На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Системный анализ"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?1  Понятие и структура социально-экономических процессов
Отличие социальных процессов от экономических, политиче­ских, идеологических и других общественных состоит в том, что глав­ным фактором движения здесь является социальные качества челове­ка и общества. Социальные процессы по существу есть продукты
взаимодействия людей в ходе их разнообразной по содержанию со­вместной деятельности. Их источник - удовлетворение потребностей и интересов людей, жизнеобеспечение общества в целом. Объектом управления в социальных процессах являются люди, наделенные во­лей и сознанием, общественный человек во всем многообразии соци­альных связей и отношений.
Социальные процессы совершаются под влиянием внутренних и внешних факторов, обладают устойчивым взаимодейст­вием составляющих его компонентов, продолжительностью во време­ни и направленностью к тому или иному состоянию социального объ­екта. Основным источником их развития служат противоречия внутри социальных систем
Социальный процесс есть социальное явление, взятое в раз­витии, где под воздействием внутренних и внешних факторов проис­ходит постоянная смена его состояний, его изменения. Он протекает в конкретных социальных объектах. Всегда имеет своего конкретного носителя, который придает содержанию процесса свою специфику. Целенаправленное управляемое развитие социальных процессов ук­репляет и обогащает социальные отношения.
Социальные процессы включают в себя связь и взаимодейст­вие следующих структурных элементов.
- субъект - человек, действующая личность, различные общности, общество в целом и присущие ему социальные отношения;
- объективные условия - сама общественная система, окру­жающая среда. Субъект социального процесса всегда действует в объективных конкретно-исторических условиях (экономических, обще­ственно-политических и других). Их знание позволяет конкретизиро­вать содержание и объект социального управления, направленность управленческих воздействий;
- субъективные условия - способность людей действовать в определенном направлении. Здесь проявляется человеческий фактор во всем многообразии его воздействий на социальные процессы;
- потребности и интересы субъектов, которые объективно выступают источником деятельности личности, социальной группы. Общность потребностей людей, отраженных в конкретных интересах и реальных условиях их осуществления, выступает важным компонентом социального процесса, фактором целенаправленного его развития.
Экономические системы и процессы как объект исследования и управления
  Изучение экономики представляет интерес для многих ее участ­ников - рядовых граждан, предпринимателей, чиновников, экономистов.
  Экономические знания обеспечивают понимание экономических и социальных процессов, их сложных взаимосвязей. В центре внима­ния социальной рыночной экономики находится человек с его потреб­ностями и интересами, его отношения с другими членами общества в процессе производства, распределения, обмена и потребления.
Задачей исследования социальной рыночной экономики являет­ся познание закономерностей становления и развития хозяйственного механизма, сознательно ориентированного на решение социальных проблем. Ее успешное решение способствует выработке правильной экономической и социальной политики на макро - и микроуровнях, достижению в обществе социального партнерства, сохранению и при­умножению общественных ценностей, обеспечению равных условий доступа к ним.
  Глубокое знание современной социальной рыночной экономики позволяет вырабатывать принципы, правила, формы хозяйствования различных субъектов экономики, определять ориентиры хозяйствен­ной деятельности, критерии экономической и социальной эффектив­ности, оптимальное поведение потребителей и производителей.
Понятие "система" относится к одному из важнейших во всех нау­ках, а также в любых видах практической деятельности. Оно подчерки­вает системность мира, природы, общества и мышления, указывает на то, что все предметы, процессы, явления взаимосвязаны, взаимодейст­вуют, влияют друг на друга.
К важнейшим элементам любой экономической системы отно­сятся:
-социально-экономические отношения, зависящие от форм соб­ственности на экономические ресурсы и конечные результаты эконо­мической деятельности;
-организационные формы хозяйственной деятельности;
-хозяйственный механизм, как способ регулирования экономиче­ской деятельности;
-совокупность стимулов и мотивов, которыми руководствуются участники экономической деятельности;
-формы конкретных экономических отношений между участника­ми экономической деятельности.
Целевая направленность функционирования экономической сис­темы состоит в следующем:
-формирование и обеспечение высокой работоспособности эко­номики;
-координация всех видов экономической деятельности;
-реализация социальных целей.
 
2 Особенности социально-экономических процессов и факторы влияния на их развитие
Социальные процессы немыслимы без социальных фактов и социальных норм.
В качестве социальных фактов выступают следующие явления социальной жизни: действия, поступки и характеристики поведения людей и социальных общностей; материальные и духовные продукты человеческой деятельности; вербальные, словесные действия, а так­же их разнообразные комбинации.
В широком смысле, социальный факт - событие, имеющие место, в узком - событие, имеющее место в определенное время при определенных условиях, в познавательном смысле социальный факт -типовое событие, зафиксированное в четких понятиях с указанием специфики социальной ситуации, в которой он имел место.
Основным методом познания социального факта является со­циологическое исследование. Оно призвано раскрыть содержание факта и описать его характеристики. Научная обоснованность факта зависит от следующих моментов:
-реалистичности и прогрессивности мировоззренческой позиции исследователя;
-объективности общей и частной социологической теории, в по­нятиях которой описываются социальные факты;
- надежности метода и техники регистрации первичных данных и способов их объединения в совокупности социально-статистических фактов.
Любой социальный факт непременно характеризуется опреде­ленной социальной нормой, то есть она необходимый, существенный и постоянно действующий фактор жизни общества и человека.
Социальные нормы - исторически утвердившиеся формы со­циальной регуляции отношений и поведения людей и социальных общностей. Основными функциями социальных норм являются обес­печение социального контроля и влияния, регулирование поведения индивида, отношений и связей социальных групп, отображение и за­щита социального идеала общности.
Социальные нормы классифицируются по разным признакам:
- по уровню общности делятся на нормы всего общества и нор­мы отдельных подсистем, включая коллективы и группы;
-по отражению различных сторон жизни общества делятся на нормы эстетические, правовые и т.д.;
-по способу образования различают нормы, возникающие сти­хийно и сознательно формируемые социальными группами или упол­номоченными органами;
-по характеру нормотворчества делятся на институциональ­ные и неинституциональные нормы. Первые вводятся теми или иными институтами, государственными органами, вторые возникают неофи­циальным путем;
-по форме фиксации нормы бывают вербальные, предметно-знаковые, символические;
-по характеру фиксации нормы бывают жестко фиксированные и динамичные, гибкие, учитывающие обстоятельства деятельности;
- по степени включения в общественную жизнь делятся на нор­мы нарождающиеся (находящиеся на стадии формирования и практи­чески регулирующие поведение лишь небольшой социальной общно­сти), широко вошедшие в практическую жизнь и отжившие.
Для характеристики социальной реальности в ее конкретном состоянии особое значение имеют социальные нормативы. Социаль­ные нормативы - регламентированные социальные показатели, вы­ражающие систему стандартных требований, которые предъявляются социальными субъектами к социальным объектам и процессам, и представляют собой границы осуществления необходимого и возмож­ного в жизнедеятельности общества и человека.
Отличительными чертами социальных норм и нормативов яв­ляются их условность, относительность, связь с интересами общества в целом и его социальных групп, необходимость постоянного пересмотра.
Движение в социальной организации, реализуемое в социаль­ных процессах, может вести либо к воспроизводству параметров соци­альной структуры, либо к их изменению. Такое различие характера движения позволяет дифференцировать социальные процессы на процессы функционирования и развития.
 
