками по полученным ссудам, со страховыми компаниями и т.п. Основная часть денежных расчетов осуществляется в основном банками. При взаимодействии между собой банки должны обеспечить бесперебойность платежей независимо от их местонахождения.  
В последнее время произошли серьезные изменения в системе межбанковских расчетов. Характер многих операций изменяется в короткие периоды. При этом ситуация в различных сегментах финансового рынка может изменяться несколько раз в течение рабочего дня. Поэтому от быстроты совершения операций зависит конечный результат - получение прибыли. Современная техническая оснащенность банковской системы должна отвечать основному требованию - мгновенному прохождению платежей.  
       В целях создания системы, отвечающей вышеназванным требованиям, банком России была разработана концепция системы валовых расчетов в режиме реального времени, одобренная решением Совета директоров Центрального банка РФ от 13 июня 2007 г. (протокол N 20).  
В соответствии со стратегией развития платежной системы создание современной автоматизированной системы расчетов, работающей в режиме реального времени, требует не только внедрения современной системы передачи и обработки информации, базирующейся на принципиально новой программно-технической платформе, но и предполагает соответствие расчетной сети Банка России объективному состоянию платежной системы на всех этапах ее совершенствования.  
Актуальность данной темы заключается в том, что действующие мировые платежные системы прошли длительный путь эволюционного развития.  
Современные платежные системы имеют как общие, унифицированные черты, так и отличительные специфические признаки, что способствует региональному и мировому развитию международных расчетно-платежных отношений.  
       Реформирование платежной системы, осуществляемое в России, предполагает расширение использования новых для страны форм и методов безналичных расчетов, что обуславливает актуальность темы данной работы.         Целью данной работы является изучение современной системы безналичных расчетов и перспектива ее развития в Российской Федерации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ  РАСЧЕТОВ 

1.1.Общая  характеристика безналичных  расчетов 

    Денежные  расчеты осуществляются организацией либо наличными деньгами, либо в виде безналичных платежей.
    Безналичные расчеты осуществляют посредством  безналичных перечислений по расчетным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, системы корреспондентских  счетов между различными банками, клиринговых зачетов взаимных требований через расчетные палаты, а также с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги. Безналичные расчеты осуществляются в основном через банковские, кредитные и расчетные операции. Их применение позволяет существенно снизить расходы на денежное обращение, сокращает способность в наличных денежных средствах, обеспечивает их более надежную сохранность.
    Безналичные расчеты осуществляют по товарным и  нетоварным операциям. К товарным операциям  относят куплю-продажу сырья, материалов, готовой продукции и т.п. Их учитывают на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 45 «Товары отгруженные» и др.
    В зависимости от местонахождения  поставщика и покупателя безналичные  расчеты разделяют на иногородние и одногородние (местные). Иногородними называют расчеты между организациями, обслуживаемыми учреждениями банка, которые находятся в разных населенных пунктах, а одногородними — расчеты между организациями, обслуживаемыми одним или двумя учреждениями банка, которые находятся в одном населенном пункте.
    Формы безналичных расчетов. Формы безналичных  расчетов определены ст. 862 ГК РФ и Положением Центрального банка РФ:
     а) расчеты платежными поручениями;
     б) расчеты по инкассо;
     в) расчеты по аккредитиву;
     г) расчеты чеками.
     д)расчеты  с использованием банковских карт
     Формы безналичных расчетов избираются организациями  самостоятельно и предусматриваются  в договорах, заключаемых организациями  с банками. В рамках безналичных  расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств 
(взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.

