Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль финансового рынка в системе экономики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Введение
Глава 1.Теоретические основы становления рыночных отношений
1.1Функции рынка
1.2.Принципы функционирования
1.3.Формирование рыночного механизма. Проблемы редкости
1.4.Структура, виды, сегментация рынков
1.5.Конкуренция на рынке
Глава 2.Роль финансового рынка в системе экономики
2.1.Структура и сущность финансового рынка
2.2.Особенности современного финансового рынка
Заключение
Список использованной литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Финансовая система Российской Федерации напрямую связана с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства.
Считается, что понятие финансовой системы является развитием общего определения - финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения
Финансовая система характеризуется достаточно частым и интенсивным взаимодействием с внешней средой. Финансовые ресурсы, информация - это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы открытой системы. Финансы организационно-производственной системы в условиях рынка - это более открытая система, чем в условиях директивной экономики. Открытость финансовой системы в условиях рынка обусловлена многообразием форм собственности, в частности, акционерной собственностью. Такое многообразие форм собственности открывает возможность создания ряда финансовых инструментов: лизинг, франчайзинг, залог, ипотека и др. Эта открытость определяется возможностью свободно продавать и покупать валюту, ценные бумаги, совершать внешнеэкономические страховые операции, участвовать в деятельности международных финансовых организаций и т. д.
Целью данной работы является анализ финансовой системы РФ и ее роль  в стабилизации экономики. Для решения поставленной цели необходимо решение следующих задач: Определить распределение финансов в финансовой системе РФ; Выявить роль бюджета в экономической политике государства; Определить роль бюджета в финансовой системе государства как финансовый инструмент в стабилизации экономики; Финансирование со стороны государства; Развитие межбюджетных отношений.
Степень открытости финансовой системы должна регулироваться в интересах развития экономики страны.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1.Теоретические основы становления рыночных отношений
1.1Функции рынка
Знакомство с рыночными отношениями начнем с простейшего определения рынка, а затем перейдем к более сложным понятиям.
Рынок — это совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг. В такие сделки повседневно вступает каждый, когда, например, покупает продукты в магазине или уплачивает за проезд на общественном транспорте, приобретает билет в кино или на стадион. Если иметь в виду территориальные границы данного явления, то различают: а) местный (в пределах села, города, региона); б) национальный (внутренний) и в) мировой рынки.
Роль и функции рынка можно правильно понять, если рассмотреть его в рамках более широкой системы — товарно-рыночного хозяйства. Оно состоит из двух подсистем: а) товарного производства и б) рынка, которые воссоединяются с помощью прямых и обратных связей.
Исходное звено общей системы — производство товаров — оказывает прямое воздействие на рынок по нескольким направлениям:
в производственной сфере постоянно создаются полезные продукты, которые затем поступают в рыночный обмен;
в самом производстве создаются ожидаемые доходы участников рыночных сделок;
в силу общественного разделения труда, на котором основывается товарное производство, создается необходимость самого рыночного обмена продуктами.
В свою очередь, рынок оказывает обратное влияние на процесс создания товаров. Обратные экономические связи и составляют особые функции рынка.
Первая функция состоит в том, что рынок интегрирует (соединяет) сферы производства и потребления. Без рынка товарное производство не может служить потреблению, а область потребления окажется без благ, удовлетворяющих запросы людей.
Другая функция: рынок выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. Именно в рыночном обмене непосредственно выявляется, в какой мере качество и количество созданных продуктов соответствуют нуждам покупателей. Кроме того, рынок проводит, так сказать, экзамен по экономике: для продавцов — доходно или убыточно реализовывать товары, для покупателей — разорительно или выгодно их приобретать?
Наконец, важная функция рынка проявляется в том, что рыночный обмен служит способом осуществления экономических интересов продавцов и покупателей. Взаимосвязь этих интересов строится на принципе, который сформулировал А. Смит: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно…»1. Это предполагает: а) обмен нужными друг другу полезностями и б) эквивалентность рыночной сделки.
