На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Парламент

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Содержание
Введение…………………………………………………………………………...………………..3
1 Парламент  как высший законодательный орган…………………………………….………….5
      1.1 Порядок формирования и структура Парламента………………………….………...5
1.2 Полномочия и порядок деятельности  Парламента………………………………….12
2 Федеральное  собрание как высший законодательный  орган РФ…………………………….18
2.1 Правовые основы деятельности  Федерального Собрания РФ……………………...18
2.2 Законодательный процесс в РФ………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………………………………31
Список использованных источников……………………………………………………………..34
   
 
 

Введение
Концепция национального (народного) представительства, сложившаяся еще  в XVIII-XIX веках, может быть изложена как  совокупность следующих принципов: национальное (народное) представительство  учреждается конституцией; нация (народ) как носитель суверенитета уполномочивает парламент осуществлять от его имени  законодательную власть; с этой целью  нация (народ) избирает в парламент  своих представителей – депутатов, сенаторов и т.п.; член парламента – представитель всей нации, а  не тех, кто его избрал, и потому не зависит от избирателей, не может  быть ими отозван. [1, с. 23]
Значение парламента в современном  обществе огромно. Он является выразителем  интересов различных политических сил, ареной поиска компромиссов. В  ряде случаев, однако, в парламентской  деятельности доминируют мелкие и мельчайшие интересы, личные амбиции, различные  неформальные связи, как это бывает в странах СНГ. Мировой опыт показывает, что парламент тогда выступает  подлинным представителем нации (народа), когда в его составе имеются  крупные политические объединения  депутатов, выражающие интересы значительных слоев общества.
Для России, парламентаризм в которой, все же, только развивается, очень  необходимо учитывать опыт Запада, а также самой реформировать  и развивать собственный Парламент  – Федеральное Собрание. В Российской Федерации в настоящее время происходят процессы демократизации всего общества, что неразрывно связано с признанием такого основополагающего принципа правового государства, как принцип верховенства закона. В этом и состоит актуальность данной курсовой работы.
Цель курсовой работы: рассмотреть  структуру, полномочия и порядок  деятельности российского Парламента.
В соответствии с целью можно  поставить следующие задачи:
1 Изучить порядок формирования и структуру Парламента, а также ознакомиться с его полномочиями;
2 Изучить правовые основы деятельности Федерального Собрания РФ;
3 Исследовать законодательный  процесс РФ.
Верховенство закона как необходимый  принцип правового государства  означает не только признание за Конституцией и иными законодательными актами высшей юридической силы, их способность  устанавливать исходные, первичные  нормы правового регулирования  в обществе, но и безусловное подчинение всех членов общества и государства  в целом действующему закону.
В своей многогранной деятельности государство должно действовать  не по собственному усмотрению или  по произволу, а в строго определенных рамках, установленных Конституцией и иными основополагающими нормативно – правовыми актами. Сказанное в полной мере относится и к законотворчеству.
Российский парламент - Федеральное  Собрание пришло на смену Съезду народных депутатов и избираемому им Верховному Совету. Съезд народных депутатов  и Верховный Совет, действовавшие  во многом в соответствии с прежней, хотя и обновленной, Конституцией РСФСР, не смогли возглавить назревшие общественные преобразования. На основе чрезвычайных указов Президента РФ в 1993 г. было избрано заменившее их Федеральное Собрание. Оно состояло из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. В условиях переходного периода обе палаты избирались сроком на два года. В дальнейшем срок полномочий изменился, неоднократно менялся также порядок формирования Совета Федерации.[2, с. 318]
Объектом исследования является парламентаризм как явление в целом.
Предметом исследования – Федеральное  Собрание Российской Федерации.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава  называется «Парламент как высший законодательный  орган» и ознакомляет с понятием и историей Парламента. Вторая глава  – «Федеральное Собрание как высший законодательный орган РФ», включает в себя особенности, правовые основы деятельности российского Парламента, а также знакомит с знакомит с  законодательным процессом в России.
При работе над данной курсовой работой  были использованы труды таких авторов  как Е.И.Козлова, А.И.Абрамова, Н.И.Шаклеина, В.А.Козбаненко и других, а также  были использованы федеральные конституционные  законы и Конституция РФ.
