На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Производство предварительного следствия следственной группой

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Производство предварительного следствия следственной группой.
Следственная группа формируется при производстве предварительного расследования по уголовному делу в случае его сложности или большого объема, о формировании следственной группы выносится отдельное постановление либо указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела. Решение о формировании, изменении состава следственной группы принимает прокурор, начальник следственного отдела. Состав следственной группы объявляется подозреваемому, обвиняемому, в него входят следователи, также привлекаются должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Руководитель следственной группы:
1.      Принимает уголовное дело к своему производству.
2.      Организует работу следственной группы.
3.      Руководит действиями других следователей, входящих в состав
4.      следственной группы.
5.      Составляет обвинительное заключение (выносит постановление о
направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера), направляет вместе с уголовным делом прокурору.
6.      Принимает решение о выделении уголовных дел в отдельное производство.
7.      Прекращает уголовное дело полностью или частично.
8.      Приостанавливает, возобновляет производство по уголовному делу.
9.      Привлекает лицо в качестве обвиняемого, определяет объем предъявляемого ему
обвинения.
10. Направляет обвиняемого в медицинский (психиатрический) стационар для
производства судебно-медицинской (судебно-психиатрической) экспертизы, если для этого не нужно судебного решения.
11. Возбуждает перед прокурором ходатайство о продлении срока предварительного
следствия.
12. Возбуждает перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, о
производстве следственных, иных процессуальных действий, требующих судебной санкции.
В остальном руководитель и члены следственной группы вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в порядке, установленном УПК РФ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
По общему правилу предварительное следствие по уголовному делу производится следователем единолично. Однако в случае его сложности или большого объема следственной работы производство предварительного следствия может быть поручено следственной группе, которую иногда именуют следственной бригадой. Следственная
группа создается постановлением прокурора либо начальника следственного отдела. В постановлении прокурора должны быть перечислены все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в том числе указывается, какой следователь назначается руководителем следственной группы. Состав следственной
группы объявляется подозреваемому, обвиняемому.
Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует работу следственной группы, руководит действиями других следователей, составляет обвинительное заключение или выносит постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных
мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление, и направляет данное постановление вместе с уголовным делом прокурору. Руководитель следственной группы принимает решения:
о выделении уголовных дел в отдельное производство;
о прекращении уголовного дела полностью или частично;
о приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу;
о привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения;
о направлении обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;
о возбуждении перед прокурором ходатайства о продлении срока предварительного следствия;
о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, для производства которых требуется предварительное судебное решение. Руководитель следственной группы вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в общем порядке, установленном УПК.
Согласно части второй статьи 163 УПК, к работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, иначе говоря, оперативные работники органов Федеральной службы безопасности, криминальной милиции и других. Группы в таком составе принято называть следственно-оперативными. Их деятельность основывается на богатом опыте прошлого. Основная задача оперативных работников, входящих в такие группы,— добывание оперативно-розыскной информации, поддающейся проверке следственным путем. Такая форма взаимодействия следователя с оперативными работниками проста и
удобна. В условиях, когда предварительное следствие вмонтировано в структуру органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, она кажется естественной и не требующей размышлений. На самом же деле с теоретической точки зрения такая форма взаимодействия небезупречна, а с практической — чревата очень серьезными негативными последствиями. В статье 38 УПК, определяющей процессуальное положение следователя, непосредственных правоотношений между ним и оперативными работниками не предусмотрено. Согласно этой статье (а в ней воспроизведено правило, известное с незапамятных времен, значит — правило исторически выверенное), давать письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий следователь вправе не оперативному работнику, а органу дознания. Иначе говоря, прямые связи в подобных случаях должны складываться между следователем и соответствующим органом (звеном) милиции и т. д. в лице руководителя данного органа (звена), осуществляющего оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и административную юрисдикцию на строго определенной территории. Это значит, что при необходимости привлечения органа дознания к эпизодическому или к более-менее постоянному участию в расследовании уголовного дела, находящегося в производстве следователя, ?траектория? развития официальных отношений должна быть следующей: следователь принимает процессуальное решение о производстве следственного действия, серии следственных действий или об отдельном направлении расследования (например, о проверке той или иной версии), определяет необходимые силы и средства для его осуществления и поручает производство определенных следственных действий органу дознания и/или ставит перед ним задачу, подлежащую решению оперативно-розыскным путем, не вникая, естественно, в содержание предстоящих оперативно-розыскных мероприятий.
Сформулированное поручение следователя адресуется начальнику органа дознания, который обязан организовать и проконтролировать егоисполнение и сообщить следователю о результатах. Назначенные руководителем органа дознания конкретные исполнители следственного поручения исполняют, по сути дела, не его распоряжение, а распоряжение своего непосредственного начальника, которому они подчинены по службе. О результатах они обязаны доложить своему начальнику, а не следователю. Согласно этой схеме, каждый делает свое дело строго в пределах собственной компетенции и, соответственно, каждый отвечает за то, за что ему положено отвечать по службе.
Прямые, непосредственные связи следователя с оперативными работниками, столь удобные при успешном развитии событий в ходе расследования, оборачиваются страшной и неожиданной стороной, когда работа по уголовному делу наталкивается на непредвиденное происшествие, тяжкое по своим последствиям. Так, например, если
следователь принял процессуальное решение о производстве серии одновременных обысков с последующим задержанием подозреваемых в совершении преступления и поручил производство этих следственных действий непосредственно оперативным работникам, входящим в следственно-оперативную группу или просто прикомандированным, к следователю для оказания ему содействия в работе по конкретному уголовному делу, а те, не будучи надлежащим образом проинструктированными, подготовленными и обеспеченными соответствующими
силами и средствами (техника, оружие, ОМОН), столкнулись с вооруженным сопротивлением, попали в засаду и погибли или от их руки погибли невиновные, складывается крайне запутанная, трагическая ситуация. Через призму содержания этой статьи следователь вполне обоснованно выглядит виновным в превышении власти и
служебных полномочий, оперативные работники — жертвами данного должностного правонарушения следователя и незаконного приказа своего непосредственного начальника о ?прикреплении? к следователю, а сам начальник органа дознания — виновным в издании такогоприказа (распоряжения) и утрате контроля за действиями подчиненных в экстремальной обстановке.
 
