На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Топология конфликтов

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Типология конфликтов 3
1.1. По общественно-политическим признакам 3
1.2. По социально-экономическим признакам 6
1.3. По морально-психологическим признакам 9
2. Структура конфликта 11
3. Динамика конфликтов 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 22 
 

 


ВВЕДЕНИЕ

 
     Возможность возникновения конфликта существует во всех сферах жизни общества. Конфликты  рождаются на почве ежедневных расхождений  во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов, личностных особенностей.
     Конфликт  — это всегда сложный и многоплановый  социальный феномен. В нем участвуют  самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают  по самым различным причинам и  мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным  и т.д. Но каждый из нас также знает, что сама личность внутренне противоречива  и подвержена постоянным противоречиям  и стрессам.
     Многообразие  оснований, форм, уровней и мотивов  конфликтов и обусловливает трудность  определения его понятия и  создания типологии конфликтов. Ни одна классификация конфликтов не может  считаться законченной и поэтому  является относительной и условной. Главная цель любой классификации  — помочь объяснить конфликт и  найти адекватные способы его  разрешения или (еще лучше) предупреждения.
     Конфликт  – это обострение отношений, когда  позиции и цели сторон становятся несовместимыми или воспринимаются таковыми. Форма проявления противоречия, не разрешенного в прошлом и разрешаемого в настоящем, которая возникла в ситуации непосредственного взаимодействия из-за противоположно выбранных целей осознаваемых или неосознаваемых участниками действия и направленных на снятие противоречий. 

    Типология конфликтов
      По  общественно-политическим признакам
 
      Политика - деятельность социальных групп и  индивидов по реализации своих интересов  по поводу распределения власти. Государство  выступает выразителем интересов  различных (господствующих в обществе) социальных групп, это политический институт, представляющий собой систему  учреждений, обладающих верховной властью  на определенной территории. Сущность политического процесса можно представить  через борьбу различных социальных групп за обладание и использование  государственной власти. Именно вокруг нее и протекают все политические конфликты. Политический конфликт - столкновение субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои интересы и цели.
      Главным движущим мотивом поведения людей  в политическом конфликте является "жажда власти". В качестве объекта  политических конфликтов выступает  специфический социальный ресурс - государственная власть, а также  политический статус социальных групп  и политические ценности. Субъектами политических конфликтов обычно признают либо социальные группы, либо представляющие их политические институты.
      Специфика объекта и субъектов политики накладывает отпечаток и на саму специфику политического конфликта. Среди особенностей политического конфликта представляются наиболее важными следующие.
      Первое - открытость. Политика - это сфера  легитимированной обществом борьбы, она является способом ослабить социальное напряжение, разрядить эмоции в политическом состязании. Ей присуща обязательная публичность, открытость.
      Второе - масштабность. Политический конфликт имеет свойство втягивать большие  группы индивидов, для мобилизации  которых и требуется публичность.
      Третье - всеохватность, широта. Политический конфликт сопровождает любые политические действия. Образ мышления политиков заключен в самой манере их поведения.
      Четвертое - всеобщность значения. Каким бы по масштабности ни был политический конфликт, он всегда завершается принятием  решения на государственном уровне и его разрешение обязательно  дня всех членов общества.
      Пятое - базирование на принципе "господство - подчинение". Поскольку в любом  обществе доминирующей является вертикаль  государственной власти, главной  целью неизбежно становится установление политического господства определенной стороны политического конфликта.
      Шестое - возможность прибегать к использованию  силовых ресурсов как к инструменту  разрешения конфликта. Следует помнить, что лишь государство обладает правом легального применения силы. Поэтому  именно за обладание государственной  властью идет борьба в рамках политического  конфликта.
      Если  давать типологию политических конфликтов, можно выделить следующие критерии классификации:
      • по сфере распространения: внутриполитические и внешнеполитические межгосударственные конфликты;
      • по типу политической системы: конфликты тоталитарных, командно-бюрократических и демократических политических систем;
      • по характеру предмета конфликта: конфликты политических интересов, статусно-ролевые конфликты, а также конфликты политических ценностей и политической идентификации.
      В современной политологической литературе принято деление политических систем на четыре группы: либеральные, демократические, авторитарные и тоталитарные. Каждый из вариантов политической системы  опирается на определенные стереотипы политического поведения, которые  и составляют основу конфликтного взаимодействия определенного рода.
      Современная Россия рассматривается как общество переходного типа - при этом имеется в виду, что переход осуществляется от тоталитаризма к демократии. В действительности же сейчас наблюдается попятное движение к авторитарной, командно-бюрократической системе. Поэтому политические конфликты, скорее скрытые, чем явные, оказываются все более и более острыми.
      Конфликты тоталитарных режимов характеризуются прежде всего статусно-ролевыми моментами, они связаны с близостью или удаленностью от политической власти. Многие реальные политические конфликты становятся скрытыми, подавленными, т.е. приобретают латентный характер. Политические конфликты в тоталитарной системе максимально идеологизированы. Идеология превращается в непререкаемую ценность, не подлежащую никакой критике. Инакомыслие объявляется уголовным преступлением.
      Конфликты демократического общества локализованы в собственно политической сфере: Они не распространяются на частную жизнь граждан, не подчиняют себе развитие экономики, не стремятся охватить духовную сферу. Конфликтные ситуации характеризуются меньшей напряженностью и рассматриваются в рамках свободной рациональной дискуссии, а не замалчиваются и не подавляются. Необходимо наличие четко отработанных процедур, правил локализации и регулирования политических конфликтов.
      Можно проследить три аспекта проблем  политической власти в конфликтах российского  общества:
      • конфликты в самой власти, противоборство между различными политическими силами за обладание властью;
      • роль власти в конфликтах в других сферах жизни общества, которые как-то влияют на основы существования самой власти;
      • роль государственной власти в ряде случаев как посредника в конфликтах.
      Основными конфликтами в сфере власти в  современных условиях выступают:
      1) конфликты между ветвями власти (законодательной, исполнительной, судебной);
      2) конфликты внутри парламента между Государственной думой и Советом Федерации;
      3) конфликты внутри самих палат Федерального собрания;
      4) конфликты между политическими партиями и движениями;
      5) конфликты между звеньями управленческого аппарата и др.
      По  социально-экономическим  признакам
 