 

1 Парламент как высший законодательный  орган
1.1 Порядок формирования и структура Парламента
В системе разделения властей парламент  является одним из главных центров  выработки государственной политики, выражаемой в принимаемых им законах. Через издание регулирующих законодательных  актов функции парламентского института  в системе управления государством носят опосредствованный характер воздействия на общественные отношения. Действительная роль парламента в политической жизни каждой страны определяется расстановкой социальных сил, которая находит  свое проявление в столкновениях  общественных интересов, выражаемых политическими  партиями и другими массовыми  объединениями, имеющими свои парламентские  фракции; степенью развитости парламентаризма; силой и влиянием парламентских  институтов. Все это во многом зависит  от особенностей исторического развития страны и политических традиций. [3;с. 111]
Порядок формирования парламентов  часто находится в прямой зависимости  от их структуры. Нижние палаты парламентов, как и однопалатные парламенты, почти  всегда формируются посредством  прямых выборов. На принцип выборности как тех, так и других не влияет тот факт, что в отдельных случаях  некоторая часть депутатов назначаются (назначение представителей англо-индийской  общины в Народную палату индийского Парламента). Что касается формирования верхних палат, то здесь можно  выделить следующие основные способы:[4, с. 245]
1 Формирование верхней палаты  посредством непрямых (многостепенных  или косвенных) выборов. Наиболее  типичные примеры дает государственная  практика Индии, Норвегии и  Франции.
Не более 238 членов Совета штатов индийского Парламента (12 членов этой палаты назначаются  Президентом) избираются выборными  членами законодательных собраний штатов по пропорциональной системе  представительства посредством  единого передаваемого голоса, т.е. путем двухстепенных выборов.
Посредством трехстепенных выборов  в основном формируется Сенат V Французской  Республики. Сенаторы избираются депутатами Национального собрания, депутатами генеральных советов департаментов  и делегатами муниципальных советов.
2 Формирование верхней палаты  посредством прямых выборов, хотя  и с некоторыми отличиями от  той системы, которая применяется  в соответствующих странах при  формировании нижних палат.
Верхняя палата Конгресса США - Сенат - избирается непосредственно населением, но не по территориальным избирательным  округам, как члены Палаты представителей, а от каждого штата по два сенатора. Определение результатов голосования проводится по мажоритарной избирательной системе относительного большинства.
Сенат Итальянской Республики избирается посредством прямых выборов на базе областей. Количество мандатов зависит  от численности населения области (Ломбардия - 47 сенаторов, Сицилия - 27, Сардиния - 9). Как правило, область имеет  не менее 7 сенаторов. Состав Сената формируется  на основании смешанной избирательной  системы: три четверти сенаторов  избираются в одномандатных округах  по мажоритарной системе относительного большинства, а четвертая часть - на основании соперничества партийных  списков по пропорциональной системе.
Смешанная избирательная система  применяется и при выборах  верхней палаты японского Парламента - Палаты советников: 152 депутата этой Палаты избираются по префектурным избирательным  округам (в Японии 46 префектур), а  остальные 100 - от общенационального  избирательного округа. [4, с. 246]
3 Чисто феодальный способ формирования  верхней палаты применяется в  Великобритании. Традиционная система  замещения мест в Палате лордов  была за последнее время несколько  модернизирована. Законом о пэрстве  1958 г. было введено пожизненное пэрство, распространенное и на женщин. Эта демократизация, осуществленная консерваторами, имела своей целью, прежде всего, ввести в верхнюю палату лордов, способных к активной парламентской работе. Законом о пэрстве 1963 г. право занятия места в Палате лордов было предоставлено всем шотландским пэрам, которые до этого избирали лордов из своей среды.
До недавнего времени в состав палаты входили более 1200 пэров, которые  подразделялись на следующие основные группы: наследственные пэры, имеющие  право передавать свой титул по наследству; пожизненные пэры, не имеющие права  передачи титула по наследству; ирландские и шотландские пэры (в настоящее  время их в Палате лордов нет); пэры по апелляции; духовные пэры (епископы и архиепископы англиканской церкви).
4 Формирование верхней палаты  посредством назначения в наиболее  чистом виде применяется в  Федеративной Республике Германии. Верхняя палата Парламента - бундесрат  - состоит из членов, назначаемых  правительствами земель из своего  состава.
5 Формирование верхней палаты  смешанным путем, при котором  в разных вариантах сочетаются  элементы выборности, назначения  и наследственности (Сенат Бельгии,  Сенат Ирландии).
Способ формирования верхней палаты парламента можно оценить лишь с  учетом того, в какой степени он влияет на фактическую роль соответствующей  верхней палаты как консервативного, сдерживающего начала.
Если сопоставить метод формирования верхних палат с объемом их компетенции и правовым статусом, то можно установить следующую закономерность. Чем дальше процесс формирования этих палат отстоит от избирательного корпуса, тем меньше объем их компетенции. Самые сильные и влиятельные  верхние палаты (Сенат США, Сенат  Италии, Палата советников Японии) избираются прямыми выборами. Слабые же верхние  палаты (Палата лордов, Совет штатов Индии, бундесрат) формируются без  участия избирательного корпуса.
Правовое положение депутата парламента определяется конституциями, конституционными, органическими и обычными законами, регламентами палат и обычаями.
