На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Исторические ступени общества

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   РЕФЕРАТ
   по  дисциплине «Социология»
   по  теме: «Исторические  ступени общества»
   1. Определение и  строение общества 
   Общество - это совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, имеющую общую территорию, общие культурные ценности и социальные нормы. Общество - это термин, обозначающий коллективистскую целостность населения конкретной страны.
   Социальная  структура общества - это совокупность социальных групп, классов, социальных институтов и социальных организаций. Существует множество теорий социальной структуры. Основное отличие этих теорий в принципах социального деления, взятых за основу. Выделим две основных группы теорий: классовую и социальной стратификации. Теория классов разрабатывается марксизмом. Согласно этой теории классы различаются по отношению к собственности на средства производства. Например, капиталисты являются собственниками средств производства, а рабочие не обладают этой собственностью. Между классами существует социальная пропасть, их разделяет непримиримая вражда, которая приводит к революции. Согласно другой группе теорий выделяют совокупность социальных слоев общества и называют это социальной стратификацией (расслоением, от слова «страта», которым в геологии именуют «слой»). В социальной стратификации различают три основных слоя: высший, средний и низший социальные классы. Каждый слой состоит из ряда профессиональных групп. Чтобы отнести ту или иную профессию к определенному социальному классу следует выяснить наличие трех основных показателей: дохода, уровня образования и престижа профессии. Все три показателя объединяются в один социально-экономический индекс профессии. Определенная величина социально-экономического индекса соответствует каждому социальному классу.
   4. Исторические ступени  общества 
   4.1 Типология обществ 
   Можно различать те или иные типы обществ  в зависимости от того, какие социальные общности и социальные отношения  являются в данном обществе господствующими.
   Согласно  марксистской социологии, определяющими  в обществе являются отношения собственности  и классовые. И тогда можно выделить различные общественно-экономические формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Эта схема более или менее работала в XIX веке. Но в дальнейшем выяснилось, что помимо этих формаций целые тысячелетия существовал так называемый азиатский способ производства, который нельзя определить ни как рабовладельческий, ни как феодальный и тем более буржуазный.
   Более современным является другое деление  общества, которое было выдвинуто американским социологом Даниелем Беллом. Он различает три этапа в развитии общества. Первый этап – доиндустриальное, сельскохозяйственное, консервативное общество, закрытое для посторонних влияний, основанное на натуральном производстве. Второй этап – индустриальное общество, в основе которого лежит промышленное производство, развитые рыночные отношения, демократия и открытость. Наконец, во второй половине ХХ века начинается третий этап – постиндустриальное общество, для которого характерно использование достижений научно-технической революции; иногда его называют информационным обществом, потому что главным становится уже не производство
   определенного материального продукта, но производство и обработка информации. Показателем  этого этапа является распространение компьютерной техники, объединение всего общества в единую информационную систему, в которой свободно распространяются идеи и мысли. Ведущим в таком обществе является требование соблюдения так называемых прав человека.
   С этой точки зрения разные части современного человечества находятся на различных этапах развития. До сих пор, может быть, половина человечества находится на первом этапе. А другая часть – проходит второй этап развития. И лишь меньшая часть – Европа, США, Япония ? вошли в третий этап развития.
   Можно разделять общества по политическим признакам ? на тоталитарные и  демократические. Можно различать  типы обществ по господствующей религии: христианское общество, исламское, православное и т.д. Наконец, различают общества по господствующему языку: англоговорящие, русскоязычные, франкоязычные и т.д. Можно различать общества по этническому признаку: однонациональные, двунациональные, многонациональные.
   Важно подчеркнуть, что существуют различные  способы типологии обществ, и  все они правомерны с определенных точек зрения.
   4.2 Первая ступень:  бродячие охотники
   Самыми  древними сферами хозяйственной  деятельности человека были охота и  собирательство. Если материальные свидетельства  собирательства получить трудно, то по многочисленным костным останкам, найденным археологами на стоянках древнейших людей в различных регионах, можно судить о приемах и объектах охоты. Сначала охота была главным образом загонная. Нередко существовала узкая специализация племен, охотившихся почти исключительно на мамонтов, северных оленей или диких слонов, так как в том или ином регионе преобладал один из видов животных.
