На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Стресс и его влияние на здоровье человека

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 25.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?16
 
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФИЛИАЛ) РГСУ
 
         Факультет: «Социальная работа, психология и педагогика»
                          Кафедра «Психология и педагогика»
                Специальность 020400 (030301.65) – Психология
 
 
                                     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
 
                 По дисциплине: «Здоровье человека»
                 На тему: «Стресс и его влияние на здоровье человека»
 
 
 
                                                            Выполнила: студентка 5 курса
                                                            факультета социальной работы,
                                                            педагогики и психологии
                                                             Бальных Валентина
                                                                Проверила: кандидат психологических
                                                             наук, доцент Никишина
                                                             Нина Алексеевна
                  
 
                                      Курск 2012 г.     
                                Содержание
 
 
    Введение……………………………………………………….…. 2
1. Механизмы стресса…………………………………………...…. 3
2. Основные стрессорные факторы в современной жизни……… 7
3. Индивидуальные особенности реакции организма на стресс... 9
4. Понятие о стрессоустойчивости…………………………. ..…..10
Заключение ………………………………………………………....15
Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                         Введение
    
     Понятие «стресс» введено в 1936 году канадским физиологом Г.Селье. Различается эустресс – нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни, и дистресс – патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах. В обыденном сознании закрепилось в основном второе представление о стрессе.
     Проблема стресса в последние годы становится одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике, так как люди постоянно сталкиваются со стрессами на работе, на улице, дома. Но эта проблема в наше время представляет не только академический интерес. Ее решение чрезвычайно важно в социально-практическом аспекте. Значение, которое вкладывается в понятие «стресс», часто противоречиво. В то же время стресс стал одним из самых модных медико-психологических диагнозов. Этот диагноз ставится человеку, когда у него в личной жизни, в быту или на производстве возникают какие-либо проблемы, которые приводят к ухудшению его психического и физического здоровья.
     Подчеркнем, что акцентирование только на негативных последствиях действия стресса вносит путаницу в устоявшуюся терминологию стресса, дистресса и психосоматических заболеваний, вызванных последним. Изменение уровня стресса – это, прежде всего, полезная для организма реакция, возникшая в эволюции, способствующая оптимальной адаптации организма к меняющимся условиям жизни. В то же время сильные и многократно повторяющиеся действия стрессоров могут приводить к тем страшным последствиям, о которых пишут специалисты.
     Множество конфликтов, сопровождающих нашу жизнь, приводит к дополнительным нервным нагрузкам на человека, к стрессовым ситуациям, к необходимости управлять стрессами.
     Незначительные стрессы неизбежны и безвредны
     В данной работе мы коснемся таких вопросов, как механизмы стресса, основные стрессорные факторы, реакции организма человека на стресс и понятие о стрессоустойчивости.
 