Современная конституционно-правовая доктрина рассматривает депутата парламента как представителя всей нации, а  не какого-то одного избирательного округа. Логическим следствием этой концепции  является запрещение императивного  мандата и права отзыва. Соответствующие  нормы содержатся в конституциях почти всех стран. Так, ст. 67 Конституции  Италии гласит: «Каждый член Парламента представляет нацию и выполняет  свои функции без императивного  мандата». С не меньшей категоричностью  говорит об этом ст. 38.1 Конституции  ФРГ: «Депутаты германского бундестага... являются представителями всего  народа, не связаны наказами и указаниями и подчиняются лишь своей совести». В статье 27 Конституции Франции  1958 г. содержится почти аналогичное положение: «Любой императивный мандат является недействительным».
Отсутствие императивного мандата  и права отзыва не ведет к полной независимости депутата парламента. Это объясняется следующими причинами: во-первых, депутат, как правило, принадлежит  к какой-либо партийной фракции  и подчиняется партийной дисциплине; во-вторых, депутат зависит от тех  организаций, которые финансировали  его избирательную кампанию; наконец, депутат в известной степени  зависит и от своего избирательного округа, поскольку судьба мандата  решается голосованием. [5, с. 215]
Депутат в демократическом государстве  является профессиональным парламентарием. Именно в силу этого его мандат обладает свойством несовместимости  ни с какой государственной или  иной должностью. Парламентская деятельность считается единственным законным занятием депутата, за исключением права занятия  министерских постов в парламентских  странах.
В содержание депутатского мандата  входят следующие основные компоненты:
1 Индемнитет - депутат парламента получает вознаграждение за свою деятельность, включая покрытие расходов на резиденцию, переписку, служебные поездки и т.д. Чрезмерно высокий индемнитет в ряде стран превращает место в парламенте в доходную должность. В некоторых странах депутатский индемнитет приравнивается к жалованью чиновников высшего разряда (Япония, Франция, Финляндия) или составляет определенную часть министерского оклада.
2 Иммунитет - законодательство демократических государств предоставляет депутату ряд прав и привилегий, которые должны гарантировать его независимость. Важнейшими элементами депутатского иммунитета являются свобода слова и голосования и депутатская неприкосновенность.
Свобода слова и голосования  сводится к тому, что депутат не может быть привлечен к уголовной  ответственности за высказывания в  парламенте и за голосование, поскольку  они осуществляются в силу мандата. Однако почти повсеместно свобода  слова и голосования ограничивается жесткими рамками партийной дисциплины. Ограничения на свободу слова  налагают также законы об охране государственной  тайны и соответствующие положения  парламентских регламентов (такие  положения Регламентов в США  метко именуются «правилами затыкания  рта» («кляпами»)).[6, с. 195]
Депутатская неприкосновенность, применяемая  обычно в период сессий, как правило, состоит в том, что парламентарий  не может быть подвергнут уголовному преследованию или аресту без  санкции соответствующей палаты, за исключением тех случаев, когда  он задержан на месте совершения преступления. В Италии депутатская неприкосновенность распространяется и на личный или  домашний обыск, перехват разговоров или  сообщений, изъятие корреспонденции  членов Парламента (части 2 и 3 статьи 68 Конституции). Депутат может быть лишен иммунитета решением той палаты, к которой он принадлежит (с 1995 г. во Франции разрешение на арест или ограничение свободы члена Парламента дает бюро палаты).
Прекращение срока действия мандата  наступает по окончании срока  полномочий парламента, по истечении  срока, на который избран депутат (этот порядок применяется обычно к  депутатам верхних палат, которые  не обновляются целиком), вследствие смерти депутата, в результате лишения  мандата или признания выборов  недействительными.
Парламент обычно является верховным  судом в отношении полномочий своих депутатов, поэтому он не только может лишить депутата иммунитета, но и признать недействительным его  мандат.
В настоящий момент в развитых странах  вопрос о числе палат парламента не предмет политических столкновений, вопрос иметь в парламенте одну палату или две решается, исходя из различных соображений, имеющих политическое значение в момент соответствующей конституционной реформы.
Федеративные государства имеют  обычно двухпалатный парламент, в котором  верхняя палата представляет субъектов  федерации (США, Германия, Бразилия, Мексика, и др.). В унитарных государствах с двухпалатным парламентом его  верхняя палата также обычно формируется  по политико-административным территориальным  единицам (Италия, Испания, Франция, Польша, Япония и др.). Примерно в половине государств Европы парламенты однопалатные (Финляндия, Венгрия, Болгария, Швеция, Дания и др.).
Нижние или единственные палаты часто именуются Национальное собрание или Национальная ассамблея (Франция, Вьетнам, большинство стран Африки), Национальный совет (Австрия, Швейцария, Словакия), Палата депутатов (Италия, Бразилия, Румыния, Чехия), Палата представителей (США, Япония, Хорватия, Бельгия). Верхние  палаты, пожалуй, в большинстве стран, где они существуют, именуются  Сенатами, а в некоторых федерациях названия верхних палат отражают либо данную форму политико-территориального устройства, либо название субъектов  данной федерации. Так , в Австрии, Германии верхняя палата именуется Федеративный (или Союзный) совет (именно так переводится  «Бундесрат»), в Швейцарии – Совет  кантонов, в Индии – Совет штатов.