     Все операции по банковским счетам осуществляются только на основании расчетных документов. Расчетный документ — это оформленное на бумажном носителе или в электронном виде распоряжение:
     плательщика — о списании денежных средств  со своего счета и перечислении их на счет получателя;
     получателя  — о списании денежных средств  со счета плательщика и перечислении на счет, указанный покупателем.
     В Положении Центрального банка РФ изложены требования к оформлению расчетных  документов на бумажных носителях информации (расчетные документы (кроме чеков) заполняются только на пишущей машинке  или ЭВМ шрифтом черного цвета; заполнение чеков производится ручкой с пастой, чернилами черного или синего цвета или на пишущей машинке шрифтом черного цвета; не допускаются исправления, подчистки, помарки, а также использование корректирующих жидкостей; расчетные документы должны содержать обязательные реквизиты, установленные Положением, и др.).
     Расчетные документы должны быть представлены в банк в течение 10 календарных  дней, не считая дня выписки расчетного документа. В банк представляется столько  экземпляров расчетных документов, сколько необходимо для всех участников расчетов.
     Копии расчетных документов могут быть изготовлены с применением копировальной  бумаги, множительной техники или  ЭВМ. Первый экземпляр расчетного документа (кроме чека) подписывают два уполномоченных лица (или одним лицом, если в организации отсутствует лицо с правом второй подписи). Кроме того, на документе ставится оттиск печати. Порядок оформления, приема, обработки электронных расчетных документов и осуществления расчетов с их использованием регулируется не Положением, а другими нормативными актами Центрального банка РФ, а также договорами банков с клиентами.
     Расчеты платежными поручениями. Платежным  поручением является распоряжение владельца  счета (плательщика) обслуживающему его  банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Расчеты платежными поручениями являются наиболее распространенной формой расчетов.
     Платежными  поручениями могут производиться  перечисления денежных средств:
     а) за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
     б) в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
     в) в целях возврата / размещения кредитов и займов, депозитов и уплаты процента по ним;
     г) по распоряжению физических лиц или  в пользу физических лиц;
     д) в других целях, предусмотренных законодательством или договором.
     В соответствии с условиями основного  договора платежные поручения могут  использоваться для предварительной  оплаты товаров, работ, услуг или  для осуществления периодических  платежей. Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счет плательщика. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика платежные поручения оплачиваются по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством. Положением установлена новая форма бланка платежного поручения, которая должна применяться с 1 ноября 2000 г.
     Расчеты по инкассо. Расчеты по инкассо —  это банковская операция, посредством  которой банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных  документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Расчеты по инкассо производятся на основании платежных требований и инкассовых поручений.
     Платежные требования применяются при расчетах за товары (работы, услуги), а также  в иных случаях, предусмотренных договором плательщика с его контрагентом. Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору (но не менее пяти рабочих дней). При отсутствии в договоре такого срока сроком для акцепта считаются пять рабочих дней.
     Плательщик  вправе отказаться полностью или  частично от акцепта платежного требования по основаниям, предусмотренным в  договоре. Плательщик имеет право отказаться от акцепта счета в полной сумме в случае отгрузки поставщиком продукции ненаказанной, недоброкачественной, нестандартной, некомплектной, досрочной поставки товаров или досрочного оказания услуг, предъявления поставщиком бестоварного требования, отсутствия утвержденных или согласованных в установленном порядке цен на товары и услуги и др.
     Частичный отказ от акцепта может быть при  нарушении поставщиком цен, скидок, допущении арифметических ошибок в  требовании или товарно-транспортном документе, поступлении части ненаказанной, недоброкачественной, нестандартной продукции и др.
     Отказ плательщика от оплаты платежного требования оформляет от заявлением об отказе от акцепта установленной формы, которое составляется в трех экземплярах. Первый и второй экземпляры заявления оформляются подписями соответствующих должностных лиц и оттиском печати плательщика.
     При полном отказе от акцепта платежное  требование в тот же день возвращается банку-эмитенту вместе со вторым экземпляром  заявления об отказе от акцепта для  возврата получателю средств.
     Первый  экземпляр заявления вместе с копией платежного требования остается в банке плательщика, а третий экземпляр заявления возвращается плательщику.
     При частичном отказе от акцепта платежное  требование оплачивается в сумме, акцептованной  плательщиком. Первый экземпляр заявления об отказе от акцепта вместе с первым экземпляром платежного требования остаются в банке плательщика, второй экземпляр заявления направляется в банк эмитента, а третий экземпляр возвращается плательщику. Ответственность за необоснованный отказ от оплаты платежных требований несет плательщик.
     При неполучении в установленный  срок отказа от акцепта платежных  требований они считаются акцептованными и на следующий рабочий день после  истечения срока оплаты оплачиваются со счетов плательщика, а при недостаточности или отсутствии денежных средств на счете оплачиваются по мере поступления денежных средств в очередности, установленной законодательством.
     Достоинством  акцептной формы расчетов платежными требованиями является то, что она  позволяет плательщику контролировать соблюдение поставщиком условий, предусмотренных договорами. Ее недостаток заключается в сравнительно медленном поступлении средств на счет поставщика (5 дней на акцепт и двойной срок почтового пробега).
     Расчеты платежными требованиями, оплачиваемыми в безакцептном порядке, производятся, как правило, на основании соответствующих законов. В этом случае получатель должен указать в платежном требовании номер, дату принятия и название соответствующего закона. Как правило, со счетов плательщика без акцепта оплачивают требования за газ, воду, электрическую и тепловую энергию, канализацию, пользование телефоном, почтово-телеграфные и некоторые другие услуги.
     Расчеты инкассовыми поручениями. Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщика в бесспорном порядке. 

                                                              
                                                                 1
                                                                                                                              

        2                      7                                                                       4                      5              
     
                                                                                                          
                                                                     3                           
                                                                   6                                
      
     Рис. 1 

     Рис. 1. Документооборот при расчете  платежными требованиями: 
\ — отправка документов, подтверждающих отгрузку товара; 2 — сдача 
платежного требования в четырех или трех экземплярах на инкассо; 3 — 
отправка платежного требования в двух экземплярах учреждению банка 
плательщика; 4 — извещение покупателя о поступлении платежного требования-поручения; 5 — отправка покупателю оплаченного платежного 
требования-поручения; 6 — извещение об оплате покупателем счета; 
7 — перечисление платежа за счет поставщика и извещение об этом поставщика.

