На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Маркетинговые исследования конкурентов на примере ОАО «Бурятхлебпром»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     МИНОБРНАУКИ РОССИИ
     Государственное образовательное учреждение
     высшего профессионального образования
     «Восточно-Сибирский  государственный технологический университет»
     (ГОУ  ВПО ВСГТУ)
     Кафедра «Менеджмент, маркетинг и коммерция» 
 
 

     Курсовая  работа
     по  дисциплине: «Основы маркетинга»
     на  тему: «Маркетинговые исследования конкурентов
     на  примере ОАО «Бурятхлебпром». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Улан  – Удэ 2010 
Содержание

      Теоретические аспекты маркетинговых исследований
      Понятие и сущность маркетинговых исследований
      Конкурентные силы на рынке как объект исследования
      Особенности маркетинговых исследований конкурентов
      Анализ конкурентоспособности ОАО «Бурятхлебпром»
      Краткая характеристика деятельности предприятия
      STEP-анализ, SWOT-анализ предприятия
      Анализ основных конкурентов предприятия
      Пути повышения конкурентоспособности предприятия
      Предложения по повышению конкурентоспособности предприятия 

 

     Введение
     Значение  конкуренции для самых глубоких основ функционирования рыночной экономики  огромно. Конкуренция стала неотъемлемой частью рыночной среды и является необходимым условием развития предпринимательской деятельности. С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в РФ, как и во всех развитых странах, стало важной задачей государственного регулирования экономики. Всё это способствовало выделению конкуренции в важный фактор маркетинговой среды фирмы, потребность в исследовании и анализе которого объясняется его существенным влиянием на хозяйственную деятельность любого предприятия, функционирующего на рынке. В связи с этим, проведение исследования конкуренции является неотъемлемой задачей службы маркетинга любого предприятия. Необходимость и важность проведения исследований конкуренции на рынке отмечается не только руководителями отделов маркетинга предприятий, действующих на рынке, но и в научных трудах и теоретических разработках по маркетингу современных исследователей.
     Объектом исследования является ОАО «Бурятхлебпром».
     Предмет исследования – маркетинговые исследования конкурентов ОАО «Бурятхлебпром».
     Целью курсовой работы является рассмотрение основных теоретических аспектов маркетинговых исследований, анализ факторов внутренней и внешней среды предприятия, предложения по повышению конкурентоспособности предприятия.
     Задачи:
    рассмотреть теоретические аспекты маркетинговых исследований
    вывести особенности маркетинговых исследований конкурентов
    провести SWOT-анализ, STEP-анализ предприятия
    проанализировать деятельность основных конкурентов предприятия
    разработать основные пути повышения конкурентоспособности предприятия
 

