На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ состояния современного рынка ювелирных товаров

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Содержание
Введение
Глава 1. Анализ состояния современного рынка ювелирных товаров.
1.1 Состояние и перспективы мирового рынка ювелирных товаров.
1.2  Новое в ассортименте ювелирных товаров.
1.3  Классификация и ассортимент ювелирных товаров.
1.4 Общая характеристика основных групп и подгрупп ювелирных товаров.
1.5 Основные материалы для изготовления ювелирных товаров.
1.5.1 Цветные металлы и их сплавы.
1.5.2 Сплавы цветных металлов.
1.5.3 Камни драгоценные, полудрагоценные и поделочные.
1.6 Особенности производства ювелирных изделий.             
1.6.1 Обработка и закрепление камней.
1.7  Экспертиза ювелирных товаров.
1.8  Потребительские свойства ювелирных изделий.
1.9  Упаковка, транспортирование и хранение ювелирных изделий.
Глава 2. Характеристика магазина «Юг золото».
2.1 Организационно-правовая характеристика магазина «Юг золото».
2.2 Организационно – экономическая характеристика магазина
«Юг золото».
2.3  Анализ формирования ассортимента товаров в магазине «Юг золото».
2.3.1 Анализ структуры ассортимента ювелирных изделий на примере магазина «Юг золото».
Выводы и предложения
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
 
 
Введение
      Ювелирное искусство один из широко распространенных   видов декоративно-прикладного искусства в многовековой истории человечества. В нем находит воплощение присущее человеку стремление к красоте.
Для ювелирного искусства характерно тонкое понимание особенностей материала, умелое выявление его декоративных свойств и высокое мастерство художественного исполнения.
      Ювелирное мастерство претерпело много изменений за сотни лет своего развития – это касается и материалов, и доступности, и техники работы. Когда-то на производство одного ювелирного украшения на заказ могли уйти многие месяцы работы, а сегодня ювелирные магазины предоставляют богатейший выбор разнообразных украшений.
      Тысячи лет назад материалами для изготовления украшений являлись медь и бронза, со временем мастера научились обрабатывать золото и серебро, а затем и сплавы из этих металлов. Специалистами изготавливались ювелирные украшения на заказ, так как в те времена массового изготовления не было. В 9 веке на Руси самыми популярными украшениями являлись браслеты и кольца, зато купить золотое кольцо для обычного человека являлось непозволительной роскошью, и поэтому эти люди носили кольца из меди.
      Спрос на ювелирные украшения на заказ заметно повышается в XVI-XVII веках. Это связано с тем, что помимо царской семьи и ее окружения заказчиками выступают высокие церковные чины, все дворянство и зажиточное боярство.
      Расцвет ювелирного искусства в России начинается в XVIII-XIX в.  Всё чаще используют драгоценные камни, иностранные мастера открывают школы ювелирного дела. При правлении Петра I протекают культурные и экономические преобразования – на смену дворянским одеждам приходят европейские костюмы, появляются такие изделия как пряжки для обуви, диадемы, запонки. В это время открываются первые своеобразные ювелирные салоны и магазины.
В XIX веке возникают крупные ювелирные компании, благодаря которым осуществляется демократизация ювелирных изделий. Во второй половине XIX в. особенно выделялось ювелирное дело дома Фаберже, основанное в Петербурге в 1848 году, объединив многие небольшие ювелирные мастерские.
Подобные компании имеют возможность набирать большой штат сотрудников – образуется массовое изготовление и одновременно развивается направление производства ювелирных изделий на заказ для привилегированных клиентов.
     За последние годы значительно увеличивается выпуск ювелирных изделий, расширяется их ассортимент, улучшается качество и художественное оформление. На многих ювелирных заводах страны внедряется лазерная техника, обеспечивающая качественную сварку, резку и сверление драгоценных металлов, увеличивается выпуск ювелирных изделий с алмазной гравировкой, чернью, эмалью, рельефным рисунком.
        В настоящее время быстро расширяется сеть торговых заведений, занятых  в продаже, ювелирных товаров.
     Целью курсовой работы является изучение, анализа ассортимента и основных показателей хозяйственной деятельности магазина «Юг золото», экспертиза качества ювелирных украшений, анализ современного рынка ювелирных изделий.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучение ассортимента ювелирных изделий представленных на рынке;
- изучение современного рынка и мирового рынка ювелирных товаров;
- классификация и потребительские свойства
- качество и требования к качеству ювелирных товаров
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Анализ состояния современного рынка ювелирных товаров.
1.1 Состояние и перспективы  мирового рынка ювелирных товаров.
     Российский ювелирный рынок составляет сегодня более $ 1 млрд., а потребность ювелирных предприятий в золоте оценивается в 20 т в год.
     В настоящее время ювелирная промышленность нашей страны – это более 500 предприятий. Из них 80 занимаются производством изделий с бриллиантами. Крупнейшими российскими центрами ювелирной промышленности являются Москва, Санкт – Петербург и Екатеринбург.         Основу ювелирной промышленности России составляют 13 крупных ювелирных предприятий. Среди них – Санкт – Петербургский ювелирный завод «Русские самоцветы», Екатеринбургский завод ОЦМ, Московский завод спецсплавов, ОАО «Ювелиры Урала» (Екатеринбург), Московский экспериментальный завод «Ювелирпром», Уральская золотоплатиновая компания, АОЗТ «Московский ЭКСМО» – на них приходится 95% всех драгоценных металлов, используемых ювелирной промышленностью России. Международная промышленная финансово – торговая компания «Ювелирпром» объединяет наряду с крупными небольшие предприятия и фирмы, создающие уникальные по дизайну и немногочисленные по исполнению ювелирные изделия.
      Рынок в настоящее время отличают не только возросший интерес к построению розничных сетей, а также уменьшение доли посреднических компаний, но и постоянно увеличивающийся интерес к использованию нетрадиционных методов торговли. Наиболее успешно и быстро на ювелирном рынке развиваются Интернет-торговля и торговля по каталогам с доставкой товаров на дом или в офис. Оба эти метода принадлежат к так называемой нишевой торговле, ориентированной на группы покупателей с узкими потребностями или уникальным сочетанием потребностей. К преимуществам данного вида торговли относятся: невысокая конкуренция при более высокой прибыли, лучшее знание клиента, а значит, более полное удовлетворение его потребностей
     По мере насыщения рынков, усиления конкуренции потребитель имеет возможность выбора из большего числа предложений. По этой причине постоянно растут требования к качеству, надежности, безопасности продукции. Потребитель становится чрезвычайно информированным, в том числе за счет активизации работы информационных каналов (Интернет, электронная почта, телереклама, почтовая реклама и т.д.).
     Для защиты своих интересов потребители объединяются в различные союзы и ассоциации. К настоящему времени товарное насыщение рынков приводит к усилению конкуренции, падению спроса и, как следствие, к снижению прибыли предприятий. В этих условиях акцент делается на удержание старых покупателей и на активный поиск новых. Усиление конкуренции и борьба за рынки сбыта становятся благом для покупателя. Чем выше уровень конкуренции, тем больше выигрывает потребитель. По отношению к конкурентам компаниями разрабатывается стратегия соперничества или стратегия сотрудничества. Сегодня все производители ювелирных изделий заинтересованы в розничных магазинах и в дальнейшем они будут играть доминирующую роль в торговле на территории любой европейской страны. Компании, которые занимаются только дистрибьюцией, постепенно отходят на второй план. Это обусловлено целым рядом причин:
      Во-первых, производитель старается напрямую выйти на потребителя, используя возможности прямого сбыта: телепродажу, продажу по каталогам и т.д.
      Во-вторых, все большее распространение в Европе получает открытие производителями в странах своих представительств и, как результат, реализация продукции напрямую розничным продавцам. На сегодняшний момент эта тенденция получила свое развитие в Германии, где нет дистрибьюторов известных марок, а есть только филиалы, которые полностью или на 70% принадлежат головным компаниям. Все крупные производители стараются работать на рынках европейских стран именно таким образом. В России также происходят изменения, которые позволяют говорить об активной интеграции российского рынка на международный.
     В-третьих, все большее распространение получает система франчайзинга. При работе с розничными предприятиями следуют единой маркетинговой концепции в первую очередь в соблюдении магазинами единого фирменного стиля торговли: оформлении помещения для продажи и демонстрации товара, подборе и обучении персонала, проведении рекламной кампании. Розничный продавец гарантирует соблюдение фирменного стиля производителя. Гарантия подтверждается перечислением производителю залоговой суммы или покупкой продавцом лицензии на право использования торговой марки при продаже товара производителя. В свою очередь производитель принимает на себя расходы по рекламной поддержке и обучению персонала, предоставляет эксклюзивному партнеру товарный кредит и технологию.
     Производители ювелирных изделий приобретают слитковое золото на мировом рынке драгоценных металлов, крупнейшими участниками которого являются биржи, расположенные в Лондоне и Цюрихе.
     В развитых капиталистических странах в ювелирных изделиях ценят искусство мастера – ювелира, в развивающихся странах – изделия с минимальными затратами труда, из золота высокой пробы (т.е. как средство инвестиций). Российский рынок ювелирных товаров перешел на новый качественный этап развития: цивилизованная розница укрепляет свои позиции, в организованном сегменте появляется конкуренция, при этом темпы роста рынка замедляются.
    При исследовании проблем развития российского ювелирного рынка в современных условиях выявлено, что ювелирные изделия российских производителей отличаются особым дизайном, высоким качеством сырья, тщательным подбором камней. Однако в настоящее время на мировом рынке конкурентоспособность ювелирных предприятий остается низкой, по сравнению с национальными предприятиями, например, стран Европы и Юго-Восточной Азии. В связи с этим российским ювелирным предприятиям необходимо усилить свои позиции на мировом рынке, развивая собственные сильные стороны на основе разработки и реализации маркетинговых стратегий.
В процессе исследования аспектов внешней среды, выявлено, что рынок ювелирных изделий зависит от многих объективных факторов, действие которых приводит к смене благоприятных периодов периодами спада: рост цен на нефть и золото, падение курса доллара, рост процентной ставки рефинансирования, сезонный спад деловой активности и т.д. Кроме того, в развитии рынка ювелирных изделий играют роль экономическое положение стран, внешнеторговая политика государства в отношении драгоценных камней и драгоценных металлов, законодательная база, система налогообложения. Сочетание этих факторов приводит к смене рыночных ожиданий потребителей и меняет характеристики спроса.
В ходе анализа макросреды российских ювелирных предприятий учтены сила и характер влияния экономических, политических, социальных, научно-технических  и международных факторов (по 10-балльной шкале, табл. 1).
Таблица 1 -  Основные показатели анализа развития российского ювелирного рынка
Фактор
Проявление
Сила и характер влияния
1. Экономические факторы                                                                                                 
1.1. Рост цен на алмазное сырье
Уменьшение объемов продаж готовой продукции
-10
1.2. Высокие процентные ставки банков по кредитам кредитов
Уменьшение использования кредитных ресурсов для реализации инвестиционных мероприятий
-9
1.3. Обязательное клеймение
Высокая себестоимость продукции
-10
1.4. Нестабильность алмазогранильной отрасли
Убыточность предприятий
-9
2. Политические факторы
2.1. Вступление России в ВТО
Разорится порядка 70% ювелирных предприятий
-9
2.2. Налоговое
законодательство
Высокая ставка НДС ставит отечественного производителя в неконкурентоспособные условия
-9
2.3. Конкуренция на мировом рынке по производству бриллиантов
Нерентабельность обработки алмазного сырья на территории России
-8
2.4. Таможенное
законодательство
Медленное прохождение таможенного оформления, высокие таможенные пошлины, несоответствие  международным нормам
-7
3. Социальные факторы
3.1. Изменение ценностных ориентиров молодежи
Непривлекательный имидж и условия труда отталкивают молодых специалистов
-6
3.2. Низкая платежеспособность населения
Снижается уровень продаж
-6
3.3. Загрязнение окружающей среды
Ухудшение экологической ситуации
-5
4. Научно-технические факторы
4.1. Медленное внедрение нанотехнологий
Не используются отходы гранильного производства
-5
4.2. Устаревшее оборудование
Низкая производительность труда
-4
5. Международные факторы
5.1. Экспансия зарубежных ювелирных предприятий
Увеличивается приток дешевого импорта из Турции и стран Юго-Восточной Азии
-9
5.2. Низкие квоты на добычу алмазов со стороны ведущих добывающих компаний
Влияние на конечный финансовый результат
-8
 