Описанные здесь функции рынка свойственны ему, скорее всего, в начальный период его существования — в доиндустриальную эпоху. Тогда рынок был в неразвитом — в слитном, нерасчлененном состоянии. Это вполне соответствовало слабому развитию товарного производства, поставлявшему для продажи сравнительно небольшое количество продуктов.
Если человек прожил всю жизнь в российской деревне или небольшом городе, то ему трудно понять, как преобразился известный ему с детства рынок в конце XX столетия. Почему сейчас говорят не просто о рынке, а о системе рынков?
Система рынков Система рынков — это единая совокупность множества рынков различного назначения. Такая совокупность образовалась под воздействием ряда факторов.
Во-первых, в условиях индустриального и постиндустриального производства многократно расширилось рыночное пространство в следующих направлениях:
натуральное производство в широких масштабах превратилось в товарное хозяйство;
рабочая сила основной части трудящихся стала предметом купли-продажи;
быстро развилась сфера оплачиваемых духовных, благ и услуг;
конечные результаты научных исследований (научные и опытно-конструкторские разработки) превратились в товарный продукт.
Во-вторых, современное производство создает огромное количество разнообразных полезных благ, удовлетворяющих потребности всесторонне развитого человека.
В-третьих, усилившееся во второй половине XX в. общественное разделение труда вышло за пределы производства и охватило рыночную сферу В ней возникли специализированные рынки, которые продвигают особые товары и услуги до их потребителей.
В-четвертых, широкое развитие акционерных обществ привело к тому, что акции и другие ценные бумаги продаются на особом рынке ценных бумаг.
Наконец, ускорившийся рост международных экономических связей потребовал создания развитого рынка иностранных валют.
Стало быть, развившийся во второй половине нынешнего столетия рынок немыслим без системы разделения труда в сфере обращения. В последней проявляются крупные виды дифференциации хозяйственной деятельности: общее (между крупными отраслями или сферами) и частное (между подотраслями и видами торговых предприятий) разделение труда. Общее расчленение рынка наглядно представлено на рис. 6.1.
Рис. 6.1. Современная рыночная система
В системе рынков достаточно определенно выделяются следующие крупные отрасли:
рынок потребительских продуктов (он подразделяется на множество подотраслей, реализующих продовольственные и непродовольственные блага, рынок жилья и т. п.);
рынок средств производства (здесь приобретаются вещественные факторы производства: оборудование, транспортные средства, здания, сооружения, сырье, топливо, электроэнергия и др.);
рынок услуг (сюда входят многообразные виды сервиса: коммунальное и бытовое обслуживание, финансовые и страховые операции, коммерческие, социальные, культурные, духовные и иные услуги);
рынок труда (для работодателей и наемных работников);
рынок научных и опытно-конструкторских разработок (продуктов научных исследований, готовых для освоения в производстве);
рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях);
рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других документов, приносящих доход);
рынок валют (национальные и международные учреждения, через которые производится покупка, продажа, обмен иностранных денежных единиц и денежные расчеты с другими государствами);
рынок духовных благ (область купли-продажи продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.).
Широкое и глубокое развитие рыночных отношений необычайно повысили их активную экономическую роль. Рынокобеспечивает производство всем комплексом субъективных, материальных, научно-технических, интеллектуальных и финансовых условий развития. Теперь все крупные производственные отрасли сильно зависят от специализированного рыночного воздействия. Не случайно национальное хозяйство получило название рыночной экономики. Этим не отрицается вообще значение товарного производства. Речь идет только о новом состоянии экономического организма, когда все его клеточки испытывают воздействие рыночных отношений.
Во второй половине XX в. степень развития каждой национальной системы рыночных связей получила новое измерение. Сейчас различают закрытое и открытое национальное хозяйство.
Закрытая макроэкономика отличается тем, что все блага и услуги производятся и потребляются внутри страны. Открытым является такое хозяйство страны, в котором часть продукции создается для внутреннего потребления, а оставшаяся доля продается за рубежом. Вместе с тем государство закупает товары и услуги, изготовленные в иных странах.