      1. Теоретические аспекты маркетинговых исследований
        1.1. Понятие и сущность маркетинговых исследований
     Маркетинговые исследования – это систематический поиск, сбор, анализ и представление данных и сведений, относящихся к конкретной рыночной ситуации, с которой пришлось столкнуться предприятию. Маркетинговое исследование можно также определить как систематический сбор, учет и анализ данных по маркетингу и маркетинговым проблемам в целях совершенствования качества процедур, принятия решений и контроля в маркетинговой среде. Имеется целый ряд аналогичных и иных определений маркетинговых исследований.
     Основные  цели маркетингового исследования:
     - Уменьшить неопределенность и минимизировать риск в процессе
     принятия  управленческих решений;
     - Следить за процессом реализации  маркетинговых задач.
     Глобальные  цели маркетингового исследования –  это информационное обеспечение  маркетинга, то есть сбор необходимой  информации и аналитическое обеспечение, заключающееся в использовании математических моделей для анализа данных и получения с их помощью прогнозов и возможности принятия оптимальных решений.
     На  макроуровне маркетинговое исследование должно выявить и смоделировать  закономерности и тенденции развития рынка, дать оценку рыночной ситуации, определить емкость рынка и дать прогноз спроса.
     На  микроуровне даются оценки, осуществляется анализ и прогноз собственных  возможностей фирмы (ее потенциала и  конкурентоспособности), состояния и перспектив развития того сегмента рынка, на котором эта фирма действует.
     Маркетинговые исследования осуществляются либо собственными маркетинговыми службами фирм, либо на коммерческой основе специализированными  маркетинговыми фирмами.
     Задачи  маркетинговых исследований могут быть самыми разнообразными и диктоваться потребностями разработки стратегии маркетинга, формирование ценовой, товарной, коммуникационной, сбытовой политики и другими аспектами управления маркетингом на предприятии. Наиболее типичные решаемые задачи маркетинговых исследований:
     - Изучение характеристик рынка;
     - Замеры потенциальных возможностей  рынка;
     - Анализ распределения долей рынка  между фирмами;
     - Анализ сбыта;
     - Изучение тенденций деловой активности;
     - Изучение товаров конкурентов;
     - Краткосрочное прогнозирование;
     - Изучение реакции на новый  товар и его потенциала;
     - Долгосрочное прогнозирование;
     - Изучение политики цен.
     Проведение  маркетингового исследования целесообразно  в следующих случаях:
     - Недостаточный объем информации  для принятия решения;
     - Наличие внутренних противоречий  относительно стратегии, целей,
     механизмов  их реализации;
     - Ухудшение ситуации (потеря рынка,  замедление товарооборота и т.д.);
     -  Изучение причин неожиданного  успеха;
     -  Формирование новых стратегических  или тактических замыслов.
     Процедуру маркетингового исследования можно  разделить на четыре блока:
     1.       Разработка концепции исследования.
     1.1.          Определение целей исследования  и постановка проблемы.
     1.2.          Формирование рабочей гипотезы.
     2.              Разработка программы исследования.
     2.1.     Определение системы показателей и потребности в информации.
     2.2.          Выбор методов исследования и  рабочего инструментария.
     2.3.          Формирование выборки.
     3.            Процесс получения данных.
     3.1.          Техническая организация сбора  данных.
     3.2.          Сбор данных.
     4.             Процесс обработки и представления данных.
     4.1.          Процесс технической обработки  данных.
     4.2.          Анализ данных.
     4.3.          Разработка выводов и рекомендаций.
     4.4.          Оформление и презентация отчетов.
     5.       Проверка адекватности результатов и выводов.
     Любое исследование начинается с определения  целей.
     Цели  могут быть как стратегическими, так и тактическими, и от их вида зависит глубина предполагаемого исследования. В зависимости от поставленных целей, исследования могут носить описательный характер, могут быть нацелены на выявление причинно-следственных связей (казуальные) или на разработку прогнозов. В результате этого появляется гипотеза. Рабочая гипотеза – это вероятностное предположение относительно сущности и путей решения рассматриваемых явлений. Она позволяет установить рамки и основные направления всей разработки. Рабочая гипотеза должна обеспечивать: достоверность научного предположения; предсказуемость; проверяемость; возможность формализации, т.е. возможность выразить главные предположения не только логически, но и с помощью экономико-математических построений. Программа исследования – это план, которому необходимо следовать для того, чтобы ответить на поставленные в исследовании вопросы, увязывающий временные, материальные и другие ресурсы, выделяемые на проведение исследования. Она устанавливает систему показателей, определяет потребности в информации и предполагаемый набор инструментов для ее получения. Выбор инструментария связан с выбором подходящих методов исследования. Классификация инструментария маркетинговых исследований представлена в таблице.
     Наконец, программа исследований устанавливает  правила формирования выборки. Выбор форм и методов исследования рынка связан с множеством факторов: доступными источниками информации, широтой охвата и т.д. В зависимости от уровня постановки проблемы различаются прикладные и фундаментальные исследования.
         
     Классификационный признак      Виды  исследований
     Уровень постановки проблемы      Прикладные      Фундаментальные
     Этап  изучения проблемы      Поисковые      Описательные Пояснительные
     Источник  информации      Первичные (полевые)      Вторичные (кабинетные)
     Периодичность проведения      Разовые      (специальные)
     Постоянные
     Области использования результатов      Стандартные (синдицированные)
     Степень охвата      Сплошные      Выборочные
     Уровень измерительной «точности»      Качественные      Количественные
 
