На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Проблема одаренности в психологической науке

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Учреждение  образования «Белорусский государственный  педагогический университет  имени М.Танка» 
 
 
 

Реферат на тему:
«Проблема одаренности в  психологической  науке» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1.    Психология одаренности
    Понятие одаренности……………………………………………………………………………..4
      Возрастные особенности одаренности………………………………………………….6
      Виды одаренности………………………………………………………………………………….9
          Художественная одаренность……………………………………………………………...9
          Общая интеллектуальная и академическая одаренность…………………..9
          Творческая одаренность……………………………………………………………………...10
          Лидерская одаренность……………………………………………………………………….11
          Практическая одаренность…………………………………………………………………..11

1.4 Одаренность  ребенка как проблема. Способы  решения этих проблем….12

 
Глава 2.    Изучение интеллектуальных и психологических особенностей одаренности подростков
    Особенности  развития  творческого  мышления  подростков………………………………………………………………………………………………………21
    Изучение  личностных  особенностей  учащихся…………………………………22
    Исследование  тревожности  по  методике  Нюттена………………………….23
    Исследование  познавательной  активности  одаренных детей  по                    методике  СОНА..…………………………………………………………………………………………….23
 
Заключение……………………………………………………………………………………………………..25 

Список литературы………………………………………………………………………………………….27 
 
 
 
 
 
 

Введение
Вопросами одаренности  детей занимались зарубежные и отечественные  психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж.Гилфорда, П.Торренса, Ф.Баррона, К.Тейлора. На основе идей психологов Дж.Кэррола и Б.Блума  их последователями была разработана  методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей  занимался Ж.Брюно. (“Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика”).
Диагностировать уровень  творческой одаренности подростков.
   Задачи нашего  исследования:
Изучить  интеллектуальные особенности одаренных детей, их личностные характеристики.
Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства  детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько  научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня  – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления  таких детей, вырабатываются программы  помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высоко одаренных и талантливых  детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности  и личной ответственности за творческую самореализацию существует.
Проблемы одаренности  изучали отечественные психологи: Матюшкин А.М. в работе “Концепция творческой одаренности” и др., Шумакова Н.Б. в  ряде своих работ, Чистякова Г.Д. в статье “Творческая одаренность  в развитии познавательных структур”, Юркевич В.С. в “Проблемах диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога".
Раскрыть сущность проблем выявления, диагностики, развития и адаптации талантливых детей  в социальной среде;
Целью данного  исследования является  изучение мышления одаренных  детей.
Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к  одаренным детям? Требуют ли они  специального изучения, подхода и  развития?

