На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Функционирование и развитие службы маркетинга

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
     После перехода России к рыночной экономике  сельское хозяйство страны пришло в  упадок. Одним из важнейших элементов  выживания и успеха в сложившихся  экономических условиях является маркетинг.
В условиях рыночной экономики производственные ресурсы страны организуются на основе рыночного спроса, а не в соответствии с централизованно разработанным планом и жёстким распределением ресурсов в интересах национальных политических целей.
Целью  курсовой работы является рассмотрение одного из важных процессов организации производства на предприятии АПК-  функционирования и  развития службы маркетинга в организации. Работа выполнена на примере одного из ведущих в сфере АПК Томской области предприятий – ООО Племзавод «Заварзино». Здесь рассмотрена деятельность самого предприятия, а также рассмотрен процесс планирования результатов продукции.
В соответствии с поставленной целью, в работе решаются следующие задачи:
    рассмотрение теоретических вопросов функционирования и развития службы маркетинга в организации;
    рассмотрение результативности деятельности предприятия;
    Рассмотрение основных видов маркетинговых служб предприятия
    Изучение функций и задач службы маркетинга на предприятии
    Изучение места маркетинга в системе управления предприятием
    Рассмотрение основных требований к построению маркетинговых служб
    Изучение службы маркетинга на примере ООО Племзавод «Заварзино».
      Предметом исследования является организация  и функционирование службы маркетинга на предприятии.
        Методы исследования - изучение и анализ специальной литературы, материалов в Интернете, сбор и анализ информации, годовые отчеты о деятельности ООО Племзавод «Заварзино». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА
Слово «маркетинг» произошло от слияния  двух английских слов «market» и «getting», условно переводимых как завоевание рынка. Экономический кризис подтолкнул к переходу от товарной ориентации  к сбытовой, затем под влиянием других факторов - к рыночной, а информационная эра - к маркетинговому управлению, или управлению через маркетинг, когда хозяином положения является потребитель.
Маркетинг начинается с анализа потребительского спроса с целью воплотить желания  потребителя в конкретном виде продукции, к которой после завершения производства надо различными путями привлечь внимание, то есть разместить товар на рынке так, чтобы покупатель мог легко его приобрести. Таким образом, маркетинг - это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. [10,15]
Если  предприятие занимается маркетинговой деятельностью, оно стремится
удовлетворить потребности покупателя с выгодой для себя. Это прямо
противоположно  ориентации на процесс производства, когда предприятие уделяет внимание лишь изготовлению продукции, которую следует продать. Схематично различия «производственного» и «рыночного» подходов можно представить следующим образом:
«Производственное»  мышление               «Рыночное»  мышление
Ориентация :товары, продукция                                        Ориентация: потребители, сегменты рынка
Средства : продажа, продвижение на рынок                                                      
Средства: скоординированная маркетинговая деятельность, выработка стратегии деятельности
    Цель :получение прибыли путем увеличения             объемов продаж                                                              Цель :получение прибыли путем удовлетворения запросов  потребителей
          Если предприятие принимает хозяйственные (управленческие) решения через маркетинг, оно разрабатывает свою стратегию деятельности, в основном исходя из желаний и потребностей рынка. Это означает, что маркетинг пронизывает все сферы деятельности: сбыт, ценообразование, финансы, кадровую политику, организацию производства, планирование, систему управления персоналом, научные исследования в области технологии. Он представляет собой реально существующую форму конкурентной борьбы за рынки сбыта.
      Маркетинг - это концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью  предприятия, направленная на комплексное изучение рынка и его конъюнктуры, конкретных запросов потребителей и ориентированная на них в производстве товаров и услуг.
Два основных аспекта маркетинговой деятельности - это рыночные исследования и реализация стратегии маркетинга, т.е. предприятие проводит стратегию, принятую на основе предшествующих исследований, и одновременно продолжает проводить рыночные исследования с целью поиска новых решений на базе альтернативных вариантов. Маркетинговый подход требует от каждого работника независимо от должности и специальности сопоставлять работу с требованиями рынка и стремится внести вклад в прибыльность совместной деятельности. По сути, это и есть «рыночное» мышление, когда маркетинг позволяет осуществлять целевую ориентацию и комплексность действий всех звеньев производства и сбыта.
Комплексность  означает, что отдельные маркетинговые  действия (анализ рынка, изучение товара, определение цены, организация сбытовой сети, рекламная деятельность, прогнозирование и т. д.), взятые сами по себе, не обеспечивают желаемого эффекта. Известны попытки сосредоточения усилий только на проблеме сбыта. Они, как правило, приводят к кратковременному коммерческому успеху. Поэтому маркетинговой концепции следует подчинять все виды деятельности, и в  первую очередь сбор и обработку рыночной информации. Сущность маркетинга определяется формулой: «Производить то,  что, безусловно, находит сбыт, а не пытаться навязывать продукцию покупателю». [8,11,16]
      Любое предприятие - это цепь, состоящая  из множества звеньев, разрыв одного из них приводит к краху или банкротству. Рыночная ситуация меняется ежедневно, и быть на шаг впереди других - это известный в практике метод овладения ситуацией. По сути, все маркетинговые усилия и направлены на получение достоверной информации, которая нужна, чтобы проанализировать любую проблему, составить о ней чёткое представление и принять нужное решение. Концепция маркетинга рассматривает производство и сбыт как единое целое. Во главе угла - анализ рынка, а производство ориентируется на результаты этого анализа.
В своём  развитии маркетинговые системы  прошли ряд этапов:
Так, на первом этапе, условно разделённом на три стадии (производство сырья – кустарная переработка - потребитель), произошёл переход от так называемой бартерной экономики к первой ступени индустриальной. Этот период в экономической литературе чаще всего называют «товарная ориентация» - производство товаров и услуг осуществляется без особого учёта индивидуальных потребностей и направлено на увеличение объёмов производства.  Второй этап, называемый «сбытовая ориентация» или система товар - рынок, вошёл в историю как «рынок продавца». На этом этапе успех производственно - распределительной системы в большей степени зависит от массовости и масштабности продажи товаров, хотя и используются некоторые приёмы и методы воздействия на покупателей.
На третьем этапе формируется более сложный тип сбытовой системы: товар - стимулирование сбыта, включая рекламу, - рынок. Он получил название «рыночная ориентация». В этот период «рынок продавца» полностью трансформируется в «рынок покупателя», то есть учитывают предпочтения, желания, вкусы, запросы покупателя. Создаётся ситуация, когда ассортимент требуемых товаров как отечественного, так и импортного производства постоянно имеется в продаже в виде предложения. В задачу продавца входит умение продать товар, что способствует увеличению объёмов сбыта. Создаётся система мер, направленная на то, чтобы заинтересовать покупателя и побудить его к покупке товара: реклама, яркая упаковка, система скидок и пр. Кроме того, постоянно проводится работа по анализу деятельности конкурентов для повышения конкурентоспособности товара.
Четвёртый этап, продолжающийся в настоящее время, получил название
«маркетинговое  управление». В основе системы - управленческие решения по поводу того, что и как производить, где продавать, как сотрудничать в каналах сбыта. Она основана на тесной увязке интересов производства с запросами рынка, включает: изучение рынка, его анализ; научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу; производство сырья; глубокую переработку сырья на базе гибких и безотходных технологий; формирование спроса и стимулирование сбыта; рынок. Эта сложнейшая система доведения товара до потребителя базируется на заранее согласованных действиях всех участников производственно - сбытовой сети или оговоренных условиях по распределению маркетинговых усилий между всеми субъектами рынка конкретного вида сырья и конечных продуктов. [10,20] Маркетинг основывается на определённой системе логически связанных действий, которые, развиваясь как бы по спирали, продолжают совершенствоваться. Однако главным в маркетинге всегда остаётся целевая ориентация и комплексность - слияние в единый процесс всех звеньев производственно-сбытовой деятельности.
В  высокоразвитом индустриальном обществе информационная функция маркетинга связана с  расходованием миллиардов долларов на то, чтобы сообщить потребителю  всё возможное о предлагаемых продуктах и помочь определить ему  свои потребности. Если продукт предназначен для среднего потребителя, он будет широко рекламироваться по национальному телевидению, радио или в газетах. Это нормальная практика там, где рынок весьма велик и большой процент населения может приобрести данный продукт. Маркетинг играет организационную роль в производственной сфере экономики. Разумеется, любая компания или предприятие, прежде всего, должны иметь возможность производить продукт. Но если они не организуют его маркетинг, то обречены на гибель, так как нет смысла производить продукт, который нельзя будет продать на рынке. При намерении выставить на рынок новый продукт производитель должен сделать исследование для определения рыночного спроса и цены, которая будет приемлема для различных объёмов производства. Если спроектирован правильный продукт и рынок проинформирован  об   этом,  должно начаться   непосредственное  физическое распространение продукта. Всё это входит в сферу компетенции маркетинга. Маркетинговая деятельность важна не только для производителя, но и для потребителя, а гак же для правительства, поскольку на каждой стадии распространения продукта оно может взимать налоги с тех, кто занимается маркетингом и получает прибыль. Маркетинговое исследование должно стремиться к минимизации риска представления продукта на рынок. Это достигается выявлением характеристик тех, кто, возможно, будет заинтересован в его приобретении. Данный процесс носит название «определение рыночных целей». Обычно исследователь рынка рассчитывает получить информацию о потенциальном покупателе, которая включает сведения о возрасте, образовании, уровне дохода, его местоположении и т. д. После выделения целевой группы определяется, какие средства коммуникации наиболее целесообразно использовать для контакта с потенциальным потребителем.
Изучение, описание и моделирование экономического поведения субъектов хозяйствования в рыночной среде - задача маркетинга.           
При этом цели определяются на основе анализа информации о состоянии товарных рынков и прогнозов их развития с учётом изменения потребностей покупателей. Маркетинг базируется на следующих принципах: нацеленность на достижение конечного результата производственно-сбытовой деятельности; направленность на долговременный результат при постоянном сопоставлении затрат, уровня цен, платёжеспособного спроса и дохода; применение в единстве и взаимосвязи тактики и стратегии активного приспособления к требованиям потенциальных потребителей с одновременным воздействием на них; глубокое и всестороннее исследование рынка и экономической конъюнктуры во взаимосвязи с производственно-сбытовыми возможностями субъектов хозяйствования; использование системы гибкого реагирования производства и сбыта на требования рынка и конкретные запросы конечных потребителей; проведение инновационной деятельности: постоянное совершенствование, модифицирование и обновление товара, а так же приёмов и методов стимулирования сбыта, определение новых каналов товародвижения; планирование производственно-сбытовой деятельности с помощью маркетинговых программ, основанных на конъюнктурных и научно-технических прогнозах.
  Маркетинговые планы (программы) включают конкретные стратегические меры в зависимости от поставленных перед предприятием целей. Они в наибольшей степени привлекают предпринимателей, так как позволяют использовать новые приёмы и методы, снижающие риск, обеспечивающую финансовую стабильность деятельности и создающие гарантии сбыта. При этом внутрипроизводственное планирование и организация производства, основываясь на маркетинговых программах, способствуют ритмичности и сбалансированности деятельности в условиях конкуренции.
     Система агромаркетинговых коммуникаций в  конечном итоге способствует достижению общих агромаркетинговых целей  предприятия, поэтому цели коммуникаций необходимо рассматривать как органическую часть системы агромаркетинговых целей.
     Основными целями агромаркетинговых коммуникаций являются:
     - формирование спроса;
     - активизация сбыта.
     Существует  целый ряд целей, подчиненных  основным, а также являющихся развивающими по отношению к ним:
     - мотивация потребителя;
     - генерирование, формирование и  актуализация потребностей покупателя;
-поддержание  доброжелательных отношений и  взаимопонимания между организацией  и ее общественностью, партнерами  по агромаркетинговой деятельности;
- формирование  благоприятного образа (имиджа организации);
-привлечение  внимания желательных аудиторий  к деятельности организаций;
-информирование  общественности о деятельности  организации; 
-предоставление  информации о продукции и товарах,  производимых с/х предприятием;
-формирование у покупателя благорасположения к марке предприятия;
- увещевание;
-формирование  у покупателя убежденности в  необходимости произвести покупку; 
-стимулирование  акта покупки; 
-напоминание  об организации, ее продукции,  товарах и т.д.
     Многочисленность и многообразие целей агромаркетинговых коммуникаций и их специфика выражаются в субъективности восприятия адресатом коммуникационных сигналов. Выбор целей определяет средства агромаркетинговых коммуникаций.
     Маркетинг и менеджмент являются основой любой деятельности любого предприятия или фирмы. Мы знаем, что в менеджменте один из подходов в управлении носит название «маркетинговый», что подразумевает маркетинговое управление фирмой, предприятием, то есть это такое управление, которое ориентировано на потребителя, в соответствии с их нуждами, потребностями, запросами.
