Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Разработка учебно-методических материалов для подготовки слесаря по техническому обслуживанию и ремонту системы смазки автомобиля

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 43. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Курганский государственный университет
Предметная комиссия «Профессиональное обучение»
 
Тема: «Разработка учебно-методических материалов для подготовки слесаря по техническому обслуживанию и ремонту системы смазки      автомобиля».
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
пояснительная записка
Дисциплина «Методика профессионального обучения»
Студент_________________                                                      /Чайка Е.М./
                           (подпись)
Группа  5609
Специальность – 050501 – «Профессиональное обучение» (автомобили и автомобильное хозяйство)
Руководитель_________________                                   /Студенников Г. В./
                                    (подпись) 
 
Дата защиты__________________
Оценка_______________________
 
 
 
 
 
 
 
Курган 2011г.

Содержание

1  Анализ существующей учебно-программной документации
     подготовки слесаря по ремонту автомобилей………………………………4
                                    
    1.1Анализ государственного образовательного стандарта НПО                                     
          по профессии «Слесарь по ремонту  автомобилей»………………………..4                                             
  1.2 Анализ существующих учебных планов подготовки слесаря
          по ремонту автомобилей …………………………………………………....10                                                                                         
          1.2.1 Разработка учебного плана для подготовки слесаря по техничес-             
                  -кому  обслуживанию и ремонту системы смазки автомобиля…….17
   1.3 Содержание и анализ программ дисциплин профессионального цикла
          учебного плана («Устройство автомобиля»,
         «Техническое обслуживание  и ремонт автомобиля».)…………………...20  
                                                  
2 Разработка программы дисциплины «Смазка автомобиля»                               
   и ее методического обеспечения ……………………………………………..30
                                                                                                     
  2.1Составление программы дисциплины «Смазка автомобиля» ………………. 30                                                                                                                           
        2.1.1. Пояснительная записка ……………………………………………….30                                                                                
        2.1.2. Тематический план дисциплины  «Смазка автомобиля» ………….. 31                                                                                  
        2.1.3. Содержание тем теоретических занятий……………………………..32                                                                                              
        2.1.4 Тематика лабораторных работ дисциплины
                «Смазка автомобиля»..............................................................................34                                                                                                                                                                     
       2.1.5. Учебно-методические материалы по дисциплине
                 «Смазка автомобиля » ………………………………………………. ..35                                                                                                                                                                    
                  2.1.5.1 Учебная литература ………………………………………….. 35
                  2.1.5.2 Материальное, методическое и программное обеспечение 
                              дисциплины «Смазка автомобиля» ……………………….. .. 36                                                                                                                                                               
 
 
3   Перспективно-тематическое планирование..............................................37
 
    3.1 Перспективно-тематическое планирование дисциплины
           «Смазка автомобиля» ……….....................................................................37                                                                          
   3.2 Перспективно тематический план преподавания дисциплины
          «Смазка автомобиля».
           По теме «Общее устройство двигателя ».................................................39                                                                                                                Заключение ............................................................................................................41                                                                                                                           
Список литературы …………………………………………………………......42
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1         Анализ существующей учебно-программной  документации подготовки слесаря по ремонту автомобилей.
 
1.1   Анализ государственного образовательного стандарта НПО
по профессии слесарь  по ремонту автомобилей.
Образовательный стандарт определяет назначение, структуру учебной специальности, объем учебной нагрузки, обязательный минимум содержания образования, требования к уровню и оценки качества подготовки выпускников и служит основанием для разработки учебно-програмной документации.
                  Образовательные стандарты профессионально-технического образования содержат общие требования к уровню профессионально-технического образования, типам учреждения, срокам обучения, документам об  образовании, основным образовательным программам.
                  Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии слесарь по ремонту автомобилей включает документы:
        а) профессиональную характеристику;
        б) федеральный компонент содержания профессионального и специального циклов обучения.
                  Профессиональная характеристика отражает содержательные параметры профессиональной деятельности: ее основные виды, а также их теоретические основы.
              Профессиональная характеристика отражает содержательные параметры профессиональной деятельности: ее основные виды, а также их теоретические основы.
Профессия, согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов делятся на:
* Слесарь по ремонту автомобилей 3-го разряда (кузовные работы)
* Слесарь по ремонту автомобилей 3-го разряда (моторист)
* Слесарь по ремонту автомобилей 3-го разряда (электрик)
* Водитель автомобиля (категории «В», «С»).
                  Основными назначениями профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» является выполнение операций по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, управление автотранспортными средствами.
                  Уровень общего образования, требуемого для получения профессии – среднее (полное) общее; уровень профессионального образования – начальное профессиональное образование.
         В структуре федерального компонента содержания профессионального цикла выделены блоки учебного материала, предметные области и учебные элементы с указанием уровня их усвоения.
                  Название учебных элементов в стандарте указывает на конкретное содержание деятельности, которые должен освоить выпускник в результате обучения. Соотношение теоретического и практического обучения при усвоении учебных элементов определяется учебно-программной документацией.
№/№
п/п
 
Учебные элементы и уровни их усвоения
1
2
1
Общепрофессиональный блок
1.1
Материаловедение и слесарное дело (2)
Основы слесарной обработки. Строение, свойство и производство металлов. Сплавы железа с углеродом. Цветные металлы и их сплавы. Неметаллические конструкционные материалы Автомобильные топлива, смазочные материалы и специальные жидкости. Лакокрасочные материалы. Резинотехнические изделия. Безопасность труда.
 