   В конце верхнего палеолита уменьшение размеров животных потребовало совершенствования  охотничьего оружия: изобретается лук, совершенствуется копьеметалка. Появились новые приемы охоты - индивидуальная охота на средних и мелких животных.
   Росло значение индивидуальной охоты на мелких животных, причем ее эффективность  обусловила одомашнивание и начало использования на охоте собаки. Сохранилась  тенденция к увеличению роли рыболовства, в некоторых регионах возник морской зверобойный промысел. Рыбу били из луков, острогой, ловили на крючок.
   В большем объеме, чем раньше, использовалась растительная пища. Получили распространение  специальные орудия - зернотерки, ступы, песты. Общины, насчитывавшие от 30 до 100 человек, становились более подвижными. Стремясь полнее использовать пищевые ресурсы, они начали мигрировать, посещая в конкретные периоды года постоянные места, где к этому времени созревали определенные плоды или появлялся какой-либо вид животных. Складывался сезонно-оседлый образ жизни, хотя оставались и бродячие общины.  
   4.3 Вторая ступень:  вождества 
   Главным завоеванием неолита стал переход  к производящему хозяйству, предоставившему  человеку новое могущественное средство производства - землю. «Неолитическая революция» не отменила охоту и собирательство, которые долго оставались главными поставщиками пищи.
   В определенный момент развития стали  выделяться старейшины родов, племенные  вожди. Источником их доходов были их собственные земли, обработанные трудом общинников, налоги, поборы, войны, которые стали преследовать цель захвата земли. В их руках накапливались материальные ценности.
4.4 Современники первобытных  людей 
   Пятьдесят тысяч лет тому назад человек  относился к опасностям и возможностям, заключенным в окружающем мире, примерно так, как, по мнению некоторых специалистов но истории древнего мира, социологов и этнографов, к ним относятся представители современных первобытных племен. Для нас особенно важны два элемента этой установки: 1) «коллективная» и «аффективная» природа первобытного мыслительного процесса и 2) роль того, что возможно, не совсем правильно можно называть «магией»; эти два элемента частично пересекаются между собой. Под первым элементом понимается то, что в небольших и недифференцированных или слабо дифференцированных социальных группах коллективные идеи овладевают индивидуальным разумом гораздо прочнее, чем это происходит в больших и сложных группах, и что методы, на основе которых первобытный человек делает выводы или принимает решения, можно охарактеризовать от противного: их отличает несоблюдение того, что мы называем логикой, и в частности требования непротиворечивости. Под вторым элементом понимается опора на некоторую совокупность верований, которые, впрочем, не вполне оторваны от жизненного опыта. 
   4.5 Третья ступень:  скотоводство и  земледелие
   Ученые  не пришли к единому мнению о причинах перехода к производящему хозяйству. Ясно, что здесь в комплексе действовали экономические, экологические, социальные, духовные факторы, важнейшими из которых были следующие.
   1. Истощение запасов дичи и полезных  растений, что вызвало настоятельную  потребность в восполнении потерь.
   2. Рост населения
   3. Достаточно высокий технический уровень орудий труда, зачатки знаний.
   4. Наличие благоприятных природных  условий, развитие земледелия  и животноводства.
   Развитие  земледелия и скотоводства создавало  предпосылки для зарождения ремесла (человек нуждался в одежде, жилище, орудиях труда и т.д.). Первоначально ремесленники сочетали свой труд с земледелием, но по мере освоения металлов, особенно железа (II тыс. до н.э. в Египте и Месопотамии, начало I тыс. до н.э. в Европе), производство орудий труда усложнялось и было под силу лишь специалистам.
   Появление устойчивого избыточного продукта позволило освободить этих людей  от сельскохозяйственной деятельности.
   Так постепенно ремесло отделялось от земледелия.