 
 
 
По общему правилу предварительное следствие по уголовному делу производится
следователем единолично. Однако в случае его сложности или большого объема следственной работы производство предварительного следствия может быть поручено следственной группе, которую иногда именуют следственной бригадой. Решение о производстве предварительного следствия следственной группой, об изменении ее состава принимает руководитель следственного органа. В постановлении о создании следственной группы должны быть перечислены все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в том числе указывается, какой следователь назначается руководителем следственной группы.
Состав следственной группы объявляется подозреваемому, обвиняемому (ч. 1 и 2ст. 163 УПК РФ).
Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству,
организует работу, руководит действиями других следователей, составляет итоговый
процессуальный документ -обвинительное заключение - либо выносит постановление о
направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление, и направляет уголовное дело прокурору. Он принимает также "судьбоносные" процессуальные решения о:
- выделении уголовных дел в отдельное производство;
- прекращении уголовного дела полностью или частично;
- приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу;
- привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения;
- направлении обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;
- возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о
производстве следственных и иных процессуальных действий, для производства которых
требуется предварительное судебное решение.
Руководитель и члены следственной группы вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в общем порядке, установленном УПК РФ.
Изменить состав следственной группы, т.е. исключить из ее числа одного или сразу
нескольких следователей, приумножить состав группы либо заменить одного или нескольких следователей другим или другими, а равно назначить другого руководителя следственной группы вправе только то должностное лицо, чьим решением данная группа создана.
Любое произвольное, т.е. произведенное с нарушением вышеизложенных правил,
изменение состава следственной группы влечет признание недопустимыми доказательств, полученных в результате следственных действий, произведенных следователем, включившимся в работу следственной группы без законных оснований. Такие же последствия влечет и присвоение без законных оснований кем-либо из следователей полномочий руководителя следственной группы.
 
Согласно ч. 2 ст. 163 УПК РФ к работе следственной группы могут быть привлечены
должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, иначе говоря, оперативные работники органов федеральной службы безопасности, криминальной милиции и др.
Группы в таком составе принято называть следственно-оперативными. Их деятельность
основывается на богатом опыте прошлого. Основная задача оперативных работников, входящих в такие группы, - добывание оперативно-розыскной разведывательной информации, поддающейся проверке следственным путем.
Такая форма взаимодействия следователя с оперативными работниками проста, удобна и в условиях, когда предварительное следствие вмонтировано в структуру органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, кажется естественной. Действительно, это -сама жизнь. И все же необходимо знать, что с теоретической точки зрения такая форма взаимодействия небезупречна, а с практической - чревата очень серьезными негативными последствиями. В ст. 38 УПК РФ, определяющей процессуальное положение следователя, непосредственных правоотношений между ним и оперативными работниками не предусмотрено. Согласно этой статье (а в ней воспроизведено правило, известное с незапамятных времен, значит, исторически
выверенное) давать письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий следователь вправе не оперативному работнику, а органу дознания. Иначе говоря, прямые связи в подобных случаях должны складываться между следователем и соответствующим органом (звеном) милиции и т.д. в лице руководителя данного органа (звена), осуществляющего оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и административную юрисдикцию на строго определенной территории. Это значит, что при необходимости привлечения органа дознания к эпизодическому или более-менее постоянному участию в расследовании уголовного дела, находящегося в производстве следователя, "траектория" развития официальных отношений должна быть следующей: следователь принимает процессуальное решение о производстве следственного действия, серии следственных действий или об отдельном направлении расследования (например, о проверке той или иной версии), определяет необходимые силы и средства для его осуществления и поручает производство определенных следственных действий органу дознания и (или) ставит перед ним задачу. Поручение следователя адресуется начальнику органа дознания, который обязан организовать и проконтролировать его исполнение и сообщить следователю о результатах. Назначенные руководителем органа дознания конкретные исполнители следственного поручения исполняют распоряжение, по сути дела, не его, а своего непосредственного начальника, которому они подчинены по службе. О результатах и происшествиях они обязаны доложить своему начальнику, а не следователю. Согласно этой схеме каждый делает свое дело строго в пределах своих функций и своей компетенции, и соответственно каждый отвечает за то, за что ему положено отвечать по службе.
Прямые, непосредственные связи следователя с оперативными работниками, столь удобные при успешном развитии событий в ходе расследования, оборачиваются страшной стороной, когда работа по уголовному делу наталкивается на непредвиденное происшествие, тяжкое по своим последствиям, и непомерно усложняет его юридическую оценку. Так, если следователь принял процессуальное решение о производстве серии одновременных обысков с последующим задержанием подозреваемых в совершении преступления и поручил производство этих следственных действий непосредственно оперативным работникам, входящим в оперативно-следственную группу или просто прикомандированных к следователю для оказания ему содействия в работе по конкретному уголовному делу, а те, не будучи надлежащим образом проинструктированными, подготовленными и обеспеченными соответствующими силами и средствами, нарвались на вооруженное сопротивление, попали в засаду и погибли или от их руки погибли невиновные, складывается крайне запутанная, трагическая ситуация, в которой прокурор прежде всего вспомнит о ст. 37 УПК РФ. Через призму содержания этой статьи следователь вполне обоснованно выглядит виновным в превышении власти и служебных полномочий, оперативные работники -жертвами данного должностного правонарушения следователя и незаконного приказа своего непосредственного начальника "о прикреплении" к следователю, а сам руководитель органа дознания - виновным в издании такого распоряжения и утрате контроля за действиями подчиненных в экстремальной обстановке.
Вышеизложенное можно подытожить следующим образом: в сложной, экстремальной
следственной ситуации, разрешение которой требует усилий различных служб правоохранительного органа, а развитие событий не вполне предсказуемо и сопряжено с угрозой личной безопасности людей или наступлением иных тяжких последствий, единственно правильным планом действий следователя является тот, что основан на законе. При всей полноте процессуальных полномочий управленческими, командирскими функциями он не наделен ни в коей степени и, если увлекается этим, явно превышает свои должностные полномочия.
В законе нет упоминания о групповом методе производства дознания. Представляется, что такая возможность существует. Она основывается на принципиальной схеме правоотношений между начальником органа дознания и дознавателями, которая уже описывалась при характеристике процессуального положения органа дознания. Начальник этого органа полновластен в организации дознания, а дознаватели -это офицеры, подчиненные ему, порученцы для деятельности в определенной сфере государственного военизированного учреждения. Это значит, что своим постановлением начальник органа дознания может поручить производство дознания нескольким дознавателям, возложив руководство группой на одного из них, приняв все зависящие от него меры организационного и оперативно-розыскного обеспечения уголовно-процессуальной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Статья 163. Производство предварительного следствия следственной группой
 
1. Производство предварительного следствия по уголовному делу в случае его сложности или большого объема может быть поручено следственной группе, о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела.
О конституционно-правовом смысле части второй статьи 163 см. Определение Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 N 300-О.
 
2. Решение о производстве предварительного следствия следственной группой, об изменении ее состава принимает руководитель следственного органа. В постановлении должны быть перечислены все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в том числе указывается, какой следователь назначается руководителем следственной группы. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Состав следственной группы объявляется подозреваемому, обвиняемому.
(в ред. Федеральных законов от 04.07.2003 N 92-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
 
3. Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует работу следственной группы, руководит действиями других следователей, составляет обвинительное заключение либо выносит постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление, и направляет данное постановление вместе с уголовным делом прокурору.
 