Таблица1.Федеральный компонент содержания
                  общепрофессионального и профессионального цикла
1
2
1.2
Устройство автомобиля (2)
Классификация и общее устройство автомобилей. Двигатель. Общее устройство и рабочий цикл двигателя внутреннего сгорания. Кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы. Система охлаждения. Система смазки. Система питания и ее разновидности. Система питания карбюраторного двигателя. Система питания дизельного двигателя. Система питания газобаллонного автомобиля. Электрооборудование. Источники тока. Система зажигания. Система пуска. Приборы контрольно-измерительные, освещения и сигнализации. Средства облегчающие пуск двигателя при низких температурах. Общая схема трансмиссий. Сцепление. Коробка передач. Раздаточная коробка. Карданная передача. Главная передача и дифференциал. Полуоси и колесные редуктора. Карданные шарниры равных угловых скоростей. Ведущие мосты. Ходовая часть. Рулевое управление.
 
1.3
 
Охрана труда (2)
Организация работ по охране труда на автомобильном транспорте. Режим труда и отдыха. Требования к техническому состоянию и оборудованию подвижного состава. Безопасность труда при хранении, техническом обслуживании и ремонте подвижного состава. Безопасность труда при работе с эксплуатационными материалами. Безопасность труда при работе газобаллонными автотранспортными средствами. Безопасность труда при погрузке- разгрузке и перевозке грузов. Электро- и пожаробезопасность. Охрана окружающей среды.
1.4
Правила дорожного движения (2)             
1.5
Безопасность движения и основы автотранспортного права (2)
1.6
Вождение автомобиля (3)
Продолжение                                                                                          Таблицы 1
 
 
 
 
 
 
 
Продолжение                                                                                          Таблицы 1
1
2
2
Профессиональный блок
 
Профессия: «Слесарь по ремонту автомобилей (моторист)»
2.1
2.1.1
2.1.2
2.1.3
2.1.4
 
 
 
 
 
2.1.5
 
2.1.6
2.1.7
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
Система технического обслуживания и ремонт автомобиля.
Средства технического обслуживания автомобильного парка.
Технология и организация технического обслуживания и ремонта автомобилей.
Техническое обслуживание и ремонт двигателя (2).
   Техническое обслуживание двигателя, систем охлаждения и смазки.
   Разборка двигателя на сборочные единицы и детали. Ремонт и сборка шатунно-поршневой группы. Ремонт головок цилиндра и распределительного механизма. Ремонт сборочных единиц и деталей системы охлаждения и смазки. Сборка, обкатка и испытание двигателей.
Техническое обслуживание и ремонт трансмиссий, ходовой части, рулевого управления и тормозной системы.
Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования.
Техническое обслуживание и ремонт кузовов, кабин.
 
Профессия: «Слесарь по ремонту автомобилей (кузовные работы)»
2.2
2.2.1
2.2.2
2.2.3
2.2.4
2.2.5
 
2.2.6
2.2.7
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей
Система технического обслуживания и ремонт автомобиля
Средства технического обслуживания автомобильного парка
Технология и организация технического обслуживания и ремонта автомобилей
Техническое обслуживание и ремонт двигателя
Техническое обслуживание и ремонт трансмиссий, ходовой части, рулевого управления и тормозной системы.
Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования.
Техническое обслуживание и ремонт кузовов, кабин (2).
   Техническое обслуживание кузовов и кабин.
   Основные повреждения кузова. Материалы и оборудование для ремонта кузовов и кабин. Технология ремонта кузовов и кабин. Ремонт съемных элементов кузовов и кабин. Ремонт неметаллических элементов кузовов и кабин. Изготовление ремонтных деталей кузовов и кабин. Окраска кузовов и кабин.
 
Продолжение                                                                                           Таблицы 1
1
2
 
Профессия: «Слесарь по ремонту автомобилей (электрик)»
2.3
2.3.1
2.3.2
2.3.3
2.3.4
2.3.5
 
2.3.6
 
 
 
 
 
2.3.7
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей
Система технического обслуживания и ремонт автомобиля
Средства технического обслуживания автомобильного парка
Технология и организация технического обслуживания и ремонта автомобилей
Техническое обслуживание и ремонт двигателя
Техническое обслуживание и ремонт трансмиссий, ходовой части, рулевого управления и тормозной системы.
Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования (2).
   Техническое обслуживание электрооборудования автомобиля. Диагностика электрооборудования. Ремонт: генератора, аккумуляторной батареи, стартера, реле-регулятора, прерывателя-распределителя, коммутатора, катушки зажигания, свечей зажигания, приборов освещения и сигнализации, контрольно-измерительных приборов.
Техническое обслуживание и ремонт кузовов, кабин.
 
 
           По государственному стандарту подготовка слесарей по ремонту автомобилей всех рабочих профессий производится по одной программе, с  разницей, что «Кузовщик» более углубленно изучает кузов, «Моторист» - двигатель, а «Электрик» - электрооборудование.   
  Учебным элементам соответствуют определенные уровни усвоения:
1 уровень – узнавание изученных ранее объектов, процессов в данной профессиональной деятельности и выполнение действий с подсказкой.
2 уровень – самостоятельное выполнение на память типового действия.
3 уровень – продуктивное действие, т.е. создание алгоритма деятельности в нетиповой ситуации на основе изученных ранее типовых действий.
Рабочие планы и программы для организации обучения по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» разрабатываются образовательными учреждениями начального профессионального образования на основе модели учебного плана (ОСТ 9 ПО 01.03-93), настоящего стандарта на профессию, а также примерной программной документацией, разработанной Институтом развития профессионального образования Министерства образования Российской Федерации, и с учетом национально- региональных условий.
                  Национально-региональный компонент отражает национально-региональные требования к качеству и содержанию профессионального образования и учитывает его национальные и региональные особенности. Разрабатывается органами управления образованием субъектов Российской Федерации и действителен только для конкретного региона.
                  Федеральный компонент изменять нельзя, а вносить какие либо дополнения в связи с национально-региональными особенностями разрешается.
Выводы:
1)     Проанализировав государственный образовательный стандарт  начального профессионального обучения по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» можно сделать вывод, что данный стандарт не позволяет подготовить слесаря по техническому обслуживанию и ремонту системы смазки автомобиля.
2)       Так как изменять  существующий государственный стандарт я не имею права, но дополнив информацию к (мотористу) п.2.1.4, посвященную техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, я смогу подготовить слесаря по ремонту автомобилей (моторист) с более широкими знаниями и возможностями в области системы смазки автомобиля.
          Для того, чтобы проверить, нельзя ли воспользоваться уже имеющимися учебными планами для подготовки  слесаря по техническому обслуживанию и ремонту системы смазки автомобиля, проведем анализ нескольких рабочих планов учебных заведений.
 