Основными функциями маркетинга являются: анализ окружающей среды рыночные исследования, анализ потребителей, планирование товара (услуги) ,планирование сбыта, планирование продвижения товаров, планирование цены, обеспечение социальной ответственности и управление маркетингом. Несмотря на то, что многие операции требуют выполнения однотипных функций, таких, как анализ потребителей, продвижение продукции и установление цены, они могут выполняться различными способами.
Функциональная  ориентация организационных  структур
      маркетинговой службы  применяется, если количество реализуемых предприятием товаров  невелико, а число рынков не превышает  четырех-пяти. В этом случае специалисты, подчиненные маркетинг – директору, выполняют определенные функции и несут персональную ответственность за конкретный участок работы. Если расположить эти должности по схеме принятия решения (сбор информации, постановка целей, планирование тактики, оперативная деятельность), то можно  обеспечить работу пятью специалистами: по  исследованиям рынка, по планированию маркетинга для каждого из товаров, по формированию спроса и стимулированию сбыта, по товародвижению и продажам, по сервисному обеспечению. При этом легко определить потоки  движения исходной и управляющей информации. Взаимоотношения между сотрудниками маркетинговой службы ясны и не дают повода для противоречий между ними. Именно эта структура  наиболее подходит к той структуре, которая имеется в ООО Племзаводе «Заварзино»
Однако  с расширением номенклатуры товаров  возникают затруднения при определении  ответственных за успех и провалы  в коммерческой работе, при оценке эффективности различных рекламных  мероприятий по каждому товару, появляются проблемы с принятием решений о выходе на рынок с товарами. Когда количество товаров и рынков превышает семь-девять на одного человека, возникает реальная опасность их неуправляемости. В такой ситуации структуру с функциональной ориентацией желательно преобразовать в товарную.
Товарная ориентация организационной структуры маркетинговой службы заключается в том, что по каждому товару или группе сходных товаров назначается специальный маркетинг-управляющий, которому подчиняются управляющие по формированию спроса и стимулированию сбыта, по товародвижению и продажам, по сервисному обеспечению. Кроме того, управляющий по формированию спроса и стимулированию сбыта подчиняется главному управляющему по формированию спроса и стимулированию, а для определенного товара (группы товаров) назначается управляющий по исследованию рынка, снабжающий информацией главного управляющего по исследованию рынка, подчиненного маркетинг - директору. Через главного управляющего по исследованиям рынка исходная информация поступает к маркетинг – управляющим по товарам (группам товаров).
При такой  организации маркетинга происходит специализация и появляется возможность  координировать усилия отдельных сотрудников  в русле общих целей и задач  предприятия. Товарная ориентация наиболее ярко проявляет свои положительные свойства, когда требования к рекламе, организации сбыта и обслуживания, упаковке и т.д. существенно различаются для каждого товара.
Недостатком этой ориентации является то, что существует много дублирующих друг друга (в  функциональном смысле) подразделений.
Региональная  ориентация организационной структуры  маркетинговой службы по своей структуре  аналогична товарной, однако здесь  за основу берется разделение не по товарам, а по рынкам. Этот принцип  положен в основу маркетинга в  случае, если предприятие выступает на большом количестве рынков, а номенклатура товаров при этом не слишком велика или достаточно однотипна. Региональная ориентация позволяет более глубоко изучать потребности покупателей; национальные, политические, экономические и иные особенности регионов; формировать спрос и стимулировать сбыт; учитывать региональные особенности при разработке внешнего вида товаров, их упаковки и т.д. недостатки данной организации маркетинга те же, что и при товарной организации.
Стремясь  свести к минимуму недостатки и воспользоваться достоинствами товарной и региональной ориентации, некоторые предприятия прибегают к сегментной (направленной на покупателя) ориентации службы маркетинга, которая заключается в том, что с каждым определенным сегментом потенциальных покупателей (независимо от того, на каком географическом рынке этот сегмент находится) работает отдельный специалист. При такой весьма сложной
организации можно обеспечить лучшую координацию  подразделений и служб предприятия.
Под сегментацией, как известно, понимается деление всех покупателей, где бы они не находились, на определенные группы (сегменты), характеризующиеся общностью основных требований к товару, а также единой мотивацией покупок. Благодаря разделению рынков на сегменты открывается возможность приводить в соответствие емкость рынка (точнее, емкость суммы сегментов всех рынков) и производственные мощности предприятия. Более достоверным становится и прогнозирование. Для осуществления маркетинговой деятельности могут создаваться временные организационные подразделения в форме целевых рабочих коллективов или рисковых групп, дающих возможность гибко и оперативно решать неординарные комплексные задачи и задачи повышения новизны. В отличие от других структурных подразделений они самостоятельны в оперативной работе и выборе путей решения задач. Создаваемые структуры должны обеспечивать гибкость, адаптивность и мобильность системы; прямую и обратную связь между маркетинговыми функциональными службами общего управления предприятием; относительную простоту структуры; соответствие структуры маркетинговой службы степени ее эффективности и объему продаж предприятия, специфике ассортимента производимой продукции и услуг, числу и объему рынков сбыта и их характеристикам. Важнейшие цели маркетинга – активный контроль над рынком и ценами, ведение активной ценовой политики, выявление потребительского спроса и ориентация производства на него, разработка, выпуск и сбыт изделий, на которые покупатель предъявляет спрос. Маркетинг, как функция управления, нацелен на решение следующих управленческих задач:
-   обоснование целесообразности и  необходимости производства
этой  или иной продукции (товара, услуги) путем выявления существующего  или потенциального спроса;
-  организация  научно-исследовательской и проектно- конструкторской деятельности по созданию и предоставлению услуг, отвечающих запросам потребителей;
-     координация и планирование производственной  и финансовой
деятельности  предприятия;
-    организация и совершенствование  системы и методов сбыта и
реализации  продукции;
-    регулирование и направление  всей деятельности предприятия,
включая текущее оперативное руководство  производством, транспортировкой, упаковкой, продажей, рекламой, техническим и  сервисным обслуживанием, на расширение и стимулирование сбыта продукции. Практическое применение маркетинга предприятием способствует осуществлению важнейшего социально-экономического процесса по наиболее полному удовлетворению потребностей и спроса потребителей. Это требует четкой системы последовательного проведения в жизнь социально-активной производственно - сбытовой политики, способствующей удовлетворению общественных и индивидуальных потребностей в соответствующей продукции; повышению конкурентоспособности выпускаемых изделий; ускорению реализации производимых товаров и оборачиваемости вложенных средств. Проведение маркетинговой политики требует перестройки всей системы управления производством, повышения эффективности деятельности всех подразделений и, в конечном итоге, подчинение всех элементов жизненного цикла продукции интересам рынка.  Совершенствовать свою деятельность должны все службы. Первостепенное значение при этом придается службам маркетинга. К службе маркетинга относятся: отдел конъюнктуры рынка, спроса и рекламы продукции (маркетинга), отдел сбыта, отдел технического обслуживания  выпускаемой техники. Отдел маркетинга является новым подразделением, поэтому остановимся на нем более подробно. Отдел конъюнктуры рынка, спроса и рекламы продукции (маркетинга) призван решить следующие важнейшие задачи:
- разработка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии маркетинга;
-  исследование  факторов, определяющих структуру  и динамику
потребительского  спроса на продукцию предприятия, конъюнктуру  рынка;
- изучение  спроса на продукцию предприятия  и разработка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов потребности в выпускаемой продукции;
-      исследование потребительских свойств  производной продукции,
предъявленных к ним покупательских требований;
-       ориентация разработчиков и производства  на выполнение
требований  к выпускаемой технике;
-        организация рекламы и стимулирования  сбыта продукции.
Структура отдела маркетинга включает в себя бюро прогнозирования и планирования маркетинга, бюро изучения рынка сбыта и спроса, бюро рекламы.
Бюро  прогнозирования и планирования маркетинга решает задачи:
1)     разработки прогнозов конъюнктуры  рынка, платежеспособного
спроса, перспектив развития предприятия, номенклатуры продукции, планируемой к постановке на производство;
2)     разработки краткосрочной (1-2 года), среднесрочной (до 5 лет) и
долгосрочной  стратегии маркетинга;
3)  разработки  рекомендаций по формированию  производственных
мощностей и плана производства.
Бюро  изучения рынка сбыта и спроса занимается:
-        исследованием факторов, определяющих структуру и динамику
потребительского  спроса па продукцию предприятия (исследованием  конъюнктуры рынка);
-      изучением спроса на продукцию  предприятия;
-      определением конкурентоспособности  продукции предприятия;
-      исследованием потребительских свойств производимой продукции и предъявленных к ним потребительских требований;
-      ориентацией разработчиков и  производства на выполнение
требований  к выпускаемой технике.
Бюро  рекламы решает задачи:
1)  определения  наиболее эффективных направлений проведения рекламы с учетом особенностей выпускаемой продукции и конъюнктуры рынка;
2)     организации всех необходимых  видов рекламы продукции и  формирования доверия и уважения  к предприятию – изготовителю.
На предприятиях началось внедрение указанных материалов.
Деятельность  службы маркетинга охватила весь жизненный  цикл продукции, начиная от разработки планов, до сбыта готовой продукции. Установлены тесные связи с предприятиями  торговли и перерабатывающими предприятиями.
Результаты  изучения потребительского спроса и требований к продукции доводятся не только до руководства предприятия , но и работников предприятия.  Служба маркетинга организует рекламу продукции новой, и совместно с отделом сбыта, ее реализацию.
В целях  формирования у покупателя определенного представления о
потребительских свойствах предлагаемой продукции, была проведена рекламная компания. Использовались следующие методы рекламы:
1)       Прямая реклама – по почте  рассылались рекламные письма  с
перечнем  предлагаемой продукции.
2)        Печатная реклама – были подготовлены рекламные проспекты на выпускаемую и вновь разрабатываемую продукцию, лозунги, плакаты, фотографии.
3  Экранная  реклама была организована по  центральному телевидению.
4) Радиореклама  была подготовлена и проведена Ростовским комитетом по телевидению и радиовещанию.
5)     Наружная реклама была представлена  специальными плакатами.
6)      Реклама на транспорте представляла  собой надписи и плакаты на
транспортных  средствах.
По результатам  изучения и обобщения отзывов и предложений потребителей на продукцию, руководством предприятия разрабатывались и осуществлялись меры по устранению выявленных недостатков, модернизации некоторых видов продукции и прогнозированию основных направлений создания новой продукции.
Теперь  на очереди изучение и освоение новых рынков сбыта, включая зарубежные.
Методы  маркетинга, используемые в решении  насущных проблем
организации, развития рекламы и сбыта продукции, и полученные результаты их применения позволяют сделать следующие  выводы:
-    развитие коммерческо- сбытовой деятельности, активизация маркетинговой политики должны обеспечиваться созданием службы маркетинга, в сферу деятельности которой входит широкий круг вопросов рекламы продукции, изучения и освоения рынков сбыта, в том числе зарубежных, прогнозирование платежеспособного спроса на новую и серийно выпускаемую продукцию, организаций выставок – ярмарок и др.;
В этом сложном процессе основную научно-техническую  и производственную деятельность осуществляют бюро маркетинга, отделы организации труда и заработной платы,  главные специалисты, специалисты по  снабжению, планово- экономический отдел и др.
Данная  практика, с одной стороны позволила  выявить наиболее высокие потребительские  свойства некоторых видов продукции, а также резко снизить запас товарно-материальных ценностей (в том числе за счет реализации с 30 %-й скидкой товаров, не пользующихся достаточным потребительским спросом), с другой стороны – значительно повысить уровень обеспеченности потребителей в следствие практической реализации результатов изучения спроса.
Сельскохозяйственные  предприятия в отличие от промышленных имеют постоянный гарантированный спрос на свою продукцию, который контролируется государством с помощью экономических стимулов и рычагов. Это притупляет действие фактора неустойчивости и позволяет маркетологам с меньшим риском разрабатывать долгосрочные программы;
Диверсификация  производства, неизбежная в условиях рискованного земледелия, предполагает проведение разносторонних маркетинговых  исследований по широкому спектру проблем;
Технологическая зависимость сопряжённых производств  приводит к тому, что изменение  ситуации в одном из ведущих звеньев  технологического процесса, как правило, вызывает адекватные реакции в других технологически зависимых производствах. Например, ООО «Заварзино»  , специализирующийся на выращивании КРС и производстве зерна;. При таком сочетании ООО не застрахован от значительных убытков, так как в случае засухи и плохого урожая зерна, сена  можно предположить и сокращение производства поголовья КРС (из-за потерь кормовой базы). Это следует учитывать в маркетинговых исследованиях;
Большой объём скоропортящейся продукции  овощеводства предполагает, что на основе маркетинговых исследований будут обеспечены хранилища и  перерабатывающие мощности, быстрая реализация, предотвращено затоваривание;
Специфической особенностью сельского хозяйства  является производство продукции многими  производителями, в то время как  производство средств производства и переработка в АПК значительно монополизированы. Это обуславливает значительную зависимость хозяйств  от поведения предприятий-монополистов. В маркетинговых исследованиях должны «проигрываться» различные варианты, отрабатываться программа ответных действий на всевозможные действия предприятий-монополистов – сокращение производства, повышение цен, изменение технологических требований и т. д.;
   