     Инкассовые  поручения применяются:
     а) если бесспорный порядок взыскания  установлен соответствующими законами;
     б) для взыскания по исполнительным документам;
     в) в случаях, предусмотренных сторонами  по основному договору.
     Инкассовое  поручение составляется по установленной  Положением форме. В поручении должна быть сделана ссылка на соответствующий  закон, исполнительный документ или  договор. К поручению должен быть приложен подлинник исполнительного  документа или его дубликат.
     При отсутствии и недостаточности денежных средств на счетё плательщика  инкассовое поручение исполняется по мере поступления денежных средств в очередности, установленной законодательством.
     Банки приостанавливают списание денежных средств в бесспорном порядке в следующих случаях:
     а) по решению органа, осуществляющего  контрольные функции в соответствии с законодательством, о приостановлении  взыскивания;
     б) при наличии судебного акта о  приостановлении взыскания;
     в) по иным основаниям, предусмотренным законодательством.
     При расчетах платежными поручениями и  расчетах по инкассо расчеты у  поставщиков отражают как продажу  продукции, т.е. с применением счетов 45 «Товары отгруженные», 90 «Продажи», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и др. Покупатель использует счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 51 «Расчетные счета» и др.
     Аккредитивная форма расчетов применяется в  двух случаях: когда она установлена  договором и когда поставщик  переводит покупателя на эту форму  расчетов в соответствии с положениями о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.
     Особенность аккредитивной формы расчетов состоит  в том, что оплату платежных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции.
     Аккредитив  — это условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлёнии последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи.
     Банками могут открываться следующие  виды аккредитивов: покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные); отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).
     При открытии покрытого аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.
     При открытии непокрытого аккредитива  банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива в порядке, определенном соглашением между банками.
     Отзывным  является аккредитив, который может  быть изменен или отменен банком-эмитентом  на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств. Безотзывный аккредитив может быть отменен только с согласия получателя средств.
     Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается  в основном договоре, в котором отражаются основные условия (наименование банков, получатель средств, сумма аккредитива, его вид, сроки действия, способ извещения получателя средств об открытии аккредитива, полный перечень и точная характеристика документов, представляемых получателем средств и др.).
     Аккредитив  предназначен для расчетов с одним  получателем средств. Условиями  аккредитива может быть предусмотрен акцепт уполномоченного плательщиком лица. Форма аккредитива установлена  Положением.
     Выплаты по аккредитиву производят в течение срока его действия в банке поставщика в полной сумме аккредитива или по частям против предоставленных поставщиком реестров счетов и транспортных или приемо-сдаточных документов, удостоверяющих отгрузку товара. Реестры счетов должны сдаваться поставщиком в обслуживающее его учреждение банка, как правило, на следующий день после отгрузки (отпуска) товара.
       Схема документооборота при покрытом  аккредитиве представлена на  рис. 2.
     
                                                       4
                                                                                                          
                                                                                                    
      3                                                                         1
       

                                                           2                                                           
 
 

