На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Культура и этика государственных служащих

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
     Обращение к основным этапам развития этики  обусловлено как важностью нравственной проблематики в истории человеческой культуры, уважением к прошлому, так и стремлением разобраться в существе морально-этической проблематики на уровне современных знаний. История этических идей демонстрирует, как складывается круг этических вопросов, как изменяются способы их постановки и подходы к их решению, как углубляется понимание природы морали, ее назначение, функции в жизни и закономерность развития.
     В современных условиях наблюдается  особый интерес к этике – этой старейшей и вместе с тем неповторимо молодой отрасли философского знания. И это не случайно. Развитие России по направлению к демократическому правовому государству, регулирование всех ее социальных структур, невозможно без утверждения этики.
     Это открывает возможности для выработки научных подходов к анализу состояния кадров государственных служб: критериев, методов процедур оценки качеств работников, требований, предъявляемых государственному служащему.
     Рост  социальной значимости этического момента  в деятельности государственных служащих современной России обусловлен многими причинами политического, экономического и социального характера.
     Трансформация социально-политической системы, экономических  отношений, переоценка ценностей создают  множество нестандартных ситуаций, которые не регулируются правовыми нормами ввиду их отсутствия или устаревания. От профессионализма и уровня нравственности государственных служащих как проводников политики государства во многом зависит не только авторитет власти, эффективность реализации стратегических целей и конкретных решений на всех уровнях управления, но и социальное самочувствие общества. Анализ современных проблем культуры и этики государственных служащих является одним из важных элементов процесса управления в государственных службах.
     Важная  роль в становлении нового типа российской государственной службы, принадлежит  так называемому мотивационному ресурсу государственного служащего  – нравственных убеждений и принципов  поведения, которые будут способствовать воспитанию и формированию этических ценностных ориентаций и высокой нравственности.
     Актуальность  темы исследования определяется потребностью в изучении культуры, этики и этикета государственного служащего как одного из важнейших факторов, влияющих на эффективность работы государственной службы.
     Цель  исследования заключается в определении  особенностей и проблем этики, определении  путей совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности  государственной службы.
     Цель  исследования реализуется на основе решения следующих задач:
    дать определение понятию «этика», выделить ее структурные элементы;
    проанализировать этические принципы государственного служащего;
    раскрыть особенности и параметры формирования этики государственного служащего;
    охарактеризовать этический кодекс как механизм формирования нравственности государственных служащих.
     Методологической  основой исследования послужили  научные труды специалистов в  области изучения этики и особенностей ценностей этической культуры. Исторический контекст становления этики, в работах В.П. Безобразова, Л.А. Велихова, А.Д. Градовского, Б.Н. Чичерина и др.
 

        СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ И ЭТИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
 
     Термин  «этика» - древнегреческого происхождения, берущий свое начало от слова «этос» - жилище, логово, гнездо. Позднее это понятие приобретает другой смысл – устойчивая природа какого-либо явления, в том числе характер, внутренний нрав человека. Термины «этика», «мораль», «нравственность» по своему этимологическому содержанию и истории возникновения однотипны, содержательно перекрещиваются и в принципе являются взаимозаменяемыми: мы говорим - «этические правила», «моральные принципы», «нравственные нормы», придавая различные смысловые оттенки общему понятию.1
     Служебная этика2 - самое широкое понятие в сфере профессиональной этики. Под служебной этикой понимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. Эти нормы должен соблюдать каждый человек, начавший работать.
     Профессиональная  этика государственного служащего  помогает конкретизировать, реализовать  моральные ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных. Профессиональная этика не формирует новые принципы и понятия морального сознания, она как бы «приспосабливает» уже известные принципы, понятия к специфическим сферам жизнедеятельности человека.3
     Профессиональная  этика и профессиональное нравственное сознание для своего функционирования должны иметь свои специфические понятия. Кратко рассмотрим те из них, которые будут интересовать нас больше всего. Пожалуй, исходным понятием профессиональной этики является понятие «профессионального долга», в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности. Именно осознание своего служебного долга побуждает представителей целого ряда профессий относиться к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывая многие конкретные нюансы взаимоотношения личности и общества, личности и коллектива. Профессиональный долг стимулирует самоотдачу, именно в нём находит конкретное выражение долг Человека.
