На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Фискальная и монетарная политика

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

Содержание

1.ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

1.1. Бюджетно-налоговая политика и ее виды

1.2. Структура и функции государственного бюджета

1.3. Налоговая система[1]

1.4 Характерные черты и признаки налога

1.5 Фискальная функция налогообложения

1.6 Классификация налогов

1.7 Воздействие налогов на экономику

1.8 Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос.

1.9 Бюджетный дефицит. Государственный долг

2.МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА

2.1. Деньги и денежная масса

2.2 Электронные средства платежа

2.3 Кредитная система государства

2.4 Сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики

 
2.5Воздействие монетарной политики на экономику.

2.6 Теоретические подходы к денежно-кредитной политике

3. СИНТЕЗ МОНЕТАРНОЙ И ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

 

1.1. Бюджетно-налоговая политика и ее виды

Экономическую основу функционирования современного государства составляют огромные денежные средства, взимаемые с хозяйствующих субъектов в виде налогов и перераспределяемые через государственный бюджет. Политика регулирования доходов и расходов государства, называемая фискальной, оказывает большое воздействие на всю жизнь современного общества. Мероприятия фискальной политики определяются стоящими перед правительством экономическими целями — борьбой с инфляцией, сглаживанием циклических колебаний экономики и др. Государство регулирует совокупный спрос, структуру, распределение и использование национального дохода государственными расходами, трансфертными выплатами и налогообложением.
Инструментом проведения такой политики является государственный бюджет: налоговая политика формирует его доходную часть, а политика государственных расходов — расходную. Формирование и использование бюджетных средств отражает цикличность развития экономики и нацелено на достижение экономической стабильности.
Фискальная политика подразделяется на недискреционную политику (политику автоматических стабилизаторов), регулирующую доходы и расходы независимо от оперативных действий правительства, и дискреционную, подразумевающую осуществление государством фискальной политики принятием мер по регулированию своих доходов и расходов.
Дискреционная фискальная политика бывает двух видов — фискальная экспансия и фискальная рестрикция.
Фискальная политика, направленная на стимулирование хозяйственной жизни увеличением совокупного спроса, государственных расходов и (или) снижения налогов, называется фискальной экспансией, или стимулирующей политикой. Она направлена на сглаживание цикличности экономики и обеспечение экономического роста, но рост государственных расходов и возникновение дефицита госбюджета могут породить инфляцию.
Другой вид фискальной политики, направленной на ограничение экономического бума и применяемый для борьбы с инфляцией, называется фискальной рестрикцией, или ограничительной политикой. Она предполагает снижение государственных расходов и (или) увеличение налогов. Это позволяет снизить вызванную бумом инфляцию за счет падения темпов экономического роста, но вызывает рост безработицы.
При увеличении государственных расходов возникает «эффект вытеснения», заключающийся в инвестиционной конкуренции между государством и частным сектором (домашними хозяйствами и предприятиями), ведущей к перераспределению факторов производства в пользу государства. Увеличение государственных закупок при неизменном предложении денег повышает процентную ставку, что ведет к сокращению частных инвестиций. А это в свою очередь влияет на темпы роста и уровень жизни. Эффективность экономики достигается оптимальным ограничением государственных расходов.
Такая политика может оказаться эффективной, если правительство просчитывает ее влияние на уровень и динамику национального производства. При оценке влияния изменения налогов и государственных расходов на объем национального производства правительство должно учитывать:
1)       действие трех мультипликаторов (налогового, государственных расходов и сбалансированного бюджета);
2)       эффект Лаффера;
3)       кривую Филлипса, согласно которой снижение уровня инфляции обычно сопровождается ростом безработицы.
 
 
Дискреционная фискальная политика имеет существенный недостаток. Для принятия и реализации ее мер необходимо время, в течение которого ситуация в экономике может измениться и принятые решения могут оказаться бесполезными или даже вредными.
Другой вид фискальной политики, получивший название недискреционной политики, или политики «автоматических стабилизаторов», означает автоматическое изменение величин государственных расходов, налоговых поступлений и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода.
Автоматический (встроенный) стабилизатор — это экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний экономики, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. Обычно применяется два таких стабилизатора: прогрессивная ставка налогообложения и система государственных трансфертов. Встроенные стабилизаторы «включаются» без непосредственного вмешательства регулирующих органов, в результате чего относительно смягчается проблема продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики.
Так, на стадии перегрева экономики рост доходов при прогрессивной ставке налогообложения автоматически увеличивает налоговое бремя. Вместе с тем государственные расходы на трансферты автоматически снижаются, появляется профицит бюджета. Это тормозит экономику. На стадии спада, напротив, сокращение производства и доходов хозяйствующих субъектов приводит к снижению налогового бремени, увеличению трансфертных платежей, росту дефицита бюджета, что с совокупности оживляет экономику. Действие автоматических стабилизаторов влияет на изменение объема производства, уровня цен и ставок процента. Стабилизаторы при изменении спроса обеспечивают более плавное изменение выпуска продукции.