 
     Маркетолог  — это специалист во всех областях: производство, продажи, финансы, бухгалтерия и многое другое. Но в целом можно сказать, что маркетологи составляют реальную картину взаимоотношений организации с рынком и помогают фирме принять верное решение на основе профессионального анализа данной картины. Это и есть их основная задача. Для успешной работы маркетологом необходимо наличия ряда индивидуальных особенностей.
     Это, прежде всего, аналитическое мышление, четкая логика, организаторские способности, хорошие коммуникационные навыки, креативность,  инициативность и эмоциональная  устойчивость. Необходимо также наличие  специального высшего образования  и хорошие знания по ряду смежных областей: социология, психология, история, законодательство и пр. Поэтому профессионалы в области маркетинга советуют получать сначала базовое экономическое образование, а затем — второе маркетинговое.
     Маркетолог  должен уметь перерабатывать огромное количество информации, оперировать большими объемами данных - это очень сложная работа. Ее можно назвать и творческой, потому что только живой ум может не потерять сути в информационном хаосе. Это, однако, не означает, что маркетолог же и должен заниматься поиском информации. (Даже специализированные агентства делают это за большие деньги и сроки). Маркетолог  фильтрует поступающую информацию и передает ее аналитику с заданием провести определенный анализ. Это требует от маркетолога знания аналитики (многие, поэтому приравнивают маркетолога к аналитику), но это не означает, что он должен сам ею заниматься, проводить математические расчеты. Далее маркетолог получает проанализированные данные и на их основе планирует дальнейшую политику фирмы. 
 