     Количественные  исследования – это описание проблемы в числовом выражении.
     Здесь подтверждается или опровергается высказанная гипотеза. Данные, как правило, представляются в виде таблиц и графиков.
     Качественные  исследования имеют общую цель –  выявить проблемы и/или объяснить наблюдаемые явления. С их помощью можно определить различные побудительные мотивы действий потребителей, а также на основе каких факторов принимается решение.
     Кабинетные  маркетинговые исследования.
     Целью кабинетных исследований является сбор и обобщение вторичных данных, то есть данных, которые уже существуют и появление которых, может быть, даже изначально не было связано с исследовательскими целями.
     Для целей кабинетных исследований существенно, что документальная информация может принимать три основные формы: первичный и вторичный документ и вторичный источник информации.
          Первичный документ – фиксирует информацию в месте ее возникновения (книги, брошюры, каталог, отчет, журнал и т.п.).
          Вторичный документ – результат анализа первичного документа
     (реферат,  обзор, аннотация и т.п.)
          Вторичные источники информации – результат обобщения вторичных документов.
     
      
             
                Главными полезными свойствами  кабинетных исследований являются:
     - Концентрация рассредоточенной информации;
     - Создание комфортных условий использования информации;
     (реферирование,  многоаспектный поиск: систематический, авторский,     предметный; специальные указатели).
 

              1.2. Конкурентные силы на рынке как объект исследования
     Целью проведения маркетинговых исследований позиции фирмы в конкурентной борьбе и конкурентоспособности  ее отдельных продуктов является сбор и анализ информации, необходимых для выбора конкурентных стратегий. Выбор последних определяется результатами исследований следующих двух кругов проблем. Во-первых, необходимо установить привлекательность данной отрасли в долгосрочной перспективе. Во-вторых, необходимо определить конкурентные позиции фирмы и ее продуктов по сравнению с другими фирмами данной отрасли.
     Зачастую  вопросы определения позиции  в конкурентной борьбе рассматриваются  только с точки зрения решения  второго круга проблем. Хотя, безусловно, прежде всего, требуется определиться вообще с перспективами данного бизнеса, т.е. рассмотреть первый круг проблем.
     Фирма, выступающая на рынке, должна изучить  свое конкурентное окружение, т.е. конкурентные силы, воздействующие на нее, которые характеризуются известной моделью движущих сил конкуренции Майкла Е. Портера. Данная модель базируется на разработанной им концепции конкурентной стратегии.
     Цель  модели Портера - обеспечение оптимального управления портфелем фирмы и  ее финансами, причем в качестве главного фактора рассматриваются конкурентные силы рынка. Модель рентабельности учитывает наличие конкурентной угрозы со стороны потенциальных (новых) конкурентов, в частности импорта более конкурентоспособных товаров. Конкуренты имеются и внутри собственной отрасли, в зависимости от ситуации на рынке конкурирующей силой могут стать поставщики и покупатели. Конкурентную угрозу могут представлять товары-субституты, т.е. заменители.
     На  рис. 1 изображены пять конкурентных сил, определяющих привлекательность отрасли и позиции данной фирмы в конкурентной борьбе в этой отрасли, а именно:
    Появление новых конкурентов
    Угроза замены данного продукта новыми продуктами
    Сила позиции поставщиков
    Сила позиции покупателей
    Конкуренция среди производителей в данной отрасли
 
      Рис. 1
           

     
        
 
 
 
 
 