1.2. Структура и функции государственного бюджета

Бюджетно-налоговая политика проводится правительством страны при помощи бюджетов различных уровней.
Государственный бюджет в соответствии с определением Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджетной системой называется совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.
В России бюджетная система страны трехуровневая.
Первый уровень включает в себя федеральный бюджет и федеральные государственные внебюджетные фонды.
Второй уровень составляют бюджеты субъектов РФ и территориальные государственные внебюджетные фонды.
К третьему уровню бюджетной системы относят местные бюджеты.
Консолидированный бюджет Российской Федерации состоит из федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ.
В свою очередь, консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает бюджет субъекта РФ и местные бюджеты.
Государственные внебюджетные фонды — это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в госбюджет, а поступающие в государственные социальные фонды, наполнение которых производится посредством сбора Единого социального налога (ЕСН). В настоящее время в России действуют три внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные) — ФОМС. Эти фонды формируются посредством начислений на фонды оплаты труда юридических лиц.
Доходы бюджетов делятся на налоговые и неналоговые. Налоговые доходы формируют основную часть бюджетных поступлений — от 70 до 95% доходов бюджета в разных странах и в различные временные периоды.
Налоговые доходы включают поступления закрепленных за данным бюджетом собственных налогов и причитающиеся данному уровню бюджета части регулирующих доходов (т.е. налогов, по которым устанавливаются нормативы отчислений в процентах в бюджеты разных уровней).
К неналоговым доходам бюджета, согласно БК РФ, относятся:
¦        доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Эти доходы включают: арендную плату за временное владение и пользование государственным или муниципальным имуществом; проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности под залог; проценты за кредиты, предоставленные бюджетам других уровней, иностранным государствам или юридическим лицам; прибыль, приходящуюся на доли в уставных капиталах хозяйствующих товариществ и обществ; дивиденды по акциям, принадлежащим Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям; часть прибыли государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов;
¦        доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
¦        доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;
¦        средства, получаемые в виде штрафов, конфискаций, компенсаций, а также в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям;
¦        доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней, кроме бюджетных кредитов, а также безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств;
¦        доходы от внешнеэкономической деятельности (чистый экспорт);
¦        доходы от приватизации (в развитых странах до 10% доходной части бюджета).
Расходы бюджетов делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы обеспечивают функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, государственную поддержку бюджетов других уровней и отдельных отраслей экономики и т.п. Капитальные расходы направлены на обеспечение инновационной и инвестиционной деятельности государства и включают инвестиции в действующие или вновь создаваемые организации, бюджетные кредиты на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта, а также на создание или увеличение имущества, находящегося в государственной собственности.
Расходы бюджетов осуществляются в следующих формах:
¦        ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
¦        средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых по государственным и муниципальным заказам;
¦        трансферты населению;
¦        бюджетные кредиты (в том числе налоговые кредиты и другие отсрочки по уплате налогов) юридическим лицам;
¦        субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
¦        бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней и внебюджетным фондам;
¦        кредиты иностранным государствам;
¦        средства на обслуживание государственного долга, включая выданные государственные и муниципальные гарантии.
Дотация — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозвратной и безвозмездной основе для покрытия текущих расходов.
Субвенция — средства, предоставляемые безвозмездно как бюджетам других уровней, так и юридическим лицам на строго определенные цели (например, Москва получает от федерального правительства субвенцию в 4 млн дол. в год за выполнение функций столицы Российской Федерации).
Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Бюджетный кредит — предоставление средств другому бюджету или юридическому лицу на возвратной и возмездной основе.
Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев.
Организация может получить также инвестиционный налоговый кредит (на срок от одного года до пяти лет) — это кредит, предоставляемый в случае технического перевооружения предприятия, внедрения им новой техники и технологии или в случае выполнения им особо важного заказа, связанного с социально-экономическим развитием региона или предоставлением особо важных услуг населению. За инвестиционный налоговый кредит взимаются проценты в пределах от У2 до 3/4 ставки рефинансирования Банка России.
Структура доходов и расходов федерального бюджета на 2006 г. представлена в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Федеральный бюджет Российской Федерации 2006 и 2007 гг. (млрд руб.)
Доходы бюджета
Расходы бюджета
Статья доходов
2006 г.
2007 г.
Статья расходов
2006 г.
2007 г.
Доходы — всего
5 046,1
6 964,8
Расходы — всего
4 270,1
5 463,5
Налоги на при-
344,8
580,4
Общегосударст-
638,9
808,2
быль, доходы
 
 
венные вопросы
 
 
организаций
 
 
 
 
 
Налоги и взносы
302,3
368,2
Национальная
666,0
822,0
на социальные
 
 
оборона
 
 
нужды (единый
 
 
 
 
 
социальный налог)
 
 
 
 
 
Налоги на товары (работы, услуги),
1 212,2
1 485,0
Национальная
безопасность
541,6
662,9
реализуемые
 
 
и правоохрани-
 
 
на территории РФ
 
 
тельная деятель-
 
 
 
 
 
ность
 
 
В том числе налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ
1 123,7
1 378,7
 
 
 
 
 
Доходы бюджета
Расходы бюджета
Статья доходов
2006 г.
2007 г.
Статья расходов
2006 г.
2007 г.
 
 
 
Национальная
 
 
 
 
 
экономика
339,3
497,2
Налоги на товары,
532,3
713,4
Жилищно-ком-
38,9
53,0
ввозимые на тер-
 
 
мунальное
 
 
риторию РФ
 
 
хозяйство
 
 
Налоги, сборы
753,3
1 069,0
Охрана окружа-
6,3
8,1
и регулярные
 
 
ющей среды
 
 
платежи за поль-
 
 
 
 
 
зование природ-
 
 
 
 
 
ными ресурсами
 
 
 
 
 
Государственная
23,1
26,3
Образование
201,6
277,9
пошлина, сборы
 
 
 
 
 
Доходы от внеш-
1 662,9
2 455,1
Культура, кине-
51,3
67,8
неэкономической
 
 
матография
 
 
деятельности
 
 
и средства массовой информации
 
 
Доходы от исполь-
85,8
99,8
Здравоохранение
149,1
206,4
зования имущест-
 
 
и спорт
 
 
ва, находящегося
 
 
 
 
 
в государственной
 
 
 
 
 
и муниципальной
 
 
 
 
 
собственности
 
 
 
 
 
Платежи при поль-
29,5
37,4
Социальная
205,3
215,6
зовании природ-
 
 
политика
 
 
ными ресурсами
 
 
 
 
 
Доходы от плат-
89,8
118,7
Межбюджетные
1 431,8
1 844,3
ных услуг и ком-
 
 
трансферты
 
 
пенсации затрат
 
 
 
 
 
государства
 
 
 
 
 
Доходы от прода-
1,3
2,2
 
 
 
жи материальных
 
 
 
 
 
и нематериальных
 
 
 
 
 
активов
 
 
 
 
 
Административ-
3,5
3,8
 
 
 
ные платежи
 
 
 
 
 
и сборы
 
 
 
 
 
Штрафы, санкции,
2,0
2,2
 
 
 
возмещение ущерба
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 


Доходы бюджета
Расходы бюджета
Статья доходов
2006 г.
2007 г.
Статья расходов
2006 г.
2007 г.
Прочие неналого-
 
 
 
 
 
вые доходы
3,2
2,8
 
 
 
Целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей
0,1
0,5
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Налоговая система[2]

