Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социология и ее функции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Оглавление: 
 

Введение…………………………...………………………………….......3
Глава I. История науки социологии управления……………….….…...4
Глава II. Предмет и объект социологии управления……..………..…...9
Глава III. Функции социологии………………………………………...11
Глава IV. Социология на службе управления…………………………14
Заключение………………………………………………………………19
Список используемой литературы…………….……………………….21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
Социоло?гия (от лат. socius — общественный; др.-греч. ????? — наука) — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.
Основной целью  социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия»
Управление - одна из самых сложных и вместе с  тем самых тонких сфер общественной жизни. Его значение постоянно возрастает.
Управление внутренне  необходимо как для общества в  целом, так и для каждой из его  частей, поэтому степень организации  механизмов управления может рассматриваться  в качестве одного из существенных показателей уровня развития и самого общества, каждой из его сфер. Прежде всего, трудовая деятельность, разделение труда, совместный труд предполагают в большей или в меньшей степени управление. И там, где процесс производства приобретает характер общественно организованного, с необходимостью возникает особый вид труда - управление.
В любом предприятии, в любой организации нужны  структуры, для управления. И от того, какие это будут структуры, какие  цели они будут преследовать, зависит  вся дальнейшая судьба предприятия, организации.
Социология управления помогает выбрать определенные методы и формы управления социальными процессами. 

Глава I. История науки  социологии управления.
Первые примитивные  элементы науки управления, то есть попытки этого явления, можно  найти у Сократа, Ксенофонта, Платона, Аристотеля.
Платон называл  управление "наукой о питании  людей", тем самым, подчеркивая  ее важнейшее значение в обеспечении  материального существования общества. Философ считал, что управлять  страной должны законы, но они слишком  абстрактны, и поэтому осуществлять надзор за их исполнением должен политик, владеющий искусством управления. Причем в зависимости от обстоятельств, Платон выделяет два стиля управления: политический и тиранический. Если граждане выполняют свои функции в обществе и соблюдают законы, то стиль управления государством должен быть мягкий (политический); если же в обществе нет должного порядка и гармоничных взаимоотношений, то используется стиль управления, основанный на силе (тиранический). Таким образом, у Платона мы находим зарождение идей о стилях управления и о самом "современном" сейчас ситуационном подходе в управлении.
Более низкую оценку управленческой деятельности давал  Аристотель. Он называл управление "господской наукой", смысл которой  заключается в надзоре за рабами. И давал совет, при возможности перепоручить эти хлопоты управляющему, а самому заниматься более достойными внимания науками: философией и другими изящными искусствами.
Учитывая исторический подход, типы социального управления можно классифицировать в соответствии с этапами развития общества: родоплеменное управление, управление в рабовладельческом, феодальном, индустриальном обществах. В условиях родоплеменных отношений вожди племени, наделенные властью и пользующиеся авторитетом, осуществляли координацию всех основных функций жизнедеятельности родоплеменных коллективов. В этом механизме управления существенную роль играло групповое сознание, воплощенное в традициях.
В рабовладельческом  обществе уже возникают законодательные  принципы, дифференциация власти, строгое  разграничение сфер субъекта и объекта управления. Если родоплеменная общность регулировалась неписаными законами, то при рабовладении появляются писаные законы, например, законы Хаммурапи. Изучив опыт своих предшественников, Хаммурапи счел недостаточным управлять только на основе неписаных законов, народного права и обычаев. Знаменитый свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления государством, является определенным этапом в развитии менеджмента.
В условиях феодализма происходит большая дифференциация систем управления - политических, правовых, нравственных, религиозных, философских, художественных и прочих призванных обеспечить соответствующие принципы общественного поведения людей, социальных групп, общества в целом. Политическая власть носила здесь элитарный характер (передавалась по наследству), как, впрочем, и почти все формы материального и духовного производства (ремесло, врачевание, культура земледелия, художественная и др.).