     Рис. 2 

     Документооборот при аккредитивной форме расчетов: 1 — аккредитивное заявление; 2 —  поручение об открытии аккредитива; 3 — извещение об открытии аккредитива; 4 — отгрузка продукции и отправка соответствующих документов; 5 —  предъявление реестра счетов для немедленной оплаты.
     Аккредитив  учитывают на счете 55 «Специальные счета в банках», субсчет 1 «Аккредитивы».
     Аккредитив  может быть выставлен за счет собственных  средств и за счет банковского  кредита. В первом случае выставление  аккредитива оформляют следующей бухгалтерской записью:
     Дебет счета 55 «Специальные счета в банках», субсчет 1 «Аккредитивы»;
     Кредит  счета 52 «Расчетные счета».
     Когда аккредитив выставляют за счет банковского  кредита, составляют следующую запись:
     Дебет счета 55 «Специальные счета в банках», субсчет 1 «Аккредитивы»;
     Кредит  счета 66 «Расчеты по краткосрочным  кредитам и займам».
     Оплату  счетов поставщиков с аккредитивного счета оформляют следующей записью:
     Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками»;
     Кредит  счета 55 «Специальные счета в банках», субсчет 1 «Аккредитивы».
     Остаток неиспользованного аккредитива  возвращают организации-покупателю и  зачисляют на расчетный счет, если аккредитив выставлен за счет собственных  средств, или перечисляют в погашение  задолженности по ссуде, если аккредитив выставлен за счет банковского кредита.
     К недостаткам аккредитивной формы  расчетов следует отнести замораживание  средств покупателей на период действия аккредитива до его фактического использования, а также возможность  задержки отгрузки продукции поставщиком до поступления аккредитива. Вместе с тем она гарантирует немедленную оплату счетов поставщиков и способствует соблюдению расчетно-платежной дисциплины.
     Расчеты чеками. Расчетный чек содержит письменное поручение владельца счета (чекодателя) обслуживающему его банку на перечисление указанной в чеке суммы денег с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Данная форма расчетов в последние годы все шире используется при одногородних расчетах (особенно для расчетов с транспортными организациями).
     Порядок и условия использования чеков  в платежном обороте регулируются Гражданским кодексом РФ, а в части, им не урегулированной, другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.
     Бланки  чеков являются бланками строгой отчетности. Их хранение осуществляется в порядке, установленном нормативными актами Банка России.
     В соответствии с Положением (2) для  осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые  кредитными организациями. Эти чеки могут использоваться клиентами данной кредитной организации, а также в межбанковских расчетах при наличии корреспондентских отношений. Вместе с тем они не могут применяться для расчетов через подразделения расчетной сети Банка России.
     При поступлении товаров (оказании услуг) плательщик выписывает чек из книжки и передает представителю поставщика или подрядчика, который становится чекодержателем, Чекодержатель представляет выписанный чек в свое учреждение банка, как правило, на следующий день со дня выписки для зачисления денег на его расчетный счет.
     Депонирование средств при выдаче чековых книжек у плательщика учитывается на счете 55 «Специальные счета в банках», субсчет 2 «Чековые книжки», с кредита  счетов 51 «Расчетные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и других подобных счетов. По мере оплаты задолженности чеками их списывают с кредита счета 55 в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других подобных счетов.
     Еще один из видов безналичных расчетов это расчеты с использованием банковских карт. С развитием международных платежных систем появились разные виды предлагаемых пластиковых карточек, которые различаются по своему назначению, функциональным и техническим характеристикам. Существует множество признаков, по которым можно классифицировать карточки международных платежных систем:
  1.По  материалу, из которого они  изготовлены: 
    бумажные (картонные);
    пластиковые;
    металлические.
  В настоящее время практически  повсеместное распространение получили пластиковые карты. Однако для идентификации держателя карты часто используются бумажные (картонные) карты, запаянные в прозрачную пленку. Это ламинированные карты. Ламинирование является довольно дешевой и легкодоступной процедурой и поэтому, если карта используется для расчетов, то с целью повышения защищенности от подделок применяют более совершенную и сложную технологию изготовления карт из пластика. В отличие от металлических карт, пластик легко поддается термической обработке и давлению (, что весьма важно для персонализации карты перед выдачей ее клиенту.
  2. На основании механизма расчетов:
    двусторонние системы - возникли на базе двусторонних соглашений между участниками расчетов, при которых владельцы карт могут использовать их для покупки товаров в замкнутых сетях, контролируемых эмитентом карт (универмаги, бензоколонки и т. д.);
    многосторонние системы - предоставляют владельцам карт возможность покупать товары в кредит у различных торговцев и организаций сервиса, которые признают эти карты в качестве платежного средства. Многосторонние системы возглавляют национальные ассоциации банковских карт, а также компании, выпускающие карты туризма и развлечений (например, American Express).
    3. По виду проводимых расчетов:
    кредитные карты, которые связаны с открытием кредитной линии в банке, что дает возможность владельцу пользоваться кредитом при покупке товаров и при получении кассовых ссуд. Владельцу кредитной карточки открывается специальный карточный счет и устанавливается лимит кредитования по ссудному счету на весь срок действия карты, а также разовый лимит на сумму одной покупки. В пределах разового лимита оплата покупки может производиться без авторизации;
    дебетовые карты предназначены для получения наличных в банковских автоматах или для получения товаров с расчетом через электронные терминалы. Деньги при этом списываются со счета владельца карты в банке. Дебетовые карты не позволяют оплачивать покупки при отсутствии денег на счете;