 
 
1.2 Анализ существующих учебных планов
подготовки слесаря по ремонту автомобилей
                  Учебный план – это документ, устанавливающий перечень и объём учебных предметов, их распределение по циклам, учебным неделям, полугодиям и курсам обучения и регламентирующий взаимосвязь между учебными предметами, профессиональной и общеобразовательной подготовкой будущих рабочих.
                  В широком смысле слова учебным планом называют всю учебно-програмную документацию, регламентирующую содержание и процесс обучения. Учебные планы разрабатывают на основе государственных директивных документов, определяющих тип учебного заведения, его цели и задачи, контингент учащихся и сроки их обучения.
         Учебный план подготовки рабочего конкретной профессии разрабатывается на основе професснонально-квалификационной характеристики, содержащей детальныё данные о профессии: ее значение для народного хозяйства, перспективы развития, круг основных обязанностей квалифицированного работника, средства и предметы труда рабочего, методы и приемы его деятельности; характеристику конечного результата труда, трудовые функции рабочего и требования к нему, необходимые основы получения профессии, профессиональные знания, умения и навыки, которыми необходимо овладеть в процессе подготовки, а также возможность повышения профессионального мастерства.
                  Формирование предметов профессионально технического цикла происходит на основе знаний, умений и навыков, зафиксированных в профессионально-квалификационной характеристике. Основная цель профессионально-технического образования – подготовка учащихся к труду на определенном рабочем месте – обуславливает необходимость выделения среди предметов этой группы производственного обучения и теоретических дисциплин. Соотношение часов, отводимых учебным планом на теоретическое и производственное обучение, существенным образом зависит от характера профессии.
                  Одним из важных принципов, реализуемых при разработке учебных планов, является принцип унификации и дифференциации. Суть его состоит в создании унифицированных учебных планов для групп рабочих профессий и типов учебно-программной документации  в двух-трех модификациях, учитывающих особенности характера и содержании труда. Это позволяет сократить количество учебных планов и программ, улучшает организацию управления учебными заведениями, способствует повышению эффективности всего учебно-воспитательного процесса.
                  Квалификационная характеристика- это государственный документ, в котором содержатся требования к профессионально техническим знаниям и умениям, обеспечивающим определённый уровень квалификации по данной профессии.
                  Квалификационная характеристика разрабатывается на основе Единым тарифно-квалификационным справочником (ЕТКС) работ и профессий рабочих, занятых в данной отрасли. Квалификационная характеристика содержит перечень основных навыков, умений и знаний, которые должен иметь рабочий определенной профессии и квалификации. В этом документе приводятся дополнительные требования, предъявляемые к учащимся, аттестуемым на повышенный разряд.
                  В последние годы вместо квалификационной характеристики используется профессиограмма. Она включает в себя квалификационную характеристику и включает в себя следующие пункты:
1. Социально – экономическая характеристика профессии; значение  этой профессии для народного хозяйства; тенденции развития данной профессии.
2. Предметы, средства, продукты, технология и условия труда.
3. Содержание труда и трудовые функции рабочего.
4. Требования производства к общеобразовательной, общетехнической и профессиональной подготовки рабочего.
5. Уровень квалификации (диапазон, тариф)
6. Психофизиологические особенности профессий
Учебный план  «Курганского технологического колледжа имени Героя Советского Союза Н.Я.Анфиногенова».
                Учебный план разработан для подготовки рабочих по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей», рассчитанного на 3-и года обучения на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования.
                  Учебный план КТК рассчитан на 4877 часов и состоит и двух разделов:
1.Общеобразовательная подготовка;
2.Профессиональная образовательная область и предметы:
  - общетехнический цикл;
  - общепрофессиональный цикл;
  - общеспециальный цикл.
          Учебный план рассчитан на 3 курса обучения, а каждый курс  состоит из двух семестров:
   - 1 курс- длительность первого семестра 17 недель, а длительность второго семестра 23 недели;
   - 2 курс- длительность первого семестра 17 недель, а длительность второго семестра 21 недели;
    - 3 курс- длительность первого семестра 17 недель, а длительность второго семестра 22 недели;
         По окончанию каждого семестра предусмотрены экзамены и каникулы. После первого семестра - зимние каникулы длительностью 2 недели, а после второго семестра летние продолжительностью 9 недель.
                  На изучение общеобразовательных дисциплин отводится 1671 час. На общетехнический цикл отводится 111 часа, на общепрофессиональный цикл отводится 173 часа и на общеспециальный цикл 2277 часов. В общеспециальный цикл входят профессиональный и специальный циклы. В профессиональный цикл входят:
                               - Устройство автомобиля- 215 часов;
                               - ТО и ремонт автомобилей- 249 часов;
                               - Производственное обучение- 1158 часов;
                               - Производственная практика- 504 часа.
                 Производственное обучение занимает важнейшее место в учебном плане. Оно занимает 25% времени от общего времени учебного плана и распределяется на все три курса обучения.
         Завершающим этапом обучения является производственная практика- 504 часа.
                 Учебный план «Профессионального училища № 25» города Котовска   Тамбовской области.
                  Данный учебный план разработан для подготовки квалифицированных рабочих по профессии «Автомеханик» на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования и рассчитан на 3 года обучения.