В условиях общей  демократизации общественной жизни  политическая власть, навсегда утратив наследственный характер, становится выборной, а правящая элита формируется из людей, способных руководить различными звеньями общественной жизни. Максимально используются достижения науки и техники, а также резервы человеческих возможностей. В каждом конкретном случае организация управления имеет четко выраженный целенаправленный характер, подчиняясь вместе с тем в целом стихийным силам рынка. Управление различными видами материального и духовного производства стало самостоятельной профессией, требующей специального образования, опыта, склада ума и даже характера. Сформировалась особая наука об управлении, которая опирается на экономические исследования, социологию, психологию, математику, кибернетику и др. Сформировался и институт менеджеров - наемных специалистов по управлению различными областями деятельности.
Если рассматривать  возникновение управления, как области  научного исследования, в зарубежной историографии единодушно называется 1911 год. В этом году вышла книга  Тейлора "Основы научного менеджмента". Эта дата является точкой отсчета, с которой стала развиваться наука управления. Дело в том, что во времена Тейлора потребность в научном управлении была вызвана в первую очередь тем, что рост производительности труда, в связи с промышленной революцией исчерпал себя, и нужно было искать новые рычаги его повышения. Именно тогда произошел прорыв в общественном сознании относительно роли управления в производственном процессе. Усложнение промышленного производства требовало для обслуживания машин высококвалифицированных инженеров-механиков. В связи с этим на производство пришли высокообразованные, специально подготовленные, думающие люди. Их интересовали не только технические операции, но и сам процесс организации труда на промышленном предприятии.
Таким образом, появилось определенное стремление к интеграции технических и экономических сфер производства и, именно на стыке этих областей, в дальнейшем произошел прорыв, вычленивший такую самостоятельную науку как управление. Однако в развитии управленческой мысли это не начало, а определенный качественно новый этап.
Классическая  или административная школа в  управлении занимает отрезок времени  с 1920 по 1950 г. Родоначальником этой школы  считается Анри Файоль. В отличие  от школы научного управления, которая  занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления.
Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере  деятельности, и специфические, относящиеся  непосредственно к управлению промышленным предприятием. Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то, что они до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора, который, в конечном счете, является основным элементом эффективности организации. Поэтому школу психологии и человеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической школой.
Становление школы  науки управления связано с развитием  математики, статистики, инженерных наук и других, смежных с ними областей знаний. Школа науки управления сформировалась в начале 50-х г. и успешно функционирует и в настоящее время. Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию. Современная наука управления развивается очень интенсивно, быстрыми темпами, она представляет собой синтез теоретических разработок и осмысление выводов, сделанных из многолетней практической деятельности.
Таким образом, 50-е годы XX века характеризуются  формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление - это не только наука, но и искусство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Предмет и объект социологии управления.
Предметом социологии управления являются закономерности, формы и методы целенаправленного  управления социальными процессами и группами для достижения определенной цели.
Часто эквивалентом термина «социология» управления употребляется  термин «менеджмент». Однако социология управления рассматривает лишь социальные аспекты управления и в этом смысле является надстройкой менеджмента. В целом же социология управления и менеджмент имеют много общего - одни и те же цели и задачи, решают проблемы управления объектами и людьми, но имеют разные методы и подходы к данной проблеме.
В менеджменте  рассматриваются более широкие  вопросы: особые социально-экономические  институты, специальный круг лиц (менеджеров), занятых в сфере управления, технико-организационные и социальные аспекты управления производством и людьми. Социальный аспект управления производством и людьми, руководители-менеджеры и другие вопросы социального управления совпадают с менеджментом.
Социологию управления интересуют социальные аспекты экономического и научно-технического развития, социальной политики, выработки и реализации управленческих решений, изучение процесса самоуправления, взаимоотношений руководителя и подчиненных. Рассматривается и система информации, необходимая для осуществления управленческой деятельности.
Содержательной  стороной процесса занимаются прикладные науки, а формой процесса управления занимаются управленческие науки - менеджмент.
Информационные  процессы являются не самоцелью, они  призваны в конечном итоге управлять  материальными потоками, взаимодействием  материальных и информационных потоков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III. Функции социологии.
Социология  как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции - теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Её содержание состоит в оценке познаваемого мира с позиций интересов личности.  