     При оценке угрозы появления новых конкурентов необходимо руководствоваться понятием «барьер входа в отрасль», высоту которого следует учитывать как организациям, находящимся внутри отрасли (для них чем выше барьер, тем лучше), так и организациям, которые предполагают осуществлять вход в новую отрасль (для них чем он ниже, тем лучше). Высота барьера определяется следующими факторами.
     1. Экономикой масштабов. Обычно организации, впервые появившиеся на рынке, начинают деятельность по сбыту нового продукта в масштабах существенно меньших, нежели его традиционные производители. Поэтому их производственно-сбытовые издержки выше, что обусловливает при примерном равенстве рыночных цен получение ими меньшей прибыли, а может быть, и убытки. Готова ли организация, ради освоения нового бизнеса, пойти на это?
     2. Привычностью марки товара. Потребители  конкретных товаров ориентированы  на приобретение товаров определенных  марок. Новым производителям необходимо свою марку сделать популярной среди новых потребителей. Зачастую это очень сложная задача.
     3. Фиксированными затратами, связанными  с входом в новую отрасль  (следование новым стандартам, требованиям  дизайна и др.)
     4. Затратами на новые основные  фонды, которые во многих случаях требуется создавать для выпуска нового продукта.
     5. Доступом к системе товародвижения.
     Традиционные  производители данной отрасли могут  создать барьеры для новых  производителей на пути их проникновения  в функционирующие сбытовые сети. В этом случае новым товаропроизводителям придется создавать свои каналы сбыта, что требует высоких затрат.
     6. Доступом  отраслевой системе снабжения. В данной области существуют те же барьеры, что и в случае с системой товародвижения.
     7. Отсутствием опыта производства  данного вида продукта, вследствие чего себестоимость продукта в общем случае выше, чем у традиционных производителей данной отрасли.
     8. Возможными ответными действиями  предприятий отрасли, направленными  на защиту своих интересов.  Например, отказ в продаже необходимых патентов, лоббирование в правительстве и местных структурах власти своих интересов, в результате чего традиционные производители могут иметь налоговые и другие льготы, а доступ на рынок новых товаропроизводителей будет затруднен.
     Что касается угрозы замены данного продукта новыми продуктами, то имеется в виду производство новых продуктов, удовлетворяющих ту же потребность, но созданных на основе совершенно новых принципов. При оценке угрозы замены необходимо учитывать характеристики и цену продукта-заменителя по отношению к традиционным продуктам, цену переключения на использование нового продукта, которая может быть достаточно высокой из-за необходимости потребителям продукта-заменителя менять оборудование, переучивать кадры и др. кроме того, необходимо принимать в расчет, предрасположен ли потребитель к замене традиционно покупаемых продуктов.
     Сила  позиции поставщиков. Она во многом определяется типом рынка, на котором действуют поставщики и предприятия отрасли.
     Если  это рынок поставщиков, когда они диктуют свои условия предприятиям отрасли, то последние находятся в менее выигрышной позиции по сравнению со случаем, когда они доминируют (рынок потребителей). Сила позиции поставщиков определяется следующими факторами.
               1. разнообразием и высоким качеством поставляемых продуктов и предоставляемых услуг.
               2. наличием возможности смены поставщиков
               3. величиной затрат переключения потребителей на продукцию других поставщиков, обусловленных необходимостью использовать новую технологию и оборудование, решать организационные и др. вопросы.
               4. величиной объемов продукции, закупаемой у поставщиков. Большие объемы закупки сырья, материалов, комплектующих, всего необходимого для ведения производства делают поставщиков более зависимыми от предприятий, осуществляющих масштабные закупки.
     Сила  позиции покупателей. Она, как и в предыдущем случае, во многом определяется типом рынка, на котором действуют предприятия отрасли и покупатели их продукции. Имеются ввиду, рынки производителя и покупателя. Сила позиции покупателей определяется в первую очередь следующими факторами: 

