На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Принципы экономического районирования России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание.
Введение…………………………………………………………………………...3
    Принципы экономического районирования России. Районообразующие факторы…………………………………………………………………………4
    Целевые федеральные программы развития регионов России…………….. 6
    Закономерности и принципы размещения производительных сил отраслей хозяйства и экономических районов………………………………………….8
    Положение региональной политики и стратегии…………………………...11
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ большое значение приобретает региональная экономика - область научных знаний о размещении производительных сил, экономике  регионов  (районов).
     В настоящее время основная хозяйственная деятельность осуществляется в регионах. Им дано право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать межрегиональные связи и связи с зарубежными странами. Каждый регион России имеет присущие ему природные ресурсы, особенности их размещения, национальные и исторические черты, свою структуру хозяйства, уровень экономического развития, специализацию. Каждый регион занимает определенное место в хозяйственном комплексе страны, составляя в то же время единое экономическое целое с другими регионами.
     Поэтому знания о стране складываются из глубоких и всесторонних знаний всех ее регионов. Особенно важную роль играет региональная экономика, стратегии в научном обеспечении экономических преобразований, создания единого экономического пространства при рационализации межрегиональных связей, формирования региональных рынков. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Принципы экономического районирования. Районообразующие факторы.
     Россия  является родиной экономического районирования. Многие учёные внесли вклад в развитии этой теории. Основой экономического районирования является административно-территориальное устройство.
     Экономические районы образуются и развиваются  на основе общественного территориального разделения труда. В связи с отраслевым разделением труда, расчленением производства на мелкие и более узкие отрасли, созданием специализированных производств оно ведет к расчленению хозяйственной территории на более дробные взаимосвязанные регионы, к формированию специализированных экономических районов.
     Образование экономических районов является объективным процессом, выраженным развитием территориального разделения труда.
     Основные  принципы районирования :
    Экономический, рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определить те отрасли,  в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другим районами будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна осуществляться как с точки зрения установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.
    Национальный, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившейся особенности труда и быта.
    Административный, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.
              Эти принципы являются основополагающими  для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение крупных экономических районов диктуется развитием научно-технического прогресса.            
        Экономическое районирование не  застывший процесс, оно может  изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов. Научное обоснование экономического районирования требует углубленного исследования многообразия факторов. Современный период отличается появлением новых объективных районообразующих факторов  и коренным изменениям прежних факторов. [6]
     Важными показателями районной комплексности  становятся соответствие хозяйства района его природным и экономическим условиям, рациональное сочетание отраслей на базе ведущих специализирующих производств и их территориальной концентрации, относительное сходство отраслевой структуры входящих в район территорий.
       Одним из важнейших факторов  являются также регуляторы рынка,  т.е. цены, тарифы, налоги, кредиты,  инвестиции и т.д. Все эти факторы характерны для рыночной экономике и представляют собой систему, которая отражается на принципах районирования разного значения – экономических, социальных, экологических, организационных. При этом экологические принципы районирования выражаются в территориальном разделении труда, способствующем становлению рыночной экономики и удовлетворению потребностей общества. Районообразующие факторы предполагают учет сложившихся и прогнозируемых ситуаций в размещении производительных сил.
     Анализ  районообразующих факторов на длительном временном этапе развития общества показывает, что их значение изменяется в зависимости от исторической эпохи, в которой они действуют. На формирование экономических районов существенное влияние оказывает овеществленный человеческий труд. При районообразовании приходится иметь дело с постоянно имеющимся объектом — производительными силами. Следовательно, процесс районообразования динамичен по своей сути при сохранении основных подходов к его проведению. Важнейшим требованием комплексного развития хозяйства стало усиление охраны природы и улучшение использования природных ресурсов. Исключительное значение для экономического районирования приобретает учет социальных факторов – территориальных особенностей воспроизводства трудовых ресурсов, возможностей повышения жизненного уровня населения. [3] 
 
 

    Целевые федеральные программы  развития регионов России.