   Прогресс  в хозяйственной деятельности людей, отделение земледелия от скотоводства, развитие ремесла, возросшие объемы производства создавали благоприятные предпосылки для обмена между группами, специализировавшимися в том или ином виде хозяйства. С помощью обмена люди стремились получить, прежде всего, какие-либо редкие вещи или труднодоступное сырье. В качестве обменного эквивалента разные народы использовали различные вещи, чаще всего скот. С появлением металла изготовленные из него престижные изделия иногда выполняли роль «первобытных денег». Нередко итогом обменных отношений было ускорение развития более отсталых обществ.
   4.6 Возникновение ранних  государств 
   Возраставшая  производительность труда вызывала все большую его индивидуализацию, что открывало возможность частного присвоения всего произведенного продукта первоначально какой-то группой внутри коллектива, обычно семьей, затем отдельными лицами.
   Возникновение частной собственности привело  к разложению первобытного строя, распаду  родовой общины.
   Переход к земледелию, разложение общины, расширение рамок частной собственности вызвали имущественное и социальное неравенство, обусловили образование государства.
   Древний Восток стал колыбелью цивилизации. Примерно в середине IV тыс. до н.э. здесь  возникли первые государственные образования - сначала в Месопотамии, Египте, затем в Персии, Индии, Китае. Раннему развитию земледелия в этих регионах благоприятствовали теплый климат, наличие плодородных речных долин, легко обрабатываемой почвы, возможность ежегодного ее орошения.
   4.7 Аграрные общества 
   Любое общество от первобытной общины охотников до промышленного переворота конца XVIII века можно назвать традиционным аграрным обществом.
   В экономическом отношении аграрное общество основано на сельском хозяйстве. При этом такое общество может  быть не только землевладельческим, как общество древнего Египта, Китая или средневековой Руси (ряд можно продолжить), но и основанном на скотоводстве, как все кочевые степные державы Евразии (Тюркский и Хазарский каганаты, империя Чингисхана и т.д.), и даже на рыбной ловле в исключительно богатых рыбой прибрежных водах Южного Перу (в доколумбовой Америке).
   В социальном отношении аграрное общество куда более разительно отличается от современного нам. Самой характерной  чертой этого общества является жесткая  привязанность каждого человека к системе редистрибутивных отношений (т.е. распределения в соответствии с общественным положением каждого), привязанность сугубо личная. Это проявляется во включенности каждого в какой-либо коллектив, осуществляющий эту редистрибуцию, и в зависимости каждого от «старших» (по возрасту, происхождению, общественному положению), которые стоят «у котла». Причем переход из одного коллектива в другой чрезвычайно затруднен. При этом, ценно не только положение сословия в общественной иерархии, но и сам факт принадлежности к нему.
   Политическое  устройство подавляющего большинства  аграрных обществ определяется в  большей степени традицией и  обычаем, нежели писанным законом. Власть могла обосновываться происхождением, масштабом контролируемого распределения (земельного, продуктового, наконец, водного на Востоке) и подкрепляться божественной санкцией (вот почему так высока роль сакрализации, а часто - прямого обожествления фигуры правителя).
   На  культурную жизнь аграрных обществ  решающее влияние оказало именно обоснование власти традицией и обусловленность всех общественных отношений сословными, общинными и властными структурами.
   4.8 Современное общество 
   Современное общество можно назвать постиндустриальным обществом. Ученые выделяют такие его  черты, как массовое распространение творческого, интеллектуального труда, качественно возросший объем научного знания и информации, применяемой в производстве, преобладание в структуре экономики сферы услуг, науки, образования, культуры над промышленностью и сельским хозяйством по доле в ВНП и числу занятых, изменение социальной структуры.
   В постиндустриальном обществе решающее значение приобретает теоретическое  знание. Объемы этого знания становятся столь большими, что обеспечивают качественный скачок. Чрезвычайно развитые средства коммуникации обеспечивают свободное распространение знания, что дает возможность говорить о качественно новом типе общества.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.