 

                                                                                                                                                                                 
 

2. ОРГАНИЗАЦИОННО- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА OOO ПЛЕМЗАВОД «ЗАВАРЗИНО»
    Одно из самых крупных хозяйств Томской области — ООО «Племенной завод «Заварзино». Основное направление  его деятельности — производство молочной и мясной продукции, племенного молодняка крупного рогатого скота  и овощеводство. В 1998 году «Заварзино» вошло в число 300 лучших хозяйств России, в 2000-м стало победителем Всероссийского конкурса по животноводству, а в 2002 году заняло 3-е место по производству зерна среди областных хозяйств и 1-е место по результатам работы.  
Директор «Заварзино» Василий Петрович Журавлёв работает на предприятии с 1977 года. Начав главным инженером, он «вырос» до руководителя и видит секрет успеха в том, чтобы с первого раза всё делать качественно.  
Цель племзавода «Заварзино» — производство и реализация экологически чистой продукции по доступным ценам для населения Томской области. Это первое предприятие в области, которое имеет федеральную лицензию племенного хозяйства. 80% поголовья скота в регионе — от быков-производителей племзавода «Заварзино».  
На племзаводе работает молочный комплекс на 3 тыс. голов крупного рогатого скота (из них 1400 коров в основном чёрно-пёстрой породы молочного направления). Объём производства в среднем  — 8,3 тыс. тонн молока в год. В 2005 году было закуплено 50 голов шведских стельных первотёлок. Введён в эксплуатацию автомат по выпойке телят фирмы ООО «Вестфалия-Сердж» на 30 голов в сутки, построен доильный зал на 20 голов.  
Второе производственное направление — растениеводство. Предприятие самостоятельно обеспечивает животных кормами, использует новаторский европейский опыт заготовки зерна, силоса и сена.  
ООО «Племзавод «Заварзино» на 100% оснащено импортными зерновыми и кормоуборочными машинами и на 80% доильными установками. Оборудование поставляется из-за рубежа (Германия), (Швеция). По обеспечению современной техникой «Заварзино» — лучшее в Сибири и на Дальнем Востоке. За 32 года, которые В.П. Журавлёв работает на предприятии, построены здания конторы, детского сада, школы, котельной, мастерских, гаража, столовой и пятиэтажный дом.  
По инициативе Василия Петровича в хозяйстве с 1992 года начали выращивать зерно для фуража, картофель по европейской технологии. В животноводстве используют новое поколение миксеров для приготовления кормов, «электронную маму» для выпойки телят, «танк-охладитель» для молока. Большое внимание уделяется энергосбережению: производственные помещения газифицированы на 100%, тракторы переведены на топливосберегающие двигатели.  
Много лет «Заварзино» снабжает свежими продуктами город Северск (имеет там сеть магазинов), детские дошкольные учреждения, больницы и воинские части. Хозяйство имеет магазины и столовые, расположенные в посёлке Мирном, селе Кожевниково, городе Северске.  
Многие специалисты работают на предприятии по 20 лет. Руководство компании обеспечивает сотрудникам стабильную заработную плату, возможность приобретать собственную продукцию дешевле, ссуды, путёвки в санатории и детские лагеря, оплачивает медицинские и транспортные услуги, выплачивает пособия. Молодым специалистам предоставляют субсидии на приобретение жилья. Сотрудники «Заварзино» регулярно повышают квалификацию, в том числе за рубежом.  
Землепользование ООО Племзавод «Заварзино» состоит из нескольких участков, расположенных в северо-восточной зоне области. Имеет два населенных пункта: поселок Заварзино и Мирный. Офис и машинотракторный парк предприятия находятся в поселке Мирный в 16 км от районного и областного центра – города Томска. Пункты реализации сельскохозяйственной продукции и базы материально-технического снабжения расположены в городе Томске. Связь с ними осуществляется по автодороге с твердым покрытием.  Дороги хозяйства находятся в хорошем состоянии, при необходимости своевременно ремонтируются. Основные водные источники – это река Ушайка.