      С точки зрения социально-экономической  наиболее общими являются конфликты  потребностей и конфликты интересов.
      Конфликты потребностей. Современная ситуация в мире выдвигает проблему ресурсов или жизненных потребностей на одно из первых мест. Как известно, имеются  различные оценки состояния экономических  и демографических ресурсов применительно  как к миру в целом, так и  к его отдельным регионам, странам  и народам. Эти оценки распадаются, как правило, на две крайние группы - пессимистические и оптимистические.
      Конфликты по поводу потребностей могут быть подразделены на два типа: во-первых, конфликты из-за реальной или кажущейся  ограниченности ресурсов; во-вторых, из-за соотношения краткосрочных и  долгосрочных потребностей.
      Исследование  конфликта в сфере удовлетворения потребностей людей (питание, жилье, медицинское  обслуживание, соотношение заработной платы и цен, пенсионное обслуживание, семейная политика, решение экологических  проблем) предполагает пересмотр нормативистского подхода, все еще доминирующего при разработке основных проблем социальной политики. Суть этого подхода состоит в определении некоторого среднедушевого показателя обеспечения жизненных потребностей (например, "научно обоснованного" метража жилой площади на человека или "научно обоснованных" нормативов потребления мяса, овощей и т.д.) и сравнения с этим показателем достигнутого на этот год показателя реального потребления опять же в среднедушевом измерении.
      Этот  подход, по сути, исходит из уравнительной  трактовки потребностей. Он не учитывает  реальных механизмов распределения  и потребления.
      Конфликты интересов. Общее между потребностями  и интересами состоит в том, что  в обоих случаях мы имеем дело со стремлениями людей, непосредственно  воздействующими на их социальное и  экономическое поведение. Однако если потребности ориентируют поведение  людей на обладание теми благами, которые оказываются жизненно необходимыми или стимулируют жизненно значимые способы деятельности человека, то интересы - это те стимулы действия, которые проистекают из взаимного  отношения людей друг к другу.
      Непосредственный  предмет социального интереса - это  не само благо как таковое, а те позиции индивида или социального  слоя, которые обеспечивают возможность  получения этого блага. А поскольку  эти позиции неравны, постольку  интересы в определенном смысле более  конфликто-генны, чем потребности. Как в повседневном общении, так и в теоретическом анализе интересы гораздо чаще соединяются с социальным положением, которое фиксирует на определенное время совокупность возможностей, предоставляемых действующему лицу обществом. Именно социальное положение очерчивает границы доступного и возможного для индивида и социальной группы. Через возможное и в принципе доступное оно воздействует и на формирование реалистических желаний и стремлений.
      Со  стороны общества на формирование интересов  оказывают наибольшее воздействие  институты и системы распределения  жизненных благ, сложившиеся в  нем. Так или иначе через системы  распределения решается задача организации  любой социальной общности: соотнесения  результата деятельности и признания  этого результата через вознаграждение. В качестве вознаграждения может использоваться весьма широкий спектр не только имущественных, но и духовных благ, предоставление которых означает повышение престижа вознаграждаемого лица или социальной группы за то, что считается или признается полезным для общества. В рамках бюрократической системы гораздо большее значение в качестве средства вознаграждения имеют, например, продвижение по службе, всевозможные льготы и привилегии для чиновников. Поскольку последние противопоставлены широким слоям населения, постольку этот факт является постоянно действующим источником конфликтов в обществе.
      На  Западе в социальных конфликтах фигурирует противоречие между системой благосостояния и системой труда. В России же раздел борьбы идет не только по линии "работники - предприниматели", но и по линиям "трудовые коллективы - правительство" и "граждане - чиновники". Наряду с  требованиями о повышении зарплаты, уровня жизни, ликвидации задолженностей неуклонно растут требования коллективов, связанные с отстаиванием своего права на имущество предприятий. Поскольку основным субъектом перераспределения  собственности являются органы государственной  власти, а сама собственность сосредоточена  в их руках, то социально-экономические  выступления своим острием направлены против политики правительства в  центре и на местах. Точно также  обстоит дело с противостоянием  граждан и чиновников в контексте  системы льгот и привилегий.
      Серьезные предпосылки к конфликтам содержат в себе социально-экономические  отношения между средними и мелкими  предпринимателями, с одной стороны, и властными структурами - с другой. Причины: абсолютная незаинтересованность бюрократии в наличии даже относительной  независимости от нее мелкого, не говоря уже о среднем, бизнеса. Тотальная  зависимость от бюрократии производства и потребления - форма и способ ее существования, которые она воспроизводит  всеми доступными ей методами, далее - коррупция, неопределенность функций  многих государственных служащих, неоднозначность толкования законов. Возрастает значение характера отношений по линии "предприниматели - основная масса населения". Фактором, способствующим обострению ситуации, является многократное различие расходов между самыми богатыми и самыми бедными.
      Если  попытаться классифицировать конфликты  в социально-экономической сфере, то типология неизбежно коснется основных социальных сфер современного российского общества. В частности, это будут конфликты в сфере  образования, медицинского обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, жилищного  строительства, галопирующего роста  цен (ценовая политика осуществляется государством), материнства и детства, занятости, оплаты труда, пенсионного  обеспечения; социального вспоможения  инвалидам и др.
      По  морально-психологическим  признакам
 