     Важнейшим прямым регулятором территориально-экономических процессов являются целевые федеральные программы экономического, социального и иного развития регионов. Каждая программа – это согласованный и увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, проектных, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других целевых мероприятий, реализуемых при поддержке государства. Они обеспечивают эффективное решение задач общенационального, межтерриториального или важного регионального значения в области экономического, научно-технического, социально-культурного и (или) экологического развития региона – субъекта Российской Федерации, экономического района, зоны, города и т.д. [2,стр.112]
     Особое  значение в условия перехода к  рынку и формирования новых федеративных, прежде всего межбюджетных, отношений  имеют региональные программы общегосударственного, федерального уровня. Если региональные программы отличаются от других резко выраженным территориальным аспектом содержания, состава участников, источников информации и т.д., то особенностью федеральных программ является государственная значимость программных проблем. Их цель – реализация социально-экономической политики развития регионов при поддержке государства. Они весьма распространенные, и их количество возрастает. За годы реформ программами была охвачена примерно половина субъектов Федерации.
     Федеральное целевое программирование является инструментом непосредственного государственного воздействия на рыночную экономику  той или иной территории, обеспечивая  сочетание принципов саморегулирования  и целенаправленности в её развитии. Программно-целевой метод хозяйственного и территориального управления служит одним из важных средств активного влияния государства на социально-экономический комплекс проблемных регионов – депрессивных, слаборазвитых, осваиваемых, а также и промышленно развитых, позволяя успешно решать как текущие, так и стратегические задачи, в первую очередь – выравнивания региональных уровней социально-экономического развития.
     Число федеральных программ должно быть небольшим, они призваны в основном либо поддерживать особо бедствующие регионы, либо создавать условия «рывка» регионам, ускоряющим общее экономическое развитие.
     Организация регионального программирования регламентирована законом. «Порядок разработки т реализации федеральных целевых программ и  межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» принят Правительством в 1995г. и дополнен в 1996г.
     Федеральные целевые программы разрабатываются  по инициативе высших и территориальных  органов исполнительной власти и  утверждаются в центре. На Правительственную комиссию по государственной поддержке развития регионов были возложены обязанности: подготовка для Правительства предложений по определению приоритетных направлений регионального развития на перспективу; рассмотрение проектов федеральных целевых программ развития регионов и представление в Правительство заключений по ним; подготовка на этапе составления проектов годовых прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и федерального бюджета перечня федеральных целевых программ развития регионов, подлежащих финансированию за счет средств (частично или полностью) федерального бюджета. Из средств региональных и местных бюджетов полностью и частично финансируются программы соответствующего значения и уровня (отчасти – из внебюджетных источников). [2,стр.115]
     Осуществление крупных программ регионального  развития способно значительно изменить многие стороны жизни региона  и даже целого государства, однако они  требуют огромных финансовых, трудовых, материально-технических ресурсов. 
 

    Закономерности  и принципы размещения производительных сил  отраслей хозяйства  и экономических  районов.
     В процессе взаимодействия законов общественного  развития формируются определенные закономерности размещения производительных сил. Эти закономерности в более общем виде выражают отношения между производительными силами и территориями.
       Одним из важнейших критериев размещения отраслей хозяйства на конкретной территории экономического района является показатель их экономической эффективности. Для определения экономической эффективности принят главный критерий получения намеченных объектов продукции с наименьшими затратами. В качестве показателей эффективности размещения производств принимаются себестоимость продукции с учетом ее доставки потребителю, удельные капиталовложения на единицу мощности и прибыль.
     Современная региональная наука выделяет 4 группы закономерностей размещения производительных сил:
Рациональное , эффективное размещение производства позволяет максимизировать прибыль за счет всемерной экономии затрат на производство продукции. Основными условиями рационального, эффективного размещения производства являются кооперирование и координирование производства, внедрение прогрессивных и безотходных технологий, сокращение дальних перевозок, приближение материалоемких, тепло- и энергоемких производств к источникам сырья и энергии.
Комплексное развитие хозяйства  экономических районов . Основу каждого территориального комплекса составляют отрасли рыночной специализации, которые обеспечивают продукцией свой регион и вывозят её за пределы его территории, т.е. участвуют в территориальном разделении труда, а также дополняющие отрасли, обслуживающие предприятия отраслей рыночной специализации и население региона. Комплексное развитие хозяйства регионов предполагает укрепление экономических связей между отраслями рыночной специализации и дополняющими отраслями. Хозяйственной формой реализации комплексного развития регионов являются  территориально-производственные комплексы (ТПК), которые позволяют пропорционально сочетать производства экономически и технологически связанных отраслей.
Рациональное  территориальное  разделение труда является важным условием эффективного размещения производительных сил, закрепляющим  определенные производства  за определенными территориями и повышающим общий уровень развития производительных сил.