Учебный план состоит из двух разделов и рассчитан на 4216 часов:
1.Общеобразовательная подготовка:
  -Гуманитарный цикл;
  -Естественнонаучный цикл.
2.Профессиональная подготовка:
  -Общетехнический цикл;
  -Общепрофессиональный цикл;
  -Профессиональный цикл;
  -Специальный цикл.
         Учебный план рассчитан на 3 курса обучения, а каждый курс  состоит из 2 полугодий:
- 1 курс- длительность первого полугодия 17 недель, длительность второго полугодия 23 недели;
- 2 курс- длительность первого полугодия 17 недель, длительность второго полугодия 21 неделя;
- 3 курс- длительность первого полугодия 17 недель, длительность второго полугодия 21 неделя.
         По окончанию первого полугодия предусмотрены зимние каникулы 2 недели, а по окончанию второго полугодия – экзамены 1-2 недели и летние каникулы продолжительностью 5 недель. Также в учебном плане предусмотрены военно-полевые сборы длительностью 4 недели.
              На общеобразовательную подготовку учебным планом  отводится 1743 часа учебного времени из них на «Гуманитарный цикл» - 617 часов, на «Естественнонаучный цикл»- 681 часа. На профессиональную подготовку 2490 часа которые делятся на «Общетехнический цикл»-205 часов, «Общепрофессиональный цикл»- 80 часов и «Профессионально-профессиональный цикл»- 2188 часов   Производственное обучение составляет 774 часов от общего числа часов- 4216, проходит на всех трех курсах обучения и играет важную роль в обучении учащихся.
Завершающим этапом обучения является производственная практика- 504 часа.
             Учебный план  «Курганского профессионального училища №34»
              Данный учебный план предназначен для подготовки квалификационных рабочих по профессии «Слесарь по  ремонту автомобилей» на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования и рассчитан на 3 года.
           Учебный план состоит из двух разделов и рассчитан на 4901 час:
    1.Общеобразовательная подготовка;
    2.Профессиональная подготовка:
       -общетехнические дисциплины;
       -общепрофессиональные дисциплины;
       -специальные профессиональные дисциплины.             
Учебный план делится на 3 курса, а каждый курс подразделяется на 2 полугодия:
   - 1 курс- длительность первого полугодия- 17 недель, второго полугодия-23 недели;
  - 2 курс- длительность первого полугодия- 17 недель, второго полуглдия-23 недели;
  - 3 курс- длительность первого полугодия- 17 недель, второго полугодия 23 недели.
После первого полугодия предусмотрены зимние каникулы продолжительностью 2 недели, а после второго полугодия летние каникулы продолжительностью 9 недель.
          На  общеобразовательную подготовку отводится -1800 часов от общего времени учебного плана. На профессиональную подготовку- 2326 часов из них на «Общетехнические дисциплины»-186 часов, «Общепрофессиональные дисциплины»- 158 часов, на «Специально-профессиональные дисциплины»-1982 часа.
          Производственное обучении составляет 594 часа проходит на 2 и 3 курсах обучения.
          Завершающим этапом обучения является производственная практика- 648.
      При анализе данных учебных планов было выявлено:
                1. Преимуществами учебного плана «Курганского технологического колледжа имени Героя Советского Союза Н.Я.Анфиногенова» являются достаточно большое число часов (наибольшее из трех рассматриваемых планов) отведенных на «общеспециальный цикл» (Правила дорожного движения, Оказание первой медицинской помощи, Основы управления транспортным средством и безопасность движения) «общепрофессиональный цикл», «профессиональное обучение» и среднее количество часов отведенных на «факультативное обучение». В «общепрофессиональном цикле» присутствует дисциплина «Экология и автомобиль», а в «факультативном обучении» присутствуют дисциплины «История родного края», «Технология  учебной работы» которых нет в остальных учебных планах.
                 Недостатками данного учебного плана являются, полное отсутствие резервного времени, самое маленькое количество часов (из всех рассмотренных учебных планов) отведенное на «обязательное обучение» и на «общетехнический цикл».
                   2.  Преимуществами учебного плана «Профессионального училища № 25» города Котовск Тамбовской области» являются наибольшее количество часов (из данных учебных планов) отведенных на «общетехнический цикл», «факультативное обучение», среднее количество часов отведенных на «обязательное обучение», «профессиональное обучение», «общеспециальный цикл». Также присутствует дисциплина «Элементы технической механики» и «Сборы», которой нет в остальных учебных планах.
   Недостатками данного учебного плана является недостаточное количество резервного времени и самое малое количество часов «общепрофессионального цикла».
                3. Преимуществами учебного плана «Курганского профессионального училища    №34» является самый большой резерв времени из всех учебных планов, наибольшее количество часов на «обязательное обучение», «производственную практику». Присутствует дисциплина «Основы взаимозаменяемости», которой нет в остальных учебных планах.
          Недостатками данного учебного плана является самое маленькое количество часов отведенных на «профессиональное обучение», «факультативное обучение». Отсутствуют дисциплины «Слесарное дело» и «Охрана труда».
         В результате анализа учебных планов можно сделать выводы:
              Не один из учебных планов без изменений не подходит для подготовки слесаря по техническому обслуживанию и ремонту системы смазки      автомобилей
              Структуры всех 3 планов составлены на основе модели разработанной Всесоюзным научно-методическим центром профессионально-технического обучения молодежи.
Выводы:
    1)Из проанализированных учебных планов видно, что без изменений не по одному из них нельзя подготовить слесаря по техническому обслуживанию и ремонту системы смазки  автомобиля.
     2)Наиболее подходящим является учебный план Курганского технологического колледжа. На основе этого учебного плана разработаем новый учебный план, отличающийся от базового и введением в него новой дисциплины.