Переход от закрытой к открытой экономике связан с развитием форм и типов взаимодействия участников как национального, так и мирового рынка.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2.Принципы функционирования
Сущность рынка находит свое выражение в главных его экономических функциях, выражающих основное назначение данной категории и отражающих ее сущность.
Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев – посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности.
Регулирующая функция – самая важная. Предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.
Рынок дает ответы на вопросы: что производить? для кого производить? как производить?
Вообще, рынок не мыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Сохранение и поддержание конкурентной среды - одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой.
Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющие на цены. Растет цена- это сигнал к сокращению производства, падает - сигнал к сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций.
На рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им» (Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.,1962).
В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка  продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.
Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно – технического прогресса и на его основе – интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. «Без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей» (О.Шик), а в результате произойдет падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния.
Ценообразующая (или эквивалентная) функция – это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.
Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.
Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Также экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, после сбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
Информационная функция дает участниками рынка через постоянно меняющиеся цены объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
Санирующая функция - рыночный механизм – это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом. По свидетельству П. Самуэльсона, в США от одной трети до половины всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течение трех лет с момента открытия. Средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет. Нередко гибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же в капиталистическом мире монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился.
Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.
Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному А.Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно…» (Антология экономической классики. Т.1. М.,2003). Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.
 
 
 
 
 
 
 
 
1.3.Формирование рыночного механизма. Проблемы редкости
Рынок – это обратная сторона товарного производства, основы рыночного хозяйства (Н.Бухарин). Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства.
Существуют три основных условия, сделавшие рынок объективно необходимым.
Первое условие – общественное разделение труда и специализация. В любом многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производительными ресурсами, всеми экономическими благами. Отдельные группы людей занимаются самыми разнообразными видами хозяйственной деятельности, т.е. специализируются на производстве тех или иных товаров и услуг. В промышленности различают три основные формы специализации предметную (например, автомо­бильные, тракторные заводы), подетальную (например, завод шарикоподшипников), технологическую — стадий­ную (например, прядильная фабрика).
  Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользовать­ся продуктами любого другого конкретного вида труда.
История знает ряд крупных ступеней общественного разделения труда. Первая из них – отделение скотоводства от земледелия, вторая – выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья – возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Специализация достигла ныне такой сте­пени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в по­стоянном обмене плодами специализированного труда оп­ределяет сегодня характер взаимоотношений людей в об­ществе.
Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда.
Второе условие – экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию). Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.). Если в обществе субъекты хозяйственной деятельности не наделены правами собственности, то рынок существовать не может. «Рынки могут существовать только для продуктов, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться» (Хайкман Д. Соовременная микроэкономика: анализ и применение. Т 1. М.,1992).
Третье условие – разрешение проблемы трансакционных издержек[1] – издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по изменению свойств товаров, определенную дань рэкетирам (если речь идет о России) и т.д. Если расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан.
Для эффективного функционирования рынка необходимо и четвертое условие – самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут производителям ориентиры наиболее эффективных направлений их деятельности.
Понятие «рынок» многогранно, поэтому достаточно трудно охарактеризовать его однозначно. По мере развития общественного производства и обращения это понятие неоднократно менялось.
Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Это самое упрощенное, узкое понимание рынка. Объясняется оно тем, что рынок появился ещё в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами только становился более или менее регулярным, приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и определенное время. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова.
По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие «рынок» приобретает все более сложное толкование, которое находит отражение в мировой экономической литературе. Так, французский экономист – математик О.Курно считает, что под термином «рынок» следует понимать не какую-нибудь рыночную площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются.
С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно – денежных отношений возникает возможность разрыва купли – продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного производства – сфера обращения, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполнения определенных специфических для обращения функций.