4. Руководитель следственной группы принимает решения о:
1) выделении уголовных дел в отдельное производство в порядке, установленном статьями 153 – 155 настоящего Кодекса;
2) прекращении уголовного дела полностью или частично;
3) приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу;
4) привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения;
5) направлении обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 части второй статьи 29 настоящего Кодекса;
6) возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока предварительного следствия;
(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных частью второй статьи 29 настоящего Кодекса.
 
5. Руководитель и члены следственной группы вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в порядке, установленном настоящим Кодексом.
 
Комментарий к статье 163
 
1. Фактическим основанием для производства предварительного следствия группой следователей является сложность или большой объем уголовного дела; юридическим основанием – решение прокурора о производстве предварительного следствия следственной группой, о чем выносится соответствующее постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела.
 
2. Решение о производстве предварительного расследования следственной группой прокурор по собственной инициативе может принять по уголовным делам, находящимся в производстве следователей прокуратуры. Во всех других случаях – только при наличии ходатайства начальника следственного отдела.
 
3. В случае, когда подозреваемый или обвиняемый, их защитники заявили отвод одному или нескольким следователям следственной группы, то решение о замене принимается прокурором (см. коммент. к ст. 67). После этого состав всей следственной группы вновь объявляется подозреваемому или обвиняемому.
 
4. Уголовное дело, расследование по которому осуществляется следственной группой, принимает к своему производству руководитель следственной группы, о чем выносит соответствующее постановление.
 
5. Все указания по руководству работой следственной группы, в том числе и поручения о производстве следственных действий конкретным членам следственной группы, даются в письменном виде и приобщаются к материалам уголовного дела.
 
6. Следователи, члены следственной группы имеют право проводить следственные действия только после согласования с руководителем следственной группы или на основании его письменного поручения.
 
7. Решения по движению уголовного дела принимает руководитель следственной группы единолично, о чем выносит соответствующие постановления за своей подписью.
 
8. Комментируемая статья дает право руководителю и членам следственной группы участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Правила производства предварительного следствия
 
Так как предварительное следствие — это одна из форм предварительного расследования, оно должно производиться только по возбужденному уголовному делу, и его производство должно подчиняться общим условиям производства предварительного расследования.
 
Срок предварительного следствия
 
Ограничение производства предварительного следствия определенным сроком установлено в целях быстроты раскрытия преступления и скорейшего осуществления права гражданина на судебную защиту. Срок предварительного следствия начинает исчисляться с момента возбуждения уголовного дела. Момент окончания срока зависит от решения, которое будет принято по окончании предварительного следствия.
 
Если по окончании предварительного следствия следователь составляет обвинительное, заключение или выносит постановление о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, срок предварительного следствия заканчивается в момент направления дела прокурору, а если следователь выносит постановление о прекращении уголовного дела — окончание срока определяется датой прекращения производства по делу.
 
В срок предварительного следствия не включается время, в течение которого оно было приостановлено, т. е. период с момента вынесения постановления о приостановлении его до составления постановления о возобновлении предварительного следствия. Также в этот срок не включается время рассмотрения прокурором поступившего к нему от следователя уголовного дела с обвинительным заключением.
 
Предварительное следствие по уголовному делу по общему правилу должно быть закончено в течение 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела (ч. 1 ст. 162 УПК РФ).
 
При необходимости этот срок может быть продлен. В таких случаях следователь должен вынести соответствующее по­становление и представить его прокурору не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.
 
Прокурор района, города и приравненный к нему военный прокурор (или их заместители) могут продлить срок предвари­тельного расследования до 6 месяцев.
 
По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором, а также их заместителями до 12 месяцев.
 
Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями.
 
Предельный срок производства предварительного следствия законом не устанавливается, но это не должно рассматриваться как возможность вести расследование по уголовному делу бесконечно. Продление срока Генеральным прокурором РФ должно быть обоснованным и мотивированным.
 
В случае возвращения прокурором уголовного дела для производства дополнительного следствия, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела срок дополнительного следствия, установленный прокурором, не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях.
 
В случае принятия прокурором решения о продлении срока следователь обязан в письменном виде уведомить о продлении срока обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя.
 
Производство следственных действий
 
Для установления определенных обстоятельств уголовного дела следователь вправе производить следственные действия, круг которых определен законом. Например, для определения места нахождения определенного предмета или человека следователь может произвести обыск в помещении, для определения характера телесных повреждений или причины смерти — судебную экспертизу и т. д.
 
Следственные действия производятся только после возбуждения уголовного дела. Исключение допускается лишь в случае необходимости безотлагательно произвести осмотр места происшествия. Основанием для производства следственного действия является постановление следователя или решение суда. Следователь производит следственное действие сам либо дает письменное поручение органу дознания.
 
Производство следственных действий допускается только в дневное время, т. е. с 6 до 22 ч по местному времени, кроме случаев, когда производство следственного действия не терпит отлагательства.
 
В зависимости от характера следственного действия к участию в нем могут привлекаться различные участники процесса: подозреваемый, обвиняемый или потерпевший, специалист, судебный медицинский эксперт или врач, переводчик, понятые.
 
Всем лицам, привлекаемым к участию в следственных действиях, должны быть разъяснены их права, ответственность и порядок производства следственного действия.
 
При производстве следственного действия для обнаружения, фиксации или изъятия следов преступления и вещественных доказательств могут применяться технические средства и способы. В ходе следственного действия ведется протокол. В нем указываются лица, участвующие в его производстве, место, время проведения, последовательность совершения процессуальных действий, сведения о применяемых технических средствах.
 
Приостановление и возобновление предварительного следствия
 
Приостановление предварительного следствия — это временный перерыв в производстве предварительного следствия, вызванный невозможностью проведения следственных и иных процессуальных действий в отсутствие подозреваемого или обвиняемого.
 
Уголовно-процессуальный закон предусматривает несколько оснований для приостановления предварительного следствия.
 
1. Не установлено лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого. Приостановление предварительного следствия по этому основанию возможно только после принятия следователем всех мер для установления лица, совершившего преступление, и его местонахождения.
 
2. Подозреваемый или обвиняемый скрывается от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам. Для приостановления предварительного следствия нет особого различия, скрывается ли человек от следствия или сменил место жительства и переехал в неизвестном направлении по случайному стечению обстоятельств. Важен факт невозможности привлечения подозреваемого (обвиняемого) к участию в следственных или иных процессуальных действиях. Однако эти основания все же нужно отличать, особенно при решении вопроса об истечении сроков давности уголовного преследования. Если лицо сознательно укрывается от следствия (скрывает место жительства, место работу и т. д.), то течение срока давности приостанавливается до тех пор, пока оно не будет задержано или не явится с повинной. А если лицо неумышленно уклоняется от следствия, это не может быть основанием приостановления срока давности.
 
3. Место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует. Здесь имеются в виду случаи, когда обвиняемого или подозреваемого невозможно привлечь к участию в процессуальных действиях в силу стихийного бедствия, которое не позволяет связаться с ним, либо по причине нахождения его за границей, в дальнем плавании и т. д.
 
4. Временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях. Характер заболевания законом не уточняется, следовательно, речь может идти как о физическом, так и о психическом заболевании.
 
Приведенный перечень оснований является исчерпывающим, т. е. никакие другие обстоятельства не могут служить основанием для приостановления производства по делу. Если расследование невозможно закончить в установленный законом срок ввиду длительной командировки обвиняемого или свидетеля или иных обстоятельств, он должен быть продлен.
 
По первым двум основаниям предварительное следствие может быть приостановлено только по истечении его срока, о чем следователь выносит постановление, копию которого направляет прокурору. Если по уголовному делу привлечено два или более обвиняемых, а основания для приостановления относятся не ко всем обвиняемым, то следователь вправе выделить в отдельное производство и приостановить уголовное дело в отношении отдельных обвиняемых. По другим основаниям предварительное следствие может быть приостановлено и до окончания его срока, как только проявится невозможность участия подозреваемого или обвиняемого в уголовном деле, или поступит медицинское заключение о временном тяжелом заболевании, которое препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях. Но в любом случае до приостановления предварительного следствия следователь должен выполнить все следственные действия, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого, и принять меры по установлению лица, совершившего преступление, и его розыску.
 
После вынесения постановления о приостановлении предварительного следствия следователь должен направить соответствующее уведомление потерпевшему, его представителю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям. Одновременно он должен разъяснить им порядок обжалования данного решения. Обвиняемый и его защитник уведомляются о приостановлении предварительного следствия только в том случае, если основанием для приостановления явилось тяжкое заболевание подозреваемого (обвиняемого) либо невозможность привлечения его к участию в процессе, хотя место его нахождения известно.
 
Если основанием для приостановления предварительного следствия стала неизвестность лица, совершившего преступление, следователь после приостановления должен принять меры по его установлению, а если основанием стала невозможность участия подозреваемого (обвиняемого) ввиду неизвестности его местонахождения, то после приостановления следователь обязан предпринять меры для его розыска. С этой целью следователь может давать поручения органам дознания, направлять запросы в другие правоохранительные органы, в места лишения свободы, осуществлять обмен информацией с оперативно-розыскными подразделениями, изучать материалы дела и намечать план конкретных действий, направленных на достижение поставленных законом задач.
 
Однако следует помнить, что после приостановления предварительного следствия не могут производиться следственные действия. Как только отпадает основание для приостановления, предварительное следствие должно быть незамедлительно возобновлено (ст. 211 УПК РФ). Также основанием для возобновления может стать необходимость производства следственных действий, которые могут быть осуществлены без участия обвиняемого. О возобновлении предварительного следствия следователь должен сообщить обвиняемому, его защитнику, потерпевшему, его представителю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям, а также прокурору.
 
Производство предварительного следствия следственной группой
 
В случае особой сложности или большого объема уголовного дела производство предварительного следствия по этому делу может быть поручено следственной группе. Если уголовное дело расследуется следователями прокуратуры, то решение о производстве предварительного следствия следственной группой прокурор принимает по собственной инициативе, во всех остальных случаях — по ходатайству начальника следственного отдела. Состав следственной группы также определяется прокурором, он указывается в постановлении прокурора. В состав следственной группы могут входить не только следователи, к участию в группе могут привлекаться должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
 
Состав группы объявляется подозреваемому или обвиняемому, о чем делается запись в материалах уголовного дела. Из числа следователей, входящих в группу, назначается руководитель следственной группы, в обязанности которого входит организация работы группы, принятие процессуальных решений и обеспечение выполнения поручений прокурора участниками группы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Федеральным законом №172-ФЗ от 23.07.10 в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации введена новая норма (статья 223.2), регламентирующая порядок производства дознания группой дознавателей. Она сконструирована по аналогии с положениями ст.163 УПК РФ, предусматривающей производство предварительного следствия следственной группой, и призвана ликвидировать длительное время существовавший пробел в законодательном регулировании при производстве дознания.
 
Теперь производство дознания по уголовному делу в случае его сложности или большого объема может быть поручено группе дознавателей, о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела.
 
Решение о производстве дознания группой дознавателей, об изменении ее состава принимает начальник органа дознания. В постановлении должны быть перечислены все дознаватели, которым поручено производство дознания, в том числе указывается, какой дознаватель назначается руководителем группы дознавателей. К работе группы дознавателей могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Состав группы дознавателей объявляется подозреваемому, обвиняемому.
 
Руководитель группы дознавателей принимает уголовное дело к своему производству, организует работу группы дознавателей, руководит действиями других дознавателей, составляет обвинительный акт.
 
Только руководитель группы дознавателей принимает решения: о выделении уголовных дел в отдельное производство в порядке, установленном статьями 153-155 УПК РФ; о прекращении уголовного дела полностью или частично; о приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу; письменном уведомлении о подозрении в совершении преступления; о привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения; о направлении обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской, судебно-психиатрической экспертизы; о возбуждении перед прокурором ходатайства о продлении срока дознания; о возбуждении с согласия прокурора перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных частью второй статьи 29 УПК РФ.
 
Кроме того, руководитель и члены группы дознавателей вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими дознавателями, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в порядке, установленном УПК РФ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
§ 1. Общие условия предварительного следствия
 
Если расследование проводит орган, который возбудил уголовное дело, принятие его к производству совпадает по времени с актом возбуждения дела и оформляется одним постановлением. В тех случаях, когда орган, возбудивший уголовное дело, направляет его для расследования в другой орган, решение о принятии дела к своему производству отделено во времени от акта возбуждения дела и оформляется специальным постановлением. Постановление о принятии дела к производству следует выносить в случаях: 1) когда уголовное дело поступило к лицу, которому поручено производство расследования, от органа, возбудившего дело (прокурора, начальника следственного отдела, органа дознания); 2) при поступлении уголовного дела, направленного по подследственности, или от органа дознания следователю в соответствии со ст. 157 УПК; 3) при назначении следователя руководителем следственной группы, если до этого дело не было в его производстве; 4) когда прокурор, начальник следственного отдела, начальник органа дознания изымает дело из производства следователя, дознавателя и передает его для расследования другому лицу или принимает дело к своему производству; 5) когда вышестоящий прокурор изымает дело из производства следователя, не согласившегося с указаниями надзирающего прокурора, данными в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 37 УПК, и поручает производство по делу другому следователю; 6) когда дело, по которому предварительное следствие не обязательно, поступает к следователю, поскольку прокурор признал необходимым провести по нему предварительное следствие (п. 4 ч. 1 ст.226 УПК); 7) при возвращении дела для производства дополнительного расследования (п. 15 ч. 2 ст. 37 УПК) или при поступлении дела, постановление о прекращении которого отменено прокурором (п. 10 ч. 2 ст. 37 УПК); 8) при возобновлении производства по делу, расследование которого было приостановлено, а затем поручено другому лицу.
 
