На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Основные направления государственной финансово-кредитной политики

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 25.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ЗАДАНИЯ 

     Задание № 1
     Изучить основные направления государственной  финансово-кредитной политики и  определить задачи, которые выполняются  каждым из них в целях обеспечения  экономической безопасности. 

     Задание № 2
     Проанализировать  основные направления антиинфляционной политики и роль банковской сферы в процессе регулирования денежного оборота в стране. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание 

1 Сущность и основные направления  финансово-кредитной политики государства………………………………………………………….………….  
4
2 Приоритеты антиинфляционной политики……………………………….. 8
  2.1 Оценка факторов  формирования инфляции в России……………… 8
  2.2 Оценка влияния  монетарных и немонетарных факторов  на величину инфляции……………………………………………………….  
13
  2.3 Комплекс  мер по снижению темпов инфляции  и повышению курса национальной валюты…………………………………………..…  
19
  2.4 Роль банковской  сектора экономики и фондового  рынка в процессе регулирования  денежно–кредитной сферы………………..…  
22
Список  литературы………………………………………………………….... 32
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     1 Сущность и основные направления финансово-кредитной политики государства 

       Финансово-кредитная  политика представляет собой совокупность форм, методов и инструментов регулирующего  воздействия на социально-экономические  процессы, связанные с реальным денежным оборотом. [4,67].
       Существуют  следующие направления финансово-кредитной  политики:
    налоговая;
    бюджетная;
    денежно-кредитная;
    социальная;
    инвестиционная;
    в области международных финансов.
       Налоговая политика направлена на создание приемлемых как для государства, так и  для участников рынка и физических лиц условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального и других секторов экономики и рост доходов населения. Основные задачи налоговой политики:
    оптимизация налоговой базы и снижение уровня неплатежей;
    ликвидация необоснованных налоговых и таможенных льгот;
    укрепление налогового администрирования;
    реструктуризация задолженности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.
       Сбалансированность  бюджетов и выполнение всех бюджетных  обязательств является первостепенной задачей бюджетной политики. Наиболее актуальные задачи в этой области:
    рационализация государственных расходов;
    централизация всех средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;
    оптимизация государственного долга;
    развитие бюджетного федерализма.
       Важнейшими  задачами денежно-кредитной политики являются:
    ориентация кредитных ресурсов на развитие реального сектора экономики;
    рекапитализация (наращивание уставного капитала) кредитных организаций;
    стимулирование организованных сбережений населения;
    реструктуризация банковской системы в целях создания конкурентоспособных кредитных организаций;
    регулирование курса рубля к иностранным валютам на основе паритета покупательной способности с целью стимулирования экспорта и импорта высокотехнологичной продукции;
    пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу в целях роста внутреннего инвестиционного потенциала;
    регулирование процентных ставок для расширения спроса на кредит и сокращения доли спекулятивных операций банков;
    расширение денежного предложения в целях ликвидации не денежных форм расчетов и роста оборотного капитала. [4, 17]
       Большую роль в реализации государственной  финансово-кредитной политики играют институциональные преобразования, которые проводятся в процессе решения основных задач государства в области управления. К этим преобразованиям, в частности, относятся капитализация просроченной налоговой задолженности предприятий в акции и их последующая продажа государством; передача в доверительное управление пакетов акций, принадлежащих государству; инвентаризация федеральной недвижимости и создание полного реестра федеральной собственности; вовлечение в оборот объектов незавершенного строительства; разграничение полномочий между федеральными и региональными органами исполнительной власти по регулированию деятельности естественных монополий; усиление государственного регулирования в сферах управления приватизационными проектами, инвестиционными программами, финансовыми потоками, процедурой банкротства, погашением задолженности перед федеральным бюджетом субъектов естественных монополий и их контролю.
       В осуществлении институциональных  реформ важную роль играет формирование организованного рынка корпоративных  ценных бумаг, что должно обеспечить межотраслевое перераспределение инвестиционных ресурсов, стимулировать приток национальных и зарубежных инвестиций в реальный сектор экономики, создать необходимые условия для накоплений и трансформации сбережений в инвестиции, повысить устойчивость финансовых рынков.
       К задачам социальной политики относятся:
    увязка финансовой помощи (трансфертов) субъектам РФ на выравнивание бюджетной обеспеченности с выполнением ими обязательств по финансированию бюджетной сферы за счет собственных доходов;
    разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения;
    реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование распределительно-накопительной пенсионной системы с устойчивым финансированием;
    упорядочение системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения на адресной основе;
    регулирование вынужденной миграции.
       Важным  направлением финансово-кредитной  политики является инвестиционная политика, имеющая следующие цели:
    повышение роли капитальных расходов бюджета для финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;
    создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;
    развитие ипотечного кредитования;
    привлечение прямых национальных и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.
       Политика  в области международных финансов имеет следующую направленность:
    продолжение интеграции России в мировую финансовую систему;
    создание условий для признания России страной с рыночной экономикой;
    вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО), Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и другие международные объединения;
    урегулирование внешней задолженности России;
    укрепление позиций России в международных финансовых организациях;
    повышение устойчивости курса рубля по отношению к иностранным валютам;
    расширение финансового сотрудничества со странами Центральной и Юго-Восточной Азии, в том числе в рамках АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество);
    полномасштабное участие России в группе восьми ведущих стран мира.
 
