На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Проблема личности в психологии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                     Министерство образования и науки Российской Федерации
     Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение
     высшего профессионального образования
     «ЮЖНЫЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Институт  экономики и внешнеэкономических  связей 
 

РЕФЕРАТ
по дисциплине «Психология и педагогика»
На тему: «Проблема личности в психологии» 
 
 

                      Студента 
                     гр. 2010 – ЗФК – С (С)
                     Есаян А.Г. 

                                                                                                    Научный руководитель:
                    Преподаватель,  к.э.н.,  
                     
                     
                     

Ростов-на-Дону  – 2011
 

Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Проблема  личности   в   психологической науке………………………..……5
Теории личности в зарубежной психологии………………………….……….11
История изучения личности……………………………………………..……..16
Представления о психологической сущности личности…………….….…….17
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованных источников…………………………………….……..24 
 
 
 
 

 


Введение
     Известно, что тема личности является для современной  психологии весьма актуальной. Об этом свидетельствует огромная научная  литература, да и педагогическая литература, посвященная концепциям и теориям личности насчитывает несколько сотен наименований.
     «Темп развития психологии личности, – пишет  А. Асмолов, – станет более ощутимым, если привести следующие факты, затрагивающие только одну из проблем психологии личности, – проблему «Я». Если в 1969 г. этой проблеме было посвящено около четырехсот публикаций, то в 1980 г. их количество перевалило за тысячу».
     Подобный  интерес к психологическому изучению личности, конечно, не случаен. Через  идею личности манифестируют себя и  современный человек, и культура, и творчество.
     Все это происходит на фоне обострения внимания ко всему циклу гуманитарных тем, в центре которого, безусловно, лежат проблемы культуры и личности.
     Обращаясь к изучению личности, психологи надеются понять человека, с одной стороны, как целое, соединить, «конфигурировать»  различные представления о нем, полученные в разных психологических  теориях, с другой – как уникальное и индивидуальное субъективное образование.
     Каждый  из нас имеет какое-то свое представление  о личности. Чаще всего личность ассоциируется с популярностью, публичным «имиджем», силой воли, высокой уверенностью в себе, развитым самосознанием и т. д. У одних  людей эти качества проявляются  более отчетливо, у других — менее. Кто из нас не задумывался, почему это происходит? Почему, например, одни люди более агрессивны, чем другие? Одни ведут себя в любой ситуации спокойно, другие находятся в постоянном напряжении и т. д.? В этом разделе мы постараемся дать ответы на подобные вопросы.
       В современной психологии выделяют  семь основных подходов к изучению  личности. Каждый подход имеет  свою теорию, свои представления  о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Вот  почему можно предложить лишь  следующее схематическое определение:  личность — это многомерная  и многоуровневая система психологических  характеристик, которые обеспечивают  индивидуальное своеобразие, временную  и ситуативную устойчивость поведения  человека.
 


Проблема  личности   в   психологической  науке
     Психология  личности – это часть психологии, которая занимается изучением человеческой индивидуальности, ее иногда называют персонологией. Этот термин предложил Генри Мюррей в 1938 году. Данный раздел психология выделяется среди психологических дисциплин своим вниманием к индивидуальным особенностям людей. Психология личности интегрирует принципиальные положения других областей психологии, стремясь к тому, чтобы понять человека как единое целое. Личность является конечным и наиболее сложным объектом психологии.
     Привычное словосочетание «психология личности»  нуждается в разъяснении. Во-первых, слово «психология» иногда воспринимается как тождественное понятию «психика», и тогда «психология личности»  означала бы описание «той психики, которая  свойственна личности», что не соответствует  соотношению понятий «психика»  и «личность». Во-вторых, понятие  личности является общим для ряда общественных наук, и поэтому есть много непсихологических концепций  личности: философских, социологических, культурологических, антропологических, юридических и даже экономических. Психология личности – это совокупность психологических концепций личности, то есть один из разделов психологической  теории и практики, который занимается личностными особенностями человеческой психики.
     Психология  личности является теоретико-методологической базой личностного принципа («персонализма»), согласно которому личность – это  логический центр, вокруг которого выстраиваются  все остальные категории психологии и система психологических наук в целом. В своем развитии психология личности становится «гуманистической психологией». 

