На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Психология. Основные понятия

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Содержание
 
1 Мышление
    1.1 Понятия о мышлении
    1.2 Классификация явлений мышления
    1.3 Общие закономерности мышления
    1.4 Мыслительные операции
    1.5 Форма мышления
    1.6 Виды мышления и индивидуальные качества ума
    1.7 Мыслительная деятельность как процесс решения задач
 
2 Память
    2.1 Понятия памяти
    2.2 Классификация явлений памяти
    2.3 Закономерность процессов памяти. Условия успешного запоминания
 
3 Воображение
    3.1 Общие понятия о воображении
    3.2 Виды воображения
 
4 Волевая воля, регуляция деятельности
     4.1 Понятие о воле
     4.2 Деятельность, ее структура и волевая регуляция
 
5 Эмоциональные эмоции регуляции деятельности
     5.1 Понятия об эмоциях
     5.2 Общие закономерности эмоций и чувств
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 Мышление
 
1.1 Понятия о мышлении
 
Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы.
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его пределы.
 
1.2 Классификация явлений мышления
 
В многообразных явлениях мышления различаются: мыслительная деятельность, мыслительные действия, мыслительные операции, формы мышления, виды мышления, индивидуально-типологические особенности мышления, мышление как процесс решения творческих, нестандартных задач.
Мыслительная деятельность - система мыслительных действий, направленная на решение какой-либо проблемы. Отдельные мыслительные действия связаны с решением промежуточных задач, составных частей общей проблемы.
К мыслительным операциям относятся сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация и конкретизация.
Продукт мыслительных действий - определенные познавательные результаты, которые выражаются в трех формах мышления.
Формами мышления являются: 1) суждение; 2) умозаключение; 3) понятие.
Эвристическое мышление - творческое решение нестандартных задач.
 
1.3 Общие закономерности мышления
Основным механизмом мышления, его общей закономерностью является анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) осуществляется через соотнесение его (синтез) с другими объектами. В процессе мышления объект познания постоянно включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства.
Анализ и синтез, взаимопереходящие друг в друга, обеспечивают непрерывное движение мысли все к более и более глубокому познанию сущности явлений. Процесс познания начинается с первичного синтеза - восприятия нерасчлененного целого (явления, ситуации). Далее на основе анализа осуществляется вторичный синтез. Получаются новые знания об этом целом, а это познанное целое вновь выступает как база для дальнейшего глубокого анализа и т.д.
1.4 Мыслительные операции
 
В психологии выделяют следующие операции мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию (систематизацию), абстрагирование, конкретизацию. С помощью этих операции мышления осуществляется проникновение в глубь, той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему.
Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ – это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, связей отношений и т.п. С помощью анализа обнаруживаются наиболее существенные признаки. Анализ помогает выделить самое существенное, самое необходимое.
Синтез – это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.
Сравнение – мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая произвести классификацию явлений и их обобщение.
Обобщение – мыслительная операция, позволяющая мысленно объединить предметы и явления по их общим и существенным признакам. Обобщение может осуществляться в двух уровнях. Первый, элементарный уровень – соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но большую познавательную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки
Абстрагирование – мыслительная операция отражения отдельных существенных в каком-то отношении свойств явлений. В процессе абстрагирования человек как бы «очищает» предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном направлении, правильные научные абстракции отражают действительность глубже, полнее, чем непосредственные впечатления. На основе обобщения и абстракции осуществляется классификация и конкретизация.
Классификация – группировка объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-то отношении, систематизация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (например, в алфавитных каталогах).
Конкретизация – мыслительная операция познания целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Конкретизация является процессом, противоположным абстракции. В конкретных представлениях мы не стремимся отвлечься от различных признаков или свойств предметов и явлений, а наоборот, стремимся представить себе эти предметы во всем многообразии свойств и признаков, в тесном сочетании одних признаков с другими.
 