    Возможностью  переключиться на использование  других продуктов.
    Затратами, связанными с этим переключением.
    Объемом закупаемых продуктов.
     Рассмотренные выше четыре группы факторов определяют привлекательность отрасли и целесообразность вести в ней бизнес.
     Поскольку эти факторы влияют на цены, издержки, инвестиции, то они определяют уровень  прибыльности организаций данной отрасли.
     Исследования, проведенные в указанных направлениях, дадут фирме возможность определить конкурентный «климат», интенсивность соперничества и тип конкурентного преимущества, которым владеет каждый из конкурентов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Особенности маркетинговых исследований конкурентов
     Для каждого рынка товара должны быть идентифицированы наиболее опасные (приоритетные) конкуренты.
     Первый  шаг в определении приоритетных конкурентов обычно осуществляется исходя их определенных концепций. Так, в зависимости от своей роли в конкурентной борьбе все организации могут быть разделены на четыре группы: рыночный лидер, претендент, последователь и организация, нашедшая рыночную нишу.
     Рыночный  лидер – организация с наибольшей рыночной долей в отрасли. Такие организации обычно бывают также лидерами в области ценовой политики, разработки новых продуктов, использования разнообразных распределительных систем, оптимизации затрат на маркетинг. Для того, чтобы остаться рыночным лидером, организация должна действовать на трех фронтах. Во-первых, она старается расширить рынок или путем привлечения новых покупателей, или путем нахождения новых сфер применения выпускаемым продуктам, или путем увеличения частоты применения выпускаемых продуктов. Во-вторых, постоянно предохранять свой бизнес от посягательств конкурентов, для чего используются оборонительные стратегии. В-третьих, стремиться увеличить свою рыночную долю, хотя это автоматически не приводит к увеличению величины прибыли, так как цена такого расширения может быть чрезмерно высокой. Иногда явно выраженного лидера в отрасли не существует, и в качестве лидера рассматривается несколько организаций.
     Рыночный  претендент – организация в отрасли, которая борется за увеличение своей рыночной доли, за вхождение в число лидеров. Для того, чтобы бороться, организация должна обладать определенными преимуществами над рыночным лидером (предлагать лучший продукт, продавать продукт по более низкой цене и т.д.). В зависимости от прочности позиции на рынке рыночного лидера и своих возможностей рыночный претендент может достигать своих целей, используя различные атаковые стратегии.
     Рыночный  последователь – организация в отрасли, которая проводит политику следования за отраслевыми лидерами, предпочитает сохранить свою рыночную долю, не принимая рискованных решений. Однако это не говорит о том, что рыночный последователь должен проводить пассивную политику. Он может выбирать и стратегию расширения своей деятельности, но такую, которая не вызывает активного противодействия со стороны конкурентов.
     Организации, действующие в  рыночной нише, обслуживают маленькие рыночные сегменты, которые другие организации-конкуренты или не заметили, или не приняли в расчет. Рыночная ниша – это, по сути дела, сегмент в сегменте. Рыночные ниши могут быть достаточно прибыльными за счет высокого уровня удовлетворения специфических потребностей ограниченного круга клиентов по повышенным ценам. Чтобы снизить риск от деятельности в одной нише, стараются найти несколько ниш. Желательно, чтобы рыночная ниша обладала потенциалом роста, не вызывала интереса у сильных конкурентов и чтобы у организации была сильная поддержка со стороны ее клиентов.
     В том случае, когда в отрасли  существует много организаций-конкурентов, отслеживание деятельности всех этих организаций может представлять достаточно трудоемкую, а зачастую и ненужную задачу. Поэтому возникает задача сужения круга исследуемых конкурентов или, говоря другими словами, выявления приоритетных конкурентов. Исходя из вышеизложенного, приоритетными конкурентами для лидера являются другие лидеры и некоторые претенденты, для претендентов – другие претенденты и некоторые лидеры. Очевидно, что лидер и претенденты, с одной стороны, и компании, нашедшие нишу, с другой стороны, находятся в разных «весовых категориях» и их интересы серьезно на рынке не пересекаются.
     Другая  концепция выделения приоритетных конкурентов основана на разделении выпускаемых продуктов на продукты данной группы и на продукты-заменители. Исходя из концепции, характеризующей различные типы напитков, например, компания «Пепси» классифицирует своих конкурентов по направлениям их деятельности на следующие группы:
    Другие производители напитков «кола».
    Производители недиетических прохладительных напитков.
    Производители всех безалкогольных фруктовых напитков.
    Производители безалкогольных напитков.
    Производители всех безалкогольных напитков, кроме воды.
     Всех  конкурентов в зависимости от их опасности далее делят на две  группы. К первой группе для «Пепси»  относятся другие производители  «Колы». Ко второй – производители  всех других вышеупомянутых напитков.
     Далее для уточнения списка приоритетных конкурентов могут проводиться специальные маркетинговые исследования. Так, для выделения продуктов-конкурентов проводятся опросы потребителей, которых спрашивают, когда они в последний раз купили «Пепси» и какие другие альтернативные напитки они могут указать. Или, например, задается вопрос: «Что вы купите, если «Пепси» отсутствует в продаже?» Подобную информацию могут дать также розничные торговцы.
     В данном направлении проводят и более  глубокие исследования, используя потребительские панели. На основе дневников членов панели помимо изучения общих вопросов потребления тех или иных напитков определяют ситуации их потребления (утром, днем, вечером, каждодневное потребление, на приемах или вечеринках т.п.). Затем все напитки группируются по ситуациям их применения. Данная информация также используется при определении приоритетных конкурентов.
     Выявив  главных конкурентов, далее обычно ищут ответ на вопросы: «Что они ищут на конкретном рынке? Что определяет их поведение?» Иными словами, речь идет о целях рыночной деятельности конкурентов (получение высокой прибыли, увеличение показателя рыночной деятельности, обеспечение технологического лидерства или лидерства в сфере послепродажного сервиса и т.п.).
     Дальнейшая  конкретизация группы приоритетных конкурентов продолжается по критерию сходства используемых им рыночных стратегий. Допустим, качество – цена, ассортимент – цена, качество – ассортимент, имидж – цена и др. Обычно в отрасли можно выделить конкурентов, принадлежащих к одной стратегической группе, т.е. придерживающихся одинаковых или схожих стратегий. Очевидно, что сильнее конкурируют компании, выпускающие сходные по качеству продукты, реализуемые по близким ценам. Сказанное не означает, что различные стратегические группы не конкурируют друг с другом.
     Исследования  для выделенной группы приоритетных конкурентов можно рекомендовать  проводить в следующих направлениях:
    Исследование конкурентоспособности продуктов.
    Исследование конкурентоспособности (сравнительной эффективности) маркетинговой деятельности.
    Изучение конкурентоспособности предприятия в целом.
     Очевидно, что эти три направления не являются изолированными. Каждое последующее  направление в качестве составной  части включает предыдущее исследование. Так, изучение конкурентоспособности продукта является составной частью исследования конкурентоспособности маркетинговой деятельности, а последнее входит составной частью в изучение конкурентоспособности предприятия в целом. 