Члены нижней палаты парламента обычно называются депутатами, народными представителями, члены верхней палаты – сенаторами.
Единственные или нижние палаты парламентов формируются почти  исключительно путем всеобщих и  прямых выборов. Исключений из этого  правила очень немного, наиболее серьезный пример – это Всекитайское собрание народных представителей, которое  избирается Собраниями народных представителей автономных областей, провинций, городов  центрального подчинения и собраниями представителей военнослужащих. Срок полномочий нижних или однопалатного  парламента – обычно составляет 4-5 лет с полным одновременным обновлением. В некоторых странах резервируются  места для сторонников определенных религий и национальностей, а  так же для женщин. Эти места  замещаются путем непрямых выборов (для женщин – в Бангладеш, для  приверженцев индуистских религий  – в Пакистане, для ассирийцев в Иране и т.д.) В Египте половина мест резервируется для депутатов  – рабочих и крестьян. В Бутане, Брунее в однопалатных парламентах  значительное число мест занимают лица по должности находящиеся на службе у короля, и представители знати. Правильность избрания депутатов проверяет  либо сам парламент (на практике –  создаваемая палатой мандатная  комиссия), либо (по жалобам и протестам) орган конституционного контроля, верховный  суд, специальный избирательный  трибунал. [7, с. 245]
Верхняя палата формируется различными способами: путем прямых и косвенных  выборов, назначения, занятия места  по должности и др. Прямые выборы сенаторов гражданами предусмотрены  в США, (по два сенатора от штата), в Бразилии (по три), в Италии (не менее  семи от области), в Японии, Румынии  и многих других странах. Путем косвенных  выборов выбирается сенат во Франции, где избирательную коллегию в  каждом регионе (наиболее крупной административно-территориальной  единице) составляют члены нижней палаты от данного региона и советники  различных муниципальных округов. В Испании сочетаются прямые и  косвенные выборы: часть сенаторов  избирается непосредственно гражданами, а часть – представительными  органами автономий. В Бельгии часть  сенаторов избирается прямыми выборами, часть назначается, часть избирается косвенными выборами – провинциальными  советами. Полностью назначаются  верхние палаты главой государства  в Канаде, Иордании, Таиланде, Ямайке, Барбадосе, Белизе. В Зимбабве часть  сенаторов избирается нижней палатой, часть назначается президентом. Своеобразен порядок формирования германского Бундесрата, который  хотя фактически выполняет функции  верхней палаты парламента, формально  такой не считается (равно как  и Сенат в Польше). Бундесрат  состоит из членов правительства  германских земель, делегируемых этими  правительствами. Смена правительства  в той или иной земле автоматически  влечет смену представительства  этой земли в Бундесрате. В Великобритании места в палате лордов занимают по наследству дворяне (пэры), имеющие  титул не ниже барона (с 1963 г. – и женщины), а также лица, которым такой титул был пожалован королевой по представлению кабинета министров, епископы и архиепископы, члены, избираемые шотландскими и ирландскими лордами, апелляционные (судебные) лорды.
Срок полномочий членов верхних  палат обычно более длительный, чем  у нижних палат, обновление членов верхних  палат обычно происходит по частям (в США на 6 лет с обновлением  на 1/3 через два года, во Франции  на 9 лет с обновлением на 1/3 через  три года). Хотя встречаются случаи (например, в Бельгии, Италии, Польше) когда обе палаты избираются на одинаковый срок и обновляются целиком.
Верхняя палата может быть либо слабой, когда она в состоянии отсрочить  принятие решения парламентом (нижней палатой) но не воспрепятствовать ему, поскольку ее вето – отказ согласиться  с решением нижней палаты – может  быть преодолен последней (Великобритания, Польша и др.), либо сильной, когда  без ее согласия закон не может  быть принят (Италия, США).
Некоторые особенности имеет внутренняя структура парламентов с монократическими режимами. В них формирование внутрипарламентских  органов зависит преимущественно  от главы государства либо высших партийных органов. Пост председателя парламента, как правило, занимает один из представителей руководства партии. Иногда он входит в состав руководства по должности. Специальные контрольные органы за исполнительной властью в таких парламентах обычно не создаются. Деятельность постоянных комиссий носит по существу чисто формальный характер, так как они лишь одобряют предложения партийного руководства.
В большинстве парламентов после  их созыва создаются партийные фракции (группы). В современный период в  ряде новых конституций, и особенно в регламентах парламентов (палат), получили закрепление порядок формирования и права парламентских фракций.