    «электронный кошелек» - тип карт, предназначенный для использования наличных денег, внесенных на саму карточку, при оплате товаров и услуг. Платежная способность таких карт обусловлена определенной суммой, которую владелец карты предварительно вносит эмитенту этой карточки или его агенту. Схемы прохождения платежей при использовании кредитных и дебетовых карточек принципиально различаются, это 2 разных вида платежных инструментов, каждый из которых имеет собственные особенности и характеристики. В мировой практике особенно широкое распространение получили кредитные платежные карточки, однако этот вид услуг доступен не для каждого клиента. Перед тем, как открыть ссудный счет, банк тщательно изучает платежеспособность и кредитную историю клиента, который при согласии банка на выдачу карточки приобретает ряд преимуществ, которые не может предоставить дебетовая карточка.
  4. По характеру  использования:
    индивидуальная карта, выдаваемая отдельным клиентам банка, может быть «стандартной» или «золотой»; последняя выдается лицам с высокой кредитоспособностью и предусматривает множество льгот для пользователей;
    семейная карта, выдаваемая членам семьи лица, заключившего контракт, который несет ответственность по счету;
    корпоративная карта выдается организации (фирме), которая на основе этой карты может выдать индивидуальные карты избранным лицам (руководителям или ценным сотрудникам). Им открываются персональные счета, «привязанные» к корпоративному карточному счету. Ответственность перед банком по корпоративному счету имеет организация, а не индивидуальные владельцы корпоративных карт.
   В данный вид классификации автор Рудакова О.С. добавляет два подпункта:
    карточки туризма и развлечений - карточки принимаются сотнями тысяч торговых и сервисных предприятий во всем мире для оплаты товаров и услуг, а также предоставляют владельцам различные льготы по бронированию авиабилетов, номеров в гостиницах, страхованию жизни, скидки с цены товара и т. д.
    чековые гарантийные карты. Эти карты выдаются владельцу текущего счета в банке для идентификации чекодателя и гарантии платежа по чеку. Карта базируется на кредитной линии, которая позволяет владельцу счета пользоваться кредитом по овердрафту.
   5. По способу записи информации  на карту:
    графическая запись;
    эмбоссирование;
    штрих-кодирование;
    кодирование на магнитной полосе
    чип;
    лазерная запись (оптические карты).
   Самой ранней и простой формой записи информации на карту было и остается графическое изображение. Оно до сих пор используется во всех картах, включая самые технологически изощренные. Вначале на карту наносились только фамилия, имя держателя карты и информация о ее эмитенте. Позднее на универсальных банковских картах был предусмотрен образец подписи, а фамилия и имя стали эмбоссироваться (механически выдавливаться).
   Эмбоссирование  - нанесение данных на карточке в виде рельефных знаков. Это позволило значительно быстрее оформлять операцию оплаты картой, делая оттиск на ней слипа. Информация, эмбоссированная на карте, моментально переносится через копировальную бумагу на слип. В целях борьбы с мошенничеством могут использоваться слипы и без копировального слоя, но способ переноса эмбоссированной на карте информации, в сущности, остался прежним - механическое давление. Эмбоссирование не вытеснило полностью графическое изображение.
   Штрих-кодирование - запись информации на карту с помощью штрих - кодирования применялась до изобретения магнитной полосы и в платежных системах распространения не получила.
   Кодирование на магнитной полосекарточка имеет обратной стороне магнитную полосу, где записаны данные, необходимые для идентификации личности владельца карточки при ее использовании в банковских автоматах и электронных терминалах торговых заведений.
   Микросхема (чип) встроена в карточку и состоит из запоминающих устройств для сбережения информации (карты памяти). Смарт – карты  (интеллектуальные карты) внешне похожи на карты памяти, но в их микросхему включен микропроцессор, который является компьютером и способен обрабатывать информацию, записанную в запоминающих устройствах.
   Лазерные  записи (оптические карты) – карты  имеют большую емкость, чем карты  с микросхемой, но данные на них могут быть записаны только 1 раз. Записи и считывание информации производится специальной аппаратурой с использованием лазера. В банковских технологиях пока не получило широкого распространения.
   6. По принадлежности к учреждению  – эмитенту:
    банковские карты, эмитент которых – банк или консорциум банков;
    коммерческие карты, выпускаемые нефинансовыми учреждениями;
    карты, выпущенные организациями, чьей деятельностью непосредственно являются эмиссия пластиковых карт и создание инфраструктуры по их обслуживанию.
   7.По территориальной принадлежности:
    международные, действующие в большинстве стран;
    национальные, действующие в пределах какого - либо государства;
    локальные, используемые на части территории государства;
    карты, действующие в одном конкретном учреждении.
   8.По времени использования:
    ограниченные каким – либо временным промежутком (иногда с правом пролонгации);
    неограниченные (бессрочные).
   9.По  сфере использования:
    универсальные карты – служат для оплаты любых товаров и услуг;
    частные коммерческие карты – служат для оплаты какой – либо определенной услуги (например, карты гостиничных сетей, автозаправочных станций, супермаркетов).
   10.Банковские  и другие карты, используемые  для расчетов:
    автономный «электронный кошелек»;
    «электронный кошелек» с дублированием счета у эмитента;
    «ключ к счету» - средство идентификации владельца счета.
   Автор Гинзбург А.И. в данный перечень классификации  вносит еще два подпункта:
   11.По  общему назначению:
    идентификационные;
    информационные;
    для финансовых операций.
   12.По  категории клиентуры, на которую ориентируется эмитент:
    обычные карты;
    серебряные карты;
    золотые карты.
   Обычные карты предназначены для рядового клиента. Это VISA Classic, EvroCard/MasterCard Mass (Standart).
   Серебряная  карта (Silver, Business) называется бизнес – картой и предназначена для частных лиц, для сотрудников компаний, уполномоченных расходовать в тех или иных пределах средства своей компании.
   Золотая карта (Gold) предназначена для наиболее состоятельных клиентов.
Все многообразие представленных карт международных платежных систем предоставляет возможность выбрать оптимальный вариант, который будет наилучшим образом соответствовать целям, которые преследуются при приобретении карточки. 

