На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Ценностные ориентации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки РФ 

Новосибирский государственный  университет экономики  и управления 

Институт  менеджмента и коммерции 

Кафедра социальных коммуникаций и социологии управления 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по  курсу “”
на  тему:
«Ценностные ориентации
» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск, 2010 

Содержание: 

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1: Ценностные ориентации и повседневная
                жизнедеятельность студентов: теоретический аспект……6 

       Понятие ценности и ценностных ориентаций……………..6
      Жизненные приоритеты: особенности и
      факторы формирования………………………………………8
      Жизнедеятельность и образ жизни студенческой
          молодежи ……………………………………………………...10 

Глава 2: Предпочтения повседневной жизнедеятельности  и ценности
              Новосибирских студентов………………………………………12 

              2.1 Анализ ценностей Новосибирского студенчества …………12
              2.2  Процесс формирования повседневной
                     жизнедеятельности новосибирских  студентов……………..16 

Глава 3: Трансформация ценностей российского студенчества …..19 

              3.1 Основные причины изменения ценностных ориентаций
                    студенческой молодежи………………………………………19
              3.2 Особенности ценностной картины современной
                    молодежи и ее будущая направленность……………………20 

Заключение…………………………………………………………………24 

Список  литературы……………………………………………………….27 

Приложение 1……………………………………………………………….29 

Приложение 2……………………………………………………………….34 

Приложение 3……………………………………………………………….39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Молодежь  наиболее мобильная социально-демографическая  группа, но в тоже время и самая  уязвимая к различного рода преобразованиям, реформам и коренным переменам, которые, в свою очередь, очень практикует наше государство. С одной стороны, молодежь легко адаптируется к новым условиям и нормам, в которых способна реализовать планы и жизненные стратегии и в конечном итоге добиться желаемого успеха, но, с другой стороны, именно на молодых людей в большей степени влияет негативное и разрушительное воздействие переломного процесса в самой системе общества.
      Среди молодежной группы выделяется  специфическая подгруппа – студенты  или студенческая молодежь, которая  лучше улавливает меняющееся настроение масс и расположена к политическим новшествам, но также испытывает трудности при адаптации к новым нормам, стереотипам и установкам. Студенчество  рассматривается как один из важных и значимых этапов социализации для молодежи, так как именно в этот период индивид посредством различных социальных институтов (образование, политическая и экономическая структура, культура и др.) становится личностью. И в этот же период меняются и жизненные ценности студенческой молодежи. И именно молодежь представляет научный, технический, культурный и интеллектуальный потенциал страны. Молодежь – это будущее страны.
    Ценности  и ценностные предпочтения являются мощным и веским фактором в процессе преобразования и развития общества. Одни ценности могут тормозить это  развитие, другие же являются ускорителями преобразований.1 Сегодня можно с полным основанием говорить о борьбе ценностей в массовом сознании и в жизни общества. Сегодня рушатся ценности, которые еще вчера казались стабильными, т.к. исчезают социальные гарантии, растут экономические катаклизмы.2
    Современное подрастающее поколение проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность и пессимизм, неверие в себя и общество.
    Одни  живут в прошлом, слушая рассказы старших о «прекрасном времени, когда якобы успешно решались все проблемы».
    Другие, наоборот, агрессивно ведут себя по отношению ко всем нововведениям, критикуют  «все и вся», занимаются поисками «врагов», на которых можно было бы свалить  причины всех бед.
    Третьи, отчаявшись, уходят в «никуда», становятся на преступный путь, превращаются в алкоголиков и наркоманов.
    Четвертые ищут «путь к богу», вступают в  различные секты, увлекаются мистикой и колдовством.
    Пятые, понимая, что только с помощью  собственной активности можно добиться успеха в жизни, объективно оценивают новые реалии, ищут пути решения возникающих проблем.
    Молодому  поколению предстоит решать возникающие  проблемы. От того, каких принципов, норм и ценностей она придерживается, во многом зависит успех или неудача  предпринимаемых в стране мер по выходу из кризисных ситуаций. Таким образом, исследовать и анализировать ценности молодежи актуально в наше время.
    Цель курсовой работы состоит в том, чтобы, на основе вторичного анализа исследования, выяснить основные категории ценностных ориентаций и сущность повседневной жизнедеятельности студентов.
    Объектом  курсовой работы являются непосредственно ценности,  ценностные приоритеты российской молодежи.
    Предметом курсовой работы выступает молодежь России как специфическая социально-демографическая группа, имеющая особые ценности, приоритеты и ориентации.
    Задачами являются:
      Выявление основных групп ценностей в сознании студенческой молодежи;
      Определить сущность повседневной жизнедеятельности и образ жизни студентов;
      Выявление главных жизненных целей, которые ставит перед собой студенческая молодежь.
    В первой главе будет дан теоретический  обзор основных понятий, таких как  ценность, ценностные ориентации, ценностные приоритеты и предпочтения российской молодежи.
    Вторая  глава будет содержать аналитический отчет о проведенном социологическом исследовании.
    В третьей главе будут даны рекомендации по устранению проблем в ценностной картине современной молодежи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1: Ценностные ориентации и повседневная жизнедеятельность студентов: теоретический аспект. 

      Понятие ценностей и ценностных ориентаций.
 