Все производственные помещения обеспечиваются теплом из собственных котельных, водой из артезианских источников, электроэнергию ООО Племзавод «Заварзино» получает от АО «Томскэнерго». Предприятие полностью снабжено квалифицированным персоналом.
Территория  землепользования по характеру растительного покрова относится к зоне лиственных лесов. Из кустарниковой растительности преобладают черемуха, ива, рябина и др. По рельефу территория землепользования представляет собой всхолмленную равнину. Земля богата черноземом, что обеспечивает хорошие условия для выращивания продукции растениеводства. По агроклиматическому районированию территории области хозяйства находятся в зоне умеренно- прохладного, умеренно увлажненного климата. Безморозный период длится, в среднем, 112 дней. Сумма положительных температур выше 100С, осадки, примерно, 220-230 мм в год. Господствующими ветрами являются юго-западный и южный.
Основными недостатками данного климатического района является обилие атмосферных  осадков, выпадающих в августе- сентябре месяцах, затрудняющих  уборку урожая.
В "Заварзино" планируют открыть завод по переработке  молока с мощностью 1200 тонн в год и приобрести комбикормовый завод. Пахотные массивы размещены по всему землепользованию.
Предприятие обеспечено организационной структурой  предприятия: животноводческими помещениями, фермами, цехами, гаражом, ремонтными мастерскими, цехами по переработке продукции растениеводства: цех по производству муки, круп, пекарня;  цех по переработке продукции животноводства: колбасный цех и другие.
     Цель  племзавода "Заварзино": производство и реализация экологически чистой продукции по доступным ценам для населения Томской области.
Таблица  1.                      Основные факторы производства предприятия                 
     Показатели 2007 2008 2009 2010
     1. Среднесписочная численность работников предприятия, всего, чел. 164 123 96 98
         - в т.ч. среднесписочная численность  работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, чел. 138 101 85 86
     2.Среднегодовая  стоимость основных  фондов, всего, тыс. руб.
      по полной стоимости
      по остаточной стоимости
 
 
115315 58471
 
 
146396 59273
 
 
185400 76961
 
 
188200 78161
     3. Наличие на конец  года, всего, шт.
    тракторов
    комбайнов
    - зерноуборочных
    - силосоуборочных
    - картофелеуборочных
    свеклоуборочных.
 
 
9 12          4              4             3        
 
 
39 14            6              4               3              1
 
 
44 15            6              5             3             1
 
 
46 16                        6                       5                       3                                                              1                       
     4. Наличие энергетических мощностей,  л.с. 20016 20349 22145 23941
     5. Отпущено электроэнергии на производственные  цели, тыс. кВт. ч 1778,7 1417 1470 1523
     6. Среднегодовой остаток оборотных  средств, тыс. руб. 6171,5 35445,5 26473,5 27372,5
     7. Вся посевная площадь, га 3768 1956 4806 4806
     8. Всего скота  на конец года      - КРС
     в т.ч. коров молочного направления
            - молодняк КРС на выращивании  и откорме                                                - лошади
 
2741 1150
1591
          29
 
2578 1152
1310
26
 
2758 1200
1409
25
 
2762 1232
1530
26
     Как видно из таблицы 1. среднегодовая  стоимость основных фондов  с 2007 г по 2010г увеличилась на 61,3%, в  то же время численность работников уменьшилась за этот же период на  59,8%,  увеличение сельскохозяйственной техники ( тракторов на  37 единиц, комбайнов на 4 единицы), что говорит о применении современных технологий возделывании пашни. Посевная площадь выросла на 78%, количество КРС увеличилось на 0,76 %, что говорит о стабильно развивающемся предприятии.
  Основные показатели  деятельности предприятия                                                                                                                                              Таблица 2. Размер и структура  выручки от  реализации сельскохозяйственной продукции за 2007 - 2010 г в ООО Племзавода
Вид продукции и отрасли Выручка от реализации, тыс. руб. Структура выручки, % Абс окл
(+ -)
(2007-2010г)
2007 2008 2009 2010 2007 2008 2009 2010  
     1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Зерновые  и зернобобовые 250 529 7205 7507 0,11 0,78 6,85 6,68 +3678,75
Картофель 2491 2216 6892 6708 3,80 3,25 6,55 5,97 +2131,25
Овощи открытого грунта 348 388 1364 1450 0,53 0,57 1,3 1,29 +587,5
Продукция растениеводства собственного производства в переработанном виде 70 64   52 0,10 0,09      0 0,05 +5,5
Прочая  продукция          раст-ства 84 20 31 35 0,13 0,03 0,03 0,03 -7,5
Итого продукции  растениеводства 3065 3217 15492 15752 4,67 4,72 14,72 14,02 +6370,5
Молоко  цельное 51150 52938 71017 77120 77,96 77,63 80,48 68,64 +11906,3
Скот  и птица в живой массе:         -             КРС 3139 3537    6484  7040 4,78    5,19 6,16 6,27 +1911
лошади  1     1 0,001     0,0007 -0,5
Прочая  продукция животноводства 12 3   2 0,01 0,004   0,002 -7,75
Продукция животноводсва собственного производства, реализованная в переработанном виде 8242 8498 12252 12448 12,56 12,46 11,64 11,07 +2118
Итого продукции животноводства 62543 64976 89753 96611 95,33 95,28 85,28 86 +15927,8
Всего по организации 65608 68193 105245 112361 100,0 100,0 100,0 100,00 +81291,75
       Проанализировав  данные таблицы 2,  можно сделать вывод, что ООО Племзавод «Заварзино»  имеет специализацию в отрасли животноводства и переработки продукции животноводства, так как удельный вес  этой продукции в общем  количестве произведенной продукции  составляет  в 2007 году 95.33%.,  в 2010г -85,98%.  Большой процент составляет реализованная продукция – молоко -74,8% от продукции животноводства, что говорит о молочном   направлении производства.  Выручка от реализации   продукции с 2007 года по 2010 год имеет позитивную динамику и возрастает от 65608 тыс . руб. до 112361 тыс. руб, то есть на 58,4 % выше,  что говорит о стабильной работе предприятия.
Абсолютное  отклонение по растениеводству имеет  положительную динамику (+6370,5),  по животноводству – всего (+15927,8), из них : по молоку (+11906,3), по КРС в живой массе (+1911), однако лошади (-0,5),  прочая продукция животноводства (-7,75) . Лошадей хозяйство использует как рабочий скот для ухода за КРС.                               
     На  основании полученных результатов рассчитаем  коэффициент специализации и определим уровень специализации ООО Племзавод «Заварзино» по формуле (1):
К сп=100/ ? У дп(2п-1)
,где  Удп - удельный вес  п-го вида  товарной продукции в общем   объеме, п- порядковый номер отдельных  видов продукции  по их удельному весу в ранжированном ряду.                                                                           
Таблица3.  Основные параметры деятельности предприятия  за 2007-2010 г.                                                                                                              
показатели 2007 2008 2009 2010  абс. Отклонен       (+, -) Темп прироста(+, -)
1 2 3 4 5 6 7
1.Валовая  продукция в текущих ценах,  тыс. руб. 65608 68193 105245 105924 +20634,5 +106,4
В том  числе:  продукция растениеводства, тыс. руб. 3065 3217 15492 15527 +6260,3 +505,4
продукция животноводства, тыс. руб. 62543 64976 89753 90397 +14374,25 +143,5
2.Общая  земельная площадь, га в том числе:-
сельскохозяйственных  угодий, га
 