В итоге, получен вывод о том, что в настоящее время целый комплекс факторов неблагоприятно воздействует на ювелирный рынок: сдерживает рост производства, приводит к превышению цен на отечественные ювелирные изделия над зарубежными аналогами и делает их неконкурентоспособными, стимулирует импорт и развитие теневого рынка. В частности, более высокая себестоимость у российских производителей по сравнению с аналогичной продукцией зарубежных производителей вызвана действующими налогами и таможенными пошлинами. Все рассмотренные выше проблемы сужают возможности развития российского ювелирного рынка. Так, общее количество апробированных и заклейменных ювелирных изделий из золота на российском рынке за 2009 г. составило 46,67 млн. шт., что меньше, по сравнению с 2008 г., на 4% в стоимостном и на 2% - в натуральном выражении.
Кроме того, выявлена современная тенденция к укрупнению ювелирных предприятий, обусловленная, прежде всего, несовершенством законодательства и стремлением хозяйствующих субъектов минимизировать налоговую нагрузку, оптимизировать управленческие ресурсы.
              Задачи оптимизации управления опираются на разработки стратегического маркетинга, одной из которых является оценка потребительских предпочтений с точки зрения возможностей эффективного сбыта ювелирной продукции. На основе данных международных исследовательских компаний о темпах роста объемов продаж различных видов ювелирных изделий охарактеризованы современные тенденции изменения потребительских предпочтений, к основным из которых относятся: рост объемов продаж желтого золота, черных бриллиантов, красочных цветных камней, товаров-комбинаций золота с шелком, каучуком, силиконом, кожей и др.; преобладание в покупках крупных камней, стилизованных украшений в виде цветов, фруктов, животных и т.д.
Проведенный анализ результатов торговли ювелирной продукцией по округам  РФ показал, что в 2008 г. выручка от продажи ювелирных изделий в Центральном федеральном округе составила треть от общего объема продаж изделий в РФ, наименьший объем продаж – в Дальневосточном округе. По результатам регионального исследования в первую пятерку регионов по продажам ювелирных изделий входят Москва, Белгородская область, Дагестан, Санкт-Петербург и Свердловская область (рис. 1).