1.2.1. Разработка учебного плана для подготовки слесаря по
           техническому обслуживанию и ремонту системы смазки
автомобиля.
           Для разработки учебного плана для подготовки слесаря по техническому обслуживанию и ремонту систем смазки автомобиля я буду использовать учебный план  Курганского технологического колледжа имени Героя Советского Союза Н.Я.Анфиногенова. Без изменений он не подходит для подготовки рабочего, слесаря по техническому обслуживанию и ремонту систем смазки автомобиля на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования.
                 Для этой цели в профессиональный цикл учебного плана введем новую дисциплину « Смазка автомобиля ».
                 В профессиональный цикл входят следующие дисциплины:
- «Устройство автомобиля»;
- «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля»;
- « Смазка автомобиля »
- «Производственное обучение»;
Время, отведенное на изучение дисциплины «Правила дорожного   движения» (92) было сокращено на 5 часов, следует, что на изучение дисциплины «Правила дорожного движения» осталось 87 часов. Время, предназначенное для изучения дисциплины «ОБЖ» (40 часов) сократили на 5 часов, на изучение дисциплины «ОБЖ» осталось 35 часов. Также из дисциплин «История родного края» (37 часов) и «Психологии межличностных отношений»(25 часов) взято по 5 часов.
        Оставшиеся часы были взяты из резервного времени (30 часов). Исходя из этого на изучение дисциплины «Смазка автомобилей» получили 50 часов.
         Разработанный учебный план для подготовки слесаря по техническому обслуживанию и ремонту системы смазки автомобиля представлен в таблице-2.   
Таблица 2 Учебный план (фрагмент) для подготовки слесаря по ТО и Р                                                                                             смазки автомобиля, сроком обучения 3 года.
                                         
                       № п/п
 
 
Предметы
Всего
I курс
Итого часов
за курс
II курс
Итого часов
за курс
III курс
Итого часов
за курс
I пол
II пол
I пол
II пол
I пол
II пол
17 нед
20 нед
3 нед
17 нед
18 нед
3 нед
17
нед
8
нед
14 нед
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
1
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ НАЯ ПОДГОТОВКА
1671
 
 
 
686
 
 
 
719
 
 
 
266
2
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ И ПРЕДМЕТЫ
2561
 
 
 
757
 
 
 
632
 
 
 
1172
2.1
Общетехнический цикл
111
 
 
 
 
111
 
 
 
 
 
 
 
 
2.2
Общепрофессиональ-ный цикл
173
 
 
 
105
 
 
 
 
 
 
 
68
2.3
Общеспециальный цикл
227
 
 
 
 
541
 
 
 
632
 
 
 
1104
2.3.1
Профессиональный цикл
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Устройство автомобиля
215
1
4
 
97
2
1
 
52
1
3
 
41
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ТО и ремонт автомобилей
249
2
4
 
114
2
1
 
52
2
3
 
58
 
Смазка автомобиля
50
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1
3
50
 
Производственное обучение
1158
6
6
36
330
12
12
36
528
12
 
12
300
 
Производственная практика
504
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
36
504
 
Резерв времини
50
20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
20
2.3.2.
Специальный цикл
151
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
151
 
ПДД
92
87
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
87
 
ФАКУЛЬТАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
 
 
 
 
68
 
 
 
75
 
 
50
193
 
ОБЖ
40
35
 
 
 
1
1
 
40
 
 
 
 
35
 
Физическая культура
 
 
 
 
1
1
 
35
 
 
 
 
35
Продолжение                                                                                           Таблицы 2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
 
 
История родного края
37
32
 
 
1
1
32
 
 
 
 
 
 
32
 
Технология учебной работы
1
1
 
37
 
 
 
 
 
 
 
 
37
 
Эстетика
 
 
 
 
 
 
 
 
1
1
 
25
25
 
Психология межличностных отношений
25
 
20
 
 
 
 
 
 
 
 
1
1
 
20
20
 
Консультации
 
 
 
134
 
 
 
109
 
 
 
107
350
 
Экзамены
 
 
 
 
 
 
 
48
 
 
 
48
96
 
ВСЕГО А+Б
 
 
 
1662
 
 
 
1600
 
 
 
1615
4877
 
              А- исходное количество часов; Б- оставшееся количество часов;
 