 

      2. Анализ конкурентоспособности ОАО «Бурятхлебпром»
     2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия. Основные технико–экономические показатели  

     Организационно-правовая форма предприятия: открытое акционерное  общество. Общее количество акционеров 228.
     Открытое  акционерное общество "Бурятхлебпром" - ведущий производитель хлеба в Бурятии. Войдя на рынок республики как небольшой производственный экспериментальный цех,  предприятие сумело не только в десять раз увеличить объем выпускаемой продукции, но и значительно расширить ассортимент.
     Основной  профиль деятельности – производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, производство пива.
     Сегодня ОАО "Бурятхлебпром" производит 25 видов хлеба и 35 сортов булочных изделий. Ежедневно из цехов завода выходит более 40 тонн продукции - около половины всего потребляемого жителями города Улан-Удэ хлеба. Безупречное качество, отмеченное дипломами многих солидных выставок, и применение оригинальных рецептур выпечки хлеба выгодно выделяют ОАО "Бурятхлебпром" среди предприятий хлебной промышленности республики.   
      Для реализации продукции собственного производства организована рознично-торговая деятельность для продажи хлеба и хлебобулочных изделий с 28-ю киосками и 7-ю магазинами, в том числе тремя собственными, в которых реализуется до 30% вырабатываемой продукции.
      Общественное  питание с тремя барами для  продажи пива, в которых реализовано 72,4% вырабатываемого пива.
     Хлебобулочные изделия акционерного общества реализуются  как в городе Улан-Удэ, так и  в сельских районах республики Селенгинском, Кабанском, Заиграевском. Их доставкой занимается специализированный фирменный транспорт "Бурятхлебпрома". Изделия подвозятся до трех раз в сутки в торговые точки, поэтому покупатель всегда имеет возможность приобрести свежий, только что вышедший из печи хлеб.  
          У жителей республики продукция ОАО "Бурятхлебпром" пользуется заслуженной популярностью, так как на предприятии все - от пекаря до руководителя думают прежде всего о покупателе, предлагая исключительно качественные и разнообразные хлебобулочные изделия.  
      Организация заботится о здоровье и отдыхе своих сотрудников. Акционерное общество имеет свою базу Котокель, что вблизи Байкала. По желанию каждому работнику "Бурятхлебпрома" предоставляются путевки на базу отдыха, где они вдоволь могут насладиться царственной природой, кристальным воздухом, прекрасной кухней, удобствами проживания в коттеджах.