Рисунок 1 – Региональная структура продаж ювелирных изделий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2 Новое в ассортименте ювелирных товаров.
     Драгоценные украшения сейчас конкурируют с модной бижутерией, которая переживает пик популярности. Когда, тезаврационная составляющая ювелирных украшений из драгоценных металлов отступает на второй план, а художественная ценность оригинального авторского дизайна, декоративная эффектность становятся определяющими, то иногда оказывается не так уж важно, из каких материалов создано то или иное модное украшение. В этой ситуации элитная бижутерия часто находится в более выигрышном положении.  Хотя, конечно, легендарная история, природная красота и уникальные свойства драгоценных  камней не утратят своей магической притягательности.
      При всей неохватности темы модных тенденций в сфере производства ювелирных украшений, господство насыщенной цветовой палитры и крупных, зачастую скульптурных форм, остается  одним из направлений ювелирной моды.  Наряду с избыточностью цветовой палитры современных украшений очень модна графическая  черно-белая гамма. В основном здесь используется классический набор материалов – белое золото, платина, серебро, белые и черные бриллианты, оникс.
     В разнообразие цветовой палитры ювелирных украшений значительный вклад вносит разработка новых сплавов металлов и декоративных покрытий. Большую роль в дизайне современных украшений играет фактурная обработка металла, позволяющая создавать эффекты бархатистых, мерцающих, словно светящихся внутренним  светом, поверхностей драгоценных металлов.
     Особую роль новые способы фактурной обработки приобретают в ассортименте цепей или, вернее сказать в многочисленной группе украшений, созданных на основе звеньев цепи. Из массивных звеньев создаются цепи колье, декоративные браслеты, серьги и даже кольца. Современные технологии, позволяющие создавать легкие пустотелые изделия, превратили цепи в самостоятельный и очень эффективный вид модных ювелирных украшений, которые далеко ушли от скромной золотой цепочки, на которую можно повесить миниатюрный кулон. Нередко  в одном изделии золотые звенья чередуются с белыми керамическими или выточенными из различных пород  дерева, коралла, бирюзы, некоторые сплошь усыпаны бриллиантами в закрепке «паве».  Подобные контрастные сочетания  при внушительных размерах украшений создают мощный декоративный эффект.
     Определённого  предела величия достигли и кольца (в том числе обручальные с алмазной гранью и без), со сложной конструкцией объемов и форм, выглядит как скульптурный объект, переместившийся на палец руки. Сегодня кольцо является и украшением руки, и символом верности, брака, и  хорошим  капиталовложением,  особенно  если  это  не  просто  кольцо,   а настоящее произведение лучших ювелирных мастеров.
     Эстетическая  привлекательность ювелирных украшений с  анималистическим  содержанием актуальна  и востребована. Именно поэтому удивительная фауна Земли становится источником вдохновения для многих поколений ювелиров .  Эффектно смотрятся массивные кулоны, броши, кольца, а также гарнитуры и комплекты состоящие из нескольких ювелирных изделий.
     Формирование детской и грудничковой линии ювелирных изделий и  украшений не менее востребованы. Так для самых маленьких принято дарить наборы посуды, эргономичные поильники и кружки, погремушки - выполненные из серебра и украшенные изображениями сказочных персонажей.  Крестики, цепи, браслеты, серьги, кулоны выполненные в классическом для детских украшений цветочно-ягодных мотивах в ювелирных сюжетах сейчас активно конкурируют с персонажами сказок и мультфильмов. Для  изготовления детских  ювелирных товаров немаловажно безопасность и качество: использование высококачественных , без вредных примесей металлов и эмали, во внешнем облике изделий для декорирования предпочтительны мягкие формы без острых краев и торчащих деталей.
     При изготовлении ювелирных изделий  применяются самые современные технологии, которые используют и западные производители. Среди наиболее популярных, можно назвать такие техники работы с драгоценной продукцией, как литьё, лазерную гравировку, филигрань, напыление и т.д.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.3 Классификация и ассортимент ювелирных товаров.
     Ювелирные изделия классифицируются по двум признакам: назначению и материалам, из которых они изготовлены.
     Ювелирные товары делят по назначению на следующие группы:
- предметы личных украшений;
- предметы туалета;
- предметы для сервировки стола;
- письменные принадлежности;
- принадлежности для часов;
- предметы для курения;
- сувениры;
По материалу изготовления ювелирные товары делят на следующие группы:
-Ювелирные изделия, изготовленные из драгоценных металлов, с применением ювелирных камней и без них;
- Художественные изделия из нейзильбера – изделия народных промыслов, изготовление вручную с применением  ювелирных камней и без них;
- Ювелирная галантерея – штампованные литые изделия, изготовленные из недрагоценных металлов с недорогими вставками и без них;
- Камнерезные работы – декоративные и художественные поделки из ювелирно – поделочных и поделочных камней с применением  металла и без них.
     Ювелирные изделия изготавливаются различными способами, что влияет на их внешний облик и стоимость. По технике исполнения все изделия делятся на монтированные, филигранные, литые и станочные.
1.4 Общая характеристика основных групп и подгрупп ювелирных товаров.
     Ассортимент личных украшений состоит из украшений для рук, шеи, головы и платья. Помимо штучных ювелирных украшений выпускают, так называемые гарнитурные наборы, выполненные в одной композиции.
     Серьги очень распространенный вид украшений. Изготовляют их из разных материалов – золота, платины, серебра и сплавов цветных металлов; с подвесками или без них, различной формы, конфигурации и размеров, для проколотых и не проколотых ушей.
          Серьги для не проколотых ушей – клипсы – крепят пружинной защелкой или на зажимных винтах. Клипсы в основном изготавливают из сплавов цветных металлов. Это самый недорогой вид серег.
     Кольца одно из самых распространенных видов украшений для рук. Кольца  изготавливают из золота 375, 585, 750 и 958-й проб, серебра 875-й и 916-й проб и сплавов цветных металлов (латуни, томпака, мельхиора и др.) Кольца из металла чаще называют обручальными, а кольца, украшенные различными вставками называют декоративными.
               Браслеты   изготавливают из золота, платины, серебра,  сплавов цветных металлов, янтаря, кораллов, кости, керамики, стекла, дерева и других материалов.  По  конструкции браслеты подразделяют на жесткие( шарнирные, пружинистые и замкнутые) и мягкие( глидерный, цепной, плетеный). По отделке браслеты бывают гладкие, гравированные, рельефно-штампованные, с чернью, эмалью, проволочные, со вставкой из камней.
     Броши бывают разных форм и размеров. Их изготавливают из драгоценных металлов (золото 585-й пробы, платины 950-й, серебра 875-й и 916-й проб), сплавов цветных металлов, пластмасс и др. Броши имеют различные вставки из драгоценных камней, из янтаря, перламутра, стекла и др. Гладкие без вставок броши украшают эмалевым покрытием, гравированием или штампованным рисунком
     Бусы представляют собой шейное украшение в виде элементов любой формы, нанизанных на нить или соединенных проволочными звеньями. Современные  бусы изготавливают из жемчуга, кораллов, янтаря, аметистов, аквамаринов, горного хрусталя и других полудрагоценных поделочных, искусственных камней, из кости, стекла, фарфора, пластмасс и дерева. Ажурные или пустотелые бусы изготавливают из золота, серебра и алюминия. 
          Кулоны  представляют собой одну подвеску (возможны разнообразные художественные композиции) на тонкой цепочке, шнуре или черной бархатной ленте. Изготавливают кулоны с оправой из золота, платины и серебра, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных и синтетических камней или в виде подвески (без оправы) из полудрагоценных и поделочных камней, янтаря, кости и др.
          Цепочки вырабатывают из золота, платины, серебра, медных сплавов (позолоченные или посеребренные) и анодированного алюминия. По размерам цепочки различают тонкозвенные – шейные (для медальонов и кулонов) и из более крупных звеньев – бортовые (для часов); по видам звеньев – панцирные, якорные, фантазийные и др. На цепочках имеются замочки разной конструкции (кольцевые шпрингельные, пружинящие шомпольные цилиндрические, карабинчиком) или заводное колечко.
     Гарнитуры это группа предметов личных украшений, состоящая из серег, броши, кольца или из нескольких украшений в ином сочетании.  Все  украшения входящие в гарнитур, должны иметь одну форму, цвет, металл и одинаковое художественное оформление.
     К предметам туалета относят пудреницы, зажимы для галстуков, зеркала в оправе, шкатулки, флаконы для духов, и др.
     Предметы сервировки предназначены для оформления стола. К ним относятся посуда и приборы, выполненные из драгоценных металлов. Изделия выпускаются в виде отдельных предметов, в виде сервизов и приборов. К предметам для сервировки стола относят столовые и чайные приборы: ложки, вилки, ножи, рюмки, бокалы, стопки, графины для вина, чайники, кофейники, чашки с блюдцами, подстаканники, лопатки для пирожного, кольца салфеточные, солонки и перечницы, изделия из хрустального стекла, а также сервизы и приборы (для вина и ликера) и изделия из хрустального и обыкновенного стекла. Предметы для сервировки стола, входящие в ассортимент ювелирных магазинов, изготавливают из серебра, мельхиора, нейзильбера и томпака с последующим серебрением или золочением, а также из нержавеющей стали, рога, кости, хрустального стекла и фарфора.
     В ассортимент предметов для украшения интерьера входят скульптуры малых форм, настенные украшения, вазы для цветов, шкатулки, камнерезные изделия и др. В ассортименте ювелирных магазинов значительное место занимают художественные изделия из камня, кости, рога, лаковые изделия из папье-маше. Они являются декоративными предметами, украшающими наш интерьер (вазы, скульптуры, ларцы, декоративные настенные украшения и др.).
          К принадлежностям для часов относят изделия, которые разделяют на две подгруппы: принадлежности для наручных часов (браслеты для часов и ремни) и принадлежности для карманных часов (бортовые цепочки, ремни и шатленки). Шатленки – это украшения к карманным часам.  Состоят шатленки из короткой цепочки с замками на концах с помощью которых крепятся к ушку карманных часов и ключам (вместо брелока).  Изготавливают браслеты для часов из сплавов золота, серебра, цветных металлов, латуни, томпака, алюминия и нержавеющей стали, методом штампирования, литья и плетения.
     К ассортименту  письменных принадлежностей относят принадлежности для письма, черчения, хранения письменных принадлежностей. Письменные принадлежности, входящие в ассортимент товаров ювелирных магазинов, изготавливают из серебра, мельхиора, поделочных камней, папье-маше, кости и др. К таким принадлежностям относят чернильницы на подставке, пресс-папье, ножи для резки бумаги, стаканы для карандашей, настольные блокноты и бювары, письменные приборы с одной или двумя авторучками на каменной подставке.
     К группе предметов для курения относят предметы для хранения, предметы для держания, для курения табака и табачных изделий, предметы для высекания огня и др. Портсигары, сигаретницы, порттабаки, пепельницы, спичечницы, мундштуки составляют группу принадлежностей для курения.
     Сувениры – называются изделия, отражающие национальные или региональные особенности культуры, а также памятные даты, достижения в спорте и др. Сувениры изготавливают в честь больших событий: олимпиад, спартакиад, космических полетов, в честь выдающихся деятелей страны, искусства и т.д. Сувениры подразделяют на несколько групп: памятные детали; нагрудные значки; гербы; ключи; брелоки-сувениры; символы; сувениры-скульптуры малых форм; сувенирные изделия народных художественных промыслов; прочие сувенирные изделия (самовары сувенирные, светильники-ночники в сувенирном исполнении и др.).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.5 Основные материалы для изготовления ювелирных товаров.
     К ювелирным товарам (от голл. juweell – драгоценный камень) относят изделия изготовляемые из драгоценных металлов и камней, а также из некоторых других материалов высокохудожественной обработки.
     Материалы являются одним из факторов, влияющих на формирование потребительских свойств (функциональных, эргономических, гигиенических, а главное - эстетических) и качества ювелирных товаров.
     Основными материалами для изготовления ювелирных товаров являются благородные и цветные металлы и их сплавы, драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни, янтарь, перламутр, синтетические камни, а также стекло, эмаль, кость, рог, папье-маше и пластические массы.
      Драгоценные металлы – это золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий).
Золото – металл желтого цвета, с сильным блеском, пластичный (один грамм золота может вытягиваться в нить до трех километров), обладает значительной механической прочностью, не взаимодействует с кислородом воздуха, не изменяется от действия сероводорода, устойчив к большинству кислот и щелочей. Золото растворяется только в царской водке. Плотность – 19320 кг\м?, температура плавления - 1064?С. золото очень мягкий металл, его твердость по шкале Мооса составляет 2,5. Несмотря на то, что золото обладает высокой ковкостью, вязкость и тягучестью, в чистом виде для производства ювелирных изделий оно не применяется, а используется только в виде сплавов.
     Серебро – белый, блестящий, очень ковкий и тягучий металл; обладает наивысшей отражающей способностью (94%), хороший проводник электричества и тепла, прокатывается в тонкие листы толщиной до 0,00025 мм и вытягивается в тончайшую проволоку. Серебро чернеет при наличии в воздухе или воде сероводорода, переходя в сульфит. Плотность – 10500 кг\м?, температура плавления – 961,9? С. твердость по шкале Мооса – 2,7. В производстве ювелирных изделий применяют сплавы серебра.
     Платина – серебристо – белый ковкий металл, не растворим в кислотах (кроме царской водки); имеет высокую удельную массу – плотность 21450 кг\м? и температуру плавления 1772?С. твердость по шкале Мооса – 4,2. В природе платина встречается в самородном состоянии.
     Палладий – металл серебристо – белого цвета, в природе встречается вместе с платиной; ковкий, тягучий, хорошо прокатывается в тонкие листы и проволоку. Плотность – 12020кг\м?, температура плавления - 1552?С. твердость по шкале Мосса – 4,8. Растворяется в азотной кислоте, смеси азотной и соляной кислот.
     Иридий – металл белого цвета, с серым оттенком, очень твердый, но хрупкий. Химически стойкий – на него не действуют кислоты и щелочи. Имеет очень высокие показатели плотности (22420 кг\м?) и температуры плавления (2450?С), твердость по шкале Мооса – 6,5
     Родий – хрупкий металл бледно – голубого цвета. По внешнему виду похож на алюминий; растворяется в концентрированной серной кислоте. Благодаря высокой отражающей способности (коэффициент отражения 75 – 80 %) применяется для покрытия металлов, в том числе серебра и изделий из «белого золота» для защиты от потускнения. Плотность – 12420 кг\м?, температура плавления - 1960?С. твердость по шкале Мооса – 6,5.
     Рутений – серебристо – белый металл, по внешнему виду похож на платину, но более твердый и хрупкий, плотность – 12370 кг\м?, температура плавления - 2950?С., применяется как компонент платиновых сплавов.
     Осмий – белый, с серо – голубым оттенком металл, тугоплавкий, температура плавления самая высокая из металлов платиновой группы - 3047?С, тяжелый, плотность – 22480 кг\м?, твердый, хрупкий, механической обработке не поддается, химическими свойствами не отличается от рутения, добавляется в платиновые сплавы для придания им твердости и упругости.
     Чистые драгоценные металлы являются либо сравнительно мягкими и не обладают достаточной износостойкостью, особенно золото и серебро, либо хрупкими, как иридий или осмий. Кроме того, при определенных видах ювелирных работ они не обладают необходимой технологичностью вследствие высокой температуры плавления. Наконец, драгоценные металлы сравнительно дороги. Совокупности этих причин и обуславливают то, что в чистом виде эти металлы редко используются при изготовлении ювелирных украшений и других бытовых изделий. Исключение составляет нанесения покрытия из золота или серебра на изделия из недорогих сплавов для придания им более красивого внешнего вида.
Основные физические свойства драгоценных металлов представлены в таб. 2.
Таблица 2– Основные физические свойства драгоценных металлов
металл
плотность
Температура плавления
Твердость по шкале Мооса
Коэффициент отражения
золото
19320
1064
2,5
_
серебро
10500
961,9
2,7
До 94
платина
21450
1772
4,2
_
палладий
12020
1552
4,8
_
иридий
22420
2450
6,5
_
родий
12420
1960
6,5
75 – 80
рутений
12370
2950
7,0
_
осмий
22480
3047
7,5
_             
 