Наличие акта о принятии дела к своему производству означает, что правом выполнения следственных действий по делу обладает только то лицо, которое приняло его к своему производству. Другие лица имеют право производить по делу следственные действия только в случаях, специально предусмотренных законом.
 
Одним из таких случаев является производство предварительного следствия следственной группой ввиду его сложности или большого объема (ст. 163 УПК). Решение о производстве предварительного следствия следственной группой принимает прокурор по ходатайству начальника следственного отдела, а по уголовным делам, расследуемым следователями прокуратуры, - по собственной инициативе. О создании следственной группы выносится отдельное постановление или об этом указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела. В постановлении прокурора должны быть перечислены все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в том числе указывается, какой следователь назначается руководителем следственной группы. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Состав следственной группы объявляется подозреваемому, обвиняемому.
 
Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует работу следственной группы, руководит действиями других следователей. Он принимает решения: 1) о выделении уголовных дел в отдельное производство при наличии к тому оснований; 2) о прекращении уголовного дела полностью или частично при наличии к тому оснований; 3) о приостановлении и возобновлении производства по уголовному делу; 4) о привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявленного ему обвинения; 5) о направлении обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы (за исключением случаев, когда подозреваемый, обвиняемый не содержится под стражей и решение вопроса находится только в компетенции суда); 6) о возбуждении перед прокурором ходатайства о продлении срока предварительного следствия; 7) о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения и о производстве следственных и иных процессуальных действий, по которым только суд правомочен принимать решения (согласно ч. 2 ст. 29 УПК); 8) о составлении обвинительного заключения либо вынесении постановления о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление; 9) о направлении дела прокурору вместе с обвинительным заключением или постановлением. Руководитель и члены следственной группы вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями, входящими в состав группы, и лично производить следственные действия.
 
Кроме указанной формы коллективного расследования п. 4 ст. 38 УПК устанавливает право следователя давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.
 
Поручение – это указание следователя органу дознания выполнить следственное или розыскное действие. В поручении должно быть указано: орган дознания, которому дается поручение; краткое изложение сущности дела, по которому дается поручение; уголовно-процессуальная норма, позволяющая следователю давать соответствующее поручение; следственные и розыскные действия, которые необходимо выполнить; от кого исходит поручение и сроки его исполнения.
 
Содействие органов дознания при производстве следственных и процессуальных действий может осуществляться путем: 1) непосредственного участия сотрудников органов дознания в производстве следственных действий (например, осуществлять поисковые действия во время обыска и наблюдать за поведением обыскиваемого лица, охранять место производства следственного действия и обеспечивать безопасность его участников и др.); 2) содействия следователю при фактическом задержании лица, подозреваемого в совершении преступления; 3) содействия в осуществлении мер процессуального принуждения (например, привод лица, уклоняющегося от явки к следователю, преодоление сопротивления следователю и др.); 4) оперативного сопровождения следственного действия (сбор информации об отдельных лицах, объектах, когда без этих сведений затруднительно или нецелесообразно проведение следственного действия) и др.
 
В соответствии с ч. 1 ст. 152 УПК следователь вправе по находящемуся в его производстве уголовному делу поручить производство следственных или розыскных действий следователю или органу дознания, расположенному в другой местности. Отдельные поручения следователя подлежат выполнению в срок не позднее 10 суток. Если по уважительным причинам исполнение отдельного поручения в 10-дневный срок невозможно, орган, которому оно адресовано, обязан своевременно сообщить об этом следователю и по возможности продолжать его исполнение. Если поручение было направлено ненадлежащему адресату, тот должен по собственной инициативе определить, в чьей компетенции находится выполнение соответствующих действий, и самостоятельно направить поручение по нужному адресу, уведомив при этом следователя, направившего отдельное поручение.
 
Отдельное поручение не должно содержать нагромождения следственных действий. В случае необходимости производства в другой местности большого объема различных следственных действий следователь должен выезжать в этот район лично. Запрещено также поручать производство таких основных процессуальных действий, как привлечение лица в качестве обвиняемого, его допрос, назначение экспертизы, прекращение уголовного дела и т. п. Эти решения следователь должен принимать самостоятельно на основе анализа всей совокупности имеющихся по делу доказательств.
 
Важным правилом предварительного следствия является соблюдение сроков. Назначение процессуальных сроков заключается в том, что они устанавливают временные границы как отдельных следственных действий, так и производства по делу в целом.
 
В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу. В срок предварительного следствия не включается время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено (ч. 2 и 3 ст. 162 УПК).
 
Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен до 6 месяцев прокурором района, города и приравненным к нему военным прокурорам и их заместителями. По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями.
 
В случае возвращения прокурором уголовного дела для производства дополнительного следствия, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела срок дополнительного следствия, установленный прокурором, не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях.
 
Законодатель избегает предельно ограничивать сроки предварительного следствия, исходя из того, что следствие должно продолжаться до тех пор, пока собранные доказательства не позволят прийти к однозначному выводу о единственно допустимой форме окончания предварительного следствия.
 
В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит об этом постановление и представляет его прокурору не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия. О продлении срока предварительного следствия следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника.
 
По общим правилам производства следственных действий следователь в случаях, предусмотренных п. 4–9 и 11 ч. 2 ст. 29 УПК, с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о получении разрешения на проведение ряда из них. Ходатайство о получении разрешения на проведение следственного действия рассматривается единолично судьей районного или военного суда не позднее 24 часов с момента его поступления в присутствии прокурора и следователя (ч. 2 ст. 164, ст. 165 УПК).
 
В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска не терпит отлагательства, они могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного разрешения. В этом случае следователь в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о его проведении и направляет копию постановления для проверки законности. Если судья признает проведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми.
 
По общим правилам следователь вправе привлекать к участию в производстве следственных действий должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, любого участника уголовного судопроизводства, в том числе понятых, специалиста, переводчика.
 
Участие понятых обязательно при проведении осмотра местности, жилища, помещения, предметов и документов (ст. 177), осмотре трупа и его эксгумации (ст. 178), при проведении обыска (ст. 182), выемки (ст. 183), осмотра, выемки и снятии копий с задержанных почтово-телеграфных отправлений (ч. 5 ст. 185), осмотра и прослушивания фонограммы при контроле и записи переговоров (ч. 7 ст. 186), предъявления для опознания (ст. 193) и проверки показаний на месте (ст. 194). Отсутствие понятых при производстве перечисленных следственных действий лишает полученные данные юридической силы.
 
Целью участия понятых является удостоверение соответствия записей в протоколах следственных действий ходу, содержанию и результатам произведенных следственных действий.
 
Вместе с тем закон устанавливает, что в труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей, перечисленные следственные действия могут производиться без участия понятых, о чем в протоколе делается запись. В этих случаях применяются технические средства фиксации хода и результатов следственного действия. Если применение технических средств также невозможно, следователь делает соответствующую запись в протоколе следственного действия.
 
