На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Государственная гигиеническая регламентация

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. Государственная гигиеническая регламентация  и регистрация  в системе обеспечения  качествА товаров, работ, услуг . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
 
6
  1.1 Понятие качества  товаров, работ, услуг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
  1.2 История развития законодательства по обеспечению качества товаров, работ, услуг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.3 Требования  санитарно-эпидемиологического законода-тельства в системе обеспечения качества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 
15
ГЛАВА 2. Порядок осуществления государственной  гигиенической регламентации и регистрации. .. . .  
30
  2.1 Государственная гигиеническая регламентация и регистрация: основные положения и их законодательное закрепление . . . . . . . . .  
30
  2.2 Порядок проведения  государственной гигиенической  регламентации и регистрации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
39
ГЛАВА 3. Ответственность ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА в сфере государственной гигиенической регламентации и регистрации. . . . . 3.1. Конроль  и надзор за соблюдением требований законодательства в сфере государственной гигиенической регламентации и регистрации. . . . . . . . . . . . .. . . .. . . . .
3.2. Понятие  и виды юридической ответственности  за несоблюдение требований законодательства  в сфере государственной гигиенической регламентации и регистрации. . .
 
58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
 
 
ВВЕДЕНИЕ 

     Проблема  качества и конкурентоспособности  носит в современном мире универсальный  характер. Реальность такова, что в  наше время национальное достоинство  проявляет себя через качество в  широком смысле этого слова от качества товаров и услуг, до качества образования, окружающей среды, жизни. Массовое производство продукции высокого качества — один из весомых критериев развития любого общества.
     Интеграция  Республики Беларусь в мировую экономику, активизация внешнеэкономической  деятельности, продвижение белорусской продукции на международные рынки, а также задачи социально-экономического развития страны обусловили необходимость реформирования технического законодательства.
     Повышение качества продукции (работ, услуг) является национальной проблемой всех государств независимо от их политического и экономического строя. В современных условиях развития общественного производства эта проблема резко обострилась, что обусловлено рядом причин. Прежде всего, тем, что без всемерного повышения технического уровня и качества продукции невозможно решение ключевых экономических и политических задач, стоящих перед любой страной. Показатели качества продукции являются сегодня основным критерием оценки деятельности предприятия (фирмы, компании и др.), его экономической жизнеспособности.
     Выпуск  и реализация недоброкачественной  продукции наносят большой материальный ущерб не только коммерческим организациям (компаниям, предприятиям), но и интересам государства. Вследствие низкого качества ряда выпускаемых товаров, наша страна ежегодно несет огромные потери, исчисляемые миллиардами рублей. Разработка, изготовление и продажа (поставка) продукции ненадлежащего качества отрицательно сказываются на безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, охране окружающей среды, технике безопасности и производственной санитарии.
     Целью выполнения дипломной работы является разрешение общетеоретических, правовых и практических проблем, касающихся правового регулирования гигиенической регламентации и регистрации, а также вопросов ответственности за нарушение порядка ее осуществления по действующему законодательству.
     Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
     — раскрыть понятие качества товаров, работ, услуг;
     — исследовать историю развития законодательства по обеспечению качеством товаров, работ, услуг;
     — охарактеризовать понятие осуществления государственной гигиенической регламентации и регистрации;
     — определить порядок проведения государственной гигиенической регламентации и регистрации;
     — обозначить меры ответственности в сфере государственной гигиенической регламентации и регистрации.
     Объектом  исследования является совокупность общественных отношений, формирующихся при применении нормативных правовых актов, регулирующих гигиеническую регламентацию и регистрацию.
     Предметом настоящего исследования являются нормы современного отечественного законодательства, регулирующие гигиеническую регламентацию и регистрацию, а также научно-теоретические подходы к правовым вопросам, касающихся гигиенической регламентации и регистрации.
     Методологическую основу исследования составляют апробированные наукой методы комплексного изучения явлений и процессов в их взаимосвязи и взаимообусловленности, диалектического отношения сущности, содержания и формы человеческой деятельности. Методологической основой дипломной работы являются научные методы познания общественных процессов, сочетание системно–структурного, сравнительно–правового, конкретно–социологического, историко–правового подходов. Кроме того, при написании работы использованы формально-юридический, лингвистический, статистический и иные методы исследования. Их применение позволило исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно.
     Нормативную базу исследования составили законодательство Республики Беларусь. Основой для исследования стали следующие источники: учебные пособия Вабищевич С.С., Витушко В.А., Куницкой О.М. и др., науные труды Безбородовой О., Белявского С.Ч., Караткевич Е., Никифорова А.Д., Насуты С., Навойчик Ю.Ф., Красновой О., Кошевой И.П. и др., судебная практика, а также нормативные правовые акты, регулирующие данную область и комментарии к ним. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1
     Государственная гигиеническая регламентация  и регистрация  в системе обеспечения  качеством товаров, работ, услуг 