 
     1. Механизмы стресса.
     Стресс – неспецифическая (общая) реакция напряжения живого организма на любое оказываемое на него сильное воздействие. Организму приходится с большим трудом обороняться от физического и  эмоционального стресса, которому он то и дело подвергается.
     Согласно Г.Селье, стрессовую реакцию можно разделить на три условные фазы: 1) тревоги; 2) сопротивления; 3) истощения.
     В фазе тревоги увеличивается приток адреналина в кровь, учащается сердцебиение, увеличивается количество сахара в крови, разогреваются мышцы, мобилизуются резервные силы организма и значительно повышается работоспособность человека, сокращается щитовидная железа. Организм приготавливается к эффективной деятельности. Это имеет место, например, когда стресс вызван опасной ситуацией, холодовым воздействием, голодом. В этих случаях стресс «будит» скрытые силы организма, увеличивает силу, скорость, гибкость движений, которые после устранения напряжения, вызванного перегрузкой нервной системы, возвращаются к первоначальным величинам.
     Фаза сопротивления – врожденная. Однако у человека эта форма реакции в ходе эволюции заторможена, и организм часто не может эффективно использовать выделившуюся во время стресса энергию. Это приводит к истощению нервной системы, к переутомлению, износу организма, стойкой патологии. При этом кроме нервной системы страдает опорно-двигательный аппарат. Сокращаются, например, мышцы спины с целью подготовить тело к быстрому рывку с места, но, если при этом не происходит действия, а ситуация продолжает оставаться напряженной, то в крови повышается содержание продуктов обмена веществ и человек испытывает боль. В  этом случае – в пояснице.
     Современная цивилизация нередко создает условия, при которых можно отказаться от борьбы, вести себя пассивно, а это наносит вред здоровью человека. Страдают сердце, кровеносные сосуды, желудок, щитовидная железа и другие органы и системы человеческого организма. Но в этом случае мы констатируем наличие не стрессовой, а дистрессовой эмоции. Если опасность, угроза, обилие информации или, наоборот, полное ее отсутствие оказывают отрицательное, демобилизующее действие на человека и его деятельность дезорганизуется, значит, он подвергается влиянию дистресса. Если же человек не капитулирует, не погружается в мир отрицательных переживаний, а активно борется, ищет пути преодоления возникших трудностей, отрицательная эмоция не вредна. Энергичное противостояние трудностям, активная жизненная позиция благоприятны и с социальной, и с медицинской точек зрения.
     Фаза истощения. Перенесенное возбуждение, мобилизация и активизация на короткий срок всех сил организма, большой жизненной энергии  требуют последующего восстановления. При остром или часто повторяющемся стрессе организм не может моментально восстановить необходимую для нормальной жизнедеятельности энергию и может развиться хронический стресс, вызывающий целый ряд заболеваний.
     Г.Селье считал, что стрессоры вызывают стереотипный, автоматизированный ответ, начиная с активации гипоталамуса, повышения активности гипофиза и надпочечников с одновременным включением симпатического отдела вегетативной нервной системы.
     Относительно того, как стрессовый фактор достигает гипоталамуса, нет единой точки зрения. Некоторые авторы считают, что стрессор через соответствующие анализаторные структуры воздействуют на кору головного мозга. Далее через таламус сигнал поступает к гипоталамусу и параллельно – в ретикулярную формацию, которая является «связующим звеном» между сознанием и телом. В таком случае физический по природе стрессор, так же, как и психологический стрессор, может влиять на когнитивные процессы, запуская одни и те же психофизиологические механизмы, независимо от природы стрессора. В то же время, существуют данные о том, что информация о стрессорах, воспринимаемых зрением, поступает прямо к гипоталамусу по специальному зрительному тракту. В любом случае ни у кого не возникает сомнения, что ретикулярная формация, гипоталамус и лимбические структуры принимают непосредственное участие в развитии стрессовой реакции; в осознании стрессора и формировании необходимой адекватной реакции принимает участие весь мозг, включая и вегетативную нервную систему. Всегда необходимо помнить о понимании мозга как части целостной нейроэндокринной системы, управляющей нашей психикой и поведением. Во многих современных работах развиваются новые представления о гормональных механизмах и пептидной регуляции дистрессовых состояний, вплоть до молекулярных механизмов стресса, включенности тех или иных медиаторных систем.
     Итак, по-видимому, под влиянием Селье, недооценивавшим роль ЦНС, основной акцент в изучении стресса делался на исследованиях механизмов дистресса, вегетативной и гормональной регуляции. В то же время, роль ЦНС в возникновении стрессовой реакции или недооценивалась, или вообще игнорировалась.
     После работ У.Кеннона, в 20 годы  прошлого столетия, постепенно пришло понимание, что управляющим органом является нейроэндокринная система, в которой некоторые нейроны ЦНС выполняют нейроэндокринные функции. Анохин П.К., Симонов П.В., Судаков К.В. и многие другие исследователи стали обращать внимание на важную роль ЦНС в развитии, как стресса, так и дистрессовых состояний и связанных с ними психосоматических заболеваний.
     Основные структуры мозга, участвующие в возникновении стресса: лобная кора; лимбические структуры; вегетативный компонент, реализуемый через гипоталамус и центры продолговатого мозга. В работах Симонова подчеркивается роль передних отделов коры, гиппокампа, миндалины и гипоталамуса в возникновении эмоций. Такое сходство структур, участвующих в генезе разных по функции стресса и эмоций не должно смущать. Все эти структуры чрезвычайно гетерогенны и полифункциональны. Если функциональной единицей мозга является распределенная система, тогда тесно связанные функции могут обеспечиваться разной системой модулей через взаимодействующие интегративные зоны в одних и тех же структурах. Так, функции гипоталамуса не ограничиваются регуляцией деятельности эндокринной системы. Являясь основным подкорковым центром управления вегетативной нервной системой, гипоталамус принимает участие в регуляции деятельности сердечнососудистой системы, терморегуляции, обмена веществ, управляет функциями сна и бодрствования, стрессовых и эмоциональных систем.  