Понятые приглашаются в числе не менее двух (ч. 1 ст. 170 УПК). Это не заинтересованные в деле граждане, которые только присутствуют при производстве следственного действия и после его окончания свидетельствуют своими подписями соответствие записей в протоколе выполненным действиям. Они должны целенаправленно наблюдать за всеми действиями следователя в ходе осмотра, обыска, выемки, предъявления для опознания, воспроизведения обстановки и обстоятельств события, присутствовать при обнаружении всех следов и предметов, их изъятии или фиксации. В ходе следственного действия следователь обязан постоянно обращать внимание понятых на выполнение им поисковых и познавательных операций и полученные при этом данные, объяснять им права и обязанности, а также сущность и значение производимого следственного действия.
 
Кроме перечисленных в законе случаев обязательного участия понятых в производстве следственных действий следователь по собственной инициативе или по ходатайству участников уголовного судопроизводства может пригласить понятых для участия и в иных следственных действиях (ч. 2 ст. 170 УПК).
 
Специалист может принимать участие в любом следственном действии (осмотре, обыске, выемке, следственном эксперименте и т.д.) по решению следователя. Перед началом следственного действия следователь удостоверяется в компетентности специалиста, выясняет его отношение к подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему, разъясняет его права и предупреждает об ответственности. Закон предусматривает и случаи обязательного участия специалиста: 1) при осмотре и эксгумации трупа; 2) при освидетельствовании; 3) при допросе свидетеля, потерпевшего в возрасте до 14 лет. Хотя в законе они не называются специалистами (врач, педагог), однако их функции аналогичны функциям специалиста.
 
Участие специалиста в следственном действии ограничивается содействием следователю в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также консультированием следователя по возникающим вопросам, для разрешения которых требуются специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле. В отличие от эксперта специалист никаких исследований не проводит. Поэтому постановка перед специалистом вопросов, относящихся к компетенции экспертов, недопустима: его мнение не может быть приравнено к заключению эксперта. Участвуя в следственном действии, специалист может применить свои знания, навыки, научно-технические средства и приемы для обнаружения, закрепления и изъятия доказательств; помогать следователю в составлении схем, планов места происшествия, применении аудио- и видеозаписи; собирать справочный материал и консультировать следователя. При этом заявления специалиста по поводу обстоятельств, связанных с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств, подлежат занесению в протокол следственного действия.
 
Согласно ст. 169 УПК следователь приглашает переводчика для участия в следственных действиях в случаях, если участвующие в деле лица не владеют языком, на котором ведется предварительное следствие. Лицо считается не владеющим языком, если оно не понимает или плохо понимает разговорную речь, а также не умеет свободно объясняться на данном языке либо испытывает затруднения в понимании тех или иных терминов или обстоятельств, связанных с производством по делу. Лицо, привлекаемое в качестве переводчика, должно свободно владеть языком, на котором ведется расследование, и языком, на котором говорит лицо, участвующее в производстве следственного действия, или языком, на котором составлен документ. К числу документов, которые подлежат вручению обвиняемому в переводе на его родной язык или на другой язык, которым он владеет, относятся: копии постановления о привлечении его в качестве обвиняемого, обвинительного заключения, постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, письменного уведомления о результатах рассмотрения ходатайства (жалобы), постановления о применении меры пресечения, протоколов обыска, выемки, наложения ареста на имущество.
 
Функцию переводчика при производстве следственных действий может выполнять лицо, понимающее знаки глухонемого участника расследования.
 
Перед началом следственного действия следователь удостоверяется в компетентности переводчика, разъясняет права и предупреждает об ответственности (ч. 2 ст. 169 УПК).
 
Важнейшим правилом производства любого следственного действия является составление протокола, в котором описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также заявления лиц, участвующих в следственном действии (ст. 166 УПК). Протокол составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания. Он может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. При производстве следственного действия могут также применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись. Стенограмма и стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и видеозаписи хранятся при уголовном деле.
 
В протоколе указываются: место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты; должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности, ход процессуального действия; выявленные обстоятельства и сделанные в ходе следственного действия заявления участвующих в нем лиц. В протоколе должны быть также указаны технические средства, примененные при производстве следственного действия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. В протоколе должно быть отмечено, что лица, участвующие в следственном действии, были заранее предупреждены о применении технических средств. В протоколе должна быть сделана запись о разъяснении участникам следственного действия их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, которая удостоверяется подписями участников следственного действия.
 
Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в следственном действии. При этом указанным лицам разъясняется их право делать замечания о его дополнении и уточнении. Все замечания о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц.
 
К протоколу прилагаются фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы допроса, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные при производстве следственного действия.
 
При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвует потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия прокурора выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу (ч. 9 ст. 166 УПК).
 
Протокол подписывается следователем и лицами, участвовавшими в следственном действии. В случае отказа подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или иного лица, участвующего в следственном действии, от подписания протокола следователь вносит в него соответствующую запись об этом, которая удостоверяется подписью следователя, а также подписями защитника, законного представителя или понятых, если они участвуют в следственном действии.
 
Лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое заносится в данный протокол.
 
Если подозреваемый, обвиняемый, потерпевший или свидетель в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол, то ознакомление этого лица с текстом протокола производится в присутствии защитника, законного представителя, представителя или понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания (ст. 167 УПК).
 
 
§ 2. Понятие следственных действий
 
Следственные действия можно определить как предусмотренную законом совокупность операций и приемов, которые осуществляются при расследовании преступлений следователем и дознавателем для всестороннего и объективного исследования обстоятельств совершенного преступления. Следственные действия являются разновидностью процессуальных действий как понятия более широкого по смыслу и включающего в себя производство, например, судебных и прокурорских действий. Процессуальное действие – это следственное, судебное или иное действие предусмотренное уголовно-процессуальным законодательством (п. 32 ч. 1 ст. 5 УПК). Процессуальные действия в стадии предварительного расследования принято делить на две группы. Первую из них составляют процессуальные действия следователя и дознавателя, направленные на собирание доказательств. Их называют следственными действиями, и их совокупность образуют: допросы, очные ставки, опознания, обыски и выемки, осмотры и освидетельствование, назначение и производство экспертизы, следственный эксперимент, эксгумация трупа, отобрание образцов для сравнительного исследования, проверка показаний на месте, контроль и запись переговоров. Каждое из перечисленных действий выступает как совокупность познавательных и исследовательских приемов выявления и отображения доказательственной информации.
 
Вторую группу составляют действия следователя, формулирующие и реализующие решения по наиболее важным вопросам в процессе расследования уголовного дела. Основные из них: привлечение в качестве обвиняемого, признание потерпевшим, гражданским истцом, привлечение в качестве гражданского ответчика, применение мер процессуального принуждения (задержание, меры пресечения, временное отстранение от должности, объявление розыска, привод и т.д.), продление сроков расследования и содержания под стражей, приостановление и возобновление расследования по делу, ознакомление с материалами дела, удовлетворение или отказ в удовлетворении ходатайств и т. д.
 