 
 

        2 Приоритеты антиинфляционной  политики 

       2.1 Оценка факторов формирования  инфляции в России 

       Факторы, провоцирующие инфляцию в России, отличаются разнообразием, и до сих  пор являются предметом острых дискуссий в научных и правительственных кругах. Силу каждого из факторов российской инфляции нельзя недооценивать, а потому мы считаем методологически оправданным последовательное рассмотрение всей совокупности инфляционных факторов в России.
       Прежде  всего, необходимо выделить группу причин монетарного характера. Речь идет о  наличии в России серьезнейших диспропорций в монетарной сфере, которые, по нашему мнению, являются катализатором роста  цен в отечественной экономике. Среди них: жесткая монетарная политика Банка России; отсутствие у банков достаточного для инвестиционного кредитования объема долгосрочных ресурсов; дороговизна банковского кредита для большинства российских предприятий; неразвитость финансового рынка.
       Так, в целях достижения целевых ориентиров по инфляции Банк России сжимает ликвидность банковской системы, выкачивает из нее общественные инвестиционные ресурсы, что в еще большей степени подстегивает рост цен. Из-за отсутствия долгосрочных ресурсов в банковской системе и их дороговизны для большинства субъектов хозяйствования на протяжении последних 5 лет происходит неуклонное сокращение уровня инвестиций в основной капитал российской экономики. Нарастает степень износа основных производственных фондов отечественной промышленности, и как раз вследствие этого из-за инфляции издержек растут цены.
       В официальных документах Банком России не раз отмечалась проблема неразвитости финансового рынка РФ [3, 257]. По нашему мнению, неразвитость финансового рынка  является прямым следствием ограничительной монетарной политики ЦБ РФ. Ведь именно сжатие финансового рынка из-за денежного обескровливания экономики, способствует сокращению лагов между шоками денежного предложения и реакцией цен [5, 390], провоцируя инфляцию.
       Необходимо  отметить и группу факторов немонетарного свойства, оказывающих влияние на рост цен в российской экономике.
       Во-первых, существенное влияние на рост цен  оказывает ежегодное, экономически необоснованное повышение цен и  тарифов на энергоресурсы со стороны  естественных монополий, а также рост цен на услуги жилищно-коммунальной сферы. В 2006 г. цены на добычу топливно-энергетических полезных ископаемых возросли на 35,3% (в 2005 г. - на 69,7%), опередив в 2,6 раза темп роста цен по промышленности в целом, и в 4,3 раза - цены производителей продукции обрабатывающих производств. Среди обрабатывающих производств в 2006 г. наиболее высокий прирост цен наблюдался в производстве нефтепродуктов - 26,7% (в 2004 г. - 50,6%). По итогам 2005 г. электроэнергия подорожала на 11,5% (в 2004 г. - на 12,5%). Удорожание продукции добывающих и перерабатывающих топливно-энергетическое сырье производств на протяжении ряда лет является главным фактором увеличения удельных затрат на производство продукции обрабатывающих производств, а значит – причиной инфляции издержек в экономике России.
       Во-вторых, сильное инфляционное давление на экономику  оказывает спекулятивный характер рынка российской недвижимости. В  пределах этого рынка прирост  денежной массы используется для  покупки жилья таким образом, что цены на последнее взлетают вверх.
       В-третьих, финансовый рынок в России непосредственно  связан с рынком цен сырьевых товаров  и индексом сырьевых цен, что не может  не вести к росту общего уровня цен в условиях высокой конъюнктуры  рынка энергоносителей.
       В-четвертых, обращает на себя внимание сильный  по влиянию на цены фактор инфляционных ожиданий. Сами по себе высокие инфляционные ожидания в отсутствие иных причин для повышения цен в экономике  могут предопределить негативную динамику различных ценовых индексов. В России эти ожидания имеют очень большую инерцию, их трудно изменить в пределах одного-двух лет. Причинами пессимистических прогнозов цен являются недостаток экономической информации для широких слоев населения и предпринимателей, а также отсутствие транспарентности предпринимаемых монетарными властями мер борьбы с инфляцией.
       Пятым немонетарным фактором инфляции в России является рост мировых цен на углеводородное сырье, вызванный обесценением стоимости  денег в мировом экономическом  пространстве вследствие экспансионистской денежно-кредитной политики ФРС США, ЕЦБ и Банка Японии. Внутренние российские цены на энергоносители ориентированы на мировые (что, на наш взгляд, неправомерно). В связи с этим коэффициенты полных затрат продуктов нефтегазовой отрасли, используемых в других отраслях, неуклонно растут с 1998 г., поднимая значение индексов цен и пробуждая к жизни инфляцию издержек [4, 137].