Налоговая система — это совокупность налогов, принципов налогообложения, методов и механизмов исчисления налогов. Она является одним из основных инструментов фискальной политики государства.
Цель налоговой системы — обеспечить поступление в бюджет финансовых ресурсов, которые необходимы для поддержания деятельности государства в области социальной защиты граждан, перераспределения доходов, регулирования экономики.
Определение понятия «налог» лучше всего характеризует ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), детализирующая понятия налога и сбора: «1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. 2. Под сбором (выделено нами. — Авт.) понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».
Правовую категорию налога можно выразить следующим определением. Налог — это обязательный взнос в бюджет, который либо непосредственно входит в налоговую систему государства, либо установлен актом налогового законодательства.
Неналоговый платеж (квазиналог) — это обязательный платеж, который тем не менее не входит в налоговую систему государства и установлен не налоговым, а иным законодательством. К ним относятся взносы в Пенсионный фонд РФ (с 1 января 2001 г. являющиеся частью Единого социального налога) и другие государственные внебюджетные фонды, патентные пошлины, сборы за регистрацию предприятий и т.д.
Разовые государственные изъятия — это платежи, взимаемые государством в особом порядке и, как правило, в чрезвычайных ситуациях, а также в качестве наказаний. В качестве разовых изъятий рассматриваются реквизиции, конфискации и штрафы. Различие между налогами и штрафами состоит в поводе изъятия. Поводом налогового платежа является перераспределение национального дохода, а поводом уплаты штрафа — совершение того или иного правонарушения.
Термины «налог», «сбор», «пошлина» и т.д. считаются синонимами, так как имеют одно и то же значение, а их употребление объясняется лишь сложившейся практикой и традициями. В то же время между самими налогами, сборами и иными платежами существуют определенные различия теоретического плана.
Под термином «налог», как правило, понимается систематический взнос, который уплачивается плательщиком без какого-либо удовлетворения.
Что касается сборов и пошлин, то они обычно взимаются государственными и местными органами, учреждениями за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права.
Сбор представляет собой плату, взимаемую государственными органами за право участия, пользования чем-либо или осуществления той или иной деятельности.
Пошлина (в большинстве случаев) представляет собой плату, взимаемую с организаций и граждан за совершение государственными органами определенных действий. Таким образом, частичное «возмещение» пошлин и сборов отличает их от чистых налогов. Кроме того, пошлины и сборы взимаются только с тех, кто вступает в отношения с соответствующими органами или учреждениями по поводу получения нужных ему услуг. Следовательно, обязательность уплаты пошлин и сборов наступает в результате свободного выбора плательщика. Обязанность же по уплате налога возникает в любом случае при наличии у налогоплательщика объекта налогообложения.
Иные платежи, к которым относятся отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду, платежи за пользование природными ресурсами, принадлежащими государству, носят характер платы за использование принадлежащих государству природных ресурсов и направлены на компенсацию и восстановление нарушенного природного состояния. Они тоже относятся к категории налогов.

1.4 Характерные черты и признаки налога

На основании изложенного выше можно сделать следующие выводы о характерных чертах и признаках налога.
Юридический аспект налога состоит в том, что налог всегда представляет собой отчуждение части собственности субъектов в пользу государства при внесении платежей в бюджет. Установление налога и его взимание осуществляются в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
Налог — это обязательный взнос. По закону налогоплательщики при определенных условиях обязаны уплачивать налоги (ст. 57 Конституции РФ). Обязательность налога обеспечивается силой государства в лице налоговых, правоохранительных и судебных органов. Другими словами, уплата налогов носит не добровольный, а принудительный характер.
Экономический аспект налога состоит в том, что последний вносится в бюджет всегда в денежной форме. Уплата налога имуществом не предусмотрена. Налог, как уже говорилось, — это взнос, а слово «взнос» означает внесенные за что-либо деньги.
Существенным признаком налога является безвозмездность его уплаты, которая характеризуется односторонностью и безвозвратностью налогов.
Государство, получая в бюджет налоги и налоговые платежи, не принимает на себя встречные обязательства перед налогоплательщиком. Хотя если рассматривать эту проблему более широко, то плательщик налогов имеет от государства большой перечень благ, таких как бесплатное образование и медицинское обслуживание, дотируемые коммунальные услуги, защиту органами правопорядка и т.д. Все эти блага налогоплательщик получает от государственных институтов, которые содержатся на его отчисления. В то же время налоги безэквивалентны, и пользование общественными благами не пропорционально величине налогов, уплачиваемых налогоплательщиком.
Налоги вносятся в бюджет или во внебюджетные фонды, которые выступают получателями налогов. Они поступают непосредственно как в федеральный бюджет, так и в местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Есть варианты, когда налог уплачивается не в бюджет, а вносится на счета определенных организаций — держателей и распорядителей бюджетных счетов. Характерным примером служит производившаяся до 2001 г. уплата налогов в дорожные фонды, т.е. именно организациям, отвечающим за состояние дорог. Такой порядок устанавливается не бюджетным, а налоговым законодательством (целевые налоги).
Налоги являются абстрактными платежами, которые при внесении их в бюджет не имеют целевого назначения. Это означает, что налоговые доходы не предназначены для конкретных государственных расходов. Денежные средства поступают в бюджет на нужды всего государства. Целевая направленность некоторых налоговых платежей прослеживается в их названии (например, платежи в дорожные фонды). Но целевые налоги, носящие некоторую содержательную направленность, не нарушают общего признака абстрактности налоговых платежей.
Функции налогообложения — это проявление его сущности и свойств. В первую очередь в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.
На практике налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя между собой, эти функции образуют систему.
Рассматривая современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции:
1)       фискальную;
2)       распределительную (социальную);
3)       регулирующую.
Кратко рассмотрим каждую из них.

1.5 Функции налогообложения

Фискальная функция
Фиск (от лат. fiscus — корзина) в Древнем Риме начиная с VI в. н.э. — единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение государственной казны термином «фиск»).
Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством нее реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.
В составе фискальной можно выделить контрольную функцию. Через налоги государство контролирует финансово-хозяйственную деятельность организаций и граждан, источники доходов и расходов. Денежной оценкой сумм налогов можно количественно сопоставить показатели доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства.
С первого взгляда может показаться, что чем выше ставки налогов, тем больше средств попадет в бюджет, способствуя увеличению государственных доходов. Однако это не совсем так. Ни предприниматель, ни индивидуальный работник не хотят работать при чрезмерно высоких ставках налогов, так как не видят для себя в этом никакой выгоды. В то же время низкие ставки налогов создадут дефицит государственного бюджета и сократят социальные трансферты правительства. Поэтому нужны грамотные и всесторонне осмысленные подходы при осуществлении фискальной функции налогообложения.

Распределительная (социальная) функция налогообложения

Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл данной функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на наиболее обеспеченные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения. В некоторых социально ориентированных странах (например, в Швеции) признается почти официально, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения менее доходной за социальную стабильность в обществе.