 
 
 
1.5.1 Цветные металлы и их сплавы.
     К цветным металлам относят медь, цинк, никель, олово, свинец, кадмий, хром и алюминий.
     В ювелирном деле цветные металлы применяют в виде сплавов, напоминающих по внешнему виду драгоценные металлы. Основными компонентами сплавов являются медь, цинк и никель.
     Медь – мягкий, тягучий и ковкий материал красноватого цвета, который легко плющится в тонкие листы и вытягивается в проволоку. Плотность – 8,93 г/см3, твердость по шкале Мооса – 3, температура плавления – 1083 оС. во влажном воздухе в присутствии углекислоты медь быстро окисляется. Добывают медь главным образом из руд, но она встречается и в самородках. Медь применяют как лигатурный материал в сплавах с золотом.
     Цинк – легкоплавкий, хрупкий материал синевато-белого цвета. Плотность цинка – 7,14 г/см3, температура плавления – 419,4 оС. Во влажном воздухе цинк окисляется, покрываясь защитным слоем окиси. Его используют в качестве лигатурного металла во многих сплавах, в том числе в серебряных и в сплавах с медью. Добавление цинка в сплавы делает их более светлыми и снижает температуру плавления.
     Никель – твердый, тугоплавкий, не изменяющийся на воздухе металл серебристо-белого цвета, с сильным блеском. Плотность – 8,9 г/см3, твердость по шкале Мооса – 5, температура плавления – 1445 оС. никель широко используют для покрытия изделий из других металлов в целях защиты от коррозии.
     Олово – легкоплавкий, ковкий металл серебристо-белого цвета. Плотность олова – 7,2 г/см3, температура плавления – 231,9 оС. в чистом виде олово широко применяют для пайки, покрытия других металлов и изделий из них в целях защиты от коррозии, а также используют в различных сплавах.
     Алюминий – легкий, пластичный, мягкий металл серебристо-белого цвета, который хорошо прокатывается, куется и штампуется. Основным сырьем для получения являются бокситы. Плотность алюминия – 2,7 г/см3, температура плавления – 659,8 оС. Алюминий хорошо сохраняется на воздухе, покрываясь тонкой пленкой окисла, которая предохраняет его от дальнейшего окисления.
     Алюминий широко используют при производстве различных украшений (броши, браслеты, цепочки и др.) и предметов быта.
     Хром – наиболее твердый цветной металл серебристого цвета. Плотность хрома – 6,9-7,1 г/см3, температура плавления – 1800 оС. Хром имеет хорошую сопротивляемость к механическому износу. Он является одним из важнейших легирующих металлов. Используют его в также для покрытия тонким слоем (хромирование) металлических ювелирных изделий в целях повышения износостойкости, сопротивления коррозии, получения стойкой отражательной поверхности, придания красивого внешнего вида.
     Кадмий – мягкий, тягучий, ковкий металл серебристо-белого цвета. Плотность кадмия – 8,6 г/см3, температура плавления – 321 оС. Применяется для изготовления золотых и серебряных сплавов, а также для покрытия поверхности металлических поверхностей в целях предотвращения коррозии.
 