     Но остановимся на механизмах, которые хорошо изучены. Когда индивид сталкивается со стрессором, гипоталамус активирует эндокринную систему и вегетативную нервную систему. Эта активация может осуществляться как через нервные пути, так и гуморальным путем. От передней доли гипоталамуса по прямому нервному пути происходит активация гипофиза, который вырабатывает окситоцин и вазопрессин. Кроме того, эта доля гипоталамуса вырабатывает тиреотропный релизинг-гормон. Этот гормон, в свою очередь, действует на гипофиз таким образом, что там начинается выработка тиреотропного гормона. Последний гуморально активирует щитовидную железу, которая начинает производить тироксин, выбрасываемый в кровь.
     Задняя доля гипоталамуса через симпатический отдел вегетативной нервной системы активирует мозговое вещество надпочечников, которые начинают вырабатывать большие дозы адреналина и норадреналина, поступающие в кровь. Последние гормоны объединяются в группу метаболических гормонов, так как непосредственно активируют клеточный метаболизм.
     Передняя доля гипоталамуса при продолжении действия стрессора, помимо нервного пути воздействия, оказывает на гипофиз и гуморальное воздействие – производит кортикотропный релизинг-гормон, который действует на гипофиз, заставляя его производить адренокортикотропный гормон. Он, в свою очередь, действуя на кору надпочечников, приводит к выбросу кортикоидных гормонов, одним из представителей которых является кортизол – «гормон стресса» и альдостерон. Основная функция кортизола – повышение уровня сахара в крови – резко усиливает клеточный метаболизм, подготавливая нас к борьбе со стрессором. Альдостерон поднимает артериальное давление, обеспечивая быстрейшее поступление кислорода и питательных веществ к активным структурам организма.
     Исследования последних лет позволили выделить анатомически самостоятельные структуры системы стресса, к которым отнесено голубое пятно в заднем мозге. Эта зона богата нейронами, вырабатывающими норадреналин. Вторая структура – паравентрикулярное ядро гипоталамуса (основной производитель кортиколиберина). Нейроны гипоталамуса, вырабатывающие кортиколиберин, регулируются в основном нейронами, которые содержат норадреналин и находятся в заднем мозге. Эти кортиколибериновые и норадреналиновые системы нейронов являются «узловыми станциями» системы стресса. Они соединяются с большим мозгом посредством связей, включающих нейроны, выделяющие дофамин, и проецируются в мезо-лимбический дофаминовый тракт, что позволяет им участвовать в регуляции мозговых систем мотивации и подкрепления. Обнаруженная связь нейронов, выделяющих кортиколиберин, с миндалиной и гиппокампом, важна для извлечения из памяти и эмоционального анализа информации о тех внешних событиях, которые вызвали изменения стрессового уровня.
     2. Основные стрессорные факторы в современной жизни.
     Стресс – это неизбежное зло, проявляющееся во множестве видов. Трудно вообразить себе жизнь без стресса; каждый из нас постоянно подвергается воздействиям стрессовых ситуаций. Различают два вида стресса – внешний и внутренний.
Внешние (экзогенные) стрессовые факторы, наиболее нам знакомые, воздействуют на организм извне. К ним можно причислить: загрязнение окружающей среды, гидрогенизированные жиры, курение и алкоголь, излишнее пребывание на солнце (на морозе), неприятности на работе, эмоциональные проблемы, боль после тяжелой утраты, развод/разрыв отношений и др.
     Внутренние (эндогенные) факторы действуют из глубины нашего организма. К ним можно причислить: пищевую аллергию и пищевую непереносимость, аутоиммунное заболевание, повышенный уровень обмена веществ, высокий уровень холестерина, нарушение уровня сахара в крови, недостаточность питания, депрессия, вызванная нехваткой минеральных веществ и др.
     Несколько лет назад американские психологи Р.Холмс и Д.Рей предложили объяснение, подкупающее своей простотой и четкостью. Ими была составлена шкала стрессовых факторов, получившая всемирную известность и опубликованная  впоследствии во многих изданиях. Важные события и явления человеческой жизни исследователи проранжировали (от1 до 100 баллов) по степени вызываемого ими нервно-психического напряжения. По наблюдениям Холмса и Рея, самым травмирующим событием выступает смерть партнера. Далее, по убывающей, следует развод, тяжелая болезнь, тюремное заключение, потеря работы и прочие неприятности.
     Небезынтересно, что среди серьезных стрессовых факторов выступает и денежная задолженность, особенно крупная (чем крупнее долг – тем больше баллов по шкале стресса). Об этом нелишне помнить нашим предпринимателям, чья деятельность постоянно связана с принятием на себя финансовых обязательств. Даже если вы уверены в своей способности вернуть взятый кредит или оплатить оговоренные поставки, стресса в таком положении никак не избежать.
      В таблице Холмса и Рея привлекает внимание одна парадоксальная особенность. Наряду со всевозможными горестями и тяготами, шкала включает и такие события, которые заставляют нас только радоваться, - например, повышение по службе, рождение ребенка, получение наследства, а также отпуск, собственный день рождения и даже Рождество. Приятные переживания тоже создают нагрузку на нашу психику, то есть выступают стрессорами! Поэтому, если ваша карьера складывается очень удачно – от успеха к успеху, - не удивляйтесь «необъяснимому накоплению стресса». Груз успехов для нашей психики оказывается не намного легче, чем груз невзгод.
     На протяжении нескольких лет ни у кого не возникало сомнений в достоверности данных Холмса и Рея. Однако, результаты опросов, проведенных недавно в США, заставили по-новому взглянуть на проблему хронического стресса. Оказалось, что по мнению самих опрошенных американцев, наибольшее раздражение  у них вызывают не крупные неприятности и невзгоды, а те досадные мелочи, которые на каждом шагу омрачают нашу жизнь. Свыше трети опрошенных заявили, что буквально выходят из себя, когда выясняется, что в супермаркете они встали не в ту очередь (а ведь по некоторым житейским наблюдениям – соседняя очередь всегда движется быстрее). Чашка едва теплого кофе, поданная нелюбезным официантом, может испортить настроение на целый день. 14% опрошенных признались, что по-настоящему негодуют, когда возникает необходимость сменить пододеяльник (скроенный, как правило, так, что надевать его крайне неудобно). А большинство опрошенных заявили, что особое раздражение у них вызывают автомобильные пробки. Об этом и нам нелишне задуматься – ведь пробки, одно из неизбежных зол автомобилизации, прочно вошли и в нашу жизнь.
     На Востоке говорят: «Тысяча комариных укусов страшнее укуса одной собаки». Похоже, главный вклад в нашу «копилку стресса» вносят именно мелочи, нам неподвластные и неизбежные.
  