В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно – денежного обмена (обращения), которое получило наибольшее распространение в нашей экономической литературе. Так, в учебнике «Политическая экономия» (М., Политиздат, 1988) указывается, что рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и денежного обращения. В толковых словарях Даля и Ожегова приводятся значения рынка как места розничной торговли и как сферы товарного обмена. Важно подчеркнуть, что рынок – это сфера не только товарного обмена, но и обращения, куда включается и обращение денег, в том числе современный рынок ценных бумаг.
Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных отношений, то появляются новые определения рынка как совокупность покупателей (Ф.Котлер) или всякой группы людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара (А.Маршалл).
С появлением товара рабочая сила рынок приобретает всеобщий характер, он все более проникает в само производство: покупка не только средств производства, но и рабочей силы становится условием производства.
Существуют два типа хозяйственных связей:
1.Натурально – вещественные, безвозмездные, соответствующие объему и структуре потребностей.
2.Товарные связи, осуществляемые посредством рынка. Характерными чертами последнего типа отношений являются взаимные соглашения обменивающихся сторон, эквивалентная возмездность, свободный выбор партнеров, наличие конкуренции.
Для товарных отношений, осуществляемых посредством рынка, очень важную роль играют не только прямые (производство – рынок – потребитель), но и обратные (потребитель – рынок – производство) хозяйственные связи.
Теоретически доказано и мировым историческим опытом подтверждено, что механизм обратных связей есть непременное условие устойчивости и эффективности любой экономической системы. Попытки заменить обратные связи административным командованием неизбежно оборачиваются деформацией не только рынка, но и всей экономической системы, возникновением глубоких диспропорций, всеохватывающего дефицита, утратой экономическими интересами их роли движущей силы экономического развития.
Таким образом, можно выделить еще одно понимание рынка – как общественной формы организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей, прямое и обратное воздействие на производство и потребление.
Рынок включает не только отношения по купле – продаже (его иногда определяют как сферу купли – продажи товаров и услуг), но и социально – экономические отношения (собственности, производства, распределения, потребления и т.д.), а также организационно – экономические отношения (различные конкретные формы организации рынка и т.д.). Это дает основания рассматривать рынок в функционирующей экономической системе как самостоятельную подсистему. Вся экономическая система представляет собой совокупность различных подсистем в теснейшей взаимосвязи и взаимозависимости (рис.1).
 
                                 1 - рынок
                                 2 - государство как подсистема
                                       хозяйствования
                                 3 - натуральное хозяйство
 
 
 
рис.1. Структура экономической системы
          смешанной экономики
Рынок является экономической категорией и как таковая тесно связан с обменом, обращением, торговлей, торговыми услугами. В чем же единство и различия связанных с рынком категорий?
Обмен можно рассматривать с двух сторон:
- как процесс движения товаров и услуг, как процесс общественного обмена веществ;
- как процесс создания определенных общественных отношений, в которые вступают индивидуумы при этом обмене веществ.
Как экономическая категория обмен выражает вторую сторону, т.е. представляет собой экономические связи между людьми, как производителями и потребителями, по поводу движения результатов труда, полученных не для собственного потребления, а для других, для удовлетворения общественных потребностей. Именно благодаря обмену разрозненные, хозяйственно обособленные товаропроизводители и потребители вступают в контакты.
Товарное обращение – более развитая форма товарного обмена. Это товарный обмен, осуществляемый при посредстве денег (Т – Д – Т) на основе взаимной возмездности и эквивалентности, взаимного соглашения участников данного процесса.
Торговля – это деятельность людей по осуществлению товарного обмена и актов купли – продажи. Торговые сделки товаровладельцев – продажа (обмен товара на деньги), купля (обмен денег на товар), единство обоих этих актов и заключение таких сделок составляют суть торговой деятельности.
Торговые услуги – отношения посреднической деятельности людей, осуществляющих куплю – продажу товаров.