1.1. Понятие  одаренности

В 30-е гг. стали раздаваться голоса специалистов, возражавших против исключительного  использования тестов интеллекта для  выявления одаренных детей. Действительность настойчиво напоминала об ограниченности ориентации только на интеллект. Например, в случае творческих достижений требуются  нестандартный подход, оригинальность, за которыми стоят успешная переработка  и организация нового материала  или опыта. Тесты же интеллекта не содержат заданий, раскрывающих сформированность упомянутых процессов.
Вторая группа одаренных, на существование которых  реагирует педагогическая практика, - дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности. Их выявление  строится на «экологически валидных»  методах диагностики и не представляет особых сложностей. Одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены. Эту категорию детей чаще называют талантливыми.
Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины  «Одаренный» и «талантливый»  употребляются как синонимы. В  толковом словаре С. И. Ожегова «Одаренный»  определяется как талантливый, а  «талантливый» определяется как  обладающий талантом. «Талант», в свою очередь, – как выдающиеся врожденные качества, особые природные способности, а «способность» – природная  одаренность, талантливость. В словаре  В. Даля нет понятия одаренность  или одаренный, но есть понятие «талант», которое характеризуется как  дарование к чему-либо, а дарование  – как способность, данная богом. Иными словами, это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие  успехи в деятельности. В словаре  иностранных слов подчеркивается, что  талант (гр. talanton) – выдающиеся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается как  состояние таланта. Большая Советская  энциклопедия характеризует одаренность  как высокий уровень развития способностей человека, позволяющий  ему достигать особых успехов  в той или иной сфере деятельности.
Из сказанного можно сделать вывод, что, говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем  одаренность проявляется в успешности деятельности.
К третьей  категории одаренных можно отнести  детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность»).
Крайний разнобой в определениях одаренности постепенно преодолевается. Следует отметить, что в 1972 г. в официальном докладе  государственного отдела образования  США конгрессу было предложено следующее  определение, которым пользуются американские специалисты до настоящего времени.
Одаренными  и талантливыми учащимися являются те, кто профессионально подготовленными  людьми выявлены как обладающие, в  силу выдающихся способностей, потенциалом  к высоким достижениям. Такие  дети требуют дифференцированных учебных  программ и/или помощи, которые выходят  за рамки обычного школьного обучения, для того чтобы иметь возможность  реализовать свои потенции и сделать  вклад в развитие общества. При этом дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании): общие интеллектуальные способности, конкретные академические способности; творческое, или продуктивное, мышление; лидерские способности; художественные и исполнительские искусства; психомоторные способности.
Первая категория  одаренных, которую принято выделять, - дети с высокими показателями по уровню общей одаренности.
Понимание термина «одаренный» претерпело значительные изменения на протяжении XX столетия. Сначала это понятие  относилось только к взрослым, достижения которых считались выдающимися. Затем его стали применять  к детям, имея в виду их интеллектуальное развитие, исключительные успехи в  обучении. В одаренные попадали дети, которые оказывались в числе  нескольких процентов имеющих высокие  показатели по тестам интеллекта. Однако жизнь постоянно вносила поправки в прогнозы, составляемые на основе тестов: высокие показатели умственного  развития не гарантируют ни очень  успешную карьеру, ни выдающиеся творческие достижения. В то же время дети с  более скромными показателями IQ попадают в число людей, влияющих на прогресс, меняющих жизнь общества. Подобные курьезы заставляли вновь  и вновь обращаться к содержанию термина «одаренный» и, в частности, к вопросу, какие же виды одаренности  выпали из поля зрения исследователей и практиков.
Реальная  педагогическая практика научилась  различать лишь три категории  одаренных детей.
Словосочетанием «одаренные дети» (одаренный ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность  существования особой группы детей. Эти дети уже по определению качественно  отличаются от сверстников. Данный подход довольно уязвим, и традиционно является предметом критики со стороны  большинства отечественных педагогов  и психологов, хотя такое понимание  вполне допустимо и нельзя не отметить, что оно отражает реальное положение  дел.
Со временем и накоплением опыта определение  одаренности становится все более  широким. Так, одаренность стали  определять как способность к  выдающимся достижениям в любой  социально значимой сфере человеческой деятельности.
Таким образом, из сказанного выше можно сделать  вывод, что однозначного понимания  данных терминов нет, Можно лишь принимать  мнения каждого из авторов, анализировать  их и делать выводы, разделяя точку  зрения одного из них. Либо обобщать все  и приходить к своему пониманию  данных понятий.
Уже в 20-е  гг. психологи выделяли так называемые специальные таланты. К ним относили «технический, коммерческий, научно-академический, художественный, социальный (политического  деятеля, педагога и др.)» 
 
 

1.2 Возрастные особенности одаренности
В сфере психосоциального развития талантливым детям свойственны  следующие черты.
Для одаренных детей  характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы, эмоционально зависимы, несбалансированны, нетерпеливы.
Еще одна точка отсчета  – память, характеризующая специальный талант, избирательна и эффективна. Отличная память базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Одаренных отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко использовать накопленные знания. Их склонность к классификации и категоризации иллюстрируется и любимым увлечением – коллекционированием. Большой словарный запас, умение ставить вопросы отличают маленьких “вундеркиндов”. Они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Любознательность  и особый интерес к чему-то составляет точку отсчета в развитии каждого. Выбор области исследований ребенка – важный момент, который нельзя пропустить. Диапазон точек творческого роста бесконечен. Такой личностный выбор может относиться равно к природе, искусствам, науке, технике, спорту, к миру профессий, к социальной жизни.
Одаренного ребенка  отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему  интересна.
Сильно развито  чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Они устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
Творческие возможности  человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период его  развития – 2-5 лет. В этом возрасте закладывается  фундамент личности и она уже  проявляет себя. Первичное проявление способностей в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности. Значит, предпосылки творческих возможностей надо искать здесь. Дело родителей, воспитателей, учителей - поддержать эти стремления ребенка. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответсвующие выводы. Они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Эта способность лежит в основе многих интуитивных скачков (“перескакивания через этапы”).
Яркое воображение  маленьких талантов рождает несуществующих друзей и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую. Спустя много лет часть из них как в работе, так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход. 