Регулирующая (экономическая) функция налогообложения

Регулирующая функция направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Эта функция имеет стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции.
Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Они реализуются через систему льгот и освобождений. Системы налогообложения, существующие в экономически развитых странах, представляют широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность и т.д.
Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это осуществляется посредством повышенных ставок налогов (так, для казино до 2001 г. ставка налога на прибыль составляла 90%) налога на вывоз капитала и установления повышенных таможенных пошлин на имущество, акцизов и др.
Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и пр.
Налоговое стимулирование инвестиций, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства в отрыве от прочих экономических факторов не приносит желаемого результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не столько налоговыми льготами, сколько потребностями развития производства и расширения бизнеса, ожидаемыми прибылями и пр.
В то же время регулирующая функция налогов действует сразу и непосредственно при дестимулирующем налоговом подходе. Создание непомерного налогового бремени практически всегда влечет спад производства из-за потери его эффективности. Так, например, непомерный налоговый гнет на российское крестьянство в 30-х гг. XX в. (под видом классовой борьбы с кулачеством) привел к его ликвидации за несколько лет. Дестимулирование импорта установлением повышенных пошлин (политика протекционизма) также влечет за собой резкое сокращение ввоза тех или иных товаров.
В качестве дополнения к регулирующей функции можно выделить контрольную и поощрительную функции.
Контрольная функция заключается в том, что через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечить минимум налоговых поступлений в бюджет, достаточный для выполнения государством своих основных функций.
Сущность поощрительной функции состоит в том, что порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза, Героям России и др.). Данная функция представляет собой приспособление налоговых механизмов для реализации социальной политики государства и имеет социальную направленность. Из налогооблагаемого дохода физических лиц производятся вычеты на содержание детей и иждивенцев, на строительство или приобретение жилья, осуществление благотворительной деятельности. Согласно Налоговому кодексу РФ (часть 2), налогооблагаемый доход снижается в связи с другими социальными расходами: платным обучением детей, покупкой лекарств.

1.6 Классификация налогов

Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации, т.е. разделения на виды (рис. 8.2). В современной теории и практике налогообложения налоги классифицируются следующим образом:
¦        по способу взимания налогов;
¦        субъекту-налогоплательщику;
¦        органу, устанавливающему и конкретизирующему налоги;
¦        порядку введения налога;
¦        уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;
¦        целевой направленности введения налога. Рассмотрим подробно каждый вид.
По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, поэтому размер такого налога точно определен. Прямые налоги подразделяются на реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от объекта налогообложения (земельный налог, налог с владельцев транспортных средств и др.); личные прямые налоги, уплачиваемые с действительно полученного дохода и отражающие фактическую платеже
способность плательщика налогов. К ним относятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль с предприятий и организаций и др.

Рис. 1.2. Классификация налогов
 
Косвенные налоги взимаются через цену товара. Это надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг (акцизы, НДС, налоги с оборота и др.). По объектам взимания косвенные налоги подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров, и косвенные универсальные, которыми облагаются все товары, работы, услуги: НДС, фискальные монополии (ими облагаются товары и услуги, чье производство и реализация сосредоточены в руках государства), таможенные пошлины. Косвенные налоги оплачиваются в конечном счете потребителями товаров (работ, услуг), так как входят в их цену. Поэтому их называют также налогами на потребление.
По субъекту-налогоплательщику выделяют следующие виды налогов.
Налоги с физических лиц. К ним относятся подоходный налог (налог на доходы), налог на имущество физических лиц, курортный сбор и др.
Налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, НДС, акцизы и др.).
Смешанные налоги. Их уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и т.д.).
По органу, устанавливающему и конкретизирующему налоги, последние можно разделить на три группы: федеральные, региональные и местные.
Федеральные (общегосударственные) налоги. Для них размеры налоговых ставок, объекты налогообложения и порядок зачисления суммы в бюджеты различных уровней определяются законодательством России и являются едиными на всей ее территории.
Региональные налоги (налоги республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей и округов). Их отличительная черта в том, что конкретные размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методы исчисления налогов устанавливаются в соответствии с законодательством России законодательными органами субъектов Федерации.
Местные налоги и механизм их сбора вводятся районными и городскими органами в соответствии с законодательством РФ. Особенностью местных налогов является то, что некоторые из них, например, земельный налог, налог с имущества физических лиц, регистрационный сбор с лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. Конкретные же ставки таких налогов определяются законодательными актами субъектов РФ и органов власти местного самоуправления. Другие налоги и сборы, такие как курортный сбор, вводятся районными и городскими органами власти.
По порядку введения налога выделяют общеобязательные и факультативные налоги.
Общеобязательные устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории, независимо от уровня бюджета, в который они поступают. К таким налогам относятся все федеральные налоги, а также налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду, земельный налог и др.
Факультативные налоги предусмотрены основами налоговой системы, однако непосредственно могут вводиться законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти субъектов Федерации. Взимание этих налогов на определенной территории находится в компетенции органов местного самоуправления. К ним относится, например, налог с продаж, взимание которого прекращено с 2004 г., а также все местные налоги, за исключением общеобязательных.
По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, налоговые платежи делят на закрепленные и регулируемые.
Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди закрепленных выделяют налоги, поступающие в федеральный бюджет, региональный бюджет, местный бюджет, внебюджетные фонды.
Регулируемые налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, соответствующей действующему бюджетному законодательству. К ним относится налог на прибыль с предприятий и организаций. Одна часть налога поступает в федеральный бюджет, другая — в бюджет субъекта Федерации.
По целевой направленности введения налога налоги делятся на абстрактные и целевые.
Абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом, в то время как целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства. Для целевых налоговых платежей создается специальный фонд или в бюджете вводится специальная статья.

4.2. Совокупный спрос и совокупное предложение

Для того, чтобы разобраться с влиянием воздействия налогов на экономику рассмотрим такие понятия, как совокупный спрос и совокупное предложение
Совокупный спрос (AD — aggregate demand) — это сумма всех видов спроса, или суммарный спрос на всю конечную продукцию и услуги, произведенные в обществе. Совокупный спрос отражает зависимость между уровнем цен и объемом произведенного продукта, который потребители готовы купить при данном уровне цен. Графически совокупный спрос изображен на рис. 4.1.