3  Классификация социально-экономических процессов
Классификация социальных процессов может иметь разные основания: содержание деятельности, длительность ее протекания, уровень общности, роль и функции организованной системы.
По содержанию деятельности различают типы социальных процессов
1. Приспособление проявляется всегда там, где индивид или группа оказывается в новой среде. Приспособление включает:
- терпимость - проявление взаимной терпимости к системам ценностей и образцам поведения друг друга, признавая их равноцен­ность;
- аккомодацию - взаимные уступки, признание и принятие основ­ных ценностей новой ситуации при одновременном признании новой средой некоторых ценностей нового индивида;
- ассимиляцию - полное приспособление, основанное на отказе от прежних образцов и ценностей и полном принятии новых.
2. Сотрудничество основывается на согласованной деятель­ности в достижении общей цели. Смысл сотрудничества – обоюдная польза, оно возможно на основе взаимного приспособления, отказа от некоторых собственных ценностей.
3. Соперничество - противоположные стремления к получению предметов или достижению целей, существующих в недостаточном количестве. Оно возникает на почве противоположности интересов или стремления к удовлетворению одинаковых интересов при помощи средств, которыми другие группы или индивиды желают удовлетво­рить собственные интересы.
4. Конфликт - столкновение интересов различных социальных групп, сообществ людей и отдельных индивидов.
5. Дезорганизация - совокупность социальных процессов, приво­дящих к тому, что в рамках определенной общности действия, откло­няющиеся от нормы и оцениваемые негативно, превышают допустимую границу, угрожая установленному течению процессов коллективной жиз­ни. Процессы социальной дезорганизации могут быть вызваны различ­ными причинами: стихийными бедствиями, массовыми миграциями и пе­ремещением больших масс населения, личностными факторами, резким ослаблением научного управления и т.д.
6. Социальные перемещения - изменения индивидом или груп­пой социальной позиции, места, занимаемых в социальной структуре. Эти изменения могут происходить в социально-классовом положении, социально-пространственном местопребывании, нахождении в том или ином трудовом коллективе или занимаемом месте. Различают вертикальные социальные перемещения (движение вверх и вниз в системе социальных позиций) и горизонтальные (передвижение на од­ном и том же социальном уровне).
По характеру изменений, которые происходят в системе в це­лом в результате протекания процесса, различают:
-процессы функционирования, ведущие к воспроизводству ос­новных характеристик социальной организации, при которых сущест­венных качественных изменений системы не происходит;
- процессы развития;
- процессы деградации.
  Относить тот или иной процесс к одной из указанных групп следует в соответствии с тем, насколько он способствует или препят­ствует достижению основных целей системы. Социальный процесс, который уводит организацию от достижения главной цели или направ­лен на реализацию «лжецелей», есть процесс деградации, он ведет к регрессивным изменениям системы. В связи с тем, что социальная ор­ганизация является подсистемой многоцелевой социотехнической сис­темы, при оценке того или иного социального процесса необходимо исходить из комплекса ее целей.
Понятие цели как будущего состояния системы тесно связано с понятием функции, которую можно рассматривать как деятельность социальной организации, направленную на достижение ее целей.
По характеру функциональной направленности выделяются сле­дующие группы процессов:
-базовые процессы - ориентированы на обеспечение главной цели и тесно с формированием и развитием ценностных, целевых ориентации членов коллектива;
- интегративно-обеспечивающие процессы - управление, комму­никационные и нормативные процессы;
- изменяюще-поддерживающие процессы - направлены на воспро­изведение и изменение социального статуса организации и ее членов.
По критерию масштабности следует различать глобальные и локальные социальные процессы. Глобальные процессы оказывают воздействие на все общество, локальные - вызывают определенные из­менения в ограниченных масштабах. Глобальный процесс может скла­дываться из отдельных локальных процессов. Причем отдельные ло­кальные процессы могут иметь противоположную ему направленность.
Все социальные процессы, происходящие в системе, взаимо­связаны между собой. Ни один из них в «чистом» виде нельзя выде­лить из их совокупности. Один социальный процесс может стать причиной другого и следствием третьего.
 
4 Принципы управления социально-экономическими процессами
Целостность сложной системы управления социально-экономическими и политическими процессами, состояние управленче­ских отношений, прежде всего, зависят от сбалансированности двух ее подсистем: объекта и субъекта социального управления. Кризис управления в большинстве случаев обусловлен именно усугубляющи­мися противоречиями между ними.
   Процессы управления в силу их объективного характера являют­ся устойчивыми и определяющими в системе управления. Именно они являются главным объектом системных исследований.
    Предметом же исследования объекта управления являются об­щественные отношения и процессы, социальные организации, ресур­сы и человек, неизбежно вступающий в социальные отношения и уча­ствующий в общественных процессах и социальных организациях, в реализации ресурсов. Исследователю необходимо осознать и адек­ватно выразить в научной форме все то, что происходит в объекте управления. Следует отметить, что в центре внимания находятся управленческие отношения, которые пребывают в постоянном изме­нении, где происходят различные события и явления, развивающиеся в пространстве и времени.
   Система единых принципов существования и функционирова­ния сложных систем управления включает
1. Принципы физичности - всякой системе (независимо от ее природы) присущи законы или закономерности, определяющие причинно-следственные связи ее существования и функциони­рования. Принцип физичности включает несколько постулатов:
Постулат целостности. Сложная система управления должна рассматриваться как единое целое. Система не множество подсистем, а целостный объект, допускающий различные членения на подсисте-мы Поэтому система не тождественна никаким ее членам. Примене­ние постулата целостности состоит в раскрытии и накоплении сведе­ний о системных свойствах на всех этапах исследования и в обобще­нии их в понятия, а затем - в применении этих понятий к подсистемам при исследовании их порознь после декомпозиции.
Постулат декомпозиции систем. Анализ и синтез сложной сис­темы управления осуществляется путем расчленения ее на подсисте­мы, располагаемые по уровням, причем подсистема на данном уровне является системой на нижележащем уровне и, в свою очередь, рас­сматривается как элемент вышележащего уровня.
Постулат автономности. С точки зрения постулата целостно­сти, разнообразие декомпозиции помогает выявлению системных свойств. С точки зрения постулата автономности, большинство деком­позиций, а может быть все, кроме одной, отпадут.
2. Принцип моделируемости - сложная система, представлен­ная конечным множеством моделей, каждая из которых отражает оп­ределенную сторону ее существования. Этот важный принцип дает возможность исследовать определенное свойство сложной системы при помощи одной или нескольких упрощенных моделей. Принцип моделируемости базируется на следующих постулатах.
Постулат действия. Для изменения поведения системы требу­ется прирост воздействия, превосходящего некоторое пороговое зна­чение. Порог есть функция трех переменных: количества определен­ного вещества, количества энергии и количества определенной ин­формации.
Постулат неопределенности. Существует область неопределен­ности, в пределах которой свойства системы могут быть описаны только вероятностными характеристиками. Повышение точности определения (измерения) какого-либо количественно-описываемого свойства сложной системы сверх некоторого предела влечет за собой понижение возмож­ной точности определения (измерения) другого свойства.
Постулат дополнительности. Сложные системы, находясь в различных средах (ситуациях) могут проявлять различные системные свойства, в том числе альтернативные. Наблюдатель воспринимает одни грани сущности в одних условиях и другие сущности в других.
Постулат многообразия моделей. Определение характеристик системы на всех уровнях производится с помощью множества моде­лей. Выбор моделей зависит от целей анализа и синтеза и особенно­стей исследуемой системы.
Постулат согласования уровней. Требования к системе, фор­мируемые на любом уровне, выступают как условия и ограничения на выбор частных моделей и предельных возможностей системы на ни­жележащих уровнях. В случае невозможности выполнения требований осуществляется корректировка условий.
Постулат внешнего дополнения. Проверка истинности резуль­татов, полученных на каждом уровне, производится с использованием исходных данных, моделей и методов вышележащих уровней. Данный постулат является основополагающим в общей теории систем и его соблюдение является необходимым условием получения правильных решений на всех уровнях исследования системы.
Постулат достаточности. Последовательность уровней (эта-в) определения требуемых характеристик в процессе совершенствования сложной системы выбирается по возрастанию затрат на улучшение системы с проверкой достаточности принимаемых решений по заданным критериям эффективности.
Постулат проверенного методического обеспечения. Для ана­лиза и синтеза системы управления необходимо использовать хорошо отработанные и экспериментально проверенные модели и методики, обеспечивающие получение отдельных характеристик системы в за­данные сроки и с заданной точностью.
3. Принцип целенаправленности - функциональная тенденция целенаправленности системы на достижение некоторого состояния, либо на усиление или сохранение какого-то процесса. При этом систе­ма обладает способностью противостоять внешнему воздействию, а также использовать среду и случайные события. Этот принцип вклю­чает в себя постулат выбора.
Постулат выбора. Сложная система обладает способностью к выбору поведения и, следовательно, однозначно предсказать .способ действия и экстраполировать ее состояние невозможно ни при каком априорном знании свойств системы и ситуаций.
Познание и практическое использование этого постула­та имеет два аспекта. Первый касается стимулирования или подавле­ния «свободы» выбора. В исследовательских, творческих поисковых системах возможность выбора должна быть максимальной. Исполни­тельные системы должны иметь возможность выбора в пределах по­ставленной задачи. Второй аспект связан с количеством описаний вы­бора, его формальным представлением, качественной и количествен­ной оценкой и использованием этой оценки при решении задач.
Принципы физичности, моделируемости, целенаправленности и их постулаты составляют основополагающую базу методологии сис­темного подхода к исследованию систем управления.
 