       Шестым  фактором роста цен в нашей  стране является высокая долларизация ее экономики. Долларизация приводит к тому, что представление хозяйствующих субъектов о стоимости национальных денег формируется под воздействием динамики валютного курса, что в значительной степени влияет на инфляционные ожидания и цены. Механизм влияния валютного курса рубля на инфляцию можно представить в виде двух эффектов. Первый представляет собой механизм прямого воздействия на цены импортных товаров. При этом, чем ниже номинальный курс рубля по отношению к доллару США, тем дороже импортные товары. Второй эффект связан с динамикой экспорта: в результате ослабления номинального курса рубля к доллару США экспорт увеличивается, вследствие этого растет сальдо счета текущих операций платежного баланса и валютные резервы РФ, в результате ускоряется темп роста денежной массы и повышаются цены.
       Также имеет место и инфляционное воздействие  номинального укрепления рубля, суть которого состоит в том, что хозяйствующие  субъекты, ожидая падения курса доллара  по отношению к рублю, начинают активно  сбрасывать находящуюся у них  американскую валюту, основным покупателем которой в настоящее время является Банк России. Последний, не желая укреплять курс рубля ранее намеченного срока, скупает ее, увеличивая денежное предложение, влекущее за собой повышение цен в среднесрочном и долгосрочном периодах.
       Валютная политика центрального банка, таким образом, связана с необходимостью нахождения оптимального соотношения между укреплением курса рубля и сдерживанием этого процесса. С одной стороны, сдерживание укрепления рубля равносильно его девальвации, в результате которой денежное предложение оказывается выше своего равновесного значения (то есть такого, которое должно быть при надежной национальной валюте). В этом случае неравные экономические условия функционирования внутренне-ориентированного и экспортного секторов российской экономики (в пользу экспортного сектора) еще больше консервируются. С другой стороны, укрепление рубля может отрицательно воздействовать на отечественных производителей, ориентированных на внутренний спрос, так как оно повышает их конкуренцию с относительно дешевеющими импортными товарами и приводит к стагнации в обрабатывающих отраслях, сжатию внутреннего товарного рынка и усилению инфляции.
       В целом нам представляется, что  укрепление рубля представляет собой  меньшее зло для отечественных  производителей и покупательной способности национальной валюты, чем поддержание валютного курса рубля на заниженном в два раза относительно ППС уровне. Занижение курса рубля приводит к перераспределению доходов между экспортным и внутренним секторами экономики, деградации обрабатывающих отраслей российской промышленности и усилению инфляции вследствие уменьшения емкости внутреннего товарного рынка.
       Седьмым фактором инфляции в России является проинфляционный характер формирования и расходования Стабилизационного фонда РФ. Формирование этого фонда в России и воздержание расходования средств из него представляет собой форму отвлечения денежных ресурсов от инвестиционных и социальных нужд нашей экономики, от насыщения рынка отечественными конкурентоспособными товарами и услугами. Подобная практика приводит к торможению экономического роста, что чревато усилением инфляционных процессов. Как справедливо указывает О.Г. Дмитриева, затраты на снижение инфляции (формирование Стабфонда, превратившегося в инструмент денежно-кредитной политики) являются тормозом экономического роста примерно на 3-4%, а использование суммы планового пополнения Стабфонда РФ (380 млрд. руб.) обеспечило бы дополнительный прирост ВВП на 1,6% при средней эффективности использования бюджетных средств [3, 54].
       Проинфляционный характер формирования Стабфонда проявляется  и в том, что, изымая денежные средства в этот фонд, Министерство финансов РФ создает ситуацию дефицита рублей на валютном рынке, приводящую к укреплению рубля и необходимости для  экспортеров в этом случае продавать валюту в еще большем количестве для покрытия своих рублевых обязательств. Таким образом, создается `порочный круг` увеличения денежной массы и ее стерилизации (нейтрализации) средствами бюджетной и денежно-кредитной политики, что, так или иначе, приводит к росту цен вследствие различного рода эффектов.
       Монополизм  торговых и производственных структур и недостаточная емкость российского  потребительского рынка являются восьмой  причиной роста российских цен. Из-за действия этого фактора цены реагируют на повышение доходов населения быстрее, чем производство. В нашей стране сильна монополия торговли на локальных товарных рынках. Ограниченный круг торгово-посреднических структур занимает доминирующее положение по отношению к потребителю и производителю (является монопольным продавцом - для первого, и монопольным покупателем - для второго). В силу такого положения дел доля торгово-посреднической наценки в цене товаров чрезмерно высока - одна треть, вместо 15%, как в других странах [2, 295].
       Высокая концентрация производства, отмечаемая в целом ряде видов производственной деятельности в России (например, в  нефтедобыче и нефтепереработке, на рынке жилищно-коммунальных услуг) также приводит к росту цен  из-за того, что ценообразование  в этих секторах имеет монополистический или олигополистический характер.
       Таким образом, инфляция в России имеет  множество причин, определяющих и  возможные направления борьбы с  этим негативным макроэкономическим явлением.  