1.2. Разработка системы безналичных расчетов
    Когда мы используем термин "расчеты", то в основном вкладываем  в него два понятия.  Во-первых,  речь идет о расчетах по договору, когда стороны с использованием различных платежных  средств погашают свои  договорные  долговые  обязательства.  Во-вторых,  в качестве особой  сферы  регулирования возникают отношения по перечислению денежных   платежей в безналичном порядке через кредитные учреждения и банки.  Эта сфера  отношений,  охватывающая перечисление денежных   средств   через  банки, обособляется от договорных отношений между плательщиком и получателем средств.
      В настоящее время отношения  по безналичным расчетам в  основном   регулируются актами  Банка  России.  Нельзя  не  заметить огромный   массив этих актов и то, что они в значительной части устарели и не  соответствуют нормам  гражданского  законодательства.  Это создает   дополнительные сложности в регулировании  отношений, связанных с   расчетами. Известно, насколько  эта  сфера  является  конфликтной.   Необходимость ее    нормального   законодательного   регулирования   вызвало включение   в   Кодекс   главы,   определяющей   отношения   участников безналичных расчетов. К сожалению,  объем статей, включенных в Кодекс, недостаточен,   для того чтобы детально их урегулировать, так как рамки Кодекса не   позволяют такой детализации.  Тем не менее, важное  значение  имеет   уже сам   факт   включения   в  Кодекс  положений,  которые  ранее   закреплялись на уровне подзаконных актов,  а также то,  что Кодекс   относит решение   вопросов,  касающихся  расчетов,  к  компетенции   закона. Банковские правила могут регулировать эти вопросы  лишь  в   рамках, установленных законом.       
Рассмотрим  некоторые положения безналичных расчетов с точки зрения рассмотрения их в Кодексе. Кодекс определяет  следующие основные моменты.  Во-первых,  он   говорит о том,  что  обязанность  банка  по  перечислению  средств   исчерпывается лишь  при  зачислении  средств  на  счет,  указанный   клиентом, который дал поручение.  Причем это  может  быть  и  счет  самого клиента  в  том  же банке,  которому дано поручение.  У нас  сейчас нет запрета на использование двух  счетов  в  одном  банке.  Клиент может дать поручение о перечислении средств с одного своего счета на другой свой же счет в этом банке, и это будет операция по банковскому переводу.  Это может быть межбанковский перевод, когда клиент хочет  перечислить  средства  в  иной банк, в котором обслуживается получатель  средств.  Во  всяком  случае обязанность банка исчерпывается только тогда, когда средства поступят на счет, указанный клиентом, давшим поручение об их перечислении. Второй, очень  существенный  момент,  впервые  закрепленный  в законодательстве, -  это  срок,  в  течение  которого  должно быть выполнено поручение  клиента.  Действующие  правила  устанавливают  лишь срок,  в  течение  которого  банк  обязан  списать средства с  расчетного (текущего)   счета.   Такая   операция   должна быть произведена в течение дня,  когда получено требование клиента, но не позднее следующего дня.  А что будет  дальше,  сколько  времени потребуется для  производства  расчетов  до поступления средств на  указанный счет -  неизвестно.  Было  много  различных  подходов  к   решению этого вопроса,  но определенных критериев не было.  Кодекс   включил условие о  сроке  перечисления  в  само  определение  этой   операции, указав,  что  она носит срочный характер.  Срок перевода   средств установлен законом.
И это  лишь малая часть нюансов, скрытых  в системе безналичных платежей. Во многом наша Российская система еще не доработана, но, на мой взгляд, это временно, т.к. с развитием нашей экономики параллельно развивается и сама банковская система, а соответственно с ней каждый раз на новый уровень выходит и система безналичных платежей.
1.3. Внедрение безналичных расчетов
    Внедрение безналичных расчетов в качестве одного из основных средств расчетов является важнейшей задачей "технологической революции" банковской деятельности. Это средство расчетов, обладая множеством несомненных достоинств, предоставляет как владельцам карт, так и кредитным организациям, занимающимся их выпуском и обслуживанием, массу преимуществ Для кредитных организаций - повышение конкурентоспособности и престижа, наличие гарантий платежа, снижение издержек на изготовление, учет и обработку бумажно-денежной массы, минимальные временные затраты и экономия живого труда.
     Электронные деньги придуманы для того, чтобы реальные деньги оставались в распоряжении банков и приносили им максимальную прибыль через инвестиционные и кредитные программы. Обыкновенный держатель пластиковой карточки и не догадывается о том, какие прибыли (пока за рубежом) имеют банки, используя его средства в своей ресурсной базе. По оценкам специалистов, на руках у населения нашей страны находится 35 миллиардов долларов и десятки триллионов наличных рублей, которые просто изъяты из обращения. Для любого коммерческого банка представляет большой интерес привлечь эти средства в свои инвестиционные и кредитные потоки.
     Иными словами, сконцентрировать основную массу  денежных потоков, и направить их через банки, можно только при  одном условии: резком увеличении объемов  безналичных расчетов, как при  выплате заработной платы, так и  при совершении населением основной массы платежей.
  Безналичные  расчеты являются завершающей  стадией выполнения хозяйственных  договоров, представляют одну  из форм хозяйственной самостоятельности  хозрасчетных предприятий. Предприятия  материально заинтересованы в нормальном и бесперебойном ходе реализации произведенной продукции, неотъемлемой составной частью которой являются безналичные расчеты.
     Важной особенностью современной системы безналичных расчетов является автоматизация процессов прохождения документов на разных стадиях обработки. Почти полностью исключена ручная работа при составлении расчетно-денежных документов. Автоматизирован учет и контроль поступающих для дальнейшей обработки, документов. Автоматизирован и процесс проводки платежей по счетам как внутри учреждений банков, так и между ними.
         Полная автоматизация системы безналичных расчетов имеет колоссальное значение для упорядочения банковского документооборота, сокращения сроков платежей, сможет гарантировать от незаконного доступа к расчетно-денежным документам. Несмотря на установление унифицированных сроков обработки и прохождения финансовых документов в банках, введение штрафов за необоснованные задержки расчетов, состояние расчетов от этого не улучшается. По-прежнему у клиента, как и раньше, нет возможности точно определить, когда его средства поступили в банк, а когда на его расчетный счет.
       Необходимо полное техническое переоснащение банков на базе персональных компьютеров, скорейшее внедрение локальных сетей по обработке счетов, осуществление электронных расчетов между клиентами банков, между банками и РКЦ, а также с различными регионами России. Банки активно овладевая передовой технологией, стремятся перенять международный опыт расчетов. Общемировая же тенденция в этой области - вытеснение из платежного оборота не только наличных денег, но и чеков. Широкое применение электронных денежных расчетов, дальнейшая автоматизация и компьютеризация банковской деятельности является главными предпосылками для успешного внедрения и развития межбанковского клиринга.
             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА  В СИСТЕМЕ БЕЗНАЛИЧНЫХ  РАСЧЕТОВ И ПЕРСПЕКТИВА  ЕЕ РАЗВИТИЯ В РФ 