5 Политические системы и подходы к их исследованию. Типология политических систем
    Для постижения современной политики наиболее эффективен научный подход к ее изучению. Его важные элементы формирова­лись в рамках социологии, особенно политической социологии, в ис­следованиях изменений государственно-политических устройств, функций различных политических организаций, развития политических процессов, а также изучения роли личности и масс в решении полити­ческих проблем.
В науке сложились определенные подходы к изучению политиче­ской системы. Каждый из них под определенным углом рассматривает политические отношения, углубляя понимание механизма, посредством которого принимаются и проводятся в обществе властные решения.
   Институциональный подход рассматривает политическую систему как совокупность государственных и негосударственных ин­ститутов социальных и правовых норм, посредством которых реали­зуются властные отношения. Предметом исследования являются обособленные, организационно оформленные центры власти: госу­дарство, партии, движения, объединения и подчиненные им структуры, а также нормы, регулирующие деятельность этих институтов и их взаимодействие. Недостатками такого подхода является то, что в сто­роне остаются неинституциональные формы взаимодействия субъек­тов экономики и политическая система как целое теряет свое значение в качестве предмета исследования.
   При современном системном подходе политические отношения рассматриваются как взаимодействие внутренне сложных структур и процессов по поводу принятия и реализации властных решений. Соот­ветственно исследование взаимоотношений - это разносторонний и разноуровневый процесс. Системный подход позволяет изучать поли­тическую власть как продукт совместной деятельности людей, как про­цесс и результат взаимодействий различных субъектов и объектов (представительные и административные структуры, партии, ассоциа­ции, политические лидеры и т.д.) При этом подходе преодолевается институциональная ограниченность, и внимание концентрируется на всей сферу политической деятельности. При системном подходе глав­ным предметом анализа становится не институт, а социальное взаи­модействие между индивидами и группами, которые осуществляют определенные политические роли.
    Применение системного подхода в исследовании политических систем и процессов позволяет раскрыть сущность политической вла­сти, механизм ее стабильности, установить, как в рамках конкретной системы вырабатывается политика, позволяющая распределять цен­ности в обществе и достигать коллективных целей
   Системный подход позволяет расширить границы объекта ис­следования. Проявляется возможность более широкого толкования политической системы, охватывающей все лица и институты, участ­вующие в политических отношениях. Появляются возможности иссле­довать политические системы как системы социальных взаимодейст­вий, направленных на достижение целей, интеграцию и адаптацию внутри общества посредством применения более или менее легитим­ного принуждения.
Изучение политической системы не сводится к исследованию только внутренних механизмов властных отношений. Анализируется сфера ее обитания. К ней относятся другие подсистемы общества: экономическая, социальная, культурная, природная и др. К внешней среде относятся также международные факторы. Это важно потому,
что решение стратегических вопросов политики возможно только при благоприятствовании тому международной среды.
   
Типология политических систем
Типология политических систем представляет основу для более обстоятельной их характеристики, необходимой для ориентации в слож­ной динамике взаимодействия политических институтов, сил и власти, в современных политических процессах. Типология должна быть ком­плексной, позволяющей дать всестороннюю характеристику системе.
Политические системы различаются, прежде всего, в зависимо­сти от того, интересы какого класса они выражают и обеспечивают. В соответствии с этим критерием они подразделяются на буржуазные, социалистические и политические системы освободившихся стран. Такой подход, по сути, отражал только идеологическую функцию, не требовал кропотливого анализа функционирования и эволюции поли­тической системы. Поэтому под влиянием политического культурного сближения стали выявляться разнообразные признаки типологизации политических систем.
По мнению М. Вебера, важнейшим признаком типологизации по­литических систем являются формы и способы их функционирования. Такой подход отрицает главенство экономического детерминизма и форм собственности в развитии политических систем. Под влияние веберовской классификации получило признание деление политиче­ских систем на традиционные и рациональные (бюрократические).
Традиционная система политической власти функционирует по принципу: выполнять надо потому, что так предписывает авторитет - мо­нарх или обычай. Рациональная система - на обосновании разумности порядка, действии абстрактных принципов и норм, доверии компетент­ности властных органов.
С позиции социокультурной среды выделяют политические сис­темы англо-американского и континентально-европейского типа, традиционные и развивающиеся системы, коммунистические сис­темы. Главное здесь - выявление ценностей, которые лежат в ней. Так, американская система (по мнению С. Липсета) основана на анти­этатизме, индивидуализме, эгалитаризме, секуляризированной куль­туре. В ее основе лежат идея свободы человека и разнообразия пози­ций, признание всеми основных целей и средств политики. Характер­ными чертами такой политики являются развитость разделения функ­ций, властей, противовесов; четкая организованность и бюрократири-зованность, высокая стабильность. Для систем европейско-континентального типа характерно влияние этатизма, социалистиче­ских мотивов, элементов авторитарности.
Достаточно актуальной является типологизация на основе харак­тера распределения власти и взаимоотношений политической систе­мы и общества. Базовыми моделями здесь являются авторитарные и плюралистические системы. Суть авторитаризма заключается в со­средоточении власти в едином центре. Такой тип властвования в наи­более последовательном виде исключает коллективность, широкое поле деятельности представительных органов, самостоятельность на нижних уровнях иерархии, существование действенной оппозиции, са­мостоятельность средств массовой информации. Плюралистическая система предполагает существование множественности противовесов любой власти, децентрализации и многопартийности, исключает гос­подство устойчивого неизменного большинства.
 
6  Сущность и структура  политических процессов. Режимы существования политического процесса
  Даже хорошо представляя политические идеи современности, общественно-политические институты и государственную власть, зная их позиции, невозможно разобраться в том, что происходит в полити­ческой сфере без изучения политических процессов.
  Политический процесс - это форма функционирования полити­ческой системы общества, совокупность действий субъектов политики по выполнению своих специфических функций в сфере власти, это тех­нология осуществления власти. Именно в политических процессах вы­являются и реализуются свойства всех политических сил и возможно­сти власти, отвергаются или удовлетворяются политические интересы.
   Политический процесс раскрывает как поверхностные, так и глу­бинные изменения политической системы, характеризует ее переход из одного состояния в другое. С точки зрения внутреннего содержания политический процесс выражает как бы технологию осуществления власти, представляя собой совокупность относительно самостоятельнее, локальных взаимодействий субъектов, структур и институтов, связанных теми или иными целями и интересами в поддержании или изменении политической системы.
По своей структуре политический процесс состоит из следующих элементов:
-субъекта, носителя власти;
- объекта, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;
-средств, методов, ресурсов, исполнителей процесса.
При этом ресурсами могут служить знание, наука, технические и финансовые средства, общественное мнение и другие виды.
   В научной литературе различают следующие режимы существо­вания политического процесса.
- режим функционирования, когда политическая система воспро­изводит сложившиеся, повторяющиеся отношения между гражда­нами и государством, элитой и массами. Властные структуры больше придерживаются традиции, чем вводят новации, исполь­зуют устоявшиеся, привычные механизмы господства, преемствен­ность в развитии политических связей;
- режим развития, при котором субъекты власти пытаются вне­сти изменения в политику, применить методы управления, отве­чающие переменам во внутренней и внешней среде. При таком ха­рактере политические процессы сопровождаются борьбой различ­ных тенденций и идеологических течений;
- режим упадка, распада политической целостности характери­зуется преобладанием центробежных тенденций над интеграцией. Принимаемые решения не выполняются, сами власти теряют леги­тимность, доверие общества.
 