К основным торговым услугам относятся такие торговые операции, как изучение покупательского спроса, товарных источников торговцами, реклама, организация различных выставок, заключение хозяйственных договоров, разовых сделок, показ товаров, оказание квалифицированной консультации, создание благоприятных условий для реализации товаров: прием, выдача и хранение денег, связанных с реализацией товаров, оформление различных документов, учет и контроль за движением товарной массы и многие другие.
К дополнительным торговым услугам относятся услуги, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортировка, упаковка, хранение и т.д.), существование которого обусловлено полным обособлением производства от сферы обращения.
Ещё бы хотелось остановиться на понятии торговый капитал. Торговый капитал – капитал, функционирующий в сфере обращения (по Марксу), представляет собой обособившуюся часть промышленного (товарного) капитала. Практически это означает, что промышленник, вкладывающий свой капитал в производство товаров, сам не занимается их реализацией, а передает эту функцию специальным торговым предприятиям. Торговый капитал становится как бы агентом промышленного, осуществляет его торговое обслуживание. Экономический смысл такого обособления состоит в том, что торговец экономит промышленнику время и деньги, ибо осуществляет реализацию товаров быстрее (лучше знает условия реализации, спрос покупателей и т.д.) и с меньшими затратами.
Первоначальной формой торгового капитала был купеческий капитал, объективной основой возникновения которого послужили отделение ремесла от земледелия, а затем города от деревни. С возникновением денег и образованием местных рынков происходит выделение особой группы лиц – купцов, специализировавшихся на посреднических операциях в сфере товарного обмена.
В эпоху свободной конкуренции торговый капитал обособляется от промышленного довольно сильно. Крупные промышленные компании создают часто собственную сбытовую сеть, стараясь держать под контролем реализацию и потребление своих товаров.
Рынок – это конкретная форма проявления товарного обмена и обращения, где функционирует торговый капитал и не только он.
Отсюда рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.
Единство всех вышеназванных категорий заключается в том, что они выражают единую сущность – экономические связи между людьми в процессе движения товаров.
Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного, взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег. Но так как рынок функционирует в определенной экономической системе и, развиваясь, превращается в самостоятельную подсистему, то это не может не обусловить специфику форм его проявления (различный удельный вес рыночных отношений во всей экономической системе, различная организация рынка, различные формы, методы и размеры регулирования рынка). Наличие специфических черт у рынка (ассортимент товаров, организация рынка, традиции) позволяет говорить о московском, российском, американском, японском и других рынках.  
 
 
 
 
 
 
1.4.Структура, виды, сегментация рынков
История развития рынка позволяет выделить следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемый и деформированный.
Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный характер. Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров.
Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами:
1.Неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними.
2.Свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества.
3.Полная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала.
4.Наличие у каждого участника полной информации о рынке (о норме прибыли, спросе, предложении). Осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов: продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации.
5.Полная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок).
6.Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами.
7.Цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции.
8.Отсутствуют монополия (один производитель), монопсония (один покупатель) и государственное регулирование.
Свободный рынок имеет как и преимущества, так и серьезные недостатки.
Преимущества заключаются в том, что он функционирует на основе саморегулирующегося механизма, поворачивается к человеку, через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство. Механизм свободного рынка – это механизм заведомо бездефицитного рынка. Он обеспечивает эффективное распределение в обществе ресурсов, гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям; свободу выбора и действий рыночных субъектов, повышение качества товаров и услуг. Создается впечатление, что рынок функционирует почти автоматически, хотя на самом деле регулирование здесь осуществляется методом проб и ошибок.
Свободный рынок – это абстракция, в действительности полной свободы нет и быть не может. Ещё Бухарин Н.И. отмечал, что хозяйствующий субъект в своих мотивах и действиях зависит от общественной среды, а Плеханов Г.В. подчеркивал, что свобода хозяйственной деятельности существует не сама по себе, а является следствием познания экономических законов и заключается в умении подчиняться им и наивыгоднейшим образом комбинировать свою деятельность в соответствии с объективными взаимосвязями.