    Ценность  одна из социологических категорий, объяснить которую очень непросто. В  сущности, природа и сущность ценности – это философский вопрос, и на него философами было дано немало ответов. Сторонники классического идеализма считали, что ценность – это идеальная, вечная, неизменная сущность, обладающая самостоятельным существованием где-то в идеальном мире. 3Так же считал и Платон, говоря о том, что ценности – это нечто идеальное и самодостаточное,  которое может наблюдать лишь душа человека. То, что мы ценим в глубине души и стараемся не раскрывать этого – есть ценности.
    В мировой социальной и социально-психологической  литературе определению ценностей  посвящено немало работ. Но исследователи так и не пришли к единому общепринятому мнению. Многие социологи не различают понятия «ценности» и «ценностные ориентации», но некоторые ученые, такие как Ч. Моррис, К. Клакхон, разграничивают эти понятия, называя ценности – мотивационной стороной человеческих убеждений, а ценностные ориентации – определенными концепциями.
    М. Рокич, американский социолог, исследователь ценностных предпочтений, определяет ценность как "устойчивое убеждение в том, что определенны способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования".4
    Человеческие  ценности характеризуются следующими основными признаками: 1) общее число  ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; 2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в разной степени; 3) ценности организованы в системы; 4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности; 5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения. Рокич различает два класса ценностей: терминальные и инструментальные. Терминальные ценности он определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности - как убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях.
    Ценностные  ориентации - это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека, от незначимого, несущественного.5 Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения, и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим поведение личности.
    Основное  содержание ценностных ориентаций - политические, философские (мировоззренческие), нравственные убеждения человека, глубокие постоянные привязанности человека, нравственные принципы поведения. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия. Они действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта. Механизм действия и развития ценностных ориентаций связан с необходимостью разрешения противоречий и конфликтов в мотивационной сфере, трансформаций стремлений личности, в наиболее общей форме выраженной в борьбе между долгом и желанием, мотивами нравственного и утилитарного порядка.
    В сущности, ценности всех людей сходны, люди отличаются только шкалой своих  ценностей – тем, какие ценности для них доминируют, а какими можно всегда или в определенной ситуации поступиться.6 Конечно, никому не хочется быть больным, неполноценным, одиноким, нищим, некрасивым, однако для кого-то на первом плане стоит материальное благополучие, жизненный успех, и он готов «пойти по головам» ради достижения своей цели и, например, жениться по расчету, а для кого-то высшая ценность – любовь, и он согласен на «рай в шалаше», но только с любимой.
    Проблема  ценностей состоит в различной  трактовке данного понятия. Каждый индивид имеет свои сугубо личные ценности и ценностные ориентации, но и смысл, который он вкладывает в понятие «ценность» также индивидуален. 

    1.2 Жизненные приоритеты: сущность, структура и факторы формирования. 

    Ценность - понятие, указывающее на культурное, общественное и личностное значение явлений и факторов действительности, вследствие этого система ценностей личности образует внутренний стержень культуры, взаимосвязанный с потребностями и интересами тех или иных социальных общностей, которые в свою очередь, оказывают влияние на социальные интересы и потребности, выступающие важнейшим стимулом социального действия поведения индивида.7 Формируясь в процессе социализации человека, ценности имеют определенную структуру и динамику, образуют систему ценностных ориентаций, детерминирующих процесс познания человеком социального мира, и в то же время осуществляют регуляцию поведения в социальной среде.
    Ценности  находятся в непрестанном движении: одни рождаются, другие отмирают, третьи переходят из одного рода в другой. Но все элементы системы ценностей тесно связаны между собой, обуславливают друг друга, дополняют или противоборствуют. Ценности, прежде чем превратиться в ценностную ориентацию, проходят фильтры сознания и систематизируются. Механизм формирования ценностной ориентации выражен в схеме: «интерес - установка - ценностная ориентация».
    Ценностные  ориентации отграничивают значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Эти  ориентации выступают важным фактором, регулирующим мотивацию личности. Основное их содержание — убеждения человека, его глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы и т. п. 
Именно ценностно-смысловые структуры всего существующего представляют наибольший интерес для социального познания.

    В процессе становления личности молодого человека формируется определенная система ценностных ориентаций с более или менее развитой структурой поведения личности. Система ценностных ориентаций личности, хотя и формируется под влиянием ценностей, господствующих в обществе и непосредственной социальной среде, окружающей личность, не предопределена только ими. Личность не пассивна в процессе формирования своих ориентаций. Ценности, предлагаемые обществом, личность усваивает избирательно. На формирование ценностных ориентаций оказывают влияние не только социальные факторы, но и некоторые характеристики самого индивида, его личностные особенности. Система ценностных ориентаций не является раз и навсегда данной: с изменениями условий жизни, самой личности, появляются новые ценности, а иногда происходит их полная или частичная переоценка. Ценностные ориентации молодежи как самой динамичной части российского общества первыми претерпевают изменения, вызванными различными процессами, происходящими в жизни страны. 

    1.3 Жизнедеятельность  и образ жизни студенческой
    молодежи
    Образ жизни - понятие, применяемое в социальных науках для характеристики условий и особенностей повседневной жизни людей в том или ином обществе. Образ жизни определяется существенными чертами и особенностями определённой общественно-экономической формации. Все существующие в обществе социальные различия — между классами и социальными слоями, между городом и деревней, между людьми умственного и физического труда, между квалифицированными и неквалифицированными работниками — находят своё отражение в их образе жизни. Это даёт основание говорить о различных видах (или подвидах) образа жизни внутри каждого общества, причём некоторые из них могут находиться даже в отношении противоположности друг к другу. Образ жизни охватывает типичный для данного общества, класса, социального слоя условия и формы жизнедеятельности людей.8
    Образ жизни охватывает все существенные сферы деятельности людей: труд, формы его социальной организации, быт, формы использования людьми своего свободного времени, их участие в политической и общественной жизни, формы удовлетворения их материальных и духовных потребностей, вошедшие в повседневную практику нормы и правила поведения. Поэтому на образ жизни влияют не только экономические отношения, но и общественно-политический строй, культура и мировоззрение людей. В свою очередь образ жизни людей оказывает решающее влияние на их образ мыслей.
    Основным  видом студенческого образа жизни  является учебно-познавательная деятельность студента как субъекта образовательного процесса. Студенты - эта категория молодых людей, которые стремятся получить высшее, либо средне-специальное образование, для того чтобы появилась возможность добиться поставленных целей и реализоваться в жизни. Поэтому неслучайно, студент, отвечая на вопрос, в чем состоит ваша повседневная жизнедеятельность, называет учебу.
    Но  для некоторых студентов в  повседневной жизнедеятельности важны  и другие формы деятельности, такие  как подработка, общение с друзьями и отдых. Более подробно об этом будет  написано во второй главе.
    Так же из-за процесса демократизации вузовской жизни студенты начинают проявлять активное участие в общественной жизни. Это становится важнейшим компонентом их образа жизни и позитивного фактора формирования их гражданской позиции. Активизация общественной жизни предоставляет студенту много возможностей поучаствовать в жизни вуза и города, приобрести много новых знакомых (а это очень важно для молодежи), получить первый опыт работы в различных форумах и конференциях.
    Еще одной из особенностей студенческой жизнедеятельности является темп и скорость жизни. Студенты ведут очень активный образ жизни и, как правило, у студентов не всегда на все хватает времени, особенно на отдых. Это обусловлено особенностями физиологического состояния студента. Молодой организм здоровый и требует выплеска эмоций. Поэтому, активно проживая весь день, студент к ночи валиться с ног, но ему надо всего лишь хотя бы два часа сна, и на следующий день уже снова на учебу, а потом на встречу с друзьями и так каждый день. 
 