В юридической литературе предложены различные критерии для классификации следственных действий в зависимости от целей, объектов, методов выполнения, времени и правил производства, а также по некоторым иным признакам. Любая классификация является условной, однако ее значение состоит в том, что она помогает уяснить внутреннюю сущность классифицируемых явлений, определить их место среди других, им подобных.
 
Вместе с тем все действия и решения следователя по уголовному делу являются процессуальными, поскольку они предусмотрены уголовно-процессуальным законом и направлены на всестороннее и объективное расследование уголовного дела. В этом смысле все процессуальные действия по уголовному делу можно было бы назвать следственными действиями. Однако в юридической литературе принято называть следственными лишь те действия, специфическим признаком которых является их исследовательская направленность, нацеленная на собирание доказательственной информации, закрепление, проверку и использование доказательств. Уголовно-процессуальная природа других действий следователя обусловливает потребность регулирования хода расследования и его окончания, обеспечение прав и законных интересов участников процесса, оформление принятых следователем решений. Вторая группа действий следователя не является способом реализации задач доказывания и установления истины по уголовному делу, а лишь создает необходимые условия для этого.
 
Таким образом, следственными именуются только те действия, которые предназначены для получения доказательств. Цель производства того или иного следственного действия прямо предусмотрена законом. Например, цель осмотра –обнаружение следов преступления и выяснение обстановки происшествия; цель выемки – изъятие определенных предметов и документов, местонахождение которых точно известно, и т. д. Условием правомерности следственного действия является соблюдение процессуального порядка его проведения: только после возбуждения уголовного дела (за исключением осмотра места происшествия); только при наличии оснований (сведений), определяющих необходимость его проведения; только при соблюдении порядка проведения и процессуального оформления, предписанного законом.
 
Последовательность и очередность производства следственных действий зависят от обстоятельств совершенного преступления и конкретной ситуации. Вместе с тем уголовно-процессуальный закон (ст. 157 УПК) использует понятие неотложных следственных действий и устанавливает срок их проведения (не позднее 10 суток); предусматривает проведение допроса подозреваемого не позднее 24 часов с момента его задержания (ст. 46 УПК); допрос обвиняемого немедленно после предъявления обвинения (ст. 173 УПК); опознание только после предварительного допроса опознающего (ст. 193 УПК) и т.д. Решение о проведении следственного действия следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение согласия прокурора и разрешения суда. Следственные действия производятся по инициативе следователя по указанию прокурора, начальника следственного отдела и по ходатайству участвующих в деле лиц (подозреваемого, обвиняемого, их защитников, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей).
 
 
§ 3. Осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент
 
Осмотр - это следственное действие, состоящее в непосредственном обозрении лицами, ведущими расследование, различных материальных объектов в целях выяснения обстановки совершения преступления, обнаружения и закрепления следов преступления, получения предметов, которые могут быть вещественными доказательствами, документов и установления иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела (ст. 176–178 УПК).
 
Различают следующие виды осмотра: осмотр места происшествия, осмотр местности, осмотр жилища, иного помещения, осмотр предметов, осмотр документов (ст. 176), осмотр почтово-телеграфных отправлений (ст. 185), осмотр трупа (ст. 178).
 
Осмотр местности и осмотр помещений являются самостоятельными видами осмотра, если эта местность и помещение не являются непосредственным местом происшествия. Осмотр документов, не являющихся вещественными доказательствами, как самостоятельное следственное действие производится в тех случаях, когда для дела имеет значение только их содержание, так как дает сведения справочного характера (кассовые книги, финансовый отчет, приходно-расходная документация), а сами документы к делу не приобщаются. Лицо, производящее расследование, может ограничиться лишь их осмотром и составлением протокола.
 
Осмотр почтово-телеграфных отправлений допускается только на основании судебного решения, испрашиваемого следователем с согласия прокурора. Прежде чем принять решение о выемке почтово-телеграфной корреспонденции, следователь должен произвести ее осмотр. Когда в выемке нет необходимости, ограничиваются только осмотром. В этом случае осмотр выступает в качестве самостоятельного следственного действия и осуществляется по правилам осмотра документов или предметов. Осмотр, выемка и снятие копий с задержанных почтово-телеграфных отправлений производятся следователем в почтово-телеграфных учреждениях с участием их работников в качестве понятых. В необходимых случаях для участия в осмотре почтово-телеграфных отправлений следователь вправе вызвать специалиста, а также переводчика. В каждом случае осмотра почтово-телеграфных отправлений составляется протокол, в котором указывается, кем и какие почтово-телеграфные отправления были подвергнуты осмотру, скопированы, отправлены адресату или задержаны (ч. 5 ст. 185 УПК).
 
Самым распространенным следственным действием является осмотр места происшествия. В его задачу входит: выявление обстановки и способа совершения преступления; выдвижение и проверка версий о фактических обстоятельствах дела и его участниках; закрепление всех имеющих значение для дела обстоятельств, обнаруженных при осмотре; обнаружение и исследование следов и других вещественных доказательств; установление данных для выявления новых источников информации о происшествии.
 
Учитывая исключительное значение осмотра места происшествия для обнаружения и раскрытия преступления, закон разрешает его проводить до возбуждения уголовного дела в случаях, не терпящих отлагательства (ч. 2 ст. 176 УПК). При осмотре места происшествия выясняется, где, когда совершено преступление, каков механизм происшедшего события, то есть каким способом оно совершено, при каких обстоятельствах, что способствовало совершению преступления, каковы его последствия, на что было направлено преступное посягательство, чему непосредственно причинен ущерб. При осмотре устанавливаются данные о субъекте преступления, его индивидуальных особенностях, обстоятельства, характеризующие форму вины, мотив и цель преступления. Естественно, не все обстоятельства могут быть установлены в каждом случае осмотра места происшествия и не всегда достаточно полно и достоверно. В ряде случаев суждения об обстоятельствах могут быть лишь предположительными и могут служить основой для выдвижения следственных версий.
 
В результате осмотра места происшествия могут быть обнаружены вещественные доказательства (они могут быть также обнаружены в результате выемки, обыска либо в случаях их добровольной выдачи гражданами и организациями). В любом случае в протоколе следственного действия необходимо указать, где, при каких условиях, в связи с чем был обнаружен и изъят предмет, который может явиться по делу вещественным доказательством. Из материалов уголовного дела должно быть ясно, откуда и каким образом попали в дело те или иные вещественные доказательства.
 
