Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Основные подходы к изучению сущности общества

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

 
     Одной из актуальных проблем современного обществоведения остается определение  понятия общества, несмотря на то, что  определений общества в современной  литературе имеется очень много. В них выделяются различные стороны общества, и это неудивительно, поскольку общество - исключительно сложный объект. Учитывая его многоуровневость, неоднозначность, абстрактность и другие характеристики, некоторые ученые пришли к выводу, что единое, универсальное определение общества дать вообще невозможно, и все имеющиеся в литературе определения так или иначе сводят общество к какому-нибудь одному признаку.
     Общество  состоит из людей, которые, как природные  существа, представляют собой автономные и независимые существа. Однако для поддержания своей жизни в обществе, человек   должен удовлетворять свои потребности - в пище, жилье, безопасности, воспроизведении потомства. Эти потребности человек может удовлетворять лишь в совместной деятельности с другими людьми, в коллективной жизни.  Поэтому  существование  человека в обществе проходит  во взаимодействии с другими людьми, которые взаимосвязаны друг с другом различными функциями  и совместными обязательствами.
     Общество  это система связей и взаимодействий, сложившихся между людьми в процессе их жизнедеятельности.
     Цель  контрольной работы – раскрыть понятие  общества, с точки зрения различных  теорий.
     Задачи  работы:
     - ознакомиться с научными методами  и подходами к построению теории  общества;
     - выявить систему связей и взаимодействий, сложившихся между людьми в процессе их жизнедеятельности.

     1. Понятие общества

 
     Социологи по-разному подходили к пониманию  общества как целостного явления. Так, например, Э. Дюркгейм определял общество, как надындивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях; М. Вебер определял общество, как взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, то  есть ориентированных на других действий; К. Маркс определял общество, как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий, а Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, основанных на  нормах  и ценностях, образующих  культуру.
     Каковы  же  признаки общества? Категория  “общество” - самая широкая абстракция, первичное теоретическое понятие, которое выражает сущность всех форм жизнедеятельности людей:
     Во-первых, - это  исторический результат естественно  складывающихся  отношений людей;
     Во-вторых, - это самая большая группа людей, проживающих на данной  территории и существующая относительно автономно от всей совокупности людей. Исходя из этого, важнейшим признаком общества считают территорию. Территория - это основа социального пространства, в котором складываются, развиваются отношения и социальные взаимодействия между индивидами;
     Важнейшим признаком общества считается его  устойчивость, связанная с  интеграцией  и стабильностью. Причину этой устойчивости социологи объясняют по-разному. Э. Дюркгейм считал, что устойчивость достигается благодаря единству воли, коллективному сознанию, которое способствует обузданию человеческого эгоизма. Р. Мертон считал, что устойчивость достигается благодаря фундаментальным ценностям, которые усваивает большинство населения, и благодаря этим ценностям происходит регуляция поведения и соблюдение норм совместной жизни. Э. Шилз считает, что устойчивость достигается благодаря воздействию власти, обеспечивающей контроль над всей территорией и насаждающей общую культуру. Все это говорит о том, что однозначно определить факторы устойчивости нельзя.
     На  ранних этапах развития человеческого  общества она достигалась за счет межличностного взаимодействия. Людей  связывали узы родства, соседства, основанные на привычке, влечении, эмоциональной  основе. По мере роста населения  устойчивость связей не могла обеспечиваться только системой межличностного взаимодействия. Главным стабилизирующим фактором становятся социальные структуры, которые обладали более  устойчивыми социальными  связями и отношениями. Социальные структуры общества формировались на основе межличностных контактов, составляя устойчивые взаимодействия и отношения. Постепенно шел отбор наиболее оптимальных принципов и норм регулирования совместной жизни, которые позволяли наиболее эффективно решать собственные задачи. Например, институт денег позволял регулировать товарообмен, институт семьи - брачные отношения, социально - профессиональные общности поддерживают разделение труда.
     Все они поддерживают преемственность, без которой трудно было бы обеспечить устойчивость общества. Устойчивость обеспечивается социальными структурами при условии, что они легитимны. Легитимность заключается в том, что большинство населения считают их наиболее целесообразными и поддерживают.
     Важнейшей отличительной чертой общества является его автономность и высокая степень саморегуляции. Автономность общества заключается в его многофункциональности, способности создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и представлять им широкие возможности для саморазвития и самоутверждения.
     Саморегуляция общества достигается тем, что  общество управляется и регулируется внутренними  структурами, на основании собственных  норм и принципов поведения, без  вмешательства извне.
     Кроме того, любое общество развивается  через обновление и преемственность. Это достигается за счет того, что каждое новое поколение людей, включается в сложившуюся систему отношений и подчиняется общепринятым правилам и нормам.
     Таким образом, общество - это не механическая сумма индивидов, а совокупность социальных связей и социального взаимодействия, поддерживающих и развивающих их институтов и норм.   
     Исходя  из важнейших признаков общества, можно дать следующее определение: общество - это исторически сложившаяся  и  воспроизводящая себя общность людей, живущих на данной территорией, обладающих автономностью, и устойчивостью к саморегуляции на основе биологического, экономического и культурного воспроизводства. 
     Понятие “общество” следует отличать от понятий  “государство” (институт управления общественными процессами, возникший  исторически позже общества)   и “страна” (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства) 
 