 
4400 
4400
 
 
5320 
5320
 
 
4806 
4806
 
4806               4806
 
+433 +433
 
+109,2
-пашня,  га 3768 3413 3538 3538 -203,75 -93,8
3. Поголовье  КРС, голов 2741 2578 2758 2762 -31,25 +100,6
в том числе коров, голов 1150 1152 1200 1232 +33,5 +104,3
4. выручка от реализации, тыс. руб 62543 64976 89753 112361 +19865 +143,5
в том  числе: растениеводства, тыс руб
3065 3217 15492 15752 +6316,5 +505,4
-животноводства, тыс. руб. 8242 8498 12252 96611 +23158,75 +148,6
5. Среднегодовая  стоимость ОПФ, тыс. руб. 115315       146396       185400       188200 +43512,8 +160,7
в том  числе: сельскохозяйственного назначения
58471 59273 76961 80461 +10320,5 +131,6
6. Среднесписочная  численность работников, чел 164 123 96 98 -43,75 -58,5
в том  числе : занятых в сельскохозяйственном производстве, чел 138 101 85 86 -14 -61,5
7.Валовое  производство, ц -зерна
213990 88589 335260 335730 +29402,3 +156,6
- молока 70195 80652 86600 91900 +78412,8 +123,3
-мяса  КРС 3924 3817 3802 3808 -86,25 -96,8
     ООО Племзавод «Заварзино» считается  средним по размеру предприятием, т.к. средняя  земельная площадь  составляет 4832,5 га, а  средняя численность  работников составляет 120 человек. ( малым  считается предприятие с численностью до 100 человек.) Исходя из таблицы, видно, что предприятие динамично развивается, меньшим числом работников добивается более высоких  показателей.
     Рациональное  использование трудовых ресурсов имеет  большое значение  для увеличения объема  производства продукции  и повышения эффективности производства.  В таблице  4  представлены данные по составу и структуре  трудовых ресурсов предприятия.
Таблица  4.   Анализ и структура трудовых ресурсов производства в хозяйстве  за 2007 - 2010г.                                                                                      
категории работников численность,  человек Структура,  %
2007 2008 2009 2010 2007 2008 2009 2010
среднегодовая численность работников 164 123 96 98 100 100 100 100
работники , занятые в с/хоз 138 101 85 86 84,15 82,11 88,54 87,75
трактористы- машинисты 18 18 10 11 10,97 14,63 10,41 11,22
операторы машинного доения, дояры 30 23 26 25 18,29 18,7 27,1 25,53
скотники  КРС 45 27 28 28 27,44 21,95 27,08 28,57
служащие , из них:
-руководители
-специалисты
18 4
5
10 3
5
11 3
4
12 3
5
10,97 1,8
2,4
8,13 2,44
4,06
11,45 3,13
4,16
12,24 3,06
5,1
Прочие  работники 26 22 11 11 15,85 17,88 11,45 11,22
                                                  
     Проанализировав таблицу 4, можно сказать, что общая  численность работников от 2007 по 2010 год сократилось на 59,7%, сокращение коснулось трактористов- машинистов 61,1%, скотников КРС на 38%, служащих на 39%, руководителей-  на 25%, прочих работников - на 57,69%.. Несмотря на сокращение штата работников, предприятие эффективно развивается, наращивая производство, используя современные технологии.
Рассмотрим  в таблице 5.  анализ и полноту  использования трудовых ресурсов, уровень  производительности труда, а также  трудоемкость каждого вида продукции  за 3 года.
Таблица 5.           Анализ эффективности использования трудовых ресурсов хозяйства за 2007-2010гг                                                                                                       
Показатели  2007 2008 2009 2010 Абсол  отклон (+, -) Темп прироста (+, -)
1. Среднегодовая  численность рабочих, чел 164 123 96 98 -36,33 -58,5
2.Отработано  дней одним рабочим за год,  тыс. чел-дней 39 28 20 21 -10 -51,2
3. Отработано  часов одним рабочим за год,  тыс. чел- часов 309 225 164 168 -76,33 -53
4. Средняя  продолжительность  рабочего  дня, часов 7,9 8,03 8,2 8 +0,14 +103,7
5.Производительность труда (ВП на одного работника);                                        -среднегодовая, тыс. руб 400,04 554,41 1096,3 1080,85 +382,86 +274
- среднедневная  , тыс. руб. 10,26 19,8 54,81 51,47 +23,83 +534,3
- среднечасовая  , руб. 130 247 668 643 -6,04 +514,6
6.Трудоемкость  одного ц , чел- часов  -зерно 0,028 0,05 0,006 0,0065 -0,0054  
-молоко ( прирост) 0,34 0,15 0,106 0,102 -0,1655  
-картофель 0,2 0,92 0,14 0,09 +0,138  

ВП – валовой  продукт, Т ч\ч- отработано за 1 год  одним работником чел/часов.   
Таблица 6.                     Валовая продукция в текущих  ценах.                                      
     показатель 2007 2008 2009 2010
Валовая продукция в текущих ценах, тыс. руб. 65608 68193 105245
    105924
Отсюда,  производительность труда  на одного работника ( среднегодовая) составит: 65608/309 = 404,04тыс.руб. (2007г); среднедневную производительность труда найдем разделив среднегодовую производительность на количество отработанных дней одного работника в году: 404,04/39 = 10,26тыс. руб.; среднечасовую производительность труда  определим разделив производительность труда среднедневную на количество отработанных часов в день 1 рабочего: 10.2 /7,9 = 1,3 тыс руб. По аналогии найдем эти показатели за 2008,2009,  2010 году и внесем в таблицу.
                                                                            
где ?- вид продукции.
Таблица 7.       Валовой  сбор  продукции  ООО   Племзавод  «Заврзино» и   затраты  рабочей     силы по направлениям деятельности  на 2007- 2010гг    
Валовой сбор продукции (ц) 2007 2008 2009 2010
молоко 70195 80652 86600 91900
зерно 213990 88589 335260 335730
картофель 30852 4900 23000 23800
задействованы рабочие по направлениям    
трактористы- машинисты 18 18 10 11
операторы машинного доения 30 23 26 25
скотники  КРС 45 27 28 28
специалисты - растениеводства
-животноводства
 
2 3
 
2 3
 
2 2
 
2 3
Трудоемкость  зерна рассчитаем так: (2007г) на производстве зерна задействованы трактористы 18 человек и 2 специалиста, итого 20 человек, отработано 1 рабочим за год 309 тыс чел/часов, отсюда всего чел /час в растениеводстве отработано 309*20 = 6180тыс. ч/час
Т = 6180/213990 =0,028чел /час (одного ц зерна).                                                                                     
     Анализ  эффективности использования трудовых ресурсов в хозяйстве ООО Племзавод «Заварзино», как  видим из таблицы, говорит о рациональном использовании труда работников, с уменьшением количества работников на 58,8% и небольшим увеличением продолжительности рабочего дня  (8 час в день), производительность труда по абсолютному отклонению имеет положительную динамику (+382,86), трудоемкость 1 ц зерна уменьшилась с 0.028 до – 0,0054( абсолютное отклонение  по зерну  составляет -0,0054); молока от 0,4 до  0,102 (абсолютное отклонение  составляет -0,1655); картофеля от 0,2 до 0,09 ( абсолютное отклонение составляет +0,138), что говорит о продуманной расстановке кадров и использовании современных технологий.
На 2011 год  следует продолжить работу с кадрами  в том же составе, поэтому запланировать затраты на оплату труда в растениеводстве:
Задействованы в растениеводстве трактористы- машинисты 11 человек, специалисты растениеводства 2 человека.
Проведем  расчет затрат на заработную плату  и отчисления на социальные нужды  по таблице  8.
Таблица 8.  Расчет затрат на заработную плату и отчисления на социальные нужды в растениеводстве                                                                                   
Наименование  затрат 2007 2008 2009 2010 Планирование  на 2011г
Затраты на оплату труда тыс. руб 1065 650 902 988 1092
Отчисления  на социальные нужды тыс. руб 240 146 203 222.5 225.2
Количество  работников  чел. 20 20 12 13 13
затраты на 1 работника тыс. руб в год 53,25 32,5 75.16 76 84
Итак, заработная плата на 1 работника должна расти, так как прожиточный минимум растет, поэтому средняя заработная плата будет составлять 84 тыс рублей в год, а заработная плата всех работников , занятых в растениеводстве -1092тыс. рублей.
Отработает  каждый человек   168 тыс. ч/часов  в год со средней продолжительностью рабочего дня- 8 час.
Основными источниками резервов роста производительности труда станет:
      - использование возможностей увеличения  объема производства продукции;
      - сокращение затрат труда на  производство продукции за счет  механизации и автоматизации производства, совершенствования организации, повышения уровня интенсивности труда, использование современных технологий обработки почвы и т.д. 
 

3. АНАЛИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ В ООО ПЛЕМЗАВОД «ЗАВАРЗИНО»
3.1.Сложившаяся структура  управления, ее достоинства и недостатки.
      Под организационной структурой понимается состав и соотношение подразделений  хозяйства, и их организационные  формы. Организационная структура  управления представляет собой совокупность подразделений хозяйства производственного, вспомогательного, культурно-бытового и хозяйственного назначения, осуществляющих свою деятельность на основе кооперации и разделения труда  внутри  сельскохозяйственного предприятия.
        К таким структурным единицам  (звеньям) относятся: отделения, производственные участки, бригады, фермы, ремонтные мастерские, энергетическое хозяйство, строительный цех, складское и      сушильно-зерноочистительное хозяйство, детские сады, столовые и т. д..    
Организационная структура в  ООО Племзавод «Заварзино» построена на отраслевом принципе организации производства. Цеховые (отделенческие) структуры управления являются наиболее совершенной разновидностью организационных структур иерархического типа и даже порой их считают чем-то средним между бюрократическими и адаптивными структурами.
 На  отделение возлагается ответственность  за производство и сбыт определенной  продукции и получение прибыли,  в результате чего управляющий  персонал верхнего эшелона компании  высвобождается для решения стратегических задач. Высший руководящий орган компании оставляет за собой право жёсткого контроля по общекорпоративным вопросам стратегии развития, научно-исследовательских разработок, финансов, инвестиций. Следовательно, для цеховых структур характерно сочетание централизованного стратегического планирования в верхних эшелонах управления и децентрализованной деятельности отделений, на уровне которых осуществляется оперативное управление и которые ответственны за получение прибыли. Цеховой подход обеспечивает более тесную связь производства с потребителями, существенно ускоряя его реакцию на изменения, происходящие во внешней среде. Цеховые структуры характеризуются полной ответственностью руководителей отделений за результаты деятельности возглавляемых ими подразделений. Структуризация компании по отделениям производится, как правило, по одному из трёх принципов: по продуктовому - с учётом особенностей выпускаемой продукции или предоставляемых услуг; в зависимости от ориентации на конкретного потребителя и по региональному - в зависимости от обслуживаемых территорий.
Преимущества  цеховых организационных структур:
·  использование  цеховых структур позволяет компании уделять конкретному продукту, потребителю или географическому региону столько же внимания, сколько уделяет небольшая специализированная компания;
·   уменьшение сложности управления, с  которой сталкиваются управляющие  высшего звена;
·   отделение оперативного управления от стратегического, в результате чего высшее руководство компании концентрируется на стратегическом планировании и управлении;
·  перенесение  ответственности за прибыль на уровень  дивизионов, децентрализация принятия оперативных управленческих решений;
·     улучшение коммуникаций;
·     развитие широты мышления, гибкости восприятия и предприимчивости руководителей отделений.
Недостатки:
·       цеховые структуры управления привели  к росту иерархичности;
·       противопоставление целей отделений  общим целям развития компании;
·      возможность возникновения межотделенческих конфликтов, в частности, в случае дефицита централизованно распределяемых ключевых ресурсов;
·   невысокая координация деятельности отделений, штабные службы разобщены, горизонтальные связи ослаблены;
·    неэффективное использование ресурсов, невозможность их использовать в полной мере в связи с закреплением ресурсов за конкретным подразделением;
·     увеличение затрат на содержание управленческого  аппарата вследствие дублирования одних и тех же функций и увеличения численности персонала;
·       затруднение осуществления контроля сверху донизу.
Исходя  из существующей организационной структуры, формируется аппарат
управления. Аппарат управления в хозяйстве комплектуется на общем собрании  акционеров. Выбирается директор ООО, Правление Общества. Директор ООО  назначается на общем собрании акционеров сроком на пять лет. По предоставлению директора  собрание утверждает состав Правления Общества, состоящего из руководителей основных подразделений. Правление является исполнительным органом. Директор председательствует на заседаниях Правления. В период между собраниями акционеров Правление руководит всей деятельностью общества в пределах компетенции, определённой Уставом предприятия. Заседание Правления проводится по мере необходимости. Директор вправе без доверенности осуществлять все действия от имени Общества. Другие члены Правления действуют в пределах компетенции, определённых штатным расписанием или поручением директора. Директор организует ведение протоколов заседаний Правления.
Совет Правления имеет право принимать решения по всем вопросам деятельности Общества и его внутренним делам, за исключением вопросов, отнесённых к исключительной компетенции собрания акционеров. Совет Правления  не имеет права делегировать свои полномочия другим лицам или органам и  имеет следующие полномочия и обязан принимать соответствующие им решения:
    рекомендовать акционерам величину,  условия и порядок увеличения или уменьшения уставного капитала и в письменной форме удостоверить, что увеличение уставного капитала равно справедливой рыночной стоимости соответствующего вклада в уставной капитал Общества;
    утверждать положение о Правлении ООО, представленного Директором;
    принимать нормативные документы, регулирующие отношения внутри Общества;
    принимать правила и регламент проведения заседаний Совета;
    утверждать заключение или прекращение любых сделок, в которых одной стороной выступает Общество, а другой стороной любой акционер, владеющий пакетом акций, составляющим не менее 5% уставного капитала, член Правления или должностное лицо Общества;
    давать акционерам рекомендации относительно создания филиалов, представительств, отделений или дочерних предприятий;
    по согласованию с  Директором назначать, увольнять должностных лиц Правления Общества;
    определять порядок предоставления всех счетов: отчётов, заявлений, системы расчёта прибылей и убытков, включая правила, относящиеся к
    амортизации;
·     определять политику и принимать  решения, касающиеся получения и  выдачи ссуд, займов, кредитов, гарантий;
·       давать рекомендации о размере выплачиваемого акционерам дивиденда;
·        утверждать заключение сделок с активами Общества, размер которых превышает 5% годового оборота предыдущего года в порядке, установленном собранием акционеров.
В хозяйстве, как уже говорилось, получил развитие отраслевой принцип организации производства и управления, при котором одинаковые по специализации  внутрихозяйственные  подразделения, выполняющие работы по производству одного продукта или части его, независимо от территориального расположения, объединяются в одном вторичном внутрихозяйственном подразделении - цехе. Соответственно структура управления называется цеховой или отраслевой.  Цеховая структура управления обладает рядом преимуществ:
Во-первых, она позволяет значительно упростить  организационно-
производственную  структуру хозяйства за счёт создания специализированных цехов. Руководство  цехами осуществляют наиболее квалифицированные специалисты.
Во-вторых, есть возможность поставить оплату труда руководителей отраслей в  зависимость от результатов их производственной деятельности.
В-третьих,  упрощается процесс внутрихозяйственного планирования, учета,
улучшается  контроль  за ходом производства.
      Директор  ООО Племзавод «Заварзино» является председателем совета Правления, а  начальник планово- экономической службы занимает должность заместителя директора по производству. К тому же, начальник планово-экономической службы ещё является главным  экономистом, т. е. на одного человека возложено огромное количество обязанностей, что, естественно, сказывается на результате его работы. Недостатком существующей структуры является невысокая координационная деятельность цехов, горизонтальные связи ослаблены. Существует возможность дублирования функций управления и затруднено осуществление контроля сверху донизу. 

Организационная структура хозяйства представлена на рисунке №1  
 
 Рисунок  №1.  Организационная структура  управления ООО Племзавод «Заварзино». 
 
 
 
 