1.5 Форма мышления
 
Форма мышления -тот способ, при помощи которого носитель социотипа обдумывает и решает вставшую перед ним интеллектуальную задачу.
Понятие - форма мышления, в которой отражаются общие и при том существенные свойства однородной группы предметов и явлений.
Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории - существенные и несущественные.
Чем более существенные признаки отражены в понятие, тем эффективнее организуется деятельность человека. Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово обобщает. В понятиях наши знания о предметах и явлениях действительности кристаллизуются в обобщённом и отвлеченном виде. В этом отношении понятие существенно отличатся от восприятия и представлении памяти: восприятие и представление конкретны, образы, наглядны: понятие обладает обобщённым, абстрактным, ненаглядным характером.
Восприятие и представление всегда есть отражение конкретного, единичного. Никто из нас никогда не видел и не может видеть книги, собаки, человека, дерева и любого другого предмета вообще, так как нельзя представить себе предмета, абсолютно лишённого каких-либо индивидуальных признаков. А мыслить об этом можно.
Суждение - определённое знание о предмете, утверждение или отрицание каких-либо его свойств, связей и отношений. Формирование суждений происходит как формирование мысли в предложении. Суждение - такое предложение, в котором утверждается взаимосвязь объекта и его свойств. Связь вещей отражается в мышлении как связь суждений. В зависимости от содержания отражаемых в суждении предметов и их свойств различаются следующие виды суждения: частное и общее, условное и категорическое, утвердительное и отрицательное.
Суждение раскрывает содержание понятий. Знать какой-нибудь предмет или явление - значит, уметь высказать о нём правильное и содержательное суждение, то есть уметь судить о нём.
В суждении выражаются не только знания о предмете, но и субъективное отношение человека к этому знанию, различная степень уверенности в истинности этого знания.
Психологическими аспектами суждения являются мотивация и целенаправленность суждений индивида.
Рассуждение - это работа мысли над суждением.
Рассуждение является умозаключением, исходя из посылок оно раскрывает систему суждений, следующую из них.
Умозаключение - такая форма суждения, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение.
Мышление развивается от постоянных переходов от общего к частному, и от частного к общему, т. е. на основе взаимосвязи индукции и дедукции.
Индуктивное умозаключение - по отдельным признакам некоторых явлений даётся суждение о всех предметах данного класса. Поспешное обобщение без достаточных на то оснований - часто встречающаяся ошибка в индуктивных суждениях.
Итак, в мышлении моделируются объективные существенные свойства и взаимосвязи явлений, они объективируются и закрепляются в форме суждений, умозаключений и понятий.
 
1.6 Виды мышления и индивидуальные качества ума
 
Наглядно-действенное мышление – элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Основная характеристика наглядно-действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации.
Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления.
Абстрактно-логическое мышление – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.
Теоретическое мышление направлено на решение теоретических задач, опосредованно связанных с практикой.
Практическое мышление направлено на решение теоретических задач, возникающих в ходе практической деятельности.
Дискурсивное мышление совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию основного принципа, закономерности.
Интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей и условий его получения.
Репродуктивное, или шаблонное, мышление – это воспроизводящее мышление.
Продуктивное, или творческое, мышление – это мышление, вырабатывающее новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы.
 
Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и понятийного (абстрактного) мышления).
К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности:
Глубина. Проявляется в степени проникновения в сущность явления, процесса.
Самостоятельность. Выражается в умении увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается в его самостоятельности.
Гибкость. Проявляется в умении изменять намеченный план действий, если он не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задачи.
Критичность. Отражает способность человека правильно оценить как объективные условия, так и собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности.
Быстрота. Проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени.
 
1.7 Мыслительные действия
 
Мыслительные действия - совокупность мыслительных операций, направленных на выявление непосредственно данных, скрытых свойств и отношений объектов реального мира. Каждый мыслительный акт основан на системе операций.
К мыслительным операциям относятся сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация и конкретизация.
Все мыслительные операции связаны с анализом и синтезом. Анализ и синтез - это две неразрывные стороны всего процесса познания (в том числе и чувственного этапа).
Продукт мыслительных действий - определенные познавательные результаты, которые выражаются в трех формах мышления: суждение, умозаключение, понятие.
Мыслительная деятельность подразделяется на практическую, художественную, научную.
Структурной единицей практического мышления является действие, а коммуникативной единицей - сигнал.
В художественном мышлении структурной единицей является образ, а коммуникативной единицей - символ. В научном мышлении соответственно - понятие и знак.
 
Мыслительная деятельность может осуществляться посредством различных   операционных процедур.
Алгоритмическое мышление осуществляется в соответствии с установленной последовательностью элементарных операций, необходимых для решения задач данного класса.
Эвристическое мышление - творческое решение нестандартных задач.
Дискурсивное мышление (рассудочное) - мышление, носящее рассудочный характер, основанное на системе умозаключений, имеющее последовательный ряд логических звеньев, каждое из которых определяется предыдущим и обусловливает последующее звено. Дискурсивное мышление приводит к выводному знанию.
В историческом развитии мышления различаются три сменяющие друг друга стадии - виды мышления: наглядно- действенное (сенсомоторное), наглядно-образное, абстрактно-теоретическое.
Совершаясь по общим законам мышление различных людей отличается индивидуальными особенностями: степенью самостоятельности, критичности, последовательности, гибкости, глубины и быстроты, различным соотношением анализа и синтеза - аналитическое или синтетическое мышление индивида.
 