 
 
 
 

     2. Основные подходы к изучению сущности общества

 
     Вся история социологической мысли  есть история поисков научных подходов и методов построения теории общества.
     1) Существует, например, "атомистическая теория", по которой общество понимается как совокупность действующих личностей или отношений между ними. Так, Дж. Девис считает, что все общество можно представить как легкую паутину межличностных чувств или установок. Крайний случай этой концепции — теория Г. Зиммеля, который представлял общество как взаимодействие индивидов. В современной социологии традиции  Зиммеля продолжает «сетевая» теория, которая главный упор делает на действующих индивидов, принимающих социально значимые решения изолированно друг от друга.
     2) "Теории социальных групп" объясняет общество как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирующей группы. Рассматривая таким образом общество, авторы этих концепций по сути отождествляют понятие "общество" с понятием "человечество" (Знанецкий Ф.)
     3) "Институциональные теории" рассматривают  общество как большую совокупность людей, осуществляющих совместно социальную жизнь в пределах целого ряда институтов и организаций. Согласно представлениям Т.Боттомора и С.Липсета  именно социальные институты и организации гарантируют устойчивость, постоянство отношений между людьми, устанавливают устойчивую структуру разных форм коллективной жизни, гарантируют организованный процесс коллективной жизни, развитие культуры, разрешение конфликтов и т.п.
     4) Функционалисты трактуют общество как группу человеческих существ, представляющую собой самообеспечивающуюся систему действия.
     5) Феноменологическая социология видит общество весьма подвижным образованием. Так, у П. Бергера и Т. Лукмана общество формирует индивидуумов, непрерывно создающих его путем диалектики. Для Р.Бхаскара «общество является как постоянно присутствующим условием, так и непрерывно воспроизводимым результатом человеческой воли» и т.д.
     Обратимся к проблеме первоисточников зарождения человеческой ассоциации.
     В социологии сложился ряд научных  теорий, которые, взяв за основу одну из особых характеристик 6иологии человека, рассматривают вытекающие из нее этапы социального конструирования общественных объединений.
     На  этот счет существует ряд интересных догадок, каждая из которых нашла  достаточно развернутое теоретическое  воплощение и имеет свой доказательный ряд: инструментальная, семантическая, сексуальная, гендерная, кратическая. Рассмотрим их в общих чертах.
     Инструментальная  концепция ставит во главу угла человеческую догадливость и сообразительность, повлекшие изобретение специальных орудий для удовлетворения потребностей. Примитивные, а затем все усложняющиеся, они экономили усилия человека в добыче тепла и пропитания, обеспечении защиты и сохранении продуктов. Используя орудия, люди обучались трудиться, повышалось их благосостояние. Это привело к функциональному делению общины и закреплению системы разделения труда, а также к появлению экономических различий между людьми и семейными группами. Возникла и стала развиваться социальная организация.
     Сексуальная концепция базируется на такой особенности человека, как внесезонный характер размножения и удовольствие от спаривания. Это сочетание физиологических характеристик приводит к спонтанному неконтролируемому хаосу вынашиваний и рождений, которые выбивают жизнь группы из ритма, делают ее непредсказуемой, требуют обеспечения повышенной физической защиты слабых членов общины — женщин и детей — и могут создавать нагрузки, гибeльныe для конкретного сообщества. Установление контроля над рождаемостью связано с формированием семей и. возникновением норм, регулирующих сексуальные, а вместе с ними и другие отношения членов общины. Регламент воспроизводства, развиваясь и принося свои плоды в виде более предсказуемой перспективы, возможности планировать хозяйственную жизнь и персональные взаимоотношения, даёт социальную организацию, которой человечество успешно пользуется до сих пор.