Рис. 4.1. Кривая совокупного спроса
 
Совокупный спрос включает в себя следующие основные составляющие:
¦ спрос на потребительские товары и услуги (С). При увеличении уровня цен потребительский спрос сокращается, т.е. снижается покупательская способность накопленных доходов;
¦        спрос на инвестиционные товары (Г)—рост цен приводит к повышению процентной ставки, так как увеличивается спрос на деньги. Увеличение же процентных ставок сокращает объем реальных плановых инвестиций;
¦        спрос на товары и услуги со стороны государства (G), так называемые государственные закупки. Увеличение уровня цен в стране сокращает государственные закупки, так как выделение средств из бюджета на государственные закупки осуществляется в фиксированном стоимостном выражении;
¦        чистый экспорт — разница между экспортом и импортом (X). При увеличении уровня цен в данной стране объем ее экспортных операций уменьшается, а уровень импорта повышается, т.е. товары, произведенные в данной стране, становятся дороже иностранных.
Таким образом, совокупный спрос можно выразить формулой
AD = C + I+G + X. (4.1)
Все основные составляющие находятся в обратной зависимости от уровня цен, что определяет отрицательный наклон кривой AD. Таким образом, спрос на макроуровне подчиняется той же закономерности, что и на микроуровне: он будет падать при росте цен и увеличиваться при их снижении. Эта зависимость вытекает из уравнения количественной теории денег:
MV = PYnY=MV:P, (4.2)
где Р — уровень цен в экономике;
Y — реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос;
М — количество денег в обращении;
V — скорость обращения денег.
Из формулы (4.2) следует, что чем выше уровень цен Р, тем (при условии фиксированного предложения денег М и скорости их обращения V) меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос Y.
Обратная зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен связана:
с эффектом процентной ставки (эффект Кейнса) — с ростом цен увеличивается спрос на деньги. При неизменном предложении денег растет ставка процента, а в результате сокращается спрос со стороны экономических агентов, пользующихся кредитами, снижается совокупный спрос;
эффектом богатства (эффект Пигу) -— рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов, делает их владельцев беднее, в результате чего снижаются объем импортных закупок, потребление и совокупный спрос; эффектом импортных закупок — рост цен внутри страны при неизменных ценах на импорт перекладывает часть спроса на им- . портные товары, в результате чего сокращается экспорт и снижается совокупный спрос в стране.
Наряду с ценовыми на совокупный спрос оказывают влияние неценовые факторы. Их действие приводит к смещению кривой AD вправо или влево.
К неценовым факторам совокупного спроса относятся:
¦        факторы, влияющие на потребительские расходы домохозяйств: благосостояние потребителей, налоги, ожидания, так как оптимистические экономические ожидания потребителей и фирм увеличивают плановый объем потребляемого национального продукта;
¦        факторы, воздействующие на инвестиционные расходы фирм: процентные ставки, льготное кредитование, возможности получения субсидий;
¦        изменения в государственной политике, определяющей государственные расходы; кроме того, на совокупный спрос влияет изменение объема денежной массы в экономике, производимое центральным банком, и увеличение или уменьшение уровня налогообложения;
¦        изменения в мировой экономике, влияющие на чистый экспорт: колебания курсов валют, цен на мировом рынке, экономический рост в других странах, также оказывает влияние на совокупный спрос.
Изменения совокупного спроса отражены на рис. 4.1. Сдвиг прямой AD вправо отражает увеличение совокупного спроса, а влево — его уменьшение.
Совокупное предложение (AS — aggregate supply) — это вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведенная (предложенная) в обществе. Оно показывает взаимосвязь величины реального национального продукта и уровня цен, при котором производится продукт.
Графически взаимосвязь между уровнем цен и объемом выпуска изображается в виде кривой совокупного предложения.
На характер кривой AS также влияют ценовые и неценовые факторы. Как и в отношении кривой AD, ценовые факторы изменяют объем совокупного предложения и обусловливают движение вдоль кривой AS. Неценовые факторы вызывают сдвиг кривой влево или вправо. К неценовым факторам предложения относят изменения в технологии, в ценах ресурсов и их объемах, в налогообложении фирм и структуре экономики. Так, повышение цен на энергоносители приведет к росту издержек и снижению объема предложения (кривая AS сдвигается влево). Высокий урожай означает увеличение совокупного предложения (сдвиг кривой вправо). Рост или снижение налогов соответственно вызывают уменьшение или увеличение совокупного предложения.
Форма кривой предложения трактуется по-разному в классической и кейнсианской экономических школах. В классической модели экономика рассматривается в долгосрочном периоде. Это период, в течение которого номинальные величины (цены, номинальная заработная плата, номинальная ставка процента) под воздействием рыночных колебаний изменяются достаточно сильно, являются «гибкими». Реальные величины (объем выпуска продукции, уровень занятости, реальная ставка процента) меняются медленно и принимаются за постоянные. Экономика функционирует на полную мощность при полной занятости средств производства и ресурсов труда. Кривая совокупного предложения AS выглядит как вертикальная линия, отражая тот факт, что в этих условиях невозможно достичь дальнейшего увеличения объема производства, даже если это стимулируется увеличением совокупного спроса. Его рост в данном случае вызывает инфляцию, но не рост ВНП или занятости. Классическая кривая AS характеризует естественный (потенциальный) объем производства (ВНП), т.е. уровень ВНП при естественном уровне безработицы, или максимально высокий уровень ВНП, который может быть создан при имеющихся в обществе технологиях, трудовых и природных ресурсах без роста темпов инфляции.
Кривая совокупного предложения может передвигаться влево и вправо в зависимости от развития производственного потенциала, производительности, технологии производства, т.е. тех факторов, которые влияют на движение естественного уровня ВНП.
Кейнсианская модель рассматривает экономику в краткосрочном периоде. Это такой период (длительностью от одного до трех лет), который необходим для выравнивания цен на конечную продукцию и факторы производства. В течение этого периода предприниматели могут получать прибыль в результате превышения цен на конечную продукцию при отставании цен на факторы производства, прежде всего на рабочую силу. В краткосрочном периоде номинальные величины (цены, номинальная заработная плата, номинальная ставка процента) рассматриваются как «жесткие». Реальные величины (объем выпуска, уровень занятости) — как «гибкие». Эта модель исходит из неполной занятости экономики. В таких условиях кривая совокупного предложения AS либо горизонтальна, либо имеет восходящий характер. Горизонтальный отрезок прямой отражает глубокий спад в экономике, недоиспользование производственных и трудовых ресурсов. Расширение производства в такой ситуации не сопровождается повышением издержек производства и цен на ресурсы и готовую продукцию. Восходящий отрезок кривой совокупного предложения отражает ситуацию, когда рост объема национального производства сопровождается некоторым увеличением цен. Это может происходить из-за неравномерности развития отдельных отраслей, использования для расширения производства менее эффективных ресурсов, что повышает уровень издержек и цен на конечную продукцию в условиях ее роста.

Рис. 4.2. Кривая совокупного предложения
И классическая, и кейнсианская концепции описывают воспроизводственные ситуации, которые вполне возможны в реальной действительности. Поэтому три формы кривой предложения принято объединять в одну линию, имеющую три отрезка: кейнсианский (горизонтальный), промежуточный (восходящий) и классический (вертикальный).

1.7 Воздействие налогов на экономику3

Рассмотрим каким образом фискальная политика
Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.
1. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса – потребительские расходы и инвестиционные расходы и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.
Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (рис. 10.1, б). И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос (рис. 10.1, а).

 

 



 
Рис. 2.1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос:
а) снижение налогов; б) рост налогов
 
 
Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от AD1 до AD2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Следовательно, эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает и рост уровня цен (от Р1 до Р2) и вследствие этого является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов (рис. 2.1, б).
 
2.  Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а уменьшение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Опыт подробного изучения воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р. Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции экономической теории предложения Артуру Лафферу.