7  Стадии политического процесса
Политический процесс можно условно разделить на пять стадий: формирование политических приоритетов, выдвижение политических приоритетов на авансцену политического процесса; формирование политических проблем, требующих решений и принятие политических
решений; приведение в действие механизма реализации принятых решений; оценка результатов политических решений.
1.Формирование политических приоритетов. Политически­ми являются проблемы, которые обладают широким охватом сфер жизни и значительным резонансом, включая последствия для людей, непосредственно не задействованных в сферу проблемы. Такие про­блемы могут быть подразделены на распределительные, регулятив­ные и перераспределительные. Первые из них затрагивают относи­тельно небольшой круг лиц, которые реально регулируют распредели­тельные отношения на разных уровнях. Регулятивные проблемы воз­никают тогда, когда одни группы общества выдвигают требования по ограничению других групп; перераспределительные - если большие группы людей выступают за пересмотр сложившихся отношений в со­циальной и политической структуре общества.
2.Выдвижение политических приоритетов на авансцену политического процесса. Эта стадия направлена на поиск ответа на вопрос «Почему одни проблемы выдвигаются на передний план и тре­буют действий со стороны властей, а другие нет?»
3.Формирование политических проблем и принятие поли­тических решений. Эта фаза включает разработку планов действий при решении проблем и организацию их реализации. Многие полити­ческие программы разрабатываются не только официальными лица­ми, но и людьми из неправительственных организаций.
4.Приведение в действие механизма реализации принятых решений. В реальной жизни трудно провести четкую границу между принятием политического решения и его исполнением. Однако в со­временных политических системах политические решения проводятся посредством сложной структуры административных служб. В этих ус­ловиях административный процесс становится продолжением законо­дательного акта, и профессиональные управленцы оказываются во­влеченными в политику.
5.Оценка результатов политических решений. Как функцио­нальная деятельность оценка должна присутствовать на всех стадиях политического процесса, однако его эффективность определяется ко­нечными результатами. Существуют различные подходы к оценке эф­фективности политических процессов. Один из подходов связан с тем, что политики и администраторы руководствуются критериями ре­зультативности, заложенными в самих программах и проектах. По­литические оценки второго типа базируются на критериях, склады­вающихся на базе личных и групповых интересов. Оценщик отвечает на вопрос, кто получил наибольшую выгоду от реализации программы и в каком виде.
 
8 Типология современных политических процессов
Совокупность политических процессов сообщества представляет собой процесс его политического развития. В зависимости от преоб­ладающих тенденций процессы политического развития стран мож­но разделить на два типа:
1. Системоизменяющий тип. Для него характерно преоблада­ние изменений существующей политической системы, ее обновление или даже разрушение и формирование новой. При этом в системе ме­няется идейно-политическая ориентация, способы реализации. Опре­деляющими факторами являются требующие решения политические проблемы, движущие политические силы и характер отношений между ними, определяющий способ изменения системы.
2. Политические режимы. Для них характерны преобладание стабильности политической системы и ее более или менее эффектив­ное функционирование, реализация идейно-политической ориентации определенным способом.
По значимости для общества тех или иных форм политиче­ского регулирования социальных отношений различают следующие виды политических процессов:
- базовые - характеризуют различные способы включения широ­ких социальных слоев в отношения с государством, формы пре­образования интересов и требований населения в управленче­ские решения, процессы политического участия и государственно­го управления и т.д.;
- периферийные - раскрывают динамику формирования от­дельных политических организаций, развитие местного само­управления, другие связи, отношения в политической системе, не оказывающие существенного влияния на определяющие формы и способы реализации государственной политики.
Политические процессы различаются по своим масштабам. Вы­деляют внутренние и международные процессы. Первые могут иметь местный масштаб, например, выборы представительных ме­стных органов, региональный масштаб - разворачиваться в субъекте федерации или федеральном округе, общенародный масштаб - охва­тывать всю страну.
  Политические процессы в мировом сообществе бывают двусто­ронними - между двумя странами и многосторонними, в которых уча­ствуют многие заинтересованные страны.
Можно говорить об эволюционном и революционном политиче­ских процессах. При революционном процессе используются как мир­ные, так и немирные средства, насилие. При этом преобразования осуществляются за сравнительно короткое время, имеют часто об­вальный характер и далеко не всегда достигают тех результатов, на которые были рассчитаны. Основа эволюционного развития - леги­тимность властей, единые социокультурные ценности элиты и масс, этика согласия, наличие конструктивных оппозиций.
   С позиций публичности осуществления правящими субъектами своих властных полномочий, принятия решений, различают откры­тый и скрытый (теневой) политические процессы.
При открытом политическом процессе интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в голосовании на выбо­рах, через обсуждение политических проблем в средствах массовой информации, через контакты граждан с институтами власти, через учет общественного мнения.
Скрытый политический процесс связан с теневой деятельностью государственных учреждений, существованием органов с секретными функциями, секретными документами. Такой процесс создает опас­ность противоправной деятельности и коррупции официальных лиц и властей. При определенных условиях формируются теневые структу­ры неполитического характера, которые имеют тенденцию смыкаться с легальными государственными структурами и оказывать на них серь­езное влияние, вплоть до скрытого участия в политической жизни.
 