      По  сравнению с конфликтами, развитие которых побуждается социально-политическими  и социально-экономическими потребностями  и интересами, ценностный конфликт имеет наиболее выраженный морально-нравственный и идеологический характер. Здесь  сталкиваются различные, в том числе  противоположные, системы ценностей  или их интерпретации.
      Нередко системы ценностей выступают  в качестве самодостаточных источников конфликтности, действующих на основе деления человеческих сообществ  на "своих" и "чужих". Именно в этом случае мы наблюдаем ценностный конфликт. Различия между "своими" и "чужими", между "нами" и "ими" приобретают определяющее значение и становятся доминирующим фактором индивидуальной и групповой конфликтности.
      Природные свойства личности - это второе, что  существенно важно для понимания типологии конфликтов по морально-психологическим признакам. Это то, что заложено в индивидах от рождения и, как правило, характеризуется степенью выраженности таких динамически характеристик, как активность и эмоциональность. Поскольку природные свойства личности могут быть как позитивные, так и негативные, постольку они могут быть источником конфликтов в морально-психологической сфере.
      В психологической сфере конфликты  обусловлены особенностями психологической  структуры личности. Существуют различные  психологические типологии, в рамках любой из них имеют место негативные составляющие, которые и провоцируют  конфликты в этой сфере. Психологическая  сторона конфликта связана с  личностными особенностями его  участников, с их личными взаимоотношениями, с их эмоциональными реакциями на причины конфликта.
 