       2.2 Оценка влияния монетарных и немонетарных факторов на величину инфляции 

       В  связи  с  наблюдаемым  ростом  цен,  в  середине  февраля  МЭРТ  повысил официальный  прогноз  по  инфляции  на  2008  год  с  7-8,5%  до  8-9%.  Опасения  по  поводу превышения первоначального  официального ориентира могут быть оправданы, поскольку инфляция в 2008 году пока приблизительно совпадает с ее динамикой в начале  2007 года.
       В табл. 1 приведены данные о динамике инфляции в России.
       Превышение  прогнозных темпов инфляции обусловлено  следующими факторами:
      опережающий рост спроса населения на товары и услуги, в том числе вследствие увеличения социальных расходов бюджета, по сравнению с ростом предложения отечественных и импортных потребительских товаров. На фактор ускоренного роста доходов населения и денежного предложения приходится основной вклад в рост потребительских цен - свыше 60% общего роста цен;
      избыточный рост денежного предложения в результате установления высоких мировых цен на нефть, который превышает денежный спрос (10-12%);
      резкое повышение тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Вклад этого фактора в общий уровень инфляции оценивается на уровне 22-23% общего роста цен;
      неоправданно высокий уровень цен на продукцию естественных монополий и промышленных монопольных образований (5% общего прироста).
 
       Таблица 1 – Динамика отклонений целевых ориентиров от фактического индекса потребительских цен (ИПЦ)
       В процентах
Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Целевой уровень инфляции 118,0 114,0 111,0 112,0 110,0 108,5 107,4 106,5
Фактический индекс потребительских цен 120,2 118,6 115,6 112,0 111,7 110,9 110,9 111,9
 
