На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Модели кросскультурного менеджмента

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Модели  кросскультурного менеджмента

 
     Уже сейчас около 40% товаров и услуг  в мире производятся смешанными компаниями. Вместе с тем, наряду с интеграционными  экономическими и социально-политическими  процессами параллельно не менее  интенсивно развиваются процессы социокультурной дифференциации, размежевания и даже противостояния отдельных социальных групп и общностей. Именно этими аспектами в последнее десятилетие занимается научно-прикладная дисциплина, известная как кросс-культурный, сравнительный менеджмент.
     Для России понимание международных  проблем менеджмента особенно важно. Это связано не столько с отсутствием  у большинства российских менеджеров опыта работы с представителями  других культур, сколько с прямым переносом в российское деловое  образование западной (преимущественно американской) модели, не учитывающей особенностей нашего менталитета.
     «Поскольку  менеджмент связан с интеграцией  людей в их общем предприятии, он глубоко укоренен в культуре. То, что менеджеры делают в Западной Германии, в Британии, в США,  в Японии или в Бразилии, является, по сути дела, одинаковым. То, как они это делают, может быть совершенно различным. Один из главных выводов, стоящих перед менеджерами развивающихся стран, состоит как раз в том, чтобы отыскать и распознать те элементы их собственной традиции, истории и культуры, которые можно использовать как строительные блоки модернизированной системы управления». Питер Друкер.
 

    Концепция культуры.

     Существует  много определений понятия «культура». Выберем из них рабочее определение, подходящее для наших целей. Определим культуру как способ, которым люди решают проблемы.
     В культуре можно выделить несколько  уровней.
     Национальная  культура – высший уровень; способ реализации соответствующих оценок и восприятий в конкретной организации - это корпоративная культура. Функциональные специалисты могут обладать кроме того и профессиональной культурой и этикой.

     Слои культуры.

     Наружный  слой – явные продукты и артефакты.
     Внешняя культура выражается языком, пищей, строениями, домами, памятниками, сельским хозяйством, святынями, рынками, модами и искусством.
     Средний слой – нормы и  ценности.
     Нормы – общее ощущение группы – что правильно и что неправильно. Нормы могут быть разработаны на формальном уровне в виде писаных инструкций и на неформальном уровне, проявляясь в виде социального контроля. Культура относительно стабильна, когда нормы отражают ценности группы. Ценности в свою очередь отражают, что хорошо и что плохо.
     Ядро  – концепции, связанные  с существованием. У большинства народов существование определялось борьбой с природой – холодом, засухой и др. Поэтому культура во многом определяется средой обитания.
     Культура  направляет наши действия.

     Стереотипы  культуры.

     Культуры  частично схожи, а частично различаются  в решении общих проблем. Для  каждой пары сравниваемых культур область совпадения воспринимается как правильная и обычно не замечается. Область различия вызывает удивление, раздражение, неприятие и воспринимается как типично национальная черта – стереотип культуры.
     Русский стереотип: ленивые, безответственные, меланхоличные.
     Американский  стереотип:  наивные, агрессивные, беспринципные, трудоголики.
     Немецкий  стереотип: бесчувственные, бюрократические, чрезмерно усердные в работе.
     Французский стереотип: высокомерные, горячие, иерархичные, эмоциональные.
     Близкое к понятию культуры понятие –  национальный менталитет – интегрирующая характеристика людей, живущих в конкретной культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми окружающего их мира и объяснить специфику их реагирования на него.
Понятие менталитета  описывает специфику отражения внешнего мира, обуславливающую своеобразность способов реагирования достаточно большой общности людей.
В общем виде менталитет может быть определен как характерная для конкретной культуры (субкультуры) специфика психической жизни индивидов, представляющих данную культуру (субкультуру), детерминированная экономическими и политическими условиями жизни в историческом аспекте.
     На  базе национальной культуры (культур) в среде конкретной организации  может создаваться корпоративная культура.
     Специфические профессиональные области  с устойчивыми  традициями формируют профессиональную культуру и этику (врачи, юристы и др.).
     Рассмотрим  основные модели национальных культур, используемые в кросскультурном  менеджменте.

    Модель  Клукона-Стродбека (Kluckhohn-Strodtbeck)

      В модели выделяется шесть основных показателей, по которым оцениваются разные культуры.