          Для подготовки слесаря по техническому обслуживанию и ремонту  системы смазки автомобиля необходимо ввести новую дисциплину «Смазка автомобиля». Дисциплина «Смазка автомобиля»  базируется на знаниях, полученных учащимися в результате изучения курса «Устройство автомобиля» и «ТО и ремонт автомобилей».
Чтобы преподавать дисциплину «Смазка автомобиля» необходимо разработать ее учебную программу.
              Для разработки новой дисциплины проанализируем программу предметов «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля» и «Устройство автомобилей», выясним уровень знаний учащихся к подготовке по профессии  слесарь по техническому обслуживанию и ремонту системы смазки автомобиля.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.3 Содержание и анализ программы дисциплин профессионального цикла учебного плана.
                  Учебная программа разработана преподавателями  «Курганского технологического колледжа имени Героя Советского Союза Н.Я.Анфиногенова» Серебряковым Сергеем Александровичем и Раковым Михаилом Алексеевичем в соответствии с требованиями Государственного стандарта начального профессионального образования, методических рекомендаций по разработке учебно-програмной документации по профессиям в учреждениях профессионального образования, учебного плана и рабочих программ по предмету «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля».
                  Программа «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля» разработана для подготовки техников и содержит титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание учебного предмета с указанием уровня, что должен знать и уметь студент при изучении каждой темы, к программе прилагается методический аппарат контроля знаний (стартовый, тематический, промежуточный, итоговый), а также список используемой литературы.
Программа включает в себя четыре раздела: «Основы эксплуатации автомобиля», «Технология капитального ремонта автомобилей», «Способы восстановления деталей», и «Технология технического обслуживания и восстановления деталей и узлов автомобиля».
        Пояснительная записка:
Программа учебного предмета «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей» разработана на основании Государственного образовательного стандарта, учебного плана и рабочих программ.
    Программой предусматривается изучение технического обслуживания автомобилей и двигателей, технического обслуживания основных узлов автомобилей, основных способов восстановления деталей и технологических процессов ремонта деталей различных классов.
      Изучение дисциплины базируется на знаниях студента, полученных при изучении предметов: «Материаловедение», «Устройство автомобиля», «Черчение», «Электротехника», «Охрана труда».
Для проведения теоретических занятий по предмету учебный кабинет должен быть оснащен агрегатами, механизмами, узлами современных автомобилей, также макетами, моделями, плакатами.
          В результате изучения предмета студент должен знать:
- характерные неисправности и отказы агрегатов и механизмов автомобилей, возникающих при их эксплуатации, причины возникновения, способы выявления и устранения;
- способы контроля качества обслуживания и ремонта автомобилей и                         агрегатов;
- основное технологическое и диагностическое оборудование, приспособления и инструмент, применяемое при техническом обслуживании и ремонте подвижного состава, принципы работы и правила технической эксплуатации;
- пути снижения материальных и топливно-энергитических ресурсов.
     В результате изучения предмета студент должен уметь:
- выполнять работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей;
- определять техническое состояние агрегатов и деталей в соответствии с требованиями;
- определять способы восстановления деталей, обеспечивая их высокую надежность и долговечность;
- соблюдать безопасность работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и их агрегатов.
Стоит отметить, что в ходе проведения занятий проводится входной (стартовый) контроль, промежуточный и тематический контроль. Изучение предмета завершается экзаменом.
Рассмотрим  тематический план (базовый) дисциплины «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей» представленный в таблице 2.
Таблица 3. Тематический план (базовый) дисциплины «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей»

п/п
 
Наименование разделов и тем
Количество часов
Всего
В т.ч. лекций
1
2
3
4
1.
Основы эксплуатации автомобиля
30
30
1.1
Подвижной состав автомобильного транспорта.
 
             
2
 
2
1.2
Подготовка к работе на линии. Перевозка грузов и пассажиров.
8
8
1.3
Правила технического содержания подвижного состава.
4
4
   1.4
Нормы расхода топлива и смазочных материалов.
8
8
1.5
Диспетчерское руководство работой подвижного состава на линии.
             
4
 
4
1.6
Охрана, безопасность и пожарная безопасность на автомобильном транспорте.
 
2
 
2
1.7
Охрана окружающей среды.
2
2
2.
Технология капитального ремонта автомобилей
24
24
2.1
Приемка автомобиля и наружная мойка.
2
2
2.2
Разборка автомобилей и агрегатов.
4
4
2.3
Мойка и чистка деталей.
2
2
2.4
Дефекация и сортировка деталей.
4
4
2.5
Комплектование деталей.
4
4
2.6
Сборка и испытание агрегатов.
4
4
2.7
Общая сборка, испытание и сдача автомобилей из ремонта
4
4
3.
Способы восстановления деталей
34
34
3.1
Классификация способов восстановления  деталей.
2
2
3.2
Восстановление деталей слесарно-механической обработкой.
4
4
3.3
Восстановление деталей давлением
4
4
3.4
Восстановление деталей сваркой и наплавкой.
4
4
Продолжение                                                                                         Таблицы 3.
3.5
Восстановление деталей напылением.
4
4
3.6
Восстановление деталей пайкой.
4
4
 
3.7
Восстановление деталей гальваническими покрытиями.
4
4
3.8
Применение лакокрасочных покрытий.
4
4
3.9
Восстановление деталей  с применением синтетических материалов.
4
4
4.
Технология технического обслуживания и восстановления деталей и узлов автомобиля
 
165
 
165
4.1
Дефекты и износы деталей.
2
2
4.2
Основные сведения по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля.
 
4
4
4.3
Диагностирование технического состояния и «Система ТО и Р автомобиля».
 
6
 
6
4.4
Основы организации капитального ремонта автомобилей.
2
2
4.5
Разработка технологического процесса ремонта и восстановления деталей и узлов автомобиля.
 
6
 
6
 
Итого по? ? курсу:
114
114
4.6
Техническое обслуживание и ремонт механизмов двигателя.
18
18
4.7
Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения и смазки двигателя.
18
18
4.8
Техническое обслуживание и ремонт системы питания карбюраторных двигателей.
 
18
 
18
4.9
Техническое обслуживание и ремонт топливной системы дизелей.
15
15
 
Итого по ?? курсу:
69
69
4.10
Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования автомобиля.
14
14
4.11
Техническое обслуживание и ремонт трансмиссии и ходовой части автомобиля.
 
24
 
24
4.12
Техническое обслуживание и ремонт механизмов управления.
22
22
4.13
Техническое обслуживание и ремонт кузова, кабин и дополнительного оборудования.
 