     Следует выделить и такие понятия как  «профессиональная честь» и «профессиональное  достоинство». В понятии профессиональная честь выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень важно для государственного служащего и составляет основу профессионального достоинства, самооценку своей деятельности. Важно отметить, что понятия «честь» и «служба» как общественные явления тесно связаны между собой. Не случайно в былые времена под честью понималось высокое звание, должность. Честь не только нравственная, но и историческая категория. Она производная от условий эпохи, в которой живут люди, является частью их сознания, ориентирована на ту или иную систему ценностей, норм поведения и т.д.
     Гражданская честь оказывает существенное влияние  и на честь служебную, по крайней  мере, в той части, которая связана  с высокой социальной значимостью  службы и служебной деятельности. В современном понимании служба - это служение государству, Отечеству, народу. Социальный смысл службы особенно ярко проявляется в переломные эпохи в жизни государства, когда резко возрастает ответственность людей за судьбы страны.
     Служебная честь, кроме социального смысла, имеет и другую, не менее важную сторону, связанную с выполнением служащими своего долга. В виду публичности службы деятельность государственных служащих, их профессиональные, личностные качества находятся под пристальным вниманием общественности.
     Профессиональная честь и профессиональное достоинство, взаимно дополняя друг друга, помогают поддерживать определённый, достаточно высокий уровень нравственности. Профессиональная честь и профессиональное достоинство государственного служащего будут выражаться в принятых решениях и различных поступках.
     Профессиональная  нравственность для государственного служащего включает в себя и понятие  «профессиональной справедливости». Быть справедливым не так просто. Государственному служащему требуется затратить  много усилий, чтобы досконально исследовать ту или иную ситуацию, объективные обстоятельства. Оценить по шаблону, по совету начальства - гораздо легче. Но именно профессиональная справедливость, профессиональная совесть и побуждает государственного служащего быть справедливым, не поддаваться давлению «свыше», мафиозных групп и др. Справедливость, конечно, важна и в отношениях с коллегами. Двойные, тройные стандарты в оценках «своих» и «чужих», удобных и не удобных разрушают и моральное сознание самого специалиста, и морально-психологический климат коллектива. Так как общение с конкретным человеком составляет большую часть рабочего времени основного числа государственных служащих, можно с полной уверенностью говорить о таком понятии профессиональной нравственности, как «профессиональный такт». 4
     Особенно  стоит выделить основные принципы профессиональной этики государственного служащего. Прежде всего, исходным для профессиональной этики государственного служащего  является принцип гуманизма, т.е. уважительного  отношения к каждой человеческой личности, понимания её неповторимости, самодостаточной ценности. Принцип гуманизма противостоит чисто утилитарному отношению к личности, рассмотрению её, главным образом, как средства достижения каких-то иных, пусть и достаточно важных целей.
     С принципом гуманизма пересекается принцип оптимизма (профессионального). Так, государственному служащему не просто выполнять свои обязанности  без веры в то, что его усилия, его труд, как принимаемые, так  и выполняемые им решения способствуют развитию государства, укреплению принципов демократии, законности и правопорядка. Эта вера возвышает и помогает развить доброе начало в человеке.
     Любая деятельность, особенно та, которая  непосредственно направлена на человека, должна быть осенена, одухотворена высокой идеей. Поэтому профессиональная этика государственного служащего должна включать в себя принцип патриотизма. Очевидно, что любовь к Родине не может сочетаться с пренебрежительным отношениям к другим странам, другим народам. Если вспомнить рассуждения Аристотеля о золотой середине, то патриотизм можно представить как середину между двумя крайностями: между национальной кичливостью и приниженностью, заискиванием перед всем иностранным. Истинный патриотизм включает в себя конструктивное отношение к достижениям других народов.
     Основные  понятия и принципы профессиональной этики государственного служащего  образуют её каркас, который наполняется  «плотью и кровью» в различных  житейских ситуациях.