     Отношение к окружению

      Подчинены ли люди окружению, находятся с ним  в гармонии или способны доминировать над ним.
      Во  многих странах Ближнего Востока  жизнь считается предопределенной и все происходящее – волей  Бога.
        Американцы и канадцы, напротив, считают, что могут управлять  природой.
      Промежуточное положение занимает позиция в  гармонии с окружением, специфичная для стран Дальнего Востока.
      Эти три подхода хорошо различаются, например, в постановке целей. В подчиненной  окружению позиции цели ставятся редко, ибо предполагается, что для  их достижения мало что можно сделать. Средний подход согласует цели с  окружением, а коррекция целей или их недостижение достаточно распространены и не наказываются. Доминирующая позиция предполагает постановку целей, ожидание их достижения и наказание за недостижение.
      Российский (советский) подход предполагал доминирование  над окружением. «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их – наша задача». «Нет таких крепостей, которых не брали бы большевики». Несоответствие реальных результатов мифической всесильности, особенно в достижении стратегических целей привело сейчас к высокому уровню социальной апатии и связанному с ней распространению альтернативного – подчиненного – подхода.

     Отношение ко времени

      Отношение разных обществ ко времени также  различно. В некоторых обществах  достигнутое в прошлом неважно. Более важно знать, что планируется сделать в будущем. В других обществах то, что достигнуто в прошлом более впечатляет, чем то, что происходит сегодня. Уважаемый американцами self-made-man – во французском обществе -  нувориш, который менее почтенен, чем честный небогатый торговец в четвертом или пятом поколении.
      Американцы, шведы и датчане воспринимают время как линейное, в то время  как для многих стран Азии время  циклично.
        На чем фокусируется культура  – на прошлом, настоящем или  будущем? Западные культуры рассматривают  время как ограниченный ресурс. Время – деньги и должно быть использовано эффективно. Американцы фокусируются на настоящем и ближайшем будущем. Это хорошо видно по оценке деловых качеств. В большинстве американских фирм аттестация проводится раз в полгода или год. Японцы склонны к более дальней перспективе. Японские рабочие могут ждать десять лет оценки своего труда. Некоторые культуры фокусируются на прошлом. Так, итальянцы высоко ценят традиции и склонны сохранять свою историческую практику.
      Оценка  этого параметра помогает оценить, насколько в данной стране важны конечные сроки и долговременное планирование. Можно понять, почему в других странах медленно прививаются такие средства экономии времени, как планировщики дня, ночная доставка писем, электронная почта, факсы и др., привычные для Северной Америки.
      Российский  подход предполагает линейное время  и фокусирование культуры на будущем, причем зачастую на далеком будущем, «послезавтрашнем дне». Такой подход, по контрасту, не предполагает рационального  расходования текущего времени – до далекого будущего все равно далеко. Отсюда некорректность расписаний, несоблюдение сроков.

     Природа человека

      Рассматривает ли культура человека как хорошего, плохого или как некоторую  смесь? В большинстве развитых стран  человека считают в основном хорошим и заслуживающим доверия.
      В зависимости от подхода, выбирается способ управления. Доверительный подход выражается в широком использовании  коллективного принятия решений  и доверительного стиля управления. Противоположный подход отражается в автократическом стиле руководства. Промежуточный вариант предполагает большой уровень самостоятельности, но достаточно жесткий контроль результатов.
      Российский  подход часто предполагает поиск  неких объективных характеристик, позволяющих отделить плохих от хороших. Несколько десятилетий советской власти использовался так называемый классовый подход, при котором человек считался тем лучше, чем ближе его происхождение было к рабочему классу. Этой же цели иногда служили национальные критерии, приоритеты и веса которых менялись в достаточно широких пределах, в том числе и по знаку. Современный подход более склонен к автократическому.

     Ориентация  деятельности

      В разных культурах деятельность может  быть ориентирована на
    действие,
    бытие (переживание момента)
    контроль.
      Североамериканцы  живут в обществе, ориентированном  на действие. Они много работают и рассчитывают на вознаграждение продвижением, служебным ростом или другими  формами признания. Мексиканцы, напротив, ориентированы на бытие. Послеобеденная сиеста с наслаждением неспешной жизнью хорошо отражает эту особенность. Французы ориентируются на контроль и высоко ценят логику и рациональность жизни.
      Этот  параметр не имеет точного описания для российской культуры. Традиционная крестьянская культура, тесно связанная с сезонными работами, предполагала чередование чрезвычайно интенсивного коллективного труда – действия – в летний период и низкой интенсивности – переживания момента – зимой. Многими исследователями отмечается сознательное непревышение работниками минимально необходимых для жизни результатов. Национальная традиция не предполагает дополнительных усилий для получения излишка продукции. Современный российский работник в разной степени сочетает ориентацию на бытие и действие,  чаще с превалированием первого.