Выравнивание  уровней экономического и социального развития регионов . Действие этой закономерности в современной России заключается в сокращении отставания наименее развитых регионов от среднероссийского показателя по  уровню доходов на душу населения. При этом первоочередной задачей является уменьшение в регионах доли населения, находящегося за чертой бедности.
     Принципами  размещения производительных сил в  условиях рыночной экономики являются исходные научные положения, которыми руководствуется государство в экономической политике. Исходя из объективных закономерностей общество формулирует те или иные принципы размещения производительных сил, которые отражают потребности разных этапов функционирования экономики. В настоящее время действуют следующие принципы:
      приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления готовой продукции;
      первоочередное освоение и комплексное использование наиболее  эффективных видов природных ресурсов;
      оздоровление экологической обстановки, принятие мер по охране природы и рациональному  природоиспользованию;
      использование экономических выгод международного разделения труда.
     Наряду  с закономерностями и принципами в теоретическом обосновании  размещении производительных сил важную роль играют и многообразные факторы, определяющие локализацию производства, выделяющие формирование территориальных комплексов рыночного ранга. Факторы размещения производительных сил – это условия, с которыми необходимо считаться при изучении или решении хозяйственных проблем.  К факторам размещения относятся: экономико-географическое положение, население и трудовые ресурсы; созданный производственный потенциал и инфраструктуру, энергетические, минерально-сырьевые, биологические, водные ресурсы, транспортную сеть, научно-технический потенциал, формы территориальной организации хозяйства, качество управления.[7,стр.5-6]
    Положение региональной политики и стратегии.
     Региональная  политика — важная составная часть  экономической политики государства. Она охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование размещения производительных сил.
     Региональная  политика государства — это сфера  деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой. Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии социально-экономического развития и предусматривает следующие основные направления:
    1) определение  соотношения движущих сил регионального
    развития и  обеспечение их взаимодействия (государственный  и
    частный секторы  экономики, внутренние и внешние  факторы
    развития региона  и средства);
    2) определение  соотношения общегосударственного  и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой;
    3) подъем экономики  отсталых районов и освоение  новых районов и ресурсов;
    4) решение  национально-экономических вопросов (в условиях многонационального  государства);
    5) решение проблем урбанизации.[4,стр.60]
Принципами государственной  региональной политики являются структурная  перестройка экономики региона, создание и развитие рыночной инфраструктуры, использование организационных форм общественного и административного управления и др.
Формами реализации этих принципов выступают:
     • размещение федеральных заказов  на поставку продукции для
     общегосударственных нужд;
     • участие государственных органов  в отдельных структурооб-
     разующих  инвестиционных проектах с использованием кон-
     курсной и контрактной систем их реализации на пути осу-
     ществления  федеральных программ регионального  развития
     с долевым государственным финансированием.
Основной способ реализации региональной экономической политики состоит в распределении промышленной деятельности между регионами таким образом, чтобы избежать неполной занятости трудовых или капитальных ресурсов в угнетенных районах и нежелательной перегрузки более процветающих районов, следовательно, особое значение в региональной политике придается возрождению районов, которые находятся в промышленном упадке, стимулируя здесь новые производства.
     Основанием  для проведения региональной политики является посылка, согласно которой  проблемы регионов, находящихся в состоянии депрессии, обусловлены чрезмерной специализацией их на отдельных производствах, которые начинают приходить в упадок. Соответственно для решения этой проблемы требуется диверсификация промышленной базы таких регионов в целях создания условий появления новых рабочих мест, что вызывает рост
местных расходов, увеличивающих инвестиции, и через  эффект мультипликатора повышает уровень доходов.[5,стр.189]
      Главная задача государственной стратегии  и региональной политики - в сохранении страны как единого федеративного  государства. Т.о., региональная политика - это правовая, экономическая, социальная деятельность центрального и регионального управления по оптимизации взаимодействия Федерации и регионов для достижения максимально эффективного развития как страны в целом, так и регионов.
      Современная региональная политика в России проводится на различных уровнях: государственная стратегия регионального развития, политика регионов (субъектов Федерации), локальная политика местного самоуправления.
      Государственная стратегия вырабатывается на федеральном  уровне и не может быть обобщением политики регионов. Она ориентирована на приоритет общенациональных интересов. Сущность государственной стратегии регионального развития заключается в деятельности, направленной на согласование интересов государства, регионов, местного самоуправления, различных субъектов собственности, национально-территориальных общностей и всех граждан России.