Итак, не может быть полной экономической свободы, но должна быть достаточная экономическая свобода, которая способствует быстрому развитию экономики и которая обеспечивается развитием нормально, цивилизованного регулируемого рынка.
Регулируемый рынок – это результат цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Рынок должен быть регулируемым, чтобы снять или как-то ограничить отрицательные его последствия.
Однако рынок может регулироваться:
-с помощью своего собственного рыночного механизма, элементами которого являются конкуренция, прибыль, цена, спрос, предложение;
-а также государством прямо и косвенно через госзаказы, налоги.
Крайне важно найти оптимальное сочетание рыночного и государственного регулирования (как отмечал В.Леонтьев). Взаимодействие этих двух сторон регулирования рынка носит мониторинговый (напоминающий) характер, свидетельствующий об усилении то собственно рыночного механизма, то государственного регулирования.
Государство в определенной степени обеспечивает условия функционирования рынка, и чрезмерное вмешательство государства в рыночные отношения приводит к их деформации.
Можно выделить следующие основные черты деформации рынка в условиях административно – командной системы хозяйства:
-отсутствие многочисленных рыночных субъектов, организующих свою хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности;
-чрезмерная централизация в распределении товарных ресурсов и их движений, отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности;
-монополизм производителя и торговца;
-несбалансированность спроса и предложения;
-чрезмерный рост цен, безудержная инфляция, нарушение денежного обращения, бюджетный дефицит;
-расцвет теневой экономики, «серого» и «черного» рынков;
-попытка усиления региональных рынков, разгул центробежных сил;
-расцвет бартерных сделок вместо более развитых товарно – денежных отношений;
-деформация экономических интересов субъектов рыночных отношений (например, у торговцев возникает интерес не продать, а припрятать товар), отсутствие мотивации к эффективному труду, риску в хозяйственной деятельности;
-отсутствие у потребителя права выбора товара.
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Признаками любой структуры являются:
-тесная связь между ее элементами;
-определенная устойчивость этих связей;
-целостность, совокупность данных элементов.
Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2.Роль финансового рынка в системе экономики
2.1.Структура и сущность финансового рынка
Финансовый рынок – это сфера проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей (то есть инструментов образования финансовых ресурсов), между их стоимостью и потребительной стоимости.
Финансовый ранок состоит из системы рынков: валютного, ценных бумаг, ссудных капиталов или денежного, золота. Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщиком. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги. Как и любой рынок, финансовый рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов1.
Понятие «финансовая система» является развитием более общего понятия «финансы». В каждом звене финансов отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции.
Финансы предприятий обслуживают материальное производства. При их участии создается ВВП, распределяемый внутри предприятия и отраслей хозяйства. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, и происходит перераспределение средств между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения. Внебюджетные специальные фонды имеют строго целевое назначение. Фонды страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а по личному страхованию – выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.
Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.
Финансовая система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений:
·          государственную бюджетную систему;
·          внебюджетные специальные фонды;
·          государственный кредит;
·          фонды страхования;
·          финансы предприятий различных форм собственности.
Первые три  блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
В настоящее время в капиталистических странах существуют три основных рынка ценных бумаг:
·        первичный (внебиржевой);
·        вторичный (биржевой);
·        внебиржевой (уличный).
Два первых рынка обращения ценных бумаг представляют собой важный элемент современного капитализма, особенно его кредитно-финансовой надстройки. Все названные рынки в определенной степени противостоят друг другу, но в то же время как бы взаимно дополняют друг друга. Такое противоречие обусловлено тем, что выполняя общую функцию по торговле и обращению ценных бумаг, они используют специфические методы отбора и реализации. Первичный оборот как правило охватывает лишь новые выпуски ценных бумаг и главным образом размещение облигаций торгово-промышленных корпораций (последние вступают в непосредственный контакт через инвестиционные банки и банкирские дома с кредитно-финансовыми институтами, приобретающими это ценные бумаги). На бирже котируются старые выпуски ценных бумаг и в основном акции торгово-промышленных корпораций. Если через первичный оборот осуществляется главным образом финансирование воспроизводственного процесса, то на бирже с помощью скупки акций идут формирование и перетасовка контроля между различными группами. В то же время через биржу также осуществляется определенная часть финансирования, но обычно через мелкого и среднего вкладчика. Особенность биржи состоит в том, что значительная часть операций проводится посредством индивидуальных инвесторов, хотя одновременно идет процесс монополизации этих операций кредитно-финансовыми институтами. И, наоборот, на первичном рынке действует коллективный вкладчик в лице крупных кредитно-финансовых институтов, прежде всего коммерческих банков, страховых компаний, пенсионных и инвестиционных фондов.