     1.1 Понятие качества  товаров, работ,  услуг 

     Различают философское и технико-экономическое  понятия качества. Качество как философская  категория впервые было подвергнуто  анализу Аристотелем (III век до н.э.). Первоначальное фундаментальное определение качества дал Гегель в «Энциклопедии философских наук»: «Качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность... Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть» [49, с. 13].
     Другими словами, качество товаров, работ, услуг – это объективно существующая совокупность свойств и характеристик изделия, которая определяет его как таковое и отличает от другого изделия. В этом, по-видимому, и заключается сущность понятия качества. Исчезновение свойств и характеристик, присущих данному товару, работам, услугам приводит к потере предмета, которому они принадлежали, и исчезновению объекта торговли [22, с. 98].
     Философское толкование качества связано с категориями  количества и меры. Те или иные количественные изменения имеют свой предел, свою качественную границу, выход за которую ведет к установлению нового соотношения количества и качества, то есть меры.
     Качество  не отделимо от реального существования  самого предмета и проявляется при  сопоставлении его с другими предметами. С учетом современных представлений можно дать следующую формулировку качеству как философской категории: «Качество есть объективная, существенная, относительно устойчивая внутренняя определенность целостности предметов и явлений, а также специфических групп предметов, коллективов, систем, абстрактных представлений».
     Технико-экономическое  понятие «качество продукции», в  отличие от философского понятия  «качество», охватывает только те свойства продукции, которые связаны с возможностью удовлетворения продукцией определенных общественных или личных потребностей в соответствии с ее назначением [17, с. 38].
     Качество  продукции зависит от качества составляющих ее изделий и материалов. Если продукция  состоит из изделий машиностроения, то к свойствам, определяющим качество продукции, относятся свойства отдельных изделий, а также такие свойства совокупности изделий, как однородность, взаимозаменяемость и т.д.
     Согласно  словарю Европейской организации  по качеству (ЕОК) и другим источникам смысл термина «качество» определен как совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, способных удовлетворять установленные или предполагаемые потребности [Селянин, А.В. Защита прав потребителей: Учебное пособие для вузов М.: ЗАО Юстицинформ, 2006. —[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://for-expert.ru/zashchita_prav_potrebiteley/5.shtml. — Дата доступа: 02.04.2011].
     В первом определении качества говорится о его сущности (совокупности свойств и характеристик), а во втором – о способности качества удовлетворять потребности, хотя, как известно, иное качество может и не удовлетворять их. Поэтому способность удовлетворять потребности было бы правильнее относить не к сущности качества, а к тому или иному уровню или варианту качества, которые формируются при создании продукции для удовлетворения потребностей. В определениях, приведенных выше, способность удовлетворять потребности отнесена не к уровню качества, а к его сущности, к качеству вообще. Из-за этого такие определения вызывают серьезные возражения. Из таких определений следует: если качество – это то, что способно удовлетворять потребности, то продукция, которая нас не удовлетворяет, не обладает качеством [15, с. 13].
     Само  по себе слово «качество» нейтрально. Оно не характеризует вещь ни с  плохой, ни с хорошей стороны. Положительное  или отрицательное отношение  к качеству продукции проявляется  у потребителей и зависит от того, какие у нее свойства и характеристики и насколько они удовлетворяют потребности тех, кто ее приобретает [45, с. 369].
     В определении качества употребляется  словосочетание «совокупность свойств». В связи с этим необходимо отметить, что качество продукции охватывает не только потребительские, но и технологические свойства продукции, конструкторско-художественные особенности, надежность и т.п.
     Как экономическая категория качество представляет собой совокупность свойств  и характеристик продукции (услуги), которые придают им способность  удовлетворить (обусловленные или предлагаемые) потребности.
     Качество – это такое свойство товара, которое отражает также потребительную стоимость, внешнюю форму товара при применении.
     Качество  в экономическом аспекте включает в себя свойства товара, т.е. технико-экономические и эстетические свойства, обусловливающие способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением вещи, продукции, товара: назначение объекта, технологичность, эргономичность, транспортабельность, характеристики товара (проектные, строительные, эксплуатационные, натуральные и стоимостные, общие и удельные, нормируемые и ненормируемые и т.п.).
     Качество – это понятие собирательное. Так, понятие качества в юридическом аспекте, употребляемом в сделках, регулируемых нормами гражданского законодательства, является сосредоточением таких тесно связанных между собой терминов, как «материальное качество» и «товарное качество» [44, с. 452].
     Под материальным качеством понимается наличие в предмете договора необходимых  физических и других материально-сущностных свойств, определяющих общее направление его функционального использования в сфере удовлетворения потребностей отдельных граждан, организаций и общества в целом.
     Под товарным качеством понимается возможность  соответствующей вещи и иного имущества выступать в качестве товара в торговом обороте.
     Приведенные понятия распространяются на вещи и  иное имущество, созданные человеком  и данные самой природой.
     Также качество – это составляющая часть конкурентоспособности продукции и услуг, фактор непосредственного воздействия на жизнь каждого человека и, наконец, критерий, по которому оценивается товар [16, с. 4].
     Технико-экономическое  определение качества установлено  ГОСТ 1 5469-79 «Управление качеством  продукции. Основные понятия и определения». В данном ГОСТе отмечается, что «качество продукции есть совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с предназначением» [ТРЕБУЕТСЯ ССЫЛКА].
     В свою очередь, свойства продукции составляют ее объективные особенности, проявляющиеся при создании, эксплуатации или потреблении. В данном случае термин «эксплуатация» применяется для продукции, расходующей свой ресурс, а «потребление» для продукции, которая при использовании расходуется сама.
     Качество  продукции должно соответствовать  структуре и динамике общественных потребностей. Только в этом случае потребности удовлетворяются с  наименьшими затратами.
     Понятие качества включает в себя:
     1) соответствие требованиям стандарта. В данном пункте необходимо отметить, что любой товар должен соответствовать стандартам, установленным государством для такого рода товаров, т.е. удовлетворять тем требованиям и нормам, которые описаны в руководстве, технических требованиях и характеристиках. Соответствие стандарту определяет качество товара, который производится в соответствии с определенным изготовителем назначением, правилами использования [42, с. 205].
     Наиболее  универсальными, т.е. применимыми к  большинству товаров и услуг, являются требования назначения, безопасности, экологичности, надежности, эргономики, ресурсосбережения, технологичности, эстетичности.
     Требования  назначения – требования, устанавливающие свойства продукции, определяющие ее основные функции, для выполнения которых она предназначена (производительность, точность, калорийность, быстрота исполнения услуги и др.), – функциональная пригодность; состав и структуру сырья и материалов; совместимость и взаимозаменяемость.
     Требования  эргономики – требования согласованности конструкции изделия с особенностями человеческого организма для обеспечения удобства пользования [42, с. 206].
     Требования  ресурсосбережения – требования экономного использования сырья, материалов, топлива, энергии и трудовых ресурсов.
     Требования  технологичности – приспособленность продукции к изготовлению, эксплуатации и ремонту с минимальными затратами при заданных показателях качества.
     Эстетические  требования – требования к способности продукции или услуги выражать художественный образ, социально-культурную значимость в чувственно воспринимаемых человеком признаках формы (цвет, пространственную конфигурацию, качество отделки изделия или помещения);
     2) соответствие применению – свойство товара, посредством которого гарантируется удовлетворение нужд покупателя. Свойство продукции  – объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении. Данный аспект определяет, возможно ли применение и использование продукта так, как хотят потребители;
     3) соответствие стоимости, т.е. товар должен быть высокого качества и иметь цену, доступную для потребителя [42, с. 206-207];
     4) соответствие скрытым потребностям – определяется как способность товаров, работ, услуг удовлетворять потребности более широкого круга потребителей, нежели потребность одного, т.е. возможность наиболее широкого применения в области, для которой этот товар предназначен.
     Кроме того, качество товара, работ, услуг – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Качество товара является совокупностью свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
     В данное определение качества включаются три элемента – объект, потребности, характеристики.
     Объект – это то, к чему предъявляются требования по качеству. Объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации являются деятельность или процесс; продукция; услуги.
     В свою очередь, продукция – это результат деятельности или процессов, товар - это вещь, свободно отчуждаемая, переходящая от одного лица к другому по договору, способная удовлетворять потребность или нужды и предлагаемая рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления [3, с. 315].
     Услуга – это предпринимательская деятельность организации, направленная на удовлетворение потребностей потребителя.
     Потребность – это надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Когда человек не в состоянии удовлетворить какую-то потребность, он или ее заменяет, или снижает уровень своих запросов. Понятие потребностей лежит в основе теорий мотиваций (Фрейда, Маслоу и др.), в том числе определяющих поведение потребителей на рынке.
     Потребности выливаются в конкретные желания, которые  с учетом денежных возможностей трансформируются в спрос на рынке на конкретные продукты. При этом осуществляется обмен между производителем и потребителем, оформляемый в виде определенной сделки [28, с. 19].
     Характеристики – это описание, определение отличительных свойств, качеств какого-либо товара, работы, услуги. Различают качественные и количественные характеристики. Качественные характеристики – это, например, цвет материала, форма изделия. Количественные характеристики (параметры) используются для установления области и условий использования товара (размер одежды, мощность двигателя и пр.) и для оценки качества. Кроме того, каждый товар, работа, услуга обладают определенными показателями качества, т.е. количественными характеристиками одного или нескольких свойств товара, входящих в его качество. Показатель качества количественно характеризует способность работ, товаров, услуг восполнить и удовлетворить потребности потребителей при использовании данного товара, выполнении работ, оказании услуг. Показатели качества выражаются в разных единицах измерения, также могут быть безразмерными. При определении показателя качества того или иного товара следует различать наименование показателя и значение показателя.
     Показатели  могут служить величинами, характеризующими количество и природу нарушения  требований технических заданий  на разработку продукции, требований конструкторской, технологической и другой нормативно-технической  документации на ее производство, а  также требований эксплуатационной документации, регламентирующей условия ремонта, хранения и транспортирования продукции. Понятие качества выражает специфику, своеобразие больших и малых групп товаров, работ, услуг. Установление стандартов качества товаров, работ, услуг является основой для реализации права потребителей на качественную продукцию, работы и услуги [26, с. 22].
     Таким образом, качество продукции имеет  некоторое оптимальное значение. Так, при низком качестве продукции  необходимо увеличивать ее выпуск, выделять значительные средства на эксплуатационно-технические мероприятия и ремонт. Однако убыточно и завышение качества относительно потребностей общества: высокие качественные показатели будут использоваться не в полной мере.
     Качество  и его параметры имеют определенные законы статистического распределения, и фактический уровень качества, потребительского эффекта изделий должен быть всегда выше стандартного уровня. В связи с этим имеет место экономия овеществленного труда в процессе потребления продукции повышенного качества.
     Таким образом, качество – одна из основополагающих характеристик товара, которая оказывает  решающее влияние на создание потребительских  предпочтений и формирование конкурентоспособности. Качество товара - совокупность свойств, характеристик, обуславливающих их пригодность удовлетворять определенные потребности населения в соответствии с его назначением [15, с. 14].
     В любой стране высокое качество производимой продукции повышает эффективность ее экономики, сокращает сроки внедрения в производство достижений науки и техники, обеспечивает более полное использование природных, производственных и трудовых ресурсов, снижает непроизводительные расходы, повышает конкурентоспособность продукции, расширяет ее экспорт, увеличивает эффективность внешнеторговых операций, повышает авторитет страны на мировой арене.
     Высокое качество продукции расширяет возможности  потребления изготовленной продукции, повышает устойчивость денежного обращения, способствует росту жизненного уровня населения, обеспечивает совершенствование производства, улучшение условий труда и быта, охрану окружающей среды и здоровья населения [49, с. 17]. 