     Направленность  ответственности

      Еще один параметр классификации. Американцы высоко индивидуалистичны. Они считают  человека ответственным за самого себя. В странах типа Малайзии и Израиля  ответственность направлена на группу, н.п. в израильских кибуцах, где наказание и награда делятся всей группой. Британцы и французы ориентированы на иерархические отношения. Группы в этих странах иерархичны и эта расстановка сохраняется достаточно долго. Иерархические общества во многом аристократичны.
      Этот  параметр культуры влияет на проектирование работ, подходы к принятию решения, образцы коммуникаций, системы вознаграждения и формирование кадров организации. Так, в индивидуалистических обществах формирование идет по личным характеристикам, широко распространены резюме кандидатов и не одобряется непотизм (прием на работу родственников).
      Значение  этого параметра для России также  однозначно не определено. Крестьянская традиция апеллировала к сельской общине, круговой поруке – т.е. к коллективной ответственности. К настоящему времени этот институт разрушен полностью. Советская традиция во многом опиралась на коллективные решения и коллективную ответственность, но к настоящему времени подавляющим является мнение о том, что коллективная ответственность есть синоним безответственности, и ответственность должна быть индивидуальной. Иерархичность отношений распространена и действенна.

     Концепция пространства

      Последний параметр подхода Клукона-Стродбека  относится к принадлежности пространства. Часть культур открыта и предпочитает работать прилюдно. Противоположный вариант предполагает приватную работу. Много обществ используют смешанный вариант.
      Японское  общество в этом плане открыто, редко  использует индивидуальные кабинеты, менеджеры и служащие работают в  одном помещении без перегородок между их столами. Североамериканские фирмы используют кабинеты и приватность для демонстрации статуса работника. Важные собрания проводятся за закрытыми дверями. В некоторых обществах используется смешанный подход, в частности используются небольшие перегородки высотой в 1.5 – 1.8 м, обеспечивающие «ограниченную приватность». Концепция пространства существенна при проектировании работ и коммуникаций.
      Российская  традиция предполагает использование  величины и доступности пространства в первую очередь для демонстрации статуса работника.

    Модель  Герта Хофстеде

 
      Голландский исследователь проблематики кросскультурного менеджмента Герт Хофстеде проанкетировал 116 тыс. работников компании IBM в 40 странах. При анализе этой базы данных часть индивидуальных различий естественно усреднилась и удалось выделить те различия, которые были связаны с национальными культурами. Хофстеде выделил четыре параметра национальной деловой культуры:

     Соотношение индивидуализма и коллективизма

      Индивидуализм - атрибут национальной культуры, описывающий слабо связанные социальные рамки, в которых человек концентрируется только на заботе о себе и своей семье. Деловые культуры делают акцент на самостоятельность и инициативность. Здесь, по удачному выражению братьев Стругацких (повесть «Парень из преисподней»), формируются «боевые единицы, которые действуют сами по себе».
      Коллективизм - атрибут национальной культуры, описывающий тесные социальные рамки, в которых люди надеются на группы, частью которых они являются в части заботы и защиты. Здесь люди рассматривают себя как часть группы) коллектива, организации.
      Хофстеде  определил, что уровень индивидуализма отчасти зависит от богатства  страны. Богатые страны, такие как  США, Великобритания и Нидерланды имеют  высокий уровень индивидуализма, бедные, например Колумбия и Пакистан – высокий уровень коллективизма. Однако в качестве примера национальной культуры с максимальной степенью коллективизма называют Японию.
      Критерии, позволяющие распознавать страны с  высокой степенью индивидуализма в деловой культуре:
    люди откровенно высказывают критические замечания своим коллегам;
    наем и продвижение по службе связаны только с достоинствами данной личности;
    управление ориентировано на личность, а не на группу;
    каждый ориентируется на личный успех и карьеру;
    общество отличает высокий жизненный уровень. Средний класс составляет солидную прослойку;
    высокий уровень свободы печати.
      Восточные общества обычно тяготеют к коллективной культуре. В Европе к коллективным культурам относят Испанию, Португалию, Грецию и, как это ни странно, Австрию. К индивидуалистическим культурам — северные страны. Характерно, что степень индивидуализма населения, как правило, растет по мере роста средних доходов на душу населения.
      Исследования  зарубежных ученых показывают, что Россия и страны СНГ тяготеют к коллективным ценностям.