    
 
 
 
    3. Индивидуальные особенности реакции организма на стресс.
     Способность реагировать на интенсивные внешние раздражители определяется индивидуально-психологическими особенностями конкретной личности: психофизиологической конституцией, чувствительностью к воздействию (сензитивностью), особенностями мотивационной и эмоционально-волевой сферы.
     Рассмотрим возможные реакции организма на стресс:
     Реакция стресса. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней – это так называемая мал-адаптация (плохая адаптация). Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения.
     Пассивность. Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая ситуация может быть преходящей.
     Две другие реакции активные и подчинены воле человека.
     Активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья.
     Активная релаксация (расслабление), которая повышает природную адаптацию человеческого организма – как психофизическую, так и физическую. Эта реакция наиболее действенная.
 
 
 
 
 
 
     4. Понятие о стрессоустойчивости.
     В современных условиях на первое место выступает проблема социальной ценности человека, при этом здоровье является одним из важных объективных условий жизнедеятельности. Среди множества факторов, определяющих работоспособность и другие характеристики здоровья, большую роль играет психическая устойчивость к стрессовым ситуациям. Высокий уровень психической устойчивости к стрессам является залогом сохранения, развития и укрепления здоровья и профессионального долголетия личности.
    Формирование стрессоустойчивости является залогом психического здоровья людей и непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. Нарастающие нагрузки, в том числе психические, на нервную систему и психику современного человека приводит к формированию эмоционального напряжения, которое выступает одним из главных факторов развития различных заболеваний.
     В настоящее время на передний план выходит забота о сохранении психического здоровья и формировании стрессоустойчивости современного человека. Путь к психическому здоровью – это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе. На этом пути важно познавать особенности своей психики, что позволит не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с внешним миром.
     Социальные взаимоотношения могут способствовать психологической, социальной адаптации, усвоению форм здорового поведения и восстановлению, если они носят поддерживающий характер, а также влиять на физиологические показатели  здоровья. Доктора Холмс и Рае (США) изучили зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий у более чем пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. В настоящее время существует три основных направления изучения проблемы стресса человека.
     Первое направление представлено работами исследователей, придерживающихся позиций основоположника теории стресса  - Г.Селье.
     Второе направление базируется на системном видении причин стресса, как компонента в формировании пограничных нервно-психических расстройств и дезадаптации личности. Третий подход, который на сегодня является самым «популярным», основывается на видении природы стресса и совладания с ним (копинга) Р.Лазаруса. На формирование разных видов стресса оказывают влияние как специфичные для конкретной социальной категории стрессоры, так и соответствующие средовые условия. При синдроме профессионального сгорания – эмоциональное перенапряжение при работе с людьми. У студентов – смена места учебы и места жительства; проблемы в любовных, дружеских, родственных отношениях; личностные изменения на фоне профессионального роста; проблемы быта, здоровья, смерти близких.
     Растущая стрессогенность современного общества, постоянное увеличение потока информации, нарастающие нагрузки на нервную систему и психику человека, интенсификация коммуникативных связей, высокий темп жизни как никогда выдвигают на первый план проблемы здоровья людей, так как психологические перегрузки превращаются в повседневную реальность при постоянной нехватке времени на восстановление сил.
     Здоровый человек, в отличие от больного, считал Н. Страхов, способен управлять миром своих психических явлений и держать их под контролем. Идея психодиагностики в обеспечении психического здоровья привлекала к себе внимание психологов и психиатров достаточно давно. Человеку в современном обществе необходимо постоянно следить за своим душевным здоровьем. Нужно уметь наблюдать за использованием своих способностей, переживанием удовлетворенности и счастья, установлением личностного равновесия и функциональной адаптации. Стрессоустойчивость и крепкое физическое здоровье помогут преодолеть тяжелые жизненные проблемы, стрессы и кризисы, которые влияют на всех людей, но не у всех они вызывают психическую болезнь. Американский психолог А.Маслоу подходит к проблеме стрессоустойчивости и психического здоровья с точки зрения полноты, богатства развития личности. Так, во всех работах он писал, главным образом, о двух составляющих психического здоровья. Это, во-первых, стремление людей быть «всем, чем они могут», развивать весь свой потенциал через самоактуализацию. Необходимое условие самоактуализации, по его мнению, нахождение человеком самого себя. Для этого нужно прислушаться к «голосу импульса», а не к мнению других людей. Но одного верного представления о себе недостаточно. Человек должен реализовать то, что заложено в нем природой. И вторая составляющая психического здоровья – стремление к гуманистическим ценностям. А.Маслоу считал, что человеку должны быть присущи такие качества, как принятие других, автономия, спонтанность, чувствительность к прекрасному, чувство юмора, альтруизм, желание улучшить человечество, склонность к творчеству. Он полагал, что здоровый человек – это, прежде всего человек счастливый, живущий в гармонии с самим собою, не ощущающий внутреннего разлада, защищающийся, но первый не нападающий ни на кого.