     Что же такое личность? Это слово появилось  лет 300 назад. Дж.Брунер считает, что признаком этого служит употребление (в английском языке) приставки «само» (само-уважение, самооценка), что датируется XVII в. и связывается с возникновением индивидуалистического учения пуританства. Между тем испанский философ Бальтазар Грасиан (1601-1658) в том же XVII веке употребляет понятие личность вполне в современном смысле. Он пишет: «Все уже достигло зрелости, и более всего – личность. Нынче от одного мудреца больше требуется, чем в древности от семерых, и в обхождении с одним человеком в нынешнее время надо больше искусства, чем некогда с целым народом».
     Согласно  «Словарю русского языка» С.И.Ожегова, личность – это «совокупность  свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность»; «человек с точки зрения его характера, поведения, положения и пр.» При  этом слово «личность» свободно от явной оценки; оно сочетается и  с «благородными» прилагательными («героическая», «выдающаяся», «яркая»), и с «низкими» («бесцветная», «преступная», «ограниченная»).
     В психологии существует много определений  понятия личности. В большинстве  этих определений содержатся такие  признаки, как «совокупность», или  «организация», «система» черт (свойств), «единство», «стабильность», «социальность», «идентичность», «индивидуальность» (целостность, неповторимость, обособленность, наличие внутреннего Я, автономность, творчество). Часто личность раскрывается через сознание и самосознание.
     Самое простое, ориентировочное, определение  личности сводится к указанию на совокупность духовных свойств, присущих человеку и  составляющих его индивидуальность. Швейцарский психолог Ришар Мейли пишет: «Под термином «личность» мы понимаем ту совокупность психологических качеств, которая характеризует каждого отдельного человека. В широком смысле термин «личность» включает в себя такие понятия, как характер, темперамент и способности, соответствующие трем ее частным аспектам.
     Но  личность – не просто совокупность, или ансамбль свойств. Речь идет о  таких свойствах, которые в своем  взаимодействии порождают особое человеческое качество, чувство «Я», сознание собственной  индивидуальности, или как утверждал  американский психолог А.Маслоу, «переживание идентичности». Учитывая это, личностью называют человека, имеющего свое я, способного к самоопределению посредством своей воли и к осуществлению своей воли в действии. В начале XX века русский психиатр П.П.Викторов в своем учении о личности акцентировал самосознание и сознание: «Личность, индивидуальность, «я» метафизических психологов есть прежде всего самочувствие по отношению к внутренней среде нашего собственного тела и затем, самочувствие же, но по отношению к переменам окружающей внешней среды». Та же идея звучит в работе современного психолога: «Отличительной характеристикой человеческой личности является сознание, способное к размышлению и продумыванию вариантов самого себя посредством проектирования».
     Личность  образуется в результате взаимодействия между организмом и социальной средой. Это взаимодействие приводит к возникновению  целостной организации психических  свойств, имеющей более или менее  четко выраженный центр, который  соответствует субъективному ощущению «Я». Личность – это те характеристики человека, которые отвечают за согласованные  проявления его чувств, мышления и  поведения. Прекрасно определил  личность русский психолог А.Ф.Лазурский, как некоторое устойчивое и длительное единство, которое служит основанием всему, что совершается в душевной жизни.
     Согласно  английскому психологу Г.Ю.Айзенку, «личность – это более или менее стабильная и устойчивая структура характера, темперамента, интеллекта и конституции человека, которая определяет его индивидуальную адаптацию к окружающему миру».
     Таким образом, личность – это интегрированная  совокупность психических свойств, при наличии которых человек  обретает сознание и самосознание (чувство  Я), становится субъектом деятельности и партнером социальных взаимодействий.