     1.2 История развития  законодательства  по обеспечению  качеством товаров,  работ, услуг 

     Основные  требования к качеству содержатся в стандартах на продукцию и в требованиях потребителей (заказчиков). Исходя из этого, управление качеством должно обеспечивать уверенность в выполнении указанных требований, что предусматривает проведение контроля как процесса, так и результатов деятельности по качеству. Такое емкое толкование понятия управления качеством позволяет утверждать, что эта деятельность началась вместе с началом трудовой деятельности людей на Земле [20, с. 22].
     Эталоны применялись  в Древнем Египте при строительстве пирамид. Любые символьные изображения (цифры, ноты, знаки) тоже могли рассматриваться как примеры стандартизации, появившейся несколько тысяч лет назад. Попытки законодательной унификации и стандартизации мер и весов осуществлялись еще правителями Египта, Китая, Рима.
     Первые  упоминания о стандартах на качество были отмечены во времена правления Ивана Грозного, когда были введены стандартные калибры-кружала для измерения пушечных ядер. Начало более широкому внедрению стандартизации в производство было положено Петром I, со времени правления которого и начинает отсчет русская промышленная стандартизация.
     В первом собрании законов Российской Империи эпохи Петра I был помещен ряд указов, свидетельствующих о том, что в это время в России внедрялись элементы стандартизации и взаимозаменяемости. При постройке флота для Азовского похода в качестве образца была использована галера, по которой были изготовлены остальные галеры. Это дало возможность провести постройку флота быстро и качественно. Особое внимание Петр I уделил стандартизации оружейного снаряжения. Так, в указе № 2436 от 15 февраля 1712 г. сказано: «А ружье драгунское, так и солдатское, такие и пистолеты, когда будет повелено, делать одним калибером». Несомненный интерес представляет Указ Петра I о качестве от 11 января 1723 г. Из текста Указа ясны не только требования Государя к качеству продукции (в данном случае — ружья для армии), но и к системе контроля качества, государственного надзора за ним и меры наказания за выпуск, дефектной продукции [28, с. 50].
     Стремясь  к расширению внешней торговли, Петр I не только ввел технические условия, учитывающие высокие требования иностранных рынков к качеству отечественных товаров, но и организовал в Петербурге и Архангельске правительственные бракеражные комиссии, которым вменялось в обязанность следить за качеством экспортируемого  сырья (льна, пеньки, древесины и т.д.).
     Развитие  промышленности и транспорта в России привело к расширению работ по стандартизации. В 1860 г. был установлен единый размер железнодорожной колеи (1524 мм) и утверждены габаритные нормы приближения строений и подвижного состава. В 1889 г. приняты первые технические условия на проектирование и сооружение железных дорог, а в 1898 г. — единые технические требования к поставке основных материалов и изделий для нужд железнодорожного транспорта. В 1899 г. был выпущен единый сортамент профилей прокатной стали [28, с. 51].
     В 1900 г. был принят ряд правил и норм проектирования и эксплуатации электротехнических устройств.
     На  всем пути развития человеческого общества сертификация и стандартизации осознано или неосознанно были основой взаимоотношений между людьми. «Не делайте неправды в суде, в мире, в весе и в измерении: да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный» [ТРЕБУЕТСЯ ССЫЛКА].
     В глубокой древности люди имели дело с мерами и весами, употребляя для  этого подручные средства. До сих  пор используются такие природные единицы, как карат при оценке драгоценных камней, что означает «горошина»; гран в фармацевтической промышленности — «зерно», а также антропометрические единицы — дюйм (щлец), фут (ступня), вершок (длина фаланги указательного пальца,) и др. Существуют и измерители, связанные с человеческой деятельностью, например верста (от «вертеть», «поворачивать плуг», т.е. длина борозды) [20, с. 23].
     Наименования  единиц и их размеры соответствовали  возможности осуществления измерений, не прибегая к специальным устройствам, за исключением, пожалуй, минуты (происходящей от слова «мина») – единицы измерения продолжительности времени в Древнем Вавилоне с использованием водяных часов.
     Однако, учитывая существенную степень различия антропологических характеристик, такие единицы приводили к большим погрешностям измерения. Поэтому еще в глубокой древности люди стали задумываться о соблюдении единства. Так, в городе-государстве Херсонесе Таврическом со второй половины IV в. до н.э. был введен институт магистратов, которые присматривали за соблюдением мер и регулировали их, а с последней четверти того же столетия — институт астиномов, которые клеймили контрольные гири, мерную посуду и черепицу после проверки на соответствие эталонам. В качестве эталонов использовались изделия из камня [20, с. 24].
     Естественно, каждая система измерений характеризовалась  особенностями как эпохальными, так и национальными. Поэтому, например, первые стандарты, введенные в эпоху правления Ивана Грозного («печатные (медные) меры»), способствовали установлению единообразия мер только внутри страны. Развитие торговли с другими странами в XVII-XVIII вв. вызвало необходимость принятия Петром I ряда указов, направленных на разработку технических условий, проверку качества экспортируемого товара, а также согласование прототипов русских и иностранных (английских) мер. Этот факт можно рассматривать как начало гармонизации стандартов, мер и измерительных приборов в международном плане.
     В 1842 г. было принято «Положение о мерах  и весах», которое послужило основой  государственного перехода к обеспечению  единства измерений. При Петербургском  монетном дворе было создано первое государственное проверочное учреждение — Депо образцовых мер и весов. Его основными задачами являлись: хранение эталонов, составление таблиц русских и иностранных мер, изготовление образцовых мер на основе эталонов и доведение их до регионов страны [28, с. 54].
     В 1893 г. на базе Депо была образована Главная  палата мер и весов, которую до 1907 г. возглавлял Д.И. Менделеев. Палата стала первым учреждением в области  научных исследований метрологического профиля.
     К тому моменту была подписана Международная метрологическая конвенция, в соответствии с которой были получены платино-иридиевые эталоны. Это имело особое значение, так как полученные прототипы имели сопроводительные документы — сертификаты. И хотя сертификация как деятельность по официальной проверке и клеймению весов известна давно, термин «сертификат» появился в XIX в. Сертификат был выдан Международным бюро мер и весов на основе проведения сертификационных испытаний путем сравнения прототипов внутри группы, а также с международным прототипом, сличенным с архивным эталоном. Данную процедуру можно рассматривать как пример сертификации третьей стороной. Метрическая система в России появилась только в 1918 г. За годы советской власти были созданы сначала Бюро по стандартизации, а затем и Комитет по стандартизации [49, с. 29].
     Внедрение национальных стандартов и единых требований к качеству продукции в дореволюционной России затруднялось из-за большого числа иностранных концессий, владельцы которых применяли свои стандарты. Такое положение привело к распространению в России трех систем мер (аршинной, дюймовой, метрической), которые затрудняли производство продукции и контроль ее качества.
     Одним из первых после революции был  принят декрет «О введении международной метрической системы мер и весов» (14 сентября 1918 г.), имевший важное значение для развития стандартизации. В 1925 г. создается Комитет по стандартизации, на который возлагается руководство работами по стандартизации в стране и утверждение стандартов, обязательных для всех отраслей народного хозяйства [20, с. 25]. В 1926 г. был утвержден первый общесоюзный стандарт ОСТ1 «Пшеница. Селекционные сорта зерна. Номенклатура». В том же году приняты стандарты на новый сортамент стального проката, что позволило сократить число типоразмеров профилей в 6 раз, а также стандарты на метрическую и дюймовую резьбу, на допуски и посадки, что позволило наладить серийное массовое производство стандартных общемашиностроительных деталей. Эти стандарты стали основой для овладения методами передовых зарубежных фирм, таких, как Форд, Тейлор, по контролю качества продукции на основе системы допусков и посадок.