 

 


Лаффер построил гипотетическую кривую (рис. 2.2), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т. е. логических рассуждений и теоретического умозаключения.) В своем анализе Лаффер исходил из налоговой функции: Т = tY, т. е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой активности и величину налоговых поступлений.
 
 

               Рис. 2.2. Кривая Лаффера
 
 
Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (tопт), при которой налоговые поступления максимальны (Тmax). Если увеличить ставку налога (например, до t1), то уровень деловой активности снизится и налоговые поступления сократятся (до Т1) вследствие уменьшения налогооблагаемой базы. Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 1980-х гг. предложил такую меру, как снижение ставки налога (и на доходы экономических агентов, и на прибыль корпораций). По его мысли, ставки подоходных налогов, существовавшие в американской экономике, превышали оптимальную величину, поэтому экономика находилась на «плохой стороне» кривой (точка А). Снижение ставок подоходного налога (от t1 до tопт), по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (т. е. роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы: во-первых, преодолеть стагфляцию и, во-вторых, увеличить (в результате роста налогооблагаемой базы) налоговые поступления в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита. При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию (рис. 2.1, а), влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (от Y1 до Y *) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2) (рис. 2.3) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.

Рис. 2.3. Воздействие снижения налогов на совокупное предложение
Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства, но и важным инструментом стабилизации экономики.
1.8 Мультипликативный эффект
Как говорилось ранее, использование инструментов фискальной политики для регулирования совокупного спроса предполагает их воздействие на величину совокупных расходов. Влияние этих инструментов на совокупный спрос разное. Вспомним формулу совокупного спроса:
AD = C + I + G + Xn.
Государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I). Дж. М. Кейнс и его последователям, пытались обосновать более высокую эффективность фискальной политики по сравнению с монетарной политикой для стабилизации экономики, и прежде всего для преодоления рецессий в экономике. Их предположение основывалось на идее о том, что все инструменты фискальной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора.
Рассмотрим, как влияют на экономику государственные закупки. Предположим, что государство дополнительно закупило товаров или услуг на 100 долл. (повысило заработную плату чиновнику или учителю либо купило дополнительное оборудование для своего предприятия или начало строить автостраду и т. п.), т. е. G = 100 долл. Продавец товара или услуги получил дополнительный доход на эту сумму. Это означает, что его располагаемый доход увеличился. Поскольку располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S), то рационально действующий экономический агент потратит на потребление не весь свой дополнительный доход, часть прироста дохода он использует на увеличение сбережений. Эту идею Кейнс назвал основным психологическим законом и сформулировал следующим образом: «Основной психологический закон... состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, как растет доход». Отношение прироста потребления к приросту дохода Кейнс назвал предельной склонностью к потреблению (mрс), а отношение прироста сбережений к приросту дохода – предельной склонностью к сбережению (mps). (Математический смысл предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению состоит в том, что это частные производные.) Сумма mрс и mps равна единице:
mрс + mps = 1.
Обе величины для каждой страны достаточно стабильны (неизменны), поскольку обусловлены ее национальными, историческими и культурными особенностями.
Величина 1 / (1 – mрс) называется мультипликатором автономных расходов (в данном случае государственных закупок – multG, но это верно также и по отношению к автономным потребительским и автономным инвестиционным расходам):
multG = 1 / (1 – mрс).
Мультипликатор автономных расходов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при росте (уменьшении) автономных расходов на единицу. Мультипликатор действует в обе стороны: при росте автономных расходов (в нашем случае государственных закупок товаров и услуг) совокупный доход мультипликативно увеличивается, при уменьшении автономных расходов он мультипликативно сокращается. Налоги также действуют на совокупный спрос с эффектом мультипликатора. Однако их мультипликативный эффект меньше, чем у государственных закупок. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок воздействует на совокупный спрос непосредственно (они включены в формулу совокупного спроса), а изменение налогов – косвенно, через изменение потребительских расходов.
Следует обратить внимание на два момента:
> во-первых, мультипликатор налогов – всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а их сокращение – к росту совокупного дохода;
> во-вторых, по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора расходов. Поэтому если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются на одну и ту же величину, то происходит рост совокупного дохода, причем это изменение равно величине изменения государственных закупок и налогов. Например, если при mрс = 0,8 и государственные закупки, и налоги увеличиваются на 100 долл., то рост государственных закупок увеличивает совокупный доход на 500 долл., а рост налогов сокращает совокупный доход на 400 долл. В результате совокупный доход увеличивается на 100 долл., т. е. на величину изменения государственных закупок и налогов. Это означает, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.
Мультипликативный эффект имеют и трансферты, представляющие собой как бы «антиналоги». Они так же, как и налоги, оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, т. е. через потребительские расходы. Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение – к уменьшению располагаемого дохода. (Строго говоря, трансферты изменяют величину личного дохода, что при неизменной величине налогов означает изменение располагаемого дохода.) Если трансферты увеличиваются на 100 долл., то располагаемый доход увеличивается на ту же величину. При mрс, равной 0,8, потребление увеличится на 80 долл., а поскольку мультипликатор расходов в данном случае равен 5, то совокупный доход увеличится на 400 долл. Опять мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени по сравнению со случаем, когда увеличиваются государственные закупки, т. е. не со 100 долл., а с 80 долл., поэтому и прирост совокупного дохода составляет не 500 долл., а только 400 долл.
Величина мультипликатора трансфертов равна:
multTr = mрс / (1 – mрс), или multTr = mрс / mps.
Мультипликатор трансфертов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению он равен мультипликатору автономных налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) – прямое.
 
 
 
 
В современных условиях действуют следующие принципы налогообложения, основывающиеся на налоговом законодательстве (ст. 3 НК РФ):
1)       налоговое законодательство основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность плательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости;
2)       налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из различий между налогоплательщиками;
3)       налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными;
4)       акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в какой сумме он должен платить.
Механизм налогообложения реализуется через его методы и способы.
Методы налогообложения — форма зависимости между ставками налога и величиной налогооблагаемой базы. Существует равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение. При равном налогообложении для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога в абсолютной форме или в процентах от минимального размера оплаты труда. При пропорциональном налогообложении ставка налога равна для каждого налогоплательщика независимо от размера его доходов (налог на доходы физических лиц 13%). Прогрессивное налогообложение характеризуется ростом ставки налога по мере увеличения налогооблагаемой базы, в частности, величины дохода плательщика налогов (примером может служить подоходный налог, действовавший в Российской Федерации до 1 января 2001 г.). Регрессивные налоги предполагают снижение средней ставки налога по мере роста доходов, а также ослабление налогового бремени (единый социальный налог; при доходе плательщика выше 100 000 руб. налоговые ставки начинают снижаться).
Существует три способа уплаты налогов: по декларации; с источника дохода; кадастровый способ уплаты налога.
Декларация — это документ, в котором плательщик налога самостоятельно приводит расчет полученного дохода и налога с него.
При взимании налога с источника дохода его оплата производится до получения дохода^ т.е. получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.
При кадастровом способе (от греч. katastichon — лист, реестр) объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку, перечень этих групп и признаков занесен в специальные справочники, и каждая группа имеет индивидуальную ставку налога (налог на владельцев транспортных средств дифференцирован в зависимости от мощности двигателя транспортного средства).
 