 
 
 

    Глава 2: Предпочтения повседневной жизнедеятельности  и ценности
    новосибирских студентов
    2.1 Анализ ценностей   новосибирского студенчества
    В рамках целей курсовой работы мною было проведено социологическое исследование. В ходе этого исследования было проведено анкетирование новосибирских студентов. Данная глава будет полностью посвящена анализу полученных результатов.
    Респондентами выступили: 60% девушек и 40% юношей; 18% - первокурсники, 2 курс – 18%, 3 курс – 48% и 4 курс – 16%.
    Для достижения цели исследования были выдвинуты три гипотезы:
    Основными ценностями современных студентов являются терминальные ценности (семья, друзья, здоровье);
    Основным видом повседневной жизнедеятельности студентов является учебная деятельность;
    Главные цели в жизни студентов обусловлены материальными ценностями (материальная независимость) и выражаются в получении образования, организации собственного дела.
    Основные  ценностные ориентации студентов города Новосибирска.
    Так как многие понятия люди воспринимают и понимают по-разному, то студентам был задан вопрос: «Что для Вас является ценностью?», 44% респондентов считают, что ценность это то чем они дорожат, 38% считают ценностью все то, что значимо, для 8 % ценностью является все то, что выражает интересы и 6% сказали что ценность – это представления о должном и прекрасном. Студенты по-разному определяют для себя понятие «ценность». Поэтому категории ценностей будут составлены в общем виде.
    Исследование  показало, что главными жизненными ценностями студентов города Новосибирска являются семья, здоровье и друзья, затем следует материальная независимость, образование и самореализация, замыкает восьмерку ценностей интересная работа и помощь нуждающимся (см. табл. 1). В целом, первые пять ценностей совпадают с данными исследователей, полученных в других регионах страны (см., например, результаты опросов в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге).9 К тому же для 96% опрошенных семья является главной ценностью в жизни. А 84% студентов всегда рассчитывают на своих друзей и знают что они всегда придут на помощь.
    Таблица 1
    Ценностные  ориентации молодежи (среднее  значение по 8ми бальной  шкале)
    Ценность     Среднее значение
    Семья     7, 38
    Друзья     5, 74
    Образование     4, 66
    Материальная  независимость     4, 74
    Здоровье     5, 86
    Возможность самореализации     4, 58
    Интересная  работа     3, 86
    Помощь  нуждающимся     2, 42
 
    Таким образом, гипотеза о том, что основными  ценностями студентов является семья, здоровье и друзья, полностью подтвердилась.
    Так же для студентов очень важны  такие демократические ценности как свобода, справедливость и независимость. (так ответили 72 % опрошенных), к тому же под социальной справедливостью большинство студентов (78%) понимают равенство и гармоничные социальные отношения.
    Роль  религии в сознании молодежи стала  занимать намного меньше места в жизни студента, по сравнению с данными других опросов.10 Всего лишь для 30 % новосибирских студентов религия все еще очень важна, для 54 % религия практически не важна, а 12% респондентов считают себя атеистами.
    Это можно объяснить тем, что современность настолько шагнула далеко вперед в различных технологиях, что молодежь скорее поверит в существование клона человека, чем в Бога. Также, это результат индивидуализации личности, процесса при котором человек надеяться лишь на свои внутренние силы и помощь со стороны, а тем более со стороны каких-либо высших сил, ему вовсе не нужна.
    Люди  всегда на кого-нибудь равняются, психологически человек стремиться к своему «идеалу». Для молодежи такими могут являться так называемые «герои нашего времени». Новосибирским студентам задавался вопрос о том, есть ли у современной молодежи герой. 52% опрошенных студентов считают, что универсального героя нет, у каждого он свой. 48% считают, что таких вообще нет, либо их это не волнует. Это так же обуславливается процессом индивидуализации личности в частности и общества в целом. 6% респондентов считают героями своих родителей и учителей, 4% считают героями молодых людей, добившихся многого в различных сферах жизни, преимущественно своим трудом и 4% считают, что честных людей можно назвать «героями времени». Так же среди все-таки названных «героев» были в основном музыканты, спортсмены и звезды шоу-бизнеса. (по 1-2%). Интересно, что ни одного политика не было названо.
    Главные цели в жизни студентов.
    В иерархии ценностных установок студенты предпоследнее место отдали интересной работе, но, тем не менее, сам труд как ценность для 84% скорее важен, чем нет. К тому же студенты понимают труд не только как способ получения денег и возможность материальной независимости, но и как общечеловеческую ценность, с помощью которой можно и обеспечить в будущем семью, и самореализоваться. Среди возможностей, которые может дать трудовая деятельность или работа, 42% респондентов выделили материальную независимость, а 40% - способ самореализации. Таким образом, можно сделать вывод о том, что студенты разделяются, по крайней мере, на два типа:
    материально-ориентированные студенты, для которых важнее стабильный заработок и деньги;
    личностно-ориентированные студенты, для которых работа – это способ реализации в жизни и самосовершенствования.
    В связи с этим можно предположить, что у каждого из этих типов  будут разные жизненные цели.
    Общая же картина главных жизненных целей выглядит следующим образом:
    Таблица 2
    Иерархия  жизненных целей  студентов.
    Цель  в жизни     Ответы  студентов, в %.
    1. Обеспечить будущее  детей     30
    2. Создать семью     24
    3. Жить в гармонии  с собой и людьми     24
    4. Получить хорошее  образование     16
    5. Организовать свой  бизнес     16
    6. Все перечисленные цели     16
    7. Заработать много  денег     6
 