     В 1954 г. руководство стандартизацией  и метрологией стало единым на базе Комитета стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР, который в 1970 г. был преобразован в Государственный комитет Совета Министров СССР по стандартам (Госстандарт) [49, с. 31].
     На  современном этапе требования к  сертификации и стандартизации значительно увеличились. Большое значение придается созданию постоянной организационной основы для международного сотрудничества в данной сфере, необходимости проведения согласованной технической политики, обеспечению точности, достоверности и своевременности измерений, гармонизации отечественных и зарубежных стандартов.
     Предшествующей  системе государственной сертификации, является сертификация в СССР экспортируемой продукции. Без сертификатов, подтверждающих соответствие нормативным документам самолетостроения, машиностроения, электроники, продукция не могла быть экспортируема из СССР. Сертификация отечественной экспортной продукции в начале своего становления проводилась в зарубежных центрах, что требовало больших валютных затрат, а также ожидания в очереди.
     С начала 1980-х годов Госстандарт  и Министерство внешнеэкономических связей начали работы по введению сертификации экспортируемой продукции. В 1984 г. было введено временное положение о сертификации продукции машиностроения, согласованное с международными центрами сертификации [28, с. 56].
     Таким образом, к концу 1980-х — началу 1990-х годов создались объективные предпосылки создания национальной системы сертификации всех видов продукции и услуг. В практической жизни человек всюду имеет дело с измерениями, являющимися одним из важнейших путей познания природы человеком. Они дают количественную характеристику окружающего мира, раскрывая человеку действующие в природе закономерности. Все отрасли техники не могли бы существовать без развернутой системы измерений, определяющих как все технологические процессы, контроль и управление ими, так и свойства и качество выпускаемой продукции.
     Правовые  основы стандартизации в Республике Беларусь были  установлены Законом Республики Беларусь от 5 сентября 1995 г. «О стандартизации» (далее – Закон о стандартизации). Он содержал в основном нормы публичного характера, которые регулируют вертикальные отношения, что обусловлено сущностью стандартизации как деятельности государства в лице уполномоченных органов [42, с. 211].
     Нормативные документы по стандартизации (стандарты) представляют собой документы, содержащие правила, общие нормы, принципы или характеристики, касающиеся разных видов деятельности или их результатов по стандартизации.
     В Республике Беларусь действуют следующие  виды стандартов:
     государственные стандарты Республики Беларусь;
     государственные строительные нормы Республики Беларусь;
     государственные классификаторы технико-экономической  информации Республики Беларусь (далее  – классификаторы);
     отраслевые  нормативные документы по стандартизации;
     стандарты предприятий и других субъектов хозяйствования;
     технические условия.
     В Республике Беларусь применяются также  международные (региональные) стандарты, нормы и правила, национальные стандарты, нормы и правила других государств, иные документы по стандартизации [42, с. 212].
     Правительством  Республики Беларусь была одобрена Программа «Создание системы технического нормирования и стандартизации, гармонизированной с нормами и требованиями Всемирной торговой организации и Европейского Союза» [48, с. 164].
     Государственные стандарты устанавливают два  вида требований к качеству товаров:
     1) обязательные для применения всеми органами государственного управления и субъектами хозяйствования. В перечень обязательных условий входят требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также другие требования, установленные законодательством Республики Беларусь. Как видно, этот перечень не является исчерпывающим и требует конкретизации некоторых требований, например, о технической и информационной совместимости;
     2) необязательные для всеобщего применения. Они носят рекомендательный характер и должны выполняться изготовителем (поставщиком) товара в соответствии с условиями договора или технической документации [44, с. 457].
     Стандарты отраслей разрабатываются на продукцию отраслевого значения. Они не замыкаются на системе конкретной отрасли, а распространяются на всю совокупность субъектов хозяйствования | независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, разрабатывающих и (или) производящих аналогичную по потребительскому или функциональному значению продукцию. Стандарты отраслей разрабатываются и утверждаются центральными органами государственного управления в пределах их компетенции и не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов и строительных норм.
     Стандарты предприятий разрабатываются и  утверждаются субъектами хозяйствования самостоятельно. Они также не должны противоречить обязательным требованиям  государственных стандартов.
     Технические условия разрабатываются и утверждаются субъектами хозяйствования при отсутствии стандартов, а также в случае необходимости дополнения или уточнения требований, установленных в этих стандартах, но в соответствии с последними [48, с. 166].
     В целях обеспечения широкого применения субъектами предпринимательской деятельности всех форм собственности в своей деятельности государственных стандартов, классификаторов технико-экономической и социальной информации и других нормативных документов по стандартизации Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 24 июня 1996 г. было утверждено «Положение о Национальном фонде стандартов».
     Одним из важнейших законодательных документов является Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей», который  был принят в 2002 г. [36]. В 2009 году вступила в силу новая редакция этого закона, а также специальный Закон «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг».
     В последние годы в целях защиты прав неопределенного круга потребителей были  приняты следующие меры:
     1. В 2009 году вступили в силу два вышеназванных Закона Республики Беларусь;
     2. Законодательно определены:
     порядок проведения независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальных услуг (факта неоказания жилищно-коммунальных услуг), порядок определения границ обслуживаемой исполнителями территории [26, с. 21];
     перечень  жилищно-коммунальных услуг, оказываемых  на конкурентной основе и др. (постановление  Правительства Республики Беларусь от 27 января 2009 г. № 99);
     порядок проведения в досудебном порядке  экспертизы качества товаров (работ, услуг), а также достоверности предоставленной потребителям информации о товарах (работах, услугах) (постановление Правительства Республики Беларусь от 14 января 2009 г. № 26).
     3. Закреплена обязанность продавцов указывать на ценниках (прайс-листах в мелкорозничной торговле) страну происхождения товаров, а также размещать в местах реализации развесных товаров в зоне прямого доступа потребителей информацию о наименовании товара, основных потребительских свойствах, дате изготовления, наименовании изготовителя (импортера) таких товаров (постановление Правительства Республики Беларусь от 11 декабря 2009 г. № 1619);
     4. Введено понятие «имитированная продукция» (крабовые палочки, крабовое мясо и др.), а также определен способ предоставления информации для имитированной продукции: слово «Имитация» включают в наименование продукта или располагают в непосредственной близости от наименования (постановление Госстандарта от 15 декабря 2009 г. № 70) [5, с. 4];
     5. Закреплено право абонента системы кабельного телевидения на выбор телевизионных программ, составляющих общедоступный пакет (6 каналов), что является существенным для социально-незащищенных слоев населения (постановление Правительства Республики Беларусь от 27 мая 2009 г. № 677);
     подготовлен проект Программы по реализации государственной  политики по защите прав потребителей на 2011-2015гг.;
     проводится  нормативная работа по расширению реестра  недобросовестных производителей и  поставщиков продовольственного сырья  и пищевой продукции с содержанием ГМО в части дополнения информацией о производителях и поставщиках, ответственных за поставку на рынок республики небезопасных и ненадлежащее промаркированных товаров [5, с. 4-5]. http://www.mintorg.gov.by/index.php?option =com_content&task=view&id=1057