Для одаренных детей  характерно опережающее познавательное развитие
    Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
    Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.
    Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.
    Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.
    Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.
    Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.
 
Психосоциальная чувствительность
    Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.
    Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.
    Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.
    одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.
    Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
    Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
    Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.
    Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.
 
Физические  характеристики
В дальнейшем, в период от 15 до 20 лет, эти различия между людьми не сглаживаются, а имеют тенденцию нарастать.
В подростковом периоде (11-14 лет) вопросы приобретают структуру  гипотез, носят исследовательский  характер. К концу этого периода сужается содержательная широта вопросов, но появляются вопросы нового содержания, выходящие за пределы настоящего времени, имеющие личностный смысл: вопросы о смысле для человека неизвестных и открываемых явлений, о возможностях познания мира, прогнозирования будущего, о месте человека во Вселенной, о смысле жизни.
В этот критический  период происходит дальнейшая дифференциация детей по их активности в постановке исследовательских вопросов, вопросов-гипотез. Высокий уровень активности в  постановке таких вопросов наблюдается  у небольшой части школьников (10-15%), значительная же часть  (40%) характеризуется  пассивностью.
    Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей.
К концу подросткового  возраста четко выделяются два крайних  полюса активности в постановке вопросов, проблем, построении догадок – проблемный (творческий) и не проблемный (нетворческий). Подростки с проблемным типом активности обнаруживают в ситуации неопределенности большие способности к самостоятельному порождению задач, вопросов, проблем и поиск их решения. Они отличаются высокой способностью включаться в поставленные проблемы, возвращаться к ним по мере дальнейшего опыта исследования.
    Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.
Результаты исследования позволили выделить два критических  периода в развитии способности  детей задавать вопросы при знакомстве с новым объектом. Первый критический  период наблюдается в возрасте от 6 до 8 лет: если дошкольники отличаются чрезвычайно высокой любознательностью, то с переходом к школьному  обучению значительная часть детей (20-25%) становятся пассивными; вместе с  тем у 20-25% детей наблюдается резкое нарастание активности, а у большинства  –50-60% - активность существенно колеблется в зависимости от условий общения  и обучения. В этот период познавательные вопросы детей приобретают новое  качество – поисковый характер: они направлены в основном на самостоятельное  нахождение неизвестного.
Талант и одаренность  могут проявляться в самых  разнообразных интеллектуальных и  личностных особенностях. В исследовании Н.Б.Шумаковой изучались особенности  развития постановки вопросов как одной  из форм проявления поисковой, творческой активности в период от 5 до 20 лет.

1.3. Виды одаренности

1. Художественная  одаренность
2. Общая интеллектуальная  и академическая одаренность
3. Творческая одаренность
4. Лидерская одаренность
5. Практическая одаренность
Существуют следующие  виды одаренности:

1.3.1. Художественная одаренность

Этот вид одаренности  поддерживается и развивается в  специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в  музыке, живописи, скульптуре, актерские  способности. Одна из серьезных проблем  состоит в том, чтобы в общеобразовательной  школе признавались и уважались  эти способности. Дети, обладающие художественной одаренностью, уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в  понимании со стороны учителей и  сверстников.