     Личность  – это та сторона индивидуальной человеческой психики, которая отличается устойчивостью, определяет духовное своеобразие  данного человека и обусловливает  особенности его деятельности, общения и жизни в целом.
     Личность  — это активно осваивающий  и целенаправленно преобразующий  природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным, динамичным соотношением пространственно-временных ориентации, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия перед природой.
     Понятие личности является производным от базовой  категории психологической науки  – психики. У древних греков это  слово означало не только душу, дух, но и личность. Странно было бы не видеть связи между понятиями  душа и личность! «Личность есть субстанция, характеризующаяся наличием души как субстанциональной формы  и живущая не только биологической  и инстинктивной, но также интеллектуальной и волевой жизнью».
     Рассмотрение  личности как совокупности определенных черт иногда ведет к отрыву личности от психики, что побуждает людей, чувствующих это, настаивать на том, что «не существует личностных образований  вне психики, так или иначе  все личностные черты связаны  с механизмами психических процессов». Психологии личности полезно помнить принцип С.Л. Рубинштейна (1889 – 1960), согласно которому «…всякая психология, которая понимает, что она делает, изучает психику и только психику». Тем не менее, до сих пор личность психологически характеризуется слабо, оставаясь чрезмерно социологизированной.
     Понятие “личность” пришло в психологию, по крайней мере, из четырех источников.
     Первый  — христианство, которое закрепило  представление о вечной и божественной душе человека.
     Второй  — философия. Когда в середине прошлого века психология отделилась от философии, встал вопрос об особом - философском (непсихологическом) - видении  человека. На этой почве в Германии родилась «философская антропология»  — попытка соединить естественнонаучное и философское знание о человеке, найти «базисную структуру» человеческого  бытия и специфических черт человека. Немецкие философы и прошлого –  И.Кант, Л.Фейербах  Й.Фихте, – и современности – В.Дильтей, М. Шелер (ХХ век) – понимали под антропологией знание о специфической сущности человека и об особенностях его физической, психической, моральной, духовной и культурной жизни. А один из них – Макс Шелер – (1874 – 1928) заявил, что в известном смысле все центральные проблемы философии сводятся к вопросу о том, что такое человек и какое положение занимает он среди всего бытия, мира и Бога. Психология в целях отмежевания от философии некоторое время отказывалась от ответов на подобные глобальные вопросы, но необходимость оказалась сильнее межпредметных отношений.
     Третий  источник — психиатрические феномены «раздвоения личности», или «множественной личности». Были описаны случаи, когда  человек внезапно становился кем-то другим. У него менялись биография, образ мышления, эмоциональный мир, круг интересов. На вопрос: «что при этом происходит с человеком?» был найден удобный ответ: меняется личность. Этот источник тщательно проанализировал классик мировой психологии В.Джеймс (1842 – 1910).
     Четвертый источник — потребности самой  психологии в преодолении чувства  тупика. Психологи, которые в стремлении к объективности, сосредоточивалась  на познании механизмов, процессов  психики, чувствовали, что теряют самое  существенное в человеке. «Изучались отдельные функции, а человек  как комплекс, как сложная система  мотивационных сил не рассматривался». Психоаналитики утверждают, что существенно  стимулировал появление теории личности З.Фрейд. «Его выводы и принципы вызвали  к жизни первую всеобъемлющую  теорию личности, основанную на наблюдении, а не на умозрительных предположениях».
     Понятие личности является частным случаем  проявления холистического (целостного) принципа, согласно которому психические функции не могут «существовать изолированно от общего целого, от той организации, раскрытие законов которой имеет решающее значение». В этом смысле личность представляет собой высшую форму психической целостности.
 