Первичный оборот обладает собственными методами торговли ценными бумагами, в основном облигациями. Первичный рынок, обладающий собственными методами размещения, представляет собой самостоятельный, довольно сложный и разветвленный механизм. Однако этот механизм не имеет собственного определенного места торговли ценными бумагами в отличие от биржи. Особенность первичного рынка заключается также в том, что он пропускает через себя новые выпуски акций и облигаций, которые затем при их последующей покупке уходят на фондовую биржу. Но подавляющая часть новых облигаций не возвращается на биржу и находится в руках (активах) кредитно-финансовых институтов. Основная роль первичного рынка связана с торговлей облигациями, однако на нем продаются и акции. В этих случаях посредничество берут на себя, как правило, инвестиционные банки, банкирские дома, специализированные брокерские и дилерские фирмы. Объем и стоимость акций первичного оборота значительно уступают аналогичным показателям биржи, однако наблюдается тенденция к их росту.
Фондовая биржа представляет собой традиционно и постоянно действующий рынок ценных бумаг с определенным местом и временем по продаже и покупке ранее выпущенных ценных бумаг. Она является важным элементом современного экономического механизма1.
Биржевой рынок представляет собой рынок ценных бумаг, осуществляемой фондовыми биржами. Порядок участия в торгах для эмитентов, инвесторов и посредников определяется биржами. Внебиржевой рынок предназначен для обращения ценных бумаг не получивших допуска на фондовые биржи. На биржевом рынке обращаются ценные бумаги, прошедшие листинг, то есть получившие допуск к официальной торговле на бирже. Поскольку условия получения биржевой котировки устанавливаются биржей и могут быть достаточно сложными для некоторых эмитентов, существует внебиржевой рынок, на котором обращаются ценные бумаги, не котируемые на фондовых биржах. Внебиржевой рынок может быть довольно объемным – до 2/3 всего оборота рынка ценных бумаг.
Одной из характеристик российского рынка ценных бумаг является его дробление на региональные замкнутые анклавы. По данным Федерации фондовых бирж России (ФФБР), более 90% видов ценных бумаг, по которым совершались биржевые сделки, котировались только на одной бирже, более 97% - на двух. Межрегионального перемещения ценных бумаг практически нет, то есть они являются продуктом местных эмиссий и не выходят за пределы своих регионов. Развитие отечественного рынка ценных бумаг связано с решением многих проблем. Одной из наиболее важных является достаточно слабая регламентированность рынка. Так, с течение достаточно длительного времени некоторые фирмы работали на фондовом рынке без лицензий, необходимых для работы с ценными бумагами и операций по привлечению средств населения. Эмиссия нередко проводилась в размерах, не согласованных с Министерством финансов Российской Федерации, что приводило к появлению на рынке ничем не обеспеченных суррогатов ценных бумаг. Повсеместно процветала запрещенная указом Президента России реклама будущих доходов, при этом большинство фирм практиковало самокотировку своих акций. Процедура регистрации акционеров в реестре не соблюдалась, бухгалтерский учет нередко велся с большими нарушениями. Эти и другие недостатки отечественного рынка приводили к существенной девальвации самой идеи фондового рынка как одного из наиболее эффективных механизмов перелива капитала из одной сферы экономики в другую.
Рынок долевых ценных бумаг.