     Министерством здравоохранения в 2009-2010 гг. с целью защиты интересов потребителей утверждены санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы:
     «Гигиенические  требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых  продуктов» (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.06.2009 № 63);
     «Гигиенические  требования к организации производства пищевых продуктов, предназначенных  для питания детей» (постановление  Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 24.06.2009 № 71);
     «Гигиенические  требования к осуществлению торговли на рынках продовольственным сырьем и пищевыми продуктами» (постановление  Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.07.2009 № 82);
     «Гигиенические  требования к торговым объектам общественного питания» (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.07.2009 № 84) [5, с. 5];
     «Гигиенические  требования к торговым объектам по торговле продовольственным сырьем и пищевыми продуктами» (постановление  Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.07.2009 № 85).
     По  инициативе Министерства сельского хозяйства и продовольствия в 2009 г. сформирована Межотраслевая программа развития испытательной базы по контролю продовольственного сырья и пищевой продукции на 2010-2012 годы, включающая раздел с мероприятиями по дооснащению испытательной базы лабораторных служб подведомственных организаций Минсельхозпрода. Данная программа позволит обеспечить контроль качества и безопасности производимых в республике сырья и продукции, а также защитить отечественный рынок от некачественных и фальсифицированных товаров.
     Кроме того, Минсельхозпрод принял участие  в разработке технических регламентов: «Молоко и молочные продукты. Безопасность», «Пищевые продукты и продовольственное  сырье. Безопасность», «Продукты детского питания. Безопасность», «Фасованные товары в упаковке. Требования к количеству товара и маркировке» [5, с. 6].
     Государственным комитетом по стандартизации с целью повышения ответственности производителей и поставщиков товаров и услуг за их качество и безопасность намечен целый ряд разработок, в том числе разработка отдельного закона, который будет значительно повышать ответственность изготовителей и продавцов за качество и безопасность продукции, которая поставляется на белорусский рынок. Продолжается работа по реформированию системы, которая направлена на защиту отечественного рынка от поставок опасной продукции (проводится корректировка и совершенствование перечня продукции, которая подлежит обязательной сертификации - те позиции, которые не представляют для потребителя повышенной опасности, исключаются. Вместе с тем, перечень дополняется другими позициями, которые выходят на передний план повышенной опасности).
     С 1 января 2011 г. в Беларуси действует  новая редакция Перечня продукции и услуг, подлежащих обязательному подтверждению соответствия. Это определено в постановлении Госстандарта от 3 ноября 2010 г. № 66 «О внесении изменений и дополнений в постановление Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 60». Принятие данного документа продиктовано происходящими в стране процессами либерализации экономической деятельности, повышения инвестиционной привлекательности, а также гармонизацией национального законодательства в сфере технического регулирования с законодательством Таможенного союза [4, с. 62].
     Так, в новой редакции Перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь (далее — перечень), применена единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утвержденная решением Межгоссовета ЕвраАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27.11.2009 г. № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».
     Обязательная  сертификация ряда наименований продукции  заменена декларированием соответствия. Это касается телефонов всех типов, в том числе мобильных телефонов для сотовых сетей в комплекте с зарядными устройствами, консервированных продуктов из рыбы, ракообразных, моллюсков и прочих водных беспозвоночных, пресервов из рыбы, икры, кофе, чая и чайных напитков, сахара, сигарет из табака и папирос [4, с. 63].
     Из  перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, исключены ветеринарные препараты для продуктивных сельскохозяйственных животных и ферментные препараты для производства спирта этилового из пищевого сырья.
     Данные  меры предприняты с целью гармонизации применяемых в республике к продукции форм подтверждения соответствия с предусмотренными в Едином перечне продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, а также упрощения процедур подтверждения соответствия [4, с. 63].
     В связи с введением в действие новых требований или их изменениями  откорректированы ссылки на технические нормативные правовые акты, на соответствие которым проводится обязательное подтверждение соответствия.
     С 1 января 2011 г. обязательному подтверждению соответствия не будет подлежать продукция, предназначенная для реализации в нашей республике инвестиционных проектов строительства (реконструкция, модернизация, техническое перевооружение) промышленных объектов с привлечением иностранных инвестиций. Это будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности, появлению новых конкурентоспособных производств в экономике страны [4, с. 63].
     Уточнена  компетенция государственных органов в сфере оценки соответствия, в том числе с учетом закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур».
     Планируется ограничение видов продукции, для  которой будет контролироваться наличие сертификатов соответствия при ввозе продукции на таможенную территорию Республики Беларусь.
     С 1 января 2016 г. обязательному подтверждению соответствия будут подлежать только объекты оценки соответствия, в отношении которых установлены требования технических регламентов.
     В связи с внесением изменений в закон Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» будут внесены изменения и дополнения в законы Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», «О питьевом водоснабжении», «О техническом нормировании и стандартизации» [4, с. 63].
     Таким образом, по итогам исследования рассмотрена общая характеристика индивидуальных трудовых споров и сделаны следующие выводы:
     1. Начало широкого внедрения стандартизации в производство было положено Петром I, со времени правления которого и начинает отсчет отечественная промышленная стандартизация.
     К концу 1980-х — началу 1990-х годов  создались объективные предпосылки  создания национальной системы сертификации всех видов продукции и услуг. Все отрасли техники не могли бы существовать без развернутой системы, определяющей технологические процессы, контроль и управление ими, свойства и качество выпускаемой продукции.
     Качество  продукции и услуг является одним  из важнейших факторов успешной деятельности любой организации. В настоящее время во всем мире заметно усилились требования, предъявляемые потребителем к качеству продукции. Ужесточение требований сопровождается осознанной всеми необходимостью постоянного повышения качества, без чего невозможно достижение и поддержание эффективной экономической деятельности.
     2. Понятие качества продукции (товаров, работ, услуг) может быть определено как совокупность существенных ее свойств (технических, экономических, эстетических и прочих), закрепленных стандартами и техническими условиями, а также предусмотренных в установленных законом случаях хозяйственным договором. Тем самым, осуществляя функции контроля за качеством товаров, государство защищает интересы потребителей и общества в целом.
     Требования  к качеству устанавливаются и  фиксируются в нормативных и  нормативно-технических документах: государственных, отраслевых, фирменных  стандартах, технических условиях на продукцию, в технических заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических картах и технологических регламентах, в картах контроля качества и т.п.
     3. Действующее законодательство Беларуси  содержит специальные нормативные  акты и отдельные нормы, призванные обеспечить надлежащее качество товаров, работ, услуг. Основополагающими нормативными правовыми актами Республики Беларусь, регулирующими качество продукции, являются: Законы Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О защите прав потребителей» и др. 
 