9 Становление системного подхода в науке.
Системный подход и системные исследования в науке становят­ся одним из основных методологических направлений в связи с  пре­одолением кризиса научного познания на рубеже XIX-XX веков.
С методологической точки зрения, выдвижение новых системных принципов познания было связано с отказом от ряда мировоззренче­ских предпосылок, сознательно или бессознательно исповедовавших­ся предшествующей наукой. Основными из таких предпосылок были элементаризм и механицизм.
Первый исходил из постулата об онтологической данности  последних наиболее простых и элементарных кирпичиков любого объ­екта. Это определяло не только особый тип мировоззрения, но и пре­допределяло направление научных исследований. Задача состояла в том, чтобы докопаться до этого простейшего, неразложимого далее элемента, объясняющего собой все остальное. Проблема исследова­ния сложных объектов выступала как проблема сведения сложного к простому, целого к части.
Споры о преимуществах того или иного подхода в том или ином отношении ведутся и по сегодняшний день. Это имеет свои причины:
1.                    При столкновении с неизвестным объектом наиболее простой и естественный путь его познания заключается в разложении этого объекта на составляющие его части и изучении каждой из них в от­дельности, чтобы затем перейти к синтезу.
2.                    Реализация элементаристского принципа позволяла находить единое основание у объектов самой разнообразной природы.
3.                    Элементаризм черпал и черпает свою силу в том, что ему со­ответствует элементарная логика мышления, основанная на схеме родо-видовых отношений.
Элементаристский подход до сих пор сохраняет методологическое значение в научном познании.
Во второй половине XIX века новые системные принципы познания начали проникать и в сферу естество­знания, например, учение Дарвина.
Другим важнейшим шагом на пути совершенствования принципов научного мировоззрения становится критика механицизма и расши­рение на этой основе представлений о причинной связи. Одним из ос­нований механистического мировоззрения являлся принцип однознач­ного детерминизма, т.е. убеждение в том, что в конечном счете любые процессы и явления могут быть объяснены посредством жестких кау­зальных связей, где каждая причина порождает единственное следст­вие.
В дальнейшем методологическом развитии ряда специальных дисциплин постепенно возникают и развиваются новые методологиче­ские средства и способы подхода, все более отдаляющие концепту­альные схемы современной науки от элементаризма, редукционизма и механицизма. Новые принципы подхода к действительности начинают применяться не только в отдельных специальных науках, но и для ре­шения комплексных проблем, все более настойчиво выдвигаемых пе­ред наукой и практикой в нашем веке. Попытки решения этих проблем
приводят к созданию концепций большой обобщающей силы, и в их фундаменте все более значительное место занимают системно­структурные идеи.
В фундаментальных научных дисциплинах развитие методологизма превращает методологию науки в самостоятельную область совре­менного научного знания. В специальных научных дисциплинах рефлек­сивный момент все более тесно переплетается с конструктивным: ана­лиз существующих и построение новых средств исследования непо­средственно соединяется с процессом освоения объекта исследования.
Вследствие этих трансформаций методологизм принимает фор­му движения в направлении создания конструктивной специально на­учной онтологии. Эти современные средства конструктивной онтоло­гии служат построению модели реальности, которая выступает не как цель, а лишь как средство исследовательского движения.
В качестве особого специфического продукта современных форм самосознания науки выступают нефилософские общенаучные концеп­ции и дисциплины, к которым относится и системный анализ. Их пред-
посылкой являются, во-первых, универсализация средств научного по­знания, все более заметная как на уровне концептуального базиса науки, так и на уровне ее формальных средств; во-вторых, уже отме­чавшийся выше переход от дисциплинарного к предметному способу постановки научных задач.
Схематически основные типы таких концепций и дисциплин по предметной отнесенности и функциям в научном познании предстают следующим образом:
Проблемно-содержательные теории. Они непосредственно относятся к реальности, трактуемой в универсальном, а не в узкоспеци­альном плане, и определенным образом теоретически воспроизводят эту реальность.
Примерами подобного рода теорий могут служить концепция ноосферы и теоретическая кибернети­ка. Их реальное воздействие на науку проходит по двум линиям: они дают предметное выражение новым типам исследовательской ориен­тации в различных областях знания и, во-вторых, их появление вызы­вает активный процесс возникновения новых предметов изучения и соответствующих научных дисциплин. Именно после появления теоре­тической кибернетики началось широкое изучение процессов управле­ния и возникновение и развитие целого комплекса управленческих дисциплин.
Разновидность общенаучных концепций и дисциплин образуют также так называемые методологические концепции. Примерами могут служить структурализм в языкознании и этнографии, разновид­ности структурно-функционального анализа в социологии, системный анализ при решении проблем управления и экономики. Подобную роль в современной науке играют также такие дисциплины, как теория ин­формации, теории игр и решений и др. Эти все дисциплины выступают либо как разделы современной прикладной математики, либо как от­носительно алгоритмизированные совокупности процедур исследова­ния, применимые к широкому кругу явлений, т.е. в виде техники иссле­дования определенных массовых совокупностей. Системный анализ сочетает оба этих момента.
На примере таких концепций хорошо видны трудности, с которы­ми сопряжена формализация научного знания. С одной стороны, со­временная логическая техника достаточно облегчила процесс по­строения самых разнообразных формальных систем. Научное знание широко оперирует крайне абстрактными понятиями и категориями, и это создает мощный стимул для многочисленных построений такого рода. Но, с другой стороны, формализация может быть оправдана лишь тогда, когда движение в формальной плоскости либо непосред­ственно способствует получению содержательного результата, либо вооружает исследователя аппаратом, который позволяет ускорить решение задачи. Поэтому формализация имеет смысл только тогда, когда она выступает средством, а не целью исследования, в против­ном случае она превращается в наукообразную видимость.
 
10 Место и роль системного подхода в теории системных исследований.
Системный подход - это не набор каких-либо руководств или ре­комендаций для управляющих, это способ мышления по отношению к организации и управлению. Сущность системного подхода - в исследовании социально-экономическими и политическими про­цессами, она формулировалась разными авторами. В развернутом виде она сформулирована В. Г. Афанасьевым, определявшим ряд взаимосвязанных аспектов, которые в совокупности и единстве раскрывают сущность системного подхода в управлении:
-системно-элементный, отвечающий на вопрос, из чего образована система;
- системно-структурный, раскрывающий внутреннюю организацию --системы, способ взаимодействия образующих ее компонентов;
-системно-функциональный, показывающий, какие функций вы­полняет система и образующие ее компоненты;
-системно-коммуникационный, раскрывающий взаимосвязь дан­ной системы с другими как по горизонтали, так и по вертикали;
-системно-интегративный, показывающий механизмы, факторы сохранения, совершенствования и развития системы;
-системно-исторический, отвечающий на вопрос, как, каким обра­зом возникла система, какие этапы в своем развитии проходила, каковы ее исторические перспективы.
Если предметом системного исследования является объект, пред­ставляющий собой систему, то системные характеристики такого объек­та выражаются в результатах исследования. Поэтому любое системное исследование должно фиксировать хотя бы некоторые характерные особенности системного объекта. К их числу следует отнести:
Целостность изучаемого объекта, из которой следует, во- первых, что система может быть понята как нечто целостное лишь в том случае, если она в качестве системы противостоит своему окру­жению - среде.
Представление о целостности системы конкретизируется через понятие связи. Это понятие употребляется практически в любом системном исследовании.
Совокупность связей и их типологическая характери­стика приводят к понятиям структуры и организации системы. Хотя каждое из этих понятий не имеет общепринятого значения, однако большинство исследователей выражают через них определяемую ус­тойчивыми связями упорядоченность системы.
Структура системы может характеризоваться как по горизонтали так и по вертикали. Вертикальная структура приводит к понятию уровней системы и иерархии этих уровней.
Специфически системным способом регулирования много­уровневой иерархии является управление - разнообразные по формам и по жесткости способы связи уровней, обеспечивающие нормальное функционирование и развитие системы.
Наличие управления делает необходимой постановку при исследовании систем, которые располагают собственным органом управлении проблемы цели и целесообразного характера их поведения.
Источник преобразования системы или ее функций лежит обычно в самой системе, поскольку это связано с целесообразным характером поведения системы.
В связи с управлением и целесообразным поведением сис­тем во многих случаях возникает проблема соотношения функциони­рования и развития системы, поиска соответствующих механизмов и построения единой картины объекта, в которой были бы учтены ка» синхронный, так и диахронный его срезы.
По мнению ряда авторов, системный подход в управлении осно­вывается на следующих принципах:
единства - совместное рассмотрение системы как единого це­лого и как совокупности частей;
развития - учет изменяемости системы, ее способности к раз­витию, накапливанию информации с учетом динамики окружающей среды;
глобальной цели - ответственность за выбор глобальной цели. Оптимум подсистем не является оптимумом всей системы;
функциональности - совместное рассмотрение структуры сис­темы и функций с приоритетом функций над структурой;
децентрализации — сочетание децентрализации и централи­зации;
иерархии - учет соподчинения и ранжирования частей;
неопределенности - учет вероятностного наступления события;
организованности - степень выполнения решений и выводов.
 