     Кратическая концепция опирается на принципы общей теории систем и выводит возникновение человеческих ассоциаций, способных выполнять сложную целесообразную деятельность, из развития управляющей подсистемы. Сила и ум, присущие людям, распределены среди них неравномерно. Соединяясь с природной экспансивностью (жадностью и любопытством), эти качества легко превращаются в «монополии», когда приоритет человека по значимому признаку (физическая мощь, ловкость, изобретательность, наблюдательность и др.) позволяет ему занять позицию лидера и прибрать к рукам сразу все выигрыши: лучшее место, лучшую пищу, лучших сексуальных партнеров и т. п. Научаясь повелевать и принимать знаки подчинения соплеменников, лидеры начинают формировать и утверждать систему правил почитания вождей, передачи власти распределения привилегий среди остальных членов общества. Нормы, сохраняющие и поддерживающие отношения неравенства (суть порядка), ложатся в основу социальной организации, т. е. регламентированной, упорядоченной, подконтрольной в своей деятельности и развитии человеческой ассоциации. Элита, получая желаемое, использует власть — разнообразные рычаги влияния на массу, чтобы сохранить привилегию своего положения и присваивать создаваемые группой ресурсы, но взамен, в силу своей же заинтересованности, стремится обеспечить защиту, рост и процветание общины (продуктами которой она кормится).
     Гендерная концепция основана на анализе распределения  социальных ролей между полами. Рожденная в русле феминистской социологии, она отражает гамму теоретических установок исследователей, изучающих половое неравенство в обществе. Поскольку женщина обладает биологической монополией на воспроизводство рода, а в силу физической недееспособности человеческих младенцев становится не только родительницей, но и первым образцом для подражания, она «по естеству» обладает значимостью и распорядительной волей. Мужчина в силу тех же причин индивидуально незначителен, заменяем и функционально выполняет роль сервера по обслуживанию процесса воспроизводства, обеспечивая: зачатие, защиту, тепло, кров и питание. Неудовлетворенные своей вспомогательной позицией, мужчины (и в этом состоит их историческая гениальность) создали искусственный противовес женской монополии воспроизводства в виде мужской монополии на установление порядка. Теоретики феминизма делают вывод, что в тот момент, когда был заключен договор между мужчинами о распределении женщин, возникла социальная организация, общность, в которой действовали правила общежития. Несмотря на то, что мужчины испокон века нарушали собственные договоренности, они продолжают держаться своей первобытной круговой поруки и не допускают женщин в социально значимые сферы, связанные с руководством, распоряжением ресурсами, властью. В этом смысле политика есть порождение андрогенной цивилизации (которая, кстати, именно в период нашей жизни потихоньку приходит в упадок и расслабление, поэтому роль женщин в современном мире повышается и существенно видоизменяет сложившиеся отношения, решения и структуры).
     Семантическая концепция строится на признании слабости человека как биологического существа. В связи с этой биологической слабостью закон выживания толкает человеческих индивидов к объединению усилий, к созданию коллективного «органического тела», способного справляться с множеством разнообразных задач. Групповое взаимодействие связано с координацией усилий, дифференциацией и комбинированием функций. Такая сложноорганизованная деятельность требует предварительного согласования и непосредственной корректировки. Это возможно только с развитием общения, с использованием языка. Разрабатывая "обозначения" и символы, договариваясь о правилах толкования знаков, все активнее используя речь, люди формируют организованный мир коммуникации, которая предваряет, опосредует и завершает циклы материальной, продуктивной деятельности. В результате возникает система упорядоченных (договорных) коллективных взаимодействий и специальных групповых функций, формируется общество.