Предмет, который может иметь значение вещественного доказательства, необходимо осмотреть на месте производства следственного действия. Если для такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписями следователя и понятых на месте осмотра. Изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу. При этом в протоколе осмотра по возможности указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов (ч. 3 ст. 177 УПК). Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено понятым и другим участникам осмотра. Осмотр вещественного доказательства направлен на решение вопроса об относимости его к расследуемому делу и на установление его индивидуальных признаков. Предмет может приобрести значение вещественного доказательства в силу самого факта обнаружения его у данного лица или в определенном месте, в силу своих особенностей, которые возникли не в связи с расследуемым событием, а были ранее присущи данному предмету и имеют значение для расследования дела. В таких случаях, кроме обычных особенностей, позволяющих отличить данный предмет от всех остальных однородных предметов, в ходе осмотра следует искать и фиксировать особенности, которые характерны лишь для данного предмета и в то же время находятся в причинной связи с расследуемым событием. Предметы могут относиться к делу вследствие того, что они несут на себе следы преступника или преступления (орудие убийства со следами пальцев подозреваемого или со следами крови жертвы). В таких случаях объектами осмотра и закрепления являются как сам предмет с его характерными особенностями, так и следы на его поверхности.
 
Осмотр документов производится в следующем порядке. Сначала исследуется текст документа, наличие и содержание реквизитов, необходимых для данного вида документа, и соответствие реквизитов целевому назначению и содержанию документа. При этом особое внимание следует обращать на противоречия в тексте, несоответствие содержания документа каким-либо известным фактам; признаки подчистки, удаления записи путем травления или смывания, дописки и внесения новых записей на месте удаленного текста; наличия признаков наклейки новых знаков на место предварительно уничтоженных, переклейки фотографий; подделки оттисков печати и штампов и наличие признаков подделки подписи.
 
Осмотр трупа и его эксгумация (извлечение трупа из места погребения) производятся на месте его обнаружения или производства следственного действия с участием понятых, судебно-медицинского эксперта, а при невозможности его участия – врача. При необходимости для осмотра трупа могут привлекаться другие специалисты (ч. 1 и 4 ст. 178 УПК). Неопознанные трупы подлежат фотографированию и дактилоскопированию. Кремирование неопознанных трупов не допускается.
 
При необходимости извлечения трупа из места захоронения следователь выносит постановление об эксгумации и уведомляет об этом близких родственников покойного. Постановление следователя об эксгумации является обязательным для администрации места захоронения. Если близкие родственники или родственники покойного возражают против эксгумации, разрешение на ее проведение выдается судом. Эксгумация проводится с целью обеспечения производства таких следственных действий, как осмотр трупа, предъявления трупа для опознания либо производство экспертного исследования трупа. Расходы, связанные с эксгумацией и последующим захоронением трупа, возмещаются родственникам покойного из средств федерального бюджета по постановлению следователя (ч. 1 и 3 ст. 131 УПК).
 
Любой вид осмотра производится в присутствии понятых. В необходимых случаях к участию в осмотре привлекаются подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель, а также соответствующий специалист. Выбор специалиста для помощи в осмотре вещественного доказательства зависит от того, какого рода вещественное доказательство подлежит осмотру. При осмотре следователь производит фотографирование, киносъемку, составляет, планы и схемы, производит измерения и зарисовки, изготовляет слепки и оттиски следов. Все это отражается в протоколе осмотра, составление которого является основным способом закрепления хода и результатов осмотра. Отсутствие протокола лишает результат осмотра доказательственной силы. Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, следователь с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра. Осмотр помещения организации производится в присутствии представителя администрации этой организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом в протоколе делается запись (ч. 5 и 6 ст. 177 УПК).
 
Освидетельствование – следственное действие, состоящее в осмотре тела живого человека для обнаружения особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела. Под следами преступления понимают следы ранений, укусов, ссадин, царапин и иных телесных повреждений, следы крови, спермы, пятна различных красителей, частицы веществ и т. д. Под установлением состояния опьянения понимают алкогольное, наркотическое или психотропное опьянение. К особым приметам могут быть отнесены: а) особенности, аномалии анатомического строения, как врожденные (например, шестипалость ног, укороченность конечности и др.), так и приобретенные (послеоперационный рубец, горб, отсутствие одного или нескольких пальцев на конечностях и др.); б) особенности, аномалии функционального характера (хромота, особенность мимики, жестикуляции и др.); в) родимые пятна, бородавки, следы травм, татуировки, следы удаления особых примет; г) признаки, указывающие на профессию или привычки (проникновение в кожу угольной пыли, особая окраска пальцев рук и ногтей, мозоли на руках и др.)
 
Следы преступления, оставленные на теле человека, могут быть как в виде телесных повреждений, так и в виде пятен и частиц различных веществ, которые попадают на освидетельствуемого при контакте в момент совершения преступления: а) следы крови, мозгового вещества, других веществ человеческого организма, а также волосы (например, волосы и сперма подозреваемого на теле потерпевшей); б) текстильные волокна и другие микрочастицы, попавшие на освидетельствуемого с орудия преступления (смазки, пороховые газы, ржавчина) или с предметов и веществ, находящихся на месте совершения преступления (частицы почвы, пыли, растительности и др.). Освидетельствование проводится с целью выяснения обстоятельств совершенного преступления, изобличения подозреваемого, удостоверения факта причинения вреда, для установления личности преступника, определения его состояния и т.д. Освидетельствование может производиться, если необходимо решить вопрос о наличии оснований для назначения судебно-медицинской экспертизы в случаях, когда: а) нет уверенности в том, что у лица есть телесные повреждения; б) есть опасения, что телесные повреждения ко времени экспертного исследования утратили характерные черты и это обстоятельство делает назначение экспертизы нецелесообразным; в) наряду с повреждениями на теле предполагается обнаружить иные следы преступления, особые приметы и иные признаки, имеющие значение для уголовного дела.
 
Объектом освидетельствования является подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, а также свидетель с его согласия, за исключением случаев, когда освидетельствование необходимо для оценки достоверности его показаний (ч. 1 ст. 179 УПК). Никакое другое лицо освидетельствованию подвергнуто быть не может. При проведении освидетельствования не допускаются действия, унижающие достоинство или опасные для здоровья освидетельствуемого. Если оно сопровождается обнажением лица, то в этом случае освидетельствование производится врачом.
 
При любом освидетельствовании его целью является лишь установление наличия или отсутствия следов преступления или особых примет и состояний. Если при этом нельзя разрешить те или иные вопросы без специальных исследований, должна быть назначена экспертиза.

 
Освидетельствование производится следователем, а при необходимости он привлекает к участию в производстве освидетельствования врача или другого специалиста. Фотографирование, видеозапись и киносъемка при обнажении освидетельствуемого проводятся с согласия этого лица (ч. 3 и 5 ст. 179 УПК)
 
По поводу освидетельствования следователь выносит постановление, которое является обязательным для лица, в отношении которого оно вынесено. О производстве освидетельствования составляется протокол (ст. 180 УПК), в котором отображаются все действия следователя и все обнаруженное в том виде, в каком оно наблюдалось в момент освидетельствования. Во время освидетельствования обяз
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.