Обычно ценные бумаги делят на две большие группы: акции, представляющие собой доли участия в капитале и облигации, то есть долговые обязательства.
Слово «акция», как и многие другие финансовые термины, пришло к нам от немцев, и это не удивительно, если учесть, что в России они всегда испытывали пристрастие к биржевой деятельности. В те далекие времена акция выглядела как разукрашенный виньеткой лист бумаги, и инвестор, купив у немца пачку акций, мог положить их в карман или, спрятать в сейф. Сегодняшний акционер обыкновенно бывает лишен этого удовольствия. Вместо пачки бумаги он получает извещение с рядами цифр, напечатанных компьютером.
Начнем с выпуска акций. Для того, чтобы осуществить публичный выпуск, предприятие обязано представить подробную информацию о своем финансовом положении, после чего получить официальное разрешение центральных властей. Обычно от компании требуются данные о ее активах, долгах, прибылях и убытках за последние несколько лет, всех ранее осуществленных выпусках ценных бумаг и их условиях. После выполнения всех формальностей компания, как правило, ищет оптового покупателя новых акций. Таковым чаще всего бывает инвестиционный банк, либо в случае крупного выпуска, синдикат, или группа банков. Если банк соглашается на какую сделку, он осуществляет подписку и размещение (андеррайтинг), то есть покупает все новые акции, а затем перепродает их по твердой цене индивидуальным покупателям. По сути, это единственный период жизни акции, когда ее цена фиксирована.
После первичного размещения начинается «трудовая» жизнь акций. Часто вызывает путаницу вопрос оно номинальной стоимости обычных акций, то есть той цене, которая обозначена на самой акции. В большинстве случаев, кроме первичного распределения, она никак не связана с реальной ценой, по которой акцию можно купить или продать на бирже.
Еще один вариант привлечения нового капитала – это выпуск не обычных акций, а привилегированных. Привилегированные акции отличаются от обычных прежде всего тем, что выплата дивидендов по ним осуществляется в первую очередь, то есть до выплаты по обычным акциям, а в случае ликвидации компании притязания держателей привилегированных акций также удовлетворяются до выплат по обычным акциям. В отличие от обычных акций, в привилегированных номинальная цена не условное число и имеет практический смысл. По ним, как правило, выплачивается фиксированный дивиденд, вне зависимости от итогов хозяйственной деятельности размер выплат всегда одинаков. Поэтому цена привилегированной акции не подвержена резким колебаниям, как цена обычных акций. Привилегированные акции бывают нескольких типов. Наиболее распространенный из них – это накопляемые (или кумулятивные), то есть акции с гарантированным накопляемым дивидендом. Привилегированные акции с не накопляемым дивидендом встречаются достаточно редко. Значительно реже выпускаются привилегированные акции, дающие право на получение дополнительных дивидендов. Еще один тип привилегированных акций – это обменные (конвертабельные) акции, которые могут быть обменены на обычные по специально установленному курсу либо соотношению в течение определенного периода времени. Наконец, еще один тип привилегированных акций – это акции, предъявляемые к погашению. Они выпускаются на определенный срок, после чего выкупаются по номиналу плюс премия в 5-10%. Естественно, после погашения такая акция не дает права на получение дивиденда.
Подведем итог. Хотя вложения в акции вообще считаются делом, сопряженным с наибольшим риском, но и сулящим максимальный доход по сравнению с прочими видами ценных бумаг, степень такого риска неодинакова для отдельных разновидностей самих акций. Здесь четко действует главное правило инвестирования: опасность лишиться вложенного капитала прямо пропорциональна доходу, приносимому ценными бумагами. Наибольший дивиденд сулят самые рискованные – обычные акции, затем привилегированные акции, дающие право участия в дивидендах. Доход же, приносимый прочими более надежными привилегированными акциями, фиксирован.
От степени риска и доходности зависит и рыночный курс ценных бумаг. Его колебания для привилегированных акций меньше, нежели для обычных. Хотя акции и считаются ценной бумагой номер один в рыночной экономике и составля
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.