     Дистанция власти

      Дистанция власти - атрибут национальной культуры, описывающий пределы, в которых  общество приемлет идею неравенства  распределения власти в организациях. Этот параметр показывает допустимую степень неравномерности в распределении власти. В одних культурах вмешательство сильной власти рассматривается как ущемление прав индивидуума. В других, напротив, как благо воспринимается «сильная рука», которая «и накажет и поможет».
      По  ответам на следующие вопросы можно определить дистанцию власти в организации.
      1. Предпочитают ли сотрудники организации не выражать открыто несогласие с решениями своих начальников?
      2. Считают ли подчиненные, что стиль руководства их начальника автократичен?
      3. Предпочитают ли подчиненные оставлять окончательное решение важнейших проблем на начальника?
      4. Достигает ли разрыв в оплате труда сотрудников организации двадцатикратного уровня?
      (2-3 утвердительных ответа демонстрируют высокую степень дистанции власти, 2-3  и более отрицательных ответа — низкую)
      Культуры  с высокой дистанцией власти обычно терпимо относятся к авторитарному  стилю управления и чинопочитанию. Для них характерно подчеркнутое сохранение неравенства в статусе как в формальных, так и в неформальных отношениях.
      Дистанция власти наиболее велика в восточных  культурах. Филиппины, Венесуэла и Индия
      Противоположный полюс — Северная Европа, Дания, Израиль, Австрия, Англия. Дистанция власти в США – ниже средней.
      Высокая дистанция власти отмечается в России и в странах СНГ.

     Избежание неопределенности

      Избежание неопределенности -  атрибут национальной культуры, описывающий пределы, в которых общество чувствует опасность неопределенной и многозначной ситуации и старается ее избежать.
      В различных деловых культурах люди по-разному воспринимают наличие неопределенности в жизни и бизнесе.
      Одним деловым культурам свойственно  стремление максимально избегать неопределенности. Избежание неопределенности не надо путать с избежанием риска. Риск связан со страхом, а неопределенность — с тревогой. Риск всегда обусловлен конкретным событием, т.е. объектом риска. И, следовательно, возможно оценить вероятность выигрыша или проигрыша. В то же время неопределенность и тревога не имеют объекта, а оценка вероятности применительно к тревоге бессмысленна. Для таких культур обычно свойственно стремление «определить условия на берегу», максимально устранить двусмысленности в отношениях. В качестве важнейшего пути для избежания неопределенности используется разработка подробных законов и правил поведения на все случаи жизни, а в рамках конкретной внешнеэкономической деятельности — подготовка детальных контрактов.
      Важно, что люди часто идут на неоправданный  риск, чтобы избежать двусмысленности своей позиции; стремятся уйти от тревоги и неопределенности даже путем возможного проигрыша.
      Другие  деловые культуры исходят из того, что все предугадать нельзя. Детальным контрактам здесь предпочитают рамочные договоренности и корректировку по ходу дела. Здесь господствует подход, некогда сформулированный Наполеоном: «Сначала ввяжемся в бой, а там посмотрим».
      Критерии, позволяющие распознавать страны с  высокой степенью избежания неопределенности в деловой культуре:
    жители обычно негативно настроены по отношению к структурам власти;
    часты проявления национализма. Часто присутствует раздражение по отношению к национальным меньшинствам;
    большинство населения с недоверием относится к молодежи. Существуют неписаные правила, которые связывают продвижение по службе с возрастом;
    люди склонны более полагаться на мнение специалистов и экспертов, чем на здравый смысл и житейский опыт.
      К странам с низкой степенью избежания  неопределенности относятся Англия, Скандинавские страны (кроме Финляндии), Дания, США, Сингапур. На другом полюсе находятся Германия, Бельгия, Австрия, страны Юго-Западной Европы, Япония, Португалия, Греция.
      Деловая культура России и стран СНГ обычно тяготеет к высокой степени избежания  неопределенности, хотя исследователи отмечают, что для молодого поколения «новых русских» (20-30 лет) степень избежания неопределенности существенно понижается.