1.9 Бюджетный дефицит. Государственный долг

Государственный бюджет может быть профицитным или дефицитным, когда величина государственных доходов соответственно больше или меньше его расходов. Сбалансированный бюджет практически невозможен из-за циклического развития экономики. В период экономического спада наблюдается дефицит бюджета, а в период подъема — его профицит.
Первичный дефицит (профицит) бюджета — это разница между непроцентными расходами бюджета и его доходами. К непроцентным расходам бюджета относятся все расходы, кроме выплат по обслуживанию государственного долга (процентных расходов).
Под обслуживанием государственного долга понимается сумма выплат процентов по нему, а также частичное погашение основной суммы долга.
Чтобы отличить результаты дискреционной фискальной политики от результатов циклических колебаний экономики, рассчитывается бюджет полной занятости, являющийся основой для деления бюджетного дефицита на структурный и циклический.
Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета — это разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. При его расчете возникают трудности в связи с необходимостью определения уровня полной занятости, естественного уровня безработицы, потенциального объема выпуска. Однако именно на основе динамики этих макроэкономических индикаторов оценивается эффективность мер фискальной политики в долгосрочном периоде.
Циклический дефицит определяется как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Величина циклического дефицита зависит от действия автоматических стабилизаторов.
В период экономического спада, когда уровень безработицы выше естественного, появляется циклический дефицит, а общий бюджетный дефицит определяется суммой циклического и структурного дефицитов. В период подъема экономики общий дефицит бюджета определяется суммой циклического и структурного дефицитов.
Бюджетный дефицит можно уменьшить при увеличении реального национального дохода, повысив налоговые поступления и сократив социальные трансферты, или же путем снижения налогов, за счет чего увеличится располагаемый доход домашних хозяйств, а следовательно, возрастут и сбережения, идущие на инвестиции.
Дефицит государственного бюджета может быть покрыт за счет внутренних и внешних источников.
К внутренним источникам относят:
1)       государственные займы, осуществляемые посредством выпуска государственных ценных бумаг;
2)       дополнительную денежную эмиссию, производимую Центральным банком Российской Федерации, но эта мера непосредственно ведет к увеличению инфляции;
3)       кредиты (номинированные в рублях), получаемые правительством от кредитных организаций;
4)       бюджетные кредиты и бюджетные ссуды, получаемые от бюджетов других уровней;
5)       поступления от продажи государственного имущества (приватизации);
6)       остатки по государственным запасам и резервам;
7)       профициты прошлых лет.
К внешним источникам финансирования бюджетного дефицита относят:
1)       государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте;
2)       кредиты правительств иностранных государств, международных финансовых организаций, банков и фирм, выраженные в иностранной валюте.
Остановимся подробнее на первом, наиболее распространенном источнике внутреннего покрытия бюджетного дефицита. В России он включает выпуск государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ). ГКО — это краткосрочные (до одного года) бескупонные облигации, по которым не предполагается выплата текущего процентного дохода, а дисконт формируется как разница между ценой их размещения (продажи) и ценой погашения (выкупа). ОФЗ — это среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет) государственные обязательства, предполагающие выплату фиксированного или переменного купона (процента).
Государственные займы позволяют эффективно и достаточно быстро решить проблему дефицита госбюджета. Однако перед государством может возникнуть ряд проблем, в частности, «эффект вытеснения» — перетягивание в государственный сектор из частного средств, которые могли бы в противном случае использоваться в качестве инвестиций. Кроме того, в результате использования данного способа финансирования бюджетного дефицита накапливается государственный внутренний долг. Так, в 1996 г. внутренний долг РФ, выраженный в облигациях госзаймов, составлял 76,8 млрд руб. На 1 января 2006 г. долг РФ по ГКО—ОФЗ составил 851,1 млрд руб.[3] Наконец, злоупотребление таким методом финансирования бюджетного дефицита может привести к невозможности платить по долгам (дефолту), как это имело место в России в августе 1998 г.
У государственных займов есть дополнительные положительные эффекты. Во-первых, образовавшийся на их основе рынок государственных ценных бумаг может привлекать часть инвесторов, которые по тем или иным причинам испытывают недоверие к остальным сегментам фондового рынка. Во-вторых, размещая на этом рынке ценные бумаги новых государственных займов или досрочно выкупая бумаги старых займов, государство может активно воздействовать на спрос и предложение на в основном в развитых странах со стабильной рыночной экономикой.
Использование в качестве способа финансирования бюджетного дефицита кредитов, получаемых правительством всем рынке ссудных капиталов. Но эти положительные стороны проявляются от кредитных организаций, зависит от «мощности» кредитной системы государства. В России коммерческие банки пока не обладают достаточными финансовыми средствами, чтобы решить эту задачу.
Бюджетные ссуды и кредиты, получаемые от бюджетов других уровней, представляют собой незначительный источник покрытия бюджетного дефицита на федеральном уровне, так как большинство регионов России считаются дотационными. Обычной практикой является передача средств с федерального на более низкие уровни бюджетной системы РФ. Так, в 2006 г. на финансовую помощь бюджетам других уровней из федерального бюджета было намечено направить более 372 млрд руб., или 8,7% от всей его расходной части (см. табл. 8.1).
Важный источник внутреннего финансирования дефицита госбюджета возникает в том случае, если бюджет предыдущего года был исполнен с профицитом. В России начиная с 2001 г. бюджеты являются профицитными. В бюджет 2007 г. также заложен профицит.
В качестве внешнего источника покрытия бюджетного дефицита выступает выпуск государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте. В России это еврооблигации (ценные бумаги, выраженные в валюте европейских государств), ОГВЗ (облигации государственного валютного займа), ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) и др. Характерно, что использование внешних источников финансирования бюджетного дефицита связано с политическими факторами. Помимо этого необходимо учитывать общую сумму внешнего долга страны и ее способность платить по «старым» долгам. Кроме того, новые внешние займы увеличивают не только основную сумму долга, но и затраты на его обслуживание (выплату процентов).
Государственный долг формируется как сумма бюджетных дефицитов прошлых лет (за минусом бюджетных профицитов). В России он включает в себя:
¦ задолженность по кредитам перед национальными и иностранными банками, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
¦        задолженность по бюджетным ссудам и кредитам перед бюджетами других уровней;
¦        государственные займы в виде государственных ценных бумаг, выраженные в национальной (рублях) и иностранной валюте;
¦        задолженность государства перед гражданами по заработной плате, компенсации сбережений (в РФ компенсируются сбережения, обесцененные в связи со сменой экономической системы в 1991 г. и возникшей инфляцией), товарным обязательствам и т.п.;
¦ сумму выданных государственных гарантий.
Государственная гарантия — это письменное обязательство государства выполнить условия договора, заключенного с третьим лицом (отечественным или иностранным) за то лицо, которому выдана гарантия в случае его неплатежеспособности. Если сумма гарантии выражена в национальной валюте (рублях), она увеличивает внутренний долг государства, если в иностранной валюте — внешний долг.
Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2006 г. оценивался в 851,1 млрд руб.[4], внешний — в 76,5 млрд дол.[5]
Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2007 г. оценивался в 1028,06 млрд руб., внешний (на 1 октября 2006 г.) — в 50,1 млрд дол.[6]
Таким образом, видно, что внутренний долг РФ увеличился, а внешний снизился.
Структура внешнего долга РФ включает (млрд дол.):
¦        задолженность странам — участницам Парижского клуба — 1,9 млрд дол.;
¦        задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб, — 2,9;
¦        задолженность странам—членам СЭВ[7] — 2,0;
¦        коммерческая задолженность — 1,1;
¦        задолженность перед международными финансовыми организациями (МВФ, Мировой банк, ЕБРР) — 5,4;
¦        еврооблигационные займы — 30,9;
¦        ОВГВЗ, ОГВЗ — 5,7;
¦        задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России, — 0,0;
¦        предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте — 0,2.
Для уменьшения государственного долга используются такие механизмы, как реструктуризация и конверсия долга.
Под реструктуризацией понимается замена старых долговых обязательств новыми, с более мягкими условиями погашения (более низкие процентные ставки, более длительные сроки уплаты и т.п.), а также частичное списание долга.
Под конверсией долга понимается обмен долговых обязательств на товарные поставки или акции.
 