     Как показывают социологические исследования и как это отмечается в целом ряде документов руководства, соблюдение законности и служебной дисциплины определяется прежде всего не только требовательностью руководителей, но и нравственными установками и культурной воспитанностью сотрудников. Во многих случаях эти качества оказывают на эффективность служебной деятельности большее воздействие и играют здесь даже большую роль, чем профессиональная компетентность (что, конечно же, нисколько не умаляет необходимость постоянного повышения профессионализма). Не случайно сегодня настоятельно выдвигается требование проводить подробный анализ нравственных качеств и культуры сотрудников при их переаттестации или при их выдвижении на более высокую должность. Иными словами, нравственность и культура сотрудника рассматриваются как важнейшие профессиональные качества, определяющие его готовность к обеспечению любых служебных задач, желание их выполнить, чувство ответственности за их выполнение с наиболее результативным эффектом.
     Недооценка  этих факторов порождается довольно распространенным мнением, что служебная деятельность сотрудников правоохранительных органов настолько строго регламентирована законами, подзаконными актами, уставными положениями, инструкциями, требованиями служебной дисциплины и т.д., что при должном уровне требовательности руководства любой сотрудник будет успешно выполнять свои функциональные обязанности. Мнение это глубоко ошибочно по целому ряду причин.
     Во-первых, современное общество, в том числе  и деятельность служебных органов, находится в условиях постоянного изменения, причем эта динамика носит исключительно интенсивный, подчас даже непредсказуемый характер, в силу чего административно-правовые документы и приказы могут определить деятельность сотрудника, только в самых общих чертах. Их интерпретацию применительно к той или иной конкретной ситуации зачастую определяет руководитель служебного коллектива (где не последнюю роль играет нравственный компонент), а порой и сам исполнитель.
     Во-вторых, все документы служебно-правового  характера (в том числе приказы  и приказания) не содержат четко определенных решений для любой ситуации, но лишь предписывают рамки, в которых эти решения должны быть приняты. Рамки эти бывают зачастую настолько широки, что в зависимости от уровня культуры и нравственной воспитанности сотрудника поставленная задача может быть решена как казенно, формально-бюрократически, так и творчески - максимально результативно и с «человеческим лицом».
     В-третьих, функциональные обязанности можно  выполнять по-разному. Можно в  минимально допустимом объеме, так сказать, «от сих до сих», компенсируя это созданием видимости кипучего энтузиазма, а можно, работать с максимальной отдачей, вызывая «огонь на себя», самоотверженно превращая интересы службы в главный смысл своей жизни. Определяет характер выполнения служебного долга в этом случае лишь нравственность сотрудника, его совесть.
       В-четвертых, в деятельности любого  сотрудника правоохранительных  органов обязательно наличествует  элемент секретности, конспиративности, причем, как уже указывалось выше, во многих ситуациях здесь отсутствует решение, четко определенное служебными документами, нормами права (особенно это характерно для оперативно-розыскных служб). Поэтому во многих случаях он вынужден действовать в соответствии со своими моральными понятиями добра и зла, справедливости, долга, чести и др. И здесь существует важное отличие деятельности сотрудника от всех других сфер социальной жизнедеятельности: отсутствие морального контроля со стороны общественного мнения. Таким образом, в данном случае единственным судьей правильности, т.е. подлинной моральности его действий, оказываются его культура и его нравственность, его совесть.
     Подытоживая сказанное, можно дать определение  такого понятия, как «профессиональная  этика». Профессиональная этика - область  этической науки, изучающая систему моральных норм и принципов, действующих в специфических условиях взаимоотношений людей в сфере определенной профессии; это специфическое действие как общеэтических норм, так и особых норм профессиональной морали, носящих аналитически-рекомендательный характер, возникающих и бытующих в данной профессиональной группе.
 

        ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
 
     Этические принципы и нормы в наиболее общей  форме выражают требования к нравственной сущности государственного служащего, назначению его деятельности, к характеру его взаимоотношений с государством, доверенным лицом которого он выступает, и с обществом, обеспечивая взаимодействие между государством и его гражданами.
     В современных условиях этика государственного служащего - это этические принципы и нормы, выражающие в общей форме моральные требования к нравственной сущности государственного служащего, назначению его деятельности, характеру его взаимоотношений с государством.
     Базируясь на господствующей в обществе морали, профессиональная этика государственного служащего представляет собой четкую систему этических принципов и норм.