2. Структура конфликта

 
      Конфликт  как многомерное явление имеет  свою структуру. Однако само понятие  «структура» трактуется по-разному. Так, при анализе объектов материальной и социальной жизни часто под  структурой понимается совокупность элементов, составляющих объект. Например, в социальной структуре общества обычно выделяют различные классы и другие социальные слои. Иногда структура рассматривается  как устройство, порядок расположения элементов.
      Применительно к конфликту такие подходы  неприемлемы, так как наряду с  тем, что он является системой, конфликт представляет собой и процесс. Поэтому  структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие  от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная  целостная система и процесс. Основные компоненты структуры конфликта  могут быть представлены так, как  на рис. 1. 

      Кроме понятия «конфликт» часто используется и «конфликтная ситуация» — частное  понятие по отношению к конфликту .
      Конфликтная ситуация представляет собой фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития, своеобразный «фотографический снимок»  конфликта на определенный момент времени. Поэтому структура конфликта  может рассматриваться и как  структура конфликтной ситуации.
       
       
      Рисунок 1. Структура конфликта 

      Каждая  конфликтная ситуация имеет объективное  содержание и субъективное значение. Рассмотрим их более подробно. Начнем с объективного содержания конфликтной  ситуации.
      В любом социальном конфликте, будь то межличностный или межгосударственный конфликт, основные действующие лица — люди. Они могут выступать  в конфликте как частные лица (например, в семейном конфликте), как  официальные лица (конфликт по вертикали) или как юридические лица (представители  учреждений или организаций). Кроме  того, они могут образовывать различные  группировки и социальные группы вплоть до таких образований, как  государства. Степень участия в  конфликте может быть различной: от непосредственного противодействия  до опосредованного влияния на ход  конфликта. Исходя из этого выделяют: основных участников конфликта; группы поддержки; других участников.
      Основные  участники конфликта. Их часто называют сторонами или противоборствующими  силами. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают  активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые  авторы вводят такое понятие, как  «оппонент», что в переводе с латинского означает возражающий, противник в  споре.
      Противоборствующие  стороны — ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит из конфликта, то он прекращается. Если в межличностном конфликте один из участников заменяется новым, то и  конфликт изменяется, начинается новый  конфликт. Это происходит потому, что  интересы и цели сторон в межличностном  конфликте индивидуализированы.
      В межгрупповом или межгосударственном конфликте уход или появление  нового участника не влияют на конфликт. В таком конфликте незаменимость  относится не к личности, а к  группе или государству.
      Часто в конфликте можно выделить сторону, которая первой начала конфликтные  действия. Ее называют инициатором  конфликта. В литературе можно встретить  такой термин, как «зачинщик». По-видимому, это не очень удачное понятие, так как априори несет определенную негативную смысловую нагрузку. Если одна из сторон инициирует конфликт, то это еще не значит, что она неправа. Например, если новатор, не сумев бесконфликтно  добиться внедрения инновации, идет на противоборство, то оценка его действий будет положительной.
 