     1.3 Требования санитарно-эпидемиологического законодательства в системе обеспечения качества
     Возьмите  часть матриала из разд. 2.1. и добавьте истории  

ГЛАВА 2
Порядок осуществления государственной  гигиенической регламентации  и регистрации 

     2.1 Понятие осуществления  государственной  гигиенической регламентации  и регистрации 

     Государственная гигиеническая регламентация — определение санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований к порядку производства и применения продукции, веществ, материалов на основе результатов проведенных токсиколого-гигиенических исследований или научного анализа имеющейся в достаточном объеме информации (включая разрешение, ограничение или запрещение их производства и применения), установление предельно допустимых уровней содержания и (или) воздействия вредных веществ, факторов среды обитания человека и методов контроля в целях предотвращения их неблагоприятного воздействия на его организм [23, с. 116].
     Государственная гигиеническая регистрация –  система учета впервые производимых в Республике Беларусь или поступивших  из-за ее пределов продукции, веществ, материалов, которые на основании экспертной оценки документации и лабораторных исследований признаны соответствующими требованиям санитарных правил [9, с. 15].
     Гигиеническая экспертиза – деятельность органов  и учреждений, осуществляющих государственную  гигиеническую регламентацию и регистрацию продукции, по установлению соответствия (несоответствия) продукции и представленной на нее документации требованиям санитарных норм, правил и гигиенических нормативов. Государственная гигиеническая регистрация продукции предшествует процедуре проведения ее сертификации в установленном порядке. Государственную гигиеническую регламентацию и регистрацию продукции осуществляет Министерство здравоохранения Республики Беларусь и уполномоченные им органы и организации. Перечень продукции, подлежащей государственной гигиенической регламентации и регистрации, утверждается Министерством здравоохранения Республики Беларусь [48, с. 159].
     Государственной гигиенической регламентации и  регистрации не подлежат: пищевые  продукты отечественного производства с ограниченными (до 30 дней) сроками годности и (или) требующие специальных температурных условий хранения (+6 градусов Цельсия и ниже), за исключением молока и молочных пищевых продуктов, готовых к употреблению; продукция, произведенная в Республике Беларусь по заказам и нормативно-технической документации зарубежных фирм и предназначенная для реализации за ее пределами; выставочные и рекламные образцы продукции, не предназначенные для реализации и использования в Республике Беларусь; продукция, бывшая в потреблении, в том числе реализуемая через магазины и отделы комиссионной торговли; коллекции, созданные учащимися и студентами учреждений образования Республики Беларусь - участниками республиканского фестиваля-конкурса моды и фото «Мельница моды» и международных молодежных фестивалей моды; продукция, реализуемая в магазинах беспошлинной торговли.
     В соответствии с пунктом 14 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Основные требования к производству (поставке), применению и реализации химических и биологических веществ, материалов и изделий из них, продукции производственно-технического назначения, товаров для личных (бытовых) нужд, продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также материалов и изделий, применяемых для производства, упаковки, хранения, транспортировки, продажи, иных способов отчуждения продовольственного сырья и пищевых продуктов и их использования, подлежащих государственной гигиенической регламентации и регистрации в Республике Беларусь», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 09.06.2003 N 63 «О введении в действие СанПиН 23-10-2003 «Основные требования к производству (поставке), применению и реализации химических и биологических веществ, материалов и изделий из них, продукции производственно-технического назначения, товаров для личных (бытовых) нужд, продуктов питания, подлежащих государственной гигиенической регламентации и регистрации в Республике Беларусь» (далее — СанПиН 23-10-2003), производитель обязан провести государственную гигиеническую регламентацию и регистрацию выпускаемой или поставляемой продукции, если это предусмотрено санитарно-эпидемиологическим законодательством [32].
     Сертификат  соответствия Республики Беларусь, выданный на продукцию, подлежащую государственной гигиенической регламентации и регистрации, не является документом, удостоверяющим государственную гигиеническую регистрацию продукции. Зарубежные документы о гигиенической регистрации (гигиенический сертификат, санитарно-эпидемиологическое заключение, удостоверение о государственной регистрации и иные документы), выданные в странах, с которыми Республика Беларусь имеет соглашения о взаимном признании указанных документов, должны быть в установленном порядке переоформлены на удостоверения о государственной гигиенической регистрации Республики Беларусь.
     Продукция, производимая в Республике Беларусь и подлежащая государственной гигиенической  регламентации и регистрации, должна выпускаться в соответствии с  действующими техническими нормативными правовыми актами (технические регламенты, стандарты, технические условия и другие), согласованными и зарегистрированными в установленном порядке. Продукция отечественного и зарубежного производства должна соответствовать требованиям, установленным санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами, другими актами санитарно-эпидемиологического законодательства Республики Беларусь и обеспечивающим ее безопасность для жизни и здоровья людей. Применяемые в производстве сырье и вспомогательные материалы, их компоненты, подлежащие государственной гигиенической регламентации и регистрации, должны использоваться при наличии удостоверений о государственной гигиенической регистрации либо их копий, заверенных в установленном порядке. Производитель или импортер обязан провести государственную гигиеническую регламентацию и регистрацию выпускаемой или поставляемой продукции, если это предусмотрено санитарно-эпидемиологическим законодательством. Производитель или импортер обязан иметь действующее удостоверение о государственной гигиенической регистрации на производимую или импортируемую продукцию, подлежащую государственной гигиенической регламентации и регистрации. Производитель продукции обязан в течение 5 дней поставить в известность территориальное учреждение государственного санитарного надзора и учреждение, выдавшее удостоверение о государственной гигиенической регистрации, о внесении изменений в техническую нормативную документацию на выпускаемую продукцию с целью решения вопроса о необходимости согласования и внесения изменений в удостоверение о государственной гигиенической регистрации [1, с. 37].
     Государственная гигиеническая регламентация и  регистрация продукции отечественного производства проводится при условии  соответствия производства требованиям  санитарно-эпидемиологического законодательства и исключения возможности неблагоприятного воздействия ее на здоровье человека, что указывается в санитарно-гигиеническом заключении территориального центра гигиены и эпидемиологии на производство. Производитель продукции Республики Беларусь обязан обеспечить проведение производственного лабораторного контроля выпускаемой продукции по показателям, установленным санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами.
     Постановлением  Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08.10.2003 № 44 утвержден перечень химических и биологических веществ, материалов и изделий из них, продукции производственно-технического назначения, товаров для личных (бытовых) нужд, продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также материалов и изделий, применяемых для производства, упаковки, хранения, транспортировки, продажи, иных способов отчуждения продовольственного сырья и пищевых продуктов и их использования, подлежащих государственной гигиенической регламентации и регистрации. Одна из позиций данного перечня - «материалы и изделия для упаковки (укупорки) пищевых продуктов» (код позиции – 0406006).