    Из  таблицы видно, что главные жизненные  цели студентов напрямую связаны  с их главными ценностными ориентациями, то есть с ценностью семьи и  здоровья.
    Таким образом, гипотеза о том, что главные цели в жизни студентов обусловлены материальными ценностями (материальная независимость) и выражаются в получении образования, организации собственного дела, не подтвердилась. Это обуславливается основными категориями ценностей, так как жизненные цели напрямую связаны и зависят от господствующих в обществе или в той или иной группе ценностей и жизненных приоритетов.
    Важным  для общества ценностным показателем  является значимость той или иной профессии. Этот ценностный показатель зависит от профессиональной ориентации студентов и от состояния общества в целом. Для новосибирских студентов наиболее привлекательной профессией являются предприниматель и менеджер (каждый по 16%), в современных условиях это выражает стремление к деньгам и успеху, а профессия менеджера и государственного служащего (12%) – к возможности управлять организацией и обществом; юрист (10%), экономист и инженер (по 8%), врач (6%). Получают популярность такие профессии как журналист, маркетолог, PR-специалист, дизайнер. Такая популярность объясняется влиянием западных норм и образа жизни, а так же такие профессии дают возможность развитию творчества, что является одной из особенностей  молодежи как социальной группы.
    Несмотря  на прошедший кризис в различных  сферах жизнедеятельности общества: экономической, социальной, политической, студенты в будущее смотрят с оптимизмом (34% студентов), а 56% студентов будут в будущем добиваться поставленных целей несмотря ни на что, и лишь 2 % респондентов смирились с тем, что их ничего хорошего не ждет в будущем.
    Можно с точностью говорить о том, что молодежь одна из самых активных и легко адаптируемых групп российского социума.
    Далее будут даны результаты исследования о сущности повседневной жизнедеятельности  студентов. 

    2.2 Процесс формирования  повседневной жизнедеятельности новосибирских студентов
    Повседневная  жизнедеятельность для студента – это, конечно, учебная деятельность. Но лишь для 40% студентов учеба является основным видом деятельности. Так  же для студентов ежедневно важен  отдых и покой, для того, чтобы  восстановить силы. Можно представить в виде таблицы формы жизнедеятельности современного студенчества (см. таблица 3).
    Как видно из таблицы, общение с друзьями для студентов является важным для 20% студентов, это обуславливается  тем что «друзья» – одна из основных ценностей молодежи. К тому же 46% студентов все свое свободное время проводят с друзьями (см. таблица 4).
    Таблица 3
    Формы повседневной жизнедеятельности  студентов, в %.
    Форма жизнедеятельности     Ответы  студентов, в %
    1. Учебная деятельность     78%
    2. Общение (с друзьями и виртуальное)     20%
    3. Отдых     18%
    4. Работа     16%
    5. Хобби     12%
    6. Спорт     10%
    7. Разнообразная деятельность     6%
 
    Таблица 4
    Формы проведения досуга студентами, в %
    Формы досуга     Ответы  респондентов
    1. Слушаю музыку/смотрю фильмы     18
    2. Каждую свободную минуту посвящаю  Интернету     8
    3. Читаю книги, газеты, журналы     8
    4. Занимаюсь учебой, выполняю домашние  задания     6
    5. Занимаюсь спортом     14
    6. Провожу время  с друзьями     46
    7. Провожу время с любимым человеком     4
 
    Большинству студентов (56%) не хватает свободного времени, а у 14% - его вообще нет. Это можно объяснить стилем и темпом жизни. Молодежь самая энергичная и неутомимая социальная группа. И такая жизнь в вечной суете и на огромной скорости нравится молодежи.
    На  образ жизни студентов влияют различные факторы:
    Темп и скорость жизни;
    Форма образа жизни;
    Телевидение, СМИ;
    Трансформационные процессы во всех сферах жизнедеятельности общества (подробнее этот фактор будет описан в третьей главы курсовой работы).
    Студенческий  образ жизни во многом зависит  от того, какой - здоровый или нет - образ  жизни ведут студенты. 58% новосибирских студентов отчасти ведут здоровый образ жизни (скорее всего, сказывается влияние одного вредного фактора - курение или употребление алкогольных напитков). 14% имеют вредные привычки; 16% их не имеет, а 12% опрошенных ответили, что не волнуются за свое здоровье, так как их ничего пока не беспокоит.
    От  того, что многие студенты (56%) не планируют  свой день, эти студенты нуждаются  в долгом отдыхе и сне, так как  день их не структурирован.
    Так же большое влияние на образ повседневной жизнедеятельности студентов влияют СМИ и телевидение. Причем, большинство студентов (90%) считают, что СМИ лишь негативно влияет как на образ жизни, так и на самого студента. В связи с этим студенты считают, что современным СМИ нужен жесткий нравственный контроль.
    Гипотеза  о том, что учеба является основным видом жизнедеятельности студентов, подтвердилась. Но по результатам исследованиям  удалось так же выявить и обосновать ряд факторов, влияющих на образ  жизни современного студента. 

    Глава 3: Трансформация системы ценностей российского студенчества.
    3.1 Основные причины  изменения ценностных  ориентаций молодежи.
    Современный облик России во многом определяет молодое поколение, выросшее в состоянии свободы мысли и дела, плюрализма мнений и интересов, утверждения новых политических и экономических стандартов. Устремления этой наиболее активной части общества качественно иные, нежели у молодежи предшествующей эпохи, поскольку за последние годы произошли не только формационные перестройки внутри страны, но и наметился ряд изменений, носящих всемирный глобальный характер. Очевидно, что от направленности ценностей молодежи, их современных трансформаций напрямую зависят как будущее России, так и характер ее взаимодействия с другими государствами в составе мирового целого.
    К основным причинам, вызвавшим коренные изменения в системе ценностей  современного поколения, можно отнести  следующее:
    1. Разрушение социалистической системы  в России; обесценение экономического, политического, социального, духовного ориентиров развития советской эпохи.
    2. Утверждение свободы, плюрализма, возможности неограниченного самовыражения и саморазвития без давления внешних факторов.
    3. Нестабильность рыночной системы,  жесткая конкуренция, прагматизм «естественный отбор» и монополизация, необходимость рассчитывать на собственную активность и способности.
    4. Информатизация всех сфер жизни  общества, «информационный шок», технократизация мировоззрения, возрастание роли знания, науки в жизни человечества.
    5. Культурная, политическая, этническая глобализация, смешение народов и традиций, цивилизационные конфликты и взаимодействие.
    6. Повышение уровня жизни; возможность разнообразных вариантов получения удовольствия; развитие индустрии развлечений.
    7. Реализация равноправия мужчин и женщин, феминизация, разрушение четких гендерных границ, разрушение института семьи и нарушение ее функций.
    8. Духовный и культурный анархизм, обращение к разнообразным религиозным учениям, появление новых и деструктивных сект и культов;
    9. Высокая динамика развития общества, ускорение жизни, умножение возможностей, рост научного знания, постоянные перемены в социальной, политической, экономической сферах.11
    Перечисленные факторы, конечно, не исчерпывают полностью данную проблему, но все-таки позволяют определить широту масштабов, происходящих изменений в жизни современного человека. Очевидно, что происходящее не могло не вызвать перемен в ценностной сфере, в жизненных ориентирах, определяющих то, к чему будет стремиться человек, формирующийся в данных условиях.  