     Мужчины и женщины с различной интенсивностью и различными способами выражают свои эмоции. Различия в интенсивности выражения эмоций могут быть связаны с тем, что у женщин лицевая активность в целом выше, чем у мужчин. Следует учитывать и тот факт, что мужчины в рамках своей традиционной половой роли склонны к «ограничительной эмоциональности» - минимизации эмоциональной экспрессии. Мужчинам свойственно «забивать» свои чувства, тем самым уровень стресса у них значительно увеличен. Осознанная регуляция эмоций связана в основном с их подавлением. Мужчины в целом более сдержанны в проявлениях симпатии, печали и дистресса, женщины – в проявлениях сексуальности, гнева, а также агрессии. Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Поэтому важным фактором качественной жизнедеятельности является стрессоустойчивость.
     Существует огромное множество способов преодоления стресса и его последствий, однако одноразовая «победа над ситуацией» не гарантирует результат. Поэтому навыки антистрессорного поведения желательно развивать, вырабатывая перманентную устойчивость к воздействию стрессоров. В жесткие рыночные времена здоровье – немалый капитал, и право же, стоит приложить немного времени и сил на его поддержание. Тем более, что психодиагностика стрессоустойчивости не требует огромных денежных затрат, легко подбирается индивидуальная программа для любого человека, не имеет противопоказаний.
     При психологическом консультировании страдающих от чрезмерного стресса в различных жизненных ситуациях можно давать следующие советы:
     1. Разработайте систему приоритетов в своей жизнедеятельности.
     2. Научитесь говорить «нет», когда достигнете предела, после которого вы                  уже не можете взять на себя больше нагрузок.
     3. Наладьте особенно эффективные и надежные отношения с людьми, которые чаще всего вступают с вами в контакт.
     4. Не соглашайтесь с кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования.
     5. Найдите день, время для «отключения» и отдыха.
     К другим факторам, связанным с понижением вероятности стресса, относятся: соблюдение режима питания, поддержание себя в форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.
     Чтобы предотвратить дальнейшие последствия, способствующие возникновению различных психических состояний и психосоматических заболеваний, психолог-консультант может дать ряд рекомендаций, которые помогут своевременно подготовиться  к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм:
     1. Собрать достаточную информацию о возможности наступления подобных ситуаций.
     2. Продумать способы предупреждения конкретных жизненных опасностей, попытаться найти способы их смягчения.
     3. Не пытаться в преддверии самого события делать поспешные умозаключения.
     4. Осознать, что большую часть вызывающих стресс ситуаций клиент способен решить сам, не прибегая к помощи психолога.
      5. Стремиться активно вмешиваться в ситуацию, вызывающую стресс. Активный образ жизни способствует созданию в организме защитного фона против стресса, улучшая деятельность адаптационных механизмов.
     6. Понять и принять, что серьезные перемены – это неотъемлемая часть жизни.
     7. Помнить, что стрессогенными жизненными ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы релаксации.
     Можно выделить четыре основных метода борьбы со стрессом: релаксация, противострессовый распорядок дня, оказание первой помощи при остром стрессе и аутоанализ личного стресса. Использование этих методов при необходимости доступно каждому.
     Одним из эффективных средств защиты от стресса является релаксация. Согласно теории Г.Селье, автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз: импульс, стресс, адаптация. Следовательно, если человек хочет направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечать релаксацией. С помощью этого вида активной защиты человек может помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме.
     Дыхание может стать затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием, использовать его для успокоения, для снятия напряжения – как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.
     Обнаружить и объяснить реакции своего организма на стрессовые ситуации помогает метод аутоанализа личного стресса посредством ведения «дневника стрессов». Метод этот требует фиксации в дневнике в течение нескольких недель того, когда и при каких обстоятельствах были обнаружены признаки стресса. Анализ записей в дневнике помогает просто и быстро определять, какие события или жизненные ситуации способствуют возникновению стресса. Именно регулярно повторяющиеся ситуации, описанные в дневнике, могут быть причиной возникновения стресса.
     Стресс – это неизбежность, о которой необходимо знать и всегда помнить. При этом стресс можно предвидеть, можно приготовиться к его приходу и постараться эффективно справиться с ним.
 