11 Системный анализ: понятие, сущность и область применения .
Цель – выработка практических рекомендаций по выбору наилучшего варианта решения на основе всесторонней или нашей проверки различных вариантов.
   Как отмечалось ранее, в настоящее время не существует единой точки зрения на содержание понятия системный анализ. Среди спе­циалистов в этой области нет единства в формировании основных ха­рактеризующих его категорий. Причем эта неоднозначность имеет в первую очередь объективные причины, а не связана лишь с недоста­точной разработанностью методологии системного анализа.Ч. Хитч называет следующие "универсальные логические элементы системного анализа":
1) цель и ряд целей;
2) альтернативные средства (системы), с помощью которых мо­жет быть достигнута цель и которые представляют собой множества системных элементов или стратегий;
3) затраты ресурсов на систему;
4) математическая и логическая модель, то есть система связей между целями, альтернативными средствами, средой и требованиями, накладываемыми на ресурсы;
5) критерий выбора предпочтительных альтернатив [42].
   Существуют и другие подходы к формированию категориального аппарата системного анализа. При более внимательном рассмотрении можно заметить, что различные варианты этого аппарата достаточно тесно связаны с аппаратом исследования операций и теории игр и ре­шений. Эта связь объясняется тем, эти дисциплины являются, основны­ми "поставщиками" методов и конкретных идей для системного анализа наряду с общими принципами. Вместе с тем, системный анализ отнюдь не совпадает с исследованием операций, хотя и заимствует у него ма­тематические методы. Эти две дисциплины отличаются, прежде всего, по масштабу проблем, к решению которых они прилагаются. Кроме того, системный анализ в отличие от исследования операций связан с ориен­тацией на длительные отрезки времени, с наличием специальных про­цедур, направленных на учет фактора неопределенности, занимающего важное место во всякой сложной проблеме. В системном анализе боль­шее внимание уделяется организационным факторам.
Наиболее точной представляется трактовка системного анализа как конкретного теоретико-прикладного направления исследований, основанного на системной методологии, и характеризующегося опре­деленными принципами, методами и областью применения.
  Системный анализ - это методология исследования трудно на­блюдаемых и понимаемых свойств и отношений в объектах путем представления этих объектов в качестве целенаправленных систем и изучения свойств этих систем, взаимоотношений между целями и средствами их реализации.
   Если подавляющее большинство методов исследования и ана­лиза ориентировано на непосредственное наблюдение точно опреде­ленных объектов с учетом их природы и специфики, то системный анализ, базирующийся на теории систем, учитывает принципиальную сложность исследуемого объекта, его разветвленные и прочные взаи­мосвязи с окружающей средой, не наблюдаемость целого ряда его свойств. Исследователь в рамках системного анализа, отталкиваясь от реального явления, от имеющихся фактических данных о его свойст­вах, внутренних и внешних связях, переводит их в абстрактные катего­рии и на основе известных свойств систем выявляет новые свойства и новые взаимосвязи.
   Главное в системном анализе - как сложное превратить в про­стое, как не только трудноразрешимую, но и труднопонимаемую про­блему превратить в четкую серию задач, имеющих методику решения. Системный анализ не исчерпывается расчленением сложной пробле­мы на более мелкие, а направлен на то, чтобы понять сущность цело­го, выявить факторы, влияющие на принятие решений и, в конечном счете, вернуться к целому, к проблеме.
Системный анализ представляет собой совокупность определен­ных научных методов и практических приемов, используемых при ис­следовании и конструировании сложных и сверхсложных объектов и решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах целе­направленной деятельности, при проектировании и управлении соци­альными, экономическими, человеко-машинными и техническими сис­темами. Характерным для системного анализа является то, что поиск лучшего решения проблемы начинается с определения и упорядоче­ния целей деятельности системы, при функционировании которой воз­никла данная проблема. При этом устанавливается соответствие меж­ду целями, возможными путями их реализации и потребными для это­го ресурсами.
    Системный анализ предназначен для исследования в первую очередь слабоструктурированных систем, состав элементов и взаимо­связей которых установлен только частично, для решения задач, воз­никающих в ситуациях, характеризующихся неопределенностью и со­держащих неформализуемые элементы, которые не переводятся на язык математики. Поэтому основная особенность методик системного анализа заключается в сочетании формальных методов и неформали­зованного экспертного знания.
 
12  Место и роль системного анализа в решении социально-экономических и политических проблем
  Увеличение масштабов экономики и усложнение ее структуры, повышение дефицитности потребляемых ресурсов, увеличение стои­мости реализации проектов, возрастание "цены" неоптимальности принимаемых решений - все это предопределяют актуальность вопро­сов повышения эффективности всех аспектов работы, что невозможно без использования современных методов анализа.
   Усиление ориентации на конечные результаты, многообразие целей социально-экономических систем требуют повышения внимания к проблемам целеполагания, определению задач развития экономики государства, отдельных отраслей и регионов, а также предприятий и объединений. Их решение возможно также только при использовании специальных методов анализа.
   Ускоренное внедрение достижений науки и техники в производ­ство, обеспечение единства развития отдельных этапов воспроизвод­ственного процесса и жизненного цикла новых товаров, составление оптимальной производственной программы в условиях рыночной эко­номики невозможно без взаимоувязанного анализа отдельных этапов воспроизводственного процесса.
Системный анализ возник в начале 60-х годов и первоначально развивался исключительно как средство решения военно-стратегических проблем. Особый характер проблем, выдвигаемых для решения методами системного анализа, определил и особый ха­рактер этих методов:
1. Жизненная важность каждой из таких грандиозных комплекс­ных задач практически исключала право на ошибку.
2. Создание современных систем вооружений было связано с привлечением огромных материальных и человеческих ресурсов, и потому заказчик, который, как правило, представлял интересы безо­пасности всей страны, должен был быть уверен, что допустимый риск в работе такой системы или ее надежности является минимальным.
3. Исключительная сложность системы не позволяла при ее соз­дании двигаться традиционными методами, как это, как правило, бы­вало раньше, от частей к целому, поскольку все или, почти все основ­ные характеристики каждой части (подсистемы) задавались не наи­лучшей комбинацией свойств самой части как таковой, а извне, требо­ваниями со стороны целого и его исходных целей.
Объектами системного анализа, в первую очередь, являются со­циально-экономические и политические процессы. Они характеризу­ются целым рядом особенностей, предопределяющих необходимость системного подхода и специальных методик его реализации. Их сущ­ность и особенности были раскрыты в работах отечественных и зару­бежных ученных.
Конечный результат социально-экономической системы распада­ется на материально-вещественный, представляющий собой готовую продукцию и услуги с конкретными характеристиками и свойствами; экономический, показывающий, за счет каких средств, какой ценой достигаются материально-вещественные и социальные результаты. Именно они предопределяют необходимость учета взаимодействия различных по своей природе и сущности факторов и явлений, ком­плексный характер их исследования, успех которого в существенной степени зависит от умения решать слабоструктурированные многокри­териальные задачи.
Так как неотъемлемой частью и самым активным элементом со­циально-экономических и политических систем является человек, то это придает им следующие особые свойства:
- уникальность и непредсказуемость поведения системы в кон­кретных условиях, так как субъективные характеристики, трудно под­даются формализации;
- наличие у системы предельных возможностей, которые обу­словлены ограниченными экономическими ресурсами;
- способность адаптироваться к изменяющимся условиям, что, являясь полезным свойством в одних ситуациях, в других - будет проявляться в форме противодействия управляющим воздействиям, в за­труднении управления системой;
- способность и стремление к целеобразованию, формированию целей внутри системы;
- способность изменять свою структуру и формировать различ­ные варианты поведения, сохраняя целостность;
- наличие большого числа факторов различной природы, являю­щихся предметом исследования разных областей знаний;
- способность противостоять разрушающим систему тенденциям, благодаря обмену материальными, энергетическими и информацион­ными ресурсами со средой.
Исходя из отмеченных особенностей, можно сформулировать следующие основные аспекты системного анализа социально-экономических объектов:
1. Переход от разработки и использования отдельных локальных, изолированных моделей совокупности взаимосвязанных моделей, по­зволяющих исследовать систему в целом; совместное использование формальных и неформальных методов исследования; обеспечение единства процесса разработки и реализации программ.
2. Снижение действия фактора неопределенности путем: прогно­зирования и многовариантного долгосрочного планирования; учета влияния решений, принимаемых в настоящее время, на функциониро­вание системы в будущем; использования системы скользящего про­гнозирования и планирования в целях периодического уточнения ра­нее полученных оценок.
3. Проведение исследований в направлении от общего к частно­му при глубокой проработке как общих, так и частных вопросов и со­вместном использовании методов анализа и синтеза.
4. Анализ и выбор для практической реализации наиболее важ­ных проблем и целей функционирования и развития системы на базе разработки альтернативных вариантов решений, использования ите­ративных процедур согласования целей, мероприятий и ресурсов, применения многокритериальных оценок при поиске оптимальных ва­риантов решений.
 