2.1.Общая  характеристика  РайффайзенБанка 

    ЗАО "РайффайзенБанк" является дочерней структурой Райффайзен Интернациональ Банк-Холдинг АГ (Райффайзен Интернациональ). РайффайзенБанк является крупнейшим банком с участием иностранного капитала в России, который занимает 7-е место по размеру активов по результатам 1-го квартала 2008 года ("Интерфакс -ЦЭА"). По размеру корпоративного кредитного портфеля РайффайзенБанк занимает 8-е место по результатам 1-го квартала 2008 года ("Интерфакс-ЦЭА"). Согласно данным "Интерфакс-ЦЭА" РайффайзенБанк находится на 4-м месте в России по объему частных депозитов и 6-м месте по объему кредитов для частных лицпо результатам 1-го квартала 2008 года.
    РайффайзенБанк предлагает свои услуги в России с 1996 года. Будучи дочерним представительством известного австрийского банка, Райффайзен - довольно скромный по мировым банковским меркам игрок - в России является одним из крупнейших по размерам активов банком, принадлежащих акционерам из-за рубежа.
    История РайффайзенБанка берёт своё начало в деятельности касс взаимопомощи, которые помогали голодным крестьянам в периоды экономических трудностей в XIX столетии. Прототипом современного РайффайзенБанка стал созданный Фридрихом Вильгельмом Райффайзеном в 1862 году первый в Австрии банковский кооператив. А уже к 1896 году в Австрии насчитывалось более шестисот банков…
    Сегодня банковская группа Райффайзен - крупнейшая в Австрии (приблизительно четверть всего банковского рынка страны). Кроме того, в 2005 году РайффайзенБанк удостоился награды "Банк года на развивающихся рынках", причём отмечены были несколько представительств банка в разных странах Восточной Европы. Отличительной особенностью РайффайзенБанка на российском рынке, а также залогом его успешной деятельности можно назвать его отчётливую ориентацию на розничных клиентов. Банк предлагает (как резидентам, так и нерезидентам) полный спектр услуг, и по объёму депозитов частных лиц лидирует среди иностранных дочерних банков, работающих в РФ. РайффайзенБанк оперирует как с иностранными валютами, так и с российскими рублями.
    С марта 2007 года РайффайзенБанк Интернациональ стал самым крупным иностранным банковским объединением на территории РФ и седьмым по величине банком России. Это произошло после того, как австрийский банк приобрёл 100% акций российского Импэксбанка и объявил о начале реструктуризации и присоединении региональной сети Импэксбанка, выводя тем самым свою деятельность в регионах РФ на новый уровень. Ранее с помощью подобной стратегии РайффайзенБанк расширил своё влияние на Украине, поглотив, по сути, второй банк страны - "Аваль". Такой же характер носит расширение сферы деятельности банка и в странах Восточной Европы.
    До  слияния с Импэксбанком деятельность РайффайзенБанка ограничивалась Санкт-Петербургом и Москвой. Теперь же, соединившись с развитой региональной сетью "Импэкса", насчитывающей около 190 отделений и более 350 банкоматов, австрийский банк становится вторым по величине иностранным банком в России после ММБ.
    В настоящее время по показателям  долгосрочного и краткосрочного кредитных рейтингов уровень надёжности РайффайзенБанка в России оценивается как один из самых высоких, что делает его очень привлекательным для осведомлённых пользователей. 

2.2.Система  безналичных расчетов  и перспектива  ее развития в РФ на примере пластиковых карт 