 
 
 
 
 
 
 
1.5.2 Сплавы цветных металлов.
     Для изготовления недорогих личных украшений, предметов сервировки стола и других изделий используют сплавы цветных металлов, по внешнему виду напоминающие золото и серебро.
     Латунь – сплав меди с цинком (40-50%), иногда с добавкой небольшого количества других металлов. Плотность латуни – 8,2-8,8 г/см3. Латунь имеет красивый желтый цвет, сходный с цветом золота. Ее широко применяют для изготовления многих видов ювелирной галантереи, предметов туалета и др.
     Томпак – сплав меди с цинком (10-12%). Применяют для изготовления ювелирной галантереи, стопок и других бытовых предметов.
     Мельхиор – сплав, содержащий 80% меди и 20% никеля, серебристого цвета, с плотностью 8,9 г/см3. Он легко обрабатывается, обладает высокой тягучестью, высокопластичен, устойчив против коррозии. Применяют мельхиор для изготовления столовых и чайных приборов, посуды, портсигаров и других предметов обихода. Обычно изделия из мельхиора покрывают слоем серебра (до 24 мкм), который придает им устойчивость против коррозии и красивый внешний вид.
     Нейзильбер – сплав серебристого цвета, содержащий 65% меди, 15% никеля и 20% цинка. Он отличается высокой стойкостью против коррозии и хорошими механическими свойствами. Плотность – 8,45 г/см3, температура плавления – 1050 оС. Применяется для  изготовления столовой посуды, приборов и других изделий. Изделия из нейзильбера внешне напоминают серебряные.
     При производстве ювелирных изделий используют различные сплавы, получаемые путем добавления к драгоценным металлам в определенных пропорциях других металлов, называемых легирующими, а их смеси – легатурой. Легирующими могут быть как драгоценные, так и недрагоценные металлы, но полученные сплавы всегда считаются драгоценными.
     В качестве легирующих металлов при создании различных ювелирных сплавов чаще всего применяют серебро, платину, палладий, иридий и родий (благородные металлы), а также обычные цветные металлы (медь, никель, кадмий и цинк). При изготовлении некоторых видов изделий могут использоваться сплавы, в которых в качестве легирующих добавок применяют и другие металлы.
          Каждый легирующий материал играет свою роль в установлении характеристик сплава. Обычно название сплава определяется названием основного драгоценного (благородного) металла (например, сплав золота, серебра, платины и палладия). Основная характеристика каждого сплава – его состав или проба.
     В Российской Федерации принята метрическая проба – это количество драгоценного металла, содержащегося в 1000 частях (долях) сплава.
     В наше время в большинстве стран введен так называемый метрический карат (200 мг), что облегчает пересчет каратов в граммы.
     При этой системе метрическая проба со значением 1000 соответствует 24 каратам.
     Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. №643  «О порядке опробирования и клеймения изделий из драгоценныхметаллов» для ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов установлены следующие пробы: 999,9 958, 750, 585, 500, 375. Каратная система проб: 24, 23, 18, 14, 12, 9.
    Этим же постановлением допускается изготовление изделий из золота 583-й пробы по заказам граждан из принадлежащих им ювелирным и других бытовых изделий из золота этой пробы.
С 1 января 1999 г. введен в действие ГОСТ 51152 – 98 «Сплавы на основе благородных металлов. Ювелирные. Марки.», в котором представлены сплавы на основе золота, серебра, платины и палладия, рекомендованные для изготовления ювелирных и других бытовых изделий. Характеристики сплавов приведены в соответствие с требованиями международного стандарта (ИСО 9202), согласно которому проба драгоценного металла не должна иметь отклонений в меньшую сторону, т.е. вводится только плюсовой допуск.
     В ГОСТе 51152- 98 «Сплавы на основе благородных металлов ювелирные. Марки», также представлены свойства указанных сплавов и рекомендации по их применению при изготовлении ювелирных изделий. Примеси в процентах в каждой марке сплава не должны превышать: железа – 0,005; свинца – 0,004; платины – 0,,05; золота – 0,05; всего – 0,16.
     Желтое золото наиболее часто используется за рубежом в ювелирном деле (сплавы 750 –й пробы). Белое золото в основном типично для ювелирных изделий с бриллиантами, так как оно гармонично выглядит с этим камнем.
     Для золочения металлов, гипса, дерева, мрамора, багетов, мебели используют сусальное золото – листы чистого золота толщиной 0,0001мм размером 120х70мм. Для крепления к декорируемой поверхности применяют различные клеевые составы и горячее тиснение.
      Сплавы 958 –й пробы – так называемое червонное золото – по цвету не отличается от природного. Сплав имеет наиболее высокую химическую стойкость, но низкие механические свойства. Используется для изготовления обручальных колец. Очень мягкий, в результате чего полировка на изделии держится недолго.
     Сплавы 750-й пробы имеют в своем составе медь и серебро, в некоторых случаях могут быть использованы палладий, никель и цинк. Цвет сплава меняется от желтовато – зеленого через красноватые оттенки белого. Сплав хорошо поддается пайке и литью, является подходящей основой для нанесения эмалей, однако при содержании в сплаве более 16 % меди цвет эмали становится тусклым.
      Большинство ювелирных изделий в нашей стране выпускается из сплавов 585-й пробы. Цвет сплава может меняться в зависимости от лигатуры от красного, розового через желто, – зеленые оттенки до белого. Вид лигатуры влияет также на температуру плавления и твердость. Этот сплав обладает хорошей паяемостью.
     Сплавы 375-й пробы имеют красноватый приглушенный цвет, при потере полировки приобретает серый оттенок; используется для изготовления обручальных колец, а также ритуально – обрядовых изделий. Изделия из сплавов 375-й пробы относятся к наиболее дешевым.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.5.3 Камни драгоценные, полудрагоценные и поделочные.
     Основные месторождения драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней в России находятся в Якутии (алмазы), на Урале (значительные месторождения ограночных камней - аметисты, аквамарины, изумруды, хризолиты и др.), Алтае (яшма), в Забайкалье (аметист, турмалин, сердолик). Имеются месторождения камней также в Украине, в Закавказье и других районах.
     Существует несколько классификаций ювелирных камней. В торговле и промышленности ювелирные камни классифицируют по их относительной ценности на драгоценные, полудрагоценные и поделочные. Драгоценные и полудрагоценные камни обычно прозрачны и называются самоцветами, поделочные - непрозрачны или слабо просвечивающиеся цветные минералы, пригодные только для шлифовки.
     Драгоценные камни (алмаз, рубин, изумруд, сапфир) редко встречаются в природе; как правило их вставляют в ограненном виде в дорогие изделия из золота; к драгоценным камням также относят жемчуг. Полудрагоценные камни (аквамарин, александрит, турмалин, гранат, аметист, опал, бирюза, топаз, янтарь и др.) распространены чаще, оправляют их обычно золотом, серебром и мельхиором, а также используют в камнерезных изделиях. К поделочным камням относят агат, лазурит, нефрит, оникс, яшму, малахит и др.
     Ценность ювелирных камней определяется их свойствами: твердостью, спайностью, плотностью, цветом, прозрачностью, блеском, химической стойкостью.
     Многие свойства ювелирных камней обусловлены условиями образования этих минералов и их внутренним строением, т.е. структурой. Существует два типа строения веществ: кристаллическое и аморфное. Структура ювелирных камней в основном кристаллическая, поэтому по составу они однородны, но физические свойства их неравнозначны во всех направлениях, т.е. характеризуются анизотропией.
     Первое место в ряду драгоценных камней по стоимости занимает алмаз. Он сочетает исключительную твердость, высокое светопреломление, сильную дисперсию и яркий блеск. Наибольшее сверкание, игру цвета имеют алмазы с бриллиантовой огранкой (от франц. «брилле» - блестеть). Поэтому такие алмазы называют бриллиантами.
     Из всех драгоценных камней алмаз имеет наиболее простой химический состав и представляет собой кристаллический углерод. Бриллианты по массе условно делят на мелкие (до 0,29 карата) и крупные (от 0,30 карата).
          Рубин и сапфир являются разновидностью корунда. Разнообразие и красота окраски корундов, их высокая твердость (9 по шкале Мооса) превращают минералы этого вида в драгоценные камни, идеальные во всех отношениях.
    Наиболее ценными считаются рубины, окрашенные окисью хрома в красный цвет. Особенно ценятся рубины цвета «голубиной крови» (красного цвета со слегка лиловатым оттенком).
      Сапфирами называют разновидности корунда, чаще синего цвета. Зеленые, розовые, черные и другие оттенки сапфиров называют фантазийными.
          Изумруд - это разновидность берилла зеленого цвета. Изумруды обычно подвергают ступенчатой (изумрудной) огранке, реже шлифуют формой кабошон. Изумруд в отличие от других зеленых камней сохраняет окраску при искусственном освещении.
     Жемчуг представляет собой органические отложения различных моллюсков в раковинах. Он характеризуется небольшой твердостью (2,5-4 по шкале Мооса) следовательно, недолговечен и требует осторожного обращения. Жемчуг бывает округлой, овальной и грушеобразной формы; розового, желтого, серого, красноватого, фиолетового и черных цветов.
     Ассортимент полудрагоценных камней очень велик. Они имеют разнообразную огранку, форма которой определяется их назначением.
     Аквамарин - это голубой берилл различных оттенков, твердостью 7,5-8.
     Александрит является наиболее ценной разновидностью хризоберилла. Это редкий голубовато-зеленый камень (при искусственном освещении фиолетово-малинового цвета), твердостью 8,5.
     Турмалин превосходит большинство ювелирных камней по разнообразию окрасок. Твердость турмалина - 7,0-7,5.
     Гранат представляет собой группу минералов сложного химического состава. Твердость граната - 7,0-7,5.
     Аметист является разновидностью кварца фиолетового цвета различных оттенков. Аметисты, за исключением уральского, при искусственном освещении приобретают сероватый оттенок. Твердость аметиста - 7.
     Опал - это хрупкий, легко царапающийся прозрачный камень аморфной структуры, состоящий из кренозема, твердостью 6-6,5. Выделяются несколько разновидностей опала: белый, черный, огненный.
     Бирюза является непрозрачным минералом группы фосфатов небесно-голубого цвета. Твердость бирюзы - 6. Химически бирюза неустойчива: она легко впитывает пары, поглощает влагу, поэтому перед мытьем рук всегда следует снимать кольца с бирюзой, чтобы уберечь ее от загрязнения и действия воды.
     Топаз - это фторсиликат алюминия. Топазы бывают бесцветными, желтыми разных оттенков, голубыми. Они характеризуются высокой твердостью - 8.
     Янтарь представляет собой ископаемую смолу. Цвет янтаря желтый - от светлых до коричневых оттенков. Янтарь гораздо мягче многих ювелирных камней: его твердость всего около 2,5. Янтарь хрупок.
     Поделочные камни подразделяют на твердые (твердость 5,5-7) - родонит, яшма, агат, лазурит, нефрит; средней твердости (3,0-4,0) - малахит, мрамор; мягкие - гипс, селенит.
     Среди синтетических аналогов драгоценных камней особое место занимает рубин. Это первый кристалл, который начали искусственно выращивать в промышленных масштабах свыше 80 лет назад. В ювелирных изделиях используют преимущественно синтетические корунды красного (рубины) и синего (сапфиры) цветов, которые, как природные, могут быть звездчатыми, с эффектом астеризма.
     В настоящее время в ювелирной промышленности используются кроме синтетических корундов следующие виды синтетических камней: изумруды, аметисты, опалы, бирюза, иттрий (разновидности гранатов бесцветные и окрашенные), фианиты. Перспективными также являются полученные в 70-х гг. ограночные синтетические камни: александрит, лазурит, турмалин, благородный жадеит, малахит и др.
 