       Различия  в оценках свидетельствуют о  неоднозначных   концептуальных подходах  к  инфляции  и  мерам  борьбы  с  ней.  Так,  по  мнению  МЭРТ,  необходима комплексная антиинфляционная политика, а, по мнению Всемирного Банка, антиинфляционная политика должна   ограничиваться   исключительно   сферой   базовой инфляции.
       В  качестве  причин  инфляции  в  2007  году  МЭРТ,  в  частности,  указывает  на монополизацию рынков;  РСПП  делает  акцент  на  структурных  проблемах  российской экономики;  международные  организации подчеркивают роль притока нефтедолларов и слишком жесткую политику в отношении укрепления рубля.
       Для того чтобы дать объективную оценку сложившейся ситуации, необходимо коротко остановиться  на  различных концептуальных  подходах  к вопросам  российской инфляции и перспективам борьбы с ней.
       Особенность   современного   этапа   состоит  в  том,   что   в  зависимости   от действующих   причин   отмечается   одновременное   проявление   всех   основных   видов инфляции.
       Как  следует  из  определения  инфляции  спроса,  в  России  в минувшем году с очевидностью наблюдались  все ее важнейшие признаки:
       1) Рост  доходов  от  экспорта  сырьевых  товаров  сказался  в  росте денежной  базы  и М2,  что в итоге оказало инфляционное давление на российский рынок.
       2) Неравномерность расходования бюджетных  средств в 2005 году способствовала  возникновению  к  концу   года  «рублевого  навеса» и   давлению  на цены  в  начале  2008  г.   При этом  в 2008  г.  запланировано  повышение  расходов  бюджета  РФ  с 16,3%  до   17,5% ВВП, что может оказать дополнительное инфляционное давление, вызвав рост денежной базы и М2.
       3) Отмеченный в последние годы  рост реально располагаемых денежных доходов населения вызвал рост кредитования. В  2007   г.   объем   выданных   розничных   кредитов практически удвоился, составив к концу года почти 1,5 трлн. руб.
       Наблюдаемый  в  настоящее  время  в  России  рост потребительских  цен  –  это также, во многом,  структурная инфляция: наибольший рост цен отмечается в секторах с несовершенной конкуренцией, т.е. неконкурентной структурой рынков.
       Структурная  инфляция  в  России,  в  частности,  нашла  отражение  в  следующих  явлениях:
       1) По    итогам    2007    года    самый    высокий    рост    цен    наблюдался    в    секторе    ЖКХ, составив 32,7%.
       2) Отмечался значительный рост  сельскохозяйственных цен. Рост  цен на мясо, птицу (18,6%)  и  молочную продукцию был вызван  среди прочего принятым ранее  решением о введении импортных квот на мясо, а также ситуацией на европейском рынке сельхозпродукции.
       3) Рост цен на бензин составил 15,8%.
       Определенную  роль играет инфляция издержек. Износ  основных фондов ведет к повышению  издержек. Отмечается заметный рост заработной платы в нефтегазовом и других секторах, что также влияет на издержки.  К тому же, интенсивные внешние  заимствования  действующих  в  России  компаний,  в  конечном  счете,  приводят  к  росту заработной платы сотрудников этих компаний. Рост мировых цен на ряд товаров способен оказывать воздействие на уровень издержек.
       Впрочем,  применительно  к  России  можно  констатировать:  динамика  цен  на  импортируемую продукцию не оказывала в 2007 году существенного  воздействия на инфляционные процессы.
       Анализ  повышения  затрат,  в  частности,  растущей  зарплаты  и, выработка    соответствующих рекомендаций   по   ее   регулированию должны   учитывать   возрастающую   роль   социальных приоритетов  на современном этапе.
       Фактор   инфляционных   ожиданий   несомненно   играет   немалую роль   в российской экономике. Однако, как мы видели, существуют другие автономные факторы российской   инфляции, которые,   в   первую   очередь, принимаются   во внимание специалистами.
       При   анализе   видов   инфляции,  как   правило,   выделяют монетарные   и немонетарные  факторы.  Монетарные  факторы свидетельствуют,  в первую  очередь,  об инфляции спроса, немонетарные – о структурной инфляции.
       Монетарные  факторы – это факторы, связанные  с монетарной политикой. К ним относится, в частности, динамика денежных агрегатов и валютного курса. На протяжении ряда лет быстрому росту потребительских  цен  в  начале  года  предшествует  резкое  увеличение  денежной  массы  в конце  предшествующего  года.  Данный  рост  М2  был  во  многом  связан  с выплатами заработной платы.
       Данные  приведены в таблице. 

       Таблица 2 – Структура инфляции в 2007 году
       В процентах
Наименование  показателя Вклад показателя
Индекс  потребительских цен 11,9
1. Монетарные  факторы  7,0
Рост  номинальных доходов населения 1,8
Рост  денежной массы М2 5,5
Среднегодовое отношение курса рубля к доллару –0,3
2. Немонетарные  факторы  2,9
Тарифы  ЖКХ и платежи за пользование  услугами локальных монополий
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.