 
 
 
                                       Заключение.
 
     Мы знаем, что стресс – это общая неспецифическая реакция организма в ответ на любое внешнее воздействие или внутреннее переживание. Также мы рассмотрели признаки и причины стрессового напряжения. После изучения проблемы стрессов в жизни человека можно сделать вывод, что наша жизнь невозможна без стрессов, ведь благодаря им происходит личностное развитие каждого человека. Мы рассмотрели методы противостояния стрессам. Основоположник учения о стрессе Ганс Селье писал: «Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо уметь управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни!».
     Стресс по своей сути является необходимым для человека и не несет в себе разрушающих последствий, если пользоваться методами по его управлению. Управлять стрессом можно и нужно.
     Хотелось бы обратить внимание на то, что человек, длительное время находящийся в состоянии психологического стресса, как правило, не осознает истощения нервной системы и не может его предотвратить. В этом случае лучше не рисковать и не пытаться самостоятельно преодолеть состояние стресса, а обратиться за помощью к психологу или психотерапевту.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                 
                                        Список литературы
 
 
1.  В. Вебер «Важные шаги к помогающему диалогу. Программа тренинга,
     основанная на практическом опыте» /Под общей редакцией В. Кагана и
                                                                           Е.Креславского   СПб., 1998
2.  Г.Селье «Стресс без дистресса» М., Прогресс, 1979
3.  Д.Гринберг «Управление стрессом»   СПб., Питер,2002
4.  Е.П.Ильин «Эмоции и чувства»  СПб., Питер, 2008
5.  Л.Собчик «Психология индивидуальности»  СПб., Речь, 2008
6.  «Психотерапевтическая энциклопедия» СПб., 1998
7. Р.Лазарус  «Теория стресса и психофизиологические исследования»
                                                                                          Л., Наука, 1970
8.  Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л.М.Попова, И.В.Соколов,

      О.Грегор  «Как противостоять стрессу». СПб., 1995

9.  Стресс жизни: Сборник. / Г.Селье «Стресс без болезней» СПб.,1994




и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.