     Теории  личности в зарубежной психологии
       Психология личности — это  раздел науки, позволяющий понять  суть человеческой натуры и  индивидуальности. Современная психология  не может сегодня предложить  единого, общепринятого определения  личности. Причина этого кроется  в сложности и разнообразии  того явления, которое понятием  личности. Большое число различных  концепций и гипотез о природе  и механизмах развития личности  объединены в основные теории  личности. В зарубежной психологии  активно развиваются несколько  теорий личности, наиболее значимыми  из которых называют следующие  пять: психодинамическая, феноменологическая, диспозициональная, поведенческая, когнитивная.
       Психодинамические теории личности. Основные принципы психодинамической теории личности были сформулированы 3.Фрейдом в рамках созданной им теории, которую называют «классический психоанализ». По мнению Фрейда, главным движущим фактором развития личности являются врожденные инстинкты, все многообразие которых объединено в две основные группы инстинкты жизни (Эрос) и инстинкты смерти (Танатос). Наиболее значимыми для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. энергию сексуальных инстинктов он назвал либидо. Впоследствии Фрейд стал употреблять термин «либидо» для обозначения энергии жизненных инстинктов в целом.
       Фрейд выделил три основные  структуры личности: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Superego). Оно представляет собой источник всей побудительной энергии, которая необходима для жизненной активности человека. Эта энергия изначально присуща сексуальным и агрессивным влечениям, которые составляют существенную часть Оно. Основной принцип функционирования Оно — принцип удовольствия. Оно ищет наслаждения и избегает боли, стремится к немедленной и тотальной разрядке. Полная противоположность Оно — Сверх-Я, которое представляет систему ценностей, норм и правил поведения, принятых в обществе, а также идеалы и наказания, которых человек ожидает, если правила будут нарушены. Эго — это подструктура личности, ответственная за принятие решений. Эго, функционируя в соответствии с принципом реальности, стремится удовлетворить желания Оно, согласовав их с требованиями Сверх-Я. Оно, Я и Сверх-Я находятся в постоянной борьбе, сильные конфликты между этими структурами могут приводить к психическим и соматическим заболеваниям.
       Важным этапом в истории психодинамического направления стало появления нескольких новых теорий, авторы которых, каждый по-своему, пытались пересмотреть классическую теорию Фрейда. Наиболее яркими представителями психоаналитического движения, которые критиковали Фрейда и создали свои собственные теории личности, были А.Адлер и К.Г.Юнг. А.Адлер подчеркивал целостность, креативность и самоопределяющуюся сущность человека, движущей силой развития, которого является стремление к превосходству, к компенсации чувства неполноценности, пережитого в детстве. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого он стремится к достижению своих жизненных целей. Чтобы понять человека необходимо понять его стиль жизни. Адлер видел человека не только как нечто цельное само по себе, но и как часть большей целостности: семьи, круга друзей, знакомых, общества, человечества, — принадлежность, к которой определяется его социальным интересом.
       В отличие от Фрейда К.Г.Юнг  рассматривал либидо как творческую  жизненную энергию, которая может  способствовать постоянному личностному  росту. В личности Юнг выделял  три структуры: эго, личное  и коллективное бессознательное.  В эго представлено все, что  человек осознает. Личное бессознательное  содержит подавленные и вытесненные  из области сознания переживания,  а также скопления комплексе,  представляющих собой связки мыслей и чувств. Коллективное бессознательное состоит из архаичных, изначальных элементов — архетипов, в которых заключен опыт всего человечества, предрасполагающий к реагированию определенным образом на то, что происходит с человеком.