    3.2 Особенности ценностной картины современной
    молодежи  и ее будущая направленность
    В целом, особенностями современной ценностной картины являются следующие черты:
    1) Повышение роли жизненных, материальных, гедонистических ценностей и, как следствие, снижение статуса духовных, общественных, нравственных, эстетических. Забота о здоровье, безопасности, условиях жизнеобеспечения, стремление к самореализации, самораскрытию становятся для большинства индивидов важнейшими направлениями активности. При этом забота распространяется, главным образом, на собственную жизнь и здоровье (на вопрос «Смогли бы Вы пожертвовать личным успехом и комфортом ради спасения страны?» студенты Новосибирских вузов ответили:
    «Нет, не смог бы, личная безопасность для меня важнее» – 28%
    «Да, смог бы, Родина для меня многое значит» - 16%).
Это способствует развитию индивидуализма и дегуманизации  общества.
    Это же подтверждают и социологические исследования, изучающие «направленность личности» современного поколения молодежи. Так, по данным социологов А.В. Соколова и И.О. Щербакова, респонденты (студенты вузов) разделяются на три группы («модели личности»): «альтруисты» – сознательно ориентирующиеся на благо общества, коллектива, других людей составили 25%, «конформисты» – сознательно или бессознательно следующие нормам, традициям общества, – 20%, «эгоисты» – сознательно ориентирующиеся на удовлетворение собственных желаний, амбиций, личный успех – 55% 12При этом большинство респондентов «заявили о своей аполитичности, о недоверии к политике и политиканству, о разочаровании в демократических идеалах».13
    2) Вторым отличием современной эпохи является общая ценностная нестабильность, неустойчивость личного существования, вызванная кризисными процессами в различных сферах (политической, экономической,
    экологической, социальной, духовной). Социально-политическая и материальная нестабильность своеобразно влияют и на мировоззрение современной молодежи.14
    3) В тоже время современную эпоху отличают и новые позитивные черты, прежде всего, - повышение ценности знания, образования, информации, а также ускорения темпов их прироста (Ценность образования важна для новосибирских студентов, 16% из них считают получение образования главной целью в своей жизни). Знания являются сегодня важным фактором развития личности, повышения качества жизни. Наибольшие перспективы сегодня связываются именно с получением образования. Конечно, получение знания сегодня является, прежде всего, средством для развития карьеры, но оно рассматривается и как неотъемлемый атрибут современного человека, давая возможность каждому приобщиться к достижениям культуры, накопленной человечеством, последним открытиям науки.
    4) Яркой чертой современной эпохи (особенно в мегаполисах) является «космополитизм» - утрата культурной, этнической традиции, открытость новым влияниям. Связано это с происходящими процессами интеграции и глобализации мира и культуры что не могло не повлиять на ценности общества.15
    В тоже время всемирная глобализация порождает ощущение дисгармонии, противостояния развитых и беднейших стран друг другу, формирует не единые общечеловеческие, а национальные.16 Положение России в системе стран мирового сообщества у большинства российской молодежи вызывает разочарование, антипатриотизм, стремление к эмиграции, в целом способствуя космополитическому настрою. Современный житель мегаполиса, как правило, уже не является носителем национального языка, культурных традиций. Новая культура становится эклектичной, космополитической по сути, постмодернистической, неортодоксальной по выражению. В связи с этим, ключевыми ценностными императивами современности должны стать свобода, толерантность, уважение другого – как единственная возможность ненасильственной глобализации экономической, социальной, информационной сфер жизнедеятельности.
    Исследование  природы ценностей позволяет заключить, что их формирование во многом управляемый процесс; вызвать те или иные изменения в мире значимого возможно, и это постоянно происходит благодаря влиянию культуры, религии, философии, СМИ и т.д. Однако роль духовных факторов сегодня существенно ослабла,(см. Таблица 5) экономическая и прагматическая детерминация же обуславливает лишь простейшие ценности, связанные с потреблением материальных благ. Для качественного изменения ситуации необходима система активных действий и мероприятий в сфере образования, в работе СМИ (90 % опрошенных студентов города Новосибирска считают, что СМИ должны подвергнуться жесткому нравственному контролю безоговорочно), реализация политики толерантности, гуманизма, в области культуры, защита прав личности, что является важнейшей задачей государства и специалистов в области обществознания и культуры. Важным фактором работы с молодежью является духовно-нравственное воспитание современного молодого человека. Можно сделать вывод: в русле молодежной политике и духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения нужно сделать огромную работу по преодолению негативных факторов, которые препятствуют нормализованной социализации и процессу воспитания.
    Таблица 5
«Роль религии в жизни  студентов города Новосибирска»*
Варианты  ответов Ответы  респондентов, %
Очень важная роль 30
Религия не слишком важна для меня 32
Практически не важна 22
Я - атеист 12
 
 
 