    Стратегия развития платежной системы определяет, что одним из направлений деятельности банков является работа по созданию условий  для внедрения расчетов платежными картами. В целях повышения устойчивости этой системы осуществляется работа по анализу методик расчета, применяемых систем управления рисками и систем формирования страховых депозитов для исключения возможности не проведения операций держателя карты в случае неплатежеспособности банка-эмитента. Также разработан комплекс дополнительных экономических требований для расчетных операций в банках подобных систем.
     Одно  из приоритетных направлений деятельности «Райффайзен Банк Аваль» — предоставление услуг по выпуску и обслуживанию платежных карт основных платежных  систем Visa International и MasterCard International.
     Банк  является полноправным членом международных  платежных систем Visa International и MasterCard International.
     Первую  карточку банк выпустил в 1996 году. На сегодняшний день уже более 2,855 млн. клиентов пользуется карточками «Райффайзен Банк Аваль».
     Мировой опыт свидетельствует, что будущее  стоит за электронными (пластиковыми) деньгами. И это естественно, так  как преимущества карточек очевидны:
      Развитие электронной техники  позволило широко использовать  безналичные расчеты в форме  пластиковых карточек, содержащих  зашифрованную информацию, позволяющую  их владельцам осуществлять платежи  и получать наличные деньги. Это  значительно облегчает взаиморасчеты и освобождает человека от необходимости носить с собой крупные суммы денег. До недавнего времени в России большими денежными средствами обладали только юридические лица, и банки были не заинтересованы в работе с частными вкладчиками. Но времена меняются, теперь деньги есть у многих, и банки резко переориентировали направление своей деятельности. Самыми простыми в изготовлении и использовании являются пластиковые карточки, а как разновидность их – магнитная карта. Это наиболее распространенные кредитные карточки. Банк гарантирует открытие кредита владельцу карточки. Держатель карточки ежемесячно получает сообщение из компании, выдавшей карту. Там подводятся итоги расходов предыдущего месяца. Оплата долга должны быть произведена до конца месяца, в котором получено сообщение. С владельцев ежегодно взимается взнос за карточку, некоторые виды карт являются бесплатными. Некоторые магнитные карты используются как «дебетные карты». Они применяются по типу кредитных. Разница в том, что во время покупки плата взимается непосредственно со счета владельца в его банке.
    Сейчас  процесс развития в нашей стране пластиковых денег идет все более  стремительными темпами. Но есть и проблемы. Во-первых, рядовому потребителю чисто  психологически приятнее иметь туго набитый бумажник, а не пластиковую карточку. Во-вторых, - и это очень важно – предоставить гарантии своей будущей платежеспособности клиентам достаточно сложно. Именно поэтому большинство карточек в России работает как дебетные и по ним нельзя получить в кредит.
      С учетом всего сказанного можно предположить, что пластиковые карточки являются самой перспективной формой безналичных  расчетов.
В 1994 году «РайффайзенБанк» приступил к развитию этого перспективного направления банковской деятельности, в том числе международных пластиковых карточек. Для организации этой работы в Банке создан Центр по работе с пластиковыми карточками. Разработана программа выпуска карточек, реализация которой позволила обеспечить дополнительный приток ресурсов и доходов в виде комиссии за проведение операций по карточкам, включая безналичные расчеты, выдачу наличности через банкоматы, конвертацию, обслуживание торговой и сервисной сети. При этом расширился спектр предлагаемых  Банком услуг, создана реальная основа для увеличения клиентской базы.
    Центр по работе с пластиковыми  карточками призван не только определять стратегию  и тактику «РайффайзенБанк» на данном сегменте финансового рынка, но и осуществлять обслуживание расчетов, в том числе:
    открытие и ведение счетов по карточным счетам в рублях и иностранной валюте в единой базе данных;
    авторизация и процессинг при расчетах по пластиковым карточкам;
    программно-аппаратная поддержка процессинга, а также проводить единую техническую политику в изготовлении карточек, закупке, обслуживании и ремонте оборудования, поддерживать постоянный контакт с компаниями- эмитентами международных пластиковых карточек и развивать инфраструктуру, включая сеть банкоматов и торговых точек, принимающих карточки к оплате, и оказывать клиентам сервисные и сопутствующие услуги.
    Приоритетным  направлением в деятельности Банка  по внедрению пластиковых карточек является участие в распространении  и обслуживании международных карточек, отработка передовых технологий до уровня мировых стандартов, участие  в российских проектах по пластиковым карточкам.
    Для реализации намеченной программы Банк в 1994 году вступил в состав акционеров «Кардцентра»- организации, осуществляющей процессинг по операциям с международными карточками компаний Europay и Master Card.
    В начале 1997 года Банк одним из первых подписал договор на распространение карточек с компанией American Express.
    Для упрощения обслуживания налично-денежного  оборота и обработки передовых  банковских технологий Банк организовал  выдачу наличных денег через банкоматы сначала сотрудникам, а затем – владельцам международных пластиковых карточек.
    Кроме того, завершился перевод филиалов Банка на локальную обработку  данных с использованием программного комплекса « Операционный день». Это создало предпосылки для  построения разветвленной системы информации и отчетности нового поколения, соответствующей мировому уровню информационных банковских технологий.
    Вычислительный  комплекс « Операционный день Банка» работает как в режиме реального  времени, так и в пакетном режиме. Реальный масштаб времени проведения операций позволил повысить производительность труда персонала и предоставить клиентам лучшие условия обслуживания- более четкую работу операционного узла, устранение ошибок еще на этапе первичного ввода данных. Перевод филиалов к компьютеризованной обработке информации предоставил возможность использовать в работе новейшие электронные технологии. В филиалах функционирует система « Банк-клиент», а в ряде из них – программа информирования клиентов о состоянии счета по телефону.
      Таким образом, внедрение в  систему расчетов электронных  платежей, модемной и спутниковой  связи для перечисления денежных  сумм из различных регионов  России, позволит добиться ускорения  расчетов между всеми банками  и их клиентами, четкости, гибкости и надежности расчетных операций по всей стране и за ее пределами.

    Рассмотрим  предлагаемые «РайффайзенБанком» услуги по обслуживанию пластиковых карт. Начнем с явных преимуществ

Удобство использования карт:

    Карта предоставляет  доступ к средствам на Вашем банковском счете в любое время суток практически в любом месте.
    Международные карты Visa и MasterCard принимаются к оплате более чем в 20 миллионах мест по всему миру. Это миллионы магазинов, ресторанов, отелей, а также более 700 тысяч банкоматов.
    Карта избавит от многих проблем, свойственных наличным деньгам, которые либо не помещаются в бумажник, либо их в нужный момент не хватает. Мы также забудем о такой проблеме, как недостаток или избыток мелких разменных купюр и монет.
    С картой открываются новые возможности — мы можем, не выходя из дома, заказывать и оплачивать товары и услуги по Интернету, по телефону, бронировать номер в гостинице, арендовать автомобиль
Преимущества  карт РайффайзенБанка
    Размещая средства на карточке РайффайзенБанка, Вы доверяете свои финансы одному из самых надежных банков, имеющему полуторавековой опыт обслуживания частных клиентов.
    РайффайзенБанк использует свой собственный процессинговый центр, т.е. производит и обслуживает карты без помощи посторонних компаний, что обеспечивает наивысшую степень безопасности и качества проводимых операций.
    Карточки РайффайзенБанка можно использовать для оплаты товаров и услуг в Интернете.
    По картам РайффайзенБанка Вы можете снимать наличные без комиссии в любом банкомате РайффайзенБанка в России.
    Банкоматы банка выдают рубли и доллары США. Некоторые из банкоматов выдают евро. Большинство банкоматов доступно 24 часа в сутки, семь дней в неделю.
    В банкоматах РайффайзенБанка (а также в других банкоматах, предоставляющих данную услугу, в т.ч. за границей) Вы можете бесплатно узнать доступный остаток на Вашей карте.
    Вы можете приобрести по льготным тарифам до пяти дополнительных карт для доверенных лиц, предоставляя им доступ к своему счету.
    Наши клиенты имеют возможность открыть карту в любой из трех валют: рубли, доллары США и евро.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.