3.2 Анализ наличия и деятельность служб и отделов по реализации продукции в хозяйстве ООО  Племзавод «Заварзино»
     В результате анализа были выявлены этапы  развития в ООО Племзаводе «Заварзино»  снабженческо-сбытовой  и маркетинговой деятельности. Модель службы в ООО Племзаводе «Заварзино» централизованная, имеет форму управления  сбытом и снабжением централизованно, специализация товарно- функциональная.
     Должностной состав возглавляет директор ООО, имеется  специалист по снабжению, экономист  и 2 главных специалиста : по растениеводству  и животноводству. ( численность  персонала с маркетинговыми обязанностями -5 человек).
     В целом, анализ позволил сделать несколько  актуальных выводов, имеющих научную  и практическую значимость:
     - маркетинговую службу целесообразно  создавать на базе службы снабжения  и сбыта предприятия;  - в маркетинговую службу целесообразно трансформировать постепенно;- в хозяйствах небольших размеров маркетинговые функции могут выполняться двумя работниками - руководителем сельхозпредприятия и специалистом по маркетингу; - в хозяйствах средних и крупных размеров наличие службы маркетинга обязательно; - рациональная численность службы маркетинга в хозяйствах средних и крупных размеров составляет 4-5 человек.
     В настоящее время в предприятии  маркетинговая деятельность не получила широкого распространения. Это связано  с отсутствием квалифицированных специалистов - маркетологов и единого информационного пространства, неразвитостью маркетинговой инфраструктуры, низким уровнем знаний руководителей и специалистов в области маркетинга, а также ощущением устойчивого развития и стабильности на предприятии.
     Особенности маркетинга в аграрном комплексе  тесно связаны со спецификой сельскохозяйственного  производства, которая характеризуется  разнообразием ассортимента продукции  и участников рынка, а также многообразием  организационных форм хозяйствования. Цели функционирования  агропромышленного предприятия должны увязываться с выполнением комплекса функций маркетинга, сущность которых заключается в следующем: во-первых, ориентация на рынок сбыта, что предполагает изучение его объектов и субъектов, в качестве которых выступают потребители, конкуренты, сведения о конъюнктуре рынка и товаре; во-вторых, влияние на рынок путем его изучения и анализа, приспособления к рыночным условиям; в-третьих, организация системы сбыта конкурентной продукции, сбора и обработки информации; в-четвертых, ориентация на достижение долгосрочного коммерческого успеха, что предполагает подчиненность краткосрочных интересов целям долгосрочного стабильного преимущества на рынке.
     Вместе  с тем, маркетинговые функции  основываются на совокупности таких принципов как: изучение состояния и динамики потребительского спроса и использование полученных данных в процессе разработки и принятия хозяйственных решений; максимальное приспособление производства к требованиям рынка с целью повышения эффективности функционирования предприятия, критерием чего выступает обобщающий показатель хозяйственной деятельности - прибыль; воздействие на рынок и потребительский спрос с помощью таких средств, как реклама, пропаганда, стимулирование сбыта и личная продажа.
     На  предприятии ООО Племзавод «Заварзино»  в настоящее время используются пока отдельные функции и стратегии  маркетинговой деятельности, которые  не дают должного эффекта. Существующая экономическая ситуация в регионе  не позволяет большинству товаропроизводителей применять всю систему маркетинга .
     ООО Племзавод «Заварзино» осуществляет маркетинговую деятельность, направленную на реализацию товарной и сбытовой стратегий, всю систему маркетинга пока не применяет.
     Основными проблемами, сдерживающими развитие агромаркетинга, являются неразвитая рыночная инфраструктура, недостаток квалифицированных кадров, владеющих опытом маркетинговой работы, отсутствие полной информации о состоянии внутреннего и внешних рынков продукции сельскохозяйственного происхождения, недостаток материально-технических и финансовых ресурсов для создания и функционирования службы маркетинга в предприятии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.3 Анализ методов  управления и оперативного  руководства
     Управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой, это значит: планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений.  Для осуществления вышеперечисленных мероприятий, необходимо учитывать большую роль тех, от кого зависит эффективность проведения маркетинговой стратегии, а именно субъектов маркетинга, которые включают производителей и организации обслуживания, оптовые и розничные торговые организации, специалистов по маркетингу и различных потребителей. Важно отметить, что хотя ответственность за выполнение маркетинговых функций может делегироваться и распределяться различными способами, совсем ими в большинстве случаев пренебречь нельзя, они должны обязательно кем-то выполняться.
     Процесс маркетинга начинается с изучения покупателя и выявления его потребностей, а завершается приобретением  товара покупателем и удовлетворением  его выявленных потребностей. Этого можно добиваться разными способами.  Способ интенсификации коммерческих усилий, предполагает, что потребители будут покупать предлагаемые товары в достаточном объеме лишь в том случае, если компанией приложены определенные усилия по продвижению товаров и увеличению их продаж.
     Следует иметь в виду, что на практике реализация сбытовой концепции связана с навязыванием покупки, причем продавец стремится, во что бы то ни стало заключить сделку, а удовлетворение потребностей покупателя является второстепенным моментом. Концепция сбыта может быть эффективной в течение длительного времени, что объясняется следующими причинами: а) многие покупатели считают, что они в состоянии защитить свои интересы; б) покупатели, неудовлетворенные покупкой, вскоре забывают о своем чувстве неудовлетворенности и едва ли будут обращаться с жалобой в общество, защищающее их интересы; в) всегда имеется достаточно большое число потенциальных покупателей. Данный способ  применялся  и в ООО Племзаводом «Заварзино» в течение ряда лет. Начиная с 2009 года на предприятии используется Концепция маркетинга. Эта концепция приходит на смену сбытовой концепции и изменяет ее содержание. Разница между сбытовой концепцией и концепцией маркетинга состоит в следующем: деятельность, основанная на сбытовой концепции, начинается с имеющегося в распоряжении фирмы товара. При этом главной задачей является достижение объема продаж, необходимого для получения прибыли, за счет проведения различных мероприятий по стимулированию сбыта. Деятельность же, основанная на концепции маркетинга, начинается с выявления реальных и потенциальных покупателей и их потребностей. Фирма планирует и координирует разработку определенных программ, направленных на удовлетворение выявленных потребностей. Пока эта работа еще развита не в полной мере ( нет специалиста – маркетолога, знания в этой области у главных специалистов очень приблизительные, и каждый имеет круг своих основных должностных обязанностей, которые не позволяют сосредоточится на маркетинговых исследованиях в полной мере)
     Руководит всей службой маркетинга директор ООО Племзавода «Заварзино», однако специалиста- маркетолога с его функциональными обязанностями в организации нет. «Маркетолог — специалист, основным результатом деятельности которого является устойчивое функционирование и развитие организации в конкурентной среде на основе гармонизации интересов потребителей и организации». Маркетолог — отдельная специальность со своими функциональными обязанностями.
     Конечно, четкого списка данных обязанностей нет, но попытаемся обобщенно их сформулировать:
    тщательное изучение товара или услуги своей фирмы и ее особенностей;
    изучение потребителей данного товара, их сегментация;
    изучение рынков сбыта и их специфики;
    анализ конкурентов и их деятельности;
    прогноз спроса и его динамики;
    формирование товарного ассортимента;
    участие в ценообразовании и др.
       Директор часто говорит - я и есть маркетолог, я сам проведу исследование, сам могу дать рекламу там, где надо, смогу оценить конкурентов... Могут ли на самом деле настоящие руководители выполнять функции маркетологов сами?
     - В принципе, могут. Все, кто обучался в наших университетах по специальностям, связанным с экономикой, изучали и маркетинг, и менеджмент, коммерческую деятельность, стратегическое планирование, психологию, мат. анализ, но в полной мере заменить маркетолога  директор не может в силу своей загруженности, приблизительных знаний по маркетингу.
    Планово- экономический отдел находится в подчинении директора, занимается планированием, выполнением и контролем за сбытом, оценкой рисков и прибылей, эффективности принятых  решений. Проводит анализ и планирование  выпуска продукции на предприятии,  изучение существующих и планирование будущих товаров, то есть разработкой концепции создания новых товаров и модернизации старых,  обеспечение ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней цен на поставляемые товары, определением “технологии” использования цен, кредитов, скидок и т. п.
 
    Зам. директора по сбыту имеет функциональные обязанности:
       -анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входит рынок. В итоге анализа формируется банк данных для оценки окружающей среды и ее возможностей:
-анализ  потребителей, как реальных, так  и потенциальных. Данный анализ  заключается в исследовании потребностей  людей  в широком смысле  этого  понятия и процессов приобретения ими как нашего, так и конкурирующих товаров;
- планирование  товародвижения и сбыта, включая  создание, при необходимости, соответствующих  собственных сбытовых сетей со  складами и магазинами и агентских  сетей;
Начальник цеха животноводства  занимается поставкой готовой продукции животноводства для реализации  ( выращивание КРС,  откорм молодняка КРС, переработка продукции животноводства  в колбасном цеху, полставка молока и молочной продукции) в соответствии с плановым заданием.
Начальник цеха растениеводства занимается поставкой готовой продукции  растениеводства  для реализации  ( выращивание зерновых и овощных культур в соответствии с плановым заданием, снабжение столовой необходимым количеством овощей и т.д)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.