Заключение
    Данная  курсовая работа была посвящена ценностям и ценностным ориентациям, повседневной жизнедеятельности студентов и эта тема была полностью раскрыта.
    В первой главе давался теоретический  обзор понятий и терминов, связанных  со структурой и сущностью ценностных ориентаций молодежи и факторы, которые  формируют жизненные приоритеты современной молодежи. Так же давалось определение понятия «образ жизни» и рассматривались особенности и характеристики студенческого образа жизни и различных видов жизнедеятельности.
    Во  второй главе был дан анализ проведенного социологического исследования среди  студенческой молодежи вузов города Новосибирска.
    Поставленные  задачи и цель курсовой работы выполнены. По результатам исследования были сделаны  аналитические выводы по каждой из поставленных задач и были проверены  исследовательские гипотезы.
    Сделаем краткие выводы:
    В ходе исследования были выявлены основные группы жизненных ценностей студентов города Новосибирска: семья, здоровье и дружба.
    Главными жизненными целями для новосибирской молодежи стали: обеспечение будущего детям; создание семьи и жизнь в гармонии с собой и другими людьми. Эти цели обусловлены основными ценностными ориентациями.
    Основным видом повседневной жизнедеятельности студентов является учеба, а так же важными видами деятельности явились: общение с друзьями (так же объясняется одной из доминирующих ценностей студентов), отдых (обуславливается скоростью и темпом жизни молодого и активного поколения), работа, хобби, спорт.
    Анализ  результатов исследования показал  интересную особенность современной  молодежи. Такой особенной чертой является процесс индивидуализации личности и его жизни, что проявляется  в отходе от религии и выборе профессии.
    Сегодняшняя молодежь привыкла рассчитывать только на себя и поэтому стремиться добиваться поставленных целей, несмотря на трансформацию всех сфер жизни российского общества. На будущее современное поколение смотрит с оптимизмом, что очень радует. Этот факт лишний раз доказывает, что студенческая молодежь - демографическая группа, которая лучше всех адаптируется к меняющимся условиям и нормам современного социума и может предложить новые, инновационные проекты и модели развития и улучшения структуры существующего общества.
    Но  в тоже время молодежь – самая  уязвимая группа, так как ей легко  навязать чуждые для России нормы, условия  и традиции. Поэтому государству  нужно более внимательнее относится  к проблемам молодежи и более  четко формировать молодежную политику, с учетом интересов и ценностей молодого поколения.
    Современная молодежь прозападна. Для нее характерен либерализм во всем. Современные молодые люди толерантны к религиям, равнодушны к политике, предприимчивы в экономике, независимы в личных отношениях.
    С лабильностью, свойственной любому растущему  организму, дети девяностых впитали  в себя все новое, что появилось в стране. Представляется, что еще никогда (за исключением разве что поколения революционеров начала 20 века) не было такого разделения между отцами и детьми.
    Практически любой человек  в рассматриваемом возрасте от 16 до 25 говорит по-английски, владеет компьютером, ловко пользуется Интернетом. Одних этих способностей уже достаточно, чтобы составить достойную конкуренцию старшему поколению, например, при приеме на работу.
    К тому же поколение девяностых как  ни одно поколение до него образовано. Выросло поколение знания. Однако это еще не золотой век просвещения. Сегодня образование - это пока еще в большей степени ключ к успешной карьере, нежели к саморазвитию.
    Итак, современная молодежь – это новые (модерновые даже) люди с западным мышлением, существующие в российских реалиях. Это люди, в которых мышление индивидуализма конкурирует с духом коллективизма (соборности, так сказать). И, наконец, это люди, которых ничего не объединяет. В этом свете становятся понятны стремления государства насадить хоть какую-нибудь идеологию (православие в школе, концепция духовного воспитания молодежи и т.п.).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы:
    Агеева, А. В. Ценностные ориентации российской молодежи. Ломоносовские чтения. – 2003, том 2;
    Баева, Л. В. Ценностные основания индивидуального бытия: опыт экзистенциальной аксиологии. – М.: Прометей, 2003. – 240 С.
    Васильева, Е. Н. Роль агентов формирования идеологических предпочтений молодежи в современной России//http://wp.aisorgsu.ru/?p=297.
    Вебер, М. Избранные произведения. - М., 1990;
    Вишневский, Ю. Р. Шапко, В. Т.Парадоксальный молодой человек//СОЦИС. – 2006. - №6. – с. 26-36;
    Волков, Ю. Г. Социология: лекции и задачи. – М.: Гардарики, 2003. – 316 с;
    Грядунов, М. В. Социокультурная регуляция морально-нравственных ценностей студенческой молодежи в современной России// stankin.ru › sciense/Grjadunjva2.pdf.
    Гурова, Р. Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации// Педагогика. – 2000. - №10. – С. 32-38;
    Карпухин, О. И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения// СОЦИС. – 2000. - №3. – с. 124-128;
    Косова, Л. Б. Динамика ценностных ориентаций: анализ результатов эмпирического исследования// СОЦИС. – 1994. - №2. – с. 114-118;
    Кузнецов, В.Н. Идеология: Социологический аспект / В.Н. Кузнецов. — М., 2006. — С. 370.
    Леонтьев, Д. А. Ценности и ценностные представления// http://psychology.net.ru/;
    Лисовский, В. Т. Социология молодежи. – СПб.: Издательство СПбГУ, 1996. – 460с;
    Орлова, В. В. Ценностные приоритеты молодежи в Сибирском регионе//СОЦИС. – 2009. - №6. – с. 95-99;
    Петров, А. В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменения// СОЦИС. – 2008. - №2. – с. 83-90;
    Семенов, В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи//СОЦИС. – 2007. - №4. – С. 37-43;
    Соколов, А. В. Щербакова, И. О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества//СОЦИС. – 2003. - №1. – С. 115-123;
    Тоффлер, А. Шок будущего. - М.: ООО Изд. АСТ, 2002;
    Энциклопедия социологии / Сост. Грицанов, А. А. Абушенко, В. Л. Евелькин, Г. М. Соколова, Г. Н. Терещенко, О. В. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение 1
    Программа социологического исследования на тему:
    «Ценностные ориентации и повседневная жизнедеятельность молодежи»
    Стадия 1: Актуальность темы и формулировка проблемы.
    Радикальные политико-экономические преобразования влекут за собой изменения ценностно-нормативной  базы и общества в целом, и отдельных  социальных групп. В первую очередь  это касается молодого поколения. Молодежь, с одной стороны, быстрее адаптируется к новым условиям и соответственно имеет больше шансов на реализацию активной жизненной стратегии и достижение успеха, а с другой - она более подвержена деструктивному влиянию последствий макросоциальных процессов. Сегодняшнюю ситуацию в стране можно определить как промежуточную между старой системой ценностей, которая дает существенные сбои, и новыми ценностями, которые только зарождаются.17 Это время, когда каждому приходится определять для себя смысл и направление своей жизни. Молодежь острее других социально-демографических групп чувствует меняющиеся общественные настроения и больше расположена к политическим новациям. И она же находится в положении объекта и субъекта социализации, посредством которой собственно и становится личностью.
    Ценности  и ценностные предпочтения являются мощным и веским фактором в процессе преобразования и развития общества. Одни ценности могут тормозить это  развитие, другие же являются ускорителями преобразований.18 Молодому поколению предстоит решать возникающие проблемы. От того, каких принципов, норм и ценностей она придерживается, во многом зависит успех или неудача предпринимаемых в стране мер по выходу из кризисных ситуаций. Таким образом, исследовать и анализировать ценности молодежи актуально в наше время.  