     3. Теории развития общества

 
     Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляет типологию. В социологии принято выделять несколько типологий.
     Согласно  второй типологии, общества также делятся на два класса — простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху — вниз по мере убывания доходов, власти, престижа. Таким образом, исторический возраст простых обществ в 4-5 раз превышает возраст сложных.
     В середине XIX века К. Маркс предложил свою типологию обществ. Основанием служат два критерия способ производства и форма собственности. Общества, различающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные двумя ведущими признаками, составляют одну общественно-экономическую формацию. Передовая Америка и отсталый Бангладеш — соседи по формации, если базируются на капиталистическом типе производства. Согласно К. Марксу, человечество последовательно прошло четыре формации первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой объявлена коммунистическая, которая должна  наступить в будущем.
     Современная социология использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую  модель. Ее автором считают американского социолога Даниела Белла. Он подразделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества.
     Рассмотрим  более подробно типологию Д. Белла.
     Доиндустриальная  стадия.
     Простые общества. К ним относятся такие общества, в которых нет социального неравенства, деления на классы или страты, где отсутствуют товарно-денежные отношения и государственный аппарат.
     В первобытную эпоху простым обществом  жили охотники и собиратели, а затем  ранние земледельцы и скотоводы. До сих пор в различных регионах необъятной планеты исследователи обнаруживают живые осколки старины — примитивные племена бродячих охотников и собирателей.
     Социальную  организацию простых обществ  характеризуют следующие черты:
     - эгалитаризм, т. е. социальное, экономическое и политическое равенство;
     - относительно небольшие размеры объединения;
     - приоритет кровнородственных связей;
     - низкий уровень разделения труда и развития техники.
     В науке принято выделять два типа (два этапа развития) простых обществ:
     - локальные группы,
     - первобытные общины
     Второй  этап - община - в свою очередь подразделяется на два периода: а) родовая община, б) соседская община.
     Оседлый образ жизни сделал возможным переход от родовых групп к соседским общинам: несколько групп кровных родственников селились рядом и соединялись взаимными браками, а также кооперацией труда, взаимовыручкой совместной охраной территории.
     Переходной  формой от простого к сложному обществу служат вождества.
     Сложные общества - многочисленные, от сотен тысяч до сотен миллионов человек. Изменение численности населения качественно изменяет социальную ситуацию. В простом малочисленном обществе все друг друга знали и находились в прямом родстве. В вождествах люди все еще остаются родственниками - близкими или дальними, хотя могут занимать разные социальные положения.
     Английский  археолог В. Чайлд выделил признаки сложных обществ:
     • расселение людей по городам,
     • развитие неаграрной специализации  труда,
     • появление и накопление прибавочного продукта,
     • возникновение четких классовых  дистанций,
     • переход от обычного права к юридическим законам,
     • зарождение практики крупномасштабных общественных работ типа ирригации  и возведения пирамид,
     • появление заморской торговли,
     • возникновение письменности, математики и элитарной культуры. 
 

Таблица 1 – Характеристика общества
Основная  характеристика Современное общество (Новое время) Постсовременное общество (Новейшее время)
Технический базис Индустриальный Информационный
Основа  благосостояния общества Товары Знания
Ведущая отрасль Промышленность Сервис
Массовый  класс Рабочие Служащие, управленцы
Принцип управления Руководство Согласование
Социальная  структура Статусная, "зернистая" Функциональная, "сотовая"
Политический  режим Авторитаризм, представительная демократия Непосредственная  демократия, самоуправление
Идеология Социоцентризм Гуманизм
Религия Мировые религии Мелкие конфессии
 