     На  производимую продукцию, подлежащую государственной  гигиенической регламентации и  регистрации, производитель обязан иметь действующее удостоверение о государственной гигиенической регистрации (п. 15 СанПиН 23-10-2003). С этой целью для проведения государственной гигиенической регламентации и регистрации продукции заявитель - изготовитель продукции представляет в организацию здравоохранения документы в соответствии с подп. 18.1 п. 18 перечня административных процедур, совершаемых Министерством здравоохранения и подчиненными ему государственными организациями, территориальными органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2007 № 1430 [33]. При этом удостоверение о государственной гигиенической регистрации может быть выдано на срок до 5 лет.
     Оптовая реализация произведенной продукции  осуществляется при наличии и  в соответствии со сроком действия удостоверения о государственной  гигиенической регистрации либо его копии, оформленной на защищенном бланке строгой отчетности (п. 26 СанПиН 23-10-2003). Запрещается производство, реализация и использование (оборот) продукции, а также материалов и изделий, применяемых для производства, упаковки, хранения, транспортировки, продажи, иных способов отчуждения продовольственного сырья и пищевых продуктов, подлежащих государственной гигиенической регламентации и регистрации, но не прошедших их в установленном порядке (п. 21 СанПиН 23-10-2003; п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2001 № 1807 «О совершенствовании системы государственной гигиенической регламентации и регистрации химических и биологических веществ, материалов и изделий из них, продукции производственно-технического назначения, товаров для личных (бытовых) нужд, продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также материалов и изделий, применяемых для производства, упаковки, хранения, транспортировки, продажи, иных способов отчуждения продовольственного сырья и пищевых продуктов и их использования») [9, с. 16].
     Основные  положения, касающиеся государственной гигиенической регистрации и регламентации регулируются рядом законодательным актов.
     В соответствии со статьей 19 Закона Республики Беларусь от 23.11.1993 г. № 2583-XII «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
     осуществлять  санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию загрязнения среды  обитания человека, оздоровление условий  труда, быта и отдыха населения, на улучшение условий воспитания и обучения детей, предупреждение возникновения и распространения заболеваний;
     своевременно  информировать население, органы и  учреждения, осуществляющие государственный  санитарный надзор, об аварийных ситуациях, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемическому благополучию населения;
     обеспечивать  проведение производственного контроля за выполнением в процессе осуществления  деятельности санитарно-гигиенических  и противоэпидемических мероприятий;
     выполнять постановления и предписания  органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор;
     обеспечивать  проведение государственной гигиенической  регламентации и регистрации, создавать  условия для сохранения и укрепления здоровья работников, обеспечивать их гигиеническое обучение;
     приостанавливать  производство, применение и (или) реализацию не соответствующей санитарным правилам продукции, в том числе продовольственного сырья, пищевых продуктов и контактирующих с ними материалов и изделий;
     соблюдать иные требования санитарно-эпидемиологического  законодательства Республики Беларусь.
     В соответствии с пунктом 2 постановления  Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2001 № 1807 «О совершенствовании системы государственной гигиенической регламентации и регистрации химических и биологических веществ, материалов и изделий из них, продукции производственно-технического назначения, товаров для личных (бытовых) нужд, продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также материалов и изделий, применяемых для производства, упаковки, хранения, транспортировки, продажи, иных способов отчуждения продовольственного сырья и пищевых продуктов и их использования» запрещается производство, реализация и использование (оборот) химических и биологических веществ, материалов и изделий из них, продукции производственно-технического назначения, товаров для личных (бытовых) нужд, продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также материалов и изделий, применяемых для производства, упаковки, хранения, транспортировки, продажи, иных способов отчуждения продовольственного сырья и пищевых продуктов и их использования, подлежащих государственной гигиенической регламентации и регистрации, но не прошедших их в установленном порядке [30].
     Государственная гигиеническая регламентация и регистрация продукции осуществляется в целях выявления свойств продукции, представляющих опасность для жизни и здоровья человека, и оценки соответствия продукции, условий ее изготовления и оборота требованиям санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, предотвращения вредного воздействия продукции на здоровье человека при ее производстве и использовании.
     Перечень  химических и биологических веществ, материалов и изделий из них, продукции  производственно-технического назначения, товаров для личных (бытовых) нужд, продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также материалов и изделий, применяемых для производства, упаковки, хранения, транспортировки, продажи, иных способов отчуждения продовольственного сырья и пищевых продуктов и их использования, подлежащих государственной гигиенической регламентации и регистрации, утвержден постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08.10.2003 № 44 [31].
     В соответствии с Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 05 июля 2010 года № 48 с 6 июля 2010 года на территории Республики Беларусь вступил в силу Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза.
     Основными документами, формирующими договорно-правовую базу Таможенного союза по направлению «Санитарные меры» являются:
     Соглашение  таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года (утверждено Решением Межгоссовета ЕврАзЭС № 28);
     Единый  перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза (утвержден Решением КТС от 28.05.2010 № 299) [40, с. 43];
     Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза (утверждено Решением КТС от 28.05.2010 № 299);
     Единые формы документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров) (утверждены Решением КТС от 28.05.2010 № 299).
     Документом, подтверждающим безопасность продукции, на всей таможенной территории таможенного  союза является свидетельство о  государственной регистрации.
     В соответствии с пунктом 31 Положения  о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными  средствами, пересекающими таможенную границу таможенного союза, подконтрольными  товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза от 28 мая 2010 года, удостоверения о государственной гигиенической регистрации продукции, выданные в Республике Беларусь до 01.07.2010 г., действуют исключительно на территории Республики Беларусь в пределах указанного в них срока, но не позднее 1 января 2012 года.
     Государственной регистрации подлежит продукция, определенная разделом II  Единого перечня. При  определении принадлежности продукции  ко II (или III) разделу Единого перечня товаров следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД ТС, так и наименованием группы товара в 11 группах товаров (перечисленных в начале II раздела Единого перечня товаров). То есть, товар должен быть поименован как в группе товара, так и в таблице с указанием кода ТН ВЭД [40, с. 44].
     Таким образом, по истечении срока действия удостоверения о государственной гигиенической регистрации на продукцию, включенную в раздел II Единого перечня товаров, необходимо оформить свидетельство о государственной регистрации.
     Перечень  документов, необходимых для проведения государственной регистрации определен  п.8 Положения о  порядке оформления Единой формы документа, подтверждающего  безопасность продукции (товаров) (приложение №1 к Единым формам документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров)) [40, с. 44].
     Таким образом, государственная гигиеническая  регистрация – система учета  впервые производимых в Республике Беларусь или поступивших из-за ее пределов продукции, веществ, материалов, которые на основании экспертной оценки документации и лабораторных исследований признаны соответствующими требованиям санитарных правил. 