2 Память
 
2.1 Понятия памяти
 
Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания.
Одни люди запоминают материал непосредственно, а другие стремятся использовать логические средства. У одних память близка к восприятию, у других - к мышлению. Чем выше уровень умственного развития человека, тем больше его память приближается к мышлению. Интеллектуально развитый человек запоминает преимущественно с помощью логических операций. Но развитие памяти не находится в прямой связи с интеллектуальным развитием. У некоторых людей очень развита образная (эйдетическая) память
 
2.2 Классификация явлений памяти
 
В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то - значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения, ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту.
Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанных во времени или пространстве.
Ассоциации по сходству связывают два явления, имеющих сходные черты: при упоминании об одном из них вспоминается другое. Ассоциации опираются на сходство нервных связей, которые вызываются в нашем мозге двумя объектами.
Ассоциации по контрасту связывают два противоположных явления. Этому благоприятствует то, что в практической деятельности эти противоположные объекты (организованность и расхлябанность, ответственность и безответственность, здоровье и болезнь, общительность и замкнутость, и т.д.) обыкновенно сопоставляются и сравниваются, что и приводит к образованию соответствующих нервных связей.
Кроме этих видов существуют сложные ассоциации - смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.
 
2.3 Закономерности процессов памяти. Условия успешного запоминания.
 
Память имеет ограниченный объём. Успешность воспроизведения большого объёма материала зависит от характера распределения повторений во времени. Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.
 
Законы памяти.
«Закон интереса.»
Интересное запоминается легче.
«Закон осмысления.»
Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
«Закон установки.»
Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
«Закон действия.»
Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
«Закон контекста.»
При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
«Закон торможения.»
При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.
«Закон оптимальной длины ряда.»
Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.
«Закон края.»
Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
«Закон повторения.»
Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.
«Закон незавершённости.»
Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.
 
Условиями успешного непроизвольного запоминания являются:
1) Сильные и значимые физические раздражители (звук выстрела, яркий свет).
2) То, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность (прекращение или возобновление действия, процесса, необычность явления, его контрастность по отношению к фону и т. п.).
3) Раздражители, наиболее значимые для данного индивидуума (например, профессионально значимые предметы).
4) Раздражители, имеющие особую эмоциональную окраску.
5) То, что более всего связано с потребностями данного человека.
6) То, что является объектом активной деятельности. Так, условия задачи, которую мы долго решаем, запоминаются непроизвольно и прочно.
Но в деятельности человека чаще возникает необходимость специально запомнить что-либо и воспроизвести это в соответствующих условиях. Это произвольное запоминание, при котором всегда ставится задача - запомнить, т. е. осуществляется специальная мнемическая деятельность.
В процессе развития человека произвольное запоминание формируется сравнительно поздно (в основном к периоду школьного обучения). Этот вид запоминания интенсивно развивается в учении и трудовой деятельности.
 
Условиями успешного произвольного запоминания являются:
1) Осознание значимости и смысла запоминаемого материала.
2) Выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов, семантическая и пространственная группировка материала.
3) Выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа, наглядного зрительного образа.
4) содержательность и доступность запоминаемого материала, его соотнесенность с опытом и направленностью субъекта запоминания.
5) эмоционально-эстетическая насыщенность материала.
6) возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта.
7) установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях.
8) материал, который выступает как средство достижения значимых целей, играет существенную роль в решении жизненных задач, выступает как объект активной умственной деятельности.
 
 
3 Воображение
 
3.1 Общие понятия о воображении
 
Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.
Воображение – создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.
Из ничего воображение творить не может. Оно строится на преобразованном, переработанном материале прошлых восприятий. Это и образы, создаваемые величайшими писателями, изобретения конструкторов. Даже сказочные образы всегда являются фантастическим сочетанием вполне реальных элементов. Как бы ни было новым то, что создано воображением человека, оно неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается на него. Поэтому воображение, как и вся психика, есть отражение мозгом окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал, отражение того, что станет реальностью в будущем.
Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Отсюда можно сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат. Воображение присуще только человеку.
 
3.2 Виды воображения.
 
Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.
Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Это создание новых образов без каких-либо внешних возбудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.
Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. Например, он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.
Мечта или мечтание - это построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться.
Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:
     1.Ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями;
слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах в виде некоторой пока еще тенденции);
     2.Эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности;
     3.Стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность.
Творческое воображение - это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т.п.). Писатели, художники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, а создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в ее наиболее ярких и обобщенных чертах. Вместе с тем в этих образах отражаются личность писателя, художника, его мировоззрение, понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля.
 
 
4 Волевая воля. Регуляция деятельности.
 
4.1 Понятие о воле
 
 
Воля - форма регуляции поведения. Если эмоции - непроизвольные, волевая регуляция - произвольная.
Воля – особая психическая функция, предназначенная для разрешения ситуаций неразрешимого мотивационного конфликта, содержанием которой является усилие, направляющее и удерживающее фокус внимания на одной из находящихся в конфликте идей действия.
Воля - продолжение действия при встрече с препятствием. Когда человек хочет воспитать волю - намеренно организует действие так, чтобы преодолевать препятствие.
Воля - сознательное, целенаправленное решение об определенном действии.
Воля - постоянный контроль всех параметров (в т.ч. телесных), выполняемого действия.
 
4.2 Деятельность, ее структуры и волевая регуляция
 
Волевое действие отличается сущностной характеристикой: наличием решимости выполнить действие. Это состояние возникает при условии мотивационного конфликта – ситуации, когда в сознании находятся две противоположные идеи действия, препятствующие друг другу. Но и мотивационный конфликт - недостаточное условие.
Его разрешение может происходить без участия воли. Выделяют 4 типа конфликтов, которые разрешаются без участия воли:
1. Размышление – человек оценивает ситуацию привлекая дополнительные доводы, взвешивает все «за» и «против», находит дополнительные основания для совершения одного из действий.
2. Саморазрешение – столкнувшись с ситуацией человек откладывает ее решение на некоторое время в надежде на возникновение дополнительных обстоятельств, которые подтолкнут его к какому-либо решению.
3. Импульсивное - решение принимается наугад, без обдумывания.
4. Личностные изменения – на решение конфликта влияют новые изменения, произошедшие в личности: новый опыт, изменение ведущих мотивов. Здесь решение происходит посредством устранения самой конфликтной ситуации.
 
Характеристики волевого усилия:
-сосредоточенность внимания на представлении о соответствующем действии,
-отвлечение от посторонних факторов.
-критерии воли и внимания (Петухов).
-феноменальные или субъективные.
 
Эмпирически доказать свободу воли невозможно. Это философский вопрос. Исследование может только описать свою позицию. Признать наличие свободы воли.
 
Воля – это действие, направленное на осуществление сознательно поставленной цели. Виды волевого действия:
Простое – побуждение к действию, направленному на осознанную цель, непосредственно переходит в действие (без длительных сознательных процессов, посредством привычных действий, автоматики)
Сложное. Между импульсом и действием - опосредствующий действие сознательный процесс; включает целую цепь различных моментов, последовательность стадий (различные фазы в зависимости от условий приобретают различный удельный вес)
 
4.3 Волевые состояния
 
В каждом конкретном случае волевая регуляция проявляется через волевые состояния. Однако, волевое состояние не тождественно воле и волевым качествам, так как волевое состояние может быть пережито и безвольным человеком.
Впервые обсуждение волевых состояний было начато Н. Д. Левитовым. Левитов ведет речь о состояниях волевой активности и пассив­ности, о решительности и нерешительности, об «уверенности — неуве­ренности», о «борьбе мотивов» как сложном и типичном волевом со­стоянии, о «сдержанности — несдержанности» и даже о раскаянии.
 
Сознательная регуляция деятельности требует системы волевых психических состояний: инициативности, целеустремленности, уверенности, решительности, настойчивости и др. Эти волевые состояния проявляются в своей совокупности на протяжении всей деятельности человека. Однако на отдельных ее этапах определенные волевые состояния приобретают ведущее значение. Так, выбор цели связан прежде всего с состоянием целеустремленности, принятие решения - с состоянием решительности, исполнение действия - с состоянием настойчивости и т. д.
Состояние инициативности характеризуется активной переработкой поступающей информации, определением первоочередных проблем, постановкой наиболее значимых целей и путей их достижения. Состояние инициативности выражается в повышенной возбудимости к поиску цели.
Решительность - психическое состояние мобилизованности на быстрый и обоснованный выбор цели и способов ее достижения. Состояние решительности связано с повышением эмоциональной и интеллектуальной активности психики. Решительность не только
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.