Партийные фракции занимают важное место в парламентском механизме. По согласованию с лидерами фракций  подбираются кандидатуры в руководящие  органы парламента и его палат, подготавливаются списки председателей и членов постоянных и временных комиссий и других органов парламента. Все эти органы образуются обычно на основе пропорционального  представительства от парламентских  фракций.
Фракции оказывают большое влияние  на работу представительного органа. На уровне фракций ведутся переговоры об образовании правительства. Но значение фракций выходит за рамки чисто  парламентской деятельности, поскольку  они активно влияют на формирование руководящих органов своих партий и на проводимую ими политику.
Ведущую роль в деятельности парламента играет его руководящий орган. В  странах с двухпалатной системой каждая палата формирует свой руководящий  орган.[8, с. 106]
Руководство парламента (палат) осуществляется либо единолично председателем (спикером), либо коллегиальным органом (президиумом, бюро, комитетом, конференцией). Председатель нижней палаты, вице-председатели, секретари  либо коллегиальные руководящие  органы образуются самой палатой. Но в некоторых странах имеются  свои особенности.
Пост председателя верхней палаты замещается по-разному. В одних странах  он избирается самой палатой (Франция, Италия, Япония). В некоторых президентских  республиках председателем верхней  палаты по должности становится Вице-президент. В Великобритании Палатой лордов руководит лорд-канцлер – представитель  исполнительной сласти. В Канаде Спикер Сената назначается актом генерал-губернатора  по рекомендации Премьер-министра.
Компетенция руководящего органа распространяется на все аспекты парламентской  деятельности. Председатель представляет парламент во взаимоотношениях с  другими органами, обладает дисциплинарной властью. По договоренности с вице-председателем  или советом председателей (там, где таковой есть) он определяет повестку дня заседаний, обеспечивает первоочередное рассмотрение вопросов, внесенных правительством, руководит  прениями, устанавливает на основе регламента процедуру обсуждения вопросов и порядок голосования, координирует работу парламентских органов, ведает парламентским бюджетом.
Важной составной частью парламентов  являются их комиссии (комитеты). Они  образуются либо на весь срок парламентских  полномочий, либо на каждой сессии. Почти  во всех двухпалатных парламентах свои комиссии создает каждая палата, хотя могут образовываться и объединенные комиссии. Наиболее распространенная среди последних – согласительная комиссия, задачей которой является выработка согласованных решений  при возникновении разногласий  между палатами по тому или иному  вопросу. Постоянные комиссии имеются  во всех парламентах, но помимо этого  в некоторых могут создаваться  и временные комиссии для рассмотрения конкретного законопроекта или  иного вопроса либо для подготовки сложных вопросов, относящихся к  ведению нескольких комиссий (смешанные).
По существу постоянные комиссии являются не вспомогательными органами парламента, а органами, которые присвоили  себе ряд парламентских полномочий. Их роль неодинакова в различных  странах, не все они обладают правом законодательной инициативы, правом контроля за правительством и административным аппаратом.
1.2 Полномочия и порядок деятельности Парламента
Парламент (англ. parliament, фр. parlement, от parler — говорить) — высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей.
В Армении, Молдавии, Белоруссии, Грузии, Бельгии, Азербайджане, Великобритании, Греции, Италии, Канаде, Румынии, Франции, Чехии, Казахстане и некоторых других странах парламенты имеют одноимённое  название. В конституциях России, Таджикистана, Туркменистана, Украины употребляется  собственное наименование для обозначения  парламента.
Парламент является представительным органом, в котором всё население  и регионы страны представлены выбранными ими представителями. Как правило, весь парламент, или нижняя палата парламента (например, в федерациях) формируется путём всеобщих выборов.
В современных государствах парламенты, как правило, являются законодательными органами, то есть наделены властью принимать законы, а также, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть (например, выносить вотум недоверия правительству и осуществлять процедуру импичмента президента).
Органы народного представительства  существовали ещё в древних государствах таких как Древний Рим. Это могло быть народное собрание, совет старейшин, Сенат (Древний Рим), Римский форум, Комиции, вече, курултай и т. п. В Средние века получила распространение сословно-представительная система: роль, схожую с ролью парламента, играли органы, состоявшие из представителей различных сословий (Генеральные штаты во Франции, Кортесы в Испании, Земский собор в России и т. д.).
Родиной современного парламентаризма  считается Англия. Прообраз парламента был образован в Англии в XIII веке, когда король Иоанн Безземельный был вынужден подписать «Великую хартию вольностей». Согласно этому документу, король не имел права вводить новые налоги без согласия королевского совета. Великобритания — первая страна, где парламент принял на себя всю полноту власти.
Исторически парламент выполнял роль амортизатора между властью (монархом) и обществом, являлся формой представления  общества во власти. Часто парламент  играет решающую роль во время социальных катаклизмов: Английская революция XVII века, Роспуск парламента и пр. Постепенно из второстепенного органа, призванного сглаживать конфликты между властью и народом, парламент превратился в большинстве стран в высший государственный орган.