 
 
 
 
 
 
 
1.6 Особенности производства ювелирных изделий.
     Производство является также одним из важнейших факторов, влияющих на формирование потребительских свойств и качество ювелирных товаров.
      По способу производства ювелирные изделия бывают индивидуального и массового (серийного) изготовления.
      Основными процессами производства ювелирных изделий являются следующие: заготовка материалов; создание форм изделий; филигранные и отделочные работы; декорирование и закрепление камней.
     Формы изделий создают путем штамповки, сборки деталей и пайки, литьем по выплавляемым моделям.
      После сборки и пайки изделия подвергают дальнейшей обработке — опиловке, очистке, шлифовке, полировке, при необходимости отжигу и др.
     К отделочным операциям относят операции, связанные с обработкой поверхности изделий: галтовку, пескоструйную обработку, крацовку, шлифовку , полировку, оксидирование, анодирование и гравировку.
     Оксидирование - это покрытие в декоративных целях поверхности серебряных и посеребренных изделий или отдельных ее участков темным налетом, иногда с постепенным переходом к светлому тону. Оно производится путем погружения изделий в горячий раствор серной «печени» (одна часть серы и две части поташа). Нарядно выглядят оксидированные изделия с рельефным рисунком, по контуру которого зачищена оксидировка до светлого тона.

 
 