13 Объекты, цели и задачи системного анализа
Объектами системного анализа в теоретическом аспекте являются:
- общие закономерности проведения исследований, направлен­ные на поиск наилучшего решения проблем на основе системного подхода (отработка методики системного анализа, содержание от­дельных этапов системного анализа, взаимосвязи, существующие ме­жду ними и другие);
- конкретные научные методы исследования - определение це­лей и их ранжирование, дезагрегирование систем на их составные элементы; определение взаимосвязей, существующих как между эле­ментами системы, так и между системой и внешней сферой и другое;
- процесс интегрирования различных методов и приемов иссле­дования, разработанных как в рамках системного анализа, так и в рам­ках других научных направлений, взаимообусловленных совокупно­стью методов системного анализа.
Объектом системного анализа в прикладном аспекте являются конкретные различные проблемы, возникающие при создании и функ­ционировании систем, и выработка рекомендаций по конструированию новых или усовершенствованию действующих систем. В то же время они являются и объектом целого ряда других научных дисциплин как общетеоретических, так и прикладных. Системный анализ играет роль каркаса, объединяющего все необходимые методы, знания и действия.
    Целью системного анализа является выработка практических ре­комендаций по выбору наилучшего варианта решения на основе полной и всесторонней проверки различных вариантов с точки зрения количест­венного и качественного сопоставления затраченных ресурсов с полу­ченным эффектом. Анализ практики проводимых системных исследова­ний и возможных постановок задач показывает, что для конкретного ис­следования цели проведения системного анализа могут быть совершен­но различными. Возможны следующие постановки задач:
- правильно и с возможно большей четкостью сформулировать проблему и перевести ее из разряда неструктурированных в разряд слабо структурированных;
- собрать информацию, относящуюся к делу, для того, чтобы на­метить хотя бы приблизительные мероприятия по исследованию про­блемы и последующей разработке системы;
- выявить в полной мере назначение системы, решающей про­блему, с тем, чтобы определить ее состав, методы действия и взаимо­действия с другими системами;
- разработать несколько вариантов возможного развития систе­мы при различных внешних условиях, которые создаются в будущем, для того, чтобы подготовить информацию для последующего принятия решений;
- выбрать единственный наилучший курс развития системы при определенных внешних условиях с учетом динамики их изменения в перспективе;
- выявить основные цели развития социально-экономических объектов, детализировать их по подсистемам и видам деятельности;
- выявить критерии эффективности функционирования системы в целом и взаимосвязь критериев эффективности ее подсистем;
- проверить эффективность взаимодействия подсистем экономи­ческой системы, выявить образовавшиеся диспропорции и узкие мес­та, наметить мероприятия по их совершенствованию;
- сформулировать цели создания автоматизированной системы управления, обосновать ее функциональную структуру, составить план ее последовательной разработки и внедрения;
- упорядочить руководство разработкой сложного комплексного проекта, выявить функции управления и на их основе обосновать ор­ганизационную структуру управления;
- проверить эффективность работы предприятия, взаимодейст­вия различных подразделений организации вплоть до отдельных ис­полнителей.
Даже этот достаточно неполный перечень задач показывает, что системный анализ направлен на решение в первую очередь конкрет­ных проблем.
 
При этом системный анализ ориентирует ис­следователя не на разработку окончательной модели или процесса принятия решения, а на разработку методики, содержащей средства, позволяющие постепенно формировать модель, обосновывая ее адек­ватность.
Системный анализ, как научное направление имеет присущие ему определенные принципы, логические элементы, этапность и ме­тоды его проведения. Наличие этих компонентов и делает анализ ка­кой-либо проблемы системным. Умение правильно их использовать при решении проблем во многом предопределяет возможность полу­чения требуемого результата.
 
14 Понятия и параметры описания систем
Термин "система" используется в тех случаях, когда исследуемый объект настолько сложен, что его невозможно предста­вить в графической, аналитической или описательной форме и иссле­довать как единое целое. Систему можно определить как целостность, состоящую из множества элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, выделенную из внешней среды с определенной целью в рамках определенного временного интервала.
Для любой системы характерно:
1. Наличие объекта, который представляет собой совокупность элементов. Объекты могут быть материальными, понятийными или зна­ковыми. В качестве объектов могут рассматриваться не только сами ве­щи, понятия и знаки, но и совокупность их свойств или их отношений. 2. Наличие субъекта исследования или наблюдателя. Это может быть отдельный человек, машина, коллектив людей, вза­имодействующих с машинами.
3. Наличие задачи, которая определяет отношение наблюдателя к объекту и является критерием, по которому производится отбор объ­ектов и их свойств. Задача в конкретных случаях получает различные интерпретации: постановка и исследование проблемы, анализ свойств объекта, конструирование и использование объекта и т.д. 4. Наличие языка, позволяющего наблюдателю отразить все свойства объекта, которые необходимо принять во внимание при ре­шении задачи. Язык понимается в общенаучном смысле как совокуп­ность комплекса понятий и взаимосвязей между ними, знаковой сис­темы (алфавита и словаря), грамматики (правил построения знаковых конструкций).
Наблюдатель, объект и задача образуют тройное единство, обеспечиваемое наличием общего языка, в котором проявляется их взаимосвязь. Для того, чтобы описать внутреннюю структуру системы, исполь­зуются такие составляющие, как подсистема, компонент и элемент. Подсистема обладает свойствами системы. Деление на под­системы направлено на вычленение совокупности элементов или ком­понентов, способных выполнять относительно независимые функции, достигать частных целей, направленных на достижение общей цели системы. Под элементом понимается простейшая неделимая часть сис­темы, предел целесообразного членения системы в процессе ее ис­следования. Предел деления определяется постановкой задачи, ре­шаемой наблюдателем, а масштаб измерения определяется инстру­ментальными возможностями, то есть языком наблюдателя. Компонент системы представляет собой группу элементов, для которых не определена подцель и не выполняется свойство целостно­сти. Они используются как составляющие промежуточных уровней ме­жду подсистемами и элементами. В любое определение системы входит понятие связи. Связь -совокупность зависимостей свойств одного элемента от свойств дру­гих элементов. Установление связи между двумя элементами означа­ет, что выявлены зависимости их свойств. Такие зависимости могут иметь односторонний и двусторонний характер. Совокупность двусто­ронних зависимостей свойств одного элемента от свойств других на­зывается взаимосвязью. Связи обеспечивают возникновение и сохранение целостности свойств системы, характеризуют ее строение и функционирование. Связи ограничивают степень свободы элементов, поскольку послед­ние, вступая в связь друг с другом, утрачивают часть своих свойств, которыми они потенциально обладали в свободном состоянии.
Связи могут быть классифицированы по следующим признакам:
- по направлении), направленные и ненаправленные;
- по силе, сильные и слабые;
- по характеру: связи подчинения, связи порождения (или гене­тические), равноправные (или безразличные), связи управления;
- по месту приложения: внутренние и внешние;
- по направленности процессов в системе в целом и в отдель­ных его подсистемах: прямые и обратные.
 