Самыми древними парламентами в  мире считаются парламенты Острова Мэн (Тинвальд) и Исландии (Альтинг), созданные в X веке. Тинвальд, созданный в 979 году, на протяжении своей истории действовал непрерывно, альтинг же, возникший около 930 года, официально не работал в 1801—1845 годах (хотя неофициальные собрания были).
Современная демократия требует, чтобы хотя бы одна из палат парламента избиралась непосредственно населением. Выборы в парламент являются индикатором настроений в обществе, которые находят выражение в политических партиях различной направленности. Как правило, партия или коалиция, набравшая большинство голосов, формирует правительство. Выборы могут проходить как по пропорциональной (выбирают партии) системе, так и по мажоритарной системе (выбирают депутатов от избирательных округов). Выборы проводятся регулярно, как правило, раз в 4-5 лет.
Члены парламента называются депутатами для нижней палаты парламента и сенаторами — для верхней. Обычно в парламент входят 300—500 членов, но число их может быть весьма различным (от нескольких десятков до 2-3 тысяч).
Парламент может состоять из одной  или двух палат. В двухпалатном парламенте, как правило, одна из палат является верхней, вторая — нижней. Так, в Великобритании верхняя палата Парламента — Палата лордов, нижняя — Палата общин, в России — Совет Федерации и Государственная Дума, в Казахстане — Сенат парламента и Мажилис парламента, в США — Сенат и Палата представителей. Как правило, верхняя палата формируется менее демократическим путем, чем нижняя.
Смысл разделения парламента на две  палаты в том, что в этом случае законопроекты, инициируемые и принимаемые  нижней палатой, должны быть также одобрены и верхней палатой, которая, как  правило, в большей степени склонна  занимать позиции, близкие правительству.
Известен случай многопалатного парламента в Испании.
В составе парламента обычно действуют  также комитеты и комиссии по определенным вопросам (по экономике, иностранным  делам и т. д.). Они занимаются подготовкой решений парламента на соответствующую тему.
Кроме того, в парламенте создаются фракции, формируемые по политическому принципу, как правило, из представителей партий, и депутатские группы, объединяющие депутатов, не вошедшие во фракции.
Существует ряд международных  органов, в той или иной степени  подпадающих под определение  парламента. Как правило, они работают в структуре какой-либо международной  организации. Такие органы могут  избираться непосредственно населением, но чаще формируются из представителей национальных парламентов. Всенародные  выборы в законодательное собрание имеются в Европейском союзе, Андийском совете, Парламенте Центральной Америке; планируется Арабский парламент и Парламентская ассамблея Союза России и Беларуси. Парламентские ассамблеи из представителей парламентов имеются, в частности, в Совете Европы, НАТО, ОБСЕ, СНГ. В Женеве работает Межпарламентский союз — ассоциация парламентов мира. В 2008 году в Стамбуле учреждена Парламентская Ассамблея тюркоязычных стран. [9, с. 260]
Современный парламент - это высший орган народного представительства (хотя это представительство может быть организовано по-разному), выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, образующий полностью или частично некоторые высшие органы государства, осуществляющий контроль за деятельностью высших органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Такой контроль осуществляет преимущественно нижняя палата парламента, избираемая непосредственно гражданами (термин «нижняя палата» используется по традиции, он условен и в настоящее время не отражает реальное значение этой палаты в государственном механизме). Кроме того, парламент в ряде стран определяет основы внешней и внутренней политики государства, ратифицирует международные договоры, принимает иные акты.
Производным от слова «парламент» является термин «парламентаризм». Марксистско-ленинская концепция конституционного права, традиционно отвергавшая значение парламента в жизни государства (говорилось, что в парламенте только болтают, а настоящую работу делают штабы монополий), характеризовала парламентаризм как непригодную систему управления и требовала заменить ее системой советов, что и делалось в странах тоталитарного социализма.
Значение парламента и принцип  парламентаризма отвергаются, хотя и с других позиций, в странах  мусульманского фундаментализма. Вместо парламента и выборов в соответствии с идеей халифата предлагается совещательный  орган при правителе («ашшура»), причем его единогласные мнения имеют практически непререкаемый характер («иджма»). В демократических государствах парламентаризм означает разделение законодательного и управленческого труда, высокую роль парламента в управлении государством, контроль парламента в отношении администрации. Парламент является выражением интересов различных политических сил, ареной поиска компромиссов. В более узком значении парламентаризм - это формирование правительства парламентом и его ответственность перед ним вплоть до увольнения в отставку. Иногда парламентаризму противопоставляется президенциализм, означающий решающую роль президента в управлении государством.
