Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конвертируемость национальной валюты

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?3
 
Введение
 
Эффективное развитие современной экономики невозможно без широкого внешнеэкономического сотрудничества с другими странами. Однако у каждой страны своя валюта. Поэтому при осуществлении внешнеторговых операций, вывозе доходов от иностранных инвестиций и операций трансграничного движения капитала происходит конвертируемость национальной валюты в другие. Любые ограничения на обмен валюты рассматриваются международными инвесторами как дополнительный фактор риска, что повышает стоимость привлечения иностранных кредитов и требования к рентабельности капиталовложений.
Конвертируемость валюты – показатель степени открытости экономики, необходимое условие интеграции страны во всемирное хозяйство, так как интернационализация хозяйственных связей требует взаимосвязи рынков товаров, услуг, капиталов, валют. Для России в настоящее время одной из основных целей является укрепление экономики и повышение международной роли национальной валюты на основе расширения степени конвертируемости рубля.
Конвертируемость российского рубля напрямую связана с инвестированием в отечественную экономику, с международной конкурентоспособностью российских товаров, а значит, и с ростом благосостояния наших граждан. Кроме того, она необходима для поднятия престижа России как члена МВФ и «большой восьмерки».
Международно-правовые обязательства по обеспечению конвертируемости рубля были закреплены в июне 1996 г., когда Россия официально присоединилась к статье VIII Устава МВФ. 1 июля 2006 г. вступил в силу Закон «О внесении изменений в федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»», отменяющий ограничения для свободной конвертируемости рубля.
В настоящий момент первостепенный вопрос, касающийся конвертируемости рубля: что ожидает Россию вследствие происходящих изменений? Потому целью данной работы является анализ перспектив введения режима полной конвертируемости рубля.
Для достижения заданной цели необходимо решить ряд задач:
1.      Дать четкое определение свободной конвертируемости валюты и обозначить ее отличия от частичной и полной конвертируемости;
2.      Определить, какая на самом деле конвертируемость рубля достигается вступлением в силу вышеупомянутого закона;
3.      Сформулировать задачи введения свободной конвертируемости рубля;
4.      Рассмотреть условия ее достижения;
5.      Рассмотреть последствия введения свободной конвертируемости рубля.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Мировой опыт конвертируемости валют
 
1.1   Эволюция валютных ограничений
 
Валютные ограничения – это введенные в законодательном или административном порядке ограничения операций с национальной и иностранной валютами, золотом и другими валютными ценностями.
Различают ограничения платежей и переводов по текущим операциям платежного баланса и по финансовым операциям (т.е. операциям, связанным с движением капиталов и кредитов), по операциям резидентов и нерезидентов.
На межгосударственном уровне осуществляется регулирование валютных ограничений по текущим операциям. Страны – члены Международного Валютного Фонда (МВФ) могут взять на себя обязательство по статье VIII Устава (Статей Соглашения) МВФ не вводить ограничения по текущим международным операциям либо присоединиться к статье XIV, допускающей сохранение таких ограничений на переходный период, т.е. на период до подписания статьи VIII. [3]
Основные причины  валютных ограничений – нехватка валюты, давление внешней задолженности, тяжелое состояние платежных балансов.
Впервые валютные ограничения стали применяться в годы первой мировой войны в воюющих странах. В период временной стабилизации в 1924-1928 гг. они были отменены. В условиях мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., особенно с 1931 г., валютные ограничения получили широкое распространение в связи с ухудшением платежных балансов многих стран, «бегством» капитала, крушением золотого стандарта, обесценением валют. Введение валютных ограничений в сфере движения капиталов и выплат внешних долгов узаконило банкротство 25 государств-должников. Валютные ограничения активно использовались странами фашистской оси для концентрации валютных ресурсов в руках государства в целях финансирования подготовки и ведения второй мировой войны.
С началом Второй мировой войны валютные ограничения распространились почти на весь мир. После войны валютные ограничения отсутствовали лишь в США, Швейцарии. Канаде; некоторые страны Латинской Америки сохранили свободу валютных операций под давлением США, заинтересованных в беспрепятственном переводе капиталов и прибылей от своих инвестиций в этом регионе.
Новым явлением в послевоенный период стало межгосударственное регулирование валютных ограничений через МВФ. Опираясь на Устав МВФ, США добивались от стран-членов отмены валютных ограничений по текущим операциям и введения конвертируемости валют. Но в условиях послевоенной разрухи, кризиса платежных балансов, истощения валютных резервов это требование встретило противодействие Западной Европы и Японии. Статья XIV предусматривает переходный период, в течение которого в стране сохраняются валютные ограничения. Кроме того, Устав Фонда предусматривает возможность и в ряде случаев обязанность стран вводить валютные ограничения по движению капиталов в условиях нестабильности экономики. Более того, возможность получения кредита в Фонде поставлена в зависимость от эффективности использования валютных ограничений для выравнивания платежного баланса страны. Проводятся консультации экспертов Фонда с соответствующими странами по проблемам валютных ограничений.
Валютные ограничения препятствуют использованию национальных валют в международных расчетных, валютных и кредитных операциях и свободной конвертируемости их на иностранные валюты. [4]
От количества и видов практикуемых в стране валютных ограничений зависит режим конвертируемости валют.
 