     Индустриальная  стадия.
     Переходу  общества на данную стадию способствовали два глобальных процесса:
     - индустриализация - создание крупного машинного производства;
     - урбанизация - переселение людей в города и распространение городских ценностей жизни на все слои населения.
     Разделение  труда шагнуло далеко вперед. Вместо нескольких десятков, в крайнем случае, сотен специальностей доиндустриального  общества появились тысячи и десятки  тысяч профессий. Причем скорость, с какой на смену старым профессиям приходили новые, возросла  в десятки и сотни раз. И большинство из них были неизвестны аграрному обществу.
     Признаки  индустриального общества:
     - урбанизация;
     - индустриализация;
     - классовое деление общества;
     - классовый антагонизм;
     - переход власти в руки собственников;
     - представительная демократия;
     - относительно малая социальная мобильность.
     Постиндустриальная  стадия.
     70-е  годы XX века послужили точкой  отсчета нового этапа в развитии человеческого общества. Он характеризуется появлением невиданных средств производства - информационно-электронных систем, использованием микропроцессоров в промышленности и сфере услуг, в торговле и сфере обмена. Агробизнес, нефтехимия, генная инженерия, компьютерная техника свидетельствуют о лидирующей роли технологии в обществе.
     Технический прогресс неузнаваемо преобразил человеческое общество. Сегодня оно вступает в  эпоху безлюдного производства.
     Признаки  постиндустриального общества:
     - развитие сферы услуг - науки, образования, здравоохранения, всех отраслей экономики, создающих комфортные условия жизни;
     - стратификация;
     - менеджерская революция;
     - большая подвижность людей в обществе;
     - снижение престижа промышленного труда;
     - социальный мир.
     Социальный  прогресс.
     История свидетельствует, что ни одно общество не стоит на месте, оно постоянно  развивается, прогрессирует. Прогресс - это результат социального развития, предполагающий повышение научного и технологического знания, экономической производительности и сложности социальной организации.
     Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй - революционным. Реформа - частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Революция - коренное изменение общества в ключевых аспектах, ведущее к изменению характера этого общества. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.
     Промышленная  революция положила начало процессу модернизации.
       «Модернизация» в мировой социологии  понимается как общественный процесс, в ходе которого   прежде аграрные, исторические и современные общества  становятся развитыми. Термин включает в себя  индустриализацию, создание рыночных отношений (К.Маркс), представительную демократию с партийной системой, социальную дифференциацию (Э.Дюркгейм), «рационализацию» мировоззрения (М.Вебер) и другие процессы. Более специфически к модернизации подходят теории структурного функционализма, сформированные под воздействием взглядов Т.Парсонса. Их главные принципы:
     1) современное общество противопоставляется   традиционному, доиндустриальному,  которое рассматривается как  препятствие экономическому развитию;
     2) все общества должны пройти  через похожие эволюционные стадии;
     3)для  ухода от традиций странам  «третьего мира» требуется помощь  либо со стороны собственной  модернизаторской элиты, либо  извне – со стороны развитых  стран путем инвестирования в экономику и образование;
     4) предпочитаемый результат – формирование  общества, подобного западноевропейскому  и американскому (США).
     Итак, все общества, в какую бы эпоху  они ни существовали и в каком  регионе ни располагались, вовлечены  в единый, всепоглощающий, универсальный процесс восхождения человеческого общества от дикости к цивилизации. Прогресс науки и техники ведет к всемирному процветанию и решению всех социальных проблем. В этом потоке культурное своеобразие каждой страны как бы отступает на второй план, а на первый выходит то, что их объединяет - система общечеловеческих ценностей.

     Заключение

 
 
     Представление об обществе как системе, едином организме  явилось результатом длительного  развития философской мысли. Представление  о системности в природе и в обществе возникло еще в античной философии, что нашло свое отражение в противопоставлении понятий «хаос» и «космос». Проблему системности общественной жизни наиболее активно разрабатывали также мыслители XIX - XX вв.: О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс. Ими было определено содержание основных для решения данной проблемы понятий и категорий.
     При этом диапазон системообразующих факторов, указываемых ими, был чрезвычайно широким: от духовных ценностей до экономических отношений; Так Л. Мечников, Г. Бокль, Ш. Монтескье полагали, что определяющими в общественной жизни являются так называемые географические факторы - пища, климат, почва; Тобино и Гумплович считали определяющим фактором расовую принадлежность, К. Маркс - способ производства, Э. Дюркгейм - разделение труда, О. Конт - смену типов мировоззрения.
     Существует  множество мнений по, этому вопросу, но проблема заключается не столько  в том, какой именно фактор общественного  развития считать системообразующим, а в том, возможно ли это сделать вообще. 
 
 

     Список литературы:

 
     
     Василенко  И.В. История российской социологии: Учеб. Пособие. – Волгоград, 2004.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.