Теоретико-познавательная функция вытекает из того, что социология накапливает объективные знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений, процессов и проблем, существующих в современном мире. Очевидно, например, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей, невозможно обеспечить эффективное социальное управление. 

Реализуя  критическую функцию, социология дифференцировано подходит к действительности. С одной стороны, показывает, что можно и нужно сохранить, сделать прочным, развить. С другой стороны, выявить то, что действительно требует радикальных преобразований. Социология позволяет не только познавать мир, но и вносить в него свои коррективы. При этом человек должен всегда помнить, что преобразования общества не являются самоцелью. Они нужны лишь тогда, когда соответствуют потребностям и ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния общества.  

Описательная  функция социологии включает в себя систематизацию исследований, авторы которых предпринимают попытки воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи. При исследовании социального объекта требуется высокая нравственная чистота и порядочность учёного, потому что на основе собранных им данных делаются практические выводы.  

С описательной функцией социологии тесно связана  прогностическая. Её цель – выдача социальных прогнозов, которые опираются на тенденцию развития и закономерность того или иного социального фактора. Открытие такого фактора – это сложный вид научного исследования. Поэтому в социологической практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы, позволяющие выявить оптимальные пути решения проблемы. 

Суть  преобразовательной функции социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служат основанием для выработки и принятия практических решений. Например, при реализации крупных инженерных проектов требуется не только технико-экономическое, но и социально-экономическое обоснование. Однако следует иметь в виду, что функцией социологии является лишь разработка практических рекомендаций, а не их реализация. Именно этим объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию современного общества, так и не нашли своего практического воплощения. Нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям учёных, что приводит к тяжёлым последствиям в развитии общества. Анализируемая функция позволяет глубже раскрыть основные направления обновления общества и даёт возможность выявить отклонения от общего цивилизованного развития. Проблема состоит в преодолении отчуждения человека от рациональной деятельности, в оптимизации и качественном процессе реформации и демократизации общественной жизни. 

Информационная  функция социологии представляет собой систематизацию и накопление информации, которую могут использовать исполнительные и законодательные органы государственной власти, а также управленческие и хозяйственные структуры. 

Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что объективно участвует в социально-политической жизни общества и содействует его прогрессу. Она выражается в использовании достоверных данных, которые только и способны в чём-либо убедить человека. История свидетельствует, что в большинстве социальных революций, реформ и реконструкций именно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические взгляды Д. Локка, например, сыграли важную роль в установлении либерально-демократического режима в Англии, труды Ф. Вольтера, Ж.Ж. Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции. Марксизм являлся длительное время ведущей идеологией в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава IV. Социология на службе управления .
Социология во многих странах давно и успешно  включена в механизм государственного управления, потому что она вооружает  научным знанием об обществе. Эффективность  управления в современных условиях зависит от качества информации, ее достоверности, полноты, оперативности и т. п. Именно это способна предоставить современная техника социологического исследования. При отработанных программе, методике и процедурах анализа процесс сбора и обработки данных становится настолько формализованным, что предвзятая оценка общественных явлений маловероятна.
Социология выполняет  многообразные функции. Прежде всего, она способна диагностировать состояние  объекта управления. Любую социальную систему можно описать определенным количеством показателей, отражающих жизненно важные факторы ее функционирования. Например, уровень социального напряжения, доминирующие ориентации населения, лояльность к власти и т. д. Реализация диагностической функции осуществляется в режиме мониторинга при наличии нормативной модели, необходимость которой обусловлена тем, что данные о реальном объекте бессмысленны для управления, если не выработаны конкретные критерии. Такая модель отражает достигнутый уровень социального развития, который можно считать нормой. Скажем, нормативная модель по жилью означает, что каждая семья имеет отдельную благоустроенную квартиру. Выявляя реальное положение с жильем в обществе, социологи сравнивают его с нормативной моделью и определяют тем самым направленность и величину отклонений. Совокупность этих отклонений и дает информацию для принятия решений.
Социология нужна  органам государственного управления для выполнения прогностической  функции. Обычно вырабатываются прогнозы двух типов: поисковые, призванные показать возможное состояние социального объекта путем экстраполяции наблюдаемых тенденций, и нормативные, определяющие формы, методы и сроки достижения желаемого состояния объекта на основе заранее заданных критериев. Данная функция реализуется посредством социального моделирования, проектирования, конструирования и планирования.
Социальное моделирование  чаще всего связано с выделением ограниченного количества факторов, воздействующих на принципиальные перемены в жизни людей. В системе человеческих отношений изменения одного фактора неизбежно влекут изменения других. В повседневной практике не всегда возможно предсказать, как изменится, скажем, социальная активность государственных служащих, если после принятия соответствующего закона изменится фактор «перспективы роста», т. е. каждый чиновник будет четко знать, что его ждет в материальном, профессиональном, должностном положении. Причем это не будет зависеть от личного отношения к нему его начальника.
Таким образом, если известны основные факторы, определяющие систему человеческих отношений, выявлены их взаимосвязи, то, изменив какой-либо параметр, можно смоделировать изменения социального объекта. Что это дает? Возможность принимать решение, предварительно апробировав его на модели и выяснив его последствия.