     Важнейшим этическим  принципом деятельности российского  государственного служащего является сегодня принцип законности, верховенства Конституции РФ и федеральных законов над всеми прочими нормативными актами и должностными инструкциями.
     Воплощение этого  принципа в жизнь, руководство им в непосредственной практической работе выступает в качестве определяющей социальной и духовной базы управления персоналом. Роль и значение данного принципа, его приоритет среди других этических требований подчеркивается его закреплением в Федеральном законе от 31 июля 1995г. №119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации".
       Рассматривая вопрос о признаках правовой этики государственных служащих и других должностных лиц сходимся во мнении, что она должна характеризоваться рядом необходимых параметров, определяющих взгляды, особенности человеческой личности, которые формируют его отношение к смыслу и ценностям права, что, в свою очередь, отражает уровень цивилизованности общества, содержание социального сознания, степень развития духовности и строгость нравственных устоев, бытующих в обществе. Приведем некоторые из них: Порядочность. Соответствие принятым правилам поведения; честность, неспособность к низким, аморальным, антиобщественным поступкам.
     Соблюдение  стандартов общественно-политической жизни (часто - негласные), неукоснительное  соблюдение которых обязательно. Часто  выбор действия определяется необходимостью выбрать из двух зол меньшее; если такая необходимость имеет под  собой реальное основание, можно говорить о порядочности такого деятеля.
     Независимость от финансового интереса. Независимо от финансового интереса должностное  лицо и служащие не должны ставить  себя в зависимость от каких бы то ни было финансовых интересов любых  физических и юридических лиц, которые могут повлиять на выполнение ими профессиональных обязанностей.
     Объективность. Забота об интересах общества и граждан, включая политические и общественные назначения, заключение контрактов или  выдвижение граждан (коллег) на различные должности или на получение наград, государственные служащие и должностные лица должны делать свой выбор, учитывая только профессиональные качества и заслуги.
     Ответственность. Должностные лица и государственные  служащие ответственны за свои решения  и действия перед обществом и должны соблюдать и подчиняться правилам профессиональной этики, а также общепринятым правилам морали, как в общественной, так и в частной жизни.
     Открытость. Принимаемые должностными лицами и  государственными служащими решения  и предпринимаемые ими действия, должны быть открыты для общества. В случаях, когда этого требуют общественные интересы, должностные лица и государственные служащие должны давать объяснения и полную информацию о своих решениях.
     Самоотверженность. Должностные лица и государственные служащие должны принимать решения только в интересах общества, а не для того, чтобы получить финансовую или другую материальную выгоду для себя или своей семьи, друзей, или иных организаций.
     Профессионализм. Хорошее владение своей профессией. Признание профессионализма может быть объективным (как признание другими коллегами и обществом способности лица достигать нужного результата, умения выбирать наиболее оправданные пути и способы его достижения) и субъективным (как уверенность в своих профессиональных способностях).
     Здравый смысл. Обоснованность действий взвешенным и объективным расчетом, подкрепленная  стремлением к определенной цели, тоже поставленной логично, рассудительно, обдуманно.
     Репутация честного и надежного человека (партнера). Приобретаемая общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках; проникнутая искренностью, прямотой, добросовестностью; заслуживающий доверие, безупречный человек. При этом надежный; внушающий доверие, верный партнер.
     Сложившееся высокое мнение о профессиональных и некоторых личных качествах человека. Положительная оценка его способности к совместной деятельности.
     Достоинство. Совокупность высоких моральных  качеств, а также уважение этих качеств  в самом себе и в других коллегах. В то же время субъективная оценка лицом своих моральных качеств; “уважение… в самом себе”, т. е. осознаваемая способность действовать, не нарушая интересов других лиц, или находить минимально “болезненные” компромиссы, руководствуясь здравым смыслом.
     Совесть. Категория этики, характеризующая  способность личности осуществлять моральный контроль, самостоятельно формулировать для себя моральные  обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершенных  поступков.
     Справедливость. Осуществление действий на законных и честных основаниях. Должностное лицо не должно оказывать предпочтение какому бы то ни было лицу, группе лиц или организациям и обязан учитывать права, обязанности и законные интересы всех участвующих сторон.