     "Бурятхлебпром" - стабильно работающее, рентабельное  предприятие, по праву являющееся  лидером в своей области. 
     В таблице 2.1.1. представлены основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «Бурятхлебпром». 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Основные  технико-экономические показатели деятельности предприятия
    Ед. изм. 2007г. 2008г. 2009г. Отклонения 2009г. к 2008г. Отклонения 2008г. к 2007г.
   абс. отн., в % абс. отн., в %
1.Товарная продукция Тыс. руб. 60908 61409 63372 501 100,8 1963 103,2
2.Реализованная  продукция Тыс. руб. 60900 61405 63370 505 100,8 1965 103,2
3.Стоимость  основных фондов Тыс. руб. 66872 67400 68370 528 100,8 970 101,4
4.Фондоотдача  основных фондов Руб.  / руб. 0,910 0,911 0,926 0,001 101,1 0,015 101,6
5.Среднесписочная  численность в т.ч. работающих  рабочих Чел. 581 575 570 -6 98 -5 99
6.Среднегодовая  выработка в т.ч. на одного  работающего на одного рабочего Руб. 104833 106798 111178 1965 101,9 4380 104,1
7.Фонд  оплаты труда в т.ч. работающих  рабочего Тыс. руб. 3363 3398 3426 35 101,04 28 100,8
8.Среднегодовой  уровень оплаты труда в т.ч.  на одного работающего на одного  рабочего Руб. 5788 5909 6010 121 102,1 101 101,7
9.Себестоимость  продукции (работ, услуг) Тыс. Руб. 265247 266165 266950 918 100,35 785 100,29
10.Затраты  на 1 рубль продукции (работ, услуг) Руб.  / руб. 0,230 0,231 0,237 0,001 100,4 0,006 102,6
11.Прибыль  от реализации продукции Тыс. руб. 59 600 60 947 63 080 1347 102,3 2133 103,5
12.Балансовая  прибыль Тыс. руб. 61 103 62 434 63 288 1 331 1102 1 854 1103
13.Рентабельность  продукции % 22,5 22,9 23,6 0,4 - 0,7 -
 
     Сравнение приведенных данных в таблице 2.1.1. показывает, что объем товарной продукции с 2007 по 2008 гг. и с 2008 по 2009 гг. увеличился на 501 тыс. руб. и 1963 тыс. руб., соответственно. Явный рост товарной продукции объясняется тем, что ОАО «Бурятхлебпром» увеличило объем выпускаемой продукции по булочным изделиям – 111,2%, по сухарям сдобным – 172,3%, по кондитерским изделиям – в 4,1 р., т.к. данные изделия пользуются повышенным спросом у потребителей. Предприятие увеличило не только объем выпуска по хлебу, хлебобулочным и кондитерским изделиям, но и значительно расширило его ассортимент: за 2009 год освоено 14 новых видов продукции, в том числе булочных 5 наименований.
     Большим спросом у покупателей пользуются ржаные сорта, такие как хлеб «Украинский», который в общем объеме хлеба  составил 38,5%, хлеб «Пикантный», хлеб «Богатырь».
     Хлебобулочная продукция является основной составляющей потребительской корзины каждого человека, поэтому она наиболее потребляема. И так как этот продукт достаточно скоропортящийся, он не хранится на полках долгое время. Поэтому при увеличении объема товарной продукции хлебобулочных изделий соответственно повысился и объем реализованной продукции на 100,8% к 2008г. и на 103,2% к 2009г. Но товарная продукция не была реализована сразу, т.к. некоторые виды хлебобулочных изделий, такие как пряники, сушки, имеют более длительный срок хранения, нежели срок хранения хлеба, булочек, кексов и т.п. Поэтому их покупают не сразу, а в течение определенного времени.
     Себестоимость увеличилась на 0,35% и 0,29% в 2007-2008 гг. и 2008-2009 гг. соответственно. Небольшое, но все же увеличение себестоимости продукции произошло за счет внедрения новых автоматизированных оборудований, которые стоят намного дороже механизированных, но производят больше продукции, ремонта действующих машин и оборудований, увеличения объема продукции, увеличения заработной платы работников, а также за счет удорожания сырья и материалов.
     Затраты на 1 руб. продукции к 2008 г. повысились на 0,001 руб. (0,4%) и к 2009 г. - на 0,006 руб. (2,6%).  Эти затраты тесно связаны с себестоимостью продукции, у которой также наблюдалась тенденция к повышению. Поэтому причины повышения затрат на 1 рубль продукции такие же, как и причины повышения себестоимости продукции.
     Прибыль от реализации продукции повысилась на 2,3% к 2008 г., на 3,5% к 2009 г. за счет увеличения объемов реализации булочных изделий, сухарей сдобных, кондитерских изделий, а также ржаных сортов хлеба, таких как хлеб «Украинский», хлеб «Пикантный», хлеб «Богатырь», которые пользуются спросом у потребителей. А также за счет расширения ассортимента хлебобулочных изделий.
     Так как прибыль от реализации хлебобулочной продукции является важной составляющей балансовой прибыли, то последняя также имеет тенденцию к повышению: на 2%  к 2008 г. и на 3% к 2009г.
     Эффективность производства характеризует уровень  рентабельности. На данном предприятии в 2007 г. наблюдался положительный уровень рентабельности – 22,5%. В 2008 г.– на 0,4% увеличился показатель рентабельности, в 2009 г. – на 0,7%. Увеличение этого показателя произошло за счет возрастания прибыли от реализации в 2008 г. на 2,3%, в 2009 г. – на 3,5%.  