1.2   Понятие конвертируемости национальных валют
 
Понятие конвертируемости (от лат. conversion – превращение) валюты менялось по мере эволюции денежной и валютной систем. При золотомонетном и серебряном стандарте оно означало возможность обмена национальных монет на иностранные; при разменных кредитных деньгах – их размен на золото (серебро) и иностранную валюту; при неразменных кредитных деньгах – обмен национальной валюты на иностранные. [4]
Под полной конвертируемостью понимается отсутствие ограничений на свободный обмен национальной валюты на иностранные и, наоборот, иностранных валют на национальную (хотя некоторые ученые считают достаточным условием для полной конвертируемости валюты ее свободный обмен для резидентов и нерезидентов внутри страны и за рубежом для осуществления текущих операций). [8]
Под частичной конвертируемостью подразумевают конвертируемость валюты только для отдельных категорий экономических агентов или видов внешнеэкономических операций. Как правило, она означает свободный обмен национальной валюты на иностранные по текущим операциям, то есть для выполнения обязательства статьи VIII Устава МВФ: «ни одно государство-член не налагает ограничений на производство платежей и переводов по текущим международным операциям без утверждения Фондом» (раздел 2(а) данной статьи). Другими словами, возможно сохранение ограничений на приобретение национальной валюты нерезидентами с целью ее использования для закупки товаров на внутреннем рынке. [8]
На сегодняшний день указанную статью подписали уже 158 стран. Тем не менее это позволяет многим из них сохранять ограничения на операции движения капитала. Некоторые из этих стран ограничивают и отдельные виды текущих операций.
Выделяют следующие типы частичной конвертируемости:
?      внешняя конвертируемость – свобода обмена национальной валюты для использования в любых международных платежах (включая расчеты между нерезидентами через иностранные банки);
?      внутренняя конвертируемость – свобода обмена национальной валюты внутри страны для обеспечения внешнеэкономических расчетов резидентов страны с нерезидентами. [8]
Частичная конвертируемость валют сохраняется и при валютных ограничениях. Это проявляется в наличии валютных счетов с разным режимом для резидентов и нерезидентов. Соответственно различаются дифференцированные категории банковских счетов:
?      внутренние (в национальной валюте с использованием в пределах страны);
?      по двухсторонним правительственным соглашениям;
?      блокированные;
?      конвертируемые (полностью или частично). [4]
Валюта считается неконвертируемой, если государство-эмитент ограничивает или запрещает ее обмен на иностранные валюты по текущим операциям платежного баланса. Официальное запрещение свободно распоряжаться средствами на валютных счетах в банках для достижения определенных целей называется блокированием счетов. Эта мера применяется при валютных ограничениях и в качестве санкции к другим странам, а также по судебному иску к владельцу счета. [4]
К замкнутым валютам относятся валюты стран, которые устанавливают различные ограничения и запреты на покупку и продажу иностранной валюты, на ввоз и вывоз национальной и иностранной валюты, а также применяют иные меры валютного регулирования. [4]
Говоря о фактически полной конвертируемости рубля, зачастую имеют в виду другое понятие – свободную конвертируемость валюты (СКВ), то есть ее полную конвертируемость плюс широкое использование для осуществления международных текущих и капитальных операций. Для этого должны функционировать и эффективная система платежей в данной валюте, и ее ликвидный мировой рынок. [8]
Главное преимущество СКВ – возможность для резидентов страны-эмитента использовать национальную валюту в целях проведения международных расчетов без дополнительных трансакционных издержек. Это повышает конкурентоспособность ее экспортеров. Кроме того, свободная конвертируемость валюты позволяет создавать ликвидные международные рынки номинированных в ней финансовых инструментов. Таким образом, страны, валюты которых являются свободно конвертируемыми, получают дополнительные конкурентные преимущества для своих предприятий. [8]
Собственно говоря, в этом и заключается отличие понятий «полностью конвертируемая валюта» и «свободно конвертируемая валюта» – последняя реально котируется на мировом валютном рынке и задействована в международных операциях. Впрочем, МВФ применяет еще более узкое определение – «свободно используемая валюта». К их числу относятся лишь доллар США, евро, йена, фунт стерлингов и швейцарский франк. Для котировок международного ликвидного актива МВФ – специальных прав заимствования (СДР, или SDR) МВФ вообще использует только четыре первые валюты. В «корзину» для расчета СДР включают валюты стран, характеризующихся высокой долей в мировом товарообороте и международных резервах.[8] Кроме понятия «свободно используемая валюта» в уставных документах МВФ в настоящее время используются термины «конвертируемость по текущим операциям» и «конвертируемость по капитальным операциям».
Степень конвертируемости национальной валюты регламентируется выполнением страной условий статьи VIII Устава МВФ, которая предусматривает отмену ограничений по текущим операциям платежного баланса (даже при сохранении ограничений на конвертируемость по операциям движения капитала), отмену множественности валютных курсов и практики проведения дискриминационных валютных мероприятий.
Постепенно расширяется число стран, присоединившихся к Статье VIII Устава Фонда: в 1965 г. - 27, в 1978 г. - 46 (1/3 стран -членов МВФ), в 1985 г. (апрель) - 60 (40%), в 1994 г. (апрель) - 88 49%), в 2004 г. - 158 (85%), в том числе Россия с июня 1996 г. [4] Тем не менее многие из них сохраняют валютные ограничения по операциям движения капитала и отдельным видам текущих операций. В этом проявляется ориентация современной валютной политики развитых стран на рыночный механизм конкуренции и регулирования валютных отношений. Валютная либерализация сочетается с сохранением валютного контроля для надзора и учетно-статистических функций.
Конвертируемость валюты – показатель степени открытости экономики, необходимое условие интеграции страны во всемирное хозяйство, так как интернационализация хозяйственных связей требует взаимосвязи рынков товаров, услуг, капиталов, валют. Степень конвертируемости валюты находится в прямой зависимости от экономического потенциала страны, масштабов ее внешнеэкономической деятельности, устойчивости внутреннего денежного обращения, степени развития национальных товарных и денежных рынков и рынков капитала. Кроме того, необходимым условием поддержания конвертируемости является постоянное участие центрального банка страны в валютных интервенциях для удержания курса своей национальной валюты к доллару США или к какой-либо определенной корзине иностранных валют на оптимальном уровне.
 