Социальное проектирование представляет собой разработку модели социального объекта в четких качественно-количественных характеристиках. Разумеется, можно без социального  проекта отрегулировать отношения  на уровне фермерского хозяйства, но сформировать коллектив крупного акционерного общества будет очень трудно. Разновидностью проектирования является социальное конструирование. Оно представляет собой общее, умозрительное построение человеческих отношений, не заданных конкретными параметрами. Однако как бы грамотно ни была разработана социальная конструкция, требуется ее тщательная проверка. Обычно это делается при помощи социального эксперимента.
Социальное планирование выступает в качестве не только метода определения желаемого состояния  социального объекта, но и инструмента его достижения. План представляет собой научное обоснование целей, последовательности и темпов изменения человеческих отношений в тесной связи с жизнедеятельностью различных социальных групп.
Последнее время  возрастает роль контрольно-аналитической функции. Речь идет о социологической экспертизе законопроектов и управленческих решений. Социология способна проверить, как будет «работать» решение, как его, в частности, воспримут люди.
Особое значение имеет организационно-технологическая функция. В результате исследований конкретных ситуаций разрабатываются не только социальные проекты, но и технологии их реализации. По существу это социоинженерная деятельность, ориентированная на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое поведение. Тем самым она непосредственно связана с процессом формирования нового жизненного уклада людей, обладающего эффективной социально ориентированной системой государственного управления.
Социология выполняет  консультационную функцию, оптимизирующую внутреннюю деятельность административных учреждений. Она участвует в совершенствовании организационных структур, процессов принятия решений, стиля руководства, подбора, расстановки кадров и т. п. В этих целях используются достижения социологии организаций, социологии управления, социологии государственной службы.
Социология выполняет  и имидж-функцию, которая направлена на сохранение либо изменение образа государственной организации, создание атмосферы доверия и доброжелательности со стороны общественности, обеспечение информирования населения о работе этой организации.
Приведенные выше управленческие функции социологии изменяют природу деятельности государственной  службы. Уже сам факт включения  социологии в механизм управления является своеобразным индикатором состояния демократии, свидетельствует, что административно-политическая элита ориентирована на гражданское общество, на обеспечение ожиданий и интересов людей.
Решение проблемы включения профессионального знания в организационные структуры и методы работы государственной службы во многом зависит от самих социологов, их активной позиции и ответственности. Речь идет, прежде всего, о социологах, работающих в одной команде с чиновниками в качестве экспертов, советников, помощников и т. п. Часто роль этих специалистов ограничивается вынесением заключения по поводу государственных программ и политики их реализации. В результате социологическое знание имеет лишь совещательный, но не решающий голос. Надо преодолеть стереотип второстепенной роли социологов при принятии решений. Для этого они должны освободиться из плена устаревшей академической парадигмы дистанцирования от практических распоряжений. Социологам следует смелее выступать в роли независимых консультантов по управлению, что позволит использовать специфическую методику вовлечения чиновников в процесс осознания проблем и задач своих учреждений и поиска путей их решения. В этой связи важно разрабатывать и совершенствовать методы социологии «малых форм», процедуры «экспресс-оценки» и др.
Социологи призваны заниматься обучением государственных  служащих. Здесь необходимо также  рационализировать некоторые традиционные формы работы, предложить, новые  виды своей «продукции». Таковыми вполне могут стать организационно-деятельностные игры и тренинги на рабочем месте. Они способны не только обеспечить определенный объем знаний служащих, но и максимум их мастерства. Поэтому вряд ли следует обсуждать с чиновниками, что нужно знать и что надо делать, а полезнее решать главное - что они должны делать в нестандартных ситуациях. Все это позволит активизировать деятельность по социологическому обеспечению государственной службы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.
В ходе проделанной  работы можно сделать некоторые  выводы.
Социология - наука  об обществе как единой социальной системе. Она изучает закономерности развития и функционирования общества, на структуру, организацию и поведение людей в нем.
Объект социологии - это общество, т.е. люди, объединенные в обществе, а так же протекающие  в нем многообразные процессы сотрудничества, соперничества людей, объединенных в семейные, профессиональные или иные группы.
Объект в общем  смысле - это процессы, явления в  природе и обществе, которые противостоят исследуемому вниманию тех или иных групп исследователей или отдельных  из них.
Объектно-предметная область любой науки - есть единство взаимодействия объекта и предмета, порождающего то или иное противодействие.
Предмет любой  науки - это часть объекта исследования, позволяющая определить его принципиальные свойства, особенности, состояния, функции и т. д.
Предмет социологии - это выделение из многообразных  аспектов общественной жизни определенного  набора тех или иных социальных отношений  и взаимодействий общества (как многосложной, многоуровневой системы) с человеком, личностью. 

Познание, социологическое  обоснование и интерпретация  управления как важнейшего социального  института - главная функция социологии управления, переживающей второе рождение. Тем более это важно в условиях общественных перемен, когда существующий и функционирующий в обществе институт управления не может оставаться неизменным, а трансформации, происходящие в нем, носят фундаментальный характер.
Таким образом, можно сделать вывод, что социология управления играет большую роль в  процессе управления, для решения управленческих задач, при решении вопросов реорганизации, вводе новых структурных подразделений и т.д.
С помощью социальных исследований можно выявить оптимальные  решения вопросов, возникающих в  процессе производства и управлением  организацией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы. 

1. Капитонов  Э.А. Социология ХХ века. История  и технологии, - Р. 2006
2. Кравченко  А. Социология: Общий курс. Учебное  пособие для вузов. - М. ПЕРСЭ;  Логос, 2005
3. Тюрина И.  Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. --М.: Академический Проект, 2007.
4. Кравченко  А.И. Введение в социологию. Учебное  пособие. - М. «Новая школа» 2008
5. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс  лекций. - М. «Владос» 2007
6. Социология как наука. Учебное пособие Технический редактор: Т.А. Смирнова - Тверь, 2009
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.