В настоящее время в связи  с усложнением жизни в современном  информационном обществе, возрастанием роли исполнительной власти, необходимостью все более широкого привлечения  для процессов управления специалистов (технократов и «гуманократов»), технических средств, расчетов, вычислительной техники значение парламента, особенно при решении конкретных вопросов, где нужны специальные знания, может снижаться. В связи с этим в западной науке возникла концепция рационализированного парламентаризма и предприняты необходимые конституционные меры для этого (ограничение полномочий парламента; назначение парламентом в парламентарных республиках и монархиях только главы правительства, министров последний назначает и увольняет самостоятельно, конструктивный вотум недоверия, особая роль президента и др.). В ряде случаев, однако, в парламентской деятельности доминируют мелкие и мельчайшие интересы, амбиции его членов. Это нередко имеет место и в России.
Парламент в соответствии с принципом  разделения властей, являясь органом  общенародного представительства, осуществляет законодательную власть в государстве. Функции Парламента включают издание законов, принятие государственного бюджета, ратификацию международных договоров, назначение органов конституционного надзора. В странах, где предусмотрена парламентская ответственность правительства, они формируют правительство и контролируют его деятельность.
В некоторых странах (ФРГ, Италия) в функции Парламента входит избрание путём специальной процедуры президента республики. Буржуазные идеологи считают Парламент высшим проявлением демократии, народовластия. В действительности большинство в Парламенте всех буржуазных государств представляет эксплуататорские классы, а сам Парламент выступает как звено в диктатуре монополистического капитала. Избирательное право, на основе которого формируется Парламент (полностью или частично), а также методы организации и проведения выборов позволяют буржуазии отстранять подлинных представителей народа от участия в деятельности Парламента. Например, в конгрессе США рабочих нет, в составе английской Палаты общин, избранной в 1970, их было всего 38, в бундестаге ФРГ рабочие составляют 7% и т.д. Но даже такое низкое представительство заставляет монополистические круги урезать функции Парламента в управлении буржуазным государством, многие из них носят чисто формальный характер, а важнейшее место в управлении буржуазным государством занимают органы исполнительной власти, контролирующие направление законодательной деятельности Парламента, разрабатывающие и осуществляющие бюджет, проводящие внешнюю политику. [9, с. 271]
В России первое учреждение парламентского типа появилось в 1906 г. и просуществовало  до 1917 г., имея весьма ограниченные полномочия. Советская власть породила совершенно иные формы представительных органов: советов народных депутатов, отрицавшие принципы парламентской работы. В 1936 г. был создан Верховный Совет  СССР, который состоял из двух палат - Совета Союза и Совета Национальностей, причем не нижней и верхней, а равноправных, что в истории парламентаризма  ранее не встречалось. Подобная система  действовала, не претерпев особых изменений, вплоть до распада Советского Союза  в 1991 г. Вся полнота государственной  власти перешла к Съезду народных депутатов РСФСР, из состава которого формировался Верховный Совет РСФСР, осуществлявший законодательную власть.
Конституция Российской Федерации 1993 г. впервые в отечественной истории  назвала высший законодательный  представительный орган государства  парламентом, который по содержательным характеристикам соответствует  сложившейся в мировой практике парламентской модели. Федеральное  Собрание - парламент Российской Федерации - постоянно действующий законодательный  представительный орган, осуществляющий высшую государственную власть наряду с Президентом РФ, Правительством РФ и судами РФ.
Представительный характер Федерального Собрания заключается в том, что  Федеральное Собрание призвано выражать интересы и волю народа Российской Федерации. Народное представительство реализуется путем проведения периодических и свободных выборов.
Характеристика Федерального Собрания в качестве законодательного органа означает, что Федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, то есть правовые акты высшей юридической силы. Ни один закон не может вступить в силу, если он не рассмотрен, не одобрен и не принят парламентом. Федеральное Собрание обладает неограниченной компетенцией в сфере законодательства по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
К ведению Совета Федерации относятся: одобрение или отклонение принятых Государственной Думой законов; утверждение изменения границ между  субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение  вопроса о возможности использования  Вооруженных Сил РФ за пределами  ее территории; назначение выборов  Президента РФ и отрешение его  от должности; назначение на должности  судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов  РФ; назначение на должности и освобождение от должностей Генерального прокурора  РФ, заместителя Председателя Счетной  палаты РФ и половины состава ее аудиторов.
Основное предназначение Государственной  Думы — принятие федеральных законов. Кроме этого к ее ведению относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение  вопроса о доверии Правительству  РФ; назначение на должности и освобождение от должностей Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты РФ и половины ее аудиторов, Уполномоченного  по правам человека в РФ; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его  от должности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Федеральное Собрание как высший законодательный орган РФ
2.1 Правовые основы деятельности  Федерального Собрания РФ
Парламент в соответствии с принципом  разделения властей, являясь органом  общенародного представительства, осуществляет законодательную власть в государстве.
Правовой статус парламента определяется существующей в государстве формой правления. Конституция РФ 1993 года учредила Федеральное Собрание как представительный орган, осуществляющий законодательную  власть в Российской Федерации.