3. Динамика конфликтов

 
      Для признания конфликта начавшимся требуются три совпадающих условия:
      • первый участник сознательно и активно  действует в ущерб другому  участнику (под действиями понимается как физические движения, так и  передача информации);
      • второй участник (оппонент) осознает, что  указанные действия направлены против его интересов;
      • в связи с этим оппонент предпринимает  ответные действия против первого участника.
      Если  одна из взаимодействующих сторон предпринимает  агрессивные действия, а вторая занимает пассивную позицию, то конфликта  нет. Конфликт отсутствует также, когда  одна из сторон замышляет конфликтное  взаимодействие, т. е. совершает мысленные, а не поведенческие действия.
      Может иметь различные формы и исходы. Однако в любом случае речь идет о прекращении действий, направленных друг против друга. В динамике конфликта  можно выделить следующие периоды  и этапы.
      Возникновение объективной проблемной ситуации. Если не считать случаев, когда возникает  ложный конфликт, то обычно конфликт порождается  объективной проблемной ситуацией. Сущность такой ситуации состоит  в возникновении противоречия между  субъектами (их целями, мотивами, действиями, стремлениями и т.п.). Так как противоречие еще не осознано и нет конфликтных  действий, то эту ситуацию называют проблемной. Она является результатом  действия преимущественно объективных  причин. Ежедневно возникая на производстве, в бизнесе, в быту, семье и других сферах жизни, многие проблемные ситуации существуют длительное время, не проявляя себя .
      Осознание объективной проблемной ситуации. Восприятие реальности как проблемной, понимание  необходимости предпринять какие-то действия для разрешения противоречия составляют смысл данного этапа. Наличие препятствия для реализации интересов способствует тому, что проблемная ситуация воспринимается субъективно, с искажениями. Субъективность восприятия порождается не только природой психики, но и социальными различиями участников коммуникации. Сюда относят ценности, социальные установки, идеалы и интересы. Индивидуальность осознания порождается также различиями в знаниях, потребностях, других особенностях участников взаимодействия. Чем сложнее ситуация и чем быстрее она развивается, тем больше вероятность ее искажения оппонентами .
      Попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Осознание  ситуации противоречивой не всегда автоматически  влечет конфликтное противодействие  сторон. Часто они или одна из них пытаются решить проблему неконфликтными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, информированием противостоящей стороны). Иногда участник взаимодействия уступает, не желая перерастания проблемной ситуации в конфликт. В любом случае на данном этапе стороны аргументируют  свои интересы и фиксируют позиции.
      Возникновение предконфликтной ситуации. Конфликтность ситуации воспринимается как наличие угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия. Ситуация может осознаваться как предконфликтная и при восприятии угрозы каким-то общественно важным интересам. Причем действия оппонента рассматриваются не как потенциальная угроза (что происходит в проблемной ситуации), а как непосредственная. Именно ощущение непосредственной угрозы способствует развитию ситуации в сторону конфликта, является «пусковым механизмом» конфликтного поведения.
      Сбалансированное  противодействие. Стороны продолжают противодействовать, однако интенсивность  борьбы снижается. Стороны осознают, что продолжение конфликта силовыми методами не дает результата, но действия по достижению согласия еще не предпринимаются.
      Завершение  конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к  поиску решения проблемы и прекращению  конфликта по любым причинам. Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.
      Включает  два этапа: частичную нормализацию отношений оппонентов и полную нормализацию их отношений .
      Частичная нормализация отношений происходит в условиях, когда не исчезли негативные эмоции, имевшие место в конфликте. Этап характеризуется переживаниями, осмыслением своей позиции. Происходит коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к партнеру. Обостряется  чувство вины за свои действия в  конфликте. Негативные установки по отношению друг к другу не дают возможности сразу нормализовать  отношения .
      Полная  нормализация отношений наступает  при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствуют преодоление  негативных установок, продуктивное участие  в совместной деятельности, установление доверия .
      Рассмотренные периоды и этапы могут иметь  различную длительность: быть спрессованы  до нескольких мгновений (например, в  конфликте-стычке школьников на перемене) или могут длиться десятилетия (война за независимость испанских  колоний в Америке 1810—1826 гг. или  вьетнамская война 1959—1973 гг.). Некоторые  этапы могут отсутствовать, например, после инцидента одна из сторон уступает и конфликт завершается.
      В конфликте можно выделить временной  отрезок, который характеризуется  дифференциацией сторон. Конфликт развивается  по восходящей, разногласия между сторонами усиливаются. Конфронтация продолжается до тех пор, пока дальнейшая эскалация не теряет смысл. С этого момента начинается процесс интеграции. Участники начинают стремиться к соглашению, приемлемому для обеих сторон.
      Разделение  конфликта на периоды и этапы  позволяет рассматривать его как явление со сложной динамикой. Отдельные стратегии и тактики имеют различный смысл на разных отрезках времени протекания конфликта. Конфликт часто включает моменты «исследования» возможностей оппонента и своих ресурсов, при которых прямая конфронтация отсутствует . 

      Под эскалацией конфликта (от лат. scala — лестница) понимается прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие. Эскалация конфликта представляет ту его часть, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта.
      Эскалация конфликта характеризуется следующими признаками.
      • Сужение когнитивной сферы в  поведении и деятельности. Ниже рассмотрен более подробно психологический  механизм эскалации. Сейчас отметим, что  в ходе эскалации происходит переход  к более примитивным формам отражения.
      • Вытеснение адекватного восприятия другого образом врага. Образ  врага как целостное представление  об оппоненте, интегрирующее искаженные и иллюзорные черты, начинает формироваться  в ходе латентного периода конфликта  в результате восприятия, детерминированного негативными оценками. Пока нет противодействия, пока угрозы не реализованы, образ врага  носит очаговый характер. Его можно  сравнить со слабо проявленным фотографическим  снимком, где изображение нечеткое и бледное. В ходе эскалации образ  врага проявляется все более  выразительно и постепенно вытесняет  объективный образ. О том, что  образ врага становится доминирующим в информационной модели конфликтной  ситуации, свидетельствуют:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.