4
 
4
4.14
Управление качеством обслуживания и ремонта.
2
2
 
Итого по ??? курсу:
66
66
 
Всего:
249
249
 
 
Рассматриваемый нами тематический план «Курганского технологического колледжа имени Героя Советского Союза Н.Я.Анфиногенова» не подходит для подготовки рабочего по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей». Так как данный тематический план разработан для подготовки техников на базе «Курганского технологического колледжа имени Героя Советского Союза Н.Я.Анфиногенова»  он содержит лишние разделы и темы: «Основы эксплуатации автомобиля», «Восстановление деталей напылением», «Восстановление деталей гальваническими покрытиями», «Разработка технологического процесса ремонта и восстановления деталей и узлов автомобиля», «Управление качеством обслуживания и ремонта», поэтому данный тематический план был изменен. Изменённый тематический план представлен в таблице  4.
  Таблица4.Тематический план (измененный) дисциплины «Техническое                                        
                   обслуживание и ремонт автомобилей»
                                

п/п
 
Наименование разделов и тем
Количество часов
Всего
Теоретические
занятия
Лабораторные занятия
1
2
3
4
5
1.
Технология капитального ремонта автомобилей
34
26
8
1.1
Приемка автомобиля и наружная мойка.
2
2
 
1.2
Разборка автомобилей и агрегатов.
8
6
2
1.3
Мойка и чистка деталей.
2
2
 
1.4
Дефекация и сортировка деталей.
6
4
2
1.5
Комплектование деталей.
4
4
 
1.6
Сборка и испытание агрегатов.
8
4
4
1.7
Общая сборка, испытание и сдача автомобилей из ремонта
4
4
 
2.
Способы восстановления деталей
30
30
 
2.1
Классификация способов восстановления  деталей.
2
2
 
2.2
Восстановление деталей слесарно-механической обработкой.
4
4
 
2.3
Восстановление деталей давлением
4
4
 
 
1
2
3
4
5
2.4
Восстановление деталей сваркой и наплавкой
4
4
 
2.5
Восстановление деталей пайкой.
4
4
 
2.6
Применение лакокрасочных покрытий
6
6
 
2.7
Восстановление деталей  с применением синтетических материалов.
6
6
 
3.
Технология технического обслуживания и восстановления деталей и узлов автомобилей
 
179
 
157
 
22
3.1
Дефекты и износы деталей.
6
6
 
3.2
Основные сведения по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.
4
4
 
3.3
Диагностирование технического состояния и «Система ТО и Р автомобилей».
 
10
 
6
 
4
 
Итого по? ? курсу:
84
72
12
3.4
Техническое обслуживание и ремонт механизмов двигателя.
22
18
4
3.5
Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения и смазки двигателя.
22
18
4
3.6
Техническое обслуживание и ремонт системы питания карбюраторных двигателей.
 
20
 
18
 
2
3.7
Техническое обслуживание и ремонт топливной системы дизелей.
19
15
4
 
Итого по ?? курсу:
83
69
14
3.8
Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования автомобиля.
14
14
 
3.9
Техническое обслуживание и ремонт трансмиссии и ходовой части автомобиля.
 
28
 
24
 
4
3.10
Техническое обслуживание и ремонт механизмов управления.
22
22
 
3.11
Техническое обслуживание и ремонт кузова, кабин и дополнительного оборудования.
 
12
 
10
 
2
3.12
Разработка технологического процесса ремонта и восстановления деталей и узлов автомобиля
 
6
 
 
Итого по 3курсу:
76
70
6
 
Всего:
249
 
 
Продолжение                                                                                         Таблицы4
 
В результате изменения в тематический план были введены лабораторные  занятия по темам: «Разборка автомобилей и агрегатов» (2 часа), «Дефектация и сортировка деталей» (2 часа), «Сборка и испытание агрегатов» (4 часа), ««Диагностирование технического состояния и «Система ТО и Р автомобиля»» (4 часа), «ТО и Р механизмов двигателя» (4 часа), «ТО и Р системы охлаждения и системы смазки двигателя» (4 часа), «ТО и Р системы питания карбюраторных двигателей» (2 часа), «ТО и Р топливной системы дизелей» (4 часа), «ТО и Р трансмиссии и ходовой части автомобиля» (4 часа), «Техническое обслуживание и ремонт кузова, кабин, и дополнительного оборудования» (2 часа), а также дополнительные часы для теоретических занятий: «Применение и назначение смазочных материалов» (2 часа), «Восстановление деталей с применением синтетических материалов» (2 часа), «Дефекты и износы деталей» (4 часа) «ТО и Р кузова, кабин и дополнительного оборудования» (6 часов).
 
Рассмотрим тематический план из сборника учебных планов и программ   
разработанный в Москве 1986 году, сотрудниками  всесоюзного научно методического центра профессионально технического обучения молодежи по дисциплине «Устройство автомобиля» представленный в таблице 5.
Рассмотрев тематический план дисциплины «Устройства автомобиля», видно, что без изменений он не подходит для подготовки слесаря (моториста) по техническому обслуживанию и ремонту системы смазки  автомобиля и требует изменений, порядок тем меня устраивает. В базовом плане 200 часов, а во взятом за основу учебном плане КТК на дисциплину «Устройство автомобиля» отведено 232 часа. Излишние 32 часа были добавлены в следующие темы: Общее устройство автомобиля(4),общее устройство и принцип работы двигателя(2), КШМ(2), ГРМ(2), система охлаждения двигателя(4), система смазки двигателя (2),  сцепление(2), КПП(4), ходовая часть(4), рулевое управление(2), тормозная система(2), кузов(2).                                          
 
  Таблица5.Тематический план (базовый)   дисциплины
                  «Устройство автомобиля»                               
№ тем
                                       Тема
Количество часов
 
Первый курс. 1 полугодие
 
1
2
3
4
5
6
 
Введение
Гигиена труда профилактика травматизма
Общее устройство автомобиля
Общее устройство и принцип работы двигателя
КШМ
ГРМ
2
6
4
6
8
8
 
Итоги первого полугодия
34
 
2 полугодие
 
7
8
9
10
11
 
 
Система охлаждения двигателя
Система смазки двигателя
Система питания карбюратора
Система питания дизеля
Газобаллонные установки
 
4
4
10
8
6
 
12
13
14
15
16
17
Аккумуляторные батареи
Генераторы
Система зажигания
Система электрического пуска двигателя
Контрольно измерительные приборы
Система освещения и сигнализации
4
10
10
4
6
3
 