1.3 Мировой опыт перехода к конвертируемости валют
 
Развитие мирохозяйственных связей, глобализация различных сфер экономической жизни привели в конце прошлого столетия к существенным изменениям в мировых валютных отношениях, включая конвертируемость национальных валют. Произошло коренное изменение самих подходов к определению этого понятия. Так, в странах Западной Европы после окончания Второй мировой войны переход к конвертируемости национальных валют был непосредственно связан с восстановлением разрушенной промышленности и сельского хозяйства, экономическим ростом и другими позитивными переменами. [5]
Теперь Международный Валютный Фонд практически автоматически регистрирует заявку любой страны о ее присоединении к статье VIII Устава Фонда, независимо от экономического и финансового положения, и на этой основе данная валюта признается конвертируемой. С такими заявлениями выступили уже 150 стран. В результате абсолютное большинство национальных валют сегодня де-юре признаются конвертируемыми. [5]
В первые годы после Второй мировой войны только США и Швейцария сохранили конвертируемость своих валют, т.е. свободный обмен на иностранные валюты по текущим операциям платежного баланса для резидентов и нерезидентов. Тогда же Великобритания заключила с рядом государств соглашения об открытии им переводных счетов, с которых фунты стерлингов переводились на счета только этих государств. В 1954 г. этот режим был распространен на все иностранные государства, что расширило сферу конвертируемости английской валюты. ФРГ (с 1954 г.), Италия. Франция (с 1957 г.), а затем и другие участники ЕПС открыли подобные счета в рамках соглашений о платежах в частично конвертируемой валюте. Под давлением США некоторые страны долларовой зоны вынуждены были поддерживать конвертируемость своих валют в интересах американских инвесторов. Канада ввела такой тип обратимости в 1952 г. [4]
Проблема восстановления конвертируемости валют Западной Европы, Японии стала фокусом, в котором сосредоточились послевоенные валютные противоречия. США настойчиво добивались введения обратимости западноевропейских валют, чтобы содействовать экспансии национальных монополий. Особенно остро стоял вопрос о восстановлении обратимости фунта стерлингов. Под натиском американского капитала Великобритания в качестве платы за заем, полученный от США в 1946 г. (3.7 млрд. долл.), в июле 1947 г. восстановила свободный размен фунта стерлингов на доллары, что привело к локальному валютному кризису. Через 35 дней 21 августа 1947 г. в стране были восстановлены еще более жесткие валютные ограничения. Негативный опыт Великобритании свидетельствует о необходимости создания условий для перехода к конвертируемости валюты. Несмотря на нажим США, страны Западной Европы, Япония предпочли постепенно отменять валютные ограничения лишь с конца 1958 г. Этот процесс в ЕС растянулся до 1992 г. [4]
При этом в конце 90-х гг. XX века открытость валютных и финансовых рынков для «горячих» валютных потоков из развитых стран создала в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке условия для валютного и экономического кризиса. [5]
 
Таблица 1. Страны, которые ввели ограничения конвертируемости валют по счету движения капитала платежного баланса
Страна
Год введения конвертируемости
Год отказа от конвертируемости
Аргентина
1994
2001
Боливия
1987
1996
Гондурас
1973
1980
Индонезия
1973
1997
Иран
1975
1978
Малайзия
1974
1997
Мексика
1973
1982
Парагвай
1983
1984
Уругвай
1979
1993
Эквадор
1973
1993

Источник: составлено по: Rodrik D. Who Needs Capital Account Convertibility? [5]
В связи с этим главный экономист Всемирного банка Дж. Стиглиц рекомендует развивающимся странам сохранять в своих руках рычаги управления валютным рынком. Либерализация валютного регулирования может повысить доверие иностранных инвесторов к стране и способствовать притоку иностранных инвестиций. В то же время целесообразно продолжать использовать меры, ограничивающие чрезмерное поступление в стану краткосрочных обязательств в иностранной валюте. [5]