 
 1.6.1 Обработка и закрепление камней.
      Для придания драгоценным камням формы, красоты и обеспечения игры цветов минералы необходимо обрабатывать. Обработка драгоценных камней иначе называется гранильным искусством.
     Основными этапами данного вида работы являются огранка и полировка минералов. А сам процесс обработки ювелирных камней включает в себя изготовление кабошонов, непосредственно огранку и резьбу по камню (гравирование).
           В процессе огранки на обрабатываемый материал наносится некоторое количество плоских гладких граней. В результате огранки достигается максимальная игра цвета. Для камней полупрозрачной и непрозрачной структуры чаще всего применяется кабошон.
      Но не для всех камней подходит огранка одного типа. Так, для камней, отличающихся ярким цветом, таких как сапфир и изумруд применяется ступенчатая огранка, то есть придание камням прямоугольной формы. Огранка же алмазов требует более сложного подхода, поскольку этот минерал имеет необычайно твердую структуру. Процесс обработки этого камня немыслим без специального технического оборудования и использования гранильных станков.
     Огранка – это гармоничное сочетание различных форм и размеров граней, наносимых на поверхность камня по заранее разработанному рисунку.. Самые известные типы огранки алмазов–бриллиантовая и роза (мелкие камни).
     Закрепление камня на украшении – завершающий этап изготовления ювелирных изделий с камнями. Камни, вставляемые в кольца, серьги и другие украшения, должны быть прочно, надежно и в то же время красиво, изящно закреплены – от этого зависит товарное качество изделия.
      Основные виды закрепок: ободковая, крапановая, глухая, корнеровая; для закрепления мелких камней применяются закрепки для оправ: каре, фаденовая, тиктовая, кармезиновая. Для вставок из янтаря, жемчуга, имитации камней из пластмассы и ювелирного стекла применяется клеевая закрепка (механическая для таких камней неэффективна из-за присущих им качеств и форм).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.7 Экспертиза ювелирных товаров.
     Экспертиза ювелирных изделий проводится методами органолептической оценки и лабораторными методами: определение физических свойств, химического состава и экологической безопасности изделий, которые определяют качество ювелирных изделий.
     Модель и конструкция изделий должна соответствовать утвержденному образцу, ТУ или ТО (техническое описание), чертежам и технической документации по рисунку, форме и назначению.
      Вставки из полудрагоценных камней должны иметь равномерно прополированную и блестящую поверхность. Вставки из искусственно выращенного жемчуга должны быть гладкими и не иметь на поверхности царапин.
     В отдельных изделиях и вставках из натурального янтаря допускаются включения органического и неорганического происхождения, трещины, пузыри, слоистость, участки с внутренними и внешними окислениями, которые не снижают художественной ценности изделий. В цветных вставках из стекла допускается разнотонность.
     В изделиях из драгоценных и недрагоценных металлов допускается посадка жемчуга и янтаря одновременно на клей и на штифты с резьбовой нарезкой или насечкой. На поверхности изделий не должно быть следов клея.
      Закрепка вставок и накладок с помощью стержня, загнутого ушком, и клепки допускаются в изделиях из недрагоценных металлов.
     Изделия из драгоценных металлов не должны иметь раковин, вмятин, заусенцев, шероховатостей, острых кромок, следов работы инструмента, облома и царапин на лицевой поверхности. На поверхности изделий из золота 958-й пробы допускаются незначительные риски и седы работы инструмента на кромках, не ухудшающие внешний вид изделия.
     В изделиях из драгоценных металлов, изготовленных методом литья по выплавляемым моделям, не допускается на лицевой поверхности более 5 пор диаметром более 0,4 мм и глубиной более 0,2 мм; при этом расстояние между порами должно быть не менее 5 мм. Изделия из драгоценных металлов не должны иметь отклонения массы более чем на +15% номинальной массы изделия.
     Эмалевые покрытия на изделиях из драгоценных металлов должны быть равномерными, надежными, без заметных невооруженным глазом пропусков, просветов, царапин и пятен.
     В изделиях из недрагоценных металлов на эмалевом покрытии не допускается более одной трещины длиной свыше 2 мм, либо одного скола эмали площадью свыше 1 мм 2, или более 2 пузырьков, или включения в виде точки на 2 мм2 эмалевого покрытия. Наличия в одном изделии трех видов дефектов не допускается.
     Все детали должны быть хорошо и прочно смонтированы. Декоративное и защитно-декоративное покрытие - равномерное по всей поверхности, ровным слоем соответствующей толщины, без пропусков, подтеков, трещин, пористостей, отслаивания, пятен, царапин, пузырей и посторонних включений. Места пайки в изделиях тщательно заправлены и следы пайки не должны быть заметны невооруженным глазом. Цвет припоя не должен резко отличаться от цвета изделия. Прожоги не допускаются.
     Художественная отделка и форма изделий должны соответствовать их назначению, обеспечивать удобство пользования и соответствовать современным эстетическим требованиям.
     Форма колец должна быть правильной, края гладко заправлены, касты припаяны без перекосов и строго соответствовать размеру камня, крапаны гладко заправлены и не должны царапать руку.
     Замки у серег должны быть одинакового размера, плотно припасованы, свободно запираться и отпираться с защелкиванием, отверстие для запора у сложного замка - строго в центре детали, свободный конец крючка - хорошо заправленным, не иметь острых кромок, камни должны быть парными по размеру, цвету и огранке.
     У брошей булавки должны быть упругими, коны их - заостренными правильным конусом, без заусенцев, следов запиливания, а также должны исключать возможность самооткрывания и не выступать за пределы габаритов изделия.
     Браслеты для часов должны быть эластичными в изгибе и в пружине, браслеты из звеньев - прочно соединенными, звенья растяжки должны равномерно перемещаться и после растягивания свободно принимать исходное положение, защелка замка должна хорошо пружинить и без усилий защелкиваться. При наличии у браслета предохранителя последний проверяется на прочность. Длина браслетов от 130 до 190 мм должна быть кратной 5 и 7,5.
     Бусины должны быть без сколов, трещин, царапин, затертостей, граней, а отверстия для ниток расположены в центре бусин и не иметь режущих кромок. Детали колье должны быть прочно соединены и обеспечивать свободную подвижность, а замок - прочный запор цепочки и легко открываться, крепление колье и кулона к цепочке надежное.
     Запонки с челночком должны иметь эластичную пружину, запонки с мягким соединением и запонки без пружин - легко вращаться в заштифтовке шарнира, а челночок - не опускаться без нажима на него.
     У цепочек все детали должны быть прочно соединены между собой, звенья цепочки - подвижные, цепочка должна обладать максимальной гибкостью, текучестью и при отвесе иметь строго вертикальное направление, без угловатостей. Замок цепочки при нажиме должен свободно открываться и закрываться, запор хорошо пружинить.
     У изделий из хрустального стекла края дна и верхней кромки не должны быть острыми. Не допускаются включения в виде шамотного камня, непрозрачные кристаллические образования, выделившиеся в стекломассе, осыпь края и продутость стенок изделия, просвет между корпусом изделия и крышкой. Серебряная или мельхиоровая оправа должна быть тщательно закреплена на корпусе из хрустального или обыкновенного стекла без перекосов и следов гипса и полностью закрывать матовую поверхность корпуса, предназначенную для посадки оправы. детали серебряной или мельхиоровой оправы должны быть прочно соединены между собой, симметрично расположены, не иметь непропаяных мест, следов инструмента и припоя.
      У камнерезных художественных изделий наружная поверхность должна быть тщательно отполированной до зеркального блеска, на лицевой поверхности не допускаются сколы, раковины, царапины и следы обработки, если они ухудшают вид изделий.
     В парных изделиях (серьги, запонки), многопредметных гарнитурах и приборах предметы должны быть одинаковыми по форме, размерам и расцветке, рисунку, цвету и огранке вставок, а также по виду оправы.
     В скульптурных, рельефных и ажурных изделиях из кости и рога резьба должна быть четкой, чистой и точной по рисунку; в рельефных изделиях - выдержана равномерность распределения высот рельефа в соответствии с общей формой. Все детали изделия должны быть прочно, без зазоров соединены между собой и свободно сопрягаться по месту разъема.
      Лаковые художественные изделия из папье-маше не должны иметь на внутренней и внешней поверхностях наплывов, засоренности лака, неровностей, царапин, пятен, трещин. Живопись, орнамент или другое декоративное оформление - с ровным красочным слоем, рисунок без искажений и недоработок, поверхность отполирована до зеркального блеска. Коробки, шкатулки и ларцы, крышки для которых крепят на шарнирах, должны иметь хорошую заделку петель и плотно закрываться без перекосов крышки. Не допускается коробление изделий.
     Качество ювелирных изделий на предприятиях - изготовителях проверяется поштучно, а на торговых предприятиях, как правило, выборочным методом, отбирается до 10% изделий от партии, но не менее 10 штук.
     У отобранных изделий определяют внешний вид, соответствие опломбированному образцу-эталону и НТД (нормативно-технической документации), ТО (технический образец); проверяют правильность оформления этикеток (наличие и правильность заполнения всех реквизитов), соответствие фактического размера браслетов и колец данным маркировки, а также наличие и качество ювелирных камней (размер пор, сколков, трещин, пузырей, зазоров и др.), а также определяют подлинность ювелирных камней.
     При диагностике ювелирных камней одним из свойств, позволяющих получить важную информацию, является люминесценция, наиболее часто возникающая под действием ультрафиолетовых лучей. Цвет определяют в затемненных помещениях.
     Прочность закрепления ювелирных камней определяют легким нажатием деревянной палочкой или встряхиванием изделия. Прочность пайки и закрепки вставок, правильность шарнирных соединений и замков устанавливают путем осмотра и опробования в действии.