      Цели  стратегии: сохранение целостности государства, единство экономического, социального, конституционно-правового пространства, обеспечение равенства граждан и народов России независимо от места их проживания, ликвидация фактического социально-экономического неравенства субъектов Федерации, обеспечение геостратегических и геополитических интересов России в сфере регионального развития, обоснование и разработка принципов рационального природопользования и сохранения среды обитания человека во всех регионах, эффективное использование в общегосударственных интересах многообразия вариантов региональной модернизации.
        Одним из обязательных инструментов государственной стратегии регионального развития и региональной политики субъектов РФ является рациональное социально-экономическое районирование страны, которое может служить основой административно-территориального деления и инструментом региональной политики. Несоответствие административно-территориального деления объективным границам социально-экономических районов при несовершенстве федеративных отношений ведет к экономическим, политическим, межнациональным коллизиям и государственным потрясениям. [3]
     Главная цель региональной политики — создание условий для вхождения в рынок всех заинтересованных регионов, предприятий и граждан, для раскрытия и развития их целевых способностей и предприимчивости с учетом территориальной специфики.
Цель региональной политики включает три группы подцелей:
      социальные — формирование в регионах слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики, развитию региональных рынков; социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет не только государственных средств, но и средств, поступающих от приватизации, отечественных и иностранных инвесторов;
      экономические — территориально ориентированная приватизация, проводимая темпами, учитывающими специфические особенности каждого региона России, в целях обеспечения устойчивого состояния региональных хозяйственных комплексов в условиях финансовой нестабильности; создание конкурентной рыночной среды во всех регионах России; содействие демонополизации хозяйства; повышение комплексности использования
природных ресурсов на базе развития системы малых и  средних предприятий; содействие расширению экспортного потенциала,
приграничной  торговле, развитию свободных экономических  зон;
привлечение иностранного капитала на выгодных для России и ее регионов условиях;
      экологические — содействие восстановлению эколого-экономического равновесия в легко ранимых регионах на основе распространения экологически чистых (безотходных) технологий; привлечение частного и иностранного капитала к участию в реализации природоохранных мероприятий.
Региональная  политика призвана способствовать развитию интеграции субъектов Федерации  в едином экономическом пространстве при их хозяйственной самостоятельности, выравниванию их развития. Необходима поддержка недостаточно развитых регионов, использование фонда регионального развития, сочетания имущественных интересов Федерации и регионов. [4,стр.70]
      В конечном итоге направление социально-экономической  политики должно быть подчинено повышению благосостояния населения, которое возможно на основе устойчивого экономического развития страны при объединении усилий всех регионов.  
 

Заключение. 

     Региональная  политика - очень важная составляющая практически любой политики как  на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях. Хотя говорить о региональной политике только как о части какой-либо другой политики неверно. Региональная политика - самостоятельная и необходимая часть политической и правовой основы общества и всего государства.
     Будущее России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей стране региональной политикой. Только при разумной, целостной и учитывающей интересы государства, регионов и населения региональной политике можно вообще говорить об этом будущем России как единой и процветающей страны.
      Главная цель региональной политики в социальной сфере – обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе. Региональная политика направлена на ослабление внутреннего социального напряжения, сохранение целостности и единства страны. Главная цель региональной политики в экономической сфере – это рациональное использование природно-экономический возможностей регионов, преимуществ территориального разделения труда и экономических связей регионов.
      Стратегические  задачи регионального развития сводятся к следующим:
    Реконструкция экономики старо-промышленных регионов и крупных городских агломерации путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизаций инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки, приватизации.
    Преодоление кризисного состояния агропромышленных регионов, возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земель.
    Стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией, создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего это районы Крайнего Севера, горные районы).
    Продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах России за счет нецентрализованных, инвестиций из приоритетным развитием производств по комплексному использованию добываемого сырья с соблюдением строгих экологических стандартов.
    Стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств в регионах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки, ускорения экономического и социального прогресса.
    Переспециализация новых приграничных регионов, создание в них рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры с учетом потенциальных переселенцев из бывших республик СССР.
    Развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем – транспорта, связи, информатики, обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики.
    Преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей России.
 
     Россия - особое государство. Нахождение ее на стыке Востока и Запада, а также  огромная территория не позволяют применить  в полной мере опыт других стран. Поэтому нужно искать не универсальную ''формулу'' выхода из кризиса, а ''формулу'', учитывающую специфику России. Региональная политика должна во многом способствовать этому. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.