Итоги второго полугодия.
Итоги за первый курс
69
103
 
Второй курс. 1 полугодие
 
18
19
20
21
Схема электрооборудования автомобиля
Сцепление
КПП
Карданная передача. Дифференциал. Главная передача.
4
7
11
12
 
Итоги первого полугодия
34
 
2 полугодие
 
22
23
24
25
26
27
Ходовая часть
Пневматические шины
Рулевое управление
Тормозная система
Кузов
Прицепы
14
6
14
16
6
7
 
Итоги второго полугодия
Итоги за второй курс
Всего за курс обучения
63
97
200
 
 
 
Таблица 5а Тематический план (измененный) дисциплины
                     «Устройство автомобиля»                               
№ тем
Тема
Количество часов
 
Первый курс. 1 полугодие
 
1
2
3
4
5
6
 
Введение
Гигиена труда профилактика травматизма
Общее устройство автомобиля
Общее устройство и принцип работы двигателя
КШМ
ГРМ
2
6
6
6
8
8
 
Итоги первого полугодия
34
 
2 полугодие
 
7
8
9
10
11
12
13
Схема питания дизелей
Сцепление
Система охлаждения двигателя
Система смазки двигателя
Система питания карбюратора
Система питания дизеля
Газобаллонные установки
 
4
7
4
4
10
8
6
 
 
Итоги второго полугодия.
Итоги за первый курс
 
43
 
Второй курс. 1 полугодие
 
14
15
16
17
18
19
Ходовая часть
Пневматические шины
Рулевое управление
Тормозная система
Кузов
Прицепы
14
6
14
16
6
7
 
Итоги первого полугодия
63
 
2 полугодие
 
20
21
22
23
24
25
Аккумуляторные батареи
Генераторы
Система зажигания
Система электрического пуска двигателя
Контрольно измерительные приборы
Система освещения и сигнализации
4
10
10
4
6
3
 
Итоги второго полугодия
Итоги за 2 курс
Всего за курс обучения
36
96
232
 
 
 
 
 
 
Вывод: проанализировав программу дисциплины «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля», видно, что в ней затрагивается только одна тема по ремонту системы смазки двигателя, на нее отводится 12 часов; и проанализировав программу дисциплины «Устройство автомобиля» было обнаружено, что там тоже затрагивается только одна тема устройство системы смазки двигателя на нее отводится 6 часов.(6+12=18) Можно сделать вывод, что для подготовки слесаря с по техническому обслуживанию и ремонту системы смазки  автомобиля этого времени не хватит т. к данный специалист должен знать не только систему смазки двигателя и ее устройство, но и другие  узлы, и агрегаты автомобиля, нуждающиеся в смазке во время эксплантации и виды смазочных материалов, применение для различных узлов автомобиля,  поэтому необходимо ввести новую дисциплину «Смазка автомобиля».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Разработка программы дисциплины «Смазка автомобиля» и ее               
                              методического обеспечения
 
2.1 Составление программы дисциплины «Смазка автомобиля».
2.1.1 Пояснительная записка
        Для подготовки слесаря по техническому обслуживанию и ремонту системы смазки автомобиля учащийся должен знать не только систему смазки двигателя, но и основные узлы и агрегаты различных разновидностей автомобилей нуждающиеся в своевременном провидение смазочных работ , а следовательно программой предусмотрено изучение: Смазочных материалов их разновидность и применение, система смазки двигателя, трансмиссии, сцепления , рулевого управления, ходовой части, электрооборудования и кузова автомобиля.
                   Изучение дисциплины базируется на знаниях учащихся, полученных при      изучении предметов: «Устройство автомобиля», «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля».
                  Для проведения теоретических и практических занятий по предмету учебный кабинет должен быть оснащен двигателями, КПП, учебными автомобилями, а также макетами, моделями, плакатами, примерами смазочных материалов.
                 В результате изучения предмета учащиеся должны:
знать:
- общее устройство двигателей и КПП;
- общее устройство агрегатов трансмиссии;
- классификацию смазок  и масел;
- назначение масел и их применение;
-характерные неисправности и отказы узлов связанных с применением смазочных материалов, возникающие при эксплуатации, причины возникновения, способы выявления и устранения;
- основное технологическое и диагностическое оборудование, приспособления и инструмент, применяемое при техническом обслуживании , принципы работы и правила технической эксплуатации;
уметь:
- выполнять работы по связанные по ТО и Р системы смазки двигателя;
- выполнять работу по техническому обслуживанию автомобилей;
- соблюдать безопасность работ по техническому обслуживанию;
                 На изучение предмета «Смазка автомобиля» отведено 50 часов.
                 Тематический план дисциплины «Смазка автомобиля» представлен в таблице 5.
2.1.2 Тематический план дисциплины «Смазка автомобиля».
 
Таблица6. Тематический план дисциплины «Смазка  автомобилей».

Раздела,темы
 
Наименование разделов и тем
Количество часов
Всего
Теорит.
занятия
Лабора.
Занятия
1
2
3
4
5
I.   
Раздел 1
Общее устройство автомобилей
36
28
      8
1.1
Общее устройство двигателя
4
2
2
1.2
Система смазки двигателя, принципиальные схемы смазки различных видов  двигателей.
4
4
 
1.3
Рулевое управление.
4
4
 
1.4
Трансмиссия, общее устройство.
4
2
2
1.5
Сцепление
2
4
 
1.6
Коробка передач
4
4
 
1.7
Карданная передача.
4
4
 
1.8
Передняя подвеска.
4
2
2
1.9
Задняя подвеска.
4
2
2
1.10
Кузов автомобиля
2
2
 
 
 
   
Продолжение                                                                                           Таблицы6

и т.д.................


1
2
3
4
5
II.                        
Раздел 2
Автомобильные масла
8
8
 
2.1
Моторные масла, маркировка разновидность.
2
2
 
2.2
Трансмиссионные масла, маркировка разновидность.
2
2
 

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.