    Стадия 2: Определение целей, задач, объекта и  предмета исследования.
    Цель: выяснить основные категории ценностных ориентаций и сущность повседневной жизнедеятельности студентов.
    Объект  исследования: ценности, ценностные приоритеты и основные формы деятельности студентов.
    Предмет исследования: ценностная картина студенческой молодежи города Новосибирска.
    Задачи:
    Выявление основных групп ценностей в сознании студенческой молодежи;
    Определить сущность повседневной жизнедеятельности и образ жизни студентов;
    Выявление главных жизненных целей, которые ставит перед собой студенческая молодежь.
    Гипотезы:
    Основными ценностями современных студентов являются терминальные ценности (семья, друзья, здоровье);
    Основным видом повседневной жизнедеятельности студентов является учебная деятельность;
    Главные цели в жизни студентов обусловлены материальными ценностями (материальная независимость) и выражаются в получении образования, организации собственного дела.
    Стадия 3: Логический анализ основных понятий.
    Ценность - понятие, указывающее на культурное, общественное и личностное значение явлений и факторов действительности, вследствие этого система ценностей личности образует внутренний стержень культуры, взаимосвязанный с потребностями и интересами тех или иных социальных общностей, которые в свою очередь, оказывают влияние на социальные интересы и потребности, выступающие важнейшим стимулом социального действия поведения индивида.19
    Ценностные  ориентации - это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека, от незначимого, несущественного.20
    Образ жизни - понятие, применяемое в социальных науках для характеристики условий и особенностей повседневной жизни людей в том или ином обществе. Образ жизни определяется существенными чертами и особенностями определённой общественно-экономической формации.
    Образ жизни охватывает типичный для данного общества, класса, социального слоя условия и формы жизнедеятельности людей.21
    Стадия 4: Интерпретация  понятий.
    Ценностные  ориентации и повседневная жизнедеятельность  студентов.
Переменные Теорет. Понятия Операц. понятия Понятия - индикаторы Шкала измерения
1. Ценностные ориентации 1.1 Основные  группы ценностей 1.1.1 Терминальные 1.1.1.1. Семья 1.1.1.2. Друзья
1.1.1.3 Образование
1.1.1.4. Здоровье
1.1.1.5. Материальная  независимость
Поряд Поряд 

Поряд 

Поряд 

Поряд
1.1.2 Инструментальные
1.1.2.1 Справедливость 1.1.2.2
Патриотизм
1.1.2.3
Независимость
 
Номин 
Номин 

Номин
2. Факторы,  формирующие образ жизни и повседневную жизнедеятельность студентов 2.1 Объективные 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.2 Субъективные
2.1.1 Влияние  окружения личности 2.1.2 Внутренняя  мотивация 
 
 
 
 
 
 

2.2.1 Общественные институты 
 
 

2.2.2
Трансформация сфер жизнедеятельности общества 

2.2.3
Стиль и темп жизни
2.1.1.1 Семья 2.1.1.2
Друзья
2.1.2.1 Личный  опыт
2.1.2.2 Личностная  картина мира
2.1.2.3 Потребности  и интересы личности.
2.2.1.1
СМИ
2.2.1.2.
Религия
2.2.1.3
Образование
2.2.2.1. Кризис  в социальной сфере
2.2.2.2 Экономический  кризис
2.2.3.1
Урбанизация
2.2.3.2
Влияние Западных норм и ценностей
Поряд. 
Поряд. 

Номин. 

Поряд. 
 

Поряд. 
 
 

Номин. 

Номин. 
 
 

Номин 
 

Номин 
 

Поряд. 

Номин.
 
 
 
    Стадия 5: Определение выборочной совокупности.
    Тип выборки: неслучайная целенаправленная.
    Выборка (N) – студенты вузов города Новосибирска.
    Размер  выборки – 50 человек. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 2
    Анкета  студента.
Уважаемый(ая) студент(ка)! В нашем городе проводится анкетирование студентов с целью изучения их мнения о влиянии спорта на формирование личности. Мы обращаемся к Вам с просьбой принять участие в опросе и ответить на вопросы данной анкеты. Анкетирование проводится анонимно, а результаты будут использоваться только в обобщенном виде. Для нас ценно Ваше личное мнение. В процессе ответа на вопросы необходимо обвести кружком номер правильного ответа. 

Для начала расскажите немного о себе:
    Ваш пол?
    Мужской
    Женский
    Ваш возраст?
__________________(укажите,  пожалуйста)
    На каком курсе Вы учитесь?
      1 курс
      2 курс
      3 курс
      4 курс
      5 курс
    Что для Вас является ценностью?
      Все то, что для меня значимо
      То, чем я дорожу
      Представления о должном, прекрасном и истинном
      То, что выражает мои интересы
      Другое (укажите пожалуйста)_____________________
    Расположите ценности по степени значимости и важности для Вас (1-самая низкая оценка, 8-самая высокая оценка, остальные переменные промежуточные)
      Семья   ______
      Дружба ______
      Образование_____
      Материальная независимость _______
      Здоровье________
      Возможность самореализации______
      Интересная работа______
      Помощь нуждающимся________
 
 
 
 
 
    6. Ведете ли Вы  здоровый образ  жизни?
              1. Да, не имею вредных привычек  и занимаюсь спортом
              2. Отчасти да 
              3. Не особо волнуюсь за свое  здоровье, так как меня ничего  пока не беспокоит
              4. Нет, имею вредные привычки 