2.МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА

 
 
Наиболее правильным методом государственного регулирования с точки зрения обеспечения свободы предпринимательства считается монетарная (денежно-кредитная) политика, реализуемая через банковскую систему.
 

2.1. Деньги и денежная масса

Монетарная (денежная) политика осуществляется путем регулирования спроса и предложения денег.
Деньги — это специфический товар, играющий особую роль в экономике. В настоящее время наиболее распространенным является функциональный подход к определению денег: для того чтобы понять, что такое деньги, следует разобраться в том, какие функции они выполняют.
Во-первых, деньги — средство соизмерения пропорций обмена товаров и выражения цен. Приравнивание товаров к определенной сумме денег означает установление их цены, что необходимо для количественного соизмерения пропорций обмена.
Во-вторых, деньги — это средство обращения. Они позволяют платить владельцам ресурсов и производителям таким товаром (деньгами), который может быть использован для покупки на рынке любого другого товара или услуги. В качестве средства обмена деньги позволяют избежать неудобного бартерного обмена.
В-третьих, деньги выступают как средство сбережения. Если производитель продал свой товар и в течение длительного времени не приобретает другой, то деньги изымаются из обращения и выполняют функцию средства сбережения. Рыночная система создает возможности и стимулы для превращения сбережений в капитал, приносящий прибыль главным образом через кредитную систему, в том числе фондовую биржу. Когда денежным материалом были драгоценные металлы, эта функция носила название «средство образования сокровищ» и служила стихийным регулятором количества денег в обращении.
В-четвертых, деньги — это средство платежа или средство расчетов. Так как товары не всегда могут продаваться с немедленной оплатой за наличный расчет, то возникают расчеты с отсрочкой платежа по времени. Это происходит и в случае приобретении товаров в кредит, при погашении денежных ссуд, внесении арендной платы за земельные участки, уплате налогов, а также в расчетах между хозяйствующими субъектами, осуществляемых через банки. В настоящее время, когда для оплаты сделок в подавляющей мере применяются безналичные расчеты, многие специалисты говорят о слиянии функций средства обращения и средства платежа в одну.
Рассмотрев функции денег, перейдем к денежному обращению, под которым понимается движение денег, выполняющих свои функции и обслуживающих кругооборот товаров и услуг. В свою очередь денежная система — это исторически сложившаяся форма организации денежного обращения в стране, узаконенная государством. Денежная система включает в себя такие элементы, как денежная единица, масштаб цен, виды денег в стране и порядок их эмиссии, порядок обращения денег и платежей, правила конвертирования валют, а также государственный аппарат, осуществляющий регулирование денежного обращения.
Рассмотрим виды денег. Они разделяются на наличные и безналичные.
Под наличными деньгами понимаются монеты, служащие разменными деньгами, предназначенные для мелких покупок; банкноты, являющиеся законным и единственным платежным средством с принудительно устанавливаемым государством курсом, т.е. национальной валютой. Выпуск банкнот (денежную эмиссию) и чеканку и ввод в обращение монет производит центральный банк страны. Наряду с банкнотами существует еще один вид бумажных денег — казначейские билеты, выпускаемые непосредственно государственным казначейством, министерством финансов или специальным государственным органом, ведающим кассовым исполнением государственного бюджета. В России казначейские билеты в настоящее время не выпускаются.
К безналичным деньгам относят средства на счетах в банках, банковские вклады (депозиты). Вклады иногда называют «банковские деньги». Депозитные сертификаты и государственные ценные бумаги называют квазиденьги или почти деньги.
В отличие от наличных денег безналичные, в сущности, не являются платежными средствами, но они могут достаточно быстро превратиться в них, что гарантируется кредитными институтами. Возможность обращения безналичных денег, а также активов или какого-либо имущества в наличные денежные средства называется ликвидностью. Наличные деньги обладают «абсолютной ликвидностью», т.е. при прочих равных условиях могут быть обращены в любой товар.
Практически же безналичные деньги выступают наравне с наличными и даже имеют некоторые преимущества перед ними, так как защищены от подделок и потерь и не имеют издержек в обращении как бумага или металл. Поэтому сегодня широкое распространение во всем мире получили банковские карты, эмитируемые банком, в котором клиент открывает денежный вклад. С помощью карты можно расплатиться за товары и услуги в супермаркетах, а также быстро получить наличные деньги в любом банкомате, правда, при этом удерживается комиссия. В России, однако, отнюдь не везде даже в Москве можно произвести покупки с помощью банковской карты, не говоря уже о небольших городах и селах.

2.2 Электронные средства платежа


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.