       Феноменологическая теория личности. Феноменологическое направление  подчеркивает идею о том, что  поведение человека можно понимать  только в терминах его субъективного  восприятия и познания действительности. Этот подход исходит из того, что объективная действительность  есть реальность, сознательно воспринимаемая  и интерпретируемая человеком  в данный момент времени. Другой  важный тезис, лежащий в основе  данного подхода, заключается  в том, что человек способен  сам определять свою судьбу, он  свободен в принятии решений  относительно своей жизни и  в то же время несет полную  ответственность за то, что он  собой представляет. Третье положение  феноменологического подхода отражает  позитивную природу человека  и его стремление к самореализации, развитию, совершенствованию. 
       Наиболее последовательно феноменологический  подход прослеживается во взглядах  американского психолога К.Роджерса. Он считал, что люди — это позитивные и разумные создания, искренне желающие жить в гармонии с собой и другими. Движущая сила развития личности, согласно Роджерсу, — тенденция к актуализации, т.е. стремление сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие свои качества, заложенные природой.
       Диспозициональная теория личности. Данное направление часто называют теорией черт, так как его представители предполагали, что люди обладают некими предрасположенностями (диспозициями) к реагированию определенным образом на различные ситуации, эти диспозиции были названы чертами. Другими словами люди постоянны в своих действиях, мыслях и чувствах вне зависимости от обстоятельств, событий и жизненного опыта. Каждая личность уникальна, понять ее можно через описание ее конкретных черт. Наиболее влиятельными представителями данного направления считают Гордона Олпорта (1897—1967), Ганса Айзенка (1916—1997) и Раймонда Кэттэлла (1905—1998).
       Поведенческие теории личности. Это направление иногда называют  теориями научения, так как его основным тезис — утверждение о том, что личность — это тот опыт, который человек приобрел в жизни, то, чему он научился. Главным источником развития личности является среда в широком смысле слова, а в качестве основных элементов личности выступают рефлексы и социальные навыки. В поведенческих теориях личности выделяют два основных направления. Первое представлено работами известных американских психологов Дж.Уотсона и Б.Скинера, в которых изложены основные идеи классического бихевиоризма, согласно которым поведение человека детерминировано внешними обстоятельствами и может быть описано с помощью формулы: S->R. По мнению представителей второго направления, поведение человека регулируется не столько внешними, сколько внутренними факторами, такими как цели, ожидания, самовосприятие. Представители этого направления — Альберт Бандура и Джулиан Роттер.
       Когнитивные теории личности. Основоположником  этого подхода был американский  психолог Дж.Келли (1905— 1967). Он считал, что человек — это исследователь, пытающийся понять, что с ним происходит, и предсказать, что с ним произойдет в будущем. В связи с этим на поведение человека большое влияние оказывают когнитивные и интеллектуальные процессы. Человек воспринимает и интерпретирует мир с помощью определенных моделей, которые Келли назвал конструктами. Личность — это организованная система важных конструктов, т.е. личность — это то, как человек воспринимает и истолковывает свой жизненный опыт. Дружба, любовь, нормальные взаимоотношения возможны только тогда, когда люди имеют сходные конструкты.
       Все перечисленные выше теории  личности пытаются ответить, пожалуй,  на самый сложный вопрос современной  науки: что такое человек, каковы  его сущность и движущие силы  его развития и т.д. И каждая  из них представляет свое видение,  свои фрагмент общей картины  того сложного и целостного, что  называется личностью.
 