15 Свойства и закономерности функционирования систем
     Целостность системы, как одна из основных закономерно­стей ее развития, проявляется в возникновении у системы новых инте­гральных качеств, не свойственных ее компонентам. Для понимания сущность целостности, необходимо учитывать две ее стороны: свой­ства системы как единого целого не являются суммой свойств элемен­тов; свойства системы зависят от свойств элементов. В силу этого объединенные в систему элементы могут терять ряд свойств, прису­щих им вне системы, или приобретать новые свойства.
   Двойственной по отношению к закономерности целостности яв­ляется обособленность или суммативность системы. Она проявляется в полной мере у системы, как бы распавшейся на независимые эле­менты. Для такого состояния свойства системы равны сумме свойств отдельных элементов.
   Любая система не изолирована от других систем, она тесно свя­зана со средой. Последняя, в свою очередь, представляет собой сложное и неоднородное образование более высокого порядка, кото­рое задает требования и ограничения исследуемой системе. Отдель­ную группу представляют системы одного уровня с рассматриваемой. И, наконец, есть соподчиненные системы. Тесное единство системы со средой является закономерностью, которая называется коммуника­тивностью.
   С коммуникативностью тесно связана закономерность иерар­хичности, характеризующая, с одной стороны, отношения между элементами разных уровней, и с другой стороны - взаимодействие элементов одного уровня. Более высокий иерархический уровень ока­зывает направляющее воздействие на нижестоящий, подчиненный ему уровень. Это проявляется в том, что подчиненные элементы ие­рархии приобретают новые свойства, отсутствующие у них в изолиро­ванном состоянии. Между элементами одного уровня иерархии нет яв­ных связей. Однако в силу иерархичности они связаны между собой через вышестоящий уровень. Таким образом, каждый уровень иерар­хической упорядоченности имеет сложные взаимоотношения, как с вышестоящим, так и нижестоящим уровнями.
  Принципиально важным условием эффективности функциониро­вания системы является соблюдение следующего требования: раз­нообразие задач управления должно превышать разнообразием эле­ментов системы. В случаях усложнения объекта управления, обуслов­ленного изменением целей, временных горизонтов, совокупностью связей и их характера, состоянием среды и другими факторами, необ­ходимо изменить и привести в соответствие структуру управления.
   Закономерность потенциальной эффективности предполагает возможность и необходимость своевременного изменения системы в связи с необходимостью реализации новых целевых требований, обу­словленных средой. Она реализуется в количественной или качест­венной оценке надежности, помехоустойчивости, управляемости и других качествах системы. При создании социально-экономических систем необходимо учитывать закономерности их функционирова­ния и развития. К ним, в первую очередь, относятся: историчность и самоорганизация.
  Историчность. В условиях динамичной среды любая система не может быть неизменной, она не только функционирует, но и разви­вается, проходит стадии становления, стабильного существования,старения и разрушения. Поэтому уже на стадии создания сложных систем должны рассматриваться не только вопросы создания и обес­печения их развития, но и вопросы о ликвидации системы, когда ее функционирование перестает быть целесообразным. Закономерность историчности требует, чтобы время являлось непременной характери­стикой системы.
  Самоорганизация является одной из наиболее важных на­блюдаемых черт сложных социально-экономических систем и характе­ризует их способность противостоять воздействию негативных факто­ров, адаптироваться к внешним воздействиям, изменять при необхо­димости свою структуру. В основе этой закономерности лежит сочета­ние и взаимодействие двух противоречивых тенденций. С одной сто­роны, для любой системы свойственно стремление к распаду, разде­лению. Но, с другой стороны, наблюдается стремление развития в на­правлении объединения с другими системами и перехода на более высокий иерархический уровень. Обе тенденции присущи всем соци­ально-экономическим системам. В иерархических системах в зависи­мости от преобладания одной из них система любого уровня иерархии может развиваться в направлении к более высокому уровню и даже переходить на него, или, напротив, может происходить процесс упадка и перехода системы на более низкий уровень развития.
  Закономерности проявляются в свойствах систем, рациональное использование которых позволяет находить пути разрешения проблем и принимать рациональные решения. К сожалению, в большинстве ра­бот, раскрывающих сущность системного подхода и методологию сис­темного анализа, многие свойства систем не рассматриваются, что ведет к недостаточной глубине системного анализа. Исключение со­ставляет работа Б.АРайзберга и Р.А. Фатхутдинова "Управление эко­номикой", в которой свойства систем представлены в полном объеме, классифицированы и объединены в четыре группы:
- свойства, характеризующие сущность и сложность системы;
- свойства, характеризующие связь системы с внешней средой;
- свойства, характеризующие методологию целеполагания сис­темы;
-   свойства, характеризующие параметры функционирования и развития системы.
 
16  Классификация систем
    Системы могут быть классифицированы по следующим призна­кам: природа элементов, роль человека в создании системы, степень участия людей в реализации управляющих воздействий, степень взаимодействия с внешней средой, уровень сложности, характер взаимосвязей между элементами системы, степень организованности, степень управляемости, уровень централизации, целеполагание, вид отображаемого объекта, реакция на возбуждающее воздействие.
   В зависимости от природы элементов различают реальные (физические) и абстрактные системы. Реальные (физические) систе­мы представляют объекты, состоящие из материальных элементов. Среди них могут быть механические, энергетические, биологические, природные, социальные и другие. Абстрактные системы состоят из элементов, не имеющих прямых аналогов в реальном мире. Они соз­даются путем мысленного отвлечения от тех или иных сторон, свойств, связей, реальных объектов и являются результатом творче­ской деятельности человека.
   В зависимости от роли человека в создании систем разли­чают естественные и искусственные системы. Естественные си­стемы созданы и функционируют без участия человека. Такие систе­мы, как правило, обладают свойством адаптации, то есть способно­стью реагировать на воздействие окружающей среды так, чтобы полу­чить благоприятные результаты для деятельности системы. Системы подобного типа имеют как бы заранее запланированное "конечное со­стояние", и их поведение таково, что они достигают этого состояния, несмотря на неблагоприятные условия окружающей среды.
   Искусственные системы созданы человеком, и им присущи мно­гие свойства естественных систем. Вместе с тем, существуют допол­нительные свойства искусственных систем, например, совместимость и оптимизация. Под совместимостью понимается согласованность характеристик независимых систем при их совместной деятельности. Системы могут быть совместимыми друг с другом в одном отношении и несовместимыми в другом. Оптимизация означает приспособление системы к окружающей среде, в результате которого обеспечивается наилучшее функциони­рование системы в определенном отношении, то есть в одних отноше­ниях она может быть оптимальна, в других - нет. Поэтому важнейшим направлением анализа искусственных систем является определение критериев оптимальности функционирования и их приоритетности.
    По степени участия людей в реализации управляющих воздействий выделяют технические, человеко-машинные и органи­зационные системы.
    К техническим относятся системы, которые функционируют без участия человека. Это системы    автоматического управления (регули­рования), представляющие собой комплексы устройств для автомати­ческого изменения координат объекта управления с целью поддержа­ния желаемого режима его работы. Они могут быть как адаптивными, то есть приспосабливающимися к изменению внешних и внутренних условий в процессе работы путем изменения своих параметров или структуры для достижения требуемого качества функционирования, так и неадаптивными. Человеко-машинные системы предполагают, что деятельность человека сопряжена с техническими устройствами, причем окончательное решение принимает человек, а средства авто­матизации лишь помогают ему в обосновании правильности этого ре­шения. К организационным системам относятся социальные сис­темы - группы, коллективы людей, общество в целом.
     По степени взаимодействия с внешней средой различают закрытые и открытые системы. Закрытая система отличается тем, что в нее не поступает и из нее не выделяется энергия, масса и ин­формация и, следовательно, она изолирована от внешней среды и ее компоненты не меняются. Открытая система имеет такие отличи­тельные черты, как способность обмениваться со средой массой, энергией и информацией. Закрытость и открытость системы имеют от­носительный характер и могут меняться в процессе ее развития. По степени сложности можно выделить простые, большие, сложные и очень сложные системы. Простые системы характери­зуются малым числом внутренних связей и легкостью математическ
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.