     Соотношение мужественности и  женственности

      Количество  против качества жизни (соотношение мужественности и женственности);
      Мужественность - Атрибут национальной культуры, описывающий уровень, с которым социальные ценности характеризуются настойчивостью (уверенностью) и материализмом
      Женственность - Атрибут национальной культуры, описывающий отношение и внимание к другим
        Мужественность доминирует в обществах, где социальные роли мужчин и женщин в значительной мере разнятся. Мужественность не обязательно сопровождается юридическим неравенством полов. Скорее, речь идет о стремлении женщин в мужественных деловых культурах усвоить многие стереотипы мужского поведения. В СССР это явно проявлялось в 30-е годы, когда женщины соревновались с мужчинами в так называемых мужских профессиях (летчики, шахтеры, трактористы и т.п.). Именно с этой точки зрения США, Швейцария или Англия относятся к более мужским (или мужественным) странам, чем Япония, хотя в Японии неравенство полов выражено намного ярче. В системе ценностей таких деловых культур будут преобладать «мужские», материальные ориентиры: стремление выделиться, сделать карьеру, проявить себя, заработать и т.п. Работа обычно считается важнее домашних функций. В руководителе обычно уважают силу, быстроту решений, масштабность подходов, жесткость.
      Напротив, в обществах, где преобладает  женственность, социальные роли мужчин и женщин в большинстве своем  совпадают. А в системе ценностей  доминируют качество жизни, поддержание хороших отношений с окружающими, моральные и этические аспекты и т.п. Ум и благородство ценятся выше силы и скорости. «Большому» предпочитают «уютное». Дом и семейные ценности считаются важнее успехов на работе. В руководителе уважают умение организовать бесконфликтную групповую работу, добиться консенсуса, разработать справедливую мотивацию и т.д.
      Критерии, позволяющие распознавать страны с  высокой степенью мужественности в  деловой культуре:
    карьера и материальное благополучие выступают в качестве основных показателей успеха;
    «настоящими мужчинами» называют людей амбициозных, решительных и жестких; «настоящий мужчина» - это большой комплимент:
    фактически люди живут во имя работы (а не работают для того, чтобы жить);
    хороший руководитель должен «не советоваться с коллективом», а решать вопросы;
    женщина — политический деятель является редкостью.
      Наиболее  женственными культурами являются Скандинавские страны, Дания и Голландия. Наиболее мужественными — США, Япония, Австрия, Швейцария, Англия, Ирландия, Германия и Италия. К мужественным культурам тяготеют Россия и страны СНГ.
      Важно отметить, что параметры деловой культуры Хофстеде (как и параметры деловой культуры, выделенные другими исследователями) всегда относительны, а не абсолютны. В любой культуре будут, например, проявления как индивидуализма, так и коллективизма. Однако их соотношение будет различным. 

Таблица для тринадцати стран

 
 
Страна
Индивидуализм/коллективизм Дистанция власти Избежание неопреде-ленности Количество  жизни (мужественность)
Россия  и страны СНГ Коллектив Большая Высокое Высокое
Австралия Индивидуал Малая Средняя Высокое
Канада Индивидуал Умеренная Низкая Умеренное
Англия Индивидуал Малая Средняя Высокое
Франция Индивидуал Большая Высокое Слабое
Греция Коллектив Большая Высокое Умеренное
Италия Индивидуал Средная Высокое Высокое
Япония Коллектив Средная Высокое Высокое
Мексика Коллектив Большая Высокое Высокое
Сингапур Коллектив Большая Низкое Среднее
Швеция Индивидуал Малая Низкое Слабое
США Индивидуал Малая Низкое Высокое
Венесуэла Коллектив Большая Высокое Высокое

    Модель  Хампден-Турнера  – Тромпенаарса

     Отношения с людьми

      Здесь используются пять относительных ориентаций Парсонса. [Parsons, 1951]

1. Универсализм –  партикуляризм.

      Культуры  универсальных и конкретных истин
      Универсалистский  подход – «хорошее и правильное может быть определено и далее  всегда использоваться». В партикуляристской  культуре внимательно рассматриваются  обязательства в отношениях и  конкретные условия.
      В культурах, где господствует универсальный  подход, традиционной является высокая законопослушность. Морально-этический стандарт этих культур иллюстрируется известным афоризмом: «Сократ мне друг, но истина дороже».
      В культурах конкретных истин традиционным является поиск конкретных причин и моральных оправданий для нарушения правил. Классической для такого подхода является русская пословица: «Исключение подтверждает правило».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.