    7. Чем Вы предпочитаете  заниматься в свободное  время? Укажите, пожалуйста, один вариант ответа.
              1. Слушаю музыку/ смотрю фильмы
              2. Каждую свободную минуту посвящаю  Интернету
             3. Читаю книги, журналы, газеты
              4. Занимаюсь учебой, выполняю домашние  задания
              5. Занимаюсь спортом
              6. Провожу время с друзьями
              7. Другое (укажите, пожалуйста)________________________
    8. Насколько важной  для Вас является семья в системе жизненных ценностей?
              1. Это главная ценность в моей  жизни
              2. Является для меня важной
              3. Скорее важна, чем нет
              4. Семья для меня не особо  важная ценность
              5. Не рассматриваю семью как  ценность
    9. Является ли для  Вас труд одной  из важных ценностных  ориентаций?
              1. Да
              2. Скорее да, чем нет
              3. Нет
              4. Затрудняюсь ответить
    10. Какие возможности  может дать Вам  работа (трудовая  деятельность)?
              1. Стабильный заработок
              2. Материальная независимость
              3. Способ самореализации
              4. Надежда на обеспеченное будущее
              5. Карьерный рост
              6. Все перечисленные варианты
              7. Другое (укажите, пожалуйста)____________________
      Ценны ли для Вас такие демократические ценности как свобода, справедливость, независимость?
      Очень ценю
      Не очень ценю
      Мне все равно
      Я не сторонник демократии
      Затрудняюсь ответить
 
      Что Вы понимаете под  социальной справедливостью?
      Моральный закон и необходимое законопослушное поведение
      Равенство и гармоничные социальные отношения
      «Правда жизни»
      Другое (укажите пожалуйста)____________
 
    13. Смогли бы Вы пожертвовать личным успехом и комфортом ради спасения страны?
      1. Да, смог  бы, Родина для меня многое значит
      2. Нет, не  смог бы, личная безопасность  для меня важнее
      3. затрудняюсь  ответить
     14. Какую роль играет религия в вашей жизни?
                    1. Очень важную
                    2. Религия не слишком важна  для меня 
                    3. Практически не важна
                    4. Я атеист
                    5. Затрудняюсь ответить
    15. Можете ли Вы  пренебречь порядочностью  ради достижения  личного успеха?
                 1. Лучше не добиться успеха, а  остаться порядочным человеком
                 2. Можно и пренебречь, если это никому не помешает
                 3. «Пойду по головам» ради достижения  успеха
                 4. Затрудняюсь ответить
    16. Актуальна ли в  наше время поговорка  «Не имей сто  рублей, а имей  сто друзей»? Укажите, пожалуйста, один вариант ответа.
                1. Да, так как на друзей всегда  можно положиться
                2. Скорее да, чем нет
                3. Друзья конечно хорошо, но деньги  могут быть важней
                4. Категорически нет, нужно рассчитывать  только на себя
                5. Затрудняюсь ответить
    17. Наиболее привлекательная  профессия для  Вас?
               1. Врач
               2. Менеджер
               3. Предприниматель
               4. Государственный служащий
                5. Инженер
                6. Рабочий
                7. Экономист
                8. Юрист
                9. Другое (укажите, пожалуйста)_____________ 
 
 
 

    18. Есть ли у современной молодежи «герой нашего времени»?      
                 1. Универсального героя нет, у  каждого свой
                 2. Может и есть, меня это не сильно волнует
                 3. Таких нет вообще                                        переходите к    
                                                                                            к заполнению 20
                                                                                            вопроса 

    19. Кого Вы можете  назвать «героем  нашего времени»?
       __________________________________________________ 

ВНИМАНИЕ! ВОПРОСЫ ДЛЯ ВСЕХ! 

    20. Как Вы считаете, нужен ли нравственный контроль современным СМИ?
                 1. Да, нужен
                 2. Скорее да, чем нет
                 3. Нет, не нужен
                 4. затрудняюсь ответить
   21. Хватает ли Вам свободного времени?
                     1. Да, вполне
                     2. Не хватает, хотелось бы больше
                     3. У меня вообще нет свободного  времени
                     4. Затрудняюсь ответить
    Как Вы предпочитаете отдыхать?
      Отдыхаю активно (спорт, танцы, рыбалка, охота, общение с друзьями)
      Спокойный отдых (сон, чтение книг, релаксация)
      Отдыхаю с пользой (занимаюсь музыкой, пением)
      Другое (укажите, пожалуйста)________________________
    В чем состоит Ваша повседневная жизнедеятельность?
______________________________________________________________
 
    Планируете ли Вы свою деятельность на каждый день?
      Все делаю по плану и стараюсь его придерживаться.
      Иногда планирую свои дела, но не всегда их выполняю
      Практически не планирую свой день
      Не планирую свои дела
      Не могу запланировать что-либо, но хочу научиться
 
    Каким Вы видите свое будущее?
      Смотрю с оптимизмом
      Буду добиваться поставленных целей
      Ничего радужного не вижу, придется смириться
      Не думаю про будущее
      Затрудняюсь ответить
    Какова Ваша цель в жизни? (выберите только один вариант ответа)
        Получить хорошее образование
        Создать семью
        Организовать свой бизнес
        Обеспечить будущее детей
        Жить в гармонии с собой и людьми
        Заработать много денег
        Другое (укажите, пожалуйста)________________________________
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Приложение 3
Результаты  исследования, обработанные с помощью программы SPSS 

Вопрос  №1: Пол.


   Frequency Percent Valid Percent Cumulative Percent
Valid мужской 20 40,0 40,0 40,0
  женский
30 60,0 60,0 100,0
  Total
50 100,0 100,0   
 
      Вопрос  №2: Возраст





   Frequency Percent Valid Percent Cumulative Percent
Valid 18 11 22,0 22,0 22,0
  19
15 30,0 30,0 52,0
  20
19 38,0 38,0 90,0
  21
4 8,0 8,0 98,0
  22
1 2,0 2,0 100,0
  Total
50 100,0 100,0   
 
      Вопрос№3: Курс


   Frequency Percent Valid Percent Cumulative Percent
Valid 1 курс 9 18,0 18,0 18,0
  2 курс
9 18,0 18,0 36,0
  3 курс
24 48,0 48,0 84,0
  4 курс
8 16,0 16,0 100,0
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.