Представительный характер Федерального Собрания заключается в том, что  Федеральное Собрание призвано выражать интересы и волю народа Российской Федерации. Народное представительство  реализуется путем проведения периодических  и свободных выборов. Последние  направлены на выявление интересов  различных социальных групп, учет федеративных отношений, обеспечение мирного, ненасильственного  перехода государственной власти от одних выборных представителей общества к другим на основе свободного волеизъявления избирателей.
Характеристика Федерального Собрания в качестве законодательного органа означает, что Федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать  законы, то есть правовые акты высшей юридической  силы. Ни один закон не может вступить в силу, если он не рассмотрен, не одобрен  и не принят парламентом. Федеральное  Собрание обладает неограниченной компетенцией в сфере законодательства по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению  Российской Федерации и совместному  ведению Российской Федерации и  ее субъектов.[10, с. 421]
Федеральное Собрание состоит из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума является палатой общенародного представительства, а в Совете Федерации реализуется  представительство субъектов Федерации.
Двухпалатная структура парламента - относительно новое для России явление. До 1990 года в РСФСР действовал однопалатный высший орган государственной  власти - Верховный Совет РСФСР. В  1990 г. в составе Верховного Совета РСФСР были сформированы две палаты - Совет Республики и Совет Национальностей. Однако на практике Верховный Совет продолжал функционировать как однопалатный орган: большая часть компетенции Верховного Совета осуществлялась совместно обеими палатами, доминирующая роль принадлежала общим для всего Верховного Совета руководящим органам - Председателю и Президиуму Верховного Совета.[11, с. 201]
Конституционно-правовой статус Федерального Собрания складывается из совокупности конституционных норм, характеризующих  его положение в системе органов  государственной власти. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания включает в себя следующие элементы:
1) правовые нормы, определяющие  порядок выборов депутатов Государственной  Думы и формирования Совета  Федерации; 
2) правовые нормы, устанавливающие  компетенцию Федерального Собрания;
3) правовые нормы, регулирующие  внутреннее устройство и порядок  работы Федерального Собрания.
Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает самостоятельность  палат по отношению друг к другу, которая выражается в различном  порядке образования Государственной  Думы и Совета Федерации, в различной  компетенции каждой из палат , разной роли в законодательном процессе, в отсутствии единого координирующего органа Федерального Собрания, в раздельном порядке заседания Совета Федерации и Государственной Думы. Конституция РФ предусматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться совместно: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда, выступлений руководителей иностранных государств. Деятельность временных комиссий ограничивается определенным сроком или конкретными задачами.
В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в  соответствии с Конституцией Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Полномочия Совета Федерации определены Конституцией Российской Федерации. Основной функцией палаты является осуществление  законодательных полномочий. Порядок  рассмотрения Советом Федерации  федеральных конституционных законов  и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной  Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации. Организация законодательной  работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям: Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним; в порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов палаты, а федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов. Кроме того, федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, считается одобренным, если в течение четырнадцати дней Совет Федерации его не рассмотрел. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и Советом Федерации. К ведению Совета Федерации, кроме того, относятся:
- утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
- утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;
- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
- назначение выборов Президента Российской Федерации;
- отрешение Президента Российской Федерации от должности;
- назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
- назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
- назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
В ряде федеральных законов на Совет  Федерации возложены и другие полномочия, не предусмотренные в  Конституции Российской Федерации.
Совет Федерации, равно как и  каждый член Совета Федерации, обладает правом законодательной инициативы. [12]
Закрепляя полномочия Государственной  Думы, Конституция РФ исходит из того, что нижняя палата Федерального собрания призвана представлять интересы различных групп населения страны. К исключительному ведению Государственной Думы относятся: Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства Российской Федерации. Согласно Регламенту ГД, в случае внесения в Государственную Думу Президентом РФ предложения о кандидатуре Председателя Правительства РФ Председатель Государственной Думы незамедлительно извещает об этом депутатов. Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. Согласие Государственной Думы на назначение Председателя Правительства считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство общего числа депутатов. Если Дума отклонит кандидатуру на должность Председателя Правительства, Президент в течение недели со дня ее отклонения вносит предложение о новой кандидатуре. [13, с.100]
Вотум недоверия Правительству  означает правительственный кризис, который может быть разрешен отставкой  Правительства и созданием нового, которое пользовалось бы доверием Государственной  Думы или роспуском Думы и избранием  новой, с которой Президент нашел  бы понимание в вопросе о правительственной  политике. Мотивированное предложение  о выражении недоверия Правительству  РФ может вносить группа численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов «нижней» палаты. Государственная Дума рассматривает вопрос о выражении недоверия Правительству РФ в недельный срок после его внесения. Постановление о недоверии Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Обсуждение вопроса о доверии
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.