     2.2 Порядок проведения  государственной  гигиенической регламентации  и регистрации 

     Порядок проведения государственной гигиенической регистрации и регламентации устанавливается Правительством Республики Беларусь.
     Товар (работа, услуга), для которого в соответствии с законодательством или нормативным  документом, определяющим требования к качеству товара (работы, услуги), установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья, имущества потребителя и охрану окружающей среды, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя, подлежат государственной гигиенической регламентации и регистрации и (или) обязательной сертификации в Национальной системе сертификации Республики Беларусь [50, с. 93].
     Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих государственной  гигиенической регламентации и  регистрации, а также обязательной сертификации, и сроки введения сертификации устанавливаются в порядке, определенном Правительством Республики Беларусь.
     Не  допускается реализация товара (выполнение работы, оказание услуги), подлежащего  государственной гигиенической  регламентации и регистрации  и (или) обязательной сертификации, в том числе импортного товара, без соответствующих удостоверений о государственной гигиенической регламентации и регистрации и (или) сертификатов соответствия. Порядок подтверждения наличия удостоверения о государственной гигиенической регламентации и регистрации и (или) сертификата соответствия на реализуемую продукцию устанавливается Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь НАЗЫВАЕТСЯ ПО ДРУГОМУ и Министерством здравоохранения Республики Беларусь [37].
     Порядок государственной гигиенической  регламентации и регистрации БАД к пище включает:
     предварительную экспертную оценку документов и материалов, характеризующих продукцию;
     определение потребности в проведении необходимых  исследований БАД к пище;
     проведение  комплекса необходимых санитарно-химических, токсикологических, экспериментальных  и других видов исследований БАД  к пище;
     экспертную  оценку результатов лабораторных и  иных исследований БАД к пище;
     внесение  сведений о продукции, ее изготовителе в Государственный гигиенический регистр химических и биологических веществ, материалов и изделий из них, продукции производственно-технического назначения, товаров для личных (бытовых) нужд, продуктов питания Республики Беларусь;
     оформление  и выдачу заявителю удостоверения о государственной гигиенической регистрации Республики Беларусь.
     Порядок проведения государственной гигиенической  регламентации и регистрации  продукции включает: прием и регистрацию  заявления на проведение государственной  гигиенической регламентации и регистрации; заключение договора на выполнение услуг (работ), оказываемых при осуществлении государственной гигиенической регламентации и регистрации; предварительную экспертизу представленных документов; согласование сведений о показаниях к применению отдельными возрастными группами населения биологически активных добавок к пище, алкогольной продукции, пива, слабоалкогольных напитков, безалкогольных энергетических напитков, продуктов для детского, лечебного, лечебно-профилактического и диетического питания в порядке, определяемом Министерством здравоохра
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.