     Патриотизм. Социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу об ее интересах, чувство гордости за достижения страны. Проявляется в уважении к историческому прошлому своей страны, бережном отношении к народной памяти, национальным и культурным традициям.
     Убежденность  в необходимости строжайшего  соблюдения и исполнения правовых норм. Ценностное отношение к праву  и практике его применения формирует  привычки и стереотипы законопослушного поведения, а правомерный образ  действий и соблюдение правовых норм превращается в потребность.
     Требовательность. Определяется оценкой нравственных возможностей человека, предъявлением  к нему высоких моральных требований и признанием его ответственности  за их выполнение.
     Запрет  на насилие. Основан на признании самоценности человеческой личности, ее свободы воли. Один из основных моральных запретов в демократическом правовом государстве, основанный на отказе от любых форм насилия (физического, эмоционального, речевого) в человеческих отношениях.
     Толерантность. Предполагает терпимость по отношению к инакомыслию, отзывчивость к интересам партнеров, различных меньшинств, отказ от конфронтации, радикализма, экстремизма, отдавая предпочтение поиску компромиссов, переговорам, диалогу, сотрудничеству, достижению баланса интересов соперников.
     Профессионально-нравственная культура. Включает в себя нравственные нормы, принципы и категории, являющиеся субъективными основаниями для  оценки поведения, а также практическую мораль как часть общественных отношений, действующих норм человеческой деятельности. Особенности профессий порождают особые запреты и требования, которых может не быть в других видах деятельности (например, для работников правоохранительных органов – это запрет на фальсификацию доказательств, провокационные приемы и т. п.).
     Чувство долга. Одно из основных категорий этики, тесно связанное с другими  понятиями, характеризующими моральную  деятельность личности, такими как  ответственность, самосознание, совесть.
     Беспристрастность. Потребность действовать в соответствии с законом и осуществлять свое право на оценку, учитывая только общественную пользу и объективные обстоятельства, не сталкивать частные интересы со служебными обязанностями.
     Персональная  ответственность каждого должностного лица и государственного служащего требует соблюдения таких стандартов этического поведения, которые от них ожидают граждане России. Этика поведения государственного служащего или иного должностного лица должна строиться на основе осознания, что государственная должность является выражением общественного доверия и по результатам его работы формируется отношение граждан к государству в целом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.  Этический кодекс, как  механизм формирования нравственности государственных служащих 

     Для того чтобы быть эффективной, государственная служба должна основываться на прочном духовно-нравственном фундаменте. Это обусловлено самой ее природой: успешно осуществлять функцию воплощения в обществе государственной воли возможно, только учитывая моральные основы этой воли, общественные требования к исполнителям данной функции.
     Цели  государственной службы, ее ведущие  принципы, нормы, профессиональные требования к ее кадрам - все содержит нравственный аспект, в решающей степени определяющий ее направленность, ее основные доминанты. В общественном мнении авторитет государственных служащих справедливо связывают, прежде всего, с их порядочностью, справедливостью.
     Среди всех механизмов, способствующих формированию надлежащей нравственности государственной  службы, одним из наиболее действенных  является специально разработанный, нормативно принятый Этический кодекс государственного служащего (Кодекс административной этики). В 2001 года группа депутатов (В.И. Южаков, В.А. Рыжков, Б.Е. Немцов и другие) внесла в Госдуму законопроект Кодекса поведения государственных служащих РФ.
     Необходимо  четко разделять требования административных, уголовных кодексов, законов, нормативных  документов к должностным обязанностям, поведению государственного служащего  и общественные требования к ним. Этический кодекс не является административно-правовым документом, невыполнение его норм не влечет за собой какого-либо административного или тем более уголовного наказания государственного служащего.
     Этический кодекс государственного служащего  есть система моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского общества и государства.
     В силу того, что в кодексе собраны воедино и систематизированы общественные требования к нравственности государственных служащих, он:
     - служит основой для формирования  содержания должной морали в  сфере государственной службы;
     - призван помочь государственному  служащему правильно ориентироваться в сложных нравственных коллизиях, ситуациях, обусловленных спецификой его работы;
     - является важным критерием для  определения профессиональной пригодности  человека к работе в сфере  государственной службы;
     - выступает как инструмент общественного контроля за нравственностью государственных служащих.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.