 

      2.2. SWOT-, STEP-анализ ОАО «Бурятхлебпром»
     Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.
     SWOT-анализ - это определение сильных и  слабых сторон предприятия, а  также возможностей и угроз,  исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
     - Сильные стороны (Strengths) - преимущества организации;
     - Слабости (Weaknesses) - недостатки организации;
     -Возможности (Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
     - Угрозы (Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.
     Это исключительно универсальный метод, который может использоваться для  анализа деятельности конкретных подразделений. В ряде случаев его можно использовать для оценки сильных, слабых сторон, возможностей и угроз в кадровой работе, при принятии управленческих решений. Кроме того, применение технологии SWOT-анализа маркетинговой службой при оценке основных конкурентов, создает прекрасные предпосылки для разработки тактики конкурентной борьбы и обеспечения конкурентных преимуществ. При этом исключительно важна максимальная степень детализации каждого из квадрантов SWOT-анализа.
     Руководителю  любого уровня в организации методика SWOT-анализа прекрасное подспорье в практической деятельности, позволяющее систематизировать проблемные ситуации, лучше осознать структуру ресурсов, на которые следует опираться в совершенствовании деятельности и развитии организации.
     Применение SWOT-анализа позволяет систематизировать всю имеющуюся информацию и, видя ясную картину «поля боя», принимать взвешенные решения, касающиеся развития бизнеса.
     SWOT-анализ  помогает ответить на следующие  вопросы: 
     - использует ли компания внутренние  сильные стороны или отличительные  преимущества в своей стратегии?  Если компания не имеет отличительных преимуществ, то какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?
     - являются ли слабости компании  ее уязвимыми местами в конкуренции  и/или они не дают возможности  использовать определенные благоприятные  обстоятельства? Какие слабости  требуют корректировки, исходя  из стратегических соображений?
     - какие благоприятные возможности дают компании реальные шансы на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам?
     - какие угрозы должны наиболее  беспокоить менеджера и какие  стратегические действия он должен  предпринять для хорошей защиты?
     Итак, после проведения SWOT-анализа предприятие будет более четко представлять себе свои преимущества и недостатки, а также ситуацию на рынке. Это позволит ему выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы, попутно пользуясь предоставленными рынком возможностями.
     Результаты  анализа и принятые на его основании  решения должны фиксироваться и  накапливаться, т.к. накопленный структурированный  опыт («база знаний») является основой  управленческой стоимости любого предприятия.
     Правильно и вовремя принятые стратегические решения играют сегодня ключевую роль в успешной деятельности организации. В конечном счете именно они оказывают  решающее влияние на конкурентоспособность  продукции и предприятия в  целом.  
 
 
 

     SWOT-таблица
     Сильные стороны      Слабые  стороны
     1. Учитывая культуру РБ, можно сказать, что хлеб является незаменимым и обязательным продуктом для потребителей      1. Низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии предприятия
     2. Высокое качество выпускаемых товаров      2. Почти 1/3 всего оборудования является устаревшей      
     3. Довольно устойчивое финансовое положение
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.