      Массу изделий из драгоценных металлов определяют взвешиванием на технических весах 1-го класса, при этом изделия из сплавов золота и металлов платиновой взвешивают с точностью до 0,01 г; изделия из сплавов серебра взвешивают на весах 3-го класса с точностью до 0,1 г.
      В случае несоответствия хотя бы одного из отобранных контрольных образцов требованиям ГОСТа проводят повторную проверку удвоенного количества (до 20%), но не менее 20 образцов. Если и при этой проверке окажется, что одно из изделий не соответствует требованиям ГОСТа и опломбированному образцу-эталону, то вся партия бракуется.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.8 Потребительские свойства ювелирных изделий.
     Главными из потребительских свойств являются эстетические. Ювелирные изделия имеют прекрасный внешний вид, и всегда могут найти своего покупателя. Большинству потребителей присуще стремление к красоте, гармонии. Показателями эстетических свойств могут служить внешний вид, дизайн, мода, стиль, совершенство производственного исполнения.
     Внешний вид - комплексный показатель, включающий форму, цвет, состояние поверхности.
     Дизайн - обусловлен их художественным конструированием.
     Стиль - исторически сложившаяся общность средств художественной выразительности.
     Мода - проявление вкусов потребителей, сформированных или сложившихся в определенной общественной среде, через внешнее оформление товаров. Наиболее быстро мода меняется на непродовольственные товары, а именно украшения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.9 Упаковка, транспортирование и хранение ювелирных изделий.
     Упаковывают ювелирные изделия в индивидуальную, групповую и транспортировочную тару.
      Индивидуальная тара – должна быть выполнена в виде бумажных пакетов, чехлов из полиэтиленовой пленки, коробок из любого материала и футляров.
      Групповую тару – изготавливают в виде картонных коробок.
     Транспортная тара – представляет собой ящики из гофрированного картона, фанеры или других материалов, обеспечивающих сохранность изделий.
Изделия из драгоценных металлов кроме изделий с драгоценными камнями, вложенные в индивидуальную тару, вкладывают в групповую тару в следующих количествах: кольца обручальные гладкие по 10-20 шт; кольца со вставками и без вставок по 5-10 шт; серьги по 5-10 пар; подвески по 5-10 шт; предметы сервировки стола ( ножи, ложки, вилки) по 6-12 шт,: остальные изделия в количествах согласованных с заказчиком.
     В групповую тару должны вкладываться изделия одного шифра.
Кольца, браслеты и изделия со вставками из полудрагоценных выращенных камней подбирают для вкладывания в групповую тару в соответствии со шкалой размеров заказчика и цветовой гаммой, указанными в договоре на поставку.
Допускается:
     Поштучно заворачивать изделия в бумагу и вкладывать в групповую тару в индивидуальной таре или без нее;
     Вкладывать шейные украшения в групповую тару  закрепленными на листе из картона или плотного материала и завернутыми в бумагу;
     Упаковывать в транспортную тару без упаковки в групповую тару предметы сервировки стола и украшения интерьера, завернутые в бумагу и вложенные в футляр или коробки.
     В групповую тару с весовыми изделиями из драгоценных металлов должен вкладываться упаковочный лист, содержащий реквизиты, указанные на групповой таре, кроме массы нетто и брутто изделий, размеров изделий и количество изделий каждого размера, цвета вставок, обозначения стандарта.
      В дополнение к реквизитам на групповой таре в упаковочном листе должна быть указана масса каждого изделия.
      Групповая тара с изделиями должна быть опломбирована предприятием – изготовителем в защищенном от случайных повреждений месте. Пломба должна иметь четкий оттиск предприятия – изготовителя. Отклонение от массы брутто, указываемое на групповой таре, должно быть не более ( +, - ) 1гр.
     Изделия, вложенные в групповую тару, футляры или коробки, вкладывают в транспортную тару. При этом в транспортную тару могут вкладываться изделия различных шифров, если они предназначены одному получателю.
     Масса транспортной упаковки с вложенными в нее ювелирными изделиями не должна превышать 10 кг, кроме случаев предусмотренных договором о поставке.
     Все изделия перевозят любым видом транспорта с соблюдением требований к сохранению их качества в пути, при хранении и перемещении. Ювелирные изделия из золота, платины и палладия транспортируют почтовыми посылками через спецсвязь. Для этого посылочные ящики обшивают целым куском ткани, а концы шпагата после прошивки и швы опечатывают сургучной печатью отправителя.
      Серебряные изделия весовые и штучные, серебряную и металлическую галантерею транспортируют почтовыми посылками через почтовые отделения связи. Другие более габаритные товары, упакованные в ящики, обычно отгружают по железной дороге.
     Хранить ювелирные украшения необходимо в специально предназначенных для этого плотно закрывающихся коробочках, футлярах с вискозным шелком или шкатулках, которые предохраняют от пыли и света. При выполнении домашней (или другой физической) работы рекомендуется снимать все ювелирные украшения, особенно кольца. Любому ювелирному изделию необходим периодический отдых.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Характеристика магазина «Юг золото».
2.1 Организационно-правовая характеристика магазина «Юг золото».
      Ювелирный магазин “Юг золото” является самостоятельным структурным подразделением ОАО “Красцветмет” и осуществляет свою хозяйственную деятельность на принципах полного хозяйственного расчёта.
      Магазин самостоятельно разрабатывает планы своей хозяйственной и финансовой деятельности на основе заключаемых договоров и заказов, исходя из реального потребительского спроса и в соответствии с направлением своей деятельности с последующим согласованием и утверждением планов руководством ОАО.
      Магазин в своей деятельности руководствуется:
- Постановлением Правительства РФ, Правила продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, законом РФ “О защите прав потребителей”, другими законодательными актами Российской Федерации;
- нормативными документами местных органов власти и управления;
- другими нормативными и нормативно-методическими материалами, касающимися деятельности магазина.
     Место нахождения магазина: город Таганрог, улица Петровская 103.
    Режим работы магазина понедельник – суббота воскресенье с до (без обеда) до (без обеда).
     Магазин “Юг золото” открылся 2 октября 1997 года и торгует ювелирными изделиями оптом и в розницу. Магазин за короткий срок, прошедший с момента его открытия, сумел составить конкуренцию торговым предприятиям, функционирующим уже длительное время, и недавно открытым магазинам, представляющие какие-либо заводы или холдинги.
      Цель предприятия - обеспечение населения товарами в соответствии со спросом покупателей с целью получения прибыли.
      Задачи предприятия:
      Изучение запросов и потребностей в товарах с ориентацией на покупательскую способность;
? Определение ассортиментной политики;
? Формирование и регулирование процессов поставки, хранения, подготовки к продаже и реализации товаров в увязке с целью деятельности предприятия;
? Обеспечение заданного товарооборота материальными и трудовыми ресурсами;
? Эффективное использование и экономическое обоснование затрат на формирование и развитие материально-технической базы магазина за счет собственных средств;
?      Сохранять сотрудничество с производителями и поставщиками товаров на выгодных для обеих сторон условиях;
?      Привлекать покупателей посредством рекламы, политики скидок.
      Ассортимент на прилавках магазина разнообразен и сформирован тремя группами изделий: предметы личных украшений, принадлежности для часов, сувениры. Основной ассортимент ювелирных изделий в магазине представлен изделиями завода ОАО “Красцветмет”- до 240 наименований различных изделий.
      Кроме основного поставщика ОАО “Красцветмет”, магазин сотрудничает с такими фирмами, как ООО “Шерл” г. Москва, ООО “Корлан” г. Москва, ООО “Чароит” г. Москва, “Золотое время” г. Москва, “Русские самоцветы” г. С-Петербург, “Анлина” г. Екатеринбург.
      Рассмотрим подробнее функции отдельных работников предприятия:
      Руководство ОАО осуществляет генеральный директор. Ему подчинены все службы. Он контролирует работу всех подразделений, руководство которыми осуществляется начальниками отделов, их заместителями и младшим руководящим составом. Отчитывается перед собранием учредителей.
          Чтобы количественно определить уровень обслуживания предприятия необходимо проанализировать систему показателей обслуживания. При наличии в продаже необходимых товаров сущность основных требований покупателей к уровню торгового обслуживания состоит в том, чтобы с наибольшими удобствами и минимальными затратами времени совершить их покупку.
      Данное предприятие осуществляет реализацию товаров по методу индивидуального обслуживания, т. к. осуществляет продажу ювелирных изделий. На данный момент общая площадь магазина составляет 240 , в том числе торговая – 120 и не торговая – 120. Планировка общей площади магазина приведена на рисунке 2.
                   
    Рис. 2. Структура общей площади магазина “Юг золото”
 
      На основании структуры общей площади можно сделать вывод о том, что торговая площадь магазина составляет 50% от общей площади, складская площадь и площадь занятая подсобными и административно-бытовыми – 50%. Не торговая площадь, в общем, составляет 50%.
      Проанализировав соотношение торговой и не торговой площади можно сделать вывод, что торговая площадь магазина приближенна к оптимальному значению, который составляет 50-70%. Чем больше значение этого коэффициента, тем эффективнее используется площадь здания магазина. Коэффициент анализируемого магазина равен 0,5, следовательно, торговая площадь составляет 50% от общей площади магазина, а остальные 50% - неторговая площадь. Можно сделать вывод, что площадь магазина используется довольно рационально, т.к. в магазине используется один из методов продажи товаров – через прилавок обслуживания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.2 Организационно – экономическая характеристика магазина
«Юг золото».
     
     Основные показатели торгово-хозяйственной деятельности магазина представлены в таблице№ 3.
Таблица№.3 Основные экономические показатели торгово-хозяйственной деятельности магазина «Юг золото»

и т.д.................


Показатели
Ед. изм.
2007 г.

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.