     История изучения личности
     Психология  личности стала экспериментальной  в первые десятилетия XX века. Однако теоретические исследования в области  психологии личности велись задолго  до того времени, и в истории соответствующих  исследований можно выделить три  периода: философско-литературный, клинический  и экспериментальный. Первый берет  начало от работ древних мыслителей и продолжается до начала XIX века. Рассматривались  проблемы нравственности и социальной природы человека, его поступки и  поведение. Толкование личности очень  широкое.
     В первые десятилетия XIX века наряду с  философами и писателями проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали  вести систематическое наблюдение за личностью больного в клинических  условиях, изучать историю его  жизни для того, чтобы лучше  понять его наблюдаемое поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе  человеческой личности. Этот период и  получил название клинический. Вплоть до начала XX века философско-литературный и клинический подходы к личности были единственными попытками проникновения  в ее сущность.
     В первые десятилетия XX века изучением  личности стали заниматься профессиональные психологи, которые до этого времени  обращали внимание главным образом  на исследования познавательных процессов  и состояний человека. Они попытались придать соответствующим исследованиям  экспериментальный характер, введя  в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения  достоверных фактов, на основе которых  затем можно было бы строить экспериментально проверенные, а не умозрительные  теории личности.
 


     Представления о психологической сущности личности
     Однако, центральное место в психологической  науке занимает проблема психического развития индивида. В истории науки, первое, с чем столкнулись исследователи  при обращении к изучению психологического развития индивида, - это вопрос о  соотношении в нем биологического и социального. Были перебраны практически  все возможные формально-логические связи между понятиями психологическое, социальное и биологическое. Психическое  развитие трактовалось и как полностью  спонтанный процесс, независимый ни от биологического, ни от социального; и как производный только от биологического, или только от социального развития, либо как результат их параллельного  действия на индивида или взаимодействия и т.д.
     В биологических концепциях психическое  развитие рассматривается как функция  развития организма, как ничто, однозначно следующее за этим развитием. Все  особенности психических процессов, состояний и свойств человека здесь пытаются вывести из биологических  законов. При этом нередко используют законы, открытые при изучении животных, которые не учитывают специфику  развития человеческого организма.
     Наиболее  ярко суть биологических концепций  В. Штерн: "Человеческий индивид в  первые месяцы младенческого периода, с преобладанием низших чувств, с  неосмысленным рефлекторным и импульсивным существованием, находятся в стадии млекопитающего; во второе полугодие, развив деятельность хватания и разностороннего  подражания, он достигает развития высшего млекопитающего - обезьяны и на втором году, овладев 
     вертикальной  походкой и речью - элементарного  человеческого состояния. В первые пять лет игры и сказок он стоит  на ступени первобытных народов. Затем следуют поступление в  школу, более напряженное внедрение в социальное целое с определенными обязанностями, - онтогенетическая параллель вступления человека в культуру с ее государственными и экономическими организациями. В первые школьные годы простое содержание античного и ветхозаветного мира наиболее адекватно детскому духу, средние годы носят черты фанатизма, христианской культуры и только в периоде зрелости достигается духовная дифференциация, соответствующая состоянию культуры нового времени".
     Человеческий  индивид рождается с определенным набором биологических свойств  и физиологических механизмов, которые  и выступают в роли такой основы. Вся генетически закрепленная  система свойств и механизмов является общей исходной предпосылкой дальнейшего развития индивида, обеспечивает универсальную его готовность к  развитию, в том числе и психическому. Для психологического исследования личности важно содержание жизнедеятельности  индивида в каждом временном интервале.
     Отечественный психолог Б.Ф. Ломов, развивая системный  подход к пониманию сущности личности, пытаются вскрыть всю сложность  и неоднозначность решения проблемы соотношения социального и биологического в личности. Его взгляды на эту  проблему сводятся к следующим основным положениям. Исследуя развитие индивида, психология, конечно, не ограничивается анализом только отдельных психических  функций и состояний. Ее, прежде всего, интересует формирование и развитие личности человека. В этой связи  проблема соотношений биологического и социального выступает преимущественно  как проблема организм и личность. Одна из этих понятий сформировалось в контексте биологических, другое - социальных наук, но и то и другое относится к индивиду как представителю  вида "человек разумный" и как  члену общества. Вместе с тем в  каждом из этих понятий фиксируются  в разные системы свойств человека: в понятии организм - структура  человеческого индивида как биологической системы, в понятии личности его включенность в жизнь общества. Как уже отмечалось, исследуя формирование и развитие личности, отечественная психология исходит из марксистского положения личности как социальном качестве индивида. Вне общества это качество индивида не существует, а потому вне анализа отношений индивид - общество не может быть понятым. Объективным же основанием личностных свойств индивида является система общественных отношений, в котором он живет и развивается.
     Еще более многообразны и многоплановы отношения психического к социальному. Соотношение социального и биологического в психике человека многомерно, многоуровнево и динамично. Оно определяется конкретными обстоятельствами психического развития индивида и по-разному складывается на разных ступенях этого развития и на разных его уровнях.
     В истории отечественной психологии представление о психологической  сущности личности неоднократно изменялось.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.