1.3.2. Общая интеллектуальная  и академическая  одаренность

1. Получение математической  информации. Способность к формализованному  восприятию математического материала,  схватыванию формальной структуры  задачи.
2. Переработка математической  информации. В нее входят: а) способность  к логическому мышлению. В сфере  количественных и пространственных  отношений, числовой и знаковой  символики; способность мыслить  математическими символами; б)  способность к быстрому им  широкому обобщению математических  объектов, отношений и действий; в) способность к свертыванию  процесса математического рассуждения  и системы соответствующих действий; способность мыслить свернутыми  структурами; г) гибкость мыслительных  процессов в математической деятельности; д) стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности  решений; е) способность к быстрой  и свободной перестройке направленности  мыслительного процесса, переключение  с прямого на обратных ход  мысли (обратимость мыслительного  процесса при математическом  рассуждении).
3. Хранение математической  информации. Математическая память  – обобщенная память на математические  отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств,  методы решения задач и принципы  подхода к ним.
4. Общий синтетический  компонент. Математическая направленность  ума.
Главным является то, что дети с общей интеллектуальной и академической одаренностью овладевают основополагающим понятиями, легко  запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки  информации позволяют им преуспевать  во многих областях знаний.
Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешном обучении отдельным учебным предметам  и считается более частной, избирательной.
Одаренные в этом отношении дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения – в математике или иностранном языке, физике или  биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые  воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений  в относительно узкой области  создает свои проблемы в школе  и в семье. Родители и учителя  бывают недовольны тем, что ребенок  не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его  одаренность и не пробуют найти  возможности для поддержки и  развития специального дарования. Как  пример академической одаренности  можно назвать широко известную  математическую одаренность.
Психолог В. А. Крутецкий  всесторонне изучал детей с этим видом одаренности и выявил структуру  математических способностей. В нее  вошли следующие компоненты.

1.3.3. Творческая одаренность

Большая независимость  в суждениях;
Вместе с тем  исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко  обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые  – увы! – вызывают отнюдь не положительные  эмоции в учителях и окружающих людях: отсутствие внимания к условностям  и авторитетам;
Особо выделен такой  вид одаренности, как творческая (или творческое, продуктивное мышление). Здесь есть необходимость остановится  лишь на некоторых моментах. Прежде всего, до сих пор продолжаются споры  о самой необходимости выделения  этого вида одаренности. Суть разногласий  состоит в следующем. Одни специалисты  полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут  быть представлены отдельно от творческого  компонента.
Отсутствие внимания к порядку и «должной» организации  работы;
Так, А. М. Матюшин  считает. Что всякая одаренность  – творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность  существования творческой одаренности  как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что  одаренность порождается или  способностью продуцировать, выдвигать  новые идеи, изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать тог, что уже создано.
Тонкое чувство  юмора;
Целесообразность  выделения творческой одаренности  как отдельного вида определяется тем, что стандартные учебные программы  и учебный процесс дают мало возможностей для ее проявления и развития.
Яркий темперамент.

1.3.4. Лидерская одаренность

Наконец, о лидерской  одаренности (используются также понятия  «социальная одаренность», «социальный  интеллект», «организаторские способности»).
Одно из определений  социальной одаренности гласит, что  это исключительная способность  устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности, как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские  умения и т.д.
Социальная одаренность  выступает как предпосылка высокой  успешности в нескольких областях. Она предполагает наличие способности  понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, психотерапевтом, социальным работником. Таким образом, понятие социальной одаренности  охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установления и высоким качеством межличностных  отношений. Эти способности позволяют  быть лидером, т.е. проявлять лидерскую  одаренность. 
 

1.3.5. Практическая одаренность
Люди, которые с  успехом применяют интеллект  УК окружающей действительности, не обязательно  отличается в работе с абстрактными понятиями, и академические требования не всегда способствуют проявлению их таланта. Ключевой особенностью практической одаренности Р. Стенберг называет знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это  знание. Например, для компенсации  слабых сторон человек вырабатывает свои способы, включая привлечение  других людей для выполнения того, что он не может делать хорошо, Очевидно, сто этот вид одаренности имеет  общие черты с социальной (лидерской) одаренностью, возможно, включает ее в  себя.
Роберт Стернберг, психолог из Йельского университета, выделяет «практическую одаренность», которая столь редко признается школой, что не рассматривается как  одаренность вообще. Будущий менеджер или предприниматель может иметь  в школе репутацию весьма среднего ученика без каких-либо замечательных  особенностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4. Одаренность ребенка как проблема. Способы решения этих проблем

Итак, мы выяснили, что же такое одаренность, кого можно  считать одаренным, познакомились  с видами одаренности и теперь перейдем к центральной части  нашей работы – проблемы одаренных  детей. О том, какие проблемы, и  как он решаются, пойдет речь в это  части нашей работы.
Хотя многие думают, что ребенок, опережающий  сверстников по уровню интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречать трудностей в  учебных заведениях – ему, очевидно, уготовано более счастливое, чем  у других детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом  могут ожидать немалые сложности  и дома, и в школе свои драмы  в ходе возрастного развития.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.