Мировой опыт перехода к конвертируемости национальной валюты позволяет выделить узловые проблемы этого процесса:
•    выбор момента и темпа введения обмена валюты;
•    для кого – резидентов или нерезидентов и в какой последовательности;
•    по каким операциям – текущим операциям платежного баланса или финансовым. [4]
Первая проблема. Истории валютных отношений известны две модели - шоковый и постепенный переход к конвертируемости валюты по мере создания необходимых предпосылок. Первый - волюнтаристский - вариант (Турция, страны Восточной Европы, Россия) сопровождается падением курса национальной валюты, истощением официальных валютных резервов, так как растет спрос на иностранную валюту. Девальвация удорожает импорт, что усиливает инфля­цию и увеличивает валютные потери при погашении внешнего долга в иностранной валюте. Что касается стимулирующего влияния девальвации на экспорт, то оно проявляется лишь при наличии экспортных конкурентоспособных товаров. [4]
Второй вариант, т.е. поэтапный переход к конвертируемости валюты (опыт стран Западной Европы, Японии), имеет преимущество перед шоковым вариантом, так как основан на увязке условий функционирования национального и мирового рынков, в частности ценообразования, и подготовке предпосылок. Основными предпосылками введения обратимости валюты являются: стабилизация экономики, сокращение дефицита государственного бюджета, сдерживание инфляции, уменьшение дефицита платежного баланса, урегулирование внешней задолженности страны, накопление официальных валютных и золотых резервов, нормализация социально-политической обстановки в стране. [4]
Вторая проблема – определение последовательности введения конвертируемости валюты для резидентов и нерезидентов. Судя по мировому опыту, обычно предпочтение отдается вначале иностранным партнерам с целью заинтересовать их в сотрудничестве. [4]
Третья проблема касается выбора операций, по которым вводится обмен валюты. С декабря 1958 г., когда сложились объективные экономические предпосылки, страны Западной Европы ввели частичную обратимость валют, отменив валютные ограничения по текущим операциям платежного баланса для нерезидентов. Технически это было осуществлено путем слияния переводных и свободно конвертируемых счетов в одну категорию «внешние счета иностранцев». В феврале 1961 г. эти страны отменили валютные ограничения также для резидентов. [4]
Доминирующий критерий конвертируемости валюты – отсутствие валютных ограничений по текущим операциям. Переход от частичной к свободной конвертируемости валют требует отмены валютных ограничений на операции по счету движения капиталов и длительной подготовки. Лишь с середины 70-х гг. постепенно в течение почти 20 лет с определенными интервалами страны распространили конвертируемость своих валют на финансовые операции. Это объясняется тем, что международная миграция капиталов, включая прямые и портфельные инвестиции, сделки с ценными бумагами, кредитные операции, значительно опережает движение товаров и услуг, что оказывает существенное влияние на платежный баланс и валютный курс. Поэтому отмена валютных ограничений по финансовым операциям происходит медленно и неравномерно; периодически они возобновляются с целью защиты национальной экономики. Со второй половины 60-х гг. и в 70-80-е гг. в условиях переплетения структурных кризисов либерализация валютных отношений сменилась протекционизмом в форме барьеров на пути движения товаров и капиталов. Этот процесс отличался неравномерностью, что усиливало межстрановые разногласия. [4]
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Особенности конвертируемости рубля
 
2.1 Задачи введения полной конвертируемости рубля
 
По словам министра финансов РФ А.Кудрина, «есть три сферы, которые обеспечивают высокие темпы экономического роста: свободное движение товаров (нам требуется еще вступить в ВТО), свободное движение капитала, и это как раз конвертируемость рубля, и свободное движение рабочей силы – эта сфера упомянута в послании президента Федеральному собранию как облегчение миграции квалифицированной рабочей силы в Россию. Нам нужно восполнять выбывающие трудовые ресурсы». Эти три сферы должны очень быстро передвигаться, «чтобы направляться в те точки, которые сегодня становятся наиболее востребованными, прибыльными, находятся в точке роста. Такая мобильность этих сфер создает высокие возможности и высокие темпы роста для любой экономики. Сейчас эти сферы наиболее мобильны в США, во Франции, Великобритании и в Евросоюзе. Мы как раз подтягиваемся к этим стандартам. Поэтому можно сказать, Россия заложила крупный кирпич в фундамент стабильности нашей экономики и ее будущего роста», – отмечает министр, говоря о введении полной конвертируемости рубля.
Эффективное развитие современной экономики невозможно без широкого внешнеэкономического сотрудничества с другими странами. Однако у каждой страны своя валюта. Поэтому при осуществлении внешнеторговых операций, вывозе доходов от иностранных инвестиций и операций трансграничного движения капитала происходит конвертируемость национальной валюты в другие. Любые ограничения на обмен валюты рассматриваются международными инвесторами как дополнительный фактор риска, что повышает стоимость привлечения иностранных кредитов и требования к рентабельности капиталовложений.
Для России в настоящее время одной из основных целей является укрепление экономики и повышение международной роли национальной валюты на основе расширения степени конвертируемости рубля. Если с 1991 г. по 1998 г. Россия стояла на грани утраты валютного суверенитета и все ближе подходила к эквадорскому варианту долларизации, то сейчас возникли объективные предпосылки использования российского рубля как единой валюты, например, при создании российско-белорусского валютного союза. Формирующийся в рамках СНГ единый рынок труда также способствует формированию единого валютного пространства. Однако восстановление рублевой зоны не может носить формальный характер и формироваться без объективных предпосылок, таких как темпы развития экономики России, достаточный объем золотовалютных резервов, развитая банковская система, вытеснение из обращения суррогатов. [5]
В России сохранялись ограничения на капитальные трансграничные операции. Кроме того, существовали ограничения на операции с рублями для нерезидентов. Поэтому рубль не являлся полностью конвертируемой валютой и не мог служить средством расчетов и платежей во внешнеэкономической деятельности России. Это повышало издержки российских товаропроизводителей и банков, а, следовательно, – снижало их международную конкурентоспособность. Именно поэтому существовала необходимость перейти к полной конвертируемости рубля и приступить к созданию системы международных расчетов в рублях.
Это будет способствовать созданию ликвидного международного рынка рублей и дедолларизации российской экономики. Повышение спроса на рубли уменьшит необходимость стерилизации «нефтедолларовой» эмиссии путем накапливания бюджетных средств на счетах в ЦБ.
Введение полной конвертируемости рубля — назревшая мера, поскольку из-за его неполной конвертируемости российские предприятия несут существенные убытки, главным образом в отношениях со странами СНГ и третьего мира.
Таким образом, внешняя конвертируемость рубля нужна в первую очередь для снижения издержек участников внешнеэкономической деятельности, особенно в отношениях со странами СНГ и государствами – эмитентами валют, не являющихся свободно конвертируемыми. Во вторую очередь она необходима для стимулирования иностранных инвестиций и в последнюю – для поднятия престижа России как члена МВФ и «большой восьмерки».
 
2.2 Этапы перехода к конвертируемости рубля
 
После распада в 1991 г. Советского Союза Россия вслед за странами Центральной и Восточной Европы стремительно двинулась по пути демонтажа социалистической хозяйственной системы и перехода к рыночно-капиталистическим методам хозяйствования. Одной из «несущих конструкций», так называемых гайдаровских реформ, была ликвидация валютной монополии государства, свободный доступ предприятий и граждан к иностранной валюте. [5] Формальное вступление России в мировую финансовую систему – это начало июня 1992 года, вступление в члены МВФ и подписание XIV статьи Устава этой организации. Там речь шла, в том числе, о конверсионных операциях в рамках валютного законодательства, действовавшего в стране. В России была введена частичная конвертируемость рубля, то есть его внутренняя конвертируемость по экспортно-импортным операциям для резидентов. Обмен рублей на иностранные валюты (и наоборот) для других целей осуществлялся с ограничениями, в том числе с разрешения Банка России. Норматив обязательной продажи части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке был установлен в размере 50%, введен единый курс рубля, который определялся Банком России по итогам валютных торгов на основе спроса и предложения на доллары США. Именно тогда стало возможным перевести обменные операции из области уголовного права в область общегражданского законодательства, появились первые обменные пункты, произошла отмена соответствующей статьи Уголовного Кодекса. С тех пор валютные ограничения постепенно ослаблялись, особенно на текущие операции.
Международно-правовые обязательства по обеспечению конвертируемости рубля были закреплены в июне 1996 г., когда Россия официально присоединилась к статье VIII Устава МВФ, предусматривающей отказ от всех ограничений в использовании национальной валюты при совершении текущих операций. Председатель ЦБР С.К.Дубинин выпустил письмо, где говорилось, что с этого момента введение в России каких-либо ограничений по конвертируемости иностранной валюты по операциям, которые ассоциируются с текущим счетом платежного баланса, должны осуществляться по согласованию с МВФ и на сроки, ограниченные в процессе согласования. Это не означает, что нельзя вводить никаких ограничений на конвертируемость по текущим операциям. Норматив обязательной продажи экспортной выручки в иностранной валюте был постепенно снижен с 75 до 10%.
В послании 2003 г. Президент РФ В.В.Путин поставил задачу обеспечения конвертируемости рубля к 1 января 2007 г.
В 2004 г. с принятием новой редакции Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» вместо разрешительного введен уведомительный порядок осуществления операций движения капитала в иностранной валюте. По этому закону (ст. 12 «Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации»), с 19 июля 2005 г. резиденты получили право открывать без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).
В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики» на 2005 г. (с. 4) говорится о создании необходимых условий для обеспечения полной конвертируемости рубля «в ближайшие годы». Напомню, что ранее, согласно посланию президента 2003 г., правительство и Центральный банк решить такую задачу намеревались к 2007 г.
C 1 мая 2006 г. снижены в 2 раза требования по резервированию средств при осуществлении валютных операций. Норматив обязательной продажи экспортной выручки в иностранной валюте с 7 мая 2006 г. установлен на нулевом уровне.
В ежегодном послании Президента России Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. предложено обеспечить полную конвертируемость рубля к 1 июля 2006 г. С точки зрения большинства экспертов, ускорение процесса по отмене ограничений на капитальные операции связанно с конъюнктурно-политическими моментами, а именно июльским Саммитом стран большой восьмерки, и обсуждением проблем вступления России в ВТО.
На заседании правительства РФ 29 июня 2006 г. были одобрены поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле».
8 июля 2006 г. Госдума приняла во втором и третьем чтении Федеральный Закон №131-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», отменяющий ограничения для свободной конвертируемости рубля. При необходимых 226 голосах за законопроект проголосовал 251 депутат, против – 47, воздержавшихся не было. 14 июля 2006 г. закон одобрен Советом Федерации, 26 июля 2006 г. подписан Президентом России В.В.Путиным.
Документ направлен на обеспечение свободной конвертируемости рубля. Он отменяет с 1 июля 2006 г. возможность установления требования о резервировании денежных средств на счетах Центрального банка РФ при проведении внешнеторговых операций, а также операций с внешними и внутренними ценными бумагами. При этом до 1 января 2007 г. будет сохранено действие нормы о досрочном возврате резидентами и нерезидентами сумм резервирования. В то же время, в целях соблюдения принципов международной практики борьбы с отмыванием денег сохранены ограничения по объемам осуществляемых операций.
Как пояснили в пресс-службе Минфина, после принятия этого закона каждый гражданин сможет открывать счета и размещать вклады в банках за рубежом. Сводятся к минимуму ограничения на совершение операций по валютным счетам граждан, открытым ими в России и за границей. Так, счета могут открываться без необходимости получать какие-либо разрешения или регистрировать эти счета. Кроме того, с принятием закона снимаются ограничения на приобретение российскими гражданами долей и вкладов в капиталы иностранных компаний, паев в их имуществе, акций иностранных акционерных обществ. По существу, российский гражданин становится равноправным и конкурентоспособным инвестором на международных рынках капитала, подчеркнули в Минфине.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 3. Последствия введения режима полной конвертируемости рубля
 

3.1 Противоречивый характер валютной либерализации

 

Отмена 1 июля 2006 г. в соответствии с Федеральным Законом «О внесении изменений в федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»» любых ограничений на движение капитала имеет противоречивый характер.

С одной стороны, она имеет массу положительных последствий, с другой – не исключает отрицательных. Для каждой страны введение режима конвертируемости национальной валюты имеет свой исход в зависимости от множества факторов, которые могут на это повлиять.

Валютная либерализация проводилась в разных странах, и ее влияние на экономику хорошо исследовано. Среди положительных эффектов – увеличение инвестиций, особенно в недооцененные сектора экономики. Негативные эффекты тоже известны – усиливается зависимость внутреннего финансового рынка от внешних воздействий и мировых финансовых кризисов. [10]
Российские власти уже столкнулись с первыми негативными последствиями интеграции (о которых будет упомянуто в разделе «Отрицательные последствия введения режима полной конвертируемости рубля»). Насколько эти проблемы могут быть серьезны, показывает опыт других стран. Так, в 1947 году Великобритания ввела конвертируемость фунта, но уже через 35 дней отменила ее – настолько был велик отток капитала. В Финляндии аналогичные реформы были проведены в 1980-х гг. В итоге страна столкнулась с банковским и валютным кризисом в начале 1990-х гг. [10]
Однако «неприятности» либерализации могут и должны обернуться приобретениями. С одной стороны, не стоит связывать с либерализацией надежд на рост инвестиций и экономики в целом в краткосрочной перспективе. Аналитики банка «Траст» напоминают об опыте Индии, которая проводила валютную либерализацию по схожему с российским сценарию. Там приток прямых иностранных инвестиций хоть и вырос, но остался на низком уровне (около 1% ВВП), а темпы экономического роста вообще не изменились. Однако есть и другая сторона. Известный гарвардский экономист Кеннет Рогофф и эксперты МВФ в недавнем докладе поясняют: как свидетельствуют исследования, сама по себе валютная либерализация не приводит ни к росту ВВП, ни к другим макроэкономическим успехам. Однако заставляет власти улучшать управление экономикой и развивать финансовые институты, что в результате и дает положительный эффект. [10]
Сегодня Россия уже столкнулась с последствиями введения конвертируемости рубля. Однако надо отметить, что, несмотря на либерализацию операций с капиталом, риски волатильности национальной валюты остаются высокими. И возможно, на состояние притока капитала в Россию